Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр внешкольной работы «Новая Авеста»
(МБУ ДО Центр «Новая Авеста»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
художественной направленности
«Театр»
на 2024-2025 учебный год
Возраст обучающихся: 6,6 – 7,6 лет
1 год обучения (144 часа)
№ групп: 1
Уровень: стартовый
Автор-составитель:
Соколов Андрей Константинович,
Педагог дополнительного образования
г. Екатеринбург, 2024
Содержание
Наименование
Стр.
1.
Пояснительная записка
3
2.
Цель и задачи программы
3
3.
Планируемый результат
4
4.
Содержание программы
4
5.
Календарно-тематический план
6
6.
Условия реализации программы
8
7.
Список литературы
9
2
1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Театр»
Направленность рабочей программы - художественная.
Уровень рабочей программы: базовый
Адресат программы: обучающиеся 6,6 – 7,6 лет.
Количество обучающихся в группе: 12-15 человек.
Объем и срок освоения рабочей программы. 1 год обучения, 144 часа в год.
Периодичность и продолжительность занятий: 2 раза в неделю по 2 часу, 1 час равен 45
минутам.
Форма обучения: групповая.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, открытое занятие
Формы подведения результатов беседа, наблюдение, открытое занятие, концерт.
Особенности организации образовательной деятельности:
группы формируются из обучающихся одного возраста; состав группы постоянный,
специального отбора в группы не проводится.
Учебный год начинается с 15 сентября.
Рабочую программу реализует педагог дополнительного образования
Рабочая программа «Театр» реализуется в течение всего учебного года, включая
каникулярное время.
2. Цель и задачи рабочей программы
Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся посредством
театрально-музыкальной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- знакомить обучающихся с историей возникновения театра;
- формировать познавательный интерес к театральному и музыкальному искусствам;
- обучать основам актёрского мастерства, сценической грамотности: средствам образной
выразительности, навыкам исполнительского мастерства, общим и частным двигательным
навыкам, пластическому решению, эмоциональной выразительности творческих
результатов;
- обучать обучающихся основам сценической речи, художественного чтения;
- формировать знания по изготовлению театральной бутафории, декораций и костюмов к
постановочному материалу;
- обучать основам ораторского мастерства и практике успешного выступления на сцене.
Развивающие:
- развивать у обучающихся индивидуальных творческих и артистические способности;
- формировать навыки коллективной деятельности, самоорганизации и взаимодействия с
партнером;
- развивать коммуникативные и организаторские способности детей;
- способствовать развитию фантазии, художественного вкуса, воображения, зрительного и
слухового внимания, памяти, наблюдательности средствами театрального искусства.
Воспитательные:
- воспитывать умение руководствоваться принципами взаимоуважения и сотрудничества в
3
коллективе;
- прививать устойчивый интерес к художественно-эстетической деятельности;
- воспитывать чувство ответственности, трудолюбия, дисциплинированности, социально
активной позиции личности.
3.
Планируемые результаты Личностные:
- приобретут навыки работы в творческом коллективе;
- умения корректно анализировать свою работу и работу своих партнеров;
- будут проявлять способность к взаимодействию и организаторские способности.
Метапредметные:
- научатся перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всей группы;
- будут уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;
- смогут подготовить концертно-сценический номер или фрагмент театральной роли под
руководством педагога;
- будут использовать основные элементы актерского мастерства, связанные с созданием
художественного образа при исполнении роли в спектакле или в концертном номере;
- научатся использовать театральный реквизит.
Предметные:
- узнают историю театра и театральную терминологию;
- познакомятся с основными средствами выразительности театрального искусства;
- узнают принципы построения этюда и основы актёрского мастерства.
• организаторские способности.
4. Содержание программы
Тема 1. Развитие актерских способностей.
Теория: Понятие актерские способности.
Практика: этюды, сценические номера.
Тема 2. Непроизвольное внимание.
Теория: Внимание. Наблюдательность. Память.
Практика: Игры: «Мир предметов», «Опиши обстановку», Опиши внешность», «Зеркало»,
«Муха», «Пойми меня», «Цепочка слов», «Пишущая машинка» и др. (развитие внимания и
наблюдательности). Этюды с куклами.
Тема 3. Сценическая вера.
Теория: Чувство правды и вера. Предполагаемые обстоятельства. «Я» в предлагаемых
обстоятельствах. Сочинение этюдов. Событие как основа действия. Соотношения
действующих лиц. Взаимоотношения.
Практика: Игры на простейшие физические действия в заданных обстоятельствах места и
времени. Этюды с куклами.
Тема 4. Сценическая фантазия.
Теория: Понятие сценическая фантазия.
Практика: Игры-ассоциации (воспитание сценической фантазии, развитие образного
мышления). Этюды на свободную тему. Этюды оправдания. Этюды с куклами.
Придумывание персонажей и сочинение историй. Фантазирование на заданную тему.
4
Тема 5. Сценическая свобода
Теория: Пространство. Ориентация в пространстве.
Практика: Подвижные игры с элементами драматизации. Групповые упражнения и игры.
Этюды на публичное одиночество.
Тема 6. Развитие речи.
Теория: Формирование установки. Голосовой аппарат. Голос внутри меня. Мой голос,
отраженный в окружающем мире. Освобождение голоса. Понятие: Дыхание. Дыхание как
физическое ощущение.
Практика: Тренинг: «В шар земной упираясь ногами…». Тренинг «Путешествие по
резонаторам» (развитие умение направлять звук в основные резонаторы). Тренинг на
произношение безударных гласных звуков, согласных звуков. Тренинг «Скороговорки» (на
развитие дикции). Игра: «Джунгли» (создание звукового образа).
Тема 7. Культура речи.
Теория: Основы красноречия. Точность. Ясность речи. Умения слушать партнера. Чистота
речи. Понятие стиля речи. Смешение стилей.
Практика: Тренинг «Пойми меня» (умение отыскать смысл контрастного понятия). Тренинг
«Многообразие жанров». Этюды с куклами.
Тема 8. Устранение мышечных зажимов.
Теория: Понятие: Мышечный зажим.
Практика: Подвижные образные игры: «Скопируй позу», «Слоновий футбол», «Тараканьи
бега», «Черепашки - Ниндзя» (развитие образной и двигательной памяти, формирование
навыка импровизации).
Тема 9. Развитие координации движений.
Теория: Ловкость. Гибкость. Реакция. Пластика. Внутреннее движение.
Практика: Комплекс упражнений ОФП (развитие и формирование психофизического
аппарата для решения задач пластической выразительности и актерского мастерства).
Музыкальные игры: «Волшебные сигналы», «Метра-ритм».
Тема 10. Развитие способностей к лицедейству
Теория: Понятие развитие способностей к лицедейству
Практика: Игры, имитирующие различные события и эмоциональные состояния в сочетании
с физическими упражнениями: «Звуки музыки», «Пластилиновые куклы», «В мире
животных», «Море», «Шум ветра», «олимпийские игры» и т.д. Театральные игры.
Тема 11. Показ творческих работ
Теория: Понятия Творческие показы. Класс-концерты. Мини - спектакли. Театральные
зарисовки. Кукольные спектакли. Праздничные вечера.
Практика: Творческие показы. Класс-концерты. Мини - спектакли. Театральные зарисовки.
Организация и проведение театрализованных досугово - развивающих программ
(развитие творческой инициативы, стимулирование желания самостоятельно организовать
простое сценическое действо с использованием знаний о театральном искусстве,
формирование организаторских и коммуникативных способностей).
5
5. Календарно-тематический план
№
п/п
Дата
Форма занятия
Тема занятия
Кол-во
уч. часов
Форма контроля
теория практ
1
13.01.2025
Беседа
Практ. занятие
2
15.01.2025
3
20.01.2025
4
22.01.2025
5
27.01.2025
6
29.01.2025
7
03.02.2025
8
05.02.2025
9
10.02.2025
10
12.02.2025
11
17.02.2025
12
19.02.2025
13
24.02.2025
14
26.02.2025
15
03.03.2025
16
05.03.2025
17
10.03.2025
18
12.03.2025
19
17.03.2025
20
19.03.2025
21
24.03.2025
22
26.03.2025
23
31.03.2025
24
02.04.2025
25
07.04.2025
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Инструктаж по ТБ Введение.
Развитие актерских
способностей
Развитие актерских
способностей
Сценическая вера
1,0
1,0
Педагогическое
наблюдение.
0,3
1,7
0,5
1,5
Сценическая фантазия
0,5
1,5
Сценическая свобода
0,5
1,5
Непроизвольное внимание
0,5
1,5
Развитие речи
0,5
1,5
Культура речи
0,5
1,5
Сценическая вера
0,5
1,5
Развитие координации
движений
Устранение мышечных
зажимов
Развитие способностей к
лицедейству
Развитие актерских
способностей
Сценическая вера
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,2
1,8
0,3
1,7
Развитие актерских
способностей
Сценическая фантазия
0,3
1,7
0,5
1,5
Сценическая свобода
0,3
1,7
Развитие речи
0,3
1,7
Культура речи
0,3
1,7
Непроизвольное внимание
0,3
1,7
Устранение мышечных
зажимов
Развитие координации
движений
Развитие способностей к
лицедейству
Непроизвольное внимание
0,5
1,5
0,3
1,7
0,3
1,7
0,2
1,8
Сценическая вера
0,2
1,8
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
6
26
09.04.2025
27
14.04.2025
28
16.04.2025
29
21.04.2025
30
23.04.2025
31
28.04.2025
32
30.04.2025
33
05.05.2025
34
07.05.2025
35
12.05.2025
36
14.05.2025
37
19.05.2025
38
21.05.2025
39
26.05.2025
40
03.09.2025
41
08.09.2025
42
10.09.2025
43
15.09.2025
44
17.09.2025
45
22.09.2025
46
24.09.2025
47
29.09.2025
48
01.10.2025
49
06.10.2025
50
08.10.2025
51
13.10.2025
52
15.10.2025
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Устранение мышечных
зажимов
Развитие координации
движений
Развитие способностей к
лицедейству
Сценическая фантазия
0,3
1,7
0,2
1,8
0,2
1,8
0,3
1,7
Развитие актерских
способностей
Сценическая свобода
-
2,0
0,2
1,8
Развитие речи
0,2
1,8
Культура речи
0,2
1,8
Развитие способностей к
лицедейству
Устранение мышечных
зажимов
Развитие координации
движений
Показ творческих работ
0,3
1,7
0,2
1,8
0,3
1,7
-
2,0
Показ творческих работ
-
2,0
Показ творческих работ
-
2,0
Инструктаж по ТБ. Развитие
способностей к лицедейству
Непроизвольное внимание
0,2
1,8
0,3
1,7
Сценическая вера
0,3
1,7
Развитие актерских
способностей
Сценическая фантазия
0,2
1,8
0,2
1,8
Сценическая свобода
0,3
1,7
Развитие речи
0,3
1,7
Культура речи
0,3
1,7
Непроизвольное внимание
0,2
1,8
Устранение мышечных
зажимов
Развитие координации
движений
Развитие способностей к
лицедейству
Непроизвольное внимание
0,3
1,7
0,2
1,8
0,3
1,7
0,3
1,7
наблюдение.
Работа над
спектаклем
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
7
53
20.10.2025
54
22.10.2025
55
27.10.2025
56
29.10.2025
57
03.11.2025
58
05.11.2025
59
10.11.2025
60
12.11.2025
61
17.11.2025
62
19.11.2025
63
24.11.2025
64
26.11.2025
65
01.12.2025
66
03.12.2025
67
08.12.2025
68
10.12.2025
69
15.12.2025
70
17.12.2025
71
22.12.2025
72
24.12.2025
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Сценическая вера
Развитие актерских
способностей
Сценическая фантазия
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
0,2
1,8
-
2,0
0,3
1,7
Сценическая свобода
0,2
1,8
Развитие речи
0,2
1,8
Культура речи
0,2
1,8
Непроизвольное внимание
0,2
1,8
Устранение мышечных
зажимов
Развитие координации
движений
Развитие способностей к
лицедейству
Развитие речи
0,2
1,8
0,3
1,7
0,2
1,8
0,3
1,7
Культура речи
0,3
1,7
Развитие координации
движений
Сценическая фантазия
0,2
1,8
0,2
1,8
Сценическая свобода
0,3
1,7
Развитие речи
0,2
1,8
Культура речи
0,2
1,8
Сценическая свобода
0,2
1,8
Показ творческих работ
-
2
Показ творческих работ
-
2
Всего:
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Практическая
работа
Практическая
работа
20
124
144 часа
6. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
- специально оборудованное помещение (театральный зал) с необходимым оборудованием
(пианино, осветительными приборами, музыкальной и компьютерной техникой);
- компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
- фонотека;
- материальная база для создания костюмов, реквизита и декораций;
- стол;
- стулья;
- магнитофон;
8
- набор детских музыкальных инструментов: бубны, свистульки, трещотки, молоточки,
колокольчики;
- спортивный инвентарь: скакалки, верёвочки, обручи.
Кадровое обеспечение:
В реализации программы участвует 1 специалист:
Соколов Андрей Константинович, педагог дополнительного образования.
Квалификационная категория: первая
7. Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Базанов, В. В. Сцена XX века: учеб. пособие для студентов театр. вузов и сред. спец. учеб.
заведений / В. В. Базанов. - Ленинград: Искусство, Ленингр. отд- ние, 2010.
2. Бауэн, Н. Игры со светом в 3ds max. Освещение и световые эффекты / Н. Бауэн. - М.: НТ
Пресс, 2007.
3. Березкин, В. И. Искусство сценографии мирового театра: вторая половина ХХ в.: В
зеркале Праж. Квадриеннале 1967-1999 гг. / В.И. Березкин; Гос. ин-т искусствознания М- ва
культуры РФ. - М.: УРСС, 2011.
4. Благов, Ю.А. В содружестве с Мельпоменой / Ю.А. Благов - Казань: Изд-во Каз. ун-та,
2013.
5. Бланк, Б. В защиту дизайнерской сценографии / Б. Бланк, на вопр. "ДИ" отвечает худож. и
реж. Борис Бланк // Декоративное искусство. - 2014. - N 2. Беседа о том, чем должна быть
современная сценография - дизайнерством или содержательным элементом спектакля.
5. Беляев Д.А. История культуры и искусств: словарь терминов и понятий, учебное пособие
/ Д.А. Беляев Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2013.
6. Буйлова, Л.Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время – новые подходы.
Методическое пособие [Текст] / Л.Н. Буйлова. Педагогическое общество России, 2015.
7. Гвоздев, А. А. История европейского театра: театр эпохи феодализма / А.А. Гвоздев. Москва: URSS; Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2013. - 330 с.: ил.- (Школа сценического
мастерства).
8. Головня, В.В. Древнегреческий театр / В.В. Головня в кн.: История зарубежного театра.
Театр Западной Европы, т.1, с. 11-54. - М. Искусство 2013.
9. Карпов Н. В. Уроки сценического движения [Текст]: пособие для вузов / Н. В. Карпов.
- М., 2015.
10. Кузнецова Н. А. Управление методической работой в учреждениях дополнительного
образования детей [Текст]: пособие для руководителей и педагогов / Н. А. Кузнецова, Д. Е.
Яковлев. - М.: Айрис - пресс, 2014.
11. Медведева И. А. Улыбка судьбы. Роли и характеры. [Текст]: пособие для вузов / И. А.
Медведева.- М.: Линка - ПРЕСС, 2012.
12. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр [Текст]: пособие для пед. доп. обр. / Н. Ф.
Сорокина. - М.: Аркти, 2012.
Список литературы для обучающихся:
1. Вархолов Ф. М. Грим/ Ф. М. Вархолов. - М.: Просвещение: 2005.
2. Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки)/ Т. И. Васильева. - М.: ГИТИС,
9
1988.
3. Козлянинова И. П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное пособие для театральных
и культурно-просветительных училищ/ И. П. Козлянинова. - М.: Просвещение, 2003.
4. Невский Л. А. Ступени мастерства/ Л. А. Невский. - М.: 25 Искусство, 2005.
Интернет-ресурсы:
http://www.theatre-library.ru/
http://xn--80aaaaaraffd1byaf2aulm7ac7rnc.xn--p1ai/about_resurs
https://dramateshka.ru/
https://www.mos.ru/city/projects/kulturaonline/theatre/?ysclid=m1xrau56qg11456247
0 https://moscow.theatrehd.com/ru/play?amp&
10