Рабочая программа Музыкальный театр 5 г.о.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр внешкольной работы «Новая Авеста»
(МБУ ДО Центр «Новая Авеста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
художественной направленности
«Музыкальный театр»
на 2024-2025 учебный год
Возраст обучающихся: 16 – 18 лет
5 год обучения (228 часов)
№ групп: 6
Уровень: базовый

Автор-составитель:
Соколов Андрей Константинович,
Педагог дополнительного образования

г. Екатеринбург, 2024

Содержание
Наименование

Стр.

1.

Пояснительная записка

3

2.

Цель и задачи программы 5 года обучения

4

3.

Планируемый результат 5 года обучения

4

4.

Содержание программы 5 года обучения

5

5.

Календарно-тематический план 5 года обучения

9

6.

Условия реализации программы

14

7.

Список литературы

14

2

1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Музыкальный театр»
Направленность рабочей программы - художественная.
Уровень рабочей программы: базовый
Адресат программы: обучающиеся 16 – 18 лет.
Количество обучающихся в группе: 12-15 человек.
Объем и срок освоения рабочей программы. 4 год обучения, 228 часа в год.
Периодичность и продолжительность занятий: 3 раза в неделю по 2 часа, 1 час равен
45 минутам.
Форма обучения: групповая.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, открытое занятие
Формы подведения результатов беседа, наблюдение, открытое занятие, концерт.
Особенности организации образовательной деятельности:
группы формируются из обучающихся одного возраста; состав группы постоянный,
специального отбора в группы не проводится.
Учебный год начинается с 01 сентября.
Рабочую программу реализует педагог дополнительного образования
Рабочая программа «Музыкальный театр» реализуется в течение всего учебного
года, включая каникулярное время.
2. Цель и задачи рабочей программы 5 года обучения
Цель: развить творческие возможности и способности детей и подростков
посредством
театрализованной
деятельности,
способствовать
художественноэстетическому развитию личности на основе приобретенных им в процессе освоения
программы «Музыкальный театр» театрально-исполнительских знаний, умений и навыков.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить обучающихся с историей возникновения театра;
- познакомить детей с разновидностями театра;
- способствовать формированию познавательного интереса к театральному искусству;
- бучить основам актёрского мастерства, сценической грамотности: средствам образной
выразительности, навыкам исполнительского мастерства, общим и частным двигательным
навыкам, пластическому решению, эмоциональной выразительности творческих
результатов;
- научить обучающихся основам сценической речи, художественного чтения;
- формировать знания по изготовлению театральной бутафории, декораций и костюмов к
постановочному материалу;
- обучить основам ораторского мастерства и практике успешного выступления на сцене.
Развивающие:
- способствовать развитию у обучающихся индивидуальных творческих способностей;
- способствовать развитию артистических способностей;
- способствовать развитию навыков коллективной деятельности, самоорганизации и
взаимодействия с партнером;
- способствовать развитию коммуникативных и организаторских способностей детей;
3

- способствовать развитию фантазии, художественного вкуса, воображения, зрительного и
слухового внимания, памяти, наблюдательности средствами театрального искусства.
Воспитательные:
- воспитание умения руководствоваться принципами взаимоуважения и сотрудничества в
коллективе;
- воспитание устойчивого интереса к художественно-эстетической деятельности;
- воспитание чувства ответственности, трудолюбия, дисциплинированности, социально
активной позиции личности.
3. Планируемые результаты 5 года обучения
Метапредметные:
- уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всей группы;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности;
- уметь использовать навыки публичных выступлений;
- уметь слушать и понимать речь других, уметь выразительно читать и пересказывать
содержание текста;
- уметь формулировать собственное мнение и позицию;
- учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности
других;
- уметь создавать художественный образ в сценической работе или в творческом номере;
- уметь использовать основные элементы актерского мастерства, связанные с созданием
художественного образа при исполнении роли в спектакле или в концертном номере;
- уметь использовать навыки по использованию театрального реквизита;
- использовать навыки по применению полученных знаний и умений в практической
работе на сцене при исполнении концертного номера или роли в учебном спектакле.
Личностные:
- умение работать в творческом коллективе: вежливо, тактично и уважительно
относиться к партнерам по сцене;
- умения корректно анализировать свою работу и работу своих партнеров;
- способность к взаимодействию;
- мобильность, активная жизненная позиция;
- уверенность в себе;
- самообладание, эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость
Знать:
Предметные:
- владеть основами актёрского мастерства;
- сочинять этюды на основе любых произведений;
- уметь выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба,
- удивление, восхищение);
- уметь проводить анализ произведений театрального искусства;
- уметь использовать навыки владения средствами пластической выразительности;
- применять знания основных эстетических и стилевых направлений в области
театрального искусства;
4

-

умение использовать навыков репетиционной и концертной работы;
навык по владению психофизическим состоянием.

4. Содержание программы 5 года обучения.
1 «Художественное слово»
Тема 1.1. Техника речи.
Практика: Дыхательно-артикуляционные комплексы с движением. Упражнения на
развитие длинного дыхания и правильного голосообразования в движении.
Тема 1.2. Дыхание. Основы.
Практика: Практические упражнения для укрепления мышц диафрагмы, брюшного
пресса, межрёберных мышц стоя, сидя, в движении. Выполнение в игровой форме
дыхательной гимнастики.
Тема 1.3. Ряд гласных. Основы голосоведения.
Теория: Элементарные сведения об анатомии, физиологии и гигиене речевого
аппарата, о понятиях: диапазон голоса, тембр, регистр, резонатор.
Практика:Упражнения на координацию дыхания со звуком, укрепление и
освобождение от ненужного напряжения мышц речевого аппарата. Речь «на опоре».
Тема 1.4. Развитие силы голоса.
Практика: Гекзаметр. Гомер. Илиада. Одиссея. Отрывки для исполнения с
повышением и понижением силы и высотности голоса. Исполнение с элементами
движения.
Тема 1.5. Дикция. Речевые игры на развитие активности согласных.
Теория: Дикционная культура.
Практика: Упражнения для развития речевого аппарата, освобождения от мышечных
зажимов, артикуляционная гимнастика, сочетания гласных и согласных. Игровой комплекс
«Активные согласные».
Тема 1.6. Орфоэпия.
Теория: Произносительные нормы современного русского языка и ошибки в бытовой
речи. Сюжетно-ролевые комплексы на основе отрывков из поэтических произведений для
тренировки согласных.
Практика: Комплекс с усложненным сочетанием согласных.
Освоение
самостоятельного ведения тренинга с учётом возрастных категорий.
Тема 1.7. Произносительные нормы современного русского языка и ошибки в
бытовой речи.
Теория: Необходимость овладения грамотным произношением в жизни и на сцене.
Практика: Упражнения в игровой форме «Говорим правильно» на тему ошибок в
бытовой речи.
Тема 1.8. Зависимость произносительных норм от ударения в слове.
Теория: Разноместное ударение в русском языке.
Практика: Игра «Волшебные слова» на тему смыслоразличительного значения
ударений. Игра «Скажу неверно, а ты поправь!». Работа в парах
Тема1. 9. Логический анализ текста.
Теория: Речевые такты и логические паузы.
Практика: Действенный анализ текста. Предлагаемые обстоятельства, сверхзадача,
сквозное действие, контрдействие, события, оценки. Линия роли. Второй план. Внутренний
монолог. Видения. Характерность. Разбор произведений. Исполнение произведений
5

различных жанров. Работа над репертуаром. Поэзия. Проза. Юмор. Басни. Монологи из
пьес.
Тема 1.10. Речевые такты и логические паузы.
Теория: Донесение мысли в звучащей речи. Логика речи. Речевые такты, как группы
слов, связанные единой мыслью.
Практика: выявление логических пауз для разделения и связывания речевых тактов.
Тема 1.11. Логические ударения. Главное слово или словосочетание в речевом
такте.
Теория: Главное слово или словосочетание в речевом такте.
Практика: Выделение главных слов или словосочетаний в речевом такте, фразе,
куске. Основные знаковые обозначения главных и второстепенных логических ударений.
Игра «Путешествие в страну ЛОГИКА».
Тема 1.12. Тема. Идея. Сверхзадача.
Теория: О чём нам рассказал автор?
Практика: Определение главной мысли произведения. О чём я хочу рассказать? Чем
бы я хотел увлечь, о чём должен поразмыслить слушатель и зритель после моего
исполнения? Беседа с ответами на данные вопросы в группе.
Тема 1.13. Разбор произведений. Исполнение басен и стихотворений малых форм.
Теория: История возникновения басни. Эзоп. Бабрий.
Лафонтен. Державин.
Тредиаковский. Крылов. Василий Пушкин. Михалков. Кривин. Чтение басен в группе.
Выбор басен сообразно возрасту в процессе чтения. Стихотворения детских поэтов –
А.Барто, С. Михалкова, Б. Заходера, Э.Мошковской, А. Усачёва, Э.Успенского и других.
Практика: Исполнение басен и стихотворений
с предварительным разбором
идейнотематического содержания, авторского и личностного отношения. Исполнение
русских народных или авторских сказок. Сказка, как маленький спектакль. Образы русских
сказительниц прошлого. Собиратели сказок. Элементы
аутентичного исполнения (с
говором). Современное исполнение. Юмор рассказчика.
Тема 1.14. Культура речевого общения.
Теория: Умение владеть грамотной речью в основных жизненных ситуациях.
Искусство дискуссии. Дискуссия об увиденном спектакле, концерте, о посещённых
выставках. Аргументы. Использование приобретённых знаний в области культуры и театра
при изучении предметов программы «Искусство театра».
Практика: Обсуждение спектакля, концерта. Виды аргументации. Беседа с
педагогом. Логические, этические и чувственные аргументы. Преимущества и недостатки.
Тема 1.15. Умение владеть грамотной речью в основных жизненных ситуациях.
Теория: Культура речи и культура речевого общения как многозначные понятия.
Практика: Этюды «Знакомство», «Прощание», «Покупка», «Поездка» и т.п.
Использование языковых средств, в разных условиях общения в соответствии с целями и
содержанием речи. Практическое исполнение небольших сюжетно -ролевых этюдов на
вышеуказанные темы.
Тема 1.16. Этюды «Культура диалога»
Практика: Этюды на сюжет небольшого рассказа. Проанализировать событийный
ряд, найти главное событие и сделать на него этюд, максимально сохраняя предлагаемые
обстоятельства, заданные автором.

6

Тема 17. Исполнение отрывков из сюжетных произведений крупных эпических
форм (повесть, роман).
Практика: Инсценировка небольших фрагментов из классических литературных
произведений. Присвоение событий, оценки фактов, человеческих действий, поступков,
целей, задач и взаимоотношений, описанных автором.
Тема 1.18 Скороговорки.
Практика: тренировки ударных и безударных гласных, тренировки согласных.
Произношение и запоминание.
Тема 1. 19 Этюды со скороговорками.
Практика: инсценировка больших скороговорок.
Тема 1.20 Этюды на взаимодействие.
Теория: Правила во время выполнения упражнений.
Практика: парные этюды, групповые этюды, одиночные на темы, которые задают сами
ребята.
Тема 1.21. Общение. Чтецкий этюд.
Практика: Этюды на сценическое общение при помощи междометий и слогов в
ситуации оправданного молчания. Например: В кинотеатре. Разведка. Иностранец.
Инопланетяне. И т.п. Выбор художественного произведения для исполнения дуэтом.
Например, отрывка из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» (битва Руслана с
Черномором) или « Сказки о царе Салтане …» (Лебедь и князь Гвидон).
2 «Основы актёрского мастерства»
Тема 2.1. Актерские тренинги и упражнения
Практика:
Тема 2.2 Сценическое общение. Коллективная согласованность
Практика: Исполнение этюдов с опосредованным и непосредственным общением.
Тема 2.3.Взаимодействие с партнером. Контакт
Парктика: пластические этюды, этюды на общение, предметное взаимодействие.
Тема 2.4. Импровизация с партнером на музыку
Практика: пластические этюды под хаотично включающиеся музыкальные
произведения.
Тема 2.5. Импровизация с партнером на заданную тему
Практика: Упражнение «В маске». 1-й вариант - яркая, красочная маска какогонибудь сказочного или фантастического персонажа - тело подчиняется, ищет способы
пластического соответствия этому образу. 2-й вариант – белая, нейтральная маска – тело
придумывает, сочиняет образ, через пластическое решение передает характер и
характерность. Упражнение «Только руки», «Только ноги» - учащийся закрывается
ширмой – видны либо только ноги, либо только руки. Задача передать характер,
эмоциональное состояние придуманного им персонажа.
Тема 2.6. Психологический жест
Теория: основы, взаимосвязь, для чего нужен на сцене.
Практика: упражнения, этюды, инсценировки.
Тема 2.7. Конфликт. Приспособления. Тактика
Теория: взаимосвязь трех составляющих.
Практика: Умение определять конфликт, действие и контрдействие в произведении.
Тема 2.8. Основы исполнительского мастерства. Этюды
7

Практика: Этюды на сценическое общение при помощи междометий и слогов в
ситуации оправданного молчания
Тема 2.9. Парные этюды на зону молчания
Практика: «Предлагаемые обстоятельства таковы, что Новый год вы встречаете
вдвоем, но вы в ссоре», «На контрольной попытаться списать ответы у очень вредного
соседа по парте». Важно, чтобы в этом задании было оправдано молчание, сочинить такие
предлагаемые обстоятельства, при которых разговаривать нельзя или незачем.
Тема 2.10. Парные этюда на рождение фразы
Практика: «Пойдем домой (?) (!)», «Я решил (бросить музыкальную школу), (уехать
от вас).». Главное выбирать фразы действенные или событийные.
Тема 2.11. Парные этюды на наблюдения
Практика: общение от лица наблюдаемого объекта, можно спровоцировать
ситуацию, соединяя одиночные этюды на наблюдения между собой (например, в одной
клетке зоопарка окажутся обезьяна и тигр, и т.д.).
Тема 2.12. Этюды на картину
Практика: подбирать материал с действенной ситуацией, понятной детям. Адольф
Вильям Бугро «Суп», «Трудный урок», «Уговоры», «Орехи», Ю. Леман «Провинился»,
К.Коровин «У балкона», «У открытого окна».
Тема 2.13. Этюды на музыкальное произведение
Практика: подбирать музыкальный материал образный, яркий в котором есть
наличие события. С. Рахманинов «Этюды - картины» ор.39,М.Мусоргский «Картинки с
выставки», С. Прокофьев «Детская музыка», Р.Шуман «Детские сцены» ор .15, «Альбом
для юношества».
Тема 2.14. Этюды на мораль басни
Практика: анализируется событийный ряд басни, находится подобная ситуация из
жизни и сочиняется по ней этюд. «И в сердце льстец всегда отыщет уголок» - И. Крылов
«Ворона и лисица», «Как счастье многие находят лишь тем, что хорошо на задних лапках
ходят!» - И.Крылов «Две собаки».
Тема 2.15. Повторение, закрепление и обобщение пройденных тем
Практика: показ сценического номера.
Тема 2.16. Действенные задачи, приспособления для их решения
Практика: Упражнения на действенный жест - вместо фразы рождается жест,
например: «Не трогай меня!», «Давай быстрее!», «Не шуметь!». На психологический жест –
контраст слова и жеста: «Уходи!»,
Тема 2.17. Этюд пародия
Практика: этюд на темы заданные самими участниками инсценировки.
Тема 2.18. Работа над ролью в учебном спектакле
Практика: Работа над ролью в учебном спектакле. Выбор спектакля и его жанра на
усмотрение педагога. Создание линии жизни и способов поведения персонажей в
соответствии с жанровой природой литературного материала. Четко выстроить
взаимоотношения героев, диктующие логику их поведения в отрывке и пьесе. Поиск
внешней характерности, решение внешнего облика персонажа: грим, костюм, манеры ,
пластика , особенности речи и др .
Тема 2.19. «Мои победы», анализ своих достижений
Практика: публичный показ этюдов, инсценировок, отрывков из пьес, учебного
8

спектакля, анализ на основе отзывов.
5. Календарно-тематический план 5 года обучения
№
п/п

Дата

Форма
занятия

1

02.09.2024

Беседа
Практ. занятие

2

04.09.2024

3

05.09.2024

4

09.09.2024

5

11.09.2024

6

12.09.2024

Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие

7

16.09.2024 Беседа
Практ. занятие

8

Тема занятия
Инструктаж по ТБ
Знакомство.
Техника речи
Дыхание. Основы.

Кол-во
уч. часов
Краткое содержание
практ теори
я
1,0
1,0
Пед.наблюдение,
опрос
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание

1,0

1,0

Ряд гласных. Основы
голосоведения.
Развитие силы голоса.

1,5

0,5

1,5

0,5

Дикция

1,0

1,0

1,5

0,5

1,5

0,5

Пед.наблюдение,
практическое задание

18.09.2024

Произносительные нормы
современного русского
языка и ошибки в бытовой
речи.
Зависимость
произносительных норм
от ударения в слове
Логический анализ текста.

1,5

0,5

2,0

-

1,5

0,5

11

25.09.2024

Речевые такты и
логические паузы
Логические ударения.
Главное слово или словосочетание в речевом такте.
Тема. Идея. Сверхзадача

Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание

1,5

0,5

12

26.09.2024

1,5

0,5

13

30.09.2024

1,5

0,5

14

02.10.2024

1,5

0,5

15

03.10.2024

Культура речевого
общения
Умение владеть
грамотной речью в
основных жизненных
ситуациях
Этюды «Культура
Диалога».
Скороговорки

1,5

0,5

16

07.10.2024

Этюды на взаимодействие

1,5

0,5

17

09.10.2024

Общение. Чтецкий дуэт.

1,5

0,5

18

10.10.2024

Психологический жест

1,5

0,5

9
10

Беседа
Практ. занятие
19.09.2024 Беседа
Практ. занятие
23.09.2024 Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие

Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
9

19

14.10.2024

20

16.10.2024

21

17.10.2024

22

21.10.2024

23

23.10.2024

24

24.10.2024

25

28.10.2024

26

30.10.2024

27

31.10.2024

28

04.11.2024

29

06.11.2024

30

07.11.2024

31

11.11.2024

32

13.11.2024

33

14.11.2024

34

18.11.2024

35

20.11.2024

36

21.11.2024

37

25.11.2024

38

27.11.2024

39

28.11.2024

40

02.12.2024

41

04.12.2024

42

05.12.2024

Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа

Конфликт.
Приспособления. Тактика
Основы исполнительского
мастерства. Этюды
Парные этюды на зону
молчания
Парные этюды на
наблюдения
Этюды на картину

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

Этюды на музыкальное
произведение
Этюды на мораль басни

1,5

0,5

1,0

1,0

Повторение, закрепление и
обобщение пройденных
тем
«Культура Диалога».

1,5

0,5

1,5

0,5

Техника речи

1,5

0,5

Развитие силы голоса.

1,7

0,3

Дыхание. Основы.

1,5

0,5

Логические ударения.
Главное слово или словосочетание в речевом такте.
Тема. Идея. Сверхзадача

1,5

0,5

1,5

0,5

Этюды «Культура
Диалога».
Скороговорки

1,5

0,5

1,5

0,5

Этюды на взаимодействие

1,8

0,2

Общение. Чтецкий дуэт.

1,7

0,3

Актерские тренинги и
упражнения
Сценическое общение.
Коллективная
согласованность
Импровизация с
партнером на музыку
Импровизация с
партнером на заданную
тему
Конфликт.
Приспособления. Тактика
Основы исполнительского

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,7

0,3

1,7

0,3

Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
10

Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие

43

09.12.2024

44

11.12.2024

45

12.12.2024

46

16.12.2024

47

18.12.2024

48

19.12.2024

49

21.12.2024

50

23.12.2024

51

25.12.2024

52

26.12.2024

53

30.12.2024

54

09.01.2025

55

13.01.2025

56

15.01.2025

57

16.01.2025

58

20.01.2025

59

22.01.2025

Беседа
Практ. занятие

60

23.01.2025

61

27.01.2025

Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие

62

29.01.2025

Беседа
Практ. занятие

63

30.01.2025

64

03.02.2025

Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие

мастерства. Этюды
Парные этюды на зону
молчания
Парные этюды на
наблюдения
Разбор произведений

практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание

1,7

0,3

1,7

0,3

1,5

0,5

1,7

0,3

Работа над спектаклем

Работа над ролью в
учебном спектакле
Работа над ролью в
учебном спектакле
Работа над ролью в
учебном спектакле
Показ творческих работ

2

-

Работа над спектаклем

2

-

Работа над спектаклем

2

-

Работа над спектаклем

2

-

Работа над спектаклем

Показ творческих работ

2

-

Отчетный концерт

Культура речевого
общения
Техника речи

1,7

0,3

1,7

0,3

Развитие силы голоса.

1,7

0,3

Дыхание. Основы.

1,7

0,3

Ряд гласных. Основы
голосоведения.
Дикция

1,5

0,5

1,5

0,5

Произносительные нормы
современного русского
языка и ошибки в бытовой
речи.
Зависимость
произносительных норм
от ударения в слове
Логический анализ текста.

1,5

0,5

1,5

0,5

Пед.наблюдение,
практическое задание

1,5

0,5

Логические ударения.
Главное слово или словосочетание в речевом такте.
Умение владеть
грамотной речью в
основных жизненных
ситуациях
Этюды «Культура
Диалога».
Исполнение отрывков из
сюжетных произведений

1,5

0,5

Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание

1,5

0,5

Пед.наблюдение,
практическое задание

1,5

0,5

1,5

0,5

Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание

Разбор произведений

Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание

11

65

05.02.2025

66

06.02.2025

67

10.02.2025

68

12.02.2025

69

13.01.2025

70

17.02.2025

71

19.02.2025

72

20.02.2025

73

24.02.2025

74

26.02.2025

75

27.02.2025

76

03.03.2025

77

05.03.2025

78

06.03.2025

79

10.03.2025

80

12.03.2025

81

13.03.2025

82

17.03.2025

83

19.03.2025

84

20.03.2025

85

24.03.2025

86

26.03.2025

Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие

крупных эпических форм
(повесть, роман).
Этюды на взаимодействие

1,7

0,3

Актерские тренинги и
упражнения
Импровизация с
партнером на заданную
тему
Развитие силы голоса.

1,5

0,5

1,7

0,3

2

-

Дикция

1,5

0,5

Тема. Идея. Сверхзадача

1,7

0,3

Общение. Чтецкий дуэт.

1,7

0,3

Импровизация с
партнером на музыку
Психологический жест

1,7

0,3

1,5

0,5

Конфликт.
Приспособления. Тактика
Парные этюды на зону
молчания
Парные этюды на
наблюдения
Этюды на картину

1,7

0,3

1,7

0,3

1,7

0,3

1,7

0,3

Этюды на музыкальное
произведение
Исполнение отрывков из
сюжетных произведений
крупных эпических форм
(повесть, роман).
Скороговорки

1,7

0,3

1,7

0,3

1,5

0,5

Сценическое общение.
Коллективная
согласованность
Взаимодействие с
партнером. Контакт
Импровизация с
партнером на музыку
Импровизация с
партнером на заданную
тему
Основы исполнительского
мастерства. Этюды
Парные этюда на
рождение фразы

1,7

0,3

1,0

1,0

1,8

0,2

1,8

0,2

1,7

0,3

1,5

0,5

Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
12

Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие

87

27.03.2025

88

31.03.2025

89

02.04.2025

90

03.04.2025

91

07.04.2025

Беседа
Практ. занятие

92

09.04.2025

Беседа
Практ. занятие

93

10.04.2025

Беседа
Практ. занятие

94

14.04.2025

95

16.04.2025

96

17.04.2025

Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие

97

21.04.2025

98

23.04.2025

99

24.04.2025

10
0
10
1

28.04.2025

10
2

03.05.2025

Беседа
Практ. занятие

10
3

05.05.2025

Беседа
Практ. занятие

10
4

07.05.2025

Беседа
Практ. занятие

10
5
10
6

12.05.2025

Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие

30.04.2025

14.05.2025

Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие

Этюды на картину

1,7

0,3

Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание

Этюды на музыкальное
произведение
Этюды на мораль басни

1,7

0,3

1,5

0,5

Повторение, закрепление
и обобщение пройденных
тем
Действенные задачи,
приспособления для их
решения
Действенные задачи,
приспособления для их
решения
Логические ударения.
Главное слово или словосочетание в речевом такте.
Этюды «Культура
Диалога».
Этюд пародия

1,7

0,3

1,5

0,5

Пед.наблюдение,
практическое задание

1,7

0,3

Пед.наблюдение,
практическое задание

1,5

0,5

Пед.наблюдение,
практическое задание

1,5

0,5

2,0

-

Исполнение отрывков из
сюжетных произведений
крупных эпических форм
(повесть, роман).
Этюды со скороговорками

1,5

0,5

Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание

2,0

-

Парные этюда на
рождение фразы
Этюды на мораль басни

1,5

0,5

1,5

0,5

Этюд пародия

2,0

-

Сценическое общение.
Коллективная
согласованность
Действенные задачи,
приспособления для их
решения
Исполнение отрывков из
сюжетных произведений
крупных эпических форм
(повесть, роман).
Повторение, закрепление
и обобщение пройденных
тем
Культура речевого
общения
Разбор произведений

1,8

0,2

1,8

0,2

Пед.наблюдение,
практическое задание

1,8

0,2

Пед.наблюдение,
практическое задание

1,8

0,2

Пед.наблюдение,
практическое задание

1,8

0,2

1,8

0,2

Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание

Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание

13

10
7
10
8
10
9
11
0
11
1
11
2
113

15.05.2025

11
4

29.05.2025

17.05.2025
19.05.2025
21.05.2025
22.05.2025
26.05.2025
28.05.2025

Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие
Беседа
Практ. занятие

Работа над ролью в
учебном спектакле
Работа над ролью в
учебном спектакле
Работа над ролью в
учебном спектакле
Показ творческих работ

2

-

Работа над спектаклем

2

-

Работа над спектаклем

2

-

Работа над спектаклем

2

-

Работа над спектаклем

Показ творческих работ

2

-

Работа над спектаклем

Показ творческих работ

2

-

Отчетный концерт

«Мои победы», анализ
своих достижений
«Мои победы», анализ
своих достижений

2

-

2

-

Пед.наблюдение,
практическое задание
Пед.наблюдение,
практическое задание

186 ч

42 ч

228 ч
6. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
- специально оборудованное помещение (театральный зал) с необходимым оборудованием
(пианино, осветительными приборами, музыкальной и компьютерной техникой);
- компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
- фонотека;
- материальная база для создания костюмов, реквизита и декораций;
- стол;
- стулья;
- магнитофон;
- набор детских музыкальных инструментов: бубны, свистульки, трещотки, молоточки,
колокольчики;
- спортивный инвентарь: скакалки, верёвочки, обручи.
Кадровое обеспечение:
В реализации программы участвует 1 специалист:
Соколов Андрей Константинович, педагог дополнительного образования.
Квалификационная категория: первая
7. Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Базанов, В. В. Сцена XX века: учеб. пособие для студентов театр. вузов и сред. спец. учеб.
заведений / В. В. Базанов. - Ленинград: Искусство, Ленингр. отд- ние, 2010.
2. Бауэн, Н. Игры со светом в 3ds max. Освещение и световые эффекты / Н. Бауэн. - М.: НТ
Пресс, 2007.
3. Березкин, В. И. Искусство сценографии мирового театра: вторая половина ХХ в.: В
14

зеркале Праж. Квадриеннале 1967-1999 гг. / В.И. Березкин; Гос. ин-т искусствознания Мва культуры РФ. - М.: УРСС, 2011.
4. Благов, Ю.А. В содружестве с Мельпоменой / Ю.А. Благов - Казань: Изд-во Каз. ун-та,
2013.
5. Бланк, Б. В защиту дизайнерской сценографии / Б. Бланк, на вопр. "ДИ" отвечает худож.
и реж. Борис Бланк // Декоративное искусство. - 2014. - N 2. Беседа о том, чем должна быть
современная сценография - дизайнерством или содержательным элементом спектакля.
5. Беляев Д.А. История культуры и искусств: словарь терминов и понятий, учебное пособие
/ Д.А. Беляев Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2013.
6. Буйлова, Л.Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время – новые подходы.
Методическое пособие [Текст] / Л.Н. Буйлова. Педагогическое общество России, 2015.
7. Гвоздев, А. А. История европейского театра: театр эпохи феодализма / А.А. Гвоздев. Москва: URSS; Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2013. - 330 с.: ил.- (Школа сценического
мастерства).
8. Головня, В.В. Древнегреческий театр / В.В. Головня в кн.: История зарубежного театра.
Театр Западной Европы, т.1, с. 11-54. - М. Искусство 2013.
9. Карпов Н. В. Уроки сценического движения [Текст]: пособие для вузов / Н. В. Карпов.
- М., 2015.
10. Кузнецова Н. А. Управление методической работой в учреждениях дополнительного
образования детей [Текст]: пособие для руководителей и педагогов / Н. А. Кузнецова, Д. Е.
Яковлев. - М.: Айрис - пресс, 2014.
11. Медведева И. А. Улыбка судьбы. Роли и характеры. [Текст]: пособие для вузов / И. А.
Медведева.- М.: Линка - ПРЕСС, 2012.
12. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр [Текст]: пособие для пед. доп. обр. / Н. Ф.
Сорокина. - М.: Аркти, 2012.
Список литературы для обучающихся:
1. Вархолов Ф. М. Грим/ Ф. М. Вархолов. - М.: Просвещение: 2005.
2. Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки)/ Т. И. Васильева. - М.: ГИТИС,
1988.
3. Козлянинова И. П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное пособие для
театральных и культурно-просветительных училищ/ И. П. Козлянинова. - М.:
Просвещение, 2003.
4. Невский Л. А. Ступени мастерства/ Л. А. Невский. - М.: 25 Искусство, 2005.

Интернет-ресурсы:
http://www.theatre-library.ru/
http://xn--80aaaaaraffd1byaf2aulm7ac7rnc.xn--p1ai/about_resurs
https://dramateshka.ru/
https://www.mos.ru/city/projects/kulturaonline/theatre/?ysclid=m1xrau56qg114562
470 https://moscow.theatrehd.com/ru/play?amp&
15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».