Содержание
Наименование
Стр.
1.
Пояснительная записка
3
2.
Цель и задачи программы
3
3.
Планируемый результат 1 года обучения
3
4.
Содержание программы 1 года обучения
4
5.
Календарно-тематический план 1 года обучения
8
6.
Условия реализации программы
12
7.
Список литературы
12
2
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Сувенир».
Направленность рабочей программы - художественная.
Уровень рабочей программы: стартовый
Адресат программы: обучающиеся 6,6 - 7 лет.
Количество обучающихся в группе: 8-10 человек.
Объем и срок освоения рабочей программы. 1 год обучения, 54 часа в год.
Периодичность и продолжительность занятий: 1 раз в неделю по 1,5 часа на группу, 1 час
равен 45 минутам.
Форма обучения: групповая.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, открытое занятие, мастер-класс.
Формы подведения результатов: беседа, практическое занятие, открытое занятие, мастеркласс.
Особенности организации образовательной деятельности:
группы формируются из обучающихся одного возраста; состав группы постоянный,
специального отбора в группы не проводится.
Учебный год начинается с 15 сентября.
Рабочую программу реализует педагог дополнительного образования.
Рабочая программа «Сувенир» реализуется в течение всего учебного года, включая
каникулярное время.
2.
Цель, задачи программы
Цель: развитие творческих способностей обучающихся, через различные виды и
формы декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Обучающиеся:
- познакомить с различными техниками декоративно-прикладного искусства.
- познакомить с особенностями работы в области декоративно- прикладного творчества.
Развивающие:
- сформировать общие и специфические учебные умения;
- научить детей видеть и понимать «прекрасное», а также научить их создавать
«прекрасное» своими руками;
- развить воображение, фантазию, творчество, наглядно-образное, ассоциативное
мышление, самостоятельное художественное осмысление сделанной работы;
Воспитательные:
- прививать уважение к «людям труда»;
- воспитывать эстетические идеалы через приобщение к художественному труду.
3. Планируемые результаты 1 года обучения
Метапредметные:
- будут уметь планировать и организовывать свою деятельность;
- будут уметь работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать
информацию из различных информационных источников;
- освоят навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
3
Предметные:
- будут знать историю развития народных традиций в декоративно-прикладном творчестве,
техники их изготовления;
- освоят техники из различных материалов;
- будут знать инструменты и материалы, используемые в декоративно-прикладном
творчестве, а также их назначение, и правила техники безопасности при работе с ними;
- будут знать основные способы изготовления сувениров и художественных изделий в
конкретных техниках декоративно-прикладного творчества;
- будут уметь анализировать и оценивать работу, исправлять допущенные ошибки.
Личностные:
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических
творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- уважительно относиться к своему труду, а также к творчеству других людей.
В результате освоения программы 1 года обучения, обучающиеся должны
Знать:
- правила техники безопасности при работе с инструментами;
- понятие о контуре, силуэте, орнаменте;
- общие правила технологии изготовления игрушек и сувениров из различных материалов.
Уметь:
- пользоваться инструментами для бумаги;
- изготавливать ручные швы.
4. Содержание программы
1 год обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Начало творческого пути. Основные правила техники безопасности. Беседа о
многогранности и разнообразии прикладного искусства, «Начало творческого пути».
Раздел 1. Работа с бумагой.
Тема 2. Знакомство с декоративно-прикладным творчеством
Теория: Беседа: История ремёсел, показ иллюстраций по теме декоративно- прикладное
творчество.
Практика: Рисунок на тему: декоративный коврик
Тема 3. Мои творческие ручки
Теория: Настрой на работу. Обсуждение, выбор сюжета: выделить главный элемент и
второстепенные.
Практика: Рисунок по сюжету, в контуре своей ладошки.
Тема 4. Геометрические фигуры. Поделка «Цветок-солнышко»
Теория: Знакомство с геометрическими фигурами (конус, треугольник, круг,
прямоугольник). Навыки и приёмы конструирования плоскостных игрушек. Правила
техники безопасности при работе с ножницами.
4
Практика: Изготовление плоских геометрических фигур. Склеивание по собственному
желанию.
Тема 5. Поделка «Кашалот»
Теория: Понятие о шаблонах. Показ готового образца. Техника использования шаблона.
Практика: Изготовление поделки из цветного картона. Оформление дополнительными
декоративными рисунками.
Тема 6. Поделка «Совенок»
Теория: Беседа про птиц. Показ иллюстраций и готового образца «Совёнок». Объяснение
технологии создания ушек совы.
Практика: Изготовление поделки по шаблону. Оформление деталями, плетение узкими
полосками (животик, крылья) Техника безопасности при работе с ножницами.
Тема 7. Поделка «Весёлая витаминка»
Теория: Беседа на тему «О здоровье» Для чего нужны витамины?
Практика: Изготовление поделки по шаблонам, с самостоятельным выбором цвета, размера,
дополнительных деталей.
Тема 8. Поделка «Стрекоза»
Теория: Беседа про насекомых. Показ иллюстраций и готового образца «Стрекоза».
Объяснение технологии создания крылышек стрекозы.
Практика: Изготовление поделки по образцу. Оформление деталями, изготовление узких
полосок для усиков. Техника безопасности при работе с ножницами.
Тема 9. Поделка «Снегурочка» (игрушка-качалка)
Теория: Беседа про Новый Год и символы праздника. Настрой на работу, показ узоров для
украшения костюма Снегурочки.
Практика: Изготовление игрушки – качалки по шаблону. Украшение кокошника и костюма
Снегурочки по своему желанию.
Раздел 2. Работа с картоном.
Тема 10. Игрушка «Осьминожка»
Теория: Работа с готовыми основами. Выбор формы крыльев по собственному желанию.
Практика: Изготовление игрушки с использованием ниток.
Тема 11. Поделка «Бабочка»
Теория: Показ иллюстраций с изображением бабочек, разнообразие формы и цвета.
Практика: Творческая работа. Изготовление поделки на основе втулки, с использованием
цветной бумаги для крыльев.
Тема 12. Поделка «Гусеница-красавица»
Теория: Знакомство с разным видом картона. Сгибание деталей по диаметру круга.
Практика: Вырезывание кругов из картона, сборка деталей. Изготовление мелких деталей.
Тема 13. Поделка «Улитка»
Теория: Беседа об улитках. Использование в поделке дополнительных деталей. Выбор
шаблонов по собственному желанию.
Практика: Подбор картона по выбранному размеру, изготовление поделки с помощью
ножниц и клея-карандаша.
Тема 14. «Павлин-Мавлин»
Теория: Показ видео о павлинах. Разнообразие форм и цвета. Понятие о симметрии.
Практика: Изготовление нескольких элементов игрушки по шаблонам. Цвет, роспись хвоста
по своему желанию. Сборка отдельных деталей в целую игрушку.
5
Тема 15. Поделка «Динозаврики»
Теория: Беседа о динозавриках. Показ иллюстраций и готового образца. Настрой на
творческую работу с применением дополнительных материалов.
Практика: Изготовление нескольких элементов игрушки по шаблонам. Цвет, размер и форма
тела по своему желанию. Оформление, украшение на спинке динозаврика. Сборка отдельных
деталей в целую игрушку.
Тема 16. Поделка «Котёнок на коврике»
Теория: Беседа о домашних питомцах. Навыки и приёмы при мягком сгибании картона.
Практика: Изготовление отдельных деталей поделки (коврик, котёнок, тарелочка для
угощения) Раскрашивание коврика. Вырезывание угощения. Сборка поделки.
Тема 17. Подставка для Пасхального яйца.
Теория: Беседа о народных праздниках. Традиции праздника Пасхи. Навыки и приёмы
конструирования объёмных поделок. Правила техники безопасности при работе с
ножницами.
Практика: Изготовление подставки по собственному выбору шаблона. Оформление,
украшение, сборка поделки.
Раздел 3. «Народная игрушка».
Тема 18. Народная игрушка-народные традиции
Теория: Беседа о народных промыслах. История народной игрушки и её разновидности.
Практика: Зарисовка эскиза в тетради, с изображением народной куклы на основе просмотра
иллюстраций по теме.
Тема 19. Народная куколка «Лихоманка»
Теория: Сведения о развитии народных промыслов в наше время. Показ репродукций
народных игрушек. Особенности костюма и цветовой гаммы при подборе ткани.
Практика: Подбор основы и ткани для куколки. Намотка ткани на основу.
Раздел 4. «Игрушка - сувенир»
Тема 20. Традиция подарков. Блокнотик «Сердечко»
Теория: Беседа о разнообразии функциональной принадлежности поделок. Показ готовых
образцов. Стимулирование к работе. Последовательность изготовления блокнотика с
использованием ножниц, клея и ленточки.
Практика: Подготовка основы по шаблону. Оформление обложки. Сборка блокнотика с
креплением из ленточки.
Тема 21. Игрушка «Копилочка»
Теория: Беседа о предназначении копилок. Показ образцов. Настрой на творческую работу.
Практика: Выбор персонажа по своему желанию. Изготовление копилочки.
Тема 22. Поделка «Новогодняя конфета»
Теория: Беседа про Новогодние украшения и подарки. Навыки и приёмы для стягивания
бумаги нитками. Применение декоративной ленты.
Практика: Изготовление конфеты на основе втулки. Оформление по своему желанию.
Использование декоративной ленты для подвязки игрушки.
Тема 23. «Валентинка»
Теория: Беседа о празднике Святого Валентина. Традиция подарков в этот праздник. Показ
готовых «Валентинок» Настрой на творческую работу.
Практика: Изготовление «Валентинки» по понравившемуся образцу. Использование цветной
бумаги, ножниц, клея-карандаша.
6
Раздел 5. «Закладки».
Тема 24. Закладки из бумаги.
Теория: Понятие о закладках, их назначении. Показ разнообразных видов закладок.
Сгибание бумаги по технике оригами в треугольник. Настрой на работу. Техника
безопасности при работе с ножницами.
Практика: Изготовление закладки на основе треугольника. Дополнительные детали.
Тема 25. Закладки из ниток.
Теория: Основные приёмы работы с нитками. Показ готового образца. Технология
изготовления косички и кисточки.
Практика: Изготовление закладки по своему желанию. На бумажную основу приклеить
косичку или сделать кисточку.
Раздел 6. Аппликация.
Тема 26. «Белый медвежонок
Теория: Сведения о неограниченных возможностях использования бумаги, ткани, ниток при
изготовлении поделок в технике аппликации. Показ образцов. Новый приём сгибания
бумаги «змейкой» Техника безопасности при работе с ножницами, клеем.
Практика: Изготовление аппликации на картоне. Вырезывание основы и дополнительных
деталей (торосы, солнышко) склеивание.
Тема 27. Открытка «Цветы»
Теория: Беседа о праздничных открытках. Открытки плоскостные и объёмные.
Разновидность цветов. Настрой на творческую работу.
Практика: Изготовление открытки с изображением тюльпанов. Сгибание конверта для
цветов.
Тема 28. «Мохнатая аппликация»
Теория: Показ готового образца. Показ иллюстраций с изображением животных. Технология
изготовления, с использованием ножниц, шерстяных ниток (нарезка) и клея.
Практика: Самостоятельная работа. Выбор персонажа по собственному желанию, выбор
цвета. Изготовление, художественное оформление работы (носик, глаза)
Тема 29. «Весёлые человечки»
Теория: Беседа о моде. Виды тканей: натуральный шёлк, шерсть, синтетические ткани.
Особенности обработки. Показ образцов. Технология изготовления ручек и ног с
использованием толстой нити.
Практика: Выбор ткани, фасона, цвета. Изготовление поделки на основе картона, с
мобильными конечностями.
Тема 30. «Троллики»
Теория: Беседа о мультфильмах, герои –троллики. Выбор персонажа. Поделки из контура
своей ладошки. Настрой на творческую работу.
Практика: Изготовление поделки на основе контура своей ладошки. Аппликация волос и
лица троллика. Дополнительные детали по фантазии ребёнка.
Тема 31. «Корзина с цветами»
Теория: Беседа о традиционном празднике -8 Марта. Традиция подарков к этому празднику.
Творческие решения по выбору и композиции цветов в корзине.
Практика: Изготовление аппликации с использованием шаблона корзинки из картона и
цветов из цветной бумаги.
7
Раздел 7. Подарки и украшения.
Тема 32. Поделка «Браслет»
Теория: Беседа о насекомых (бабочках и паучках) Показ иллюстраций. Показ готового
образца браслета. Настрой на работу. Использование техники сгибание бумаги зиг-загом.
Практика: Самостоятельный выбор браслета. Изготовление.
Тема 33. Подарок другу. «Семейка котов»
Теория: Беседа о дружбе. Разнообразие подарков. Показ готовых образцов. Аккуратность в
исполнении – залог успешной работы.
Практика: Творческие разработки. Изготовление поделки.
Раздел 8. Художественная лепка.
Тема 34. «Монстрики»
Теория: Беседа о героях сказок и мультфильмов. Использование пластилина в работе на
картоне и с бумагой. Техника выполнения шариков и полосок из пластилина.
Практика: изготовление поделки на основе картона. Элементы на лице монстрика – из
пластилина.
Тема 35. «Аквариум»
Теория: Беседа о морских обитателях. Технология изготовления осьминожки на основе
пластмассового яйца. Показ морских водорослей, техника приклеивания пластилина к
стеклу.
Практика: Изготовление аквариума на основе стеклянной банки. Приклеивание деталей
внутри и снаружи.
Тема 36 Я умею сделать сам.
Практика: Самостоятельная работа по выбору ребенка из пройденных тем, добавляя новые
декоративные и художественные элементы.
5. Календарно- тематический план
группа № 6
№
Месяц
1
17
сентябрь
Форма занятия
беседа
Раздел 1. Работа с бумагой
24
Практическая
сентябрь работа
3 1 октябрь Практическая
работа
4 8 октябрь Практическая
работа
2
5
6
7
15 октябрь Практическая
работа
22 октябрь Практическая
работа
29 октябрь Практическая
работа
Кол-во часов
Форма
Тема занятия
контроля
теор практ
0,5
1,0
Инструкция по ОТ. Вводное Обсуждение
занятие
«Начало
творческого пути»
0,5
1,0
0,5
1,0
0,5
1,0
0,5
1,0
0,5
1,0
0,5
1,0
Знакомство с декоративно- Наблюдение
прикладным творчеством
Обсуждение
«Мои творческие ручки»
Наблюдение
Обсуждение
Геометрические
фигуры. Наблюдение
Поделка
«Цветок- Обсуждение
солнышко»
Поделка «Кашалот»
Наблюдение
Обсуждение
Цилиндр.
Наблюдение
Поделка «Совёнок»
Обсуждение
Поделка
Наблюдение
«Весёлая Витаминка»
Обсуждение
8
Практическая
работа
9 12 ноябрь Практическая
работа
Раздел 2. Работа с картоном
10 19 ноябрь Практическая
работа
11 26 ноябрь Практическая
работа
12 3 декабрь Практическая
работа
13 10 декабрь Практическая
работа
14 17 декабрь Практическая
работа
15 24 декабрь Практическая
работа
0,5
1,0
0,5
1,0
0,5
1,0
Игрушка «Осьминожка»
0,5
1,0
Поделка «Бабочка»
0,5
1,0
0,5
1,0
0,5
1,0
0,5
1,0
16 14 январь Практическая
работа
0,5
1,0
Поделка
« Гусеница- красавица»
Поделка
«Улитка»
Поделка
«Павлин-мавлин»
Поделка
«Динозаврики»
«Котенок на коврике»
Инструкция по ОТ.
Подставка
для
Пасхального яйца
8
5 ноябрь
Раздел 3. «Народная игрушка»
17 21 январь Практическая
0,5
работа
18 28 январь Практическая
0,5
работа
Раздел 4. «Игрушка - сувенир»
19 4 февраль Практическая
0,5
работа
20 11 февраль Практическая
0,5
работа
21 14 февраль Практическая
0,5
работа
22 18 февраль Практическая
0,5
работа
23 25 февраль Практическая
0,5
работа
Раздел 5. «Закладки»
24
4 март
Практическая
0,5
работа
25 11 март Практическая
0,5
работа
Раздел 6. Аппликация
26 18 март Практическая
0,5
работа
27 25 март Практическая
0,5
работа
28 1 апрель Практическая
0,5
работа
29 8 апрель Практическая
0,5
работа
Поделка «Стрекоза»
Наблюдение
Обсуждение
Поделка
«Снегурочка» Наблюдение
(игрушка-качалка)
Обсуждение
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Обсуждение
Народная
игрушканародные традиции
Народная куколка
«Лихоманка»
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Обсуждение
1,0
Традиция
подарков.
Блокнотик «Сердечко»
Игрушка
«Копилочка»
Игрушка
«Копилочка»
Новогодняя конфета
1,0
Валентинка
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Обсуждение
1,0
Закладки из бумаги.
1,0
Закладки из ниток.
1,0
«Белый медвежонок»
1,0
Открытка «Цветы»
1,0
«Мохнатая аппликация»
1,0
Поделка
«Весёлые человечки»
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Обсуждение
9
30 15 апрель Практическая
0,5
работа
31 22 апрель Практическая
0,5
работа
Раздел 7. Подарки и украшения
32 29 апрель Практическая
0,5
работа
33
6 май
Практическая
0,5
работа
Раздел 8. Художественная лепка
34
13 май
Практическая
0,5
работа
35
20 май
Практическая
0,5
работа
36
27 май
Практическая
работа
Итого:
54 часа
1,0
«Троллики»
1,0
«Корзина с цветами»
1,0
Поделка «Браслет»
1,0
Подарок другу
«Семейка котов»
1,0
«Монстрики»
1,0
«Аквариум»
1,5
Я умею сделать
Творческая работа
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Обсуждение
сам!
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Обсуждение
Календарно- тематический план
группа № 10
№
1
Месяц
Форма занятия
18
беседа
сентябрь
Раздел 1. Работа с бумагой
2
25
Практическая
сентябрь работа
3 2 октябрь Практическая
работа
4 9 октябрь Практическая
работа
16 октябрь Практическая
работа
6 23 октябрь Практическая
работа
7 30 октябрь Практическая
работа
8 6 ноябрь Практическая
работа
9 13 ноябрь Практическая
работа
Раздел 2. Работа с картоном
10 20 ноябрь Практическая
работа
11 27 ноябрь Практическая
работа
12 4 декабрь Практическая
работа
5
Кол-во часов
Тема занятия
теор практ
0,5
1,0 Инструкция
по
ОТ.
Вводное занятие «Начало
творческого пути»
Форма
контроля
Обсуждение
Знакомство с декоративноприкладным творчеством
«Мои творческие ручки»
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Обсуждение
0,5
1,0
0,5
1,0
0,5
1,0
0,5
1,0
0,5
1,0
0,5
1,0
0,5
1,0
0,5
1,0
0,5
1,0
0,5
1,0
0,5
1,0
Геометрические фигуры.
Поделка
«Цветоксолнышко»
Поделка «Кашалот»
Цилиндр.
Поделка
«Совёнок»
Поделка
«Весёлая Витаминка»
Поделка
«Стрекоза»
Поделка
«Снегурочка»
(игрушка-качалка)
Игрушка
«Осьминожка»
Поделка «Бабочка»
Поделка
« Гусеница - красавица»
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Обсуждение
10
13 11 декабрь Практическая
0,5
работа
14 18 декабрь Практическая
0,5
работа
15 25 декабрь Практическая
0,5
работа
16 10 январь Практическая
0,5
работа
17 15 январь Практическая
0,5
работа
Раздел 3. «Народная игрушка»
18 22 январь Практическая
0,5
работа
19 29 январь Практическая
0,5
работа
Раздел 4. «Игрушка - сувенир»
20 5 февраль Практическая
0,5
работа
21 12 февраль Практическая
0,5
работа
22 19 февраль Практическая
0,5
работа
23 26 февраль Практическая
0,5
работа
Раздел 5. «Закладки»
24
5 март
Практическая
0,5
работа
25 12 март Практическая
0,5
работа
Раздел 6. Аппликация
26 19 март Практическая
0,5
работа
27 26 март Практическая
0,5
работа
28 2 апрель Практическая
0,5
работа
29 9 апрель Практическая
0,5
работа
30 16 апрель Практическая
0,5
работа
31 23 апрель Практическая
0,5
работа
Раздел 7. Подарки и украшения
32 30 апрель Практическая
0,5
работа
33
7 май
Практическая
0,5
работа
Раздел 8. Художественная лепка
34
14 май Практическая
0,5
работа
1,0
Поделка «Улитка»
1,0
Поделка «Павлин-мавлин»
1,0
Поделка «Динозаврики»
1,0
Поделка
«Котенок
коврике»
Подставка
Пасхального яйца
1,0
на
для
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Обсуждение
Народная
игрушканародные традиции
Народная
куколка
«Лихоманка»
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Обсуждение
1,0
Традиция
подарков.
Блокнотик «Сердечко»
Игрушка «Копилочка»
1,0
Новогодняя конфета
1,0
Валентинка
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Обсуждение
1,0
Закладки из бумаги.
1,0
Закладки из ниток.
1,0
«Белый медвежонок»
1,0
Открытка «Цветы»
1,0
«Мохнатая аппликация»
1,0
1,0
Поделка
человечки»
«Троллики»
1,0
«Корзина с цветами»
1,0
Поделка «Браслет»
1,0
Подарок другу «Семейка
котов»
1,0
«Монстрики»
1,0
1,0
1,0
«Весёлые
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Обсуждение
11
35
21 май
36
28 май
Итого:
Практическая
работа
Практическая
работа
0,5
1,0
«Аквариум»
1,5
Я умею сделать
Творческая работа
сам!
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Обсуждение
54 часа
6. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
- учебный класс;
- оборудования: столы, стулья, шкафы (для хранения материалов и инструментов);
витрины, планшеты (для демонстрации выполненных работ); наглядные пособия;
- материалов: ткани, меха, кожи, проволоки для каркаса, картона и бумаги, ниток, ваты,
синтепона и т.д.;
- инструментов: ножниц, иголок, булавок, кусачек, шила, напёрстков и т.д.
Методическое обеспечение:
- методические пособия по темам программы;
- интернет-ресурсы,
- видео,
- фотографии.
7. Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Войдинова Н.М. Куклы в доме. - М.: Профиздат, 1998.
2. Волкова Я.В. Детские куклы и обереги. - М.: Хоббитека, 2017.
3. Гаврильченко Т.В. Волшебный лоскуток. Шьём игрушки. - М.: Айрис-пресс, 2008.
4. Еременко Т.И. Рукоделие. - М.: Легпромбытиздат, 2000.
5. Зайцева И.Г. Мягкая игрушка. - М.: Издательский дом МСП, 2004.
12