Рабочая программ_Я в мире других_2024-2025

Содержание

1
2
3
4
5
6
7

наименование
Пояснительная записка
Цель, задачи программы
Планируемые результаты
Содержание программы
Календарно-тематический план
Условия реализации программы
Список литературы

стр.
3
3
3
4
7
8
9

1

1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Я в мире других».
Направленность рабочей программы - социально-гуманитарная.
Уровень рабочей программы: базовый
Адресат программы: обучающиеся 8 - 9 лет.
Количество обучающихся в группе: 8-12 человек.
Объем и срок освоения рабочей программы. 1 год обучения, 72 часа в год.
Периодичность и продолжительность занятий: 1 раз в неделю по 2 часа на группу, 1 час
равен 45 минутам.
Форма обучения: групповая.
Виды занятий: беседа, занятие-игра, «мозговой штурм», практическое занятие, тренинг.
Формы подведения результатов: беседа, практическое занятие.
Особенности организации образовательной деятельности:
группы формируются из обучающихся одного возраста; состав группы постоянный,
специального отбора в группы не проводится.
Учебный год начинается с 15 сентября.
Рабочую программу реализует педагог дополнительного образования.
Рабочая программа «Я в мире других» реализуется в течение всего учебного года,
включая каникулярное время.
2. Цель и задачи рабочей программы
Цель: обучение толерантности на основе рефлексии.
Задачи:
обучающие:
- научить анализировать, понимать поведение других людей;
- научить ребёнка отождествлять свои переживания и чувства с конкретными словами;
- научить управлять своими эмоциями;
развивающие:
- сформировать произвольность, внутренний план действий;
- развить способность к рефлексии;
воспитательные:
- привить уважение к чувствам другого человека;
- воспитать эмоционально-ценностное отношение к миру.
3. Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
- смогут соблюдать нормы и правила, способствующие психологическому благополучию в
социуме;
- будут обладать умением эмоционально-ценностного отношения к миру;
Личностные результаты:
- смогут понимать свои эмоции, эмоции других людей;
- будут обладать умением адекватно выражать свои чувства;
Предметные результаты:
- приобретут навык слушать собеседника;
- будут обладать умением формировать внутренний план действий.
2

4. Содержание программы
Тема № 1 «Душа человека. Инструктаж по ОТ, правила поведения в Центре».
Цель: направить внимание ребёнка вовнутрь.
Теория. Душа как внутренний мир человека. Индивидуальность. Ощущения. Правила
поведения.
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования,
упражнение: «я согреваю мир теплом своей души».
Тема № 2 «Имя».
Цель: тест на отношение каждого ребёнка к собственному имени.
Теория. Определение понятия «самооценка», «уважение». Отношение к собственному имени.
Ласковые имена. Чем отличаются прозвище, кличка, псевдоним?
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования.
Тема № 3 «Радость».
Цель: научиться определять радость у других людей, адекватно реагировать на неё, связывать
собственные положительные переживания с соответствующими словами.
Теория. Знакомство с эмоциями. Эмоция радости. Улыбка, какой она бывает? Смех над собой
и смех над кем-то.
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования.
Тема № 4 «Грусть».
Цель: обучение детей идентифицировать эмоциональное состояние других людей и
осознавать своё собственное.
Теория. Эмоция грусти. Какого цвета грусть? Какие другие слова описывают состояние
грусти? Проявления грусти. Что помогает пережить состояние грусти?
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования.
Тема № 5 «Слёзы».
Цель: анализ состояний, в которых люди плачут.
Теория. Состояния души, связанные с неприятными переживаниями.
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования.
Тема № 6 «Любовь».
Цель: определить поведение, которое называется словом «любовь», показать, что она
проявляется не столько в словах, сколько в ответственных поступках.
Теория. Чувства, связывающие людей между собой. Какого цвета любовь? Какие слова
описывают любовь? Проявления любви.
Практика. Психогимнастика, игра-упражнение «радуга», работа с текстом, обсуждение,
элементы рисования.
Тема № 7 «Свершение. Завершённость».
Цель: научить детей завершать начатое дело, разбудить желание увидеть нечто
запланированное в законченном виде.
Теория. Всегда ли всё нужно доводить до конца? Задачи с ответом и без.
Практика. Психогимнастика, игра-упражнение «мельница», работа с текстом, обсуждение,
элементы рисования.
Тема № 8 «Гнев».
Цель: научить ребёнка владеть своими эмоциями и адекватно реагировать на чужой гнев.
Теория. Эмоция гнева. Причины её проявления. Как можно справиться со своим гневом?
Практика. Психогимнастика, игровые ситуации, работа с текстом, обсуждение, элементы
рисования.
3

Тема № 9 «Ложь. Правда».
Цель: показать неэффективность и возможный вред лживого поведения для формирования
зрелой личности.
Теория. Определение понятий «ложь», «правда». Причины детской лжи.
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования.
Тема № 10 «Похвала. Лесть».
Цель: подчеркнуть необходимость видеть в людях хорошие черты, отличать похвалу от лести.
Теория. Определение понятий «похвала», «лесть». Чем отличаются похвала и лесть? Как
лучше хвалить других?
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования, упражнение
«сцепленные руки».
Тема № 11 «Наказание».
Цель: показать, что при наказании осуждается не личность ребёнка, а его поступок.
Теория. Наказание –ограничение. Чувства участников ситуации наказания.
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования.
Тема № 12 «Страх».
Цель: обучение ребёнка работать со своим страхом, а не подавлять его или скрывать.
Теория. Определение страха. Виды страха. Когда страх спасает, а когда мешает? Его
предупреждение и коррекция.
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования, упражнение
«рисуем страх».
Тема № 13 «Ответственность».
Цель: разговор на тему осознанности, обдуманности или необдуманности действий и их
последствий.
Теория. Определение ответственности.
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования.
Тема № 14 «Искусство дарить и получать подарки».
Цель: научить детей получать удовольствие от процесса дарения, а не только от получения
подарков.
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования, ролевая
игра «подарок».
Тема № 15 «Вежливость и благодарность».
Цель: научить детей рассматривать вежливое поведение других людей по отношению к ним
не как должное, а как проявление доброй воли.
Теория. Определение понятий «вежливость», «благодарность». Влияние людей друг на друга.
Примеры вежливости. Удовольствие дарить подарки.
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования.
Тема № 16 «Сочувствие».
Цель: обучить детей проявлять сочувствие к другим и определять подобное поведение у
окружающих.
Теория. Понятие «сочувствие». Чувства других людей. Действия в которых проявляется
сочувствие.
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования, упражнение
«зеркало».

4

Тема №17 «Зависть».
Цель: научить детей достойно относиться к различию в возможностях, которые имеют их
семьи.
Теория. Определение понятия «зависть». Какой бывает зависть?
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования, упражнение
«львиное сердце».
Тема № 18 «Уважение. Достоинство».
Цель: научить детей видеть достоинства одноклассников и уважительно говорить о них.
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования.
Тема № 19 «Ценность человеческой жизни».
Цель: показать детям ценность человеческой жизни, научить их трепетному отношению к
собственной жизни и жизни другого.
Теория. Определение понятия «ценность».
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования.
Тема № 20 «Личность в профессии».
Цель: ознакомить обучающихся с понятием «профессия».
Теория. Определение понятия «профессия». Какие бывают профессии. Профессия родителей.
Тема № 21 «Рождение и смерть».
Цель: работа с эмоциями, возникающими в процессе литературного описания феноменов
жизни и смерти.
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования.
Тема № 22 «Свобода и ответственность».
Цель: обозначение грани междувозможность проявления собственных желаний и действий и
требованием общества не нарушать права других людей.
Теория. Определение понятия «свобода». Может ли свобода одного человека ограничивать
свободу другого?
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования.
Тема № 23 «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Цель: показать многогранность и относительность понятий «хороший» и «плохой»,
размытость границ между ними.
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования.
Тема № 24 «Обида. Месть. Прощение».
Цель: подчеркнуть неэффективность обиды в общении, разрушительность мести, а также
обсудить различные способы выхода из ситуаций, в которых порождаются эти чувства.
Теория. Чувства обиды, мести. Причины их появления.
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования.
Тема № 25 «Неожиданные ситуации».
Цель: обсудить с детьми поведение в сложных ситуациях, где адекватная реакция сохранит
жизнь ребёнку.
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования.
Тема № 26 «Культурный человек».
Цель: воссоздать знания, полученные на предыдущих занятиях.
Теория. Определение культуры. Культурный человек, какой он? Правила поведения в
обществе. Понятие толерантности (терпимости).
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования.
5

Тема № 27 «Закон. Права и обязанности».
Цель: создать у детей уважительное отношение к законам и показать, что права человека
неразрывно связаны с обязанностями.
Теория. Что такое законы. Зачем они нужны? Права и обязанности.
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования.
Тема № 28 «Фантазия и обман».
Цель: активация фантазии, с одной стороны, и усилий, направленных на выполнение желания
– с другой.
Теория. Отличие фантазии от обмана. Исполнение желаний.
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования.
Тема № 29 «Творчество».
Цель: показать детям, что в творчестве с наибольшей силой проявляется индивидуальность
каждого человека.
Теория. Разные значения слова «творить». Определение понятия «творчество».
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования.
Тема № 30 «Творчество и профессия».
Цель: показать обучающимся какое место занимает творчество в профессии.
Теория. Можно ли быть творческим в профессии? Творчество – неотъемлемая часть
профессии.
Тема № 31 «Соревнование и сравнение».
Цель: обсудить с детьми неоднозначность таких понятий, как «соревнование» и «сравнение».
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования.
Тема № 32 «Вера и знание».
Цель: показать, что люди в своих поступках основываются не только на размышлениях, но и
на представлениях, не зависящих от фактов.
Теория. Определение понятий «вера», «знание». Отличие веры от знания. Что дают нам
знания и вера?
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования.
Тема № 33 «Отечество».
Цель: воспитание в ребёнке чувства любви к Родине.
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования.
Тема № 34 «Чему мы научились?».
Цель: воссоздать знания, полученные на предыдущих занятиях.
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования, важные
акценты занятий.

6

5. Календарно-тематический план
Группа № 9 (четверг, 2 часа)
дата

№

19.09.24

1

беседа

26.09.24

2

тренинг

1

1

03.10.24

3

1

1

10.10.24

4

групповая
дискуссия
игра

1

1

17.10.24

5

1

1

24.10.24

6

практическое
занятие
игра

1

1

31.10.24

7

1

1

07.11.24

8

групповая
дискуссия
беседа

1

1

14.11.24

мозговой
штурм
10 практическое
занятие
11 практическое
занятие
12 беседа

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

19.12.24

13 групповая
дискуссия
14 тренинг

2

-

26.12.24

15 беседа

1

1

09.01.25

1

1

2

-

23.01.25

16 практическое
занятие
17 практическое
занятие
18 игра

1

1

30.01.25

19 беседа

2

-

06.02.25

20 тренинг

2

-

13.02.25

21 групповая
дискуссия

1

1

20.02.25

22 беседа

-

2

21.11.24
28.11.24
05.12.24
12.12.24

16.01.25

форма
занятия

9

кол-во
уч. часов
практ теор
1
1

тема занятия

форма
аттестации/
контроля
Душа человека. Инструктаж входная
по ТБ в Центре.
диагностика.
Имя.
проективные
методы
Радость.
проективные
методы
Грусть.
проективные
методы
Слёзы.
метод
наблюдения
Любовь.
метод
наблюдения
Свершение. Завершённость. метод
наблюдения
Гнев.
рефлексивные
методы
Ложь. Правда.
рефлексивные
методы
Похвала. Лесть.
рефлексивные
методы
Наказание.
рефлексивные
методы
Страх.
метод
наблюдения
Ответственность.
метод
наблюдения
Искусство дарить и
метод
получать подарки.
наблюдения
Вежливость и
рефлексивные
благодарность.
методы
Сочувствие.
рефлексивные
методы
Сочувствие.
рефлексивные
методы
Зависть.
рефлексивные
методы
Уважение. Достоинство.
рефлексивные
методы
Уважение. Достоинство.
рефлексивные
методы,
наблюдение
Ценность человеческой
рефлексивные
жизни.
методы,
наблюдение
Личность в профессии
рефлексивные
методы,
7

наблюдение
метод
наблюдения
метод
наблюдения
метод
наблюдения
метод
наблюдения
метод
наблюдения
метод
наблюдения

2

-

Рождение и смерть.

06.03.25

23 практическое
занятие
24 тренинг

1

1

Свобода и ответственность.

13.03.25

25 тренинг

2

-

20.03.25

26 тренинг

1

1

Что такое хорошо и что
такое плохо?
Обида. Месть. Прощение.

27.03.25

2

-

Неожиданные ситуации.

1

1

Культурный человек.

10.04.25

27 игры упражнения
28 «мозговой
штурм»,
беседа
29 тренинг

1

1

17.04.25

30 беседа

1

1

24.04.25

31 практическое
занятие
32 практическое
занятие
33 игра

1

1

0

0

0

0

34 практическое
занятие
35 практическое
занятие
36 практическое
занятие

1

1

2

-

2

-

Закон. Права и обязанности. метод
наблюдения
Фантазия и обман.
метод
наблюдения
Творчество.
метод
наблюдения
Творчество и профессия.
проективные
методы
Соревнование и сравнение. проективные
методы
Вера и знание.
проективные
методы
Отечество.
проективные
методы
Чему мы научились?
рефлексивные
методы,
итоговая
диагностика

27.02.25

03.04.25

01.05.25
08.05.25
15.05.25
22.05.25
29.05.25

6. Условия реализации программы
Материально-техническое
обеспечение:
наличие
в
учебных
кабинетах,
соответствующим образом, оборудованных мест для реализации тренинговых занятий, столы,
стулья, бумага, цветные карандаши, фломастеры и др., книжные методические пособия,
аудиотехника, интернет источники.
Кадровое обеспечение: в реализации общеразвивающей программы участвует 1
специалист: Мусихина Светлана Ивановна, педагог дополнительного образования.
Образование: высшее, Гуманитарный университет, специальность – психология,
квалификация – психолог, преподаватель, 1999г.
Педагогический стаж работы – 24 года, по специальности – 24 года, в данном учреждении –
14 лет.
Методическое обеспечение: организация образовательного процесса – очная. Форма
организации – групповая.
В процессе реализации программы используются словесные, наглядные и
практические методы обучения (беседа, объяснение, показ педагогом приёмов исполнения,
тренинг) – по способу организации занятия; частично-поисковые методы обучения (участие
8

детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом) – по
уровню деятельности детей.
Методы, используемые в работе:
- Игровые методы. Ролевые, ситуационные игры.
- Элементы групповой дискуссии.
- Элементы психогимнастики.
- Рисуночные методы.
- Метод направленного воображения.
Структура занятия:
1. Разминка.
2. Основное содержание.
3. Завершение занятия.

7. Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник и практикум для академического
бакалавриата. – М., 2014,
2. Абрамова Г.С. Практическая психология. – М., 2018,
3. Бендас Г.В., Нагаев В.В. Психология чувств и их воспитание. – М., 1982,
4. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребёнка. – СПб., 2000,
5. Изард К.Е. Психология эмоций. – СПб., 2003,
6. Кипнис М.Ш. Большая книга лучших игр и упражнений для любого тренинга. – М., 2015,
7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М., 1995,
8.

Чистякова Г.И. Психогимнастика. – М., 1995.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».