Рабочая программа_Изобразительное искусство

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр внешкольной работы «Новая Авеста»
(МБУ ДО Центр «Новая Авеста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
художественной направленности
«Изобразительное искусство»
на 2024-2025 учебный год
Возраст обучающихся 9,6 – 10,6 лет
1 год обучения (144 часа)
№ групп: 1
Уровень: стартовый

Автор-составитель:
Шулика Светлана Анатольевна
Педагог дополнительного образования

г. Екатеринбург, 2024 г.

Содержание
Наименование

Стр.

1.

Пояснительная записка

3

2.

Цель и задачи программы

3

3.

Планируемый результат

4

4.

Содержание программы

5

5.

Календарно-тематический план

8

6.

Условия реализации программы

11

7.

Список литературы

12

Приложения

14

2

1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Изобразительное искусство».
Направленность рабочей программы - художественная.
Уровень рабочей программы: базовый
Адресат программы: обучающиеся 9,6-11,6 лет.
Количество обучающихся в группе: 17 человек.
Объем и срок освоения рабочей программы. 1 год обучения, 144 часа в год.
Периодичность и продолжительность занятий: 2 раза в неделю по 2 часа на группу, 1 час
равен 45 минутам.
Форма обучения: групповая.
Виды занятий: беседа, практическое занятие.
Формы подведения результатов: просмотры работ.
Особенности организации образовательной деятельности:
группы формируются из обучающихся одного возраста; состав группы постоянный,
специального отбора в группы не проводится.
Учебный год начинается с 15 сентября.
Рабочую программу реализует педагог дополнительного образования.
Рабочая программа «Изобразительное искусство» реализуется в течение всего
учебного года, включая каникулярное время.
2.

Цель и задачи рабочей программы

Цель: формирование художественной культуры обучающихся, как неотъемлемой части
культуры духовной на основе изучения искусства Древнего мира.
Задачи:
Обучающие:
- дать ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью;
- ознакомить обучающихся с художественной деятельностью, с разнообразными
формами выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по
представлению); декоративная и конструктивная работа;
- обсуждение работ, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы
на занятиях;
- изучение художественного наследия Древнего мира;
Развивающие:
- развивать интерес к искусству Древнего мира;
- развивать навыки создания собственных композиционных работ;
- нарабатывать навыки работы художественными материалами;
- нарабатывать навыки вычерчивания разверток геометрических тел (куба, пирамиды,
усеченной пирамиды, параллелепипеда);
- развивать воображение, фантазию, творчество, образное, ассоциативное мышление.
Воспитательные:
- широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей
действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей
реальности является важным условием освоения обучающимися программного материала.
3

3.

Планируемые результаты

Метапредметные:
- получен навык самоорганизации и самоконтроля;
- получен опыт использования наблюдения для применения в своей практической
работе;
- приобретен опыт принятия коллективного решения во время проведения просмотра
работ.
Личностные:
- получен навык коллективной работы;
- приобретен позитивный опыт эмоционального наблюдения;
- формируется готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- получено представление о искусстве древних цивилизаций, эмоциональной
отзывчивости в процессе изучения.
Предметные:
- владеет навыком компоновки в листе, при выполнении композиций и зарисовок;
- имеет навык вычерчивания разверток геометрических тел: куба, пирамиды,
усеченной пирамиды, параллелепипеда, цилиндра;
- имеет представление о достижениях искусства разных периодов Древнего мира.
Обучающиеся должны знать:
- в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и
общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в
произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств,
характеризовать их специфику; сформированность представлений о искусстве Древнего
мира, о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
- в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе,
человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах
искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение
эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного);
проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
- в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных
особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных
эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественнотворческой деятельности;
- в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства
художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной
деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с
использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Обучающиеся должны научиться:
- работать с гуашью, акварелью; в живописной работе использовать основные и
составные цвета;
- работать в графике, использует тоновые градации, линии, фактуры;
- чертить развертки геометрических тел (куба, пирамиды, усеченной пирамиды,
параллелепипеда);
4

- лепить объемную скульптуру, скульптурный рельеф;
- составлять орнамент;
- организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность,
выбирать средства для реализации художественного замысла;
- оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и
одногруппников.
4.
Содержание учебного (тематического)
I.
«Искусство Древнего мира»
Тема 1. «Семь чудес света». Зарисовки. Графика.
Теория: Знакомство с памятниками древнего искусства.
Практика:
Составление
композиции,
исполнение
графическими
средствами
выразительности.
Тема 2. «Сфинкс». Скульптура. Пластилин.
Теория: Ознакомление с древней скульптурой.
Практика: Выполнение объемной скульптуры.
Тема 3 «Храмовая архитектура Древнего Египта». Зарисовки. Карандаш.
Теория: Изучение особенностей храмовой архитектуры Египта
Практика: Зарисовки архитектурных элементов
Тема 4. «Врата храма». Макет. Бумага, картон.
Теория: Изучение форм и пропорций. Изучение скульптурных, декоративных элементов.
Практика: Вычерчивание разверток частей врат. Склеивание частей. Выполнение
дополнительных элементов. Соединение частей. Выполнение основы.
Тема 5. «Одежда Египтян». Зарисовки. Фломастер.
Теория: Изучение видов одежды египтян.
Практика: Изображение видов одежды египтян.
Тема 6. «Мифы Древнего Египта». Композиция. Акварель.
Теория: Знакомство с мифологией.
Практика: Выбор сюжета. Компоновка в листе. Цветовое решение композиции.
Тема 7. «Зодчий Хесира». Скульптурный рельеф. Пластилин.
Теория: Изучение скульптурного наследия Древнего Египта. Изучение пропорций фигуры.
Практика: Выполнение методом налепа фигуры зодчего. Выполнение элементов одежды,
прически, инструментов зодчего.
Тема 8. «Царский головной убор». Прорезная графика. Бумага.
Теория: Изучение формы, пропорций и составляющих элементов.
Практика: Изображение головы и убора. Выполнение прорезных деталей, наклеивание на
фон.
Тема 9. «Орнаменты». Аппликация. Цветная бумага.
Теория: Схемы составления орнаментов.
Практика: Выбор мотива. Выполнение деталей, соединение элементов композиции.
Тема 10. «Ордерная система». Зарисовки. Графика.
Теория: Ознакомление с системой ордеров.
Практика: Зарисовки элементов ордерной системы.
Тема 11. «Храм Ники». Макет. Бумага, картон.
Теория: Ознакомление с памятником Древнего мира.
5

Практика: Выполнение разверток основных объемов. Склеивание основных объемов.
Выполнение разверток дополнительных объемов и элементов. Склеивание, соединение
деталей макета.
Тема 12. «Одежда древних греков». Зарисовки. Фломастеры.
Теория: Изучение видов одежды древних греков.
Практика: Изображение видов одежды древних греков.
Тема 13. «Причёски, головные уборы». Зарисовки. Карандаш.
Теория: Изучение причесок и головных уборов греков.
Практика: Изображение причесок и головных уборов греков.
Тема 14. «Оружие, доспех». Зарисовки. Карандаш.
Теория: Изучение доспеха и оружия древних греков.
Практика: Изображение доспеха и оружия древних греков.
Тема 15. «Древнегреческие воины». Графическая композиция. Тушь, перо.
Теория: Изучение способов компоновки фигур в листе; движения и пропорций.
Практика: Компоновка фигур в листе. Изображение фигур графическими средствами
выразительности. Тоновое решение композиции.
Тема 16. «Скульптура Древней Греции». Кариатида. Пластилин.
Теория: Ознакомление с портиком кариатид храма Эрехтейон.
Практика: Выполнение круглой скульптуры на вертикальной основе. Офактуривание,
проработка мелких деталей.
Тема 17. «ДПИ Древней Греции». Амфора. Цветная бумага.
Теория: Изучение формы древнегреческой амфоры.
Практика: Выполнение задания в технике аппликации или прорезной графики.
Тема 18. «Орнаменты». Цветная бумага.
Теория: Изучение древнегреческих орнаментов.
Практика: Выполнение задания в технике аппликации или прорезной графики.
Тема 19. «Герои Эллады». Живописная композиция. Акварель.
Теория: Ознакомление с древне – греческой мифологией.
Практика: Выбор сюжета, составление композиции. Живописное решение фона. Цветовое
решение основных элементов композиции.
Тема 20. «Древнегреческий театр». Маска. Бумажная пластика.
Теория: История возникновения театра. Использование и значение масок.
Практика: Методы работы в технике бумажный рельеф. Выполнение маски по собственному
замыслу. Декоративное решение элементов маски.
Тема 21. «Архитектура Древнего Рима». Зарисовки. Графика.
Теория: Римская архитектурная ячейка – арка. Виды построек.
Практика: Зарисовки римских построек.
Тема 22. «Триумфальная арка». Макет. Бумага, картон.
Теория: Изучение видов арок, их назначения.
Практика: Выполнение разверток основных объемов.
Склеивание основных объемов. Выполнение разверток дополнительных объемов.
Склеивание дополнительных объемов. Соединение частей макета.
Тема 23. «Римская тога». Линейная графика. Тушь, перо.
Теория: Изучение особенностей римской тоги.
Практика: Изображение мужской и женской тоги.
6

Тема 24. «Римские воины». Композиция. Смешанная техника.
Теория: Изучение видов оружия и доспеха.
Практика: Изображение воинов. Выполнение подмалевка.
Выполнение графической части работы.
Тема 25. «Римские геммы». Скульптурный рельеф. Пластилин.
Теория: Ознакомление с видами римской геммы.
Практика: Выбор изображения. Выполнение основных элементов методом налепа.
Офактуривание.
Тема 26. «Римский скульптурный портрет». Скульптура. Пластилин.
Теория: Ознакомление с видами скульптурного портрета.
Практика: Выбор изображения. Выполнение основных элементов.
Выполнение частей лица, прически, головного убора.
Тема 27. «Фаюмский портрет». Подражание фаюмским мастерам. Гуашь.
Теория: Изучение особенностей изображения лица.
Практика: Компоновка головы в листе, выполнение живописного фона.
Цветовое решение лица, одежды, прически.
II.
Обще художественная подготовка:
Тема 28. «Весенний букет». Этюд. Акварель.
Теория: Компоновка. Манера исполнения.
Практика: Работа под диктовку. Манера письма акварелью «от пятна» и «наложение»
Тема 29. «Яблоки. Цветы». Работа по фотоматериалам. Акварель.
Теория: Компоновка. Манера исполнения.
Практика: Самостоятельное выполнение работы по фотоматериалам. Манера письма
акварелью «от пятна» и «наложение»
Тема 30. «Ветка боярышника. Бабочка боярышница». Работа по фотоматериалам.
Пастель.
Теория: Компоновка предметов. Цветовое решение.
Цветовое решение. Усиление главных элементов.
Практика: Выполнение работ в графической и живописной манерах.
Тема 31. «Натюрморт с овощами». Работа с натуры. Пастель.
Теория: Компоновка предметов. Цветовое решение.
Практика: Компоновка предметов. Цветовое решение. Усиление главных элементов.
Тема 32. «Умозрительный натюрморт». Графика. Карандаш.
Теория: Компоновка предметов. Цветовое решение.
Практика: Компоновка и построение предметов. Определение освещенных и теневых
участков. Выполнение работы в тоне (штриховка).
Тема 33. «Тоновые градации». Композиция. Карандаш.
Теория: Шкала тоновых градаций.
Практика: Выполнение работы в тоне.
Тема 34. «Законы цветового круга». Композиция. Гуашь.
Теория: Ознакомление с законами цветового круга.
Практика: Выполнение композиции с использованием контрастных цветов.
Тема 35. «Куб с открытыми гранями». Макет. Белая бумага.
Теория: Варианты внутреннего пространства куба.
Практика: Вычерчивание развертки куба с открытыми гранями, склеивание.
7

Выполнение объемной композиции внутреннего пространства куба.
Тема 36. Упражнение на совмещение манер письма «от пятна» и «наложение».
Акварель.
Теория: Варианты совмещения.
Практика: Выполнение упражнений по образцу.
Тема 37. «Весеннее настроение». Композиция с птицами. Акварель.
Теория: Строение птиц. Компоновка. Цветовое решение.
Практика: Выбор композиции. Компоновка в листе. Выполнение фона в живописной манере.
Цветовое решение композиции. Выявление главных элементов живописными средствами
выразительности.
III.
Творческая студия.
Практика: Выполнение работ по собственному замыслу.
IV.
Обобщение темы:
Практика: Просмотр работ, отбор работ на выставку.
5. Календарный тематический план
«Искусство Древних цивилизаций»

№

Дата

1

09.01.2025

Форма
занятия
Практическое занятие.

2

14.01.2025

3

Кол-во час
теор практ

Тема занятия

0,3

1,7

Практическое занятие.

0,2

1,8

Инструктаж по ТБ.
«Семь чудес света».
«Семь чудес света».

16.01.2025

Практическое занятие.

0,2

1,8

«Сфинкс».

4

21.01.2025

Практическое занятие.

0,3

1,7

5

23.01.2025

Практическое занятие.

0,2

1,8

6

28.01.2025

Практическое занятие.

0,5

1,5

«Храмовая
архитектура
Древнего Египта».
«Храмовая
архитектура
Древнего Египта».
«Врата храма».

7

30.01.2025

Практическое занятие.

0,5

1,5

«Врата храма».

8

04.02.2025

Практическое занятие.

0,5

1,5

«Врата храма».

9

06.02.2025

Практическое занятие.

0,5

1,5

«Врата храма».

10

11.02.2025

Практическое занятие.

0,3

1,7

«Одежда Египтян».

11

13.02.2025

Практическое занятие.

0,3

1,7

12

18.02.2025

Практическое занятие.

0,2

1,8

13

20.02.2025

Практическое занятие.

0,3

1,7

«Мифы Древнего
Египта».
«Мифы Древнего
Египта».
«Зодчий Хесира».

Форма
контроля
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
8

14

25.02.2025

Практическое занятие.

0,2

1,8

«Зодчий Хесира».

15

27.02.2025

Практическое занятие.

0,2

1,8

16

04.03.2025

Практическое занятие.

0,2

1,8

17

06.03.2025

0,3

1,7

18

11.03.2025

0,2

1,8

«Весенний букет»

19

13.03.2025

Беседа.
Практическое занятие.
Беседа.
Практическое занятие.
Практическое занятие.

«Царский головной
убор».
«Царский головной
убор».
«Орнаменты».

0,2

1,8

«Яблоки. Цветы».

20

18.03.2025

Практическое занятие.

0,2

1,8

21

20.03.2025

Практическое занятие.

0,3

1,7

22

25.03.2025

Практическое занятие.

0,2

1,8

23

27.03.2025

Практическое занятие.

0,4

1,6

24

01.04.2025

Практическое занятие.

0,4

1,6

25

03.04.2025

Практическое занятие.

0,3

1,7

26

08.04.2025

Практическое занятие.

27

10.04.2025

Практическое занятие.

0,4

1,6

28

15.04.2025

Практическое занятие.

0,3

1,7

29

17.04.2025

Практическое занятие.

2,0

«Ветка боярышника.
Бабочка
боярышница»
«Натюрморт с
овощами».
«Натюрморт с
овощами».
«Умозрительный
натюрморт».
«Умозрительный
натюрморт».
«Тоновые
градации».
«Тоновые
градации».
«Куб с открытыми
гранями».
«Куб с открытыми
гранями».
Обобщение темы

30

22.04.2025

Творческая студия.

2,0

31

24.04.2025

Творческая студия.

2,0

32

29.04.2025

Практическое занятие.

2,0

33

06.05.2025

Практическое занятие.

0,3

1,7

34

13.05.2025

Практическое занятие.

0,2

1,8

35

15.05.2025

Практическое занятие.

0,3

1,7

«Ордерная система
Древней Греции».
«Ордерная система
Древней Греции».
«Храм Ники».

36

20.05.2025

Практическое занятие.

0,3

1,7

«Храм Ники».

37

22.05.2025

Практическое занятие.

0,2

1,8

«Храм Ники».

38

27.05.2025

Практическое занятие.

0,2

1,8

«Храм Ники».

2,0

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Обобщение темы

наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Предъявление
работ.
Предъявление
работ.
Предъявление
работ.
Предъявление
работ.
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
9

39

29.05.2025

Практическое занятие.

0,3

1,7

40

02.09.2025

Практическое занятие.

0,3

1,7

41

04.09.2025

Практическое занятие.

0,3

1,7

42

09.09.2025

Практическое занятие.

0,3

1,7

43

11.09.2025

Практическое занятие.

44

16.09.2025

Практическое занятие.

45

18.09.2025

Практическое занятие.

46

23.09.2025

Практическое занятие.

0,3

1,7

47

25.09.2025

Практическое занятие.

0,3

1,7

«Древнегреческие
воины».
«Древнегреческие
воины».
«Скульптура
Древней Греции».
«Скульптура
Древней Греции».
«ДПИ Древней
Греции».
«Орнаменты».

48

30.09.2025

Практическое занятие.

0,3

1,7

«Герои Эллады».

49

02.10.25

Практическое занятие.

2,0

«Герои Эллады».

50

07.10.25

Практическое занятие.

0,3

1,8

51

09.10.25

Практическое занятие.

0,2

1,8

52

14.10.25

Практическое занятие.

0,2

1,8

53

16.10.25

Практическое занятие.

0,2

1,8

54

21.10.25

Практическое занятие.

2,0

55

23.10.25

Творческая студия.

2,0

56

28.10.25

Практическое занятие.

2,0

57

30.10.25

Практическое занятие.

0,2

1,8

«Древнегреческий
театр».
«Древнегреческий
театр».
«Архитектура
Древнего Рима».
«Триумфальная
арка».
«Триумфальная
арка».
«Триумфальная
арка».
«Триумфальная
арка».
«Римская тога».

58

06.11.25

Творческая студия.

0,2

1,8

«Римские воины».

59

11.11.25

Практическое занятие.

2,0

«Римские воины».

60

13.11.25

Практическое занятие.

0,2

1,8

«Римские геммы».

61

18.11.25

Практическое занятие.

0,3

1,7

62

20.11.25

Практическое занятие.

«Римский
скульптурный
портрет».
«Римский
скульптурный

2,0
0,3

1,7
2,0

2,0

«Одежда древних
греков».
Инструктаж по ТБ.
«Причёски,
головные уборы».
«Оружие, доспех».

наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
10

портрет».
«Фаюмский
портрет».
«Фаюмский
портрет».
Педагогическое
наблюдение

63

25.11.25

Практическое занятие.

64

27.11.25

Практическое занятие.

65

02.12.25

66

04.12.25

Упражнение на
совмещение манер письма
«от пятна» и «наложение».
Акварель.
Практическое занятие.

67

09.12.25

Практическое занятие.

2,0

68

11.12.25

Практическое занятие.

2,0

«Весеннее
настроение».
Композиция с
птицами.
«Весеннее
настроение».
Композиция с
птицами.
Обобщение темы

69

16.12.25

Практическое занятие.

2,0

Обобщение темы

70

18.12.25

Практическое занятие.

2,0

Творческая студия.

71

23.12.25

Практическое занятие.

2,0

Творческая студия.

72

25.12.25

Практическое занятие.

2,0

Творческая студия.

0,2

1,8
2,0

0,4

1,6

0,3

1,7

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Предъявление
работ.
Предъявление
работ.
Предъявление
работ. Выставки
Предъявление
работ. Выставки
Предъявление
работ. Выставки

15 ч. 129 ч.
Итого:

144 часа

6. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
1. Стул ученический (22 штук на группу)
2. Столы ученические – 7 парт, 10 индивидуальных столов;
3. Мольберты – 19 шт.
4. Шкафы (для хранения материалов и инструментов); витрины, планшеты (для
демонстрации выполненных работ);
5. Наглядные пособия;
6. Натурный фонд.
7. Музыкальный центр для прослушивания музыкальных композиций;
8. Компьютер.

11

Кадровое обеспечение:
В реализации общеразвивающей программы участвует 1 специалист:
Шулика Светлана Анатольевна, педагог дополнительного образования.
Квалификационная категория: высшая.
Образование: Высшее
Свердловский архитектурный институт, 1991 год
Специальность – архитектура
Квалификация – архитектор
Дополнительная профессиональная программа переподготовки – «Теория и практика
педагога дополнительного образования»
Педагогический стаж работы – 33 года, по специальности – 33 года, в данном учреждении года.
7. Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Адамчик М.В. Архитектура. Краткий справочник. - Минск: ООО «Харвест», 2003 г.
2. Ардах Филипп. Мифы и легенды древних греков. - М.: Изд-во «Эгмонт Россия Лтд.»,
1997 г.
3. Афонькин С.Ю., Афонькина А.С. Орнаменты народов мира – С - Петербург, Кристалл.1998 г.
4. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка, - М, ЭКСМО, 2003 г.
5. Горбичевский А. Дорический ордер. Архитектура СССР- 1989-№4- с. 92.
6. Горбичевский А. Ионический ордер. Архитектура СССР- 1989-№5- с. 86.
7. Горбичевский А. Коринфский ордер. Архитектура СССР- 1989- №6 - с.94.
8. Гутнов А.Э., Глазычев В.Л. Мир архитектуры – М., Молодая гвардия. 1990 г.
9. Джулиан Фриман. История искусства. - М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ»,
2003 г.
10. Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир! - М. «Просвещение», 1993.
11. Дэвид Салариа, Фиона Макдональд. Города, горожане и цивилизации. - М., «Росмэн»,
1994 г.
12. Дэвид Салариа, Фиона Макдональд. Жилища: хижины, дома, дворцы. - М., «Росмэн»,
1995 г.
13. Дэвид Салариа, Жаклин Морли. Одежда для работы и отдыха. -М., «Росмэн», 1994 г.
14. Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 классы. - М., «Просвещение»,
2015 г.
15. Кон И. Психология самостоятельности. Знание - сила - 1985-№7-с.43.
16. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. - М.
«Просвещение», 1987.
17. Психология процессов художественного творчества. - Ленинград «Наука», 1980.
18. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика. - Ижевск, 1992.
19. Союз художников СССР. Академия педагогических наук СССР. Педагогика искусства и
школа. - М. 1982.
20. Советский энциклопедический словарь. – «Советская энциклопедия» - М. 1981.
21. Уч. пособие «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно –
прикладного искусства». – М., «Мозаика – синтез», 1997 г.
12

22. Хилари Френч. История архитектуры. - М.:ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ»,
2002 г.
Список литературы для обучающихся:
Серия «Узнай мир»:
1. Афонькин С.Ю./Знакомьтесь: Европа. - СПб.: «БКК», 2009.
2. Афонькин С.Ю./Религии мира. - СПб.: «БКК», 2012.
3. Деревенский Б.Г./Древний Рим - СПб.: «БКК», 2010.
4. Дунаева Ю.А./Бабочки. - СПб.: «БКК», 2010.
5. Дунаева Ю.А./Животные из Красной книги. - СПб.: «БКК», 2012.

13

Приложение 1.
Оценочные материалы

Лист самооценки
Дата
Вид задания
занятия

Оценочный лист
Фамилия, имя
№
обучающегося

Живопись

Вид задания

Успех

Графика

Трудности

Импровизация

Дата
занятия

Компиляция

Фамилия, имя
обучающегося

Подражание

№

Творческая
составляющая

Дневник педагогического наблюдения

Примечания

Творческое Сумма
решение
баллов

Место

1
2
3
4

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».