ДООП_Театр

Содержание
№

Наименование

Стр.

1.

Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель, задачи программы

6

1.3.

Содержание общеразвивающей программы

7

Учебный (тематический) план

7

Содержание учебного (тематического) плана

8

1.4.

Планируемые результаты

9

2.

Комплекс организационно-педагогических условий

10

2.1.

Календарный учебный график

10

2.2.

Условия реализации программы

10

2.3.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

12

3.

Список литературы

13

4.

Приложение

15

2

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы – художественная.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр»
составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242.
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ.
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.
8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена
Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642.
9. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта
«Образование».
10. Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
11. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Свердловской области».
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
22.02.2022г. № 195-Д «О независимой оценке качества (общественной экспертизы)
дополнительных общеобразовательных программ»;
13. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец
Молодежи» Приказ от 01.11.2021г №934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства
Просвещения РФ от 03.09.2019г.№ 467 «Об утверждении целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»).
3

14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ в МБУ ДО Центр «Новая Авеста».
15. Устав МБУ ДО Центр «Новая Авеста».
Актуальность
программы.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Театр» соответствует государственной политике в области
дополнительного образования, социальному заказу общества. Программа разработана с
учетом потребностей детей.
Актуальность программы заключается в возможности методами театральной
деятельности помочь детям раскрыть их творческие способности, развить психические,
физические и нравственные качества, а также повысить уровень общей культуры и
эрудиции. Сюда входят: развитие памяти, внимания, мышления, речи, музыкальноэстетического воспитания, пластика движений, снятие физических и психологических
зажимов, создание непринужденной творческой атмосферы, где каждый ребенок
проявляет себя, как творческая личность. Обучение таким навыкам, как умение заводить
знакомства, выбирать себе друзей и правильно общаться с ними, совместно принимать
решения, конструктивному и уверенному поведению в конфликтных, в дальнейшем
повысит ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и
создаст условия для полноценного развития личности и успешной адаптации к социуму.
Новизна программы выражена в интеграции театра и музыки. Музыкальный
компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности
театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на
мироощущение ребёнка в целом, поскольку к театральному языку мимики и жестов
добавляется музыкальный язык мыслей и чувств. Данная интеграция обладает
значительными ресурсами воспитания творческого человека, пробуждая в нем мотивацию
для реализации замыслов в различных видах деятельности.
Отличительная особенность программы заключается в том, что образовательный
процесс направлен на полихудожественное развитие личности, т.е. личности, обладающей
развитым воображением, творческой активностью, ассоциативно-образным мышлением,
осознанным стремлением к освоению всего многообразия человеческой культуры. В
программе заложен творческий подход, где каждый ребёнок становится вовлечённым в
продуктивную творческую деятельность, где он выступает, с одной стороны, в качестве
исполнителя, а с другой стороны – в качестве художника по костюмам, композитора,
гримёра, художника-декоратора, звукорежиссёра, сценариста.
Педагогическая целесообразность программы заключается в развитии у детей
коммуникабельности, логичности и стройности мышления, самостоятельности, мотивации
личности к познанию и творчеству. Игра и творчество – естественные спутники жизни
любого ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Практическая значимость программы. Программа формирует культуру чувств,
учит владению собственным телом, словом, снятию физической и психологической
зажатости, вырабатывает чувство меры и вкуса, умение держаться естественно на сцене,
свободно общаться с аудиторией. Подготавливает детей к участию в различных конкурсах
и фестивалях на различных уровнях.

4

Адресат программы: обучающиеся 6,6-7,6 лет. Набор детей в группы проводится без
предварительного отбора. Группы являются смешанными (девочки и мальчики занимаются
вместе). Программа разработана с учётом половозрастных, психофизических и
индивидуальных особенностей детей.
Группы комплектуются по 8-15 человек, набор детей проводится без
предварительного отбора.
Возрастные особенности. Дети данного возраста очень подвижны, энергичны. Им
нравится быть вместе и участвовать в групповой деятельности и в играх. Это дает каждому
ребенку чувство уверенности в себе, так как его личные неудачи и недостатки навыков не
так заметны на общем фоне. В сюжетно-ролевых играх начинают осваивать взаимодействия
людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Образы из окружающей
жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в деятельности, становятся
сложнее. Появляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия,
значительно обогащается индивидуальная интерпретация музыки. Дети способны
отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое
поведение в зависимости от места в нем. Могут комментировать исполнение роли тем или
иным участником игры. Возросшая активность, сознательность, самостоятельность ребенка
позволяет ему значительно ярче проявить себя в процессе художественно-эстетического
восприятия окружающей действительности.
Режим занятий.
Продолжительность одного академического часа - 45 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 15 минут.
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Объем общеразвивающей программы - общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы - 144
часа.
Срок освоения общеразвивающей программы – 1 год, продолжительность
образовательного процесса: 36 учебных недель.
Уровень освоения программы: стартовый. Направлен на первичное знакомство с
театральным и музыкальным искусствами.
Перечень форм обучения: групповая, индивидуально-групповая, фронтальная.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, тренинг, мастер-класс.
Перечень форм подведения итогов: опросы, практические задания, открытое
занятие, спектакль.
Учебный год начинается с 15 сентября.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр»
реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время.
Программу реализует педагог дополнительного образования и концертмейстер.

5

1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся посредством
театрально-музыкальной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- знакомить обучающихся с историей возникновения театра;
- формировать познавательный интерес к театральному и музыкальному искусствам;
- обучать основам актёрского мастерства, сценической речи, художественного чтения;
- формировать знания по изготовлению театральной бутафории, декораций и костюмов к
постановочному материалу;
- обучать основам ораторского мастерства и практике успешного выступления на сцене.
Развивающие:
- развивать у обучающихся творческие и артистические способности;
- формировать навыки коллективной деятельности, самоорганизации и взаимодействия с
партнером;
- развивать коммуникативные и организаторские способности детей;
- способствовать развитию фантазии, художественного вкуса, воображения, зрительного и
слухового внимания, памяти, наблюдательности средствами театрального искусства.
Воспитательные:
- воспитывать умение руководствоваться принципами взаимоуважения и сотрудничества в
коллективе;
- прививать устойчивый интерес к художественно-эстетической деятельности;
- воспитывать чувство ответственности, трудолюбия, дисциплинированности, социально
активной позиции личности.

6

1.3.Содержание программы
Учебный (тематический) план
1 год обучения
Количество часов
№
Название раздела, темы
Формы аттестации/
п/п
контроля
всего
теория практика
1. Развитие
актерских
14
2
12
Педагогическое
способностей
наблюдение
2. Непроизвольное внимание
14
2
12
Педагогическое
наблюдение
3. Сценическая вера
12
2
10
Педагогическое
наблюдение
4. Сценическая фантазия
12
2
10
Педагогическое
наблюдение
5. Сценическая свобода
14
2
12
Педагогическое
наблюдение
6. Развитие речи
14
2
12
Педагогическое
наблюдение
7. Культура речи
14
2
12
Педагогическое
наблюдение
8.

Устранение мышечных
зажимов

12

2

10

Педагогическое
наблюдение

9.

Развитие координации
движений

14

2

12

Педагогическое
наблюдение

10.

Развитие способностей
лицедейству

14

2

12

11.

Показ творческих работ

10

-

10

Педагогическое
наблюдение
Самостоятельное
задание
Практическая
работа

Всего часов:

144

20

124

к

7

Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. Актерские способности.
Теория: Понятие актерских способностей.
Практика: этюды, сценические номера.
Тема 2. Непроизвольное внимание.
Теория: Внимание. Наблюдательность. Память.
Практика: Игры: «Мир предметов», «Опиши обстановку», Опиши внешность», «Зеркало»,
«Муха», «Пойми меня», «Цепочка слов», «Пишущая машинка» и др. (развитие внимания и
наблюдательности). Этюды с куклами.
Тема 3. Сценическая вера.
Теория: Чувство правды и вера. Предполагаемые обстоятельства. «Я» в предлагаемых
обстоятельствах. Сочинение этюдов. Событие как основа действия. Соотношения
действующих лиц. Взаимоотношения.
Практика: Игры на простейшие физические действия в заданных обстоятельствах места и
времени. Этюды с куклами.
Тема 4. Сценическая фантазия.
Теория: Понятие сценическая фантазия.
Практика: Игры-ассоциации (воспитание сценической фантазии, развитие образного
мышления). Этюды на свободную тему. Этюды оправдания. Этюды с куклами.
Придумывание персонажей и сочинение историй. Фантазирование на заданную тему.
Тема 5. Сценическая свобода
Теория: Пространство. Ориентация в пространстве.
Практика: Подвижные игры с элементами драматизации. Групповые упражнения и игры.
Этюды на публичное одиночество.
Тема 6. Развитие речи.
Теория: Установки. Голосовой аппарат. Голос внутри меня. Мой голос, отраженный в
окружающем мире. Освобождение голоса. Понятие: Дыхание. Дыхание как физическое
ощущение.
Практика: Тренинг: «В шар земной упираясь ногами…». Тренинг «Путешествие по
резонаторам» (развитие умение направлять звук в основные резонаторы). Тренинг на
произношение безударных гласных звуков, согласных звуков. Тренинг «Скороговорки» (на
развитие дикции). Игра: «Джунгли» (создание звукового образа).
Тема 7. Культура речи.
Теория: Основы красноречия. Точность. Ясность речи. Умения слушать партнера. Чистота
речи. Понятие стиля речи. Смешение стилей.
Практика: Тренинг «Пойми меня» (умение отыскать смысл контрастного понятия). Тренинг
«Многообразие жанров». Этюды с куклами.
Тема 8. Устранение мышечных зажимов.
Теория: Понятие: Мышечный зажим.
Практика: Подвижные образные игры: «Скопируй позу», «Слоновий футбол», «Тараканьи
бега», «Черепашки - Ниндзя» (развитие образной и двигательной памяти, формирование
навыка импровизации).
Тема 9. Развитие координации движений.
Теория: Ловкость. Гибкость. Реакция. Пластика. Внутреннее движение.
8

Практика: Комплекс упражнений ОФП (развитие и формирование психофизического
аппарата для решения задач пластической выразительности и актерского мастерства).
Музыкальные игры: «Волшебные сигналы», «Метра-ритм».
Тема 10. Развитие способностей к лицедейству
Теория: Понятие развитие способностей к лицедейству
Практика: Игры, имитирующие различные события и эмоциональные состояния в
сочетании с физическими упражнениями: «Звуки музыки», «Пластилиновые куклы», «В
мире животных», «Море», «Шум ветра», «олимпийские игры» и т.д. Театральные игры.
Тема 11. Показ творческих работ
Практика: Творческие показы. Класс-концерты. Мини - спектакли. Театральные зарисовки.
1.4. Планируемые результаты
Личностные:
- проявляют эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других
людей, предлагают помощь и сотрудничество;
- проявляют эмоциональные реакции адекватно содержанию художественного произведения,
характеру происходящих явлений в природе, обществе;
- дают развёрнутую обоснованную оценку явлениям действительности и искусства;
- стремятся и активно участвуют в художественно-творческой деятельности в детском
коллективе, образовательном учреждении;
- проявляют самостоятельность и личную ответственность за свою деятельность, поступки;
- проявляют взаимоуважение и сотрудничество в коллективе.
Метапредметные:
- договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходят к
общему решению;
- на основе анализа собственной деятельности определяют причины её успеха и неуспеха,
способны конструктивно действовать в ситуациях неуспеха;
- общаются, взаимодействуют с другими людьми свободно, естественно, без зажимов,
проявляют активность и инициативу;
- при помощи взрослого, умеют искать средства осуществления цели, планировать пути её
достижения;
- используют различные способы поиска информации;
- фантазируют, самостоятельно создают новые образы, используя имеющийся опыт;
- умеют мыслить образами (видят объекты цельно, опосредованно, во взаимосвязи),
ассоциациями (воспринимают образ, активизируя внутренне схожие образы).
Предметные:
- владеют знаниями о театре как виде искусства, основами актёрского мастерства,
сценической речи, художественного чтения;
- анализируют, оценивают театральные простановки на основе комплекса знаний,
эстетического вкуса;
- знают и соблюдают нормы театральной этики (правила поведения на сцене и за кулисами);
- знают и выполняют комплексы упражнений речевого, пластического и актёрского тренинга;
- владеют своим телом в достаточной степени для воплощения пластического образа;
- умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах, с
разными интонациями;
9

- умеют изготавливать несложную театральную бутафорию, подбирать костюмы к
постановочному материалу;
- умеют преодолевать мышечные и психологические зажимы при выходе на публику.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Режим
Дата
Дата
Количество Количество Количество
Год
начала
окончания
учебных
учебных
учебных
занятий
обучения
дней
обучения
обучения
недель
часов
2 занятия по
1
15.09.2023 31.05.2024
36
72
144
2 часа в
неделю
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
- специально оборудованное помещение (театральный зал) с необходимым оборудованием
(пианино, осветительными приборами, музыкальной и компьютерной техникой);
- компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
- фонотека;
- материальная база для создания костюмов, реквизита и декораций;
- стол;
- стулья;
- магнитофон;
- набор детских музыкальных инструментов: бубны, свистульки, трещотки, молоточки,
колокольчики;
- спортивный инвентарь: скакалки, верёвочки, обручи.
Кадровое обеспечение. Реализацию данной программы обеспечивает педагог
дополнительного образования, обладающий профессиональными знаниями и
компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности.
Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование, высшее
образование - бакалавриат, высшее образование - специалитет или магистратура.
Уровень соответствие квалификации: образование педагога соответствует профилю
программы.
Профессиональная категория: без требований к категории.

Методическое материалы
Методика образовательной деятельности по учебному предмету «Подготовка
сценических номеров» основана на практических и теоретических наработках лучших
российских театральных школ, теоретические и практические разработки его учеников и
последователей (Е.Б. Вахтангова, М.А. Чехова, А.Я. Таирова, В.Э. Мейерхольда и др.).
Многие известные театральные педагоги, режиссеры и теоретики театра, такие, как
Б.Е. Захава, М.О. Кнебель, Г.В. Кристи, Н.М. Горчаков, но в первую очередь, К.С.
Станиславский и В.И. Немирович -Данченко в процессе творческой жизни в искусстве
10

открывали закономерности и эффективные методы работы над спектаклем, совмещения
процесса обучения и собственно процесса творчества, создания последовательной,
поэтапной цепочки усложняющихся требований к актерскому мастерству на основе
рассмотрения процесса постановки спектакля, выделения этапов его создания и
определения требований, предъявляемых к юным актерам на каждом этапе репетиций.
На всех этапах обучения очень важен индивидуальный подход к каждому ученику.
Воспитание творческой личности - процесс очень сложный и ответственный, дети
находятся на разных уровнях психофизического развития, у каждого свои границы и
возможности, поэтому, в первую очередь, педагог должен помочь каждому поверить в свои
силы, приобрести уверенность в себе. Можно использовать метод эмоционального
стимулирования - создание ситуаций успеха на занятиях, это специально созданные
педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребенок добивается хороших результатов,
что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и ощущения
«легкости» процесса обучения.
Необходимо воспитывать у учащихся чувство ответственности за коллективную
работу и вырабатывать в характере каждого ученика самодисциплину - способность
доводить начатое дело до логического итога вопреки перемене своих интересов или
влиянию внешних факторов.
Участие в творческих мероприятиях, тематических концертах и культурнопросветительской деятельности образовательного учреждения позволит учащимся на
практике проверить, закрепить и развить свои умения и навыки исполнительского
мастерства. В то же время чрезмерная активность в этой области может негативно влиять и
на формирование творческой личности, и, собственно, на учебный процесс. В связи с этим
педагог должен тщательно анализировать вместе с детьми каждое сценическое
выступление и не допускать возникновения у учащихся небрежности, неточности и
актерских штампов.
Образовательная деятельность в театральной студии включает в себя различные
методы обучения:
- словесный метод: рассказ, беседа, дискуссия, объяснение, речевые игры,
упражнения (скороговорки, чистоговорки, стихи, пословицы, считалки, загадки, небылицы,
дразнилки);
- проблемно-поисковый метод применяется для постановки системы перспектив в
самостоятельной работе воспитанников, построении мизансцен и взаимодействия
партнёров на сценической площадке в этюдах импровизациях;
- практический и игровой методы являются ведущими, на каждом занятии отводится
большая часть времени на создание ситуации успеха через ряд упражнений и игр;
- метод моделирования применяется для выстраивания этюдов игровых и сюжетов
жизненных ситуаций, репетиции сказок, литературных произведений.
Все методы адаптированы для обучения детей театральному ремеслу и строятся по
принципу: от практического опыта к осознанной теории. Каждое занятие начинается с
тренинга, в который входят: Эффективность обучения и развития ребенка достигается
благодаря интеграции теории и практики. Коллективная импровизация, тема которой
задается педагогом, является обязательным условием реализации программы и
одновременно «диагностическим» методом каждого тренировочного занятия.
Практикуются занятия малыми группами (2-5 человек), групповые и индивидуальные
11

репетиции. Форма одежды свободная и спортивная. Основные формы проведения занятий:
- речевая разминка, артикуляционно-дыхательный тренинг;
- тренинги на раскрепощение и снятие внутренних зажимов в теле;
- упражнения на развитие артистической смелости;
- упражнения и игры на развитие внимания и памяти;
- постановка этюдов, импровизации на свободные и заданные темы;
- постановка этюдов, импровизации на свободные и заданные темы;
- разбор текстов литературных произведений;
- навыки чтения текстов со сцены;
- репетиции спектаклей.
В течение учебного года в каждой группе ставится 1-2 спектакля. В процессе
подготовки каждый пробует себя в разных ролях, играет то, что ему хочется. Занятия
проводятся в просторном зале, где достаточно места, необходимое для подвижных игр.
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
На этапе обучения в процессе освоения темы педагог осуществляет текущий
контроль с целью проверки освоения обучающимися образовательной программы. В
процессе обучения проводится промежуточная аттестация, а по окончанию освоения
образовательной программы проводится итоговая аттестация
Аттестация обучающихся проходит 2 раза в год в форме: открытого занятия для
родителей, опроса, практических заданий, спектакля. Аттестация подтверждается отзывами
родителей и дипломами, грамотами мероприятий.

Оценочные материалы
Оценивание развития обучающихся проводится по окончанию обучения по
дополнительной общеразвивающей программе и включает в себя проверку теоретических
знаний и практических умений и навыков. Обеспечивает оперативное управление учебной
деятельностью обучающегося, проводится с целью определения:
- качества реализации образовательного процесса;
- степени теоретической и практической подготовки по текущим разделам учебнотематического плана;
- контроля сформированных у обучающихся умений и навыков на определенном этапе
обучения.
Методики:
- Опрос теоретического материала;
- Образные тесты Е. Торранса;
- Ассоциативные тесты Дж. Гилфорда.

12

3. Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная

распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
5. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ.
6. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении методических рекомендаций "Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Свердловской области".
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.
8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена
Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642.
9.Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта
«Образование».
10. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры». Утверждена
Правительством Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №392 (с изм. от 29 декабря
2020г.)
11. Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
22.02.2022г. № 195-Д «О независимой оценке качества (общественной экспертизы)
дополнительных общеобразовательных программ».

13

Список литературы для педагога:
1. Базанов, В. В. Сцена XX века: учеб. пособие для студентов театр. вузов и сред. спец.
учеб. заведений / В. В. Базанов. - Ленинград: Искусство, Ленингр. отд- ние, 2010.
2. Бауэн, Н. Игры со светом в 3ds max. Освещение и световые эффекты / Н. Бауэн. - М.:
НТПресс, 2007.
3. Березкин, В. И. Искусство сценографии мирового театра: вторая половина ХХ в.: В
зеркале Праж. Квадриеннале 1967-1999 гг. / В.И. Березкин; Гос. ин-т искусствознания
М-вакультуры РФ. - М.: УРСС, 2011.
4. Благов, Ю.А. В содружестве с Мельпоменой / Ю.А. Благов - Казань: Изд-во Каз. унта, 2013.
5. Бланк, Б. В защиту дизайнерской сценографии / Б. Бланк, на вопр. "ДИ" отвечает
худож. и реж. Борис Бланк // Декоративное искусство. - 2014. - N 2. Беседа о том, чем
должна быть современная сценография - дизайнерством или содержательным
элементом спектакля.
6. Беляев, Д.А. История культуры и искусств: словарь терминов и понятий, учебное
пособие / Д.А. Беляев Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2013.
7. Буйлова, Л.Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время – новые подходы.
Методическое пособие [Текст] / Л.Н. Буйлова. Педагогическое общество России, 2015.
8. Гвоздев, А. А. История европейского театра: театр эпохи феодализма / А.А. Гвоздев. Москва: URSS; Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2013. - 330 с.: ил.- (Школа сценического
мастерства). Головня, В.В. Древнегреческий театр / В.В. Головня в кн.: История театра.
Театр Западной Европы, т.1, с. 11-54. - М. Искусство 2013.
9. Карпов Н. В. Уроки сценического движения [Текст]: пособие для вузов / Н. В. Карпов.М., 2015.

10. Кузнецова Н. А. Управление методической работой в учреждениях дополнительного
образования детей [Текст]: пособие для руководителей и педагогов / Н. А. Кузнецова,
Д. Е. Яковлев. - М.: Айрис - пресс, 2014.
11. Медведева И. А. Улыбка судьбы. Роли и характеры. [Текст]: пособие для вузов / И. А.
Медведева.- М.: Линка - ПРЕСС, 2012.
12. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр [Текст]: пособие для пед. доп. обр. / Н. Ф.
Сорокина. - М.: Аркти, 2012.
Литература для обучающихся:
1. Вархолов Ф. М. Грим/ Ф. М. Вархолов. - М.: Просвещение: 2005.
2. Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки)/ Т. И. Васильева. - М.:
ГИТИС, 1988.
3. Козлянинова И. П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное пособие для театральных
икультурно-просветительных училищ/ И. П. Козлянинова. - М.: Просвещение, 2003.
4. Невский Л. А. Ступени мастерства/ Л. А. Невский. - М.: 25 Искусство, 2005.

14

Приложение 1
Вопросы теста:
1. Там есть сцена и кулисы,
И актеры, и актрисы,
Есть афиша и антракт,
Декорации, аншлаг.
И, конечно же, премьера!
Догадались вы, наверно?
А. Театр
Б. Цирк
2. Артист на сцене – кукловод,
А зритель в зале там – народ.
Артисту смотрят все на руку,
Что за театр?
А. Театр теней
Б. Театр кукол
3. В кинотеатре – широкий экран,
В цирке – манеж иль арена.
Ну а в театре, обычном театре,
Площадка особая - …
А. Съемочная
Б. Сцена
4. Он работает, играя,
(Есть профессия такая)!
Он на сцене с давних пор.
Та профессия…
А. Актер
Б. Режиссер
5. Он спектаклем заправляет,
Наизусть все сцены знает,
Учит он, как роль играть.
Как профессию назвать?
А. Сценарист
Б. Режиссер
6. «Меню» в театре составляют
На весь сезон из разных пьес.
И только то в него включают,
Что вызывает интерес.
Что это за «меню»?
А. Меню театрального буфета
Б. Репертуар
7. Встанут все актеры дружно
Там, где им по роли нужно.
Режиссер зовёт на сцену –
Размечает…
А. Мизансцену
Б. Авансцену
8. Яркий плакат, что на тумбе висит,
В планы театра легко посвятит.
Скажет он нам о грядущей премьере,
Чтоб распахнулись театра нам двери.
А. График работы театра
Б. Афиша
9. Вот на сцене лес,
Вот – башня до небес.
И город, и деревня,
Ты угадал, наверно:

15

Чтоб слышались овации,
Что нужно?
А. Декорации
Б. Трансформации
1.
Всё, что видите на сцене: Что лежит, висит, стоит,
Все предметы представленья – Это, знайте, …
А. Софит
Б. Реквизит

16

17

18

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».