ДООП_Учиться легко

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр внешкольной работы «Новая Авеста»
(МБУ ДО Центр «Новая Авеста»)»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Учиться легко»

Возраст обучающихся: 8 - 10 лет
Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:
Калгина Елена Александровна,
Педагог дополнительного образования

г. Екатеринбург, 2024

Содержание
№ Наименование
1. Комплекс основных характеристик

Стр.
3

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы

5

1.3. Учебный (тематический) план. 1 год обучения.

6

Содержание учебного (тематического) плана. 1 год обучения.
1.4. Учебный (тематический) план. 2 год обучения.
Содержание учебного (тематического) плана. 2 год обучения.
1.5. Планируемые результаты
2. Комплекс организационно-педагогических условий

8
11
14
18
19

2.1. Календарный учебный график 1,2 годов обучения

19

2.2. Условия реализации программы

19

2.3. Формы аттестации и оценочные материалы

20

2.4. Список литературы

22

2

1. Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Учиться легко»
составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022г. № 678-р).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. №09-3242
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017г. № 816 «Об утверждении Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015г. № 996-р.
8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена
Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017г. № 1642
9. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта
«Образование».
10. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018г. № 162-д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
11. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
26.06.2019г. № 70-д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Свердловской области».
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
22.02.2022г. № 195-д «О независимой оценке качества (общественной экспертизы)
дополнительных общеобразовательных программ».
13. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец
Молодежи» Приказ от 01.11.2021г. № 934-д (в соответствии с п. 3.6 приказа Министерства
просвещения РФ от 03.09.2019г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»).
14. Письмо Минпросвещения России от 01 июня 2023г. № АБ-2324/5 «О внедрении Единой
модели профессиональной ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской
Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего
образования», «Инструкцией по подготовке к реализации профориентационного минимума в
образовательных организациях субъекта Российской Федерации»).
15. Постановление Администрации города Екатеринбурга от 01.09.2023г. № 2350 «Об
утверждении Стратегического проекта «ЕКБ_ПРОФ – выбор будущего».
3

16. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в МБУ ДО Центр «Новая Авеста».
17.Устав МБУ ДО Центр «Новая Авеста».
Направленность программы – социально-гуманитарная. Программа ориентирована
на развитие личностных и интеллектуальных качеств, формирование учебного поведения,
профилактику агрессии, укрепление психического здоровья в целом. Составлена с учетом
возрастных и психологических особенностей обучающихся, роли и значения видов
деятельности и форм общения младших школьников для определения целей образования и
воспитания и путей их достижения.
Актуальность программы: процесс психического развития младшего школьника
опирается на гармоничное соответствие между психофизиологическими возможностями
ребенка и требованиями, предъявляемыми социальным окружением. Известно, что основы
знаний закладываются в младшем школьном возрасте, упущенное в этом возрасте трудно
будет восполнить впоследствии. В связи с этим возрастает актуальность прогнозирования и
профилактики школьных трудностей у младших школьников.
Отличительные особенности программы: программа делает упор на игровые
формы занятий. В совместной игровой деятельности, ведущими мотивами ребенка
становится - проявить себя в нем с наилучшей стороны. Таким образом, внимание ребенка
отвлекается от отрабатываемых в игровой форме навыков, переводит их на непроизвольный
уровень, снимает напряжение и страх, что способствует увеличению общей активности,
мобилизации потенциальных возможностей.
Педагогическая целесообразность данной дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы состоит в следующем: принцип комплексного воздействия,
т.е. сочетание в каждом цикле занятий методов двигательной, когнитивной и эмоциональноличностной активности. Это связано с тем, что одна и та же психическая функция
одновременно формируется с помощью когнитивной и с помощью двигательной активности.
Обязательным является сочетание когнитивных и двигательных методов на каждом занятии.
Адресат программы: обучающиеся 8-10 лет.
Набор детей в группы проводится без предварительного отбора. Группы
формируются из обучающихся одного возраста, состав группы постоянный.
Количество обучающихся в группе: 8-12 человек.
Возрастные особенности обучающихся:
Третий класс: к началу третьего класса у ребенка уже четко сформирован отчетливый
образ хорошего ученика, он ясно представляет себе, что надо делать, чтобы соответствовать
этому образу. Важной темой остается и тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы и
сотрудничества в группе. Отношения с друзьями в этот период становятся более значимыми,
меньше зависят от оценок учителя и школьных успехов. Самооценка ребенка теперь в
большей степени строится на отношениях с друзьями. Занятия на тему дружбы неизменно
вызывают у третьеклассников живой интерес и воодушевление.
Четвертый класс: главная особенность четвероклассников – появление глубокого
интереса к своему внутреннему миру. Они легко включаются в беседы о прошлом и
будущем, пытаются анализировать происходящие в них изменения, размышляют о своих
способностях и возможностях, дают нравственную оценку поступкам, как своим, так и
других. Теперь для них важны не столько успехи в учебе, сколько признание окружающими
их внутренней ценности и уникальности.
Адресат программы: обучающиеся 8-10 лет.
Набор детей в группы проводится без предварительного отбора. Группы
формируются из обучающихся одного возраста, состав группы постоянный.
Количество обучающихся в группе: 8-12 человек.
Возрастные особенности обучающихся:
Третий класс: к началу третьего класса у ребенка уже четко сформирован отчетливый
образ хорошего ученика, он ясно представляет себе, что надо делать, чтобы соответствовать
4

этому образу. Важной темой остается и тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы и
сотрудничества в группе. Отношения с друзьями в этот период становятся более значимыми,
меньше зависят от оценок учителя и школьных успехов. Самооценка ребенка теперь в
большей степени строится на отношениях с друзьями. Занятия на тему дружбы неизменно
вызывают у третьеклассников живой интерес и воодушевление.
Четвертый класс: главная особенность четвероклассников – появление глубокого
интереса к своему внутреннему миру. Они легко включаются в беседы о прошлом и
будущем, пытаются анализировать происходящие в них изменения, размышляют о своих
способностях и возможностях, дают нравственную оценку поступкам, как своим, так и
других. Теперь для них важны не столько успехи в учебе, сколько признание окружающими
их внутренней ценности и уникальности.
Режим занятий: 1 раз в неделю, 2/3 часа (1 час равен 45 минутам и 10 минут
перерыва).
Объем общеразвивающей программы:
1 год обучения с 15 сентября – 72 часа в год (2 часа в неделю),
2 год обучения с 1 сентября – 114 часов в год (3 часа в неделю).
Срок освоения: 2 года.
Общеразвивающая программа реализуется в течение всего учебного года, включая
каникулярное время (9 месяцев).
Общеразвивающая программа состоит из 2 уровней:
1 год – стартовый уровень,
2 год – базовый уровень.
1 год – стартовый уровень. Предполагает знакомство с основными представлениями,
не требующими владения специализированными предметными знаниями и концепциями,
участие в решении заданий и задач, обладающих минимальным уровнем сложности,
необходимым для освоения содержания программы. Задания этого уровня просты, носят в
основном репродуктивный характер, имеют шаблонные решения.
2 год – базовый уровень. Предполагает участие в постановке и решении таких
заданий и задач, для которых необходимо использование специализированных предметных
знаний, концепций. Расширяет материал начального уровня, доказывает, иллюстрирует и
конкретизирует основное знание, показывает применение понятий. Этот уровень несколько
увеличивает объем сведений, помогает глубже понять основной материал, делает общую
картину более цельной. Требует глубокого знания системы понятий, умения решать
проблемные ситуации в рамках программы.
Домашнего задания не предусмотрено.
Формы обучения: фронтальная, индивидуально-групповая, индивидуальная.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, тренинг, игровая деятельность с
использованием
различных
нейропсихологических,
арт-терапевтических
и
здоровьесберегающих технологий, так же применяются нетрадиционные формы организации
обучающих занятий: мозговой штурм, круглый стол и т.д.
Формы подведения результатов: беседа, открытое занятие.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы: развитие личностных качеств обучающихся через освоение
конструктивных навыков для социализации в обществе и профилактики школьной
дезадаптации.
Задачи программы:
Обучающие:
- обучить новым моделям поведения в ситуации взаимодействия.
5

- обучить теоретическим и практическим знаниям, умениям и навыкам, необходимым для
социально-психологической адаптации и продуктивной жизнедеятельности.
Развивающие:
- развить контроль импульсивных реакций;
- развить эмоциональный интеллект;
- развить коммуникативные навыки: общение и взаимодействие в группе сверстников;
- развить способность к рефлексии, самопознанию.
Воспитательные:
- воспитать общую культуру личности, привить обучающимся этические и нравственные
норм поведения через развитие коммуникативных навыков;
- воспитать бережное отношение к своим чувствам и чувствам других людей;
- воспитать психологическую культуры личности для обеспечения эффективного
взаимодействия в социуме.
1.3. Учебный (тематический) план.
1 год обучения.
Стартовый уровень
Количество часов
№

Название раздела, темы

Создание группы. Сплочение
коллектива
Раздел I. Развитие эмоциональной
сферы
1.

Всего

Теория

Практика

Формы аттестации/
контроля

2

0,5

1,5

Наблюдение, устный опрос

8

1,5

6,5

Контроль «уровня
достижений по разделу» в
виде заданий
Наблюдение, рефлексия
результатов занятия
Наблюдение, рефлексия
результатов занятия
Наблюдение, рефлексия
результатов занятия
Наблюдение, рефлексия
результатов занятия
Контроль «уровня
достижений по разделу» в
виде заданий
Наблюдение, рефлексия
результатов занятия
Наблюдение, рефлексия
результатов занятия
Наблюдение, рефлексия
результатов занятия
Наблюдение, рефлексия
результатов занятия
Контроль «уровня
достижений по разделу» в
виде заданий
Наблюдение, рефлексия
результатов занятия
Наблюдение, рефлексия
результатов занятия

2.

Эмоции. Какие они бывают

2

0,5

1,5

3.

Я себя знаю!

2

0,5

1,5

4.

Волшебство эмоций

2

-

2

5.

Я тебя понимаю!

2

0,5

1,5

8

1,5

6,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

-

2

8

1

7

Раздел II. Развитие
коммуникативных навыков
6.
7.
8.
9.

Что такое общение и
коммуникативные навыки?
Коммуникативная культура и
как ее развить
Учимся правильно выражать
обиду и гнев
Азбука общения

Раздел III. Развитие навыков
работы в команде
10.

Команда. Как она создается

2

1

1

11.

Работа в команде

2

-

2

6

12.

У нас много общего

2

-

2

Наблюдение, рефлексия
результатов занятия

13.

Мы – одно целое

2

-

2

Раздел IV. Развитие внимания

8

1

7

14.

Внимание. Что это?

2

0,5

1,5

Наблюдение, рефлексия
результатов занятия
Контроль «уровня
достижений по разделу» в
виде заданий
Наблюдение, рефлексия
результатов занятия

15.

Мое внимание

2

0,5

1,5

Наблюдение, рефлексия
результатов занятия

16.

Развиваем наше внимание

2

-

2

Наблюдение, рефлексия
результатов занятия

17.

Кто самый внимательный?

2

-

2

Наблюдение, рефлексия
результатов занятия

8

1

7

Контроль «уровня
достижений по разделу» в
виде заданий
Наблюдение, рефлексия
результатов занятия
Наблюдение, рефлексия
результатов занятия
Наблюдение, рефлексия
результатов занятия
Наблюдение, рефлексия
результатов занятия
Контроль «уровня
достижений по разделу» в
виде заданий

Раздел V. Развитие памяти

18.

Память. Что это?

2

0,5

1,5

19.

Моя память

2

0,5

1,5

20.

Как запомнить больше?

2

-

2

21.

Развиваем память

2

-

2

8

1,5

6,5

Раздел VI. Развитие воображения

22.

Воображение. Что это?

2

1

1

23.

Моя фантазия

2

-

2

24.

Как развить воображение

2

0,5

1,5

25.

Развиваем воображение

2

-

2

6

1

5

Раздел VII. Развитие восприятия

26.

Восприятие. Что это?

2

1

1

27.

Секреты восприятия

2

-

2

28.

Удивительный мир нашего
восприятия

2

-

2

Наблюдение, рефлексия
результатов занятия
Наблюдение, рефлексия
результатов занятия
Наблюдение, рефлексия
результатов занятия
Наблюдение, рефлексия
результатов занятия
Контроль «уровня
достижений по разделу» в
виде заданий
Наблюдение, рефлексия
результатов занятия
Наблюдение, рефлексия
результатов занятия
Наблюдение, рефлексия
результатов занятия

7

Контроль «уровня
достижений по разделу» в
виде заданий
Наблюдение, рефлексия
результатов занятия

Раздел VIII. Развитие мышления

8

1

7

29.

Мышление. Что это?

2

0,5

1,5

30.

Особенности нашего
мышления

2

-

2

Наблюдение, рефлексия
результатов занятия

31.

Как развивать мышление?

2

0,5

1,5

Наблюдение, рефлексия
результатов занятия

32.

Развиваем мышление

2

-

2

Наблюдение, рефлексия
результатов занятия

4

1

3

Контроль «уровня
достижений по разделу» в
виде заданий
Наблюдение, рефлексия
результатов занятия

Раздел IX. Профориентация

33.

Калейдоскоп профессий

2

1

1

34.

В поисках своего призвания

2

-

2

Наблюдение, рефлексия
результатов занятия

4

-

4

Наблюдение, устный
опрос, рефлексия
Итоговая диагностика
Наблюдение,
диагностика

Раздел X. Подведение итогов

35.

Познай себя

2

-

2

36.

Чему мы научились за год

2

-

2

72

11

61

Итого:

Открытое занятие

Содержание учебного (тематического) плана.
1 год обучения. Стартовый уровень
Тема 1. Создание группы. Сплочение коллектива.
Теория: задачи программы. Правила ТБ. Правила группы. Беседа о правилах: где они
присутствуют в жизни? Для чего они нужны? Утверждение перечня правил. Торжественный
ритуал принятия правил.
Практика: упражнения: «Оригинальное знакомство» (с использованием мячика), «Все
новое и хорошее», «Угадай, кто позвал». Рефлексия занятия.
Раздел I. Развитие эмоциональной сферы
Тема 2. «Эмоции. Какие они бывают»
Теория: знакомство с понятиями «эмоции».
Практика: Упражнения: «Моё настроение сегодня», «Песок», «Солнышко и тучка»,
«Новая планета». Игра «Черепашьи бега». Рефлексия занятия.
Тема 3. «Я себя знаю!»
Теория: знакомство с понятиями «самоконтроль» и «общение». Анализ взаимосвязи
понятий.
Практика: Упражнения: «Реклама», на самоанализ «О себе», на релаксацию,
формирование
навыка
произвольного
расслабления,
эмоционального
8

самоконтроля. «Лучшее место на земле», «Встреча инопланетян» на взаимодействие. Анализ
ситуаций общения. Рефлексия занятия.
Тема 4. «Волшебство эмоций»
Практика: Упражнения: «Пожалуйста», на развитее адекватной самооценки
«Интервью», «Цветок», «Приглашение на бал», ««Руки-ноги-голова». Анализ ситуаций.
Рефлексия занятия.
Тема 5. «Я тебя понимаю!»
Теория: знакомство с понятием «эмпатия».
Практика: Упражнения: «Передача чувств», «Цвета эмоций», «Подарок
другу», «Передай улыбку по кругу». Рефлексия занятия.
Раздел II. Развитие коммуникативных навыков
Тема 6. «Что такое общение и коммуникативные навыки?»
Теория: знакомство с понятием «общение», «коммуникация», «коммуникативные
навыки».
Практика: Упражнения: «У меня зазвонил телефон», игра «Детская радиопередача»,
«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся». Рефлексия занятия.
Тема 7. «Коммуникативная культура и как ее развить»
Теория: знакомство с понятием «коммуникация», «коммуникативная культура».
Практика:
Упражнения:
«Волшебная
фраза»,
«Психологический
театр»,
«Комплимент». Рефлексия занятия.
Тема 8. «Учимся правильно выражать обиду и гнев»
Теория: знакомство с понятием «эмоции», «чувства», обида», «гнев», «агрессия».
Практика: Упражнения: «Опасно - безопасно», «Темные и светлые мешочки»,
«Волшебные очки». Рефлексия занятия.
Тема 9. «Азбука общения»
Практика: Упражнения: «Вежливые слова», «Подарок на всех», «Страна вежливости»,
«Менялки». Рефлексия занятия.
Раздел III. Развитие навыков работы в команде
Тема 10. «Команда. Как она создается»
Теория: обсуждение понятия «команда», основных принципов работы в команде.
Практика: игра «Коварный лис». Упражнения: «Образуем круг», «Город группы».
Рефлексия занятия.
Тема 11. «Работа в команде»
Практика: Упражнения: «Вавилонская башня», «Узелок», «Дух группы», «Тропинка»,
«Волшебная лампа». Рефлексия занятия.
Тема 12. «У нас много общего»
Практика: Упражнения: «7 факторов», «Шишки», «Воздушный шар», «Путаница»,
«Расскажите историю». Рефлексия занятия.
Тема 13. «Мы – одно целое»
Практика: Упражнения: «Связующая нить», «Да здравствует команда!», «Мост»,
«Доверие», «Час пик», «Солнечная система». Рефлексия занятия.
Раздел IV. Развитие внимания
Тема 14. «Внимание. Что это?»
Теория: знакомство с понятием «внимание», свойства внимания.
Практика: настольные игры «Мэмо», «Веселый зоопарк». Упражнения: «Волшебный
клубок», «Минутка», «Живая картинка». Рефлексия занятия.
Тема 15. «Мое внимание»
Теория: знакомство с понятием «внимание», свойства внимания.
Практика: настольные игры «Спящие королевы», «УНО». Упражнения: «Слова–
невидимки», «Восстановить пропущенное слово», «Счет по командам». Рефлексия занятия.

9

Тема 16. «Развиваем наше внимание»
Практика: настольные игры «Свинтус», «Мэмо». Упражнения: «Четыре числа», «Кто
старше?», «Анаграммы». Рефлексия занятия.
Тема 17. «Кто самый внимательный?»
Практика: настольные игры «Веселый зоопарк», «Спящие королевы». Упражнения:
«Опаздывающее зеркало», «Придумай предмет», «Небо – земля – вода». Рефлексия занятия.
Раздел V. Развитие памяти
Тема 18. «Память. Что это?»
Теория: знакомство с понятием «память», виды памяти.
Практика: настольная игра «Мэмо». Упражнения: «Поезд», «Небылицы», «10 слов».
Рефлексия занятия.
Тема 19. «Моя память»
Теория: знакомство с понятием «память», виды памяти.
Практика: настольная игра «Таракан». Упражнения: «Пиктограмма», «Складнонеладно», «Снежный ком». Рефлексия занятия.
Тема 20. «Как запомнить больше?»
Практика: настольная игра «Ничего человеческого». Упражнения: «Воспроизведение
рассказов», «Испорченный видеомагнитофон», «Сантики – фантики – Лимпопо», «Живое
домино». Рефлексия занятия.
Тема 21. «Развиваем память»
Практика: настольная игра «УНО». Упражнения: «Открытка», «Запомни все»,
«Раскрась одним цветом одинаковые фигуры», «Испорченный телефон», «Летает – не
летает». Рефлексия занятия.
Раздел VI. Развитие воображения
Тема 22. «Воображение. Что это?»
Теория: знакомство с понятием «воображение».
Практика: настольная игра «Диксит». Упражнения: «Животные», «Говори наоборот»,
«Море волнуется – раз…», «Квадраты». Рефлексия занятия.
Тема 23. «Моя фантазия»
Практика: настольная игра «Крокодил». Упражнения: «Нарисуй чувства», «Составь
предложение», «Составление рассказа по картинке», «Почему это произошло?». Рефлексия
занятия.
Тема 24. «Как развить воображение»
Теория: знакомство со способами развития воображения.
Практика: настольная игра «Вето». Упражнения: «Отгадывай-показывай», «Облаказагадки», «Чтение цветов», «Силуэты фигур». Рефлексия занятия.
Тема 25. «Развиваем воображение»
Практика: настольная игра «Диксит». Упражнения: «Что может произойти?», «Не
может быть!», «Заколдованный лес», «Придумай зарядку». Рефлексия занятия.
Раздел VII. Развитие восприятия
Тема 26. «Восприятие. Что это?»
Теория: знакомство с понятием «восприятие».
Практика: настольная игра «Веселый зоопарк». Упражнения: «Отгадай фигуру»,
«Покажи дорожку», «Воспроизведение геометрических фигур», «Что в свертке». Рефлексия
занятия.
Тема 27. «Секреты восприятия»
Практика: настольная игра «Друг-Утюг». Упражнения: «Дорисуй фигуры»,
«Срисовывание по клеточкам», «От маленького к большому», «Сравни по длине, ширине,
высоте». Рефлексия занятия.
Тема 28. «Удивительный мир нашего восприятия»
Практика: настольная игра «Диксит». Упражнения: «Спрятанные изображения»,
«Собери картинку», «Выложи из палочек», «Кто (что) где?». Изографы. Рефлексия занятия.
10

Раздел VIII. Развитие мышления
Тема 29. «Мышление. Что это?»
Теория: знакомство с понятием «мышление», виды мышления.
Практика: настольная игра «Веселый зоопарк». Упражнения: «Сравнение предметов»,
«Найди окончание», «Продолжи узор». Ребусы. Рефлексия занятия.
Тема 30. «Особенности нашего мышления»
Теория: знакомство с понятием «мышление», виды мышления.
Практика: настольная игра «Крокодил». Упражнения: «Назови слова», «Инструкция»,
«Наведем порядок», «Правда и ложь». Логические задачи. Рефлексия занятия.
Тема 31. «Как развивать мышление?»
Теория: знакомство со способами развития мышления.
Практика: настольная игра «Крокодил». Упражнения: «Подбери слово», «Назови
одним словом», «Земля, вода, огонь, воздух», «Домики». Логические задачи. Рефлексия
занятия.
Тема 32. «Развиваем мышление»
Практика: настольная игра «Вето». Упражнения: «Закончи предложение», «Слованевидимки», «Другая буква». Ребусы. Рефлексия занятия.
Раздел IX. Профориентация
Тема 33. «Калейдоскоп профессий»
Теория: знакомство с понятием «профессия», виды профессий.
Практика: упражнение «Профессия на букву», «Цепочка профессий», «Кто есть кто?»,
игра «Поступь профессионала». Рефлексия занятия.
Тема 34. «В поисках своего призвания»
Практика: упражнение «В детстве я хотел быть», упражнение «Самая-самая», «Кем
быть?». Рефлексия занятия.
Раздел IX. Подведение итогов
Тема 35. «Познай себя»
Практика: методика «Что мне нравится в школе» (рисунок), методика «Краски».
Диагностика мотивации учения, внимания, памяти, воображения, мышления, уровня
тревожности.
Тема 36. «Чему мы научились за год»
Практика: групповой коллаж «Наша группа» (техника Арт-терапии). Рефлексия
занятия. Ритуал прощания.
1.4. Учебный (тематический) план.
2 год обучения. Базовый уровень
Количество часов
№

Название раздела, темы

Создание группы. Сплочение
коллектива
Раздел I. Развитие эмоционального
самоконтроля
1.

Всего

Теория

Практика

3

0,5

2,5

24

2

22

2.

Что такое эмоции и чувства?

3

0,5

2,5

3.

Как быть с эмоциями

3

0,5

2,5

Формы
аттестации/
контроля
Наблюдение,
устный опрос
Контроль «уровня
достижений по
разделу» в виде
заданий
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
11

4.

Диалог с самим собой

3

-

3

5.

Властелин эмоций

3

-

3

6.

Я уверен в себе!

3

-

3

7.

Моя суперсила

3

-

3

8.

В стране хорошего настроения

3

0,5

2,5

9.

Прощание с негативными эмоциями

3

0,5

2,5

15

2,5

12,5

Раздел II. Развитие навыков
эффективного социального
взаимодействия
10.

Что такое общение и дружба?

3

0,5

2,5

11.

Общаться - это просто

3

0,5

2,5

12.

Дружба – это здорово

3

0,5

2,5

13.

Удивительный мир общения

3

0,5

2,5

14.

Мастер общения

3

0,5

2,5

15

2,5

12,5

3

0,5

2,5

Раздел III. Развитие эмоциональноличностной сферы обучающихся
(раскрытие потенциальных
возможностей обучающихся)
15. Мой богатый внутренний мир

16.

Я и мир вокруг

3

0,5

2,5

17.

Чего я боюсь?

3

0,5

2,5

18.

Я - личность

3

0,5

2,5

19.

Я глазами других

3

0,5

2,5

Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Контроль «уровня
достижений по
разделу» в виде
заданий
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Контроль «уровня
достижений по
разделу» в виде
заданий
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
12

Раздел IV. Укрепление семейных
ценностей

6

2

4

20.

Семья – главная ценность

3

1

2

21.

Традиции моей семьи

3

1

2

Раздел V. Профориентация

6

1

5

22.

Сколько профессий – столько дорог

3

1

2

23.

Мое будущее в моих руках

3

-

3

Раздел VI. Развитие навыков работы в
команде

21

1

20

24.

Как здорово, что мы вместе!

3

1

2

25.

Мы – друзья!

3

-

3

26.

Общение в группе

3

-

3

27.

Я тебя слышу!

3

-

3

28.

Командный дух

3

-

3

29.

Мы – команда!

3

-

3

30.

Мир нашей группы

3

-

3

9

1,5

7,5

Раздел VII. Развитие коммуникативных
навыков

31.

Давай общаться!

3

0,5

2,5

32.

Пойми меня без слов

3

0,5

2,5

Контроль «уровня
достижений по
разделу» в виде
заданий
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Контроль «уровня
достижений по
разделу» в виде
заданий
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Контроль «уровня
достижений по
разделу» в виде
заданий
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Контроль «уровня
достижений по
разделу» в виде
заданий
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
13

33.

Секреты общения

3

0,5

2,5

Раздел VIII. Обучение навыкам
конструктивного решения конфликтных
ситуаций

9

1,5

7,5

34.

Что такое конфликт. Учимся
разрешать конфликты

3

0,5

2,5

35.

Стоп-конфликт

3

0,5

2,5

36.

Мир без конфликтов

3

0,5

2,5

6

-

6

Раздел IX. Подведение итогов

37.

Познай себя

3

-

3

38.

Чему мы научились за год

3

-

3

114

14,5

99,5

Итого

Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Контроль «уровня
достижений по
разделу» в виде
заданий
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Наблюдение,
устный опрос,
рефлексия
Итоговая
диагностика
Наблюдение,
диагностика
Открытое
занятие

Содержание учебного (тематического) плана.
2 год обучения. Базовый уровень
Тема 1. Создание группы. Сплочение коллектива
Теория: задачи программы. Правила ТБ. Правила группы. Беседа о правилах: где они
присутствуют в жизни? Для чего они нужны? Утверждение перечня правил. Торжественный
ритуал принятия правил.
Практика: упражнения: «Кто ты?», «Поменяйтесь местами…», «Любимая игра».
Рефлексия занятия.
Раздел I. Развитие эмоционального самоконтроля
Тема 2. «Что такое эмоции и чувства?»
Теория: знакомство с понятиями «эмоции» и «чувства». Какие они бывают. В чем их
отличие.
Практика: упражнения, направленные на формирование способности выражать
собственные эмоции, различать положительные и отрицательные эмоции, различать чувства
и настроения окружающих, обучение навыкам саморегуляции, отреагирование негативных
эмоций, коррекция детских обид.
Упражнения: «Мое настроение». Беседа на тему «Какое мое настроение сегодня?».
Беседа: От чего настроение может измениться? На что оно похоже? Упражнение «Я и мои
эмоции». Рефлексия занятия.
Тема 3. «Как быть с эмоциями»
Теория: знакомство с понятиями «самоконтроль» и «саморегуляция».
Практика: Беседа на тему: «Эмоции. Какие бывают эмоции». Рисование собственной
эмоции. Упражнение «Звезда чувств». Беседа на тему: «Положительные и отрицательные
эмоции». Рисование «Обида. Злость». Упражнение «Прощание с обидой и злостью».
14

Упражнение «Слушание окружающего мира». Упражнение «Рисуем человека». Рисование
состояния покоя, защищенности (К. Дебюсси «Танец снежинок»). Рефлексия занятия.
Тема 4. «Диалог с самим собой»
Практика: упражнение «Свободный рисунок в круге». Упражнение «Парное
рисование». Упражнение «Рисуем человека». Упражнение «Прощание со страхами».
Рисование карандашами. Беседа на тему «Страхи». Упражнение «Нитки». Упражнение
«Снежинка». Обучающиеся вырезают снежинки из бумаги. Предлагается каждому
рассмотреть свою снежинку и рассказать, что она чувствует. Рисование конечного
эмоционального состояния (Г. Свиридов Вальс «Метель»). Рефлексия занятия Рисование
состояния покоя, защищенности (К. Дебюсси «Танец снежинок»).
Упражнение «Снежинка». Обучающиеся вырезают снежинки из бумаги. Предлагается
каждому рассмотреть свою снежинку и рассказать, что она чувствует. Рефлексия занятия.
Тема 5. «Властелин эмоций»
Практика: упражнения, направленные на снятие эмоционального напряжения,
развитие у обучающихся ощущения свободы, воображения, умения расслабляться.
Упражнение «Живые облака», «Кляксы». Упражнение на релаксацию «Плаваем на
облаках». Рефлексия занятия.
Тема 6. «Я уверен в себе!»
Практика: Упражнение для релаксации «Безопасное место», «Гора с плеч», «Качели»,
«Спящий котенок». Рефлексия занятия.
Тема 7. «Моя суперсила»
Практика: Упражнение «Каракули», «Цветок», «Путаница». Релаксация. Рефлексия
занятия.
Тема 8. «В стране хорошего настроения»
Теория: знакомство с понятиями «эмоции» и «чувства». Какие они бывают. В чем их
отличие.
Практика: игра «Разноцветное настроение», арт-терапевтическое упражнение «Чудесный
край». Рефлексия занятия.
Тема 9. «Прощание с негативными эмоциями»
Теория: знакомство с понятиями «эмоции» и «чувства». Какие они бывают. В чем их
отличие.
Практика: упражнение «Выговариваем печаль чёрным цветом».
Упражнение
«Ниточная фантазия». Релаксация. Рефлексия занятия.
Раздел II. Развитие навыков эффективного социального взаимодействия
Тема 10. «Что такое общение и дружба?»
Теория: знакомство с понятиями «дружба», «общение».
Практика: беседа «Что такое дружба?». Упражнения «Карандаши», «Пять добрых
слов», «Цветок». Рефлексия занятия.
Тема 11. «Общаться - это просто»
Теория: знакомство с понятиями «дружба», «общение».
Практика: упражнения «Мой идеальный друг», «Дружба», «Встреча глазами», игра «Пойми
меня», «Лотерея вопросов» (о дружбе). Рефлексия занятия.

Тема 12. «Дружба – это здорово»
Теория: знакомство с понятиями «дружба», «общение».
Практика: упражнения «Выступ скалы», «Согласованные движения». Игра «Найди
друга», притча о дружбе. Рефлексия занятия.
Тема 13. «Удивительный мир общения»
Теория: знакомство с понятиями «дружба», «общение».
Практика: упражнения, направленные на формирование у обучающихся критериев
оценки положительных и отрицательных качеств, способности к самоанализу, формирование
положительной самооценки, развитие коммуникативных навыков.
15

Упражнение «Я не такой как все, и все мы разные». Психологическая игра «Подбор
ассоциаций». Рефлексия занятия.
Тема 14. «Мастер общения»
Теория: знакомство с понятиями «дружба», «общение».
Практика: Беседа на тему «Что ты знаешь о своем друге». Упражнение «Корзина
дружеских качеств». Анализ сказки «О ссоре птиц». Упражнение «Чья ладонь?».
Упражнение «Рисование ладонями». Рефлексия занятия.
Раздел III. Развитие эмоционально-личностной сферы обучающихся (раскрытие
потенциальных возможностей обучающихся)
Тема 15. «Мой богатый внутренний мир»
Теория: знакомство с понятиями «потенциал», «индивидуальные особенности»,
«саморазвитие».
Практика: упражнения, направленные на раскрытие потенциальных возможностей
обучающихся, развитие положительных эмоциональных переживаний, творческое
саморазвитие. Создание группового коллажа «Мой мир». Просмотр картинок с
изображением коллажей. Рефлексия занятия.
Тема 16. «Я и мир вокруг»
Теория: знакомство с понятиями «восприятие», «субъективность».
Практика: рисунок «Я - часть этого мира». Рефлексия занятия.
Тема 17. «Чего я боюсь?»
Теория: знакомство с понятиями «страх». Виды страхов.
Практика: Беседа на тему «Мои страхи». Упражнение «Как я?». Рефлексия занятия.
Тема 18. «Я – личность»
Теория: знакомство с понятиями «личность», «уникальность».
Практика: упражнения, направленные на эмоционально-личностное развитие,
осознание ценности и уникальности собственной личности, развитие положительного,
целостного образа «Я», самопринятия, развитие креативности, творческого мышления.
Упражнения «Мое дерево», «Прошлое /настоящее/ будущее», «Я - глазами других»,
«Маски», «Я в натуральную величину», «Карта моего внутреннего мира». Рефлексия
занятия.
Тема 19. «Я глазами других»
Теория: знакомство с понятиями «восприятие», «субъективность».
Практика: упражнения «Мой портрет глазами группы», «Мой сосуд», «Наполняем
сосуд», «Разукрась свой сосуд», «Зеркало», «Мое имя», «Портреты имен». Рефлексия
занятия.
Раздел IV. Укрепление семейных ценностей
Тема 20. «Семья – главная ценность»
Теория: знакомство с понятиями «семья». В чем ценность семьи.
Практика: упражнения, направленные на то, чтобы зафиксировать позитивное
отношение к родителям, осознать родственные чувства, чувства безопасности.
Упражнения: «История», «Моя семья». Рефлексия занятия.
Тема 21. «Традиции моей семьи»
Теория: знакомство с понятиями «традиции», «ценности».
Практика: упражнения «Традиции моей семьи», «Эмоциональные связи». Рефлексия занятия.

Раздел V. Профориентация
Тема 22. «Сколько профессий – столько дорог»
Теория: обсуждение понятий «профессия», «профориентация».
Практика: обсуждение на тему «Мы выбираем профессию – профессия выбирает нас»,
«Слагаемые выбора профессии».
Тема 23. «Мое будущее в моих руках»
Практика: рисунок на тему «Мое будущее», обсуждение «Моя будущая профессия».
Рефлексия занятия.
16

Раздел VI. Развитие навыков работы в команде
Тема 24. «Как здорово, что мы вместе»
Теория: обсуждение понятий «группа, «индивид».
Практика: упражнения, направленные на создание положительного эмоционального
состояния, дружественной атмосферы, формирование социального доверия, сплоченности,
принадлежности к группе.
Упражнение «Прошепчи имя», «Двое с одним мелком». Рефлексия занятия.
Тема 25. «Мы – друзья!»
Практика: Проблемная ситуация. «Кто всех глупее». Беседа на тему «Когда мы
обижаем тех, кто слабее нас?». Рефлексия занятия.
Тема 26. «Общение в группе»
Практика: Рисование «Обиды». Совместное составление советов, которые могут
пригодиться в тех случаях, когда бывает трудно честно и открыто сказать о своих чувствах.
Упражнение «Сочинение сказок». Рефлексия занятия.
Тема 27. «Я тебя слышу!»
Практика: Упражнения, направленные на налаживание межличностного
взаимодействия, развитие умения высказываться и слушать своего собеседника.
Упражнение «Интервью в парах». Упражнение «Мозаика». Упражнение «Рукавички».
Рефлексия занятия.
Тема 28. «Командный дух»
Практика: Упражнения: «Вавилонская башня», «Узелок», «Дух группы», «Тропинка»,
«Волшебная лампа». Рефлексия занятия.
Тема 29. «Мы – команда!»
Практика: Упражнения: «7 факторов», «Шишки», «Воздушный шар», «Путаница»,
«Расскажите историю». Рефлексия занятия.
Тема 30. «Мир нашей группы»
Практика: упражнения, направленные на развитие навыков коммуникации, работы в
команде, сплоченности группы. Упражнение «Котелок отличного настроения». Рисование
эмблемы группы «Цветной мир». Вопросы для обсуждения: «Что вам удалось изобразить?
Что понравилось в работе? Что бы хотелось изменить? Какое участие каждый принимал в
создании работы?». Рефлексия занятия.
Раздел VII. Развитие коммуникативных навыков
Тема 31. «Давай общаться!»
Теория: обсуждение понятия «общение». Виды общения.
Практика: упражнения, направленные на формирование навыков невербального
общения, общения при помощи мимики и жестов.
Беседа на тему «Невербальное общение». Игра-активатор «Невербальное
приветствие». Игра-упражнение «Разговор через стекло». Рефлексия занятия.
Тема 32. «Пойми меня без слов»
Теория: знакомство с понятием «эмоциональный интеллект».
Практика: Игра - активатор «Стыковка». Настольная игра «Крокодил». Упражнения:
«Объясни», «Что имеется в виду?». Рефлексия занятия.
Тема 33. «Секреты общения»
Теория: обсуждение понятия «общение», «эффективная коммуникация».
Практика: упражнения «Подарки», «Пойми меня», «Бездомный заяц». Настольная
игра «Крокодил». Рефлексия занятия.
Раздел VIII. Обучение навыкам конструктивного решения конфликтных
ситуаций
Тема 34. «Что такое конфликт. Учимся разрешать конфликты»
Теория: обсуждение понятия «конфликт». Виды конфликтов.
Практика: упражнения, направленные на актуализацию конфликтной ситуации,
исследование своего поведения в ней, осознание собственных чувств, переживаний.
17

Обсуждение темы «Причины и содержание конфликта». Упражнения «Разговор двух
линий», «Я на твоём месте», «Правда или ложь?». Рефлексия занятия.
Тема 35. «Стоп-конфликт»
Теория: обсуждение понятия «конфликт».
Практика: упражнения «Робот», «Гомеостаз», «Учимся понимать друг друга»,
«Стыковка». Рефлексия занятия.
Тема 36. «Мир без конфликтов»
Теория: обсуждение понятия «примирение». Способы выхода из конфликтных
ситуаций.
Практика: упражнения «Акробат», «Он – эмоция», «Я - эмоция», «Каким я тебя
вижу», «Мнение обо мне». Рефлексия занятия.
Раздел IX. Подведение итогов
Тема 37. «Познай себя»
Практика: диагностика личностных качеств обучающихся.
Тема 38. «Чему мы научились за год»
Практика: групповой коллаж «Наша группа» (техника Арт-терапии). Рефлексия
занятия. Ритуал прощания.
1.5.

Планируемые результаты

Планируемые образовательные результаты 1 уровня обучения (стартовый)
Метапредметные результаты:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии;
- давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности группы;
- анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- строить понятные для партнера высказывания;
- оценивать результаты своей работы.
Личностные результаты:
- выстраивать свое поведение в зависимости от социальной ситуации;
- оценивать свое поведение и поведение окружающих с точки зрения социальных норм;
- выполнять различные роли при совместной работе.
Предметные результаты:
- обучающиеся будут иметь представление о разнообразии человеческих чувств и их
влиянии на жизнь человека;
- иметь представление о понятии «конструктивное общение», законах взаимодействия в
команде;
- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта.
Планируемые образовательные результаты 2 уровня обучения (базовый)
Метапредметные результаты:
- анализировать и объективно оценивать результаты собственной деятельности;
- управлять своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми;
- оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Личностные результаты:
- будет воспитана привычка анализировать свою деятельность, находить ее достоинства и
недостатки;
- приобретут навыки саморегулирования, саморазвития, личностной рефлексии;
- научатся осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых
установок;
- умение ставить задачи и достигать их.
Предметные результаты:
18

Обучающиеся будут
- иметь представление о разнообразии человеческих чувств, их оттенков;
- иметь представление о понятии «конструктивное общение», законах взаимодействия в
команде;
- осознавать свои «сильные» и «требующие развития» качества.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Год
обучения
1

2

Дата
Дата
Количество Количество Количество
Режим
начала окончания
учебных
учебных
учебных
занятий
обучения обучения
недель
дней
часов
15.09.24
31.05.25
36
36
72
1 занятия по
2 часа в
неделю
01.09.24
31.05.25
38
38
114
1 занятия по
3 часа в
неделю
2.2. Условия реализации программа

-

Материально-техническое обеспечение:
парты (12 шт);
стулья (12 шт);
шкаф (для пособий, документации);
ковер;
доска;
мяч (3 шт).

-

Для обучающихся:
ножницы со скругленными концами;
краски;
кисточки;
альбом;
тетрадь в клетку 24 листа;
цветные карандаши;
простой карандаш, ручка;
клей.

Кадровое обеспечение:
В реализации общеразвивающей программы участвует 1 специалист:
Калгина Елена Александровна, педагог дополнительного образования.
Квалификационная категория: нет.
Образование: Высшее. НОУ ВПО «Гуманитарный университет», специальность
«Психолог. Преподаватель психологии», 2010 г.
Педагогический стаж работы – 15 лет, по специальности – 10 лет, в данном
учреждении – 5 лет.
Методическое обеспечение
19

1. Настольные игры с инструкциями
для 1 года обучения:
Игры на развитие координации: «Башня», «Твистер»
Игры на развитие внимания: «Веселый зоопарк», «Кто быстрее»; «Уно»;
«Свинтус»; «Катавасия».
Стратегия: «Гномы-вредители», «Спящие королевы».
Словесные игры: «Крокодил», «Друг-утюг».
Игры на развитие зрительной памяти: «Мемо. Весь мир», «Мемо. Природные чудеса
России», «Мемо. Великие художники».
для 2 года обучения:
Игры на развитие координации: «Башня», «Твистер»
Игры на развитие внимания: «Средневековый переполох», «Веселый зоопарк»,
«Кто быстрее»; «Уно»; «Свинтус»; «Катавасия».
Стратегия: «Гномы-вредители», «Спящие королевы», «Каркассон»,
Словесные игры: «Крокодил», «Друг-утюг»
Игры на развитие зрительной памяти: «Мемо. Весь мир», «Мемо. Природные чудеса
России», «Мемо. Великие художники».
Игры на развитие воображения: «Диксит».
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы
Диагностика проводится:
2 раза в год для 1 года обучения: в начале учебного года – входная (сентябрь) и в
конце года – итоговая (май).
1 раз в год для второго года обучения: в конце года (май).
Текущий контроль осуществляется систематически в процессе проведенных занятий,
игр, методами наблюдения, бесед, сопоставлений успехов в двигательной и игровой
деятельности.
Самомониторинг обучающиеся проводят в конце каждого занятия с помощью
самооценки и рефлексии.
Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы является открытое занятие для родителей.
Оценочные материалы:
Мотивация учения
Анкета для оценки уровня школьной мотивации (1-4 кл.)/ методика Н. Г. Лускановой,
1993г.
Воображение
Методика Е. Торренса «Неполные фигуры».
Уровень тревожности
Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М.Прихожан).
Эмоциональный интеллект
Ассоциативный вербальный тест «Словарь эмоций» и методика «Тест лицевой
экспрессии» (Иванова Е. С.).
Зрительный гнозис
1. Пробы на предметный гнозис
1.1. узнавание реалистических изображений
1.2. узнавание перечеркнутых изображений
2. Интерпретация сюжетных картин
2. Зрительно-пространственный гнозис
2.1. самостоятельный рисунок (стол, куб)
20

2.2. копирование рисунка (стол, куб)
Рисунок выполняется последовательно каждой рукой.
2.3. копирование фигур Рея, Остеррайха
2.4. копирование рисунка с поворотом на 180о (перешифровка)
Пробы на акустический гнозис и слухо-моторную координацию
1.1. оценка простых и акцентированных ритмических структур
1.2. воспроизведение простых и акцентированных ритмических структур
Сомато-сенсорный гнозис (тактильное восприятие)
1.1. чувство Ферстера (дермолексия)
1.2. проба на локализацию прикосновения
1.3. проба на дискриминацию (проба Тойбера)
1.4. схема тела (соматогнозис)
Исследование речи. При исследовании речи используются следующие пробы: оценка
спонтанной речи в диалоге и при описании картинок; называние предметных изображений;
пробы на автоматизированную речь (числовые ряды в прямом и обратном порядке, дни
недели, месяцы); задания на понимание логико-грамматических конструкций.
1. Оценка спонтанной речи
1.1. оценка спонтанной речи в диалоге
1.2. оценка спонтанной речи при описании картинок
2. Называние предметных изображений
3. Пробы на автоматизированную речь
4. Задания на понимание логико-грамматических конструкций
4.1. экспериментатор на рисунке просит испытуемого показать: бочку за ящиком, в
ящике бочку, ящик на бочке и т.д.
4.2. экспериментатор просит испытуемого выполнить следующие действия: показать
кисточку карандашом, положить ручку справа от тетради, положить карандаш в книгу,
держать ручку над головой и др.
4.3. экспериментатор просит испытуемого решить задачу: Колю ударил Петя. Кто
драчун? Или: Брат отца и отец брата – это одно и то же? Солнце освещается Землёй или
Земля освещается Солнцем? И т.п.
4.4. Испытуемого просят ответить, правильно ли говорит экспериментатор: за летом
осень, перед весной лето, облако под землёй, над деревом трава. Верные грамматические
конструкции чередуются с неправильными.
Исследование памяти включает: запоминание 5/6 слов (не связанных по смыслу) в
заданном порядке за 5 предъявлений, запоминание двух групп по три слова, запоминание
рассказа, запоминание 5/6 зрительных стимулов (фигур). В каждой пробе анализируется
непосредственное и отсроченное (после интерференции) воспроизведение.
1. Запоминание 5/6 слов (не связанных по смыслу) в заданном порядке
2. Запоминание двух групп по три слова
3. Запоминание рассказа
4. Запоминание 5/6 зрительных стимулов (фигур)
Исследование интеллекта. При исследовании интеллекта используются пробы на
понимание смысла рассказов и сюжетных картин, исследование письма и счета (в пределах
10, с переходом через десяток, серийный счет /100 – 7, 30 – 1/2), решение задач, аналогий,
понимание пословиц и метафор.
Исследование письма включает: пробы на автоматизированное письмо –
собственное имя, фамилия, мама и др.; письмо под диктовку – букв, простых (типа «кот») и
фонетически сложных слов (типа «кораблекрушение», «кораблестроение»), словосочетаний
(«Мишина машина» и др.), фраз («В саду за высоким забором росли яблони» и др.). Все
задания выполнялись правой и левой рукой.
Исследование чтения включает: прочтение простых и наложенных букв; прочтение
слогов, высоко- и малочастотных слов, неверно написанных слов; прочтение рассказа.
21

Исследование движений и действий
При исследовании двигательных функций применяются следующие пробы: на
реципрокную координацию, на праксис позы (пальцев руки), перенос позы, на динамический
праксис («кулак-ребро-ладонь» и графическая проба), на пространственную организацию
движений (пробы Хэда).
1. Реципрокная координация
2. Праксис позы (пальцев руки)
3. Перенос позы (по кинестетическому образцу) - для оценки межполушарного
взаимодействия в сфере кинестетического праксиса.
4. Динамический праксис (кинетический)
4.1. «кулак-ребро-ладонь»
4.2. графическая проба («забор»)
Испытуемому даётся образец:
И.: Продолжи забор, постарайся карандаш от
1
бумаги не отрывать. Поочерёдно обследуются обе руки.
5. Пространственная организация движений (пробы Хэда)
2.4. Список литературы
1. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический
подход. – СПб.: Питер, 2008.
2. Визель Т. Г. Нейропсихологическое блиц-обследование. - М.: В. Секачев, 2005.
3. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста. – М., 2009.
4. Гуткин Н.И. Психологическая готовность к школе. – СПб, 2004.
5. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в
общеобразовательной школе. – М., 2008.
6. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие – СПб : Питер,
2008.
7. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к
школе. – М., 2002.
8. Практическая нейропсихология: помощь неуспевающим школьникам / Под ред. Ж. М.
Глозман. – М.: Эксмо, 2010.
9. Полонская Н.Н. Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного
возраста. – М., 2007.
10. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс / сост. Е.В. Языканова. –
М., 2010.
11. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 4 класс / сост. Е.В. Языканова. –
М., 2010.
12. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., 2002.
13. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей
дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2007.
14. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод
замещающего онтогенеза. М., 2007.
15. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., 2001.
16. Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Решаем школьные проблемы. Советы нейропсихолога.
М., 2009.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».