Содержание
№
Наименование
Стр.
1.
Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
3
1.1.
Пояснительная записка
3
1.2.
Цель, задачи программы
6
1.3.
Содержание общеразвивающей программы
7
Учебный (тематический) план
7
Содержание учебного (тематического) плана
11
1.4.
Планируемые результаты
15
2.
Комплекс организационно-педагогических условий
16
2.1.
Календарный учебный график
16
2.2.
Условия реализации программы
16
2.3.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
17
3.
Список литературы
20
1
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 . Пояснительная записка
Направленность программы – художественная.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Росточек-2»
составлена в соответствии с нормативными документами:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2.
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3.
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-p.
5.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-p).
6.
Постановление
Главного государственногосанитарного врача
Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления
детей и молодежи».
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
8.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
9.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018
№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
10.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 N 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
11.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
12.
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об
утверждении Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ».
13.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
2
14.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 №АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной
деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»).
15.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № BK-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
16.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
17.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
18.
Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец
Молодежи» Приказ от 26.10.2023 №1104-Д.
19. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в МБУ ДО Центр «Новая Авеста».
20. Устав МБУ ДО Центр «Новая Авеста».
Актуальность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Росточек-2» соответствует государственной политике в области дополнительного
образования, социальному заказу общества. Программа разработана с учетом потребностей
детей.
Актуальность программы обусловлена целями, которые заложены в Концепции
развития дополнительного образования: создание условий для творческого развития личности
ребенка, мотивация личности к познанию и творчеству. В настоящее время дети находятся в
постоянном окружении ярких художественных образов в виде мультипликации, рекламы,
художественного оформления общественных мест. Рисуя и занимаясь другими видами
изобразительной деятельности, большинство современных детей склонны лишь к
воспроизведению увиденного в фильмах, мультфильмах, на картинках. Занятия детей
изобразительным искусством развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат
понимать прекрасное, дают возможность отойти от слепого подражания и обратиться к
самостоятельному творчеству. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой
культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и
принимать всевозможные суррогаты культуры. Занятия по программе «Росточек2» развивают
мелкую моторику пальцев рук, логическое и наглядно-образное мышление, воображение,
художественные способности, эстетический вкус, способствуют восприятию окружающего
мира с точки зрения прекрасного, а также воспитывают волевые качества: усидчивость,
терпение, умение доводить начатую работу до конца.
Новизна программы заключается в вариативности содержания и форм организации
образовательного процесса. Три способа художественного освоения действительности изобразительный, декоративный и конструктивный, которые выступают для обучающихся в
качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности:
3
изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие обучающихся в этих
трех видах деятельности позволяет систематически приобщаться их к миру искусства.
Педагогическая целесообразность. Данная программа ориентирована на детей
младшего школьного возраста. Выбор методов и приёмов обучения осуществляется в
соответствии с возрастными особенностями детей. Так же во внимание принимается
эффективность того или иного метода для решения основных задач программы.
Обучающимся предлагаются краткосрочные задания, направленные на освоение приёмов
техник живописи, графики и основ композиции. Основными методами обучения для данной
возрастной категории являются: метод устного изложения, наглядные методы (показ
иллюстраций, демонстрация презентаций, учебных пособий, произведений искусства),
репродуктивный метод, метод упражнений, метод проблемного изложения. На занятиях
применяются элементы игровой технологии, новый материал не просто излагается педагогом,
а представляется в виде путешествия по сказке или жизненной ситуации, знакомства со
сказочными персонажами, в процессе которого детям предлагается узнать что-то новое из
области изобразительного искусства и создать творческие работы или поупражняться в той
или иной художественной технике.
Отличительные особенности. Отличительными особенностями программы является
то, что она соединяет в себе основы традиционного рисования совместно с использованием
нетрадиционных техник рисования. Возможность применения нетрадиционных техник
рисования в работе с детьми младшего школьного возраста дает возможность для развития
воображения, творческого мышления и творческой активности. Содержание программы
позволяет обучающимся задуматься и выразить свое отношение к таким важным темам как
история страны и родного края, экология, культура. Практические задания предполагают
привлечение знаний различных предметных областей, что позволяет обучающимся осознать
связь изобразительного искусства с другими предметами.
Адресат программы: обучающиеся 7,6 – 9 лет. Программа построена с учётом
возрастных, психофизических и индивидуально-психологических особенностей. Группы
комплектуются по 11-17 человек, набор детей проводится без предварительного отбора.
Возрастные особенности. В младшем школьном возрасте происходит перестройка
познавательных процессов ребенка: формируется произвольность внимания и памяти,
мышление из наглядно-образного преобразуется в словесно-логическое и рассуждающее,
формируется способность к созданию умственного плана действий. К психологическим
новообразованиям данного возраста также относятся произвольность поведения и
способность к рефлексии. Ведущий характер начинает приобретать учебная деятельность.
Однако игра в этом возрасте продолжает занимать важное место в жизни ребенка и
существенно влияет на его развитие. Развивающие игры способствуют самоутверждению
детей, развивают настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные
качества, которые могут им понадобиться в их будущей взрослой жизни. В таких играх
совершенствуется мышление, действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию
шансов на успех, выбору альтернатив и т.д. Использование нетрадиционных техник рисования
с включением игровых форм работы для обучения детей младшего школьного возраста
способствует развитию творческих способностей обучающихся, воспитанию творчески
активной и самостоятельной личности, формированию умения анализировать результаты
своей работы, формированию навыков общения и коллективного труда.
Режим занятий.
Продолжительность одного академического часа - 45 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 15 минут.
4
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Объем общеразвивающей программы - общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы - 144 часа.
Срок освоения общеразвивающей программы – 1 год, продолжительность
образовательного процесса: 36 учебных недель.
Особенности организации образовательного процесса.
Набор на программу осуществляется на свободной основе по заявлению родителей
(законных представителей). Группы формируются с учетом психолого-педагогических и
физиологических особенностей обучающихся.
Уровень освоения программы: стартовый. Направлен на первичное знакомство с
изобразительным искусством.
Перечень форм обучения: групповая, индивидуально-групповая, фронтальная.
Виды занятий: теоретические занятия, практические занятия, творческие встречи.
Перечень форм подведения итогов: устные опросы, практические задания, открытые
занятие, выставки, конкурсы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Росточек-2»
реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: развитие творческих способностей и социализация обучающихся через
овладение средствами изобразительного искусства.
Задачи:
Обучающие:
- знакомить с жанрами изобразительного искусства и специальными терминами;
- обучать навыкам рисования и владение различными техниками изобразительной
деятельности;
- знакомить с основными законами цветообразования;
- обучать использовать различные художественные материалы;
- изучать основные закономерности размещения элементов композиции;
- изучать правила использования кроющих (гуашевых) и акварельных красок;
- формировать навыки безопасного использования инструментов и приспособлений.
Развивающие:
- развивать умение выражать свое отношение к произведению искусства;
- развивать познавательные процессы: внимание, память, мышление, воображение;
- развивать художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное;
- развивать колористическое видение;
- развивать моторику, пластичность и точность глазомера.
Воспитательные:
- формировать нравственно-эстетическую отзывчивость;
- воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие;
- прививать уважительное отношение к сверстникам и взрослым;
- формировать навыки поведения в творческом коллективе;
- формировать навыки совместного творчества.
5
1.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план
№
Наименование разделов и
тем
Всего
часов
28
В том
числе
Формы
аттестации/контроля
теория
практика
7.5
20.5
1.
Раздел 1. «Чем и как
работают художники».
1.1.
«Три основных цвета. Цветы 1
с натуры».
0.5
0.5
Педагогическое
наблюдение,
выставка на пост.
основе
1.2.
«Составные цвета. Пейзаж с
добавлением белой краски.»
1
0.5
0.5
Педагогическое
наблюдение,
выставки
1.3.
«Составные цвета. Пейзаж с
добавлением черной
краски».
2
0.5
1.5
Педагогическое
наблюдение,
выставки
1.4.
«Акварель. Осенние
листья».
2
0.5
1.5
Педагогическое
наблюдение,
выставки,
викторина
1.5.
«Акварель. Корабль».
2
0.5
1.5
Педагогическое
наблюдение,
выставки
1.6.
«Пастель и восковые мелки.
Натюрморт с ракушкой»
2
0.5
1.5
Педагогическое
наблюдение,
выставки
1.7.
«Пастель и восковые мелки.
Бабочки».
2
0.5
1.5
Педагогическое
наблюдение,
выставки
1.8.
«Аппликация. Движение
осенних листьев».
2
0.5
1.5
Педагогическое
наблюдение,
выставки
1.9.
«Аппликация. Создание
орнаментов». Беседа о
профессии графического
дизайнера.
2
0.5
1.5
Педагогическое
наблюдение,
выставки
1.10.
«Графические материалы.
Зимний лес».
2
0.5
1.5
Педагогическое
наблюдение,
выставки
6
1.11. «Графические материалы.
Неведомый мир».
2
0.5
1.5
Педагогическое
наблюдение,
выставки
1.12. «Материалы для работы в
объеме. Животные нашего
зоопарка». Беседа:
скульптор, профессия для
большого города.
2
0.5
1.5
Педагогическое
наблюдение,
выставки
1.13. «Материалы для работы в
объеме. Птица»
2
0.5
1.5
Педагогическое
наблюдение,
выставки
1.14. «Материалы для работы в
объеме. Макет палат
Медной Горы Хозяйки».
2
0.5
1.5
Педагогическое
наблюдение,
выставки
1.15. «Портрет Медной Горы
Хозяйки. Смешанная
техника».
2
0.5
1.5
Педагогическое
наблюдение,
выставки
2.
Раздел 2. «Ты
изображаешь, украшаешь,
строишь».
32
7
25
2.1.
«Мастер Изображения.
Пейзаж. Акварель».
2
0.5
1.5
Педагогическое
наблюдение,
выставки
2.2.
«По мотивам уральских
легенд».
4
0.5
3.5
Педагогическое
наблюдение,
викторина,выставки
2.3.
«Растения. Тушь».
2
0.5
1.5
Педагогическое
наблюдение,
выставки
2.4.
«Пластилин. Рельефы.
Пермский звериный стиль".
2
0.5
1.5
Педагогическое
наблюдение,
выставки
2.5.
«Мастер украшения.
Орнамент из природных
форм. Прялки». Беседа о
важной профессии – столяр.
2
0.5
1.5
Педагогическое
наблюдение,
выставки
2.6.
«Уральские сундуки.
Стилизация»
2
0.5
1.5
Педагогическое
наблюдение,
викторина,
выставки
2.7.
«Лепные изразцы. Фактура.
Рельеф». Беседа о
профессии керамист.
2
0.5
1.5
Педагогическое
наблюдение,
выставки
7
2.8.
«Уральский костюм.
Цветная бумага».
4
0.5
3.5
Педагогическое
наблюдение,
выставки
2.9.
«Кружевной кокошник.
Фломастеры».
2
0.5
1.5
Педагогическое
наблюдение,
выставки
2.10. «Мастер постройки.
Домики, которые построила
природа».
2
0.5
1.5
Педагогическое
наблюдение,
выставки
2.11. «Дом снаружи и внутри».
2
0.5
1.5
Педагогическое
наблюдение,
выставки,
творческая встреча
2.12. «Все имеет свое строение.
Бумажная пластика».
2
0.5
1.5
Педагогическое
наблюдение,
выставки
2.13. «Строим город из
пластилина».
2
0.5
1.5
Педагогическое
наблюдение,
выставки
2.14. «Совместная работа Братьев
– Мастеров. Композиция».
2
0.5
1.5
Педагогическое
наблюдение,
участие в конкурсе
творческих работ
3.
Раздел 3. «Реальность и
фантазия»
22
4
18
3.1.
«Изображение и реальность.
Мои друзья».
2
0.5
1.5
Педагогическое
наблюдение,
выставки
3.2.
«Птицы. Строение и
пропорции».
4
0.5
3.5
Педагогическое
наблюдение,
выставки
3.3.
«Фантастическое существо». 2
0.5
1.5
Педагогическое
наблюдение,
викторина, участие
в конкурсе
3.4.
«Фантастические
постройки».
2
0.5
1.5
Педагогическое
наблюдение,
выставки
3.5.
«Украшение и фантазия.
Русский костюм.
Аппликация».
4
0.5
3.5
Педагогическое
наблюдение,
творческая встреча
8
3.6.
«Постройка и реальность
Морские раковины».
2
0.5
1.5
Педагогическое
наблюдение,
выставки
3.7.
«Постройка и фантазия. Дом
Звездочета».
2
0.5
1.5
Педагогическое
наблюдение,
выставки
3.8.
«Братья –Мастера работают
вместе. Творческое
задание».
4
0.5
3.5
Викторина,
творческая встреча,
выставки
4.
Раздел 4. «О чем говорит
искусство».
32
8
24
4.1.
«Выражение характера
человека в изображении.
Женский образ».
4
1
3
Педагогическое
наблюдение,
выставки
4.2.
«Выражение характера
человека в изображении.
Мужской образ».
4
1
3
Педагогическое
наблюдение,
выставки
4.3.
«Образ человека и его
характер, выраженный в
объеме. Сказочные
персонажи».
4
1
3
Педагогическое
наблюдение,
викторина,
выставки
4.4.
«Выражение характера
человека через украшение.
Костюмы сказочных
персонажей».
2
1
1
Педагогическое
наблюдение,
выставки
4.5.
«Выражение характера через 6
конструкцию, декор. Образ
здания и его назначение».
1
5
Педагогическое
наблюдение,
выставка
постоянная
4.6.
«Какие бывают дворцы».
4
1
3
Педагогическое
наблюдение,
выставки
4.7.
«Выражение намерений
через украшение. Образ
корабля».
2
1
1
Педагогическое
наблюдение,
выставки
4.8.
«В изображении, украшении
и постройке человек
выражает свое отношение к
миру. Хозяин дома».
4
1
3
Педагогическое
наблюдение,
выставки
5.
Раздел 5. «Как говорит
искусство»
30
9
21
9
5.1.
«Цвет как средство
выражения. Холодные
цвета».
2
1
1
Педагогическое
наблюдение,
выставки
5.2.
«Холодные цвета.
Подводный мир».
2
0.5
1.5
Педагогическое
наблюдение,
выставки
5.3.
«Теплые цвета. Свеча».
2
0.5
1.5
Педагогическое
наблюдение,
выставки
5.4.
«Контраст гамм.
Композиция».
2
0.5
1.5
Педагогическое
наблюдение,
выставки
5.5.
«Глухие цвета. Весенний
пейзаж».
2
0.5
1.5
Педагогическое
наблюдение,
выставки
5.6.
«Звонкие цвета.
«Огневушка-Поскакушка».
2
1
1
Педагогическое
наблюдение,
викторина,
выставки
5.7.
«Линия как средство
выражения. Ритм линий.
Прически принцесс».
2
1
1
Педагогическое
наблюдение,
выставки
5.8.
«Характер линий. Город
сладкоежек».
2
1
1
Педагогическое
наблюдение,
выставки
5.9.
«Пятно как средство
выражения. Силуэтная
композиция».
2
0.5
1.5
Педагогическое
наблюдение,
выставки
5.10. «Ритм пятен. Стая».
2
0.5
1.5
Творческая встреча,
викторина.
5.11. «Пропорции выражают
характер. Дон Кихот и
Санчо. Скульптура».
2
1
1
Педагогическое
наблюдение,
выставки
5.12. «Ритм линий и пятен, цвет,
пропорции – средства
выразительности. Весна».
2
1
1
Педагогическое
наблюдение,
выставки
35.5
108.5
Всего 144
10
Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. «Чем и как работают художники. Художественные свойства материалов».
Тема 1.1. «Цветы с натуры». Зарисовки. Гуашь.
Теория: Знакомство с тремя основными цветами и их смесями.
Практика:
Составление
композиции,
исполнение
живописными
средствами
выразительности.
Тема 1.2. «Пейзаж с добавлением белой краски». Упражнение. Гуашь
Теория: Знакомство с составными цветами.
Практика: Выполнение живописной композиции.
Тема 1.3. «Пейзаж с добавлением черной краски». Упражнение. Гуашь.
Теория: Знакомство с составными цветами.
Практика: Выполнение живописной композиции
Тема 1.4. «Осенние листья». Живопись. Бумага, акварель.
Теория: Выразительные возможности акварели.
Практика: Выполнение живописной композиции.
Тема 1.5. «Упражнение «Корабль». Живопись. Бумага, акварель
Теория: Выразительные возможности акварели.
Практика: Выполнение живописной композиции
Тема 1.6. «Натюрморт с ракушкой». Композиция. Пастель и восковые мелки.
Теория: Знакомство с выразительными свойствами графических материалов.
Практика: Выполнение графической композиции с натуры. Компоновка в листе. Цветовое
решение композиции.
Тема 1.7. «Бабочки». Композиция. Пастель и восковые мелки.
Теория: Знакомство с выразительными свойствами графических материалов.
Практика: Выполнение графической композиции. Компоновка в листе. Цветовое решение
композиции.
Тема 1.8. «Движение осенних листьев». Аппликация. Цветная бумага.
Теория: Изучение выразительных возможностей аппликации.
Практика: Изображение движения осенних листьев под напором ветра в аппликативной
технике, наклеивание на фон.
Тема 1.9. «Орнаменты». Дизайнер – отличная специальность в большом городе.
Аппликация. Цветная бумага.
Теория: Схемы составления орнаментов. Изучение выразительных возможностей
аппликации.
Практика: Выбор мотива. Выполнение деталей, соединение элементов композиции.
Тема 1.10. «Зимний лес». Зарисовки. Графика. Карандаш.
Теория: Ознакомление с выразительными возможностями графических материалов.
Практика: Зарисовки карандашом зимнего леса и его обитателей.
Тема 1.11. «Неведомый мир». Графика. Бумага, тушь.
Теория: Ознакомление с выразительными возможностями графических материалов.
Практика: Выполнение графической композиции с опорой на изображения динозавров.
Тема 1.12. «Животные нашего зоопарка». Скульптор – одна из важных творческих
профессий. Лепка. Пластилин.
Теория: Изучение выразительных возможностей материалов для работы в объеме.
Практика: Скульптурное изображение животных с передачей деталей.
Тема 1.13. «Птица». Скульптурный рельеф. Пластилин, картон.
11
Теория: Изучение выразительных возможностей материалов для работы в объеме.
Практика: Изображение в технике рельеф птицы на картоне. Движение крыльев.
Тема 1.14. «Макет палат Медной Горы Хозяйки». Картон, цветная бумага. Печать,
гуашь.
Теория: Изучение выразительных возможностей бумаги.
Практика: Построение макета «под диктовку». Доработка печатными материалами.
Тема 1.15. «Портрет Медной Горы Хозяйки». Живописный портрет. Гуашь, печать,
ограниченная палитра.
Теория: Изучение способов компоновки фигур в листе, пропорции.
Практика: Компоновка фигуры в листе. Изображение фигуры гуашью с добавлением печати,
работа ограниченной палитрой.
Раздел 2. «Ты изображаешь, украшаешь, строишь».
Тема 2. 1. «Пейзаж. Планы». Бумага, акварель.
Теория: Знакомство с Мастером Изображения, Украшения и Постройки.
Практика: Выполнение живописного пейзажа, многоплановость.
Тема 2.2. «По мотивам уральских легенд». Гуашь. Бумага.
Теория: Изучение уральских легенд, построение многофигурной композиции.
Практика: Выполнение задания в живописной технике, доработка печатью.
Тема 2.3. «Растения». Бумага, тушь, перо, палочка, тонкая кисть.
Теория: Знакомство с Мастером Изображения.
Практика: Выполнение задания в графической технике.
Тема 2.4. «Пермский звериный стиль. Рельеф». Рельефная композиция.
Скульптурный пластилин.
Теория: Знакомство с пермским звериным стилем,
Практика: Выбор сюжета, составление композиции. Скульптурное решение. Основные
элементы композиции.
Тема 2.5. «Прялки. Орнамент из природных форм». Бумага, гуашь.
Теория: Столяр - древнейшая профессия востребованная и в современной жизни. История и
применение. Использование, значение орнамента и цвета. Мастер Украшения.
Практика: построение изображения. Выполнение прялки по собственному замыслу.
Декоративное и цветовое решение орнамента.
Тема 2.6. «Уральские сундуки». Развертка из бумаги, декоративное решение.
Зарисовки. Народная роспись.
Теория: Применение, декор. Характерные черты уральского орнамента.
Практика: Выполнение развертки.
Склеивание основных объемов. Декорирование развертки
Тема 2.7. «Лепные изразцы». Скульптурный рельеф. Скульптурный пластилин,
картон.
Теория: Профессия керамист. Изучение изразцов, их назначения.
Практика: Выполнение скульптурного рельефа, основных объемов. Фактуризация.
Тема 2.8. «Уральский костюм». Аппликация. Цветная бумага.
Теория: Изучение особенностей уральского костюма, декора.
Практика: Изображение мужской и женской уральской одежды.
Тема 2.9. «Кружевной кокошник». Композиция. Цветная бумага, фломастер.
Теория: Изучение видов кокошников. Зависимость декорирования от назначения.
Практика: Изображение кокошника. Декорирование.
12
Тема 2.10. «Домики, которые построила природа». Бумага. Фломастеры.
Теория: Знакомство с мастером постройки.
Практика: Выбор изображения. Выполнение основных элементов с опорой на фотографию.
Фактура.
Тема 2.11. «Дом снаружи и внутри». Живопись. Гуашь.
Теория: Зависимость внешнего вида от внутреннего содержания постройки.
Практика: Выбор изображения. Выполнение основных элементов. Выполнение частей
экстерьера и интерьера с опорой на фотографии.
Тема 2.12. «Все имеет свое строение». Бумажный рельеф. Ватман.
Теория: Изучение особенностей бумажного рельефа
Практика: Создаем из бумажных полос одинаковой ширины объемное изображение раковин
и морских звезд.
Тема 2.13. «Строим город из пластилина». Скульптурное изображение. Пластилин.
Теория: Мастер постройки.
Практика: Вылепить небольшое архитектурное сооружение и дополнительные пристройки в
единой стилистике.
Тема 2.14. «Композиция». Ватман. Восковые мелки.
Теория: Совместная работа Братьев – Мастеров.
Практика: Графическая композиция.
Раздел 3. «Реальность и фантазия».
Тема 3.1. «Зарисовки человеческого тела». Этюд. Карандаш.
Теория: Компоновка. Строение и пропорции человеческого тела. Манера исполнения. Шкала
тоновых градаций.
Практика: Работа под диктовку.
Тема 3.2. «Мои друзья». Работа по фотоматериалам. Гуашь.
Теория: Компоновка. Манера исполнения.
Практика: Самостоятельное выполнение работы по фотоматериалам. Манера письма гуашью
«от пятна» и «наложение»
Тема 3.3. «Птицы». Работа по фотоматериалам. Фломастеры.
Теория: Строение и пропорции. Компоновка предметов. Цветовое решение. Усиление
главных элементов.
Практика: Выполнение работы в графической манере.
Тема 3.4. «Фантастическое существо». Работа с натуры. Гуашь.
Теория: Приемы фантазирования. Компоновка предметов. Цветовое решение.
Практика: Компоновка предметов. Цветовое решение. Усиление главных элементов.
Тема 3.5. «Фантастические постройки». Живопись. Гуашь.
Теория: Приемы фантазирования. Цветовое решение.
Практика: Компоновка и построение предметов. Определение освещенных и теневых
участков. Выполнение работы в цвете.
Тема 3.6. «Русский костюм». Эскиз. Аппликация. Цветная бумага.
Теория: История и назначение одежды.
Практика: Выполнение работы в аппликативной манере.
Тема 3.7. «Морские раковины. Постройка и реальность». Бумажный рельеф. Белая
бумага.
Теория: Варианты построения бумажного рельефа.
13
Практика: Вычерчивание полосок из бумаги, склеивание. Выполнение объемной
композиции.
Тема 3.8. «Дом звездочета». Скульптура. Пластилин.
Теория: Варианты изображения построек. Ориентир на геометрические тела.
Практика: Выполнение скульптуры.
Тема 3.9. «Творческое задание». Материал на выбор.
Теория: Братья-Мастера работают вместе.
Практика: Выбор композиции. Компоновка в листе. Выполнение фона в живописной манере.
Цветовое решение композиции. Выявление главных элементов живописными средствами
выразительности.
Раздел 4. «О чем говорит искусство».
Тема 4.1. «Женский образ». Бумага, гуашь.
Теория: Выражение характера человека в изображении.
Практика: Выполнение живописного портрета.
Тема 4.2. «Мужской образ». Гуашь. Бумага.
Теория: Выражение характера человека в изображении
Практика: Выполнение задания в живописной технике, доработка печатью.
Тема 4.3. «Сказочные персонажи». Скульптурный пластилин.
Теория: Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
Практика: Слепить сказочного персонажа с ярким характером.
Тема 4.4. «Костюмы сказочных персонажей». Цветная бумага, фломастеры.
Теория: Выражение характера человека через украшение.
Практика: Нарисовать эскиз костюма сказочного персонажа.
Тема 4.5. «Замок». Бумага.
Теория: Выражение характера через конструкцию, декор. Связь облика здания с его
назначением.
Практика: конструирование в технике бумажная пластика.
Тема 4.6. «Какие бывают дворцы». Бумага, фломастеры.
Теория: Выражение характера постройки через конструкцию, декор.
Практика: Изображение дворцов, с опорой на фотографию, фактуризация
Тема 4.7. «Образ корабля». Скульптурный рельеф. Скульптурный пластилин, картон.
Теория: Выражение намерений через украшение, декор.
Практика: Выполнение в аппликативной технике облика корабля с узнаваемым характером.
Тема 4.8. «Хозяин дома». Художественный материал на выбор.
Теория: В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли,
настроение, свое отношение к миру.
Практика: Сделать изображение хозяина и его жилища.
Раздел 5. «Как говорит искусство».
Тема 5.1. «Упражнение». Бумага. Акварель.
Теория: Цвет как средство выражения. Холодные цвета.
Практика: Упражнение под диктовку. Цветовое решение композиции в холодной цветовой
гамме
Тема 5.2. «Подводный мир». Акварель.
Теория: Цвет как средство выражения. Холодные цвета.
14
Практика: Нарисовать реку и ее обитателей пользуясь цветом как средством выражения.
Выявление главных элементов живописными средствами выразительности.
Тема 5.3. «Свеча». Живопись. Акварель.
Теория: Цвет как средство выражения. Теплые цвета.
Практика: Нарисовать под диктовку горящую свечу, пользуясь цветом как средством
выражения. Выявление главных элементов живописными средствами выразительности.
Тема 5.4. «Контраст гамм. Композиция». Живопись. Акварель.
Теория: Цвет как средство выражения. Теплые цвета.
Практика: Нарисовать под диктовку перо Жар птицы, пользуясь цветом как средством
выражения. Выявление главных элементов живописными средствами выразительности.
Тема 5.5. «Весенний пейзаж». Живопись. Акварель.
Теория: Цвет как средство выражения, глухие цвета.
Практика: Нарисовать весенний пейзаж, пользуясь цветом как средством выражения.
Выявление главных элементов живописными средствами выразительности.
Тема 5.6. «Огневушка-Поскакушка». Живописная композиция, акварель.
Теория: Цвет как средство выражения, звонкие цвета.
Практика: Нарисовать живописную иллюстрацию с учетом выразительности звонких цветов.
Тема 5.7. «Прически принцесс». Графика. Карандаш.
Теория: Линия как средство выражения. Ритм линий.
Практика: Опираясь на фотографии изобразить 6 портретов принцесс с акцентом на
прическу. Штриховка.
Тема 5.8. «Город сладкоежек». Ватман, фломастеры.
Теория: Линия как средство выражения. Характер линий.
Практика: Сочинить изображение города сладкоежек. Фактуризация.
Тема 5.9. «Силуэтная композиция». Тушь, перо, кисть.
Теория: Пятно как средство выражения.
Практика: Нарисовать композицию тушью. Главное выделить графическим пятном
Тема 5.10. «Стая». Цветная бумага.
Теория: Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Практика: Выполнение композиции из цветной бумаги.
Тема 5.11. «Дон Кихот и Санчо». Скульптура. Скульптурный пластилин.
Теория: Пропорции выражают характер.
Практика: Лепим фигуры разноформатных героев, работа в паре.
Тема 5.12. «Весна». Бумага, смешанная техника.
Теория: Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности для художника.
Практика: Рисуем по живописному подмалевку.
1.4. Планируемые результаты
Метапредметные:
- развит художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное;
- проявляют усидчивость, аккуратность, трудолюбие, отзывчивость;
- демонстрируют уважительное отношение к сверстникам и взрослым;
- сформированы навыки поведения в творческом коллективе;
- умеют осуществлять совместное творчество.
15
Личностные:
- развито умение выражать свое отношение к произведению искусства;
- развивать познавательные процессы: внимание, память, мышление, воображение;
- развивать художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное;
- развито колористическое видение;
- развита моторика, пластичность, гибкость рук и точность глазомера.
Предметные:
- знают жанры изобразительного искусства и специальные термины;
- демонстрируют навыки рисования и владение различными техниками изобразительной
деятельности;
- знают основные законы цветообразования;
- грамотно используют различные художественные материалы;
- понимают основные закономерности размещения элементов композиции;
- знают правила использования кроющих (гуашевых) и акварельных красок;
- сформированы навыки безопасного использования инструментов и приспособлений.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
№ п/п Основные характеристики образовательного
процесса
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Окончание занятий
Сроки зимних каникул
36
72
4
144
15
21
16 сентября 2024 года
31 мая 2025 года
29 декабря 2024 года –
08 января 2025 года
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
- учебный кабинет;
- столы и стулья;
- мольберты;
- учебная доска;
- шкафы с наглядными материалами и демонстрационным фондом;
- настенные планшеты для выставочных мероприятий;
- шкаф для хранения папок, инструментов, канцелярских принадлежностей.
16
Кадровое обеспечение. Реализацию данной программы обеспечивает педагог
дополнительного образования, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями
в организации и ведении образовательной деятельности.
Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование, высшее образование
- бакалавриат, высшее образование - специалитет или магистратура.
Уровень соответствие квалификации: образование педагога соответствует профилю
программы.
Профессиональная категория: без требований к категории.
Методическое материалы
Методическое обеспечение:
- методические пособия по темам программы;
- интернет-ресурсы, видео, фото;
- иллюстративный материал.
- методическая литература: словари, справочники, видео-пособия.
- сборники о творчестве художников
Методы и приёмы обучения, используемые с обучающимися, можно условно разделить
на наглядные, словесные и практические.
Наглядный метод:
- использование наглядных пособий (демонстрация иллюстраций, презентаций, образцов
изделий и т.п.).
Словесный метод:
- рассказ;
- объяснение;
- инструкция;
- беседа;
- анализ и обсуждение;
- словесный комментарий педагога по ходу выполнения работы.
Практический метод:
- игровой приём;
- детское «сотворчество»;
- использование ассоциаций-образов, ассоциаций-метафор;
- комплексный приём обучения;
- выработка динамического стереотипа (повторяемость и повторность однотипных движений);
Кроме того, в работе с младшими школьниками очень эффективны и психологопедагогические приёмы:
- приём педагогического наблюдения;
- проблемного обучения и воспитания;
- приём индивидуального, дифференцированного подхода к каждому ребёнку;
- приём подсознательной деятельности;
- педагогическая оценка выполнения работы.
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
На этапе обучения в процессе освоения темы педагог осуществляет текущий контроль
с целью проверки освоения обучающимися образовательной программы. В процессе обучения
проводится промежуточная аттестация, а по окончанию освоения образовательной программы
проводится итоговая аттестация
17
Аттестация обучающихся проходит в форме:
- устные опросы;
- практические задания;
- участия в постоянной (сменной) выставке в Центре внешкольной работы «Новая Авеста»;
- участия в конкурсах художественной направленности различного уровня.
Аттестация подтверждается отзывами родителей, дипломами и грамотами конкурсных
мероприятий.
Оценочные материалы
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:
1. активность участия;
2. умение собеседника прочувствовать суть вопроса;
3. искренность ответов, их развёрнутость, образность, аргументированность;
4. самостоятельность;
5. оригинальность суждений.
6. дневник педагогического наблюдения.
№ Фамилия,
имя
обучающег
ося
Дата
занят
ия
Вид
задан
ия
Творческая
составляющ
ая
Подраж
ание
Компиля
ция
Импровиза
ция
Критерии и система оценки творческой работы:
1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как
организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения,
как выражена общая идея и содержание).
2. Владение техникой: как студиец пользуется художественными материалами, как использует
выразительные художественные средства в выполнении задания.
3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность, созданного
образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей
работы.
18
3. Список литературы
Нормативные документы:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - ФЗ).
2.
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3.
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-p.
5.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-p).
6.
Постановление
Главного
государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи» (далее СанПиН).
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
8.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
9.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018
№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
10.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 N 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее — Порядок).
11.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
12.
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об
утверждении Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ».
13.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
14.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 №АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной
деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
15.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № BK-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
19
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
16.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
17.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
Список литературы для педагога:
1. Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 1994. Гусакова М. А. Аппликация.
– М.: Просвещение, 1987.
2. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
3. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. - М.:
Педагогическое общество России, 2002.
4. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.
5. Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001.
6. Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000.
7. Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.
8. Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995.
9. Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга,
2000.
10. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: МИПКРО,
2003. Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Правда, 1982.
11. Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001.
12. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5- 7
лет. – Москва, 2001.
13. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006.
Список литературы для обучающихся (родителей):
1. Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.
2. Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.
3. Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002.
4. Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.
5. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.
6. Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.
7. Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003.
8. Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999.
9. Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003. Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.:
Юный художник, 2006.
10. Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2002.
20
Интернет- ресурсы:
http://1september.ru/ Издательский дом «Первое сентября» http://www.openclass.ru/node
интернет портал Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.
http://pedsovet.org/ Педсовет. Всероссийский интернет центр.
http://www.it-n.ru/ Сеть творческих учителей: официальный сайт
http://festival.1september.ru/ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
http://talant.spb.ru Созидание талантов
http://dopedu.ru/ Информационный портал «Дополнительное образование»
http://mastercity.orgzp.com/ Творческая мастерская «Город мастеров»
21