Изобразительное искусство

Содержание
№

Наименование

Стр.

1.

Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель, задачи программы

6

1.3.

Содержание общеразвивающей программы

6

Учебный (тематический) план

7

Содержание учебного (тематического) плана

8

1.4.

Планируемые результаты

11

2.

Комплекс организационно-педагогических условий

12

2.1.

Календарный учебный график

12

2.2.

Условия реализации программы

12

2.3.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

13

3.

Список литературы

15

2

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 . Пояснительная записка
Направленность программы – художественная.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Изобразительное искусство» составлена в соответствии с нормативными документами:
1.Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242.
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.
8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена
Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642.
9. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта
«Образование».
10. Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
11. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Свердловской области».
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
22.02.2022г. № 195-Д «О независимой оценке качества (общественной экспертизы)
дополнительных общеобразовательных программ»;
13. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец
Молодежи» Приказ от 01.11.2021г №934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства
Просвещения РФ от 03.09.2019г.№ 467 «Об утверждении целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»).
14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в МБУ ДО Центр «Новая Авеста».
15. Устав МБУ ДО Центр «Новая Авеста».
3

Актуальность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Изобразительное искусство» соответствует государственной политике в области
дополнительного образования, социальному заказу общества. Программа разработана с
учетом потребностей детей.
Актуальность программы заключается в вариативности содержания и форм
организации образовательного процесса; в создании условий для поддержки детской
одаренности, развития способностей детей в сфере изобразительного искусства, что
благоприятно сказывается на формировании и развитии творческих способностей
обучающихся. Программа обеспечивает удовлетворение индивидуальных потребностей
обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии;
самореализацию и самоутверждение каждого обучающегося.
Важно и превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство,
определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека
начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, приобщению к
ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа, что отражено в
концепции развития дополнительного образования детей.
Содержание программы способствуют формированию культуры сотрудничества,
достижения личностных результатов детьми разного возраста моральных, трудовых,
эстетических и иных норм и правил общественной жизни; утверждение в детской среде
позитивных моделей поведения как нормы.
Новизна программы основана на отечественных традициях гуманной педагогики.
Этот фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие
потребностям сегодняшнего образования и культуры в целом. Три способа художественного
освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный —
выступают для обучающихся в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных
видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное
практическое участие обучающихся в этих трех видах деятельности позволяет
систематически приобщать их к миру искусства.
Педагогическая целесообразность программы строится на трех видах
художественной деятельности, которые являются основанием для деления визуальнопространственных искусств на следующие виды: изобразительные искусства живопись,
графика, скульптура; конструктивные искусства — архитектура, дизайн; различные
декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности
присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для
интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по
принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.
Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на
произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с
искусством в процессе ежедневной жизни. Связи искусства с жизнью человека, роль
искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого
обучающегося - главный смысловой стержень программы.
Отличительная особенность
Практическая значимость заключается в систематическом освоении художественного
наследия, которое помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как
выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего
курса обучающиеся знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры,
живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное
4

искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной
культуры своего народа. Тематическая цельность и последовательность развития программы
помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе
обучения. Обучающийся поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания
личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Адресат программы: обучающиеся 9,5-10,5 лет. Программа построена с учётом
возрастных, психофизических и индивидуально-психологических особенностей. Группы
комплектуются по 8-15 человек, набор детей проводится без предварительного отбора.
Возрастные особенности. В младшем школьном возрасте происходит перестройка
познавательных процессов ребенка: формируется произвольность внимания и памяти,
мышление из наглядно-образного преобразуется в словесно-логическое и рассуждающее,
формируется способность к созданию умственного плана действий. К психологическим
новообразованиям данного возраста также относятся произвольность поведения и
способность к рефлексии. Ведущий характер начинает приобретать учебная деятельность.
Однако игра в этом возрасте продолжает занимать важное место в жизни ребенка и
существенно влияет на его развитие. Развивающие игры способствуют самоутверждению
детей, развивают настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные
качества, которые могут им понадобиться в их будущей взрослой жизни. В таких играх
совершенствуется мышление, действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию
шансов на успех, выбору альтернатив и т.д. Использование нетрадиционных техник
рисования с включением игровых форм работы для обучения детей младшего школьного
возраста способствует развитию творческих способностей обучающихся, воспитанию
творчески активной и самостоятельной личности, формированию умения анализировать
результаты своей работы, формированию навыков общения и коллективного труда.
Режим занятий.
Продолжительность одного академического часа - 45 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 15 минут.
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Объем общеразвивающей программы - общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы - 144
часа.
Срок освоения общеразвивающей программы – 1 год, продолжительность
образовательного процесса: 36 учебных недель.
Уровень освоения программы: стартовый. Направлен на первичное знакомство с
изобразительным искусством.
Перечень форм обучения: групповая, индивидуально-групповая, фронтальная.
Виды занятий: теоретические занятия, практические занятия, творческие встречи,
выставки, конкурсы.
Перечень форм подведения итогов: устные опросы, практические задания, открытое
занятие.
Учебный год начинается с 15 сентября.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Изобразительное искусство» реализуется в течение всего учебного года, включая
каникулярное время.

5

1.2. Цель, задачи программы
Цель программы: формирование художественной культуры обучающихся как неотъемлемой
части культуры духовной.
Задачи программы:
Обучающие:
- знакомить обучающихся с художественной деятельностью, с разнообразными формами
выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений
искусства;
- изучать художественное наследие;
- обучать подбору иллюстративного материала к изучаемым темам.
Развивающие:
- развивать интерес к искусству разных народов и разных эпох;
- развивать навыки создания собственных композиционных работ; работы с натуры;
- формировать навыки работы художественными материалами и навыки вычерчивания разверток
геометрических тел (куба, пирамиды, усеченной пирамиды, параллелепипеда;
- развивать воображение, фантазию, творчество, образное, ассоциативное мышление,
самостоятельное художественное осмысление художественного произведения.
Воспитательные:
- воспитывать у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в
себя, осознания своих внутренних переживаний;
- формировать навыки поведения в творческом коллективе;
- формировать навыки совместного творчества.

2.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план
Раздел / тема

№

Колво
часов

В том числе

Теория

Практика

Формы
аттестации/
контроля

I полугодие
34

5,2

28,8

1.

«Образ художественной культуры
Древнего Египта».
«Семь чудес света».

4

0,5

3,5

2.

«Сфинкс».

2

0,2

1,8

3.

4

0,5

3,5

4.

«Храмовая архитектура Древнего
Египта».
«Врата храма».

8

2

6

5.

«Одежда Египтян».

2

0,3

1,7

I.

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
6

6.

«Мифы Древнего Египта».

4

0,5

3,5

7.

«Зодчий Хесира».

4

0,5

3,5

8.

«Царский головной убор».

4

0,4

3,6

9.

«Орнаменты».

2

0,3

1,7

Общехудожественная подготовка.

18

2,5

15,5

1.

«Осенний букет».

2

0,2

1,8

2.

«Яблоки. Цветы».

2

0,2

1,8

3.

2

0,2

1,8

4.

«Ветка боярышника. Бабочка
боярышница».
«Натюрморт с овощами».

4

0,5

3,5

5.

«Умозрительный натюрморт».

4

0,8

3,2

6.

«Тоновые градации».

2

0,3

1,7

III.

Декоративно-прикладное
творчество.
«Куб с открытыми гранями».

4

0,7

3,3

4

0,7

3,3

IV.

Обобщение темы I полугодия.

4

4

V.

Творческая студия.

4

4

II.

наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение
Предъявление
работ

II полугодие
38

4,4

33,6

1.

«Образ художественной культуры
Древней Греции».
«Ордерная система».

4

0,5

3,5

2.

«Храм Ники».

8

1

7

3.

«Одежда древних греков».

2

0,3

1,7

4.

«Причёски, головные уборы».

2

0,3

1,7

5.

«Оружие, доспех».

2

0,3

1,7

6.

«Древнегреческие воины».

4

0,3

3,7

7.

«Скульптура Древней Греции».

4

0,3

3,7

I.

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
7

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

8.

«ДПИ Древней Греции».

2

0,3

1,7

9.

«Орнаменты».

2

0,3

1,7

10.

«Герои Эллады».

4

0,3

3,7

11.

«Древнегреческий театр».

4

0,5

3,5

II.

26

1,5

24,5

1.

«Образ художественной культуры
Древнего Рима».
«Архитектура Древнего Рима».

2

0,2

1,8

2.

«Триумфальная арка».

8

0,2

1,8

3.

«Римская тога».

2

0,2

1,8

4.

«Римские воины».

4

0,2

3,8

5.

«Римские геммы».

2

0,2

1,8

6.

«Римский скульптурный портрет».

4

0,3

3,7

7.

«Фаюмский портрет».

4

0,2

3,8

Общехудожественная подготовка.
Упражнение на совмещение манер
письма «от пятна» и «наложение».
Акварель.
«Весеннее настроение». Композиция
с птицами.
Обобщение темы II полугодия.

6
2

0,7
0,4

5,3
1,6

4

0,3

3,7

Педагогическое
наблюдение

4

4

Предъявление
работ

6
144

6

III.
1.

2.
IV.
V.

Творческая студия.
Итого:

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Содержание учебного (тематического) плана
I.
«Искусство Древнего мира»
1. «Семь чудес света». Зарисовки. Графика.
Теория: Знакомство с памятниками древнего искусства.
Практика:
Составление
композиции,
исполнение
графическими
выразительности.
2. «Сфинкс». Скульптура. Пластилин.
Теория: Ознакомление с древней скульптурой.
Практика: Выполнение объемной скульптуры.
3. «Храмовая архитектура Древнего Египта». Зарисовки. Карандаш.
Теория: Изучение особенностей храмовой архитектуры Египта
Практика: Зарисовки архитектурных элементов
4. «Врата храма». Макет. Бумага, картон.

средствами

8

Теория: Изучение форм и пропорций. Изучение скульптурных, декоративных элементов.
Практика: Вычерчивание разверток частей врат. Склеивание частей. Выполнение
дополнительных элементов. Соединение частей. Выполнение основы.
5. «Одежда Египтян». Зарисовки. Фломастер.
Теория: Изучение видов одежды египтян.
Практика: Изображение видов одежды египтян.
6. «Мифы Древнего Египта». Композиция. Акварель.
Теория: Знакомство с мифологией.
Практика: Выбор сюжета. Компоновка в листе. Цветовое решение композиции.
7. «Зодчий Хесира». Скульптурный рельеф. Пластилин.
Теория: Изучение скульптурного наследия Древнего Египта. Изучение пропорций фигуры.
Практика: Выполнение методом налепа фигуры зодчего. Выполнение элементов одежды,
прически, инструментов зодчего.
8. «Царский головной убор». Прорезная графика. Бумага.
Теория: Изучение формы, пропорций и составляющих элементов.
Практика: Изображение головы и убора. Выполнение прорезных деталей, наклеивание на
фон.
9. «Орнаменты». Аппликация. Цветная бумага.
Теория: Схемы составления орнаментов.
Практика: Выбор мотива. Выполнение деталей, соединение элементов композиции.
10. «Ордерная система». Зарисовки. Графика.
Теория: Ознакомление с системой ордеров.
Практика: Зарисовки элементов ордерной системы.
11. «Храм Ники». Макет. Бумага, картон.
Теория: Ознакомление с памятником Древнего мира.
Практика: Выполнение разверток основных объемов. Склеивание основных объемов.
Выполнение разверток дополнительных объемов и элементов. Склеивание, соединение
деталей макета.
12. «Одежда древних греков». Зарисовки. Фломастеры.
Теория: Изучение видов одежды древних греков.
Практика: Изображение видов одежды древних греков.
13. «Причёски, головные уборы». Зарисовки. Карандаш.
Теория: Изучение причесок и головных уборов греков.
Практика: Изображение причесок и головных уборов греков.
14. «Оружие, доспех». Зарисовки. Карандаш.
Теория: Изучение доспеха и оружия древних греков.
Практика: Изображение доспеха и оружия древних греков.
15. «Древнегреческие воины». Графическая композиция. Тушь, перо.
Теория: Изучение способов компоновки фигур в листе; движения и пропорций.
Практика: Компоновка фигур в листе. Изображение фигур графическими средствами
выразительности. Тоновое решение композиции.
16. «Скульптура Древней Греции». Кариатида. Пластилин.
Теория: Ознакомление с портиком кариатид храма Эрехтейон.
Практика: Выполнение круглой скульптуры на вертикальной основе. Офактуривание,
проработка мелких деталей.
17. «ДПИ Древней Греции». Амфора. Цветная бумага.
Теория: Изучение формы древне-греческой амфоры.
9

Практика: Выполнение задания в технике аппликации или прорезной графики.
18. «Орнаменты». Цветная бумага.
Теория: Изучение древне-греческих орнаментов.
Практика: Выполнение задания в технике аппликации или прорезной графики.
19. «Герои Эллады». Живописная композиция. Акварель.
Теория: Ознакомление с древне – греческой мифологией.
Практика: Выбор сюжета, составление композиции. Живописное решение фона. Цветовое
решение основных элементов композиции.
20. «Древнегреческий театр». Маска. Бумажная пластика.
Теория: История возникновения театра. Использование и значение масок.
Практика: Методы работы в технике бумажный рельеф. Выполнение маски по
собственному замыслу. Декоративное решение элементов маски.
21. «Архитектура Древнего Рима». Зарисовки. Графика.
Теория: Римская архитектурная ячейка – арка. Виды построек.
Практика: Зарисовки римских построек.
22. «Триумфальная арка». Макет. Бумага, картон.
Теория: Изучение видов арок, их назначения.
Практика: Выполнение разверток основных объемов.
Склеивание основных объемов. Выполнение разверток дополнительных объемов.
Склеивание дополнительных объемов. Соединение частей макета.
23. «Римская тога». Линейная графика. Тушь, перо.
Теория: Изучение особенностей римской тоги.
Практика: Изображение мужской и женской тоги.
24. «Римские воины». Композиция. Смешанная техника.
Теория: Изучение видов оружия и доспеха.
Практика: Изображение воинов. Выполнение подмалевка.
Выполнение графической части работы.
25. «Римские геммы». Скульптурный рельеф. Пластилин.
Теория: Ознакомление с видами римской геммы.
Практика: Выбор изображения. Выполнение основных элементов методом налепа.
Офактуривание.
26. «Римский скульптурный портрет». Скульптура. Пластилин.
Теория: Ознакомление с видами скульптурного портрета.
Практика: Выбор изображения. Выполнение основных элементов.
Выполнение частей лица, прически, головного убора.
27. «Фаюмский портрет». Подражание фаюмским мастерам. Гуашь.
Теория: Изучение особенностей изображения лица.
Практика: Компоновка головы в листе, выполнение живописного фона.
Цветовое решение лица, одежды, прически.
II.
Обще художественная подготовка:
1. «Осенний букет». Этюд. Акварель.
Теория: Компоновка. Манера исполнения.
Практика: Работа под диктовку. Манера письма акварелью «от пятна» и «наложение»
2. «Яблоки. Цветы». Работа по фотоматериалам. Акварель.
Теория: Компоновка. Манера исполнения.
Практика: Самостоятельное выполнение работы по фотоматериалам. Манера письма
акварелью «от пятна» и «наложение»
10

3. «Ветка боярышника. Бабочка боярышница». Работа по фотоматериалам. Пастель.
Теория: Компоновка предметов. Цветовое решение.
Цветовое решение. Усиление главных элементов.
Практика: Выполнение работ в графической и живописной манерах.
4. «Натюрморт с овощами». Работа с натуры. Пастель.
Теория: Компоновка предметов. Цветовое решение.
Практика: Компоновка предметов. Цветовое решение. Усиление главных элементов.
5. «Умозрительный натюрморт». Графика. Карандаш.
Теория: Компоновка предметов. Цветовое решение.
Практика: Компоновка и построение предметов. Определение освещенных и теневых
участков. Выполнение работы в тоне (штриховка).
6. «Тоновые градации». Композиция. Карандаш.
Теория: Шкала тоновых градаций.
Практика: Выполнение работы в тоне.
7. «Куб с открытыми гранями». Макет. Белая бумага.
Теория: Варианты внутреннего пространства куба.
Практика: Вычерчивание развертки куба с открытыми гранями, склеивание.
Выполнение объемной композиции внутреннего пространства куба.
8. Упражнение на совмещение манер письма «от пятна» и «наложение». Акварель.
Теория: Варианты совмещения.
Практика: Выполнение упражнений по образцу.
9. «Весеннее настроение». Композиция с птицами. Акварель.
Теория: Строение птиц. Компоновка. Цветовое решение.
Практика: Выбор композиции. Компоновка в листе. Выполнение фона в живописной
манере. Цветовое решение композиции. Выявление главных элементов живописными
средствами выразительности.
III.
Творческая студия.
Практика: Выполнение работ по собственному замыслу.
IV.
Обобщение темы:
Практика: Просмотр, анализ работ, отбор работ на выставку.
1.4. Планируемые результаты
Личностные результаты:
- понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика
художественных образов, представленных в произведениях искусства;
- умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их
специфику;
- иметь представление об искусстве Древнего мира.
Метапредметные результаты:
- умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку;
- осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и
отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать
шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого
интереса к художественным традициям своего и других народов;

11

- способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений,
изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение
обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности.
Предметные результаты:
- умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности
для передачи замысла в собственной художественной деятельности;
- работать с гуашью, акварелью; в живописной работе использовать основные и составные
цвета;
- работать в графике, использует тоновые градации, линии, фактуры;
- чертить развертки геометрических тел (куба, пирамиды, усеченной пирамиды,
параллелепипеда);
- лепить объемную скульптуру, скульптурный рельеф;
- составлять орнамент;
- организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать
средства для реализации художественного замысла;
- оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и
одногруппников.

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Год
обучения

1

Дата
начала
обучения

Дата
окончания
обучения

15.09.2023 31.05.2024

Количество Количество Количество
учебных
учебных
учебных
недель
дней
часов

36

72

144

Режим
занятий

2 занятия по
2 часа в
неделю

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
- учебный класс;
- оборудование: столы ученические: 7 шт. (для двух обучающихся), 10 шт. (для одного
обучающегося), стулья – 22 шт., мольберты – 14 шт., шкафы (для хранения материалов и
инструментов) – 2 шт, стеллажи – 6 шт.; планшеты (для демонстрации выполненных работ) –
12 шт.;
- наглядные пособия; натурный фонд;
- музыкальный центр для прослушивания музыкальных композиций, компьютер.
Кадровое обеспечение. Реализацию данной программы обеспечивает педагог
дополнительного образования, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями
в организации и ведении образовательной деятельности.
12

Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование, высшее образование
- бакалавриат, высшее образование - специалитет или магистратура.
Уровень соответствие квалификации: образование педагога соответствует профилю
программы.
Профессиональная категория: без требований к категории.

Методические материалы
Методическое обеспечение:
- серия «Узнай мир», 25 книг, находящиеся в открытом доступе для детей;
- серия «Великие художники», 100 книг, находящихся в открытом доступе для детей;
- методические пособия по темам программы;
- интернет-ресурсы, видео, фото.
Методы и приёмы обучения, используемые с обучающимися, можно условно разделить
на наглядные, словесные и практические.
Наглядный метод:
- использование наглядных пособий (демонстрация иллюстраций, презентаций, образцов
изделий и т.п.).
Словесный метод:
- рассказ;
- объяснение;
- инструкция;
- лекция;
- беседа;
- анализ и обсуждение;
- словесный комментарий педагога по ходу выполнения работы;
Практический метод:
- игровой приём;
- детское «сотворчество»;
- соревновательный момент;
- использование ассоциаций-образов, ассоциаций-метафор;
- комплексный приём обучения;
- выработка динамического стереотипа (повторяемость и повторность однотипных
движений);
Кроме того, в работе с младшими школьниками очень эффективны и психологопедагогические приёмы:
- приём педагогического наблюдения;
- проблемного обучения и воспитания;
- приём индивидуального, дифференцированного подхода к каждому ребёнку.

2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
На этапе обучения в процессе освоения темы педагог осуществляет текущий контроль
с целью проверки освоения обучающимися образовательной программы. В процессе
обучения проводится промежуточная аттестация (1 раз в год), а по окончанию освоения
образовательной программы проводится итоговая аттестация
Аттестация обучающихся проходит в форме:
- викторин;
13

- творческих встреч;
- участия в постоянной (сменной) выставке в Центре внешкольной работы «Новая Авеста»;
- участия в конкурсах художественной направленности различного уровня.
Аттестация подтверждается отзывами родителей, дипломами и грамотами
конкурсных мероприятий.
Оценочные материалы

Дата
занятия

Вид задания

Вид задания

Лист самооценки
Успех
Трудности

Импровизация

Дата
занятия

Компиляция

Фамилия, имя обучающегося

Подражание

№

Творческая
составляющая

Дневник педагогического наблюдения

Примечания

Оценочный лист

№ Фамилия,
обучающегося

имя Живопись

Графика

Творческое

решение

Сумма

Место

баллов

1
2
3

14

3. Список литературы
1. Адамчик М.В. Архитектура. Краткий справочник.- Минск: ООО «Харвест», 2003 г.
2. Ардах Филипп. Мифы и легенды древних греков.- М.: Изд-во «Эгмонт Россия Лтд.», 1997г
3. Афонькин С.Ю., Афонькина А.С. Орнаменты народов мира – С - Петербург,
Кристалл.1998 г.
4. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка, - М, ЭКСМО, 2003 г.
5. Горбичевский А. Дорический ордер. Архитектура СССР- 1989-№4- с. 92.
6. Горбичевский А. Ионический ордер. Архитектура СССР- 1989-№5- с. 86.
7. Горбичевский А. Коринфский ордер. Архитектура СССР- 1989- №6 - с.94.
8. Гутнов А.Э., Глазычев В.Л. Мир архитектуры – М., Молодая гвардия. 1990 г.
9. Джулиан Фриман. История искусства.- М.:ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ»,
2003 г.
10. Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир! - М. "Просвещение", 1993.
11. Дэвид Салариа, Фиона Макдональд. Города, горожане и цивилизации.- М., «Росмэн»,
1994г.
12. Дэвид Салариа, Фиона Макдональд. Жилища: хижины, дома, дворцы.- М., «Росмэн»,
1995г.
13. Дэвид Салариа, Жаклин Морли. Одежда для работы и отдыха.-М., «Росмэн», 1994 г.
14.Изобразительное
искусство
и
художественный
труд
1-4
классы.М.,
"Просвещение", 2015 г.
15. Кон И. Психология самостоятельности. Знание - сила - 1985-№7-с.43.
16. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания.М. "Просвещение", 1987.
17. Ньютон Уильям. Акварельная живопись. – М., Издательство «Кристина – новый век»,
2002 г.
18. Психология процессов художественного творчества.- Ленинград "Наука", 1980.
19. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика.Ижевск, 1992.
20. Союз художников СССР.
Академия педагогических наук СССР. Педагогика
искусства и школа. - М. 1982.
21. Советский энциклопедический словарь. - "Советская энциклопедия" - М. 1981.
22. Тейт Венди.Рисуем цветы акварелью. – М., Издательство «Кристина - новый век», 2004 г.
23. Уч. пособие «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно –
прикладного искусства». – М., «Мозаика – синтез», 1997 г.
24. Хилари Френч. История архитектуры.- М.:ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ»,
2002 г.
Список литературы для обучающихся:
Серия «Узнай мир»:
1. Афонькин С.Ю./Знакомьтесь: Европа. - СПб.: «БКК», 2009.
2. Афонькин С.Ю./Религии мира. - СПб.: «БКК», 2012.
3. Деревенский Б.Г./Древний Рим - СПб.: «БКК», 2010
4. Дунаева Ю.А./Бабочки. - СПб.: «БКК», 2010.
5. Дунаева Ю.А./Животные из Красной книги.- СПб.: «БКК», 2012.
6. Шпаковский В.О./Рыцари - СПб.: «БКК», 2012
15

Электронные ресурсы:
http://www.mon.gov.ru официальный сайт Министерства образования и науки Российской
Федерации
http://www.edu.ru ;федеральный портал "Российское образование"
информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
http://window.edu.ru - федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://www.irro.ru/ «Институт развития образования» (ИРО)
http://екатеринбург.рф/ Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
http://www.minobraz.ru Управление по надзору и контролю в сфере образования
http://www.expo2020.ru/ Муниципальное учреждение информационно-методический центр
"Екатеринбургский Дом Учителя"
http://www.imc-eduekb.ru МБУ Екатеринбургский Центр психолого-педагогической
поддержки несовершеннолетних "Диалог"
http://dialog-eduekb.ru/ МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи "Одаренность и
технологии"
http://www.gifted.ru Уральский Школьный Портал Новый информационный ресурс
http://www.Ural-Yeltsin.ru Уральский Центр Б.Н.Ельцина
http://www.eimc.ru/pravo/ Дискуссионный клуб Минобрнауки России
http://www.prosv.ru Издательство «Просвещение».

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».