Шахматы

1

Содержание
1. Комплекс основных характеристик программы .......................................................... 3
1.1. Пояснительная записка ......................................................................................................... 3
1.2 Цель и задачи программы ..................................................................................................... 5
1.3 Содержание программы ........................................................................................................ 5
Учебный (тематический) план ..................................................................................................... 5
2. Содержание учебного (тематического) плана ................................................................ 9
2.1 Планируемые результаты ................................................................................................... 14
3. Организационно-педагогические условия ....................................................................... 15
3.1 Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год ............................................. 15
3.2 Условия реализации программы ........................................................................................ 15
3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы .................................................... 15
4 Список литературы.............................................................................................................. 17

2

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы»
составлена в соответствии с нормативными документами:
1.Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
2.Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 04.09. 2014 № 1726-р).
3.«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Пост №
41 об утв. СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014
4.Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от
09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242.
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
Направленность программы – физкультурно-спортивная.
Актуальность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Шахматы» соответствует государственной политике в области дополнительного
образования, социальному заказу общества и ориентирована на удовлетворение
образовательных потребностей детей и родителей.
Для настоящего времени характерно усиление роли интеллектуального труда,
внедрение информационных технологий. Шахматы захватывают тем, что эта одна из
немногих интеллектуальных игр, где человек может помериться силами в справедливом
умственном поединке, в творческом соревновании. По мнению американского психолога М.
Пинеса: «…шахматы - отличный полигон для тренировки эмоциональной устойчивости и
терпения». шахматы предоставляют человеку возможность творческого соревнования. Другая
причина их популярности в их многогранности. Сегодня шахматы — это и спорт, и искусство,
и наука. Это активный культурный отдых и целый мир переживаний и ощущений. Каждый
находит в них что-то, созвучное особенностям своего характера. Как и в других видах спорта,
шахматные соревнования дают возможность человеку помериться силами. Кто больше знает
и умеет, кто трудолюбивее сообразительнее, талантливее, кто проявит большую волю к победе
тот и побеждает. Красивые партии, комбинации, этюды, задачи восхищают нас порой не
меньше, чем хорошее музыкальное произведение или талантливая игра актера. Будучи
удивительно «человечной» игрой шахматы дают возможность проявить себя людям с
разнообразным интеллектом и характером: здесь и точный расчет, и интуитивный охват
проблемы, и способность к философскому обобщению.
Педагогическая целесообразность. Данная программа ориентирована на детей
младшего школьного возраста. Выбор методов и приёмов обучения осуществляется в
соответствии с возрастными особенностями детей. Так же во внимание принимается
эффективность того или иного метода для решения основных задач программы. В младшем
возрасте красота игры видится детьми, прежде всего, в динамике, парадоксальных
тактических решениях. Детей среднего и старшего возраста привлекает в шахматах - общая
3

гармония и скрытая логика игры. Обучение шахматной игре является сложным и трудоемким
процессом. Поэтому важно довести до сознания учащихся то, что достижение спортивного
успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе.
При обучении игре в шахматы у детей развиваются такие черты характера, как сила воли,
усидчивость, целеустремлённость, дисциплина мысли, умение достойно проигрывать и
извлекать уроки из допущенных ошибок. Для учащихся ценно то, что на определённом этапе
совершенствования игры в шахматы, они приучаются самостоятельно работать с книгой,
добывать знания, что в дальнейшей жизни позволяет им быть успешными.
Новизна программы заключается в вариативности содержания и форм организации
образовательного процесса. не ограничивать развитие детей чисто шахматной тематикой, а на
основе интереса к шахматам, к истории родного края, жизни замечательных людей России,
развивать в детях духовное начало, доброту и сопереживание, пробудить у них способность к
самосовершенствованию, стремление к нравственному и физическому развитию. Во время
игры в шахматы учащиеся учатся рассуждать, делать выводы, творчески подходить к
решению поставленных задач, выстраивать логические цепочки, что важно для будущего
самоопределения.
Отличительные особенности. Образовательная программа «Шахматы» отличается от
имеющихся тем, что она ставит более широкие задачи в плане гармоничного развития
личности, духовно-нравственного совершенствования, что само по себе представляет
трудности, учитывая негативное воздействие телепередач, влияния компьютерных игр,
имущественного расслоений населения, распространения в детской среде нездоровых
привычек
Уровень освоения программы: стартовый. Направлен на первичное знакомство с
шахматами.
Адресат программы: обучающиеся 6,6 - 11 лет. Набор детей в группы проводится без
предварительного отбора. Программа построена с учётом половозрастных, психофизических
и индивидуально-психологических особенностей.
Весь учебный материал программы распределен в соответствии с принципом
последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений
и навыков. Занятия постепенно усложняются. Постоянно идет процесс закрепления
усвоенного ранее материала.
Режим занятий.
Продолжительность одного академического часа - 45 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 15 минут.
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Объем программы - 144 часа в год.
Срок освоения: 1 год.
Форма обучения: групповая.
Виды занятий: теоретические занятия, практические занятия, занятие-игра, соревнования.
Форм подведения результатов: квалификационный турнир, конкурсы решения задач, сеанс
одновременной игры.
Учебный год начинается с 15 сентября.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы»
реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время.

4

1.2

Цель и задачи программы

Цель: развитие творческого потенциала детей, умственных способностей, волевых и
личностных качеств, которые пригодятся во взрослой жизни, посредством обучения игре в
шахматы.
Задачи:
Обучающиеся:
- познакомить с шахматной игрой как видом спорта, формировать устойчивый интерес к
занятиям.
Развивающие:
- развивать способности в решении задач;
- развивать навыки анализа и синтеза, сравнения, обобщения и обоснования выводов,
принятых решений;
- формировать индивидуальный подход к игре в шахматы.
- развивать спортивные качества: упорство, здоровое соперничество, смелость, выносливость.
Воспитательные:
- воспитывать в детях духовное начало, тягу к самосовершенствованию, нравственному
развитию;
- воспитывать характер, умение стойко переносить поражения и извлекать из них уроки;
- приучать к систематическому умственному труду.
1.3

Содержание программы
Учебный (тематический) план

№

Наименование разделов и тем

Всего
часов

В том
числе

Форма
контроля

38

теория
16

практика
22

2

1

1

1.2.

Ходы и взятия шахматных 2
фигур. Начальное положение

1

1

1.3.

Шахматная нотация. Ценность 2
фигур.

1

1

1.4.

Нападение и защита

2

1

1

1.5.

Шах. Способы защиты от шаха

2

1

1

1.6.

Мат. Мат в 1 ход

2

1

1

1.
1.1

Раздел «Знакомство с
шахматами»
Вводное занятие. Шахматная
доска.

Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки

5

1.7.

Пат. Вечный шах. Другие виды 2
ничьи

1

1

1.8.

Двойной удар

2

1

1

1.9.

Связка. Избавление от связки

2

1

1

1.10. Рокировка. Взятие на проходе

2

1

1

1.11. Матование одинокого короля

2

1

1

1.12. Вскрытое нападение

2

1

1

1.13. Вскрытый шах

2

1

1

1.14. Игра из начального положения

2

1

1

2

0.5

1.5

1

3

0.5

3.5

Раздел
«Комбинации
в 22
шахматной партии»
Мат в 1 ход. Более сложные 2
случаи

4.5

17.5

0,5

1,5

2.2.

Использование
большого 2
материального перевеса

0,5

1,5

2.3.

Комбинации на двойной удар

2

0,5

1,5

2.4.

Комбинации на связку

2

0,5

1,5

2.5.

Комбинации на вскрытое и 2
открытое нападение

0,5

1,5

2.6.

Комбинации на двойной шах

0,5

1,5

1.15.

Начало партии

1.16. Эндшпиль.
окончания

Простейшие 4

1.17. Конкурс решения комбинации. 4
Турнир
2.
2.1.

2

Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
6

2.7.

Матовые
комбинации. 2
Линейный мат. Спертый мат

0,5

1,5

2.8.

Пешечные комбинации

2

0,5

1,5

2.9.

Конкурс решения комбинации. 4
Новогодний турнир

0.5

3.5

3.

5

9

3.1.

Раздел «Дебют – первая 14
стадия шахматной партии»
Как правильно начинать партию 2

1

1

3.2.

Открытые дебюты.

2

1

1

3.3.

Ловушки в дебюте

2

1

1

3.4.

Чемпионы мира по шахматам. 2
Их партии

0.5

1.5

3.5.

Формирование дебютной базы

2

1

1

3.6.

Тематический турнир

4

0.5

3.5

4.

Раздел «Середина игры в 46
шахматной партии»
Комбинации на мат в 1 ход, мат 2
в 2 хода

12

34

0.5

1.5

4.2.

Перевес в развитии

2

0.5

1.5

4.3.

Атака на короля

2

0.5

1.5

4.4.

Атака позиции рокировки

2

0.5

1.5

4.5.

Тактический прием завлечение

1

0.5

0.5

4.6.

Тактический прием отвлечение

1

0.5

0.5

4.7.

Перегрузка

1

0.5

0.5

4.1.

Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
7

4.8.

Промежуточный ход

4.9.

Уничтожение
перекрытие

2

0.5

1.5

защиты, 2

0.5

1.5

нерокированного 2

0.5

2.5

4.11. Атака
на
короля
при 2
односторонних рокировках

0.5

1.5

4.12. Атака
на
короля
при 2
разносторонних рокировках

0.5

0.5

4.13. Создание угрозы мата

2

0.5

1.5

4.14. Освобождение
пространства 2
(поля или линии)

0.5

0.5

4.15. Разрушение
прикрытия

0.5

1.5

4.10. Атака
короля

на

пешечного 2

4.16. Ловля фигуры «Капкан»

2

0.5

3.5

4.17. Далеко продвинутая пешка

1

0.5

0.5

4.18. Контратака

2

0.5

1.5

4.19. Превосходство в центре. Борьба 2
за центр

0.5

3.5

2

0.5

1.5

4.21. Дефекты пешечной цепи

2

0.5

1.5

4.22. Пешечный перевес на фланге

2

0.5

1.5

4.23. Взаимодействие сил

2

0.5

1.5

4.24. Конкурс решения комбинации. 4
Турнир

0.5

3.5

6

14

4.20.

5.

Расположение пешек

Раздел
эндшпиля».

«Искусство 26

Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки

8

5.1.

Правило квадрата. Оппозиция

2

0.5

1.5

5.2.

Король и пешка против короля

2

0.5

1.5

5.3.

Активный король – как лишняя 2
фигура. Цугцванг

0.5

1.5

5.4.

Отдаленная проходная пешка

2

0.5

1.5

5.5.

Пешечный прорыв

2

0.5

1.5

5.6.

Фигуры против пешки

2

0.5

1.5

5.7.

Пешечные окончания

1

0.5

0.5

5.8.

Ладейные окончания

2

0.5

1.5

5.9.

Коневые и слоновые окончания

2

0.5

1.5

5.10. Ферзевые окончания

1

0.5

0.5

5.11. Комбинации в эндшпиле

2

0.5

1.5

5.12. Конкурс решения комбинаций. 4
Итоговый турнир

0.5

3.5

34

110

Всего

144

Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки
Педагогическое
наблюдение,
выставки

2. Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. «Знакомство с шахматами»
Тема 1.1. Вводное занятие. Шахматная доска.
Теория: Знакомство с учащимися. Объяснение детям целей занятий. Инструктаж. Знакомство
детей с шахматами. Легенда о возникновении шахмат. Расположение доски перед началом
партии. Шахматные поля. Горизонтали, вертикали, диагонали
Практика: Выполнение задания диагностической направленности, чтобы выявить уровень
подготовки. Игровые задания. Викторина по истории шахмат.
Тема 1.2. Ходы и взятия шахматных фигур. Начальное положение
Теория: Фигуры и пешки. Расстановка фигур перед началом игры
Практика: игры, направленные на то, чтобы дети четко усвоили как ходит и бьет каждая
фигура
Тема 1.3. Шахматная нотация. Ценность фигур
9

Теория: Обозначение вертикалей и горизонталей на доске. Стоимость каждой фигуры.
Повторение ходов фигур
Практика: Выгодные и невыгодные размены. Игры для усвоения шахматной нотации
Тема 1.4. Нападение и защита.
Теория: Понимание ударности фигур.
Практика: задачи на нападение вражеских фигур, защиту своих фигур, контрнападение
Тема 1.5. Шах. Способы защиты от шаха
Теория: Понятие «Шах». Три способа защиты от шаха
Практика: Задания на нападение на вражеского короля, шах различными фигурами.
Тема 1.6. Мат. Мат в 1 ход
Теория: Понятие «Мат». Примеры матования вражеского короля
Практика: Задания на мат в 1 ход, задания «шах или мат?»
Тема 1.7. Пат. Вечный шах. Другие виды ничьи
Теория: Разновидности ничьи. Чем отличается мат от пата
Практика: Задания на вечный шах, «шах, мат или пат?»
Тема 1.8. Двойной удар
Теория: Понятие «Двойной удар». Двойной удар различными фигурами
Практика: Задания на выигрыш фигуры с помощью двойного удара
Тема 1.9. Связка. Избавление от связки
Теория: Понятие «Связка». Способы избавления от связки. Использование связки
Практика: Задания на выигрыш фигуры с помощью связки
Тема 1.10. Рокировка. Взятие на проходе
Теория: Понятия «Рокировка» и «Взятие на проходе». Длинная и короткая рокировка.
Правило взятия на проходе
Практика: Задания «Возможно ли в данной позиции сделать рокировку?». «Может ли пешка
взять на проходе?» Задания на мат в 1 ход
Тема 1.11. Матование одинокого короля
Теория: Мат королем и ферзем. Мат королем и ладьей. Метод оттеснения короля в угол.
Патовые ловушки
Практика: В парах попробовать поставить мат королем и ферзем, королем и ладьей
сопернику.
Тема 1.12. Вскрытое нападение
Теория: Понятие «Вскрытое нападение».
Практика: Комбинации на вскрытое нападение. Мат в 1 ход.
Тема 1.13. Вскрытый шах
Теория: Понятие «Вскрытый шах». Разновидности вскрытого шаха
Практика: Комбинации на вскрытый шах и вскрытое нападение.
Тема 1.14. Игра из начального положения
Теория: Примеры учебных партий. Основные принципы развития фигур. Шотландская
партия
Практика. Тренировочные партии в группе
Тема 1.15. Начало партии
Теория: Принципы дебюта. Защита двух коней
Практика: Матовые комбинации в дебюте
Тема 1.16. Эндшпиль. Простейшие окончания
Теория: Мат двумя слонами. Мат двумя ладьями
Практика: Задача поставить сопернику мат двумя ладьями, мат двумя слонами
Тема 1.17. Конкурс решения комбинаций. Турнир
Теория: Правила поведение во время партии
10

Практика: Решение комбинации. Тренировочный турнир
Раздел 2. «Комбинация в шахматной партии»
Тема 2.1. Мат в 1 ход. Более сложные случаи
Теория: Примеры мата в 1 ход
Практика: Задания «Поставь мат в 1 ход»
Тема 2.2. Использование большого материального перевеса
Теория: Примеры материального преимущества из партий гроссмейстеров.
Практика: Разыгрывание позиций в парах с материальным преимуществом и без
Тема 2.3. Комбинации на двойной удар
Тория: Примеры двойного удара в партиях гроссмейстеров
Практика: Решение задач «Двойной удар»
Тема 2.4. Комбинации на связку
Теория: Примеры на тему «Связка» в партиях гроссмейстеров
Практика: Решение задач «Связка»
Тема 2.5. Комбинации на вскрытое и открытое нападение
Теория: Примеры вскрытого и открытого нападения в партиях гроссмейстеров
Практика: Решение задач «Вскрытое и открытое нападение»
Тема 2.6. Комбинации на двойной шах
Теория: Примеры двойного шаха в партиях гроссмейстеров
Практика: Решение задач «Двойной шах»
Тема 2.7. Матовые комбинации
Теория: Примеры различных матовых комбинации в партиях гроссмейстеров
Практика: Решение задач на мат в 1 ход, мат в 2 хода
Тема 2.8. Пешечные комбинации
Теория: Знакомство с этюдной композицией. Примеры простых пешечных этюдов
Практика: Решение простых пешечных этюдов
Тема 2.9. Конкурс решения комбинации. Новогодний турнир
Теория: Правила поведения во время партии
Практика: Решение комбинаций на пройденные темы. Новогодний турнир
Раздел 3. «Дебют – первая стадия шахматной партии»
Тема 3.1. Как правильно начинать партию
Теория: Повторение дебютных принципов. Ошибки в дебюте. Примеры партий. Запись
партии
Практика: Разыгрывание партии с записью
Тема 3.2. Открытые дебюты
Теория: Защита двух коней. Испанская партия. Защита четырех коней
Практика: Практика разыгрывания дебютов.
Тема 3.3. Ловушки в дебюте
Теория: Детский мат. Ловушки в шотландской партии. Ловушки в защите двух коней.
Практика: Практика разыгрывания дебютов
Тема 3.4. Чемпионы мира по шахматам. Их партии
Теория. Знакомство с чемпионами мира по шахматам. Примеры их партий
Практика: Практика разыгрывания дебютов
Тема 3.5. Формирование дебютной базы
Теория: Повторение пройденных дебютов. Выбор дебюта за черных и белых. Партии
гроссмейстеров
Практика: Тест по выбранному дебюту. Практика разыгрывания дебютов
Тема 3.6. Тематический турнир
11

Теория: Повторение дебютов
Практика: Турнир по дебюту «Шотландская партия», «Защита двух коней»
Раздел 4. «Середина игры в шахматной партии»
Тема 4.1. Комбинации на мат в 1 ход, мад в два хода
Теория: Примеры более сложных задач
Практика: Решение задач на мат в 1 ход, мат в два хода
Тема 4.2. Перевес в развитии
Теория: Примеры преимущества в развитии в партиях гроссмейстеров
Практика: Практика разыгрывания дебютов
Тема 4.3. Атака на короля
Теория: Примеры атаки на короля в партиях гроссмейстеров
Практика: Задание «Найти лучшее продолжение»
Тема 4.4. Атака позиции рокировки
Теория: Примеры атаки на рокированного и ослабленного короля в партиях гроссмейстеров
Практика: Задание «Найти лучшее продолжение»
Тема 4.5. Тактический прием завлечение
Теория: Понятие «Завлечение». Примеры в партиях гроссмейстеров
Практика: Решение задач на тему завлечение
Тема 4.6. Тактический прием отвлечение
Теория: Понятие «Отвлечение». Примеры в партиях гроссмейстеров
Практика: Решение задач на тему отвлечение
Тема 4.7. Перегрузка
Теория: Понятие «Перегрузка». Примеры в партиях гроссмейстеров
Практика: Решение задач на тему перегрузка
Тема 4.8. Промежуточный ход
Теория: Понятие «Промежуточный ход». Примеры в партиях гроссмейстеров
Практика: Решение задач на тему промежуточный ход
Тема 4.9. Уничтожение защиты, прекрытие
Теория: Понятие «Перекрытие». Примеры на уничтожение защиты и перекрытия в партиях
гроссмейстеров
Практика: Решение задач на тему уничтожение защиты и перекрытие
Тема 4.10. Атака на нерокированного короля
Теория: Способы лишить рокировки короля соперника. Примеры в партиях гроссмейстеров
Практика: Комбинации при нерокированном короле
Тема 4.11. Атака на короля при односторонних рокировках.
Теория: Расположение пешек после рокировки. Фигурная атака. Пешечная атака. Примеры в
партиях гроссмейстеров
Практика: Комбинации при односторонних рокировках
Тема 4.12. Атака на короля при разносторонних рокировках
Теория; Основная идея. Примеры в партиях гроссмейстеров
Практика: Комбинации при разносторонних рокировках
Тема 4.13. Создание угрозы мата
Теория: Внимательность к возможностям соперника. Способы создания неотразимой угрозы
мата. Примеры в партиях гроссмейстеров
Практика: Создание неотразимой угрозы мата
Тема 4.14. Освобождение пространства (Поля или линии)
Теория: Идея данной комбинации. Примеры в партиях гроссмейстеров
Практика: Упражнения
Тема 4.15. Разрушение пешечного прикрытия
Теория: Примеры в партиях гроссмейстеров
12

Практика: Упражнения
Тема 4.16. Ловля фигуры «капкан»
Теория: Случаи данной комбинации. Примеры в партиях гроссмейстеров
Практика: Упражнения
Тема 4.17. Далеко продвинутая пешка
Теория: Пешка на предпоследней горизонтали. Пешка в помощь при атаке на короля.
Примеры в партиях гроссмейстеров
Практика: Упражнения
Тема 4.18. Контратака
Теория Три метода контратаки. Примеры в партиях гроссмейстеров
Практика: Упражнения
Тема 4.19. Превосходство в центре. Борьба за центр
Теория: Роль центра в шахматной партии. Важнейший принцип шахматной стратегии.
Примеры в шахматной партии
Практика: Разыгрывание определенных типов позиций
Тема 4.20. Расположение пешек
Теория: Виды пешечных центров. План игры. Примеры шахматной партиях гроссмейстеров
Практика: Разыгрывание определенных типов позиций
Тема 4.21. Дефекты пешечной цепи
Теория: Виды дефектов пешечной цепи. Важный стратегический фактор. Примеры в партиях
гроссмейстеров
Практика: Разыгрывание определенных пешечных позиций
Тема 4.22. Пешечный перевес на фланге
Теория: Стратегический план. Перевес на ферзевом и королевском флангах. Примеры в
партиях гроссмейстеров
Практика: Разыгрывание определенных типов позиций
Тема 4.23. Взаимодействие сил
Теория: Важность согласованного действия фигур. Пять типов взаимодействия фигур.
Примеры в партиях гроссмейстеров
Практика: Разыгрывание определенных типов позиций
Тема 4.24. Конкурс решения комбинаций. Турнир
Теория: Повторение правил поведения во время партии
Практика: Решение комбинаций. Турнир
Раздел 5. «Искусство эндшпиля».
Тема 5.1. Правило квадрата. Оппозиция
Теория: Правило квадрата. Понятие «Оппозиция». Основные позиции. «Золотое» правило
оппозиции
Практика: Разыгрывание данного типа эндшпиля
Тема 5.2. Король и пешка против короля
Теория: «Треугольник» королем. Правила в позициях король и пешка против короля
Практика: Разыгрывание позиций король и пешка против короля
Тема 5.3. Активный король – как лишняя фигура. Цугцванг
Теория: Ограничение подвижности короля. Помощь своим пешкам в продвижении в ферзи.
Основные позиции. Понятие «Цугцванг»
Практика: Разыгрывание разных типов позиций
Тема 5.4. Отдаленная проходная пешка
Теория: Два основных принципа. Примеры Капабланки
Практика: Разыгрывание определенных типов позиций
13

Тема 5.5. Пешечный прорыв
Теория: Примеры осуществления пешечного прорыва
Практика: Разыгрывание определенных типов позиций
Тема 5.6. Фигуры против пешки
Теория: Различные конфигурации данного типа окончаний. Примеры окончаний
Практика: Разыгрывание определенных типов позиций
Тема 5.7. Пешечные окончания
Теория: Переход в пешечное окончание. Примеры позиционной ничьи. Основные принципы
пешечных окончаний. Пешечные слабости
Практика: Разыгрывание определенных типов позиций
Тема 5.8. Ладейные окончания
Теория: Активность ладьи. Двенадцать теоретических позиций.
Практика: Разыгрывание определенных типов позиций
Тема 5.9. Коневые и слоновые окончания
Теория: План выигрыша. План спасения. Основные теоретические позиции
Практика: Разыгрывание определенных типов позиций
Тема 5.10. Ферзевые окончания
Теория: Основные защитительные ресурсы. Борьба фигур без пешек.
Практика: Разыгрывание определенных типов позиций
Тема 5.11. Комбинации в эндшпиле
Теория: Основные виды комбинаций.
Практика: решение комбинаций
Тема 5.12. Конкурс решения комбинаций. Итоговый турнир
Теория: Повторение правил поведения во время партии
Практика: Решение комбинаций. Итоговый турнир

2.1
Планируемые результаты
Личностные результаты:
• Устойчивый интерес к игре в шахматы.
• Сформированность навыков сотрудничества, культуры межличностных отношений.
• Развитие пространственного логического мышления.
• Высокая активность в умении задавать вопросы, замечать ошибки у себя и сверстников,
исправлять их.
• Проявление самостоятельности в процессе поиска решения поставленных задач.
Метапредметные результаты:
• Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
• Сформированность умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.
• Сформированность умения концентрировать внимание на решение задач в условиях
ограниченного времени, анализировать возникшие ситуации и делать выводы
Предметные:
• Знание сравнительной ценности фигур
• Умение ориентироваться на шахматной доске
• Умение ставить мат одинокому королю
• Умение вести запись партии
• Умение ставить мат в 1 ход
• Знание основных комбинационных тем
14

3. Организационно-педагогические условия
3.1
Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год
№
п/п
1.
3.
4.
5.
6.
7.
10.

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель в II полугодии
Начало занятий
Окончание учебного года
3.2

•
•
•
•

36
4
144
14
22
15 сентября
31 мая

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:
учебный кабинет;
столы и стулья;
демонстрационная шахматная доска;
шахматная доска на пару.

3.3
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Аттестация обучающихся проходит в форме:
• практических заданий;
• участие в турнирах;
• конкурсов решения комбинации;
Аттестация подтверждается отзывами родителей, дипломами и грамотами конкурсных
мероприятий.
На следующий год обучения по программе обучающиеся переводятся без условий.
Оценочные материалы
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:
1. активность участия;
2. умение собеседника прочувствовать суть вопроса;
3. искренность ответов, их развёрнутость, образность, аргументированность;
4. самостоятельность;
5. оригинальность суждений.
6. дневник педагогического наблюдения.

№ Фамилия,
имя
обучающег
ося

Дата
занят
ия

Вид
задан
ия

Творческая
составляющ
ая

Подраж
ание

Компиля
ция

Импровиза
ция

15

Методическое обеспечение
Методическое обеспечение:
• методические пособия по темам программы;
• интернет-ресурсы, видео, фото.
• иллюстративный материал.
• методическая литература: словари, справочники, видео-пособия.
• сборники о творчестве художников
Методы и приёмы обучения, используемые с обучающимися, можно условно разделить
на наглядные, словесные и практические.
Наглядный метод:
• использование наглядных пособий (демонстрация иллюстраций, презентаций, образцов
изделий и т.п.);
Словесный метод:
• рассказ;
• объяснение;
• инструкция;
• лекция;
• беседа;
• анализ и обсуждение;
• словесный комментарий педагога по ходу выполнения работы;
Практический метод:
• игровой приём;
• детское «сотворчество»;
• использование ассоциаций-образов, ассоциаций-метафор;
• комплексный приём обучения;
• выработка динамического стереотипа (повторяемость и повторность однотипных
движений);
Кроме того, в работе с младшими школьниками очень эффективны и психологопедагогические приёмы:
• приём педагогического наблюдения;
• проблемного обучения и воспитания;
• приём индивидуального, дифференцированного подхода к каждому ребёнку;
• приём подсознательной деятельности;
• приём контрастного чередования психофизических нагрузок и восстановительного
отдыха (релаксация);
• педагогическая оценка выполнения ребёнком работы.

16

4 Список литературы
Список литературы для педагога
Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. - М.: ФиС, 1988.
Блох М. Помощник шахматиста. (Дидактический материал). - М., 1997.
Блох М.. Комбинационное искусство. - М.: Инженер, 1993.
Голенищев В.Е. Подготовка юных шахматистов 2-го разряда. - М.: Советская Россия,
1979.
5. Горт В., Янса В. Вместе с гроссмейстерами. - М.: ФиС, 1976.
6. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. - М.: Просвещение, 1991.
7. Губницкий СБ., Хануков М.Г., Шедей СА Полный курс шахмат. 64 урока. - М.: Фолио,
2001.
8. Иващенко С. Учебник шахматных комбинаций. -М.: Кирсанчесс, 1997.
9. Костров В. Шахматы для детей, родителей и учителей. Учебник для начинающих. СПб.: НТИ, 1996.
10. Костров В., Белявский В. 2000 шахматных задач, 1-2 разряд. Отвлечение/завлечение. СПб.: Литера, 2001.
11. Костров В., Белявский В. 2000 шахматных задач, 1-2 разряд. Шахматные комбинации.
- СПб.: Литера, 2004.
12. Костров В., Рожков П. Решебник 1000 шахматных задач. - СПб.: Литера, 2003.
13. Конотоп В.А., Котоноп СВ.. Тесты по тактике для начинающих шахматистов. Краснодар: Кубанькино, 2005.
14. Левенфиш Г., Смыслов В. Техника ладейных окончаний.- М.: ФиС, 1979.
15. Панченко А.Н. Теория и практика миттельшпиля. - М., 2004.
16. Панченко А.Н. Теория и практика шахматных окончаний. - Йошкар-Ола, 1997
17. Пожарский В. Школа шахмат. – Ростов на/Д.: Феникс, 2007.
18. Яковлев Н. Штурм королевских бастионов. - СПб.: ЦНТИ, 1997.
1.
2.
3.
4.

Список литературы для обучающихся
1. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. - М.: ФиС, 1988.
2. Иващенко С. Учебник шахматных комбинаций. -М.: Кирсанчесс, 1997
3. Учебник шахматной игры. Х.Р.Капабланка
4. Шахматный решебник. Книга B. Мат в 1 ход. В.Костров, П.Рожков
5. Шахматы. 5334 задачи, комбинации и партии. Л.Полгар

Интернет- ресурсы
https://xchess.ru/ Шахматный блог
https://chessok.net/ Мир шахмат
https://chesspro.ru/ «Chess Pro» Профессионально о шахматах

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».