Содержание
Наименование
Стр.
1.
Пояснительная записка
3
2.
Цель и задачи программы 2 года обучения
3
3.
Планируемый результат 2 года обучения
4
4.
Содержание программы 2 года обучения
4
5.
Календарно-тематический план 2 года обучения
8
6.
Условия реализации программы
12
7.
Список литературы
14
Приложения
2
1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Ритмика и танец».
Направленность рабочей программы - художественная.
Уровень рабочей программы: базовый
Адресат программы: обучающиеся 8-9 лет.
Количество обучающихся в группе: 17-20 человек.
Объем и срок освоения рабочей программы. 2 год обучения, 152 часа в год.
Периодичность и продолжительность занятий: 2 раза в неделю по 2 часа на группу, 1 час
равен 45 минутам.
Форма обучения: групповая.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, тренинг, открытое занятие.
Формы подведения результатов: педагогическое наблюдение, контрольные вопросы и
упражнения, открытое занятие, отчётный концерт.
Особенности организации образовательной деятельности:
группы формируются из обучающихся одного возраста; состав группы постоянный,
специального отбора в группы не проводится.
Учебный год начинается с 1 сентября.
Рабочую программу реализует педагог дополнительного образования и
концертмейстер.
Рабочая программа «Ритмика и танец» реализуется в течение всего учебного года,
включая каникулярное время.
2. Цель и задачи рабочей программы
Цель: раскрытие творческих и физических способностей детей, возможность
самореализации и социализации ребенка через освоение хореографического искусства.
Задачи:
Обучающие:
-
познакомить обучающихся с историей хореографии и танца;
- обучить их танцевальным навыкам: формировать координацию движений, танцевальную
выразительность, чувство ритма;
-
познакомить с традициями народного танца;
-
дать необходимый комплекс знаний, умений и навыков в области танца;
-
научить грамотно, музыкально, красиво и выразительно исполнять танцы;
-
способствовать профессиональному самоопределению учащихся;
-
обучить правилам исполнения изучаемых элементов.
Развивающие:
-
развивать у воспитанников выносливость, силу, устойчивость;
- эмоциональную выразительность, артистичность, музыкальность, художественное
воображение, ассоциативную память;
- способствовать развитию профессиональных физических
совершенствовать творческие способности обучающихся.
Воспитательные:
данных;
развивать
и
3
-
прививать любовь к танцу;
-
воспитывать у детей художественный вкус;
-
воспитывать чувство локтя, взаимопонимание, дружелюбие;
-
вырабатывать в детях чувство ансамбля;
-
воспитывать у обучающихся интерес к народному танцу;
воспитывать культуру поведения и общения.
3. Планируемые результаты
2 год бучения
Метапредметные:
-
сформирована мотивация к занятиям ритмикой и танцем;
-
развиты восприятие ритма и чувство ритма, координация движения и ритма;
-
умеют ориентироваться в пространстве;
-
умеют выразить образ через танцевальные движения;
-
демонстрируют технику безопасности на занятиях.
Личностные:
- сформированы начальные личностные качества: самостоятельность, ответственность,
самодисциплина;
-
владеют начальными навыками здорового образа жизни;
-
развиты музыкальные качества (музыкальный слух, чувство ритма);
-
развиты познавательные качества (восприятие, внимание, память, воображение);
-
способны культурно общаться со сверстниками и взрослыми.
Предметные:
-
знают основные понятия ритмики и виды танца;
-
знают комплекс физических упражнений на развитие основных групп мышц;
-
знают упражнения для постановки корпуса, рук, ног и головы;
-
знают правила исполнения танцевальных элементов;
- сформированы умения и навыки выполнения физических и ритмических движений под
музыку.
4. Содержание программы
2 год обучения
РАЗДЕЛ 1. ГИМНАСТИКА
Тема 1.1 Партерная гимнастика – подготовка к классическому экзерсису.
Комплекс партерной гимнастики выполняется на гимнастических ковриках. Упражнения на
полу, или партерный экзерсис, позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу
трёх целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить
силу мышц. Мышцы и суставы подготавливаются к традиционным классическому и народносценическому экзерсисам у станка, требующим высокого физического напряжения.
Тема 1.2 Упражнения, укрепляющие мышцы спины.
Теория: Знакомство с новыми упражнениями и их правильное исполнение.
Практика: «Группировка» «Карандаш»
4
Тема 1.3 Упражнения, развивающие подъем стопы.
Теория: Разговор с детьми зачем нам нужен красивый подъём стопы.
Практика: Разворот стопы из VI позиции в I позицию
Тема 1.4 Упражнения, развивающие гибкость позвоночника.
Теория: Развитие и укрепление мышцы тела.
Практика: «Корзиночка» «Полумостик» «Мостик»
Тема 1.5 Упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса.
Теория: Развитие и укрепление мышцы тела.
Практика: «Плуг» «Уголок»
Тема 1.6 Упражнения, развивающие подвижность тазобедренных суставов.
Теория: Развитие и укрепление мышцы тела.
Практика: «Неваляшка» «Passe' с разворотом колена»
Тема 1.7 Упражнения, развивающие выворотность ног.
Теория: Развитие и укрепление мышцы тела.
Практика: «Лягушка» во всех положениях, «Солнышко»
Тема 1.8 Упражнения на растягивание мышц и связок и развитие балетного шага.
Теория: Развитие и укрепление мышцы тела.
Практика: «Шпагат» вперед с обеих ног. «Шпагат» поперечный.
Тема 1.9 Упражнение для развития шеи и плечевого пояса.
Теория: Развитие и укрепление мышцы тела.
Практика:
- повороты головы в положении «направо», «прямо», «налево»;
- наклоны и подъёмы головы в положениях «прямо», «направо», «налево»;
- круговые движения головой по кругу и целому кругу;
- поднимание и опускание плеч;
- поочередное поднимание и опускание плеч.
Тема 1.10 Упражнение для развития плечевого сустава и рук.
Теория: Развитие и укрепление мышцы тела.
Практика:
- подъёмы рук вперёд на высоту 90°
- подъёмы рук вверх и опускания вниз через стороны;
- подъёмы рук вверх–вперёд и опускания вниз–вперёд;
- сгибание рук в локтях в направлении: вверх – в стороны и вниз – в стороны;
- сгибание рук в локтях в направлении: вверх–вперёд и вниз–вперёд;
- сгибания кистей в подготовительном положении: в стороны, вперёд, назад;
- сгибание кистей с руками, раскрытыми в стороны: вверх–в стороны–вниз, вперёд – в
стороны назад;
- сгибание кистей с руками, поднятыми вверх: в стороны–вверх–в стороны, вперёд– вверх–
назад;
- вращение кистями (наружу, внутрь) в подготовительном положении;
- вращения кистями во II позиции;
- вращения кистями с руками, поднятыми вверх.
Тема 1.11 Упражнения на развитие поясничного пояса.
Теория: Развитие и укрепление мышцы тела.
5
Практика:
- перегибы корпуса назад;
- повороты корпуса вокруг вертикальной оси;
- круговые движения корпуса.
Тема 1.12 Упражнения на развитие силы мышц и подвижности суставов ног.
Теория: Развитие и укрепление мышцы тела.
Практика: - отведение ноги в сторону на носок с полуприседанием
- отведение ноги вперёд на носок с полуприседанием;
- отведение ноги вперёд на каблук с полуприседанием;
- отведение ноги в сторону с чередованием: позиция – носок – каблук – носок – позиция с
полуприседанием;
- отведение ноги вперёд с чередованием: позиция – носок – каблук – носок – позиция с
полуприседанием;
- отведение ноги назад на носок с полуприседанием;
- отведение ноги назад с чередованием: позиция – носок ноги в сторону на каблук; – каблук
– позиция;
- отведение ноги назад с чередованием: позиция – носок – каблук, позиция с
полуприседанием;
- назад с чередованием: позиция – носок – выпад – носок – позиция;
- отведение ноги назад с чередованием: – позиция – носок – выпад – носок – позиция с
полуприседанием;
- подъёмы согнутой в колене ноги в сторону;
- подъёмы на полупальцы опорной ноги с одновременным подведением натянутой стопы
согнутой в колене работающей ноги к колену опорной;
- прыжки на одной ноге (не более 4-х раз);
- прыжки на двух ногах с переменой позиций (напр. чередование VI и II позиций);
- перескоки с ноги на ногу с отведением работающей ноги в сторону на носок;
- перескоки с ноги на ногу с отведением работающей ноги в сторону на каблук;
- поочередные подскоки с подведением натянутой стопы согнутой в колене работающей
ноги к колену толчковой;
- бег с подъёмом согнутых в коленях ног вперёд.
РАЗДЕЛ 2. РИТМИКА
Тема 2.1 Строение музыкального произведения.
Знакомство со строением музыкального произведения. Понятия: вступление, части,
музыкальная фраза. Умение менять движение в зависимости от смены музыкальных частей,
фраз.
Тема 2.2 Маршевая и танцевальная музыка.
Особенности танцевальных жанров: вальса, польки, галопа.
Тема 2.3 Упражнения, игры и метр.
Теория: Понятия о тактах и долей.
Практика: Сильные доли и такт:
Здесь используются упражнения и игры с акцентированием сильных долей такта при
меняющихся музыкальных размерах (2\4, 3\4, 4\4).
Используются упражнения и игры на соотношение резких и спокойных движений с сильными
6
и слабыми долями музыки.
Тема 2.4 Упражнения, игры и фразировка.
Теория: Понятие музыкальных фраз.
Практика:
- Соотношение движений с музыкальной фразой (музыкальное соотношение характеров
музыки и движения; размеры 2\4)
- Соотношение движений с музыкальной фразой (муз. размеры 3\4)
- Соотношение движений с музыкальным предложением (муз. размеры 4\4):
- Соотношение движений с музыкальным периодом (муз. размеры 2\4, 3\4, 4\4):
Тема 2.5 Упражнения, игры и темп.
Теория: Понятие темпа в музыкальном произведении.
Практика:
- Сохранение темпа движения во время музыкальной паузы;
- Соотношение темпа движения с постепенно изменяющимся темпом музыки;
- Соотношение резко меняющегося темпа музыки с хореографическим движением;
- Ускорение и замедление темпа движения в 2 раза при неизменном музыкальном темпе;
Тема 2.6 Упражнения, игры и динамика.
Теория: Понимание меняющегося музыкального звучания.
Практика:
- Соотношения резко меняющейся силы музыкального звучания с хореографическим
движением:
- Соотношение усиления и ослабления силы звучания музыки с хореографическим
движением:
Тема 2.7 Упражнения, игры и характер музыкального произведения.
Теория: Способность понимать характер музыкального произведения.
Практика:
- «Картина»
- «Копилка»
- «Волшебный сундучок»
- «Скульпторы»
РАЗДЕЛ 3. ТАНЕЦ
Тема 3.1 Музыкально-хореографическая, образная выразительность.
Тема 3.2 Изучение рисунков танца.
Теория: Понятие о рисунке танца, технология построения и перестроения в некоторых
рисунках.
Практика: Изучение линейных - плоскостных (шеренга, колонна), объемных (круг, «цепочка»)
и многоплановых рисунков.
Тема 3.3 Изучение фигур танца.
Теория: Понятие о фигурах танца, технология построения и перестроения в некоторых
фигурах.
Практика: Изучение линейных - плоскостных (шеренга, колонна), объемных (круг, «цепочка»)
и многоплановых фигур.
Тема 3.4 Танцевальные шаги и ходы.
Теория: Изучения правильного исполнения всех видов танцевальных шагов.
7
Практика: - Скользящий шаг (pas glisse');
Па польки вперед и боковое;
Pas chasse' вперёд, назад
Русский переменный ход.
Тема 3.5 Танцевальные движения.
Теория: Изучения танцевальных движений.
Практика: Разучивание танцевальных движений, подходящих к выбранной постановке.
Тема 3.6 Реверанс для девочек и поклон для мальчиков на 2/4.
Теория: Разучивание поклонов.
Практика:
-
В ритме полонеза;
В ритме польки.
Тема 3.7 Соединение движений в танцевальные комбинации.
Теория: Изучение, как из танцевальных движений получаются комбинации.
Практика: Разучивание танцевальных комбинаций к постановке.
Тема 3.8 Отработка элементов и синхронность исполнения.
Теория: Беседа о рисунке танца.
Практика: Отработка согласованности, единства и синхронности исполнения танца.
Тема 3.9 Танцевальные этюды с элементами актерского мастерства.
Теория: Создание сценического образа.
Практика:
-
-
Разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах
Работа над музыкальностью
Развитие пластичности
5. Календарно-тематический план
2 год обучения
Дата
№
Форма занятия
02.09.24
1
Практическое
занятие
04.09.24
2
Практическое
занятие
09.09.24
3
11.09.24
4
Практическое
занятие
Практическое
занятие
16.09.24
5
Практическое
занятие
18.09.23
6
Практическое
Количество
уч. часов
Тема занятия
практ теор
2
Инструктаж по ТБ. Правила
поведения на занятиях
хореографии. Партерная
гимнастика – подготовка к
классическому экзерсису.
1,5
0,5 Упражнения, укрепляющие
мышцы спины. Группировка и
карандашю
1,5
0,5 Упражнения, развивающие
подъем стопы. из VI в I.
1
1
Упражнения, развивающие
гибкость позвоночника.
Корзиночка, полумостик.
2
Упражнения, развивающие
гибкость позвоночника.
Мостик.
1
1
Упражнения, укрепляющие
Форма
контроля
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
8
занятие
23.09.24
7
Практическое
занятие
2
25.09.24
8
Практическое
занятие
1
30.09.24
9
Практическое
занятие
2
02.10.24
10
1
07.10.24
11
09.10.24
12
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
14.10.24
13
Практическое
занятие
2
16.10.24
14
Практическое
занятие
1
21.10.24
15
Практическое
занятие
2
23.10.24
16
Практическое
занятие
2
28.10.24
17
Практическое
занятие
1
30.10.24
18
Практическое
занятие
2
06.11.24
19
Практическое
занятие
2
11.11.24
20
1
13.11.24
21
Практическое
занятие
Практическое
занятие
18.11.24
22
Практическое
занятие
2
20.11.24
23
Практическое
1
1
1
2
1
1
1
1
1
2
1
мышцы брюшного пресса.
Плуг.
Упражнения, укрепляющие
мышцы брюшного пресса.
Уголок.
Упражнения, развивающие
подвижность тазобедренных
суставов. Неваляшка.
Упражнения, развивающие
подвижность тазобедренных
суставов. Passe.
Упражнения, развивающие
выворотность ног. Лягушка.
Упражнения, развивающие
выворотность ног. Солнышко.
Упражнения на растягивание
мышц и связок и развитие
балетного шага. Шпагат с
двух ног.
Упражнения на растягивание
мышц и связок и развитие
балетного шага. Поперечный
шпагат.
Упражнения для развития шеи
и плечевого пояса. Повороты,
наколны головы.
Упражнения для развития шеи
и плечевого пояса. Круговые
движения головой.
Упражнения для развития шеи
и плечевого пояса.
Поднимание и опускание
плеч.
Упражнения для развития
плечевого сустава и рук.
Подъемы.
Упражнения для развития
плечевого сустава и рук.
Сгибание.
Упражнения для развития
плечевого сустава и рук.
Вращение.
Упражнения на развитие
поясничного пояса. Перегибы.
Упражнения на развитие
поясничного пояса. Повороты
корпуса.
Упражнения на развитие
поясничного пояса. Круговые
движения.
Упражнения на развитие силы
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
9
занятие
25.11.24
24
Практическое
занятие
2
27.11.24
25
Практическое
занятие
2
02.12.24
26
Лекция, беседа
2
04.12.24
27
Лекция, беседа
2
09.12.24
28
1
11.12.24
29
16.12.24
30
18.12.24
31
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Занятие-игра
23.12.24
32
1
25.12.24
33
30.12.24
34
13.01.25
35
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Занятие-игра
15.01.25
36
1
20.01.25
37
22.01.25
38
27.01.25
39
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Занятие-игра
29.01.25
40
1
03.02.25
41
05.02.25
42
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
10.02.25
43
Занятие-игра
2
12.02.25
44
Практическое
занятие
1
1
2
2
2
1
2
2
2
1
2
2
2
1
2
2
1
мышц и подвижности
суставов ног. Отведение ног.
Упражнения на развитие силы
мышц и подвижности
суставов ног. Подъемы ног.
Упражнения на развитие силы
мышц и подвижности
суставов ног. Прыжки и бег.
Строение музыкального
произведения
Маршевая и танцевальная
музыка.
Упражнения, игры и метр.
Сильные доли и такт.
Упражнения, игры и метр.
Муз. размер 2/4
Упражнения, игры и метр.
Муз. размер 3/4
Упражнения, игры и метр.
Муз. размер 4/4
Упражнения, игры и
фразировка. Муз. размер 2/4.
Упражнения, игры и
фразировка. Муз. размер 3/4.
Упражнения, игры и
фразировка. Муз. размер 4/4.
Инструктаж по ТБ.
Упражнения, игры и
фразировка. Муз. размер 2/4,
3/4, 4/4.
Упражнения, игры и темп.
Сохранение темпа.
Упражнения, игры и темп.
Соотношение темпа.
Упражнения, игры и темп.
Резкое соотношение темпа.
Упражнения, игры и темп.
Ускорение и замедление
темпа.
Упражнения, игры и
динамика. Резко меняющиеся.
Упражнения, игры и
динамика. Резко меняющиеся.
Упражнения, игры и
динамика. Усиление и
ослабление.
Упражнения, игры и
динамика. Усиление и
ослабление.
Упражнения, игры и характер
музыкального произведения.
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
10
1
Картина.
Упражнения, игры и характер
музыкального произведения.
Копилка.
Упражнения, игры и характер
музыкального произведения.
Волшебный сундучок.
Упражнения, игры и характер
музыкального произведения.
Скульпторы.
Музыкальнохореографическая, образная
выразительность.
Изучение рисунков танца.
Наблюдение
1
Изучение одноплановых
рисунков
Изучение многоплановых
рисунков: линейных
(плоскостных)
Изучение многоплановых
рисунков: объёмных
Изучение фигур танца
Изучение одноплановых
фигур
Изучение многоплановых
фигур: линейных
(плоскостных)
Изучение многоплановых
фигур: объёмных
Танцевальные шаги и ходы.
Скользящий шаг (pas glisse').
Танцевальные шаги и ходы.
Па польки вперед и боковое.
Танцевальные шаги и ходы.
Pas chasse' вперёд, назад.
Танцевальные шаги и ходы.
Русский переменный ход
Танцевальные движения.
Наблюдение
2
Танцевальные движения.
Наблюдение
2
Танцевальные движения.
Наблюдение
2
Танцевальные движения.
Наблюдение
17.02.25
45
Практическое
занятие
2
19.02.25
46
Практическое
занятие
2
24.02.25
47
Занятие-игра
2
26.02.25
48
Лекция, беседа
03.03.25
49
1
05.03.25
50
10.03.25
51
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
12.03.25
52
2
17.03.25
53
19.03.25
54
24.03.25
55
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
26.03.25
56
2
31.03.25
57
02.04.25
58
07.04.25
59
09.04.25
60
14.04.25
61
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
16.04.25
62
21.04.25
63
23.04.25
64
28.04.25
65
30.04.25
66
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
2
2
2
1
2
2
1
1
2
2
2
1
1
1,5
0,5
1
1
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Реверанс для девочек и поклон Наблюдение
для мальчиков на 2/4.
Соединение движений в
Наблюдение
11
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
05.05.25
67
2
07.05.25
68
12.05.25
69
14.05.25
70
19.05.25
71
21.05.25
72
26.05.25
73
Практическое
занятие
2
26.05.25
74
Практическое
занятие
1
28.05.25
75
Практическое
занятие
2
28.05.25
76
Практическое
занятие
2
2
2
1
1
2
2
1
танцевальные комбинации.
Соединение движений в
танцевальные комбинации.
Разучивание танцевальных
комбинаций к постановке.
Разучивание танцевальных
комбинаций к постановке.
Отработка элементов и
синхронность исполнения
Отработка элементов и
синхронность исполнения
Отработка
согласованности,
единства
и
синхронности
исполнения танца.
Отработка
согласованности,
единства
и
синхронности
исполнения танца.
Танцевальные этюды с
элементами актерского
мастерства.
Разводка
танцевальных
комбинаций
в
рисунках,
переходах, образах
Развитие пластичности
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Открытое
занятие
121,5 30,5
152
6. Условия реализации программы
М
-а хореографический станок;
-т гимнастические коврики (15 штук);
е- музыкальный инструмент (фортепиано);
р
- колонка;
и
- музыкальный центр.
а
Кадровое обеспечение:
л
В реализации общеразвивающей программы участвует 2 специалиста:
ь
Попова Полина Евгеньевна, педагог дополнительного образования.
н
Квалификационная категория:.
оОбразование: средне-специальное. ГАПОУ СО Свердловский областной педагогический
-колледж, специальность «Педагог дополнительного образования в области хореографии»,
т
еПедагогический стаж работы – 2 года, по специальности – 2 года, в данном учреждении –2
хгода.
н
Гилева Светлана Михайловна, концертмейстер.
и
Квалификационная категория: высшая.
ч
Образование: высшее. ОГОУ СПО «Свердловское областное училище им. П.И.Чайковского»,
еспециальность «Руководитель хора и творческого коллектива, учитель музыки», 2005 г.
с
12
к
о
е
Педагогический стаж работы – 12 лет, по специальности – 9 лет, в данном учреждении – 4 года.
Методическое обеспечение:
- нотный материал.
7. Список литературы
Список литературы для педагога
1.
Акулова Н.В. Классический тренаж в коллективе народного танца (метод. Письмо). –
НМЦ, 1981.
2.
Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб. пособие для студ.
высш. учеб. заведений. - М.: гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2004.-128 с.
3.
Базарова Н.П. Классический танец. – Л.: Искусство, 1975.
4.
Базарова Н.П. и Мей В.П. Азбука классического танца Л - М., 1964.
5.
Батырев А., Бурцева Г. Композиция танца. – Барнаул, НМЦ, 1991. – 34 с.
6.
Буйлова Л.Н., Буданова Г.П. Дополнительное образование: норматив. док. и материалы.
– М.: Просвещение, 2008.
7.
Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей: Учеб.пособие.СПб.:Издательство «Музыкальная палитра»,2004.-36с.
8.
Ваганова А.Я. Основы классического танца. – Л.: Искусство. 1980.
9.
Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. – М.: Искусство, 1968,64
10. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования:
учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: ВЛАДОС, 2004.
11. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и
комбинации на середине зала: Учеб. Пособие для студ. Вузов культуры и искусств. - М.:
Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2003
12. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Этюды: учеб. пособие для студ.
хореограф.фак. вузов культуры и искусств / Г.П. Гусев. - М.: Гуманитар. изд. Центр
ВЛАДОС,2004.
13. Дополнительное образование детей: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И.
Невдахина. Вып. 3. – М.: Народное образование, 2007.
14. Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., Фарманьянц Е. Народно-сценический
танец. М., 1976.
15. Зимина А.Н.образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом развитии детей 48 лет.-М.,1991.
16. Ильина Г.А. Особенности развития музыкального ритма у детей. - Киев,1961.
17. Сценическое воспитание на уроке хореографии//Учитель.- №3, май-июнь 2003
18. Казаринова Т.А. Хороводы и кадрили Пермской области: Учебное пособие.- Пермь,2002.
19. Казаринова Т. Магическая сила пространства сцены // Сов. Балет, 1991 № 5.
20. Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования//
Библиотека журнала «Воспитание школьников» – Изд. доп. Вып. 77. – М.: Школьная Пресса,
2008.
21. Климов А. Основы русского народного танца. – М.: Искусство, 1975,1981
22. Климов А.А. Основы русского народного танца: Учебник для ВУЗов культуры и
искусств. – М.: МГИК, 1994.
23. Климов А.А. Основы русского народного танца: Учебник для хореогр. отд. инст.
культуры. – М.: Искусство, 1981.
24. Комарова Т.С.Условия и методика развития детского творчества.-М.,1994.
13
25. Королева Э., Курбет В, Мардарь М. Молдавский народный танец. – М., 1984.
26. Критерии эффективности реализации образовательных программ дополнительного
образования детей в контексте компетентностного подхода.
27. Материалы к учебнометодическому пособию / Под ред. проф. Н.Ф. Радионовой. – СПб.:
Издательство ГОУ «СПбГДТЮ», 2005.
28. Мочалов Ю. Композиция сценического пространства: Поэтика мизансцены. – М.:
Просвещение, 1981.
29. Овчаренко Е. Народно-сценический танец. – Барнаул, 1996.
30. Овчаренко Е., Смолянинова Н. История и теория народно-сценического танца. –
Барнаул, 2000.
31. Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей:
компетентностный подход. Методические рекомендации / Под ред. проф. Н.Ф. Радионовой. –
СПб.: Издательство ГОУ «СПб ГДТЮ», 2005. 19
32. Смирнов Е.В. Северная кадриль: (шесть танцев). – Петрозаводск. Карелия, 1977.
33. Хворост И. Белорусские народные танцы. – Минск, 1977.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1997.
Список литературы для обучающихся:
Пасютинская В.М. Волшебный мир танца. – Москва. Просвещение, 1985.
Балет. Энциклопедия. Москва. Современная энциклопедия. 1986.
Энциклопедия обрядов и праздников. СПб, «Респек», 1996.
Дашкова И. Загадки Терпсихоры. Москва. Детская литература, 1989.
Блок Д.Д. Классический танец. История и современность. Искусство, 1987.
Погодина Е.В. 16 уроков для будущих джентльменов и принцесс. Харьков, «Фимео»,
14
Приложение 1
Оценочные материала 2 года обучения
№
Имя
Начало года
Чувство
Воображение
ритма
Конец года
Чувство
Воображение
ритма
1.
2.
3.
в-высокий уровень
д-достаточный уровень
н-низкий уровень
15