Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр внешкольной работы «Новая Авеста»
(МБУ ДО Центр «Новая Авеста»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
художественной направленности
«Фольклорный театр»
на 2024-2025 учебный год
Возраст обучающихся: 10 - 13 лет
2 год обучения (114 часа)
№ групп: 2
Уровень: базовый
Автор-составитель:
Мурашова Александра Константиновна
Педагог дополнительного образования
г. Екатеринбург, 2024 г.
Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Наименование
Пояснительная записка
Цель и задачи программы 2 года обучения
Планируемый результат 2 года обучения
Содержание программы 2 года обучения
Календарно-тематический план 2 года обучения
Условия реализации программы
Список литературы
Стр.
3
3
4
5
8
14
15
1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Фольклорный театр»
Направленность рабочей программы - художественная.
Уровень рабочей программы: базовый
Адресат программы: обучающиеся 10 - 13 лет.
Количество обучающихся в группе: 8-12 человек.
Объем и срок освоения рабочей программы. 2 год обучения, 114 часов в год.
Периодичность и продолжительность занятий: 2 раза в неделю по 1,5 часу, 1 час равен 45
минутам.
Форма обучения: групповая.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, открытое занятие
Формы подведения результатов беседа, наблюдение, открытое занятие, концерт.
Особенности организации образовательной деятельности:
группы формируются из обучающихся одного возраста; состав группы постоянный,
специального отбора в группы не проводится.
Учебный год начинается с 01 сентября.
Рабочую программу реализует педагог дополнительного образования
Рабочая программа «Фольклорный театр» реализуется в течение всего учебного года,
включая каникулярное время.
2. Цель и задачи рабочей программы 2 года обучения
Цель первого года обучения: создание условий для освоения календарного
музыкального фольклора.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с толкованием времен года и обрядами в русском народном календаре;
- развивать умение петь календарные песни в народной манере;
- обучать игре на шумовых народных инструментах;
- обучать элементам народной хореографии;
- поддерживать желание заниматься песенно-игровым фольклором, совершенствуя
коммуникативные навыки.
Развивающие:
- развитие индивидуальных и творческих способностей обучающихся;
- развитие эстетического и художественного вкуса;
- развитие музыкального слуха, чувства ритма;
Воспитательные:
- познакомить детей с символикой России и Урала, устройством дома, праздниками
народного календаря, жанрами материнского фольклора;
- воспитание общей и музыкальной культуры детей;
- привитие
навыков
дисциплинированности,
организованности,
трудолюбия,
самостоятельности, коммуникативности;
- организация свободного времени и профилактика асоциального поведения
3
3. Планируемые результаты
Базовый уровень
Личностные результаты:
- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области фольклорного искусства:
интерес к народной культуре, бережное отношение к культурному наследию;
- воспитание уважительного отношения к народному творчеству, как своему, так и других
людей;
- развитие самостоятельности в поиске решения различных творческих задач;
- формирование духовных и эстетических потребностей;
- овладение песенными и игровыми навыками традиционного детского фольклора;
- воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
- отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
- сформированность первоначальных представлений о роли фольклора в жизни и духовнонравственном развитии человека;
- ознакомление и освоение песенно-игрового традиционного детского фольклора;
- ознакомление обучающихся с народными традициями, уважительное отношение к ним и
стремление узнать о народной культуре своего края.
Метапредметными результатами освоения курса «Тараторки» 1-го года обучения
являются перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД).
Регулятивные УУД
- Проговаривать последовательность действий на занятии при выполнении творческих
работ.
- Учиться работать по предложенному педагогом плану.
- Учиться совместно с наставником и другими обучающимися давать эмоциональную
оценку деятельности товарищей.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии
оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
наставника.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя ИКТ, свой жизненный
опыт и информацию, полученную на занятиях музыкальным фольклором.
- Сравнивать и группировать произведения детского фольклорного искусства по жанрам.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе определенных
условий самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
- Уметь применять песенно-игровые навыки традиционного детского фольклора:
- донести свою позицию до собеседника;
- оформить свою мысль в устной форме:
- Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях музыкальным
фольклором и следовать им.
4
К концу 2 года обучающиеся могут:
Знать и понимать:
- Жанры календарных песен;
- Приметы и древнерусские прозвища каждого месяца года;
- Названия, обычаи, обряды календарных праздников:
- Семенов день, Осенины-Оспожинки, Воздвиженье, Праздник пчел, Покров, День
Параскевы-Пятницы, Кузьминки, День Федота, Федора, Ивана-Снежника, День ЕкатериныСанницы, Святки, Крещение, День Домового, Сретенье, День Агафьи-коровницы, День
Тимофея-Весновея, Вербное Воскресенье, Егорьев День, Николин День.
- Репертуар песенного и игрового календарного фольклора.
Приобрести навыки:
- - сольного и ансамблевого пения с учетом уральского диалекта;
- - исполнения упражнений на дыхание, артикуляцию, постановку голоса;
- - двигаться в хороводе, исполняя разнообразные виды движений:
- кругом, змейкой, челнок, и д.р.;
- исполнение простых круговых танцев;
- коммуникативного взаимодействия во время проведения игр;
- игры на шумовых народных инструментах (ложки, трещетки, рубель, коробочка) в
соединении с пением;
- сценического поведения: свободно и непринужденно петь для слушателей.
-
Проекты календарных праздников:
Покровская ярмарка
Екатерина-санница
Колядки
Масленица
Сороки
Пасхальные забавы
Музыкальный подарок Ветеранам
Участие в массовых мероприятиях, концертах.
4. Содержание учебного (тематического) плана
2 года обучения.
Тема 1. Введение в программу.
Теоретические занятия:
знакомство с целями и задачами курса, инструктаж по Т.Б.
Практические занятия: входная диагностика.
Тема 2. Русский народный календарь
Теоретические занятия: это не просто обозначение дат, а своеобразное мировоззрение,
особое восприятие природы и окружающего мира. Русские люди отмечали дни календаря по
именам святых, давая своеобразное толкование временам года, состоянию Луны и Солнца,
поведению животных, природным явлениям.
Практические занятия:
Народная сказка: «Старик – годовик» Р.н.п.: «Хороша зима снегами»
5
Тема 3. Осень, осень в гости просим.
Теоретические занятия: встреча осени: рано утром женщины выходили на берег реки.
Старшая из них держала в руках овсяный хлеб, а молодые, стоя вокруг, пели песни. Румянец
осени – сентябрь, красно лето провожает, золотую осень встречает. Наблюдали отлет птиц.
Листопад – октябрь, то плачет, то смеется, землю покроет, где листком, где снежком.
Посиделки в избах: рукодельничали, загадывали загадки, пели песни. С 14 октября
начинались ярмарки.
Практические занятия:
Восенские песенки: «Осень, осень пришла», «Осень! Осень! В гости просим!», «Взойди,
взойди солнышко» Р.н.п.: «Где был, Иванушка?»
Считалка: «Аты, баты, аты баты…»
Игры: «Мышка, мышка, серая кубышка»
Тема 4. Осень золотистая, хлебом колосистая.
Теоретические занятия: Осенью важно собрать хороший урожай. Хлеб в зерне или на корню
называется жито. Будет много хлеба – будет достаток в доме. Раньше жнеи срезали хлебные
стебли серпами (жали). Жатву отмечали особыми жнивными песнями. Праздник урожая –
Оспожинки.
Практические занятия:
Жнивные песни: «Серпы золотые, жнеи молодые», «У нас серпы-то золотые», «Жнем,
жнем», «Жито пожали»
Р.н.п.: «Долгоногий журавель»
Игры: «Пахари и жнецы», «Огородник»
Тема 5. Еще не зима, да уже не осень
Теоретические занятия: Ноябрь – ворота зимы, зиме – родной батюшка. В ноябре зима с
осенью борется. Ноябрь зиме дорожку кажет. 12 ноября Синичкин праздник. Прилетают
зимние птицы. Кормушки для птиц.
Практические занятия:
Прибаутки: «Синичка, синичка», «Ай, ду-ду»
Припевки: «Сергей-воробей на коне катался», «Ты, сорока-белобока, твоя тетка кривобока
Скороговорка: «Андрец-воробей»
Песня: «Тень-тень-потетень»
Игры: «Галки-вороны», «Ловлю птиц налету»
Тема 6. Зимушка - сударушка
Теоретические занятия: Декабрь зиму начинает. Пришла зима – не отвертишься. Зима без
бывает. Солнце летом греет, зимой – морозит. Зима – волшебница, красавица.
Хранительница полей. Загадки о зиме
Практические занятия:
Закличка: «Морозушко – мороз»
р.н.п. «Ой ты зимушка - сударушка»
р.н.сказка - игра: «Морозко»
р.н.п. «А вы, люди, знайте
Тема 7. Зазимка-зима.
Теоретические занятия: Зимние заклички – зазимки. Дети влезали на деревья, взбирались на
горки и закликали, звали Зиму. Зимние забавы.
Практические занятия:
6
Песни - зазимки: «Приходи зима», «Зазимка – зима, что ты нам принесла?»
р.н.п.: «Зимушка, зимушка, ты пришла»
Тема 8. Сани-самокаты, разукрашены-богаты
Теоретические занятия: С 7 декабря начинали кататься на санях. Сани одиночные, парные,
троечные, обыкновенные, будничные, праздничные. Расписанные, украшенные затейливой
резьбой. Зимняя ярмарка. Продавец-санник
Практические занятия:
Скороговорка: «Семеро саней»
Прибаутки: «Как у нашего-то Вани»
Игры: «Санки-перетяжки», «Любишь кататься – люби и саночки возить»
Тема 9. Рождество – радостный зимний праздник.
Теоретические занятия: Дни Рождества Христова в России называются святки. Ходят по
дворам колядовщики поют колядки, поздравляют с праздником, желают хозяевам счастья,
урожая на будущий год. Хозяева готовили угощение, монеты, драгоценности. 13 января
отмечали Васильеву коляду. На улицах пестрели наряды ряженных. В святочные вечера
«рядились» в маски медведя, цыгана, козы.
Практические занятия:
Колядки: «Колядка зайки», «Ой, колод, коляда»
Рождественская песня: «Уродилась коляда», «Божья мать»
Песни ряженых: «Уж ты, курка, не пой», «Полно нам тут колядовати»
Игра: «Как у бабушки козел»
Тема 10. Метель да вьюга – у февраля два друга.
Теоретические занятия: Февраль месяц лютый, спрашивает «как обутый?». Катание на санях,
запряженных тройкой лошадей с колокольцами, бубенцами, шутками и смехом. Матушка
Метель, тетка Вьюга, батюшка Мороз.
Практические занятия:
Сказка: «Мороз Васильевич»
Песня: «Батюшка Мороз»
Игра: «Стоит ледяна гора»
Тема 11. Масленица годовая, гостьюшка дорогая.
Теоретические занятия: Замечательный праздник – Масленица! На Масленой неделе так
много веселья! Катались с гор, на лошадях. Ходили друг к другу в гости. Угощались
блинами с разной начинкой. В начале недели наряжали чучело Масленицы, а к концу недели
его сжигали.
Практические занятия:
Масленичные песни: «Венчики, венчики, летали бубенчики»
Игры-голосянки: «Пришла к нам Масленица», «Блины», «Прощай Масленица»
Игры: «Масленица-растарашенница», «Гости, блины, горки»
Тема 12. Весна-молодица.
Теоретические занятия: Матушка Весна всем красна. Март не весна, а предвесенье. Март–
утро года. Весной все вокруг оживает, пробуждается для новой жизни. Весной день
упустишь – годом не вернешь. 9 марта закликали птиц. 17 марта ждут прилета грачей. 22
марта закликали весну – Сороки, пекли из теста «жаворонков».
Практические занятия:
Заклички: «Мороз – Красный нос!», «А – у, а – у, аукаем», «Ты, Весна - красна», «Ой кулики!
7
Жаворонушки!», «Грачи – киричи!»
Тема 13. Солнышко – выгляни!
Теоретические занятия:
Дети весной закликают солнышко, поют заклички, играют в игры.
Практические занятия:
Заклички: «Солнышко - ведрышко», «Жавороночки прилетите»
Весенняя песня: «Вейся, плетень»
Тема 14. Прилетите к нам, принесите нам!
Теоретические занятия:
Дети радуются теплу, весне, солнцу. Ожидают прилета птиц.
Практические занятия:
Заклички: «Летел кулик»
Весенние песни: «Весна-красна»
Игра-хоровод: «Идет матушка Весна»
Тема 15 Зазвенели капели в апреле.
Теоретические занятия: Апрель воду подбирает, цветы распускает, в поле зовет. Весна
набирает силы – звенит, шумит и ликует. 7 апреля – на Благовещение отпускают птиц на
волю из клетки. Подснежники начинали пахать землю сохой, а бороной ее рыхлили.
Практические занятия:
Весенние заклички: «Весна-красна на чем пришла», «Гори, солнце, ярче»
р.н.п. «Мак маковистый»
Молчанка: «Венчик, венчик»
Считалка: «Покатилось колесо»
Тема 16. «Отчетный концерт»
Теоретические занятия: Проведение инструктажа перед концертом.
Практические занятия: концертные номера.
№
Дата
5. Календарно-тематический план
второго года обучения
Количество
Форма
Форма
уч. часов
Тема занятия
занятия
контроля
практ теор
Лекция,
1,0
0,5 Инструктаж по ОТ. Введение в Обсуждение
беседа
программу
Практическое
1,0
0,5 Календарные
песни-самые Наблюдение
занятие
древние. Восенские песни
1
03.09.2024
2
05.09.2024
3
10.09.2024
Практическое
занятие
1,5
4
12.09.2024
1,5
5
17.09.2024
6
20.09.2024
Лекция,
беседа
Практическое
занятие
Практическое
занятие
7
24.09.2024
Лекция,
1,0
1,5
1,5
0,5
Календарные
песни-самые
древние. Зимиие песни колядки
Календарные
песни-самые
древние. Масленичные песни
Календарные
песни-самые
древние. Веснянки
Календарные
песни-самые
древние.
Вьюнишные,
семицкие песни
Холоден сентябрь, да сыт.
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Наблюдение
Обсуждение
8
беседа
8
27.09.2024
Практическое
занятие
1,0
0,5
9
01.10.2024
Лекция,
беседа
1,0
0,5
10
04.10.2024
Практическое
занятие
1,0
0,5
11
08.10.2024
Практическое
занятие
1,0
0,5
12
11.10.2024
Практическое
занятие
1,0
0,5
13
15.10.2024
Практическое
занятие
1,0
0,5
14
18.10.2024
Лекция,
беседа
1,0
0,5
15
22.10.2024
Практическое
занятие
1,5
16
25.10.2024
Практическое
занятие
1,5
17
29.10.2024
Практическое
занятие
1,5
18
01.11.2024
Лекция,
беседа
1,5
19
05.11.2024
Практическое
занятие
1,5
20
08.11.2024
Практическое
занятие
1,5
21
12.11.2024
Практическое
1,5
Приметы, прозвища сентября.
Закличка «Ветер – ветерцо»
Холоден сентябрь, да сыт.
Закличка «Дождик, дожик –
убывай»
Холоден сентябрь, да сыт.
Закличка «Взойди, взойди
слонышко»
Холоден сентябрь, да сыт.
Р.н.п. «Бежит зайчик по
ельничку», игра «Шли кони»
Холоден сентябрь, да сыт.
Р.н.п. «Осень на порог», игра
«Кострома»
Холоден сентябрь, да сыт.
Пестушка «Ехали гусары»,
хороводная игра «Вечерня
капуста»
Холоден сентябрь, да сыт.
Пантомима «Во саду ли, в
огороде»
Октябрь ни колеса, ни полоза
не
боится.
Приметы.
Прозвища. Заклички: «Ветерветерцо», «Дождик, дождик,
перестань»
Октябрь ни колеса, ни полоза
не
боится.
Приговорки
«Пчёлушки серые, малые».
Игра «Пчёлы».
Октябрь ни колеса, ни полоза
не боится. Сказка про умных
пчёл «Два мужика». Р.н.п.
«Ивановы пчёлки».
Октябрь ни колеса, ни полоза
не боится. К.Д. Ушинский
«Ярмарка». Р.н.п. «На торгу,
торгу
крутом».
Игра
«Горшки».
Октябрь ни колеса, ни полоза
не боится. Приговорки «Расти,
мой ленок», «Я посею, посею
ленку».
Октябрь ни колеса, ни полоза
не боится. Припевка «Мы
сеяли
ленок».
Игра
«Верёвочка».
Октябрь ни колеса, ни полоза
не боится. Хороводная песня
«Научи-ко меня, мать».
Октябрь ни колеса, ни полоза
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
9
занятие
22
15.11.2024
Лекция,
беседа
1,0
0,5
23
19.11.2024
Практическое
занятие
1,0
0,5
24
22.11.2024
Практическое
занятие
1,0
0,5
25
26.11.2024
Практическое
занятие
1,0
0,5
26
29.11.2024
Лекция,
беседа
1,0
0,5
27
03.12.2024
Лекция,
беседа
1,0
0,5
28
06.12.2024
Практическое
занятие
1,0
0,5
29
10.12.2024
Лекция,
беседа
1,0
0,5
30
13.12.2024
Лекция,
беседа
1,0
0,5
31
17.12.2024
Занятие-игра
1,0
0,5
32
20.12.2024
Практическое
занятие
1,0
0,5
33
24.12.2024
Практическое
занятие
1,0
0,5
34
27.12.2024
Практическое
занятие
1,0
0,5
не боится. Прибаутка «Уж ты,
прялица-кокорица моя».
Игра «Клубок».
В ноябре зима «на плетень
взбирается».
Приметы.
Прозвища.
Прибаутка-игра
«Галки-вороны».
В ноябре зима «на плетень
взбирается».
Потешки
«Сорока»,
приговорка
«Свирестель верть на ель».
В ноябре зима «на плетень
взбирается». Игры «Ловлю
птиц на лету», «Воробьи и
вороны».
В ноябре зима «на плетень
взбирается».
Величание
кузнецу «Рано-рано кукушка
кричала», р.н.п. «Уж ты,
коваль, ковалёчек».
В ноябре зима «на плетень
взбирается».
Приговорка
«Рано
вставали,
стали
ковали», р.н.п. «Уж ты,
коваль, ковалёчек».
В ноябре зима «на плетень
взбирается». Обычай «Курьи
именины». Приговорка «Наша
курочка кокочет».
В ноябре зима «на плетень
взбирается» Обычай «Курьи
именины». Игра «Курочка и
цыплята».
Три витязя зимы. Загадки,
пословицы, поговорки о зиме.
Сказка «Мороз Васильевич».
Игра «Ледяная гора».
Три витязя зимы Фёдор,
Федот, Иван-снежник. Р.н.п.
«Морозко молод, скачу, скачу
в холод».
Три витязя зимы. Хоровод
«Сею, вею снежок»
Три витязя зимы. Хоровод
«Сею, вею снежок».
Игра «Снежная баба».
Три витязя зимы. Хоровод
«Сею, вею снежок».
Игра «Снежная баба»..
Три витязя зимы. Хоровод
«Сею, вею снежок».
Игра «Снежная баба».
Обсуждение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Обсуждение,
устный
опрос
Обсуждение,
устный
опрос
Наблюдение
Обсуждение
Обсуждение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
10
35
30.12.2024
Лекция,
беседа
1,0
0,5
36
10.01.2025
Практическое
занятие
1,0
0,5
37
14.01.2025
Практическое
занятие
1,0
0,5
38
17.01.2025
Практическое
занятие
1,0
0,5
39
21.01.2025
Лекция,
беседа
1,0
0,5
40
24.01.2025
Практическое
занятие
1,0
0,5
41
28.01.2025
Практическое
занятие
1,0
0,5
42
31.01.2025
Практическое
занятие
1,0
0,5
43
04.02.2025
Занятие-игра
1,0
0,5
44
07.02.2025
Практическое
занятие
1,0
0,5
45
11.02.2025
Лекция,
беседа
1,0
0,5
46
14.02.2025
Практическое
занятие
1,0
0,5
Декабрь год кончает, зиму
начинает.
Приметы.
Прозвища. Праздники зимы.
Р.н.п. «Ой ты, зимушкасударушка».
Декабрь год кончает, зиму
начинает. Праздник
«Екатерина-санница».
Прибаутка «Как у Карпова
двора».
Декабрь год кончает, зиму
начинает.
Скороговорка
«Семеро
саней».
Санные
частушки «Что милёнку не
кататься».
Декабрь год кончает, зиму
начинает. Плясовая песня
«Как упали снежки».
Январь год начинает, зиму
продолжает. Святки.
Христославие. Колядка
«Маленькой вьюнщик».
Январь год начинает, зиму
продолжает. Обсевание
зерном изб. Колядка «Сею,
вею, посеваю».
Январь год начинает, зиму
продолжает. Рождественская
песня
«Рождество
идёт,
радости несёт».
Январь год начинает, зиму
продолжает.
Обрядовая
зимняя песня «Посидите,
гости, побеседуйте».
Январь год начинает, зиму
продолжает.
Емелины
накрути-бураны.
Сказка
«Корыто и звери».
Январь год начинает, зиму
продолжает.
Емелины
накрути-бураны.
Сказка «Медведь и бычок».
Февраль-межа Зимы и Весны.
Народное слово о феврале.
Прибаутки «Уж как шла
лиса», «Скок, скок, поскок»,
«Зайчик, ты, зайчик».
Февраль-межа Зимы и Весны.
Ефремов день.
Прозвища Домового.
Приговорка
«Дадим
деду
каши». Игра «Неумоя».
Обсуждение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
11
47
18.02.2025
Занятие-игра
1,0
0,5
48
21.02.2025
Лекция,
беседа
1,0
0,5
49
25.02.2025
Практическое
занятие
1,0
0,5
50
28.02.2025
Практическое
занятие
1,0
0,5
51
04.03.2025
Лекция,
беседа
1,0
0,5
52
07.03.2025
Практическое
занятие
1,0
0,5
53
11.03.2025
Лекция,
беседа
1,0
0,5
54
14.03.2025
Практическое
занятие
1,0
0,5
55
18.03.2025
Практическое
занятие
1,5
56
21.03.2025
Практическое
занятие
1,5
57
25.03.2025
Лекция,
беседа
1,0
0,5
58
28.03.2025
Практическое
1,0
0,5
Февраль-межа Зимы и Весны.
Прибаутки для Домового
«Тпруни, тпруни у Петруни».
Игра «Матица».
Февраль-межа Зимы и Весны.
Сусретеньев день. Приметы
на Сретенье. Обычаи на
Сретенье. Закличка
«Солнышко, солнышко,
красное вёдрышко».
Февраль-межа Зимы и Весны.
Обычаи на Сретенье. Закличка
«Солнышко-тёплышко,
красное колёсушко»
Февраль-межа Зимы и Весны.
Хоровод «Вот уж зимушка
проходит».
Февраль-межа Зимы и Весны.
Святая
Агафья-защитница
коров. Приговорка «Водой
поливаю, худобу вынимаю».
Р.н.п. «Коровушка».
Февраль-межа Зимы и Весны.
Р.н.п.
«Ой,
вставала
я
ранёшенько».
Масленница-честная,
широкая, разгульная, сырная
неделя. Встреча.
Р.н.п. «А мы Масленицу
дожидаем».
Масленница-честная,
широкая, разгульная, сырная
неделя. Заигрыши.
Лакомка. Игра «Масленицарастарашенница».
Масленница-честная,широкая,разгульная сырная неде-ля.
Широкий четверг. Тёщины
вечёрки. Хоровод «Масленкапогулёна». Игра «Чайничек».
Масленница-честная,
широкая, разгульная, сырная
неделя. Золовкины посиделки.
Прощёное воскресенье. Р.н.п.
«Как вставала я ранёшенько».
Игра «Челнок»
Март зиму кончает, весну
начинает.Приметы. Прозвища.
Веснянка
«Жаворонушки,
прилетите». Игра «Я гуляла во
дворе».
Март зиму кончает, весну
Наблюдение
Обсуждение,
устный
опрос
Наблюдение
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
12
занятие
59
01.04.2025
Практическое
занятие
1,0
0,5
60
04.04.2025
Лекция,
беседа
1,0
0,5
61
08.04.2025
Практическое
занятие
1,0
0,5
62
11.04.2025
Практическое
занятие
1,0
0,5
63
15.04.2025
Практическое
занятие
1,0
0,5
64
18.04.2025
Практическое
занятие
1,0
0,5
65
22.04.2025
Практическое
занятие
1,0
0,5
66
25.04.2025
Лекция,
беседа
1,0
0,5
67
29.04.2025
Практическое
занятие
1,0
0,5
начинает. Закликания весны.
Закличка «Солнышко,
солнышко, выйди поскорей».
Веснянка «Ты, Весна-красна,
ты на чём пришла ?».
Март зиму кончает, весну
начинает. Закликания весны.
Заклички «Солнце», «Яснакрасна». Веснянка «Жучиккрючик, паучок».
Март зиму кончает, весну
начинает.
Забавы
на
солнышке. Игра- молчанка
«Венчики, венчики, летали
бубенчики». Игра- голосянка
«Тянем-потянем до самой
зари».
Веснянка
«Летит
кулик».
Март зиму кончает, весну
начинает.
Забавы
на
солнышке.
Игры-поддёвки
«Вот вы и ошиблись», «И мы
тоже». Игры-сечки «Секу,
секу 20, высеку 15», «Секу,
секу я 3, высеку я 3».
Веснянка «А-у, а-у, аукаем
Весну»
Март зиму кончает, весну
начинает. Игры «Золотые
ворота»,
«Дроворубы»,
«Садовник».
Апрель- водолей. Приметы.
Прозвища. Веснянка «Столько
тёплых нам деньков». Игра
«Гори,гори ясно».
Апрель- водолей. Обычаи.
Прибаутка «Ай, ду-ду, ай, дуду». Игра «Селезень утку
уловил».
Апрель- водолей. Обычаи.
Прибаутка
«Зайка, зайка,
горностайка». Игра «Селезень
утку уловил».
Пасхальный звон.
Вербное воскресение.
Колокольные звоны России.
Прибаутка «Сорокабелобока».
Пасхальный звон.
Вербное воскресение.
Приговоры «Вербохлёст»,
«Как вербочка растёт».
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
13
68
02.05.2025
Практическое
занятие
1,0
0,5
69
06.05.2025
Практическое
занятие
1,0
0,5
70
13.05.2025
Практическое
занятие
1,0
0,5
71
16.05.2025
Лекция,
беседа
1,0
0,5
72
17.05.2025
Практическое
занятие
1,0
0,5
73
20.05.2025
Практическое
занятие
1,0
0,5
74
23.05.2025
1,0
0,5
75
27.05.2025
Практическое
занятие
Практическое
занятие
1,0
0,5
76
30.05.2025
концерт
1,5
Всего
Хороводная игра «Верба,
верба, вербочка кудрявая».
Егорьев день-начинай сей.
Праздник пастухов. Заклички
«Егорию помолися, Макарию
поклонися»
Егорьев день-начинай сей.
Обычаи Егорьего дня.
Р.н.п
«Вокруг поля мы
ходили».
Май леса наряжает, лето в
гости поджидает. Приметы.
Древнерусские
названия
месяца. Пестушка «Кую, кую
ножки». Игра «Кони».
Май леса наряжает, лето в
гости поджидает. Приговоры
на рассаду. Р.н.п. «Уж ты, сад,
ли мой садочек ».
Май леса наряжает, лето в
гости
поджидает.
Выгон
лошадей. Поговорки про коня.
Прибаутка «Тпруни, тпруни».
Игра «Кони».
Весенние хороводы. Припевка
«Расти, мой ленок».
Приговорка «Комарок,
комарок».
Весенние хороводы.
Р.н.п. «А я по лугу».
Весенние хороводы. Р.н.п.
«Посеяли
девки
лён».
«Посеяли девки лён».
Весенние хороводы. Отчетный
концерт.
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Открытое
занятие
83
31
114 ч
6. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
1. Учебный класс для занятий фольклором.
2. Сценическое пространство.
3. Фортепиано.
4. Звукоусиливающая аппаратура (колонка, микшерный пульт, микрофоны).
В реализации общеразвивающей программы участвует 1 специалист:
Мурашова Александра Константиновна, педагог дополнительного образования.
Квалификационная категория: высшая.
Методическое обеспечение
1. Методическая литература: словари, справочники, видео-пособия.
2. Нотные сборники: вокальные упражнения, учебно-тренировочная литература.
14
7. Список литературы для педагога:
1. Байкова Л. А. Психология здоровья. Социальное здоровье детей и молодежи. Учебное
пособие. - М.: Юрайт. 2019.
2. Бобченко Т. Г. Психологические тренинги. Основы тренинговой работы. Учебное
пособие. - М.: Юрайт. 2020.
3. Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. Харьков: «ФОЛИО», 2012.
4. Генри Смит.Тренинг прогнозирования поведения. Тренинг сенситивности. Изд.: «Речь»,
2001.
5. Гребенкин Е.В. Школьная конфликтология для педагогов и родителей. – Феникс, 2013.
6. Гримак, Л.П. Психология активности человека: психологические механизмы и приемы
саморегуляции / Л. П. Гримак. - Москва: URSS, Либроком, 2018.
7. Гришина, Н. Психология конфликта: учебное пособие / Наталия Гришина. - СанктПетербург [и др.]: Питер, Питер пресс, 2018.
8. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. –
СПб,: Речь, 2008.
9. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. Практическое
пособие для психологов, педагогов и родителей / Панфилова Марина Александровна. - М.:
ГНОМ и Д, 2014.
10. Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия
социальной адаптации под редакцией М. Алиева, Т. Гришанович, Л. Лобанова. Изд.: «Речь»,
2006
Список литературы для обучающихся:
1. Армстронг Т. Ты можешь больше, чем ты думаешь. – Манн, 2018.
2. Вальдшмидт Д. Будь лучшей версией себя. – Манн, 2019.
3. Гайссельхарт Р. Память. Тренировка памяти и техники концентрации внимания. – ОмегаЛ, 2015.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Как бы ты поступил? Сам себе психолог. – АСТ, 2018.
5. Кострикин П.П. Большая книга тренировки внимания. – АСТ, 2013.
6. Чеснова И.В. Как стать уверенным в себе? – АСТ, 2018.
7. Рубин И. Уверенность в себе. Простые практики для обретения внутренней силы и
твѐрдости. – Манн, 2017.
8. Умнов В.И. Я и мои друзья. Тесты для саморазвития. – Научная книга, 2017.
15