Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр внешкольной работы «Новая Авеста»
(МБУ ДО Центр «Новая Авеста»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
художественной направленности
«Театр-2»
на 2024-2025 учебный год
Возраст обучающихся: 7,6 – 9 лет
1 год обучения (144 часа)
№ групп: 1
Уровень: базовый
Автор-составитель:
Соколов Андрей Константинович,
Педагог дополнительного образования
г. Екатеринбург, 2024
Содержание
Наименование
Стр.
1.
Пояснительная записка
3
2.
Цель и задачи программы
3
3.
Планируемый результат
4
4.
Содержание программы
4
5.
Календарно-тематический план
6
6.
Условия реализации программы
9
7.
Список литературы
10
2
1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Театр-2»
Направленность рабочей программы - художественная.
Уровень рабочей программы: базовый
Адресат программы: обучающиеся 7,6 – 9 лет.
Количество обучающихся в группе: 12-15 человек.
Объем и срок освоения рабочей программы. 1 год обучения, 144 часа в год.
Периодичность и продолжительность занятий: 2 раза в неделю по 2 часу, 1 час равен
45 минутам.
Форма обучения: групповая.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, открытое занятие
Формы подведения результатов беседа, наблюдение, открытое занятие, концерт.
Особенности организации образовательной деятельности:
группы формируются из обучающихся одного возраста; состав группы постоянный,
специального отбора в группы не проводится.
Учебный год начинается с 15 сентября.
Рабочую программу реализует педагог дополнительного образования
Рабочая программа «Театр-2» реализуется в течение всего учебного года, включая
каникулярное время.
2. Цель и задачи рабочей программы
Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся посредством
театрально-музыкальной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- знакомить обучающихся с историей возникновения театра и театральной терминологией;
- формировать познавательный интерес к театральному и музыкальному искусствам;
- обучать основам актёрского мастерства и сценической грамотности;
- обучать обучающихся основам сценической речи, художественного чтения;
- формировать знания по изготовлению театральной бутафории, декораций и костюмов к
постановочному материалу;
- обучать основам ораторского мастерства и практике успешного выступления на сцене.
Развивающие:
- развивать у обучающихся индивидуальных творческих и артистические способности;
- формировать навыки коллективной деятельности, самоорганизации и взаимодействия с
партнером;
- развивать коммуникативные и организаторские способности детей;
- способствовать развитию фантазии, художественного вкуса, воображения, зрительного и
слухового внимания, памяти, наблюдательности средствами театрального искусства.
Воспитательные:
- воспитывать умение руководствоваться принципами взаимоуважения и сотрудничества в
коллективе;
- прививать устойчивый интерес к художественно-эстетической деятельности;
- воспитывать чувство ответственности, трудолюбия, дисциплинированности,
3
социально активной позиции личности.
3. Планируемые результаты
Метапредметные:
- научатся перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всей группы;
- будут уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;
- смогут подготовить концертно-сценический номер или фрагмент театральной роли под
руководством педагога;
- будут использовать основные элементы актерского мастерства, связанные с созданием
художественного образа при исполнении роли в спектакле или в концертном номере.
Личностные:
- приобретут навыки работы в творческом коллективе;
- умеют корректно анализировать свою работу и работу своих партнеров;
- развиты фантазия, художественный вкус, воображение, внимание, память;
- будут проявлять способность к взаимодействию и организаторские способности;
- демонстрируют чувство ответственности, трудолюбия, дисциплинированности,
социально активной позиции личности.
Предметные:
- узнают историю театра и театральную терминологию;
- познакомятся с основными средствами выразительности театрального искусства;
- узнают принципы построения этюда, основы актёрского и ораторского мастерства;
- научатся изготавливать и использовать театральный реквизит.
4. Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Развитие актерских способностей
Тема 1.1 Введение в актерское искусство
Теория: Понятие актерские способности.
Практика: Этюды, сценические номера.
Тема 1.2 Методы актерской игры
Теория: Понятие методы актерской игры, роль, актер, импровизация.
Практика: Эмоции на лицах, Парные диалоги, Импровизированные истории.
Тема 1.3 Эмоциональная выразительность
Теория: Эмоция, Выразительность, Эмоциональная выразительность.
Практика: Мимические игры, Эмоциональные жесты, Сказка с эмоциями.
Раздел 2. Непроизвольное внимание
Тема 2.1 Роль непроизвольного внимания в актерском мастерстве
Теория: Непроизвольное внимание.
Практика: Слушай и повторяй, Наблюдатели, Эмоциональные зеркала.
Тема 2.2 Непроизвольного внимания при взаимодействии с партнером
Теория: Роль непроизвольного внимания при взаимодействии с партнером
Практика: Эмоциональная передача, Следи за перемещением, История с движениями
Тема 2.3 Непроизвольное внимание на сцене
Теория: Внимание. Наблюдательность. Память.
Практика: Слушай и поверь. Повтори за мной.
4
Раздел 3. Сценическая вера
Тема 3.1 Сценическая вера в рамках взаимодействия с партнёром
Теория: Сценическая вера.
Практика: Зеркало. История в картинках.
Тема 3.2 Сознательные и подсознательные процессы
Теория: Сознательные процессы.
Практика: Ассоциации. Память на показ.
Раздел 4. Сценическая фантазия
Тема 4.1 Фантазия и метод Станиславского
Тема: Метод Станиславского.
Практика: Создание образа. Создание сценического пространства.
Тема 4.2 Фантазия и импровизация
Теория: Фантазия. Воображение.
Практика: Волшебный лес. Изменившийся мир.
Раздел 5. Сценическая свобода.
Тема 5.1 Тело как инструмент
Теория: Движение.
Практика: Двигаемся вместе. Пространственные игры.
Тема 5.2 Эмоциональная свобода
Теория: Эмоции. Свобода.
Практика: Эмоциональный спектр. Эмоциональные ассоциации.
Раздел 6. Развитие речи.
Тема 6.1 Основы фонетики и артикуляции
Теория: Фонетика.
Практика: Угадай звук. Звуковая гимнастика.
Тема 6.2 Работа с голосом
Теория: Диапазон голоса.
Практика:Тембровый оркестр. Голосовой спектр.
Тема 6.3 Темп и ритм речи
Теория: Ритм речи. Темп.
Практика: Скоростная гонка. Ритмический стук.
Раздел 7. Культура речи
Тема 7.1 Артикуляция и дикция
Теория: Артикуляция. Дикция.
Практика: Скороговорки. Артикуляционная гимнастика.
Тема 7.2 Интонация и мелодика речи
Теория: Интонация.
Практика: Чтение текста. Прослушивание и анализ различных голосовых интонаций.
Тема 7.3 Работа с текстом
Теория: Работа с текстом.
Практика: Чтение текста и ответы на вопросы по содержанию. Поиск ошибок в тексте.
Раздел 8. Устранение мышечных зажимов
Тема 8.1 Диагностика мышечных зажимов
Теория: Мышечные зажимы
Практика: Дыхательные упражнения.
5
Тема 8.2 Партнерские упражнения
Теория: Партнерские упражнения для устранения мышечных зажимов.
Практика: Поезд. Игры с мячом.
Раздел 9. Развитие координации движений
Тема 9.1 Баланс и устойчивость тела
Теория: Ловкость. Гибкость. Реакция.
Практика: Комплекс упражнений ОФП (развитие и формирование психофизического
аппарата для решения задач пластической выразительности и актерского мастерства)
Тема 9.2 Основы ритмики
Теория: Ритмика.
Практика: Музыкальные игры: «Динамический ритм», «Танец с предметами».
Тема 9.3 Игровые упражнения для развития координации
Теория: Координация.
Практика: Самолет. Мостик. Паук.
Раздел 10. Развитие способностей к лицедейству
Тема 10.1 Выражение эмоций через мимику
Теория: Выражение эмоций через мимику
Практика: Угадай эмоцию. Зеркало. Роли.
Тема 10.2 Жесты и язык тела
Теория: Жесты и язык тела
Практика: Ручная азбука. Маски.
Тема 10.3 Взаимодействие с партнером
Теория: Понятие развитие способностей к лицедейству
Практика: «Эмоциональные мазки», «Сказочные персонажи», «Образы на ходу»,
«Животные», «Персонаж для каждого» и т.д. Театральные игры
Тема 10.4 Показ творческих работ.
Теория: Что такое: Творческие показы. Класс-концерты. Мини - спектакли. Театральные
зарисовки. Кукольные спектакли. Праздничные вечера.
Практика: Творческие показ. Спектакль.
5. Календарно-тематический план
Дата
6. №
7. п
Форма занятия
/
п
Беседа
Практ. занятие
1
13.01.2025
2
15.01.2025
Беседа
Практ. занятие
3
20.01.2025
Беседа
Практ. занятие
4
22.01.2025
5
27.01.2025
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Тема занятия
Кол-во
уч. часов
теория практ.
Форма контроля
Инструктаж по ТБ.
Введение в актерское
искусство
Роль непроизвольного
внимания в актерском
мастерстве
1,0
1,0 Пед.наблюдение,
опрос
0,5
1,5
Пед. наблюдение,
практическое задание
Сценическая вера в рамках
взаимодействия с
партнёром
Фантазия и метод
Станиславского
Тело как инструмент
0,5
1,5
Пед.наблюдение,
практическое задание
0,5
1,5
0,5
1,5
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед. наблюдение,
6
6
29.01.2025
7
03.02.2025
8
05.02.2025
9
10.02.2025
10
12.02.2025
11
17.02.2025
12
19.02.2025
13
24.02.2025
14
26.02.2025
15
03.03.2025
16
05.03.2025
17
10.03.2025
18
12.03.2025
19
17.03.2025
20
19.03.2025
21
24.03.2025
22
26.03.2025
23
31.03.2025
24
02.04.2025
25
07.04.2025
26
09.04.2025
27
14.04.2025
28
16.04.2025
29
21.04.2025
30
23.04.2025
31
28.04.2025
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Основы фонетики и
артикуляции
Артикуляция и дикция
0,5
1,5
0,5
1,5
Диагностика мышечных
зажимов
Баланс и устойчивость тела
0,5
1,5
1,0
1,0
Выражение эмоций через
мимику
Методы актерской игры
0,5
1,5
0,5
1,5
Непроизвольное внимание
при взаимодействии с
партнером
0,5
1,5
Сознательные и
подсознательные процессы
Фантазия и импровизация
0,5
1,5
0,5
1,5
Работа с голосом
0,5
1,5
Интонация и мелодика речи
0,5
1,5
Партнерские упражнения
0,5
1,5
Основы ритмики
0,5
1,5
Выражение эмоций через
мимику
Методы актерской игры
0,5
1,5
0,3
1,7
-
2,0
0,3
1,7
0,3
1,7
0,3
1,7
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
Непроизвольное внимание
на сцене
Сценическая вера в рамках
взаимодействия с
партнёром
Сознательные и
подсознательные процессы
Фантазия и метод
Станиславского
Эмоциональная свобода
Основы фонетики и
артикуляции.
Работа с голосом
Артикуляция и дикция
Работа с текстом
-
Устранение мышечных
зажимов
0,3
1,7
Основы ритмики
0,3
1,7
Игровые упражнения для
0,5
1,5
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед. наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед. наблюдение,
практическое задание
Пед. наблюдение,
практическое задание
Пед. наблюдение,
практическое задание
Пед. наблюдение,
практическое задание
Пед. наблюдение,
практическое задание
Пед. наблюдение,
практическое задание
Пед. наблюдение,
практическое задание
Пед. наблюдение,
практическое задание
Пед. наблюдение,
практическое задание
Пед. наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед. наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед. наблюдение,
практическое задание
Пед. наблюдение,
практическое задание
Пед. наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
7
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
32
30.04.2025
33
05.05.2025
34
07.05.2025
35
12.05.2025
36
14.05.2025
37
19.05.2025
38
21.05.2025
39
26.05.2025
40
03.09.2025
41
08.09.2025
Беседа
Практ. занятие
42
10.09.2025
43
15.09.2025
44
17.09.2025
45
22.09.2025
46
24.09.2025
47
29.09.2025
48
01.10.2025
49
06.10.2025
50
08.10.2025
51
13.10.2025
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
52
15.10.2025
53
20.10.2025
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
развития координации
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическая работа
Пед.наблюдение,
практическая работа
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед. наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Жесты и язык тела
0,5
1,5
Методы актерской игры
0,2
1,8
Эмоциональная
выразительность
-
2,0
Непроизвольное внимание
на сцене
Взаимодействие с
партнером
Взаимодействие с
партнером
Показ творческих работ
-
2,0
-
2,0
-
2,0
-
2,0
Показ творческих работ
-
2,0
Инструктаж по ТБ.
Роль
непроизвольного
внимания
в
актерском
мастерстве.
Непроизвольное
внимание
при
взаимодействии с
партнером.
Сценическая вера в
рамках взаимодействия
с партнёром
0,5
1,5
0,2
1,8
Пед. наблюдение,
практическое задание
Фантазия и импровизация
0,3
1,7
Тело как инструмент
0,3
1,7
Работа с голосом
-
2,0
Темп и ритм речи
-
2,0
Партнерские упражнения
0,3
1,7
Игровые упражнения для
развития координации
Жесты и язык тела
0,3
1,7
0,3
1,7
-
2,0
0,5
1,5
0,2
1,8
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед. наблюдение,
практическое задание
Пед. наблюдение,
практическое задание
Пед. наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед. наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед. наблюдение,
практическое задание
0,2
1,8
0,2
1,8
Эмоциональная
выразительность
Выражение эмоций через
мимику
Непроизвольное внимание
при взаимодействии с
партнером
Сознательные и
подсознательные процессы
Фантазия и импровизация
Пед. наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
8
54
22.10.2025
Беседа
Практ. занятие
Тело как инструмент
Эмоциональная свобода
0,5
1,5
Пед. наблюдение,
практическое задание
55
27.10.2025
Интонация и мелодика
речи
0,3
1,7
56
29.10.2025
1,8
03.11.2025
Устранение мышечных
зажимов
Основы ритмики
0,2
57
0,2
1,8
58
05.11.2025
Жесты и язык тела
0,2
1,8
59
10.11.2025
-
2,0
60
12.11.2025
1,8
17.11.2025
0,2
1,8
62
19.11.2025
Эмоциональная
выразительность
Фантазия и метод
Станиславского
Тело как инструмент
0,2
61
0,2
1,8
63
24.11.2025
Партнерские упражнения
0,2
1,8
64
26.11.2025
Эмоциональная свобода
-
2,0
65
01.12.2025
Темп и ритм речи
-
2,0
66
03.12.2025
67
08.12.2025
68
10.12.2025
69
15.12.2025
70
17.12.2025
2,0
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед. наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед. наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед. наблюдение,
практическое задание
Пед. наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед. наблюдение,
практическое задание
Пед. наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Практическая работа
71
22.12.2025
72
24.12.2025
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Работа с текстом
Интонация и мелодика речи
2,0
Работа с текстом
-
2,0
Эмоциональная свобода
-
2,0
Взаимодействие с
партнером
Взаимодействие с
партнером
Показ творческих работ
2,0
2,0
Практическая работа
Показ творческих работ
2,0
Практическая работа
20
Всего:
6.
124
144
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
- специально оборудованное помещение (театральный зал) с необходимым оборудованием
(пианино, осветительными приборами, музыкальной и компьютерной техникой);
- компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
- фонотека;
- материальная база для создания костюмов, реквизита и декораций;
- стол;
- стулья;
- магнитофон;
- набор детских музыкальных инструментов: бубны, свистульки, трещотки, молоточки,
9
колокольчики;
- спортивный инвентарь: скакалки, верёвочки, обручи.
Кадровое обеспечение:
В реализации программы участвует 1 специалист:
Соколов Андрей Константинович, педагог дополнительного образования.
Квалификационная категория: первая
7. Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Базанов, В. В. Сцена XX века: учеб. пособие для студентов театр. вузов и сред. спец. учеб.
заведений / В. В. Базанов. - Ленинград: Искусство, Ленингр. отд- ние, 2010.
2. Бауэн, Н. Игры со светом в 3ds max. Освещение и световые эффекты / Н. Бауэн. - М.: НТ
Пресс, 2007.
3. Березкин, В. И. Искусство сценографии мирового театра: вторая половина ХХ в.: В
зеркале Праж. Квадриеннале 1967-1999 гг. / В.И. Березкин; Гос. ин-т искусствознания Мва культуры РФ. - М.: УРСС, 2011.
4. Благов, Ю.А. В содружестве с Мельпоменой / Ю.А. Благов - Казань: Изд-во Каз. ун-та,
2013.
5. Бланк, Б. В защиту дизайнерской сценографии / Б. Бланк, на вопр. "ДИ" отвечает худож.
и реж. Борис Бланк // Декоративное искусство. - 2014. - N 2. Беседа о том, чем должна быть
современная сценография - дизайнерством или содержательным элементом спектакля.
5. Беляев Д.А. История культуры и искусств: словарь терминов и понятий, учебное пособие
/ Д.А. Беляев Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2013.
6. Буйлова, Л.Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время – новые подходы.
Методическое пособие [Текст] / Л.Н. Буйлова. Педагогическое общество России, 2015.
7. Гвоздев, А. А. История европейского театра: театр эпохи феодализма / А.А. Гвоздев. Москва: URSS; Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2013. - 330 с.: ил.- (Школа сценического
мастерства).
8. Головня, В.В. Древнегреческий театр / В.В. Головня в кн.: История зарубежного театра.
Театр Западной Европы, т.1, с. 11-54. - М. Искусство 2013.
9. Карпов Н. В. Уроки сценического движения [Текст]: пособие для вузов / Н. В. Карпов.
- М., 2015.
10. Кузнецова Н. А. Управление методической работой в учреждениях дополнительного
образования детей [Текст]: пособие для руководителей и педагогов / Н. А. Кузнецова, Д. Е.
Яковлев. - М.: Айрис - пресс, 2014.
11. Медведева И. А. Улыбка судьбы. Роли и характеры. [Текст]: пособие для вузов / И. А.
Медведева.- М.: Линка - ПРЕСС, 2012.
12. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр [Текст]: пособие для пед. доп. обр. / Н. Ф.
Сорокина. - М.: Аркти, 2012.
Список литературы для обучающихся:
1. Вархолов Ф. М. Грим/ Ф. М. Вархолов. - М.: Просвещение: 2005.
2. Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки)/ Т. И. Васильева. - М.: ГИТИС,
1988.
10
3. Козлянинова И. П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное пособие для
театральных и культурно-просветительных училищ/ И. П. Козлянинова. - М.:
Просвещение, 2003.
4. Невский Л. А. Ступени мастерства/ Л. А. Невский. - М.: 25 Искусство, 2005.
Интернет-ресурсы:
http://www.theatre-library.ru/
http://xn--80aaaaaraffd1byaf2aulm7ac7rnc.xn--p1ai/about_resurs
https://dramateshka.ru/
https://www.mos.ru/city/projects/kulturaonline/theatre/?ysclid=m1xrau56qg114562
470 https://moscow.theatrehd.com/ru/play?amp&
11