Содержание
Наименование
Стр.
1.
Пояснительная записка
3
2.
Цель и задачи программы 1 года обучения
3
3.
Планируемый результат 1 года
4
4.
Содержание программы 1 года обучения
4
5.
Календарно-тематический план 1 года обучения
6
6.
Условия реализации программы
10
7.
Список литературы
11
2
1.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Современная хореография».
Направленность рабочей программы - художественная.
Уровень рабочей программы: стартовый
Адресат программы: обучающиеся 9-10 лет.
Количество обучающихся в группе: 15 человек.
Объем и срок освоения рабочей программы. 1 год обучения, 144 часа в год.
Периодичность и продолжительность занятий: 2 раза в неделю по 2 часа на группу, 1 час
равен 45 минутам.
Форма обучения: групповая.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, тренинг, открытое занятие.
Формы подведения результатов: педагогическое наблюдение, упражнения, открытое
занятие, отчётный концерт.
Особенности организации образовательной деятельности:
группы формируются из обучающихся одного возраста; состав группы постоянный,
специального отбора в группы не проводится.
Учебный год начинается с 15 сентября.
Рабочую программу реализует педагог дополнительного образования и
концертмейстер.
Рабочая программа «Современная хореография» реализуется в течение всего учебного
года, включая каникулярное время.
2. Цель и задачи рабочей программы
Цель: развитие творческих способностей обучающихся средствами искусства
современного и народно-стилизованного танца.
Задачи:
Обучающие:
- знакомить с историей развития хореографического искусства;
- знакомить с основами и терминологией современного и народно-стилизованного танца;
- обучать слышать и слушать музыку и передавать ее содержание в движении;
- формировать начальные представления об актерской выразительности;
- обучать коммуникативным навыкам и сотрудничеству.
Развивающие:
- развивать внимание, память, воображения, фантазию;
- развивать выразительность и пластичность движений;
- укреплять костно-мышечный аппарат;
- развивать музыкальность, умение связывать музыку с движением;
- развивать физические качества (гибкость, силу, растянутость, выносливость, координацию).
Воспитательные:
- формировать устойчивый интерес к хореографическому искусству;
- воспитывать художественный вкус и эмоциональную отзывчивость;
- приобщать к здоровому образу жизни;
- воспитывать чувство ответственности за индивидуальное и коллективное творчество;
- воспитывать культуру общения, способствовать укреплению дружеских взаимоотношений в
коллективе.
3
3. Планируемые результаты
1 год обучения
Метапредметные:
- проявляют устойчивый интерес к хореографическому искусству, художественный вкус и
- развита эмоциональная отзывчивость на музыкальные и художественные произведения;
- демонстрируют умение связывать музыку с движением;
- сформирована потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании;
- сформирована потребность использования приобретенных знаний и умений в практической
деятельности и в повседневной жизни.
Личностные:
- освоены элементарные правила здорового образа жизни;
- развиты физические качества (гибкость, силу, растянутость, выносливость, координацию).
- развиты выразительность и пластичность движений;
- развиты внимание, память, воображения, фантазию;
- умеют обсуждать содержание и результаты совместной деятельности с учётом интересов
сторон;
- демонстрируют культуру общения со сверстниками и взрослыми;
- проявляют чувство ответственности за индивидуальное и коллективное творчество.
Предметные:
- знают историю развития хореографического искусства;
- понимают терминологию современного и народно-стилизованного танца;
- научились передавать содержание музыки в движении;
- имеют представления об актерской выразительности;
- демонстрируют коммуникативные навыки и сотрудничество приобщении и работе в
творческой группе.
4. Содержание программы
1 год обучения
РАЗДЕЛ 1. ДЖАЗОВЫЙ ТАНЕЦ.
1.1. Стили джазового танца. Модерн-джаз.
Теория: История возникновения стилей джазового танца и модерн-джаз. Инструктаж по ТБ.
1.2. Основные элементы джазового танца.
Теория: Знакомство с основными элементами джазового танца.
Практика: Формирование комбинаций из основных элементов джазового танца (plie,
сontraction / release, battement tendu, battement jeté).
1.3. Изучение джазовых элементов средней сложности.
Теория: Постановка корпуса у станка.
Практика: Изучение движений у станка и формирование комбинаций (Relevé lent на 90,
техника изоляции, flatback, «восьмерка» рук).
1.4. Шаги.
Теория: Изучение основных шагов.
Практика: Grand battement – grand battement – бросок ноги на 90 сторону, pas de bourre –
простая форма.
1.5. Прыжки.
Теория: Знакомство с основными прыжками.
Практика: Hop-passé с поджатой ногой, hop с ногой на 90 Рабочая нога открывается в
4
сторону на 90, прыжок с продвижением.
1.6. Вращения.
Теория: Изучение вращений джазового танца.
Практика: Обычное вращение, twist во вращении, twist – закручивание корпуса в
горизонтальной плоскости, полу пируэт на passé, полу пируэт на plie.
1.7. Танцевальная комбинация.
Теория/Практика: Танцевальная комбинация строится на ранее изученном материале.
Движения постепенно соединяются друг с другом в медленном темпе под счет, затем
темп увеличивается и в конечном итоге комбинация соединяется с музыкальным
материалом.
1.8. Изучение основ модерн джаза.
Теория: Знакомство и изучение основ модерн джаза.
Практика: Rolldown / up, Contraction / release, Swing, Swing с отрыванием ног от пола и
опорой на плечо, перекидка через плечо, прыжок с опорой на руку.
РАЗДЕЛ 2. СТИЛИЗОВАННЫЙ НАРОДНО-СЦЕНИЧЧЕСКИЙ ТАНЕЦ.
2.1. Экзерсис у станка и его предназначение.
Теория: общее развитие организма детей, развитие подвижности в суставах, укрепление
связок. Повышение техники выполнения танцевальных движений. Подготовка к
восприятию движений на середине зала. Развитие выразительности и танцевальности.
2.2. Знакомство с движениями народного танца, стилизованными движениями
народного танца.
Теория: Основные движения народного танца и их стилизация.
Практика: Разучивание комбинации из основных движений народного танца, а также
способность стилизовать данную комбинацию.
2.3. Положение рук в групповых танцах и фигурах.
Теория: Знакомство с основными положениям рук.
Практика: Основные фигуры в танце звездочка, круг, карусель, корзиночка, цепочка.
2.4. «Припадания», «подбивки».
Теория: Изучение правильного исполнения «припадания», «подбивки».
Практика: «Припадание» по III позиции, балансе (balancé) как разновидность припадания,
«подбивка» вытянутой в колене и подъёме работающей ноги – с продвижением в сторону и
вперёд.
РАЗДЕЛ 3. ПОДГОТОВКА РЕПЕРТУАРА.
3.1. Беседа о хореографическом произведении, выбранном к постановке.
Теория: Знакомство с произведением, разговор с детьми и их мнение.
3.2. Знакомство с музыкальным материалом постановки.
Теория: Внимательное слушание и представление (воображение) детей по музыкальному
материалу.
Практика: Импровизация под музыкальный материал выбранным к постановке.
3.3. Танцевальные шаги.
Теория: Изучения правильного исполнения всех видов танцевальных шагов.
Практика: Разные виды шага (бодрый, высокий, хороводный, шаг на носочках, мягкий,
пружинистый), виды бега (легкий, энергичный, на носочках, стремительный), шаги с носка и
высоким подъёмом колена, движение приставными шагами с носка, прыжки на 180* и
обратно, упражнение «прятки в кустах».
5
3.4. Танцевальные движения.
Теория: Изучения танцевальных движений.
Практика: Разучивание танцевальных движений, подходящих к выбранной постановке.
3.5. Соединение движений в танцевальные комбинации.
Теория: Изучение, как из танцевальных движений получаются комбинации.
Практика: Разучивание танцевальных комбинаций к постановке.
3.6. Разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах и образах.
Теория: Изучение рисунков, переходов и образов.
Практика: Расположение и перемещение исполнителей по сценической площадке в рисунках,
переходах, образах в определенной последовательности.
3.7. Отработка четкости и чистоты рисунков, построений и перестроений.
Теория/Практика: Отработка чёткости и чистоты рисунков, построений и перестроений
методом многократного повторения с использованием специальных тренинговых упражнений
на ориентирование в пространстве.
3.8. Отработка элементов.
Теория: Беседа о рисунке танца.
Практика: Отработка согласованности, единства и синхронности исполнения танца.
3.9. Репетиционная работа.
Теория: Создание сценического образа;
Практика: Работа над техникой исполнения, музыкальностью, развитие пластичности,
выразительности и эмоциональности исполнения.
РАЗДЕЛ 4. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
4.1. Музыкально-театральная подготовка.
Теория: Изучение основ музыкальной грамоты и основ актерского мастерства.
Практика: Этюды.
4.2. Технология правильного дыхания, анатомия.
Теория: Изучение основ правильного дыхания, знакомство с анатомическим строением тела.
Практика: Отработка дыхательных упражнений.
Дата
№
16.09.24
1
20.09.24
2
23.09.24
3
27.09.24
4
30.09.24
5
5. Календарно-тематический план
1 год обучения
Количество
Форма
уч. часов
Тема занятия
занятия
практ теор
Практическое
2
Инструктаж по ТБ.
занятие
Стили джазового танца.
Модерн-джаз.
Практическое
1
1
Plie
занятие
Практическое
2
Battement tendu
занятие
Практическое
2
Battement jeté
занятие
Практическое
2
сontraction / release
занятие
Форма
контроля
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
6
04.10.24
6
07.10.24
7
11.10.24
8
14.10.24
9
18.10.24
10
21.10.24
11
25.10.24
12
28.10.24
13
01.11.24
14
08.11.24
15
11.11.24
16
15.11.24
17
18.11.24
18
22.11.24
19
25.11.24
20
29.11.24
21
02.12.24
22
06.12.24
23
09.12.24
24
13.12.24
25
16.12.24
26
20.12.24
27
23.12.24
28
27.12.24
29
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
1
Relevé lent на 90
Наблюдение
2
Flatback
Наблюдение
2
«Восьмерка» рук
Наблюдение
2
Техника изоляции
Наблюдение
Наблюдение
2
Изучение основных
шагов
pas de bourre простая
форма
pas de bourre
2
Grand battement
Наблюдение
hop с ногой на 90
Наблюдение
Hop-passé с поджатой
ногой
hop с ногой на 90
Наблюдение
Hop-passé с поджатой
ногой
Обычное вращение
Наблюдение
2
twist во вращении
Наблюдение
2
twist – закручивание
корпуса
полу пируэт на plie.
Наблюдение
Танцевальная
комбинация
Танцевальная
комбинация
Танцевальная
комбинация
Наблюдение
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
2
Практическое
занятие
2
1
1
1
2
1
1
2
2
2
1
1
2
1
1
2
2
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Танцевальная
комбинация
Rolldown / up
Наблюдение
2
Contraction / release
Наблюдение
2
Swing с отрыванием
ног от пола и опорой на
плечо
перекидка через плечо,
прыжок с опорой на
руку
1
1
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
7
Практическое
занятие
Практическое
занятие
30.12.24
30
2
13.01.25
31
17.01.25
32
20.01.25
33
24.01.25
34
27.01.25
35
31.01.25
36
03.02.25
37
Практическое
занятие
07.02.25
38
1
10.02.25
39
Практическое
занятие
Практическое
занятие
14.02.25
40
2
17.02.25
41
Практическое
занятие
Практическое
занятие
21.02.25
42
1
24.02.25
43
28.02.25
44
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
03.03.25
45
Практическое
занятие
2
1
1
Практическое
занятие
1
1
Практическое
занятие
Практическое
занятие
1
1
Практическое
занятие
Практическое
занятие
2
2
2
2
1
2
2
2
2
1
Экзерсис у станка и его Наблюдение
предназначение
Инструктаж по ТБ. Наблюдение
Знакомство
с
движениями народного
танца, стилизованными
движениями народного
танца.
Положение рук в
Наблюдение
групповых танцах и
фигурах
«Припадание» по III
Наблюдение
позиции
балансе (balancé) как
Наблюдение
разновидность
припадания
«подбивка»
Наблюдение
Беседа о
хореографическом
произведении,
выбранном к
постановке.
Знакомство с
музыкальным
материалом постановки
Разные виды шага
(бодрый, высокий и тд)
виды бега (легкий,
энергичный, на
носочках итд)
движение приставными
шага и с носка
прыжки на 180* и
обратно, упражнение
«прятки в кустах».
Танцевальные
движения
Танцевальные
движения
Разучивание
танцевальных
движений, подходящих
к выбранной
постановке
Разучивание
танцевальных
движений, подходящих
к выбранной
постановке
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
8
07.03.25
46
Практическое
занятие
1
Соединение движений
в танцевальные
комбинации
Соединение движений
в танцевальные
комбинации
Разучивание
танцевальных
комбинаций к
постановке
Разучивание
танцевальных
комбинаций к
постановке
Разводка танцевальных
комбинаций в
рисунках, переходах и
образах
Разводка танцевальных
комбинаций в
рисунках, переходах и
образах
Разводка танцевальных
комбинаций в
рисунках, переходах и
образах
Разводка танцевальных
комбинаций в
рисунках, переходах и
образах
Отработка четкости и
чистоты рисунков,
построений и
перестроений
Отработка четкости и
чистоты рисунков,
построений и
перестроений
Отработка четкости и
чистоты рисунков,
построений и
перестроений
Отработка четкости и
чистоты рисунков,
построений и
перестроений
Отработка элементов
Наблюдение
10.03.25
47
Практическое
занятие
2
14.03.25
48
Практическое
занятие
2
17.03.25
49
Практическое
занятие
2
21.03.25
50
Практическое
занятие
1
24.03.25
51
Практическое
занятие
2
28.03.25
52
Практическое
занятие
2
31.03.25
53
Практическое
занятие
2
04.04.25
54
Практическое
занятие
1
07.04.25
55
Практическое
занятие
2
11.04.25
56
Практическое
занятие
2
14.04.25
57
Практическое
занятие
2
18.04.25
58
1
21.04.25
59
25.04.25
60
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
2
Отработка элементов
Наблюдение
2
Отработка
Наблюдение
1
1
1
1
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
9
занятие
28.04.25
61
Практическое
занятие
2
02.05.25
62
1
05.05.25
63
12.05.25
64
16.05.25
65
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
19.05.25
66
23.05.25
67
23.05.25
68
26.05.25
69
26.05.25
70
28.05.25
71
28.05.25
72
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Всего
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
113
согласованности,
единства и
синхронности
исполнения танца
Отработка
согласованности,
единства и
синхронности
исполнения танца
Создание сценического
образа
Работа над техникой
исполнения
развитие пластичности
и музыкальности
выразительность и
эмоциональность
исполнения
Изучение основ
музыкальной грамоты
Изучение основ
музыкальной грамоты
Изучение основ
актерского мастерства
Изучение основ
музыкальной грамоты
Изучение основ
правильного дыхания
Ознакомление с
анатомическим
строением тела
Отработка
дыхательных
упражнений
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Открытое
занятие
31
144
6. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
хореографический станок;
гимнастические коврики (20 штук);
музыкальный инструмент (фортепиано);
колонка;
музыкальный центр.
Кадровое обеспечение:
В реализации общеразвивающей программы участвует 2 специалиста:
Попова Полина Евгеньевна, педагог дополнительного образования.
Квалификационная категория: первая.
10
Образование: средне-специальное. ГАПОУ СО Свердловский областной педагогический
колледж, специальность «Педагог дополнительного образования в области хореографии»,
2023 г.
Педагогический стаж работы – 2 года, по специальности – 2 года, в данном учреждении – 2
года.
Гилева Светлана Михайловна, концертмейстер.
Квалификационная категория: высшая.
Образование: высшее. ОГОУ СПО «Свердловское областное училище им. П.И.Чайковского»,
специальность «Руководитель хора и творческого коллектива, учитель музыки», 2005 г.
Педагогический стаж работы – 12 лет, по специальности – 9 лет, в данном учреждении – 4 года.
Методическое обеспечение:
-нотный материал.
7. Список литературы
Список литературы для педагога
1. Барышникова, Т.К. Азбука хореографии / Т.К. Барышникова. - М.: АйрисПресс Рольф,
1999. – 262с.
2. Березина, В. А. Дополнительное образование детей России / В. А. Березин; Министерство
образования и науки Российской Федерации. - Москва: Диалог культур, 2007. - 511, с.
3. Евладова, Е. Б. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студентов
учреждений проф. образования, обучающихся по специальности 0317 "Педагогика
доп.образования" / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова. - М. Владос, 2002.
4. Ерохина, О. В. Школа танцев для детей [Фольклор, классика, модерн] / Ерохина О.В. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 223 с.
5. Никитин, В.Ю. Модерн-джаз танец: История. Методика. Практика/В.Ю.Никитин. - М.:
ГИТИС, 2000. - 438с.
6. Никитин, В.Ю. Модерн-джаз танец: Методика преподавания / В.Ю. Никитин. - М.: Всерос.
Центр худож. творчества учащихся и работников нач. проф. образования, 2002. -158 с.
7. От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей: Сб. нормат. И метод.
материалов для доп. образования детей / [Ред.-сост. И.В. Калиш]; Науч. ред. А.К.Бруднов. М.: ВЛАДОС, 1999. - 541.
8. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: учеб.
пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 050711 (031300) - Социал.
педагогика / [Б.В. Куприянов и др.]; Под ред. А. В. Мудрика. - М: Academia, 2004. - 240 с.
9. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студентов вузов / [Лебедев О.Е. и
др.]; Под ред. О. Е. Лебедева. - М.Владос, 2003 (Петрозаводск: ГП Тип.им. П.Ф.Анохина). 254 с.
Список литературы для обучающихся:
1. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца. – Москва. Просвещение, 1985.
2. Балет. Энциклопедия. Москва. Современная энциклопедия. 1986.
3. Энциклопедия обрядов и праздников. СПб, «Респек», 1996.
4. Дашкова И. Загадки Терпсихоры. Москва. Детская литература, 1989.
5. Блок Д.Д. Классический танец. История и современность. Искусство, 1987.
6. Погодина Е.В. 16 уроков для будущих джентльменов и принцесс. Харьков, «Фимео»,
1997.
11