Рабочая программа_Изобразительное искусство и художественный труд_4-2 год обучения_2024-2025

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр внешкольной работы «Новая Авеста»
(МБУ ДО Центр «Новая Авеста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
художественной направленности
«Изобразительное искусство и художественный труд»
на 2024-2025 учебный год
Возраст обучающихся 14 - 15 лет
4 год обучения (190 часов)
№ групп: 3
Уровень: базовый

Автор-составитель:
Шулика Светлана Анатольевна
Педагог дополнительного образования

г. Екатеринбург, 2024 г.

Содержание
Наименование

Стр.

1.

Пояснительная записка

3

2.

Цель и задачи программы 4 года обучения

3

3.

Планируемый результат 4 года обучения

4

4.

Содержание программы 4 года обучения

5

5.

Календарно-тематический план 4 года обучения

8

6.

Условия реализации программы

13

7.

Список литературы

13

Приложения

15

2

1.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Изобразительное искусство и художественный труд».
Направленность рабочей программы - художественная.
Уровень рабочей программы: базовый
Адресат программы: обучающиеся 14-15 лет.
Количество обучающихся в группе: 12 человек.
Объем и срок освоения рабочей программы. 4 год обучения, 190 часов в год.
Периодичность и продолжительность занятий: 2 раза в неделю по 2,5 часа на группу, 1
час равен 45 минутам.
Форма обучения: групповая.
Виды занятий: беседа, практическое занятие.
Формы подведения результатов: просмотры работ.
Особенности организации образовательной деятельности:
группы формируются из обучающихся одного возраста; состав группы постоянный,
специального отбора в группы не проводится.
Учебный год начинается с 1 сентября.
Рабочую программу реализует педагог дополнительного образования.
Рабочая программа «Изобразительное искусство и художественный труд» реализуется
в течение всего учебного года, включая каникулярное время.
2.

Цель и задачи рабочей программы 4 года обучения

Цель: формирование художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части
культуры духовной на основе изучения искусства Западной Европы.
Задачи:
Обучающие:
- дать ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью;
- ознакомить обучающихся с художественной деятельностью, с разнообразными
формами выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по
представлению); декоративная работа; графическое моделирование;
- обсуждение работ, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы
на занятиях;
- изучение художественного наследия искусства Западной Европы;
Развивающие:
- развивать интерес к искусству Западной Европы;
- развивать навыки создания собственных композиционных работ;
- нарабатывать навыки работы художественными материалами;
- нарабатывать навыки вычерчивания разверток геометрических и их сопряжений;
- развить воображение, фантазию, творчество, образное, ассоциативное мышление.
Воспитательные:
- широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей
действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей
реальности является важным условием освоения обучающимися программного материала.
3

3.

Планируемые результаты 4 года обучения.

Метапредметные:
Получен навык самоорганизации и самоконтроля;
Получен опыт использования наблюдения для применения в своей практической работе;
Имеет опыт применения знаний из области точных наук в работе над макетом (расчет
величин разверток, построение объектов в перспективе, т.п.); из области естественных наук
при изображении человека, животных;
Приобретен опыт выражения собственного мнения и принятия коллективного решения во
время проведения просмотра работ.
Личностные:
Получен навык коллективной работы. Приобретен позитивный опыт эмоционального
наблюдения. Формируется готовность и способность обучающихся к саморазвитию.
Получено представление об искусстве Западной Европы, эмоциональной отзывчивости в
процессе изучения.
Предметные:
Владеет навыком компоновки в листе, при выполнении композиций и зарисовок.
Имеет навык вычерчивания разверток геометрических тел: куба, пирамиды, усеченной
пирамиды, параллелепипеда, цилиндра. Имеет навык декоративной деятельности. Получен
навык работы с использованием линейной перспективы, графического моделирования.
Имеет представление о достижениях искусства Западной Европы.
Обучающиеся должны знать:
в познавательной сфере:
- познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и
роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
- осваивать
основы
изобразительной
грамоты,
особенности
образновыразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств
выразительности;
- приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
- различать изученные виды пластических искусств;
- воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа
произведений пластических искусств;
- описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры,
используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий.
в ценностно-ориентационной сфере:
- формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни,
осознавать систему общечеловеческих ценностей;
- развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и
воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать
мультикультурную картину современного мира;
- понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней
отечественного искусства;
- осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовнонравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства;
4

- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в
произведениях искусства.
Обучающиеся должны научиться:
- применять различные выразительные средства, художественные материалы и
техники в своей творческой деятельности
- реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой
деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом
уровне;
- развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию,
формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале
пластических искусств.
4.

Содержание программы 4 года обучения.
«Искусство Западной Европы»

I.
Искусство Средневековой Западной Европы.
1. «Романское искусство». Зарисовки архитектуры, несущих конструкций.
Карандаш.
Теория: Изучение особенностей романской архитектуры.
Практика: Изображение особенностей романской архитектуры.
2. «Романские крепости». Пейзаж с постройкой. Акварель.
Теория: Устройство крепости.
Практика: Изображение общего вида на фоне пейзажа в живописной манере.
3. «Готическое искусство». Зарисовки архитектуры, несущих конструкций.
Карандаш.
Теория: Особенности готической архитектуры.
Практика: Изображение особенностей готической архитектуры.
4. «Фасад готического собора». Скульптурный рельеф.
Теория: Изучение пластики готического фасада.
Практика: Изображение фронтально. Налеп деталей, офактуривание элементов фасада.
5. «Средневековые костюмы». Бумажная скульптура.
Теория: Изучение характерных особенностей женских и мужских костюмов.
Практика: Выполнение основы скульптуры. Выполнение основных элементов костюма.
Декор костюма, головной убор (прическа).
6. «Карета». Макет. Белая бумага.
Теория: Средневековые кареты. Особенности ходовой части. Кабина.
Практика: Выполнение чертежа развертки кабины кареты. Склеивание основных деталей
конструкции. Чертеж и склеивание несущей рамы. Декорирование кареты.
7. «Готические витражи». Макет. Калька, картон.
Теория: Понятие «витраж». Применение в готических храмах.
Практика: Стилизация изображения под витраж. Изготовление каркаса изображения.
Цветовое решение.
8. «Костюмы Средневековья». Автопортрет в головном уборе. Гуашь.
Теория: Мода Средневековья.
Практика: Компоновка и построение. Проработка частей лица. Цветовое решение.
5

9. «Средневековые воины». Скульптурный рельеф. Пластилин.
Теория: Изучение характерных особенностей доспеха и снаряжения.
Практика: Налеп, офактуривание элементов композиции.
10. «Средневековые орнаменты». Коллаж.
Теория: Виды орнаментов.
Практика: Подбор цвета и фактуры. Соединение элементов орнамента.
Эпоха Ренессанса.
11. «Возвращение к античности». Графическое моделирование. Карандаш.
Теория: Возвращение к историческому облику Древнего Рима. Планы храмов.
Практика: Воссоздание облика церкви Сан Лоренцо в Милане по плану.
12. «Новые принципы». Архитектурные зарисовки. Карандаш.
Теория: Новые принципы архитектуры.
Практика: Зарисовки фасадов зданий.
13. «Новый язык». Принцип ордеров. Циркуль, карандаш.
Теория: Золотое сечение.
Практика: Построение капители ионического ордера.
14. «Новый язык». Принцип ордеров. Антаблимент. Гризайль.
Теория: Устройство антаблимента.
Практика: Построение антаблимента. Тоновое решение в технике гризайль.
15. «Новый язык». Купол. Темпьетто Браманте. Макет.
Теория: Устройство купола.
Практика: Тектоника купола.
16. «Скульптура». Скульптура на каркасе. Пластилин.
Теория: Новые средства выразительности в скульптуре.
Практика: Подражание скульптуре Ренессанса.
17. «Живопись». Изображение фигуры. Акварель.
Теория: Новые средства выразительности в живописи.
Практика: Подражание живописной манере художников.
II. Обще – художественная подготовка: работа с натуры.
18. «Осенний букет». Этюд. Акварель.
Теория: Цветовая композиция. Компоновка. Манера исполнения.
Практика: Работа с натуры в сочной живописной манере.
19. «Физалис». Работа с натуры. Карандаш.
Теория: Изучение формы и конструкции коробочки семян.
Практика: Компоновка букета в формате листа. Выполнение графическими средствами.
20. Натюрморт с помидорами. Работа с натуры. Акварель.
Теория: Характер натюрморта. Компоновка. Манера исполнения.
Практика: Компоновка предметов в листе. Проработка предметов. Цветовое решение.
21. Натюрморт с тыквой. Работа с натуры. Пастель.
Теория: Характер натюрморта. Компоновка. Манера исполнения.
Практика: Компоновка предметов в листе. Проработка предметов. Цветовое решение.
22. Гипсовая ваза. Работа с натуры. Карандаш.
Теория: Компоновка. Сопряжение объемов. Работа в тоне.
Практика: Компоновка. Построение вазы с учетом перспективы. Тоновое решение.
6

23. Натюрморт. Композиция из предметов быта. Пастель.
Теория: Характер натюрморта. Компоновка. Манера исполнения.
Практика: Компоновка предметов, построение. Цветовое решение.
24. Натюрморт с декоративной переработкой под витраж. Художественный
материал – на выбор.
Теория: Особенности декоративной переработки натюрморта под витраж.
Практика: Компоновка элементов композиции. Декоративное решение композиции.
25. Наброски фигуры. Работа с натуры. Карандаш.
Теория: Пропорции фигуры.
Практика: Выполнение набросков фигуры человека.
26. Натюрморт. Композиция из предметов быта. Карандаш.
Теория: Характер натюрморта. Компоновка. Манера исполнения.
Практика: Компоновка предметов, построение. Тоновое решение.
27. Натюрморт с декоративной переработкой под рельеф.
Теория: Особенности декоративной переработки натюрморта под рельеф.
Практика: Компоновка элементов композиции. Декоративное решение композиции.
28. Нюанс света и тени. Натюрморт. Гуашь.
Теория: Влияние освещения на выявление объема, тени и рефлексы.
Практика: Компоновка. Проработка объемов. Цветовое решение.
29. Контраст света и тени. Натюрморт. Гуашь.
Теория: Влияние освещения на выявление объема, тени и рефлексы.
Практика: Компоновка. Проработка объемов. Цветовое решение.
III.
Обще – художественная подготовка: композиция и цветоведение.
30. Выражение эмоций в абстрактной композиции. Ритмы и движение силовых
линий.
Теория: Цветовая окраска эмоций. Понятие «силовые линии».
Практика: Варианты композиции.
31. Трансформация «предмет-предмет».
Теория: Приемы фантазирования.
Практика: Работа с формой и фактурой.
32. «Башня». Композиция с применением архитектурных форм. Гуашь.
Теория: Понятие «третья точка схода», варианты построения башни.
Практика: Цветовое решение.
33. Смешанная техника. Упражнение. Воск, акварель, тушь.
Теория: Художественные возможности смешанной техники.
Практика: Композиция. Выполнение в заданной технике.
34. Композиция «Обитатели непознанного мира».
Теория: Варианты применения изученных приемов для создания композиции.
Практика: Композиция. Манера исполнения, художественный материал – на выбор.
35. Приемы составления бесконечного орнамента на плоскости (подражание
Эшеру). Карандаш.
Теория: Закономерности создания бесконечного орнамента на плоскости.
Практика: Орнамент. Линейная композиция.
7

36. Приемы составления бесконечного орнамента в трехмерном пространстве
(подражание Эшеру). Карандаш.
Теория: Закономерности создания бесконечного орнамента в трехмерном пространстве.
Практика: Орнамент. Линейная композиция.
37. Приемы составления бесконечного орнамента с учетом перспективы
(подражание Эшеру). Карандаш.
Теория: Закономерности создания бесконечного орнамента с учетом перспективы.
Практика: Орнамент. Линейная композиция.
38. Композиция с использованием приемов составления бесконечного
орнамента. Художественный материал – на выбор.
Теория: Варианты применения изученных приемов для создания композиции.
Практика: Композиция. Цветовое решение.
39. Модульная сетка. Упражнение. Карандаш.
Теория: Понятие «модульной сетки».
Практика: Композиция. Линейная графика.
40. Плоскости и объёмы. Композиция. Карандаш.
Теория: Сопряжение плоскостей и объемов.
Практика: Композиция. Линейная графика.
41. Клод Моне, Эдуард Мане. Цветовой анализ. Коллаж.
Теория: Понятие «колорит».
Практика: Цветовой анализ. Интерпретация в технике коллаж.
42. Линия и структура. Композиция. Карандаш/фломастер.
Теория: Художественные возможности линейной структуры.
Практика: Композиция. Линейная графика.
43. Модули и структура. Композиция. Гуашь.
Теория: Композиционные возможности модульной структуры.
Практика: Композиция. Цветовое решение.
44. Объёмы и структура. Композиция. Смешанная техника.
Теория: Пространственные возможности объемной структуры.
Практика: Композиция. Декоративное решение.
45. Невозможное возможно. Создание геометрически противоречивой композиции.
Фактура. Коллаж.
Теория: Варианты применения изученных приемов.
Практика: Композиция. Художественное исполнение в технике коллаж.
IV. Творческая студия.
Практика: Выполнение творческих работ по собственному замыслу.
V. Просмотр работ.
Практика: Просмотр работ, отбор работ на выставку.

8

5. Календарный учебный график 4 года обучения
«Искусство Западной Европы»
Кол-во час
Форма
занятия
теор практ
Творческая
2,5
студия.
Беседа.
0,5
2,0
Практическое
занятие.
Практическое
0,5
2,0
занятие.
Практическое
0,5
2,0
занятие.
Практическое
2,5
занятие.
Практическое
0,5
2,0
занятие.
Практическое
2,5
занятие.
Практическое
0,5
2,0
занятие.
Практическое
0,3
2,2
занятие.
Практическое
0,3
2,2
занятие.
Практическое
0,5
2,5
занятие.
Практическое
0,2
2,5
занятие.
Практическое
0,5
2,0
занятие.
Практическое
0,5
2,0
занятие.
Практическое
0,2
2,5
занятие.
Коллективная
1,5
1,0
оценка работ.
Профориентация
2,5

№

Дата

1

02.09.2024

2

06.09.2024

3

09.09.2024

4

13.09.2024

5

16.09.2024

6

20.09.2024

7

23.09.2024

8

27.09.2024

9

30.09.2024

10

04.10.2024

11

07.10.2024

12

11.10.2024

13

14.10.2024

14

18.10.2024

15

21.10.2024

16

25.10.2024

17

28.10.2024

18

01.11.2024

Практическое
занятие.

19

04.11.2024

Практическое
занятие.

2,5

0,5

2,0

Тема занятия

Инструкции по ТБ.
«Осенний букет».
«Физалис».
«Романское
искусство».
«Романские
крепости».
Натюрморт с
помидорами.
Натюрморт с
помидорами.
«Готическое
искусство».
«Фасад готического
собора».
«Фасад готического
собора».
Натюрморт с тыквой.
Натюрморт с тыквой.
Трансформация
«предмет-предмет».
«Тело вращения и
перспектива».
«Тело вращения и
перспектива».
Обобщение темы
четверти.
Экскурсия в
мастерские Дома
художника.
Творческая студия.
Трансформация
«цвет-предмет».
Трансформация
«цвет-предмет».

Форма
контроля
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Предъявление
работ
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

9

Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.

0,5

2,0

0,3

2,2

0,5

2,0

18.11.2024

Практическое
занятие.

0,2

2,2

24

22.11.2024

0,4

2,1

25

25.11.2024

0,3

2,2

Конус и цилиндр.

26

29.11.2024

0,3

2,2

Конус и цилиндр.

27

02.12.2024

0,5

2,0

«Башня».

28

06.12.2024

0,2

2,3

«Башня».

29

09.12.2024

0,3

2,2

30

13.12.2024

0,4

2,1

31

16.12.2024

0,3

2,2

32

20.12.2024

0,3

2,2

33

23.12.2024

0,3

2,2

34

27.12.2024

0,2

2,3

35

30.12.2024

1,5

1,0

36

10.01.2025

Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Профориентация

«Средневековые
костюмы».
«Средневековые
костюмы».
Выражение эмоций в
абстрактной
композиции. Ритмы и
движение силовых
линий.
Выражение эмоций в
абстрактной
композиции. Ритмы и
цветовые отношения.
Конус и цилиндр.

37

13.01.2025

«Фигура и
пропорции»
«Мифы
Средневековья».
«Мифы
Средневековья».
«Мифы
Средневековья».
«Средневековые
воины».
«Средневековые
воины».
Обобщение темы
четверти.
Встреча с
художником –
иллюстратором.
Инструкции по ТБ.
Педагогическое
Контраст света и тени. наблюдение

38

17.01.2025

39

20.01.2025

40

24.01.2025

20

08.11.2024

21

11.11.2024

22

15.11.2024

23

Беседа.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.

2,5

0,5

2,0

0,4

2,1

Натюрморт.

0,3

2,2

Натюрморт.

0,3

2,2

Натюрморт.

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Предъявление
работ.
Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
10

41

27.01.2025

42

31.01.2025

43

03.02.2025

44

07.02.2025

45

10.02.2025

46

14.02.2025

47

17.02.2025

48

21.02.2025

49

24.02.2025

50

28.02.2025

51

03.03.2025

52

07.03.2025

53

10.03.2025

54

14.03.2025

55

17.03.2025

56

21.03.2025

57

24.03.2025

58

28.03.2025

59

31.03.2025

60

04.04.2025

61

04.04.2025

62

11.04.2025

Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Коллективная
оценка работ.
Профориентация

Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.

0,3

2,2

0,2

2,3

1,0

1,5

0,5

2,0

«Готические
витражи».
«Готические
витражи».
Иллюзии восприятия
линейной композиции.
«Карнавальная мода».

2,5

«Карнавальная мода».

0,5

2,0

0,3

2,2

0,4

2,1

Пластика
поверхности.
Пластика
поверхности.
«Карета».

0,3

2,2

«Карета».

0,3

2,2

«Карета».

0,2

2,3

«Карета».

0,3

2,2

Нюанс света и тени.

2,5

Нюанс света и тени.

0,3

2,2

0,2

2,3

2,5

«Средневековые
орнаменты».
«Средневековые
орнаменты».
Обобщение темы
четверти.
Экскурсия в
мастерскую
архитектора.
Творческая студия.

2,5

Творческая студия.

2,2

Натюрморт из
геометрических тел.
Натюрморт из
геометрических тел.
Приемы составления
бесконечного
орнамента на
плоскости
(подражание Эшеру).

2,5
2,5

0,3

2,5
0,5

2,0

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Предъявление
работ
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

11

Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.

0,5

0,3

2,2

25.04.2025

Практическое
занятие.

0,2

2,3

67

28.04.2025

Практическое
занятие.

0,5

2,0

68

02.05.2025

Практическое
занятие.

69

05.05.2025

Практическое
занятие.

0,5

2,0

70

09.05.2025

Практическое
занятие.

0,2

2,3

71

12.05.2025

Практическое
занятие.

0,2

2,3

72

16.05.2025

Практическое
занятие.

0,2

2,3

73

19.05.2025

Практическое
занятие.

74

23.05.2025

Коллективная

63

14.04.2025

64

18.04.2025

65

21.04.2025

66

2,0
2,5

2,5

2,5

2,5

Клод Моне, Эдуард
Мане.
Клод Моне, Эдуард
Мане.
Приемы составления
бесконечного
орнамента в
трехмерном
пространстве
(подражание Эшеру).
Приемы составления
бесконечного
орнамента в
трехмерном
пространстве
(подражание Эшеру).
Весенний натюрморт
с декоративной
переработкой.
Весенний натюрморт
с декоративной
переработкой.
Приемы составления
бесконечного
орнамента с учетом
перспективы
(подражание Эшеру).
Приемы составления
бесконечного
орнамента с учетом
перспективы
(подражание Эшеру).
Композиция с
использованием
приемов составления
бесконечного
орнамента.
Композиция с
использованием
приемов составления
бесконечного
орнамента.
Композиция с
использованием
приемов составления
бесконечного
орнамента.
Обобщение темы.

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Предъявление
12

75

26.05.2025

76

30.05.2025

оценка работ.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.

2,5

Экскурсия в мастерскую
художника.

2,5

Творческая студия.

работ
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

23 ч. 167 ч
190 часов
6. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
1. Стул ученический (22 штук на группу)
2. Столы ученические – 7 парт, 10 индивидуальных столов;
3. Мольберты – 19 шт.
4. Шкафы (для хранения материалов и инструментов); витрины, планшеты (для
демонстрации выполненных работ);
5. Наглядные пособия;
6. Натурный фонд.
7. Музыкальный центр для прослушивания музыкальных композиций;
8. Компьютер.
Кадровое обеспечение:
В реализации общеразвивающей программы участвует 1 специалист:
Шулика Светлана Анатольевна, педагог дополнительного образования.
Квалификационная категория: высшая.
Образование: Высшее
Свердловский архитектурный институт, 1991 год
Специальность – архитектура
Квалификация – архитектор
Дополнительная профессиональная
программа переподготовки
«Теория и практика педагога дополнительного образования»
Педагогический стаж работы – 33 года, по специальности – 33 года, в данном учреждении года.
7. Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Адамчик М.В. Архитектура. Краткий справочник. - Минск: ООО «Харвест», 2003 г.
2. Афонькин С.Ю., Афонькина А.С. Орнаменты народов мира – С - Петербург,
3. Кристалл.1998 г.
4. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка, - М, ЭКСМО, 2003 г.
5. Гутнов А.Э., Глазычев В.Л. Мир архитектуры – М., Молодая гвардия. 1990 г.
6. Джулиан Фриман. История искусства. - М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во
АСТ», 2003 г.
7. Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир! - М. «Просвещение», 1993.
13

8. Дэвид Салариа, Фиона Макдональд. Города, горожане и цивилизации. - М., «Росмэн»,
1994 г.
9. Дэвид Салариа, Фиона Макдональд. Жилища: хижины, дома, дворцы. - М., «Росмэн»,
1995 г.
10. Дэвид Салариа, Жаклин Морли. Одежда для работы и отдыха. - М., «Росмэн», 1994 г.
11. Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 классы. - М., «Просвещение»,
2015 г.
12. Кон И. Психология самостоятельности. Знание - сила - 1985-№7-с.43.
13. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. - М.
«Просвещение», 1987.
14. Психология процессов художественного творчества. - Ленинград «Наука», 1980.
15. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика. - Ижевск, 1992.
16. Союз художников СССР. Академия педагогических наук СССР. Педагогика искусства и
школа. - М. 1982.
17. Советский энциклопедический словарь. – «Советская энциклопедия» - М. 1981.
18. Уч. пособие «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно –
прикладного искусства». – М., «Мозаика – синтез», 1997 г.
19. Хилари Френч. История архитектуры. - М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ»,
2002 г.
Список литературы для обучающихся:
Серия «Узнай мир»:
1. Афонькин С.Ю./Знакомьтесь: Россия. - СПб.: «БКК», 2009.
2. Афонькин С.Ю./Религии мира. - СПб.: «БКК», 2012.
3. Деревенский Б.Г./Древний Рим - СПб.: «БКК», 2010.
4. Дунаева Ю.А./Бабочки. - СПб.: «БКК», 2010.
5. Дунаева Ю.А./Животные из Красной книги. - СПб.: «БКК», 2012.
6. Шпаковский В.О./Рыцари - СПб.: «БКК», 2012
Электронные ресурсы
http://www.mon.gov.ru официальный сайт Министерства образования и науки Российской
Федерации
http://www.edu.ru; федеральный портал «Российское образование»
информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
http://window.edu.ru - федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://www.irro.ru/ «Институт развития образования» (ИРО)
http://екатеринбург.рф/ Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
http://www.minobraz.ru Управление по надзору и контролю в сфере образования
http://www.expo2020.ru/ Муниципальное учреждение информационно-методический центр
"Екатеринбургский Дом Учителя"
http://www.imc-eduekb.ru МБУ Екатеринбургский Центр психолого-педагогической
поддержки несовершеннолетних «Диалог»
http://dialog-eduekb.ru/ МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и
технологии»
14

http://www.gifted.ru Уральский Школьный Портал Новый информационный ресурс
http://www.Ural-Yeltsin.ru Уральский Центр Б.Н.Ельцина
http://www.eimc.ru/pravo/ Дискуссионный клуб Минобрнауки России
http://www.prosv.ru Издательство «Просвещение».

15

Приложение 1.
Оценочные материалы

Лист самооценки
Дата
Вид задания
занятия

Вид задания

Успех

Трудности

Импровизация

Дата
занятия

Компиляция

Фамилия, имя
обучающегося

Подражание

№

Творческая
составляющая

Дневник педагогического наблюдения

Примечания

Оценочный лист
№

Фамилия, имя
обучающегося

Живопись

Графика

Творческое Сумма
решение баллов

Место

1
2
3
4

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».