Содержание
Наименование
Стр.
1.
Пояснительная записка
3
2.
Цель и задачи программы
3
3.
Планируемый результат
4
4.
Содержание программы
5
5.
Календарно-тематический план
8
6.
Условия реализации программы
11
7.
Список литературы
12
Приложения
14
2
1.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Изобразительное искусство и художественный труд».
Направленность рабочей программы - художественная.
Уровень рабочей программы: базовый
Адресат программы: обучающиеся 13-14 лет.
Количество обучающихся в группе: 15 человек.
Объем и срок освоения рабочей программы. 3 год обучения, 144 часа в год.
Периодичность и продолжительность занятий: 2 раза в неделю по 2 часа на группу, 1 час
равен 45 минутам.
Форма обучения: групповая.
Виды занятий: беседа, практическое занятие.
Формы подведения результатов: просмотры работ.
Особенности организации образовательной деятельности:
группы формируются из обучающихся одного возраста; состав группы постоянный,
специального отбора в группы не проводится.
Учебный год начинается с 09 января.
Рабочую программу реализует педагог дополнительного образования.
Рабочая программа «Изобразительное искусство и художественный труд» реализуется
в течение всего учебного года, включая каникулярное время.
2.
Цель и задачи рабочей программы
Цель: формирование художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части
культуры духовной на основе изучения искусства русского народа.
Задачи:
Обучающие:
- дать ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью;
- ознакомить обучающихся с художественной деятельностью, с разнообразными
формами выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по
представлению); декоративная и конструктивная работа;
- обсуждение работ, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы
на занятиях;
- изучение художественного наследия русского народа;
Развивающие:
- развивать интерес к искусству русского народа;
- развивать навыки создания собственных композиционных работ;
- нарабатывать навыки работы художественными материалами;
- нарабатывать навыки вычерчивания разверток геометрических и их сопряжений;
- развить воображение, фантазию, творчество, образное, ассоциативное мышление.
Воспитательные:
- широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей
действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей
реальности является важным условием освоения обучающимися программного материала.
3
3. Планируемые результаты
Метапредметные:
- Получен навык самоорганизации и самоконтроля;
- Получен опыт использования наблюдения для применения в своей практической
работе;
- Имеет опыт применения знаний из области точных наук в работе над макетом
(расчет величин разверток, построение объектов в перспективе, т.п.);
- Приобретен опыт выражения собственного мнения и принятия коллективного
решения во время проведения просмотра работ.
Личностные:
- Получен навык коллективной работы.
- Приобретен позитивный опыт эмоционального наблюдения.
- Формируется готовность и способность обучающихся к саморазвитию.
- Получено представление об искусстве русского народа, эмоциональной
отзывчивости в процессе изучения.
Предметные:
- Владеет навыком компоновки в листе, при выполнении композиций и зарисовок.
Имеет навык вычерчивания разверток геометрических тел: куба, пирамиды, усеченной
пирамиды, параллелепипеда, цилиндра.
- Имеет навык декоративной деятельности.
- Получен навык работы с использованием линейной перспективы. Имеет
представление о достижениях искусства русского народа.
Обучающиеся должны знать:
в познавательной сфере:
- познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль
изобразительного искусства в жизни человека и общества;
- осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного
языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности;
- приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
- различать изученные виды пластических искусств;
- воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа
произведений пластических искусств; - описывать произведения изобразительного искусства
и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения
изученных понятий; в ценностно-ориентационной сфере:
- формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни,
осознавать систему общечеловеческих ценностей;
- развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и
воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать
мультикультурную картину современного мира;
- понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней
отечественного искусства;
- осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовнонравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства; - ориентироваться
в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства.
4
Обучающиеся должны научиться:
- применять различные выразительные средства, художественные материалы и
техники в своей творческой деятельности.
в ценностно-ориентационной сфере:
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и
воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;
- принятие мультикультурной картины современного мира;
в трудовой сфере:
- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических
творческих работ;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
в познавательной сфере:
- умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
4. Содержание программы
«Искусство русского народа»
I. 1. Русь изначальная.
1. «Гармония жилья и природы». Пейзаж с постройкой. Акварель.
Теория: Русская природа. Выбор места для поселения.
Практика: Изображение деревянных построек и природы по подмалевку.
2. «Жилище славян». Устройство дома. Карандаш.
Теория: Изучение частей домовой постройки.
Практика: Изображение дома и архитектурного убранства.
3. «Домашняя Вселенная». Интерьер избы. Печной угол. Гуашь.
Теория: Изучение устройства жилых помещений.
Практика: Изображение интерьера избы с печью во фронтальной перспективе.
Цветовое решение интерьера избы.
4. «Одежда славян». Зарисовки. Фломастер.
Теория: Изучение предметов костюма славян.
Практика: Выполнение зарисовок мужских, женских костюмов, детской одежды.
5. «Сказка в русской живописи». Композиция. Гуашь.
Теория: Русские художники, произведения искусства.
Практика: Выбор сюжета, компоновка в листе. Цветовое решение. Проработка главных
элементов.
6. «Образ человека». Бытовая композиция с изображением человека в национальном
костюме. Акварель.
Теория: Образ, культура, виды деятельности мужчин и женщин Руси
Практика: Выбор сюжета. Компоновка фигур в листе. Цветовое решение. Проработка
главных элементов.
7. «Сани». Модель. Бумага, картон.
Теория: Модели саней.
Практика: Выполнение разверток. Склеивание элементов и соединение частей.
Декорирование модели.
8. «ДПИ славян». Туесок. Картон, цветная бумага.
Теория: Назначение. Материал и способ изготовления.
5
Практика: Выполнение развертки. Соединение деталей. Декор.
9. Автопортрет в головном уборе. Работа с натуры. Пастель.
Теория: Портреты К.Е. Маковского.
Практика: Выбор ракурса. Компоновка в листе. Построение головы и частей лица. Цветовое
решение. Проработка главных элементов.
10. «Славянские традиции». Объемная композиция. Скульптурный пластилин.
Теория: Традиции славян.
Практика: Выбор сюжета. Выполнение каркаса и основных объемов. Выполнение фигур.
Офактуривание элементов.
11. «Мельница». Макет. Картон, цветная бумага.
Теория: Мельницы на Руси.
Практика: Выполнение разверток Склеивание деталей. Выполнение архитектурного декора.
Выполнение основы. Установка объемов на основу.
I. 2. Искусство русского народа.
12. «Образ храма». Основные конструктивные и декоративные элементы. Зарисовки.
Теория: Ознакомление с конструктивными и элементами.
Практика: Выполнение зарисовок.
13. «Храмовая архитектура». Скульптурный рельеф. Пластилин.
Теория: Ознакомление со стилевыми особенностями.
Практика: Выполнение изображения в рельефе. Доработка объемов. Выполнение фактур.
14. «Иконопись». Подражание русской иконе. Акварель.
Теория: Особенности русской иконы.
Практика: Рисунок. Цветовое решение в характерном колорите.
15. «Оружие, доспех». Графическая композиция. Тушь, перо.
Теория: Ознакомление с традиционными видами оружия и доспеха русского воина.
Практика: Компоновка в листе. Решение композиции графическими средствами.
16. «Русские полководцы». Портрет. Графика. Карандаш.
Теория: Историческая справка.
Практика: Выполнение портрета с учетом особенностей лица и пропорций. Выполнение
изображения графическими средствами.
17. «Бородино». Облик воина. Эпизоды сражений. Живописная композиция. Гуашь.
Теория: Историческая справка.
Практика: Интерпретация работ художников, посвященных Бородинской битве. Цветовое
решение композиции. Проработка главных элементов.
18. «Народные промыслы». Роспись матрешки. Стилизация. Гуашь.
Теория: Ознакомление с особенностями росписи матрешек в различных традиционных
стилях.
Практика: Индивидуальная задумка. Роспись.
19. «Изразцы». Лепка, роспись. Глина, акриловые краски.
Теория: Изготовление и использование изразцов. Примеры русских изразцовых печей.
Практика: Лепка изразца традиционной формы. Выполнение рельефов. Роспись изразца.
20. «Предметы быта русского народа». Валёк. Контррельеф. Пластилин.
Теория: Применение в быту. Примеры изображений, выполненных резьбой по дереву.
Практика: Выполнение изображения в технике контррельеф.
21. «Орнаменты». Составление орнамента. Цветная бумага.
6
Теория: Значение орнаментов. Виды.
Практика: Выполнение орнамента в технике аппликации.
22. «Славянские праздники». Сюжетная композиция. Живописный материал – на
выбор.
Теория: Ознакомление с произведениями искусства по данной теме.
Практика: Составление композиции. Прорисовка элементов композиции и выбор цветовой
палитры. Цветовое решение композиции. Проработка главных элементов.
II. Общехудожественная подготовка.
23. Приёмы построения композиции. Упражнения. Цветная бумага
Теория: Ознакомление с основными типами композиционных решений. Подбор цветов.
Практика: Цветовое решение композиций.
24. Приёмы выявления композиционного центра силовыми линиями.
Упражнения. Карандаш, фломастер.
Теория: Примеры использования силовых линий в произведениях искусства.
Практика: Составление композиции. Цветовое решение композиции. Офактуривание.
25. Приёмы выявления композиционного центра цветом. Композиция. Гуашь.
Теория: Теория цветовых сочетаний.
Практика: Изображение композиции. Выбор цветовой палитры. Цветовое решение
композиции.
26. Приёмы выявления композиционного центра тоном. Тушь, перо.
Теория: Тоновые градации и сочетания.
Практика: Выполнение композиции в технике штрих и пятно.
27. Композиция с использованием изученных приёмов. Композиция. Гуашь.
Теория: Варианты совмещения приемов.
Практика: Творческая работа с осознанным выявлением композиционного центра. Цветовое
решение композиции.
Работа с натуры.
28. Натюрморт с рябиной. Работа с натуры. Акварель.
Теория: Компоновка. Особенности изображения кисти рябины.
Практика: Компоновка предметов в листе. Прорисовка в карандаше. Выполнение основных
цветовых пятен. Цветовое решение. Проработка основных элементов.
29. Призма. Работа с натуры. Карандаш.
Теория: Построение шестиугольника, шестиугольной призмы в перспективе.
Практика: Компоновка. Построение призмы с учетом угловой перспективы. Работа в тоне.
Усиление главных элементов композиции.
30. Натюрморт со ступкой. Работа с натуры. Гризайль.
Теория: Построение вертикального и горизонтального тела вращения
Практика: Компоновка и построение элементов. Прорисовка карандашом. Тоновое решение.
Проработка главных элементов.
31. Натюрморт с корзинкой. Работа с натуры. Гуашь.
Теория: Компоновка. Особенности изображения корзины.
Практика: Компоновка предметов в листе. Прорисовка в карандаше. Выполнение
основных цветовых пятен. Цветовое решение. Проработка основных элементов.
32. Фигура с коромыслом. Работа с натуры. Акварель.
Теория: Коромысло, форма и использование.
7
Практика: Компоновка в листе, прорисовка элементов. Цветовое решение.
33. Натюрморт с корытом. Работа с натуры. Уголь, мел.
Теория: Компоновка. Особенности построения корыта.
Практика: Компоновка и построение. Проработка светлых участков композиции.
Проработка теневых участков композиции. Доработка фактур и рисунков.
34. Натюрморт с предметами быта. Работа с натуры. Пастель.
Теория: Компоновка. Создание бытовой атмосферы.
Практика: Компоновка и прорисовка элементов композиции. Цветовое решение основных
масс. Цветовое решение композиции.
III.
Творческая студия.
Практика: Выполнение работ по собственному замыслу.
IV.
Просмотр работ.
Практика: Просмотр работ, отбор работ на выставку.
5. Календарный учебный график
«Искусство русского народа»
№
Дата
1
10.01.2025
2
13.01.2025
3
17.01.2025
4
20.01.2025
5
24.01.2025
6
27.01.2025
7
31.01.2025
8
03.02.2025
9
07.02.2025
10
10.02.2025
11
14.02.2025
12
17.02.2025
13
21.02.2025
14
24.02.2025
15
28.02.2025
Форма
занятия
Беседа.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
Кол-во час
Тема занятия
теор практ
0,3
1,7
Инструкция по ТБ.
«Гармония жилья и
природы».
0,3
1,7
«Жилище славян».
«Домашняя
Вселенная».
«Домашняя
Вселенная».
«Одежда славян».
0,3
1,7
0,2
1,8
0,3
1,7
0,3
1,7
0,2
1,8
0,3
1,7
«Сказка в русской
живописи».
«Сказка в русской
живописи».
«Образ человека».
0,2
1,8
«Образ человека».
0,3
1,7
0,2
1,8
0,3
1,7
Автопортрет в
головном уборе.
Автопортрет в
головном уборе.
«Сани».
0,2
1,8
«Сани».
0,3
1,7
«ДПИ славян».
0,3
1,7
«Славянские
Форма
контроля
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
8
16
03.03.2025
17
07.03.2025
18
10.03.2025
19
14.03.2025
20
17.03.2025
21
21.03.2025
22
24.03.2025
23
28.03.2025
24
31.03.2025
25
04.04.2025
26
07.04.2025
27
11.04.2025
28
14.04.2025
29
18.04.2025
30
21.04.2025
31
25.04.2025
32
28.04.2025
33
02.05.2025
34
05.05.2025
35
12.05.2025
36
16.05.2025
37
19.05.2025
38
23.05.2025
39
26.05.2025
40
05.09.2025
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Беседа.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
0,2
1,8
0,3
1,7
традиции».
«Славянские
традиции».
«Мельница».
0,3
1,7
«Мельница».
0,3
1,7
«Мельница».
2,0
«Мельница».
0,3
1,7
0,2
1,8
0,3
1,7
Натюрморт с
сухоцветами.
Натюрморт с
сухоцветами .
Призма.
0,2
1,8
Призма.
0,3
1,7
0,2
1,8
0,3
1,7
0,2
1,8
0,3
1,7
0,2
1,8
2,0
Натюрморт со
ступкой.
Натюрморт со
ступкой.
Натюрморт с
корзинкой.
Натюрморт с
корзинкой.
Фигура с
коромыслом.
Фигура с
коромыслом.
Обобщение темы
2,0
Обобщение темы
2,0
Творческая студия
2,0
Творческая студия
0,3
1,7
«Образ храма».
0,3
1,7
0,3
1,7
«Храмовая
архитектура».
«Храмовая
архитектура».
«Иконопись».
0,2
1,8
«Иконопись».
0,3
1,7
Инструкция по ТБ.
2,0
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Предъявление
работ.
Предъявление
работ.
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
9
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Просмотр работ.
41
08.09.2025
42
12.09.2025
43
15.09.2025
44
19.09.2025
45
22.09.2025
46
26.09.2025
47
29.09.2025
48
03.10.2025
49
06.10.2025
50
10.10.2025
51
13.10.2025
52
17.10.2025
53
20.10.2025
54
24.10.2025
55
27.10.2025
56
31.10.2025
57
03.11.2025
58
07.11.2025
59
10.11.2025
60
14.11.2025
Практическое
занятие.
61
17.11.2025
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Профориентация
2,0
«Оружие, доспех».
«Оружие, доспех».
0,5
1,5
«Русские
полководцы».
«Русские
полководцы».
«Бородино».
0,2
1,8
«Бородино».
2,0
«Бородино».
0,3
1,7
0,2
1,8
«Народные
промыслы».
«Изразцы».
0,2
1,8
«Изразцы».
0,3
1,7
0,3
1,7
«Предметы быта
русского народа»
«Орнаменты».
0,5
1,5
0,2
1,8
0,3
1,7
2,0
2,0
0,5
1,5
0,2
1,8
0,3
1,7
2,0
0,3
1,7
2,0
0,3
1,7
«Славянские
праздники».
«Славянские
праздники».
«Славянские
праздники».
Натюрморт с
корытом.
Натюрморт с
корытом.
Натюрморт с
предметами быта.
Натюрморт с
предметами быта
Приемы построения
композиции.
Упражнения.
Цветная бумага
Приемы построения
композиции.
Упражнения.
Цветная бумага
Приёмы выявления
композиционного
центра силовыми
линиями.
Упражнения.
Карандаш,
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Предъявление
работ.
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
10
62
21.11.2025
Практическое
занятие.
63
24.11.2025
Практическое
занятие.
64
28.11.2025
Практическое
занятие.
65
01.12.2025
Практическое
занятие.
0,3
1,7
66
05.12.2025
Практическое
занятие.
0,3
1,7
67
08.12.2025
Практическое
занятие.
2,0
68
12.12.2025
2,0
69
15.12.2025
2,0
Обобщение темы
70
19.12.2025
2,0
Творческая студия.
71
22.12.2025
2,0
Творческая студия.
72
26.12.2025
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
фломастер
Приёмы выявления
композиционного
центра силовыми
линиями.
Упражнения.
Карандаш,
фломастер
Приёмы выявления
композиционного
центра цветом.
Композиция. Гуашь
Приёмы выявления
композиционного
центра цветом.
Композиция. Гуашь
Приёмы выявления
композиционного
центра тоном. Тушь,
перо
Композиция с
использованием
изученных приемов.
Гуашь
Композиция с
использованием
изученных приемов.
Гуашь
Обобщение темы
2,0
Творческая студия.
Итого:
2,0
0,5
1,5
2,0
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
14,8 129,2
144 часа
6. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
1. Стул ученический (22 штук на группу)
2. Столы ученические – 7 парт, 10 индивидуальных столов;
3. Мольберты – 19 шт.
4. Шкафы (для хранения материалов и инструментов); витрины, планшеты (для
демонстрации выполненных работ);
5. Наглядные пособия;
11
6.
7.
8.
Натурный фонд.
Музыкальный центр для прослушивания музыкальных композиций;
Компьютер.
Кадровое обеспечение:
В реализации общеразвивающей программы участвует 1 специалист:
Шулика Светлана Анатольевна, педагог дополнительного образования.
Квалификационная категория: высшая.
Образование: Высшее
Свердловский архитектурный институт, 1991 год
Специальность – архитектура
Квалификация – архитектор
Дополнительная профессиональная
программа переподготовки
«Теория и практика педагога дополнительного образования»
Педагогический стаж работы – 33 года, по специальности – 33 года, в данном учреждении года.
7. Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Адамчик М.В. Архитектура. Краткий справочник. - Минск: ООО «Харвест», 2003 г.
2. Афонькин С.Ю., Афонькина А.С. Орнаменты народов мира – С - Петербург,
3. Кристалл.1998 г.
4. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка, - М, ЭКСМО, 2003 г.
5. Гутнов А.Э., Глазычев В.Л. Мир архитектуры – М., Молодая гвардия. 1990 г.
6. Джулиан Фриман. История искусства. - М. ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ»,
2003 г.
7. Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир! - М. «Просвещение», 1993.
8. Дэвид Салариа, Фиона Макдональд. Города, горожане и цивилизации. - М., «Росмэн»,
1994г.
9. Дэвид Салариа, Фиона Макдональд. Жилища: хижины, дома, дворцы. - М., «Росмэн»,
1995г.
10. Дэвид Салариа, Жаклин Морли. Одежда для работы и отдыха. -М., «Росмэн», 1994 г.
11. Изобразительное
искусство
и
художественный
труд
1-4
классы.М.,
«Просвещение», 2015 г.
12. Кон И. Психология самостоятельности. Знание - сила - 1985-№7-с.43.
13. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания.М. «Просвещение», 1987.
14. Психология процессов художественного творчества. - Ленинград «Наука», 1980.
15. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика.Ижевск, 1992.
16. Союз художников СССР.
Академия педагогических наук СССР. Педагогика
искусства и школа. - М. 1982.
17. Советский энциклопедический словарь. – «Советская энциклопедия» - М. 1981.
12
18. Уч. пособие «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно –
прикладного искусства». – М., «Мозаика – синтез», 1997 г.
19. Хилари Френч. История архитектуры. - М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ»,
2002 г.
Список литературы для обучающихся:
Серия «Узнай мир»:
1. Афонькин С.Ю./Знакомьтесь: Россия. - СПб.: «БКК», 2009.
2. Афонькин С.Ю./Религии мира. - СПб.: «БКК», 2012.
3. Деревенский Б.Г./Древний Рим - СПб.: «БКК», 2010.
4. Дунаева Ю.А./Бабочки. - СПб.: «БКК», 2010.
5. Дунаева Ю.А./Животные из Красной книги. - СПб.: «БКК», 2012.
Электронные ресурсы
1. http://www.mon.gov.ru официальный сайт Министерства образования и науки Российской
Федерации
2. http://www.edu.ru; федеральный портал «Российское образование»
3. информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
4. http://window.edu.ru - федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
5. http://www.irro.ru «Институт развития образования» (ИРО)
6. http://екатеринбург.рф/ Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
7. http://www.minobraz.ru Управление по надзору и контролю в сфере образования
8. http://www.expo2020.ru/ Муниципальное учреждение информационно-методический
центр «Екатеринбургский Дом Учителя»
9. http://www.imc-eduekb.ru МБУ Екатеринбургский Центр психолого-педагогической
поддержки несовершеннолетних «Диалог»
10. http://dialog-eduekb.ru/ МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и
технологии»
11. http://www.gifted.ru Уральский Школьный Портал Новый информационный ресурс
12. http://www.Ural-Yeltsin.ru Уральский Центр Б.Н. Ельцина
13. http://www.eimc.ru/pravo/ Дискуссионный клуб Минобрнауки России
14. http://www.prosv.ru Издательство «Просвещение».
13
Приложение 1.
Оценочные материалы
Лист самооценки
Дата
Вид задания
занятия
Оценочный лист
Фамилия, имя
№
обучающегося
Живопись
Вид задания
Успех
Графика
Трудности
Импровизация
Дата
занятия
Компиляция
Фамилия, имя
обучающегося
Подражание
№
Творческая
составляющая
Дневник педагогического наблюдения
Примечания
Творческое Сумма
решение баллов
Место
1
2
3
4
14