Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр внешкольной работы «Новая Авеста»
(МБУ ДО Центр «Новая Авеста»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
художественной направленности
«Фольклорный театр»
на 2024-2025 учебный год
Возраст обучающихся: 14 - 18 лет
3 год обучения (152 часа)
№ групп: 3
Уровень: базовый
Автор-составитель:
Мурашова Александра Константиновна
Педагог дополнительного образования
г. Екатеринбург, 2024 г.
Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Наименование
Пояснительная записка
Цель и задачи программы 3 года обучения
Планируемый результат 3 года обучения
Содержание программы 3 года обучения
Календарно-тематический план 3 года обучения
Условия реализации программы
Список литературы
Стр.
3
3
4
5
10
15
16
1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Фольклорный театр»
Направленность рабочей программы - художественная.
Уровень рабочей программы: базовый
Адресат программы: обучающиеся 14 - 18 лет.
Количество обучающихся в группе: 8-12 человек.
Объем и срок освоения рабочей программы. 2 год обучения, 152 часов в год.
Периодичность и продолжительность занятий: 2 раза в неделю по 2 часа, 1 час равен 45
минутам.
Форма обучения: групповая.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, открытое занятие
Формы подведения результатов беседа, наблюдение, открытое занятие, концерт.
Особенности организации образовательной деятельности:
группы формируются из обучающихся одного возраста; состав группы постоянный,
специального отбора в группы не проводится.
Учебный год начинается с 01 сентября.
Рабочую программу реализует педагог дополнительного образования
Рабочая программа «Фольклорный театр» реализуется в течение всего учебного года,
включая каникулярное время.
2. Цель и задачи рабочей программы 3 года обучения
Цель первого года обучения: создание условий для освоения жанров календарного
фольклора через участие в обрядах народных праздников
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с обычаями и обрядами народных праздников;
- совершенствовать навыки сольного и ансамблевого пения, хороводных движений и
простых круговых танцев;
- развивать индивидуальные творческие и музыкальные способности в процессе изучения
народных обрядов;
- формирование элементарных навыков поисковой деятельности по сбору материалов о
народных обрядах.
Развивающие:
- развитие индивидуальных и творческих способностей обучающихся;
- развитие эстетического и художественного вкуса;
- развитие музыкального слуха, чувства ритма;
Воспитательные:
- воспитание общей и музыкальной культуры детей;
- привитие
навыков
дисциплинированности,
организованности,
трудолюбия,
самостоятельности, коммуникативности;
- организация свободного времени и профилактика асоциального поведения
3
3. Планируемые результаты
Базовый уровень
Личностные результаты:
- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области фольклорного искусства:
интерес к народной культуре, бережное отношение к культурному наследию;
- воспитание уважительного отношения к народному творчеству, как своему, так и других
людей;
- развитие самостоятельности в поиске решения различных творческих задач;
- формирование духовных и эстетических потребностей;
- овладение песенными и игровыми навыками традиционного детского фольклора;
- воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
- отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
- сформированность первоначальных представлений о роли фольклора в жизни и духовнонравственном развитии человека;
- ознакомление и освоение песенно-игрового традиционного детского фольклора;
- ознакомление обучающихся с народными традициями, уважительное отношение к ним и
стремление узнать о народной культуре своего края.
Метапредметными результатами освоения курса «Тараторки» 1-го года обучения
являются перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД).
Регулятивные УУД
- Проговаривать последовательность действий на занятии при выполнении творческих
работ.
- Учиться работать по предложенному педагогом плану.
- Учиться совместно с наставником и другими обучающимися давать эмоциональную
оценку деятельности товарищей.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии
оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
наставника.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя ИКТ, свой жизненный
опыт и информацию, полученную на занятиях музыкальным фольклором.
- Сравнивать и группировать произведения детского фольклорного искусства по жанрам.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе определенных
условий самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
- Уметь применять песенно-игровые навыки традиционного детского фольклора:
- донести свою позицию до собеседника;
- оформить свою мысль в устной форме:
- Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях музыкальным
фольклором и следовать им.
4
К концу 3 года обучающиеся могут:
Знать и понимать:
Обряды календарные и песни:
- жатвенные, рождественские, масленичные, весенние, пасхальные, егорьевские, троицкие;
Обряды мужские и женские (егорьевские, трицкие);
Особенности обрядовых действий (вечора, копотиха);
Приобрести и овладеть навыками:
- инсценирования и театрализации обрядов (вертеп, театр-Петрушки, колядования,
ряжения, встречи весны, завивания березы и т.д.);
- пения в унисон и двухголосно с сопровождением и без сопровождения;
- соединение песни с движением и театральным действием;
- игры на шумовых инструментах по заданному ритму.
-
Проекты календарных праздников:
Покровская ярмарка
Екатерина-санница
Колядки
Масленица
Сороки
Пасхальные забавы
Музыкальный подарок Ветеранам
Участие в массовых мероприятиях, концертах.
4. Содержание учебного (тематического) плана
3 года обучения.
Тема 1. Введение в программу.
Теоретические занятия:
Знакомство с целями и задачами курса, инструктаж по Т.Б.
Практические занятия: Входная диагностика.
Тема 2 Календарные песни – самые древние.
Теоретические занятия: Календарь-месяцеслов (месяцы, недели, дни, праздники, морозы
имели свои «имена»). Календарный фольклор связан с природой, природными явлениями,
народными праздниками. Календарный песенный фольклор: восенские песни, зимние песниколядки, овсени, виноградья, масленичные песни, веснянки, вьюнишные, семицкие.
Практические занятия: исполнение календарных песен.
Тема 3. Холоден сентябрь, да сыт.
Теоретические занятия: Народное слово о сентябре. Приметы. Прозвища. Сентябрь-желтень,
хмурень, ревун. Семен день – семена долой. Уборка колосовых. С Семена дня охота на
зайцев. В Семенов день впервые садят на лошадь. Потешный обычай «Похороны мух и
тараканов». Осенины – Оспожинки – праздник второй осени. Загадки про овощи. Луковая
неделя. Загадки про лук. Обычай гасить старый огонь, зажигать новый. Осенины – семейный
праздник. Угощение гостей. Воздвиженье. Хлеб с поля домой движется. Птица в отлет
сдвинулась. Кукушка-ключница. Медведь в берлогу спать ложится. Змеи «сдвигаются» в
одно место. Обычай запирать ворота. Первая барыня-капуста.
Практические занятия:
5
Заклички: «Ветер-ветерцо», «Дождик, дождик убывай», «Взойди, взойди солнышко»
Закличка улетающим гусям
Дразнилка: «Зайчик, ты зайчик, коротеньки ножки»
р.н.п. «Бежит зайчик по ельничку», «Как у белого у зайца», «Осень на порог» «Воздвиженье
провожали,
Пестушка: «Ехали гусары»
Игра: «Шли кони», «Кострома»
Пантомима: «Во саду ли, в огороде»
Хороводная игра «Вечерня капустка»
Тема 4. Октябрь ни колеса, ни полоза не любит.
Теоретические занятия:
Народное слово об октябре. Приметы. Прозвища. Октябрь-грязник, позимник. Заклички
дождю, ветру. Первый праздник октября радостный и «вкусный». Праздник меда. «Зосимазаступник пчел, лакомый стол». Загадки к празднику. Ульи к зиме. Пчелы – разумные
насекомые. Заговоры пчелиные. Пчелиная считалка. Покров. Обычай «запекать углы».
Покровская ярмарка. Параскева Пятница – грязнуха, порошиха. Приметы на Параскеву
Пятницу. Параскева Пятница – защитница семейного счастья, целительница недугов и
болезней, покровительница женских работ. Запреты на Параскеву Пятницу. Прозвище
ПараскевыПятницы – Льняница. С Параскевы начинали трепать и мять лен. Рассказ о льне.
Льняные снопы – тюпки. Льняные посиделки: копотиха, супрядки. Веретено. Прялка. Борода
на прялке – кудель. Приговоры пряже. Загадки про лен.
Практические занятия:
Заклички: «Ветер-ветерцо», «Дождик, дождик перестань»
Приговорки: «Пчелушки серые, малые», «Пчелки-жальца иголки», «Расти мой ленок», «Я
посею, посею ленку»
Припевка: «Мы сеяли ленок»
Прибаутка: «Уж, ты, прялица-кокорица моя»
р.н.п. «Ивановы пчелки», «Патока с имбирем», «На торгу, торгу крутом»
Хороводная песня: «Научико меня, мать»
Сказка про умных пчел «Два мужика»
Игра: «Пчелы», «Веревочна», «Клубок», «Горшки»,
казахская народная игра «Цыплята» (Балапандар), К.Д. Ушинский «Ярмарка»
Проведение «Покровской ярмарки»
Тема 5. В ноябре зима на «плетень взбирается».
Теоретические занятия:
Народное слово о ноябре. Приметы. Прозвища. Ноябрь-грудень, полузимник, снеговей,
бездорожник, сумерки года, лета обидчик, канун зимы. Синичкин братец – серый воробей,
предсказатель погоды. Птицы-зимники: ворон, ворона, галка, сорока, снегирь, свиристель.
Голоса птиц. Птицы-предсказатели погоды. Птичьи игры.Кузьминки – первая встреча зимы,
день Кузьмы и Демьяна. Кузьма и Демьян – кузнецы, рукомесленники. Обычай «свадеб при
наковальне». Обычай «курьи именины».
Практические занятия:
Прибаутка: «Галки-вороны»
Потешка: «Сорока»
Приговорка: «Свиристель верть на ель», «Рано вставали стали ковали», «Наша курочка
6
кокочет»
Игры: «Ловлю птиц на лету», «В птицы», «Воробьи и вороны», «Курочка и цыплята»,
Величание кузнеца: «Рано-рано кукушка кричала»
р.н.п. «Уж ты, коваль, ковалечек»
Тема 6. Три витязя зимы.
Теоретические занятия:
Федот идет лед везет. Защитник рыб. Узоры Федота-ледостава. С Федота- студита зима
сердита. Предводитель холодных ветров. Трескучие морозы. Загадки о метели, вьюге.
Пословицы, поговорки о морозе. Милостивый Иван- Снежник любит красоту, наряжает
землю, спасает зверей, сохраняет семена трав, цветов, хлебов.
Практические занятия:
р.н.п. «Морозко молод, скачу, скачу в холод», «Пришла осень пришла осень золотистая»
Сказка: «Мороз Васильевич»
Игры: «Горелки», «Ледяная гора», «Снежная баба», «Два Мороза», татарская «Тимербай»,
киргизская «Тополь» (Терек).
Хоровод: «Сею вею снежок»
Тема 7. Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Теоретические занятия:
Народное слово о декабре. Прозвище декабря – студень, хмурень, лютень. Зима вьюжная
снежная холодная. Зима -предсказательница погоды. Праздники зимы: Святые вечера,
Рождество, Масленица. Екатерина-санница. Зимняя ярмарка. Санный проезд «утугой».
Санные частушки, песни.
Практические занятия:
Частушки: «Что миленку не кататься»
Скороговорка: «Семеро саней»
Прибаутка: «Как у Карпова двора»
Плясовая песня: «Как упали снежки»
Тема 8. Январь год начинает, зиму продолжает.
Теоретические занятия:
Святки. Христославие. Обсевание зерном изб (ходили пастух или дети- мальчики). Обычай
жечь костры. Колядование. Святочные ряженые. Обрядовые действия накануне крещения:
старший квохчет на пороге в разодранном полушубке. Крещенский снег исцеляет. Рисовали
кресты на стенах медом. Водосвятие. Прорубь Иордань. Освящение воды. Купание в
Иордании – очищение от греха, излечение от болезни. Крещение пробуждает чувства
радости, милосердия, сострадания. Емеленынакрути-бураны велят сказки сказывать.
Присказка – двери сказки. Сказка – мудрость народа. Она учит, наставляет, объясняет,
успокаивает.
Практические занятия:
Колядка: «Маленький вьюнщик», «Сею, вею, посеваю»
Рождественская песня: «Рождество идет, радости несет»
Обрядовая зимняя песня: «Посидите, гости, побеседуйте»
Сказки: «Корыто и звери», «Медведь и бычок»
Тема 9. Февраль – межа Зимы и Весны.
Теоретические занятия: Народное слово о феврале. Вьюги да метели. Ефремов день – день
рождения Домового. Прозвища Домового: «Дед», «Хозяин», «Хозяинушко». Облик
7
Домового. Домовой предсказывает, наказывает, пугает. Обычай «задобрить» Домового.
Рассказы о Домовом. Прибаутки для Домового. Сусретеньев день – встреча Зимы и Весны.
Прозвища февраля. Приметы на Сретение. Обычаи на Сретение: кормили овсом кур;
отгоняли злые силы от дома; разводили костры, прыгали через огонь; дети выбегали на
сугробы закликать солнышко. Древний бог солнца – Хорс. Солнце в народных поверьях.
Вождение хороводов. Святая Агафья – защитница коров. Корова на дворе – еда на столе.
Оберег для коровы. Пословицы, поговорки о корове. Народные поверья и легенды о корове.
Заклинания коровьей смерти «живой огонь» - ограда от болезней рогатых кормилиц.
Практические занятия:
Приговорка Домовому: «Дадим деду каши»
Приговорка: «Водой поливаю, худобу вынимаю»
Закликание: «Смерть, смерть, ты коровья смерть…» Заклички: «Ау, ау, аукаем, Весну
приаукиваем», «Солнышко, солнышко красное ведрышко», «Солнышко-теплышко, красное
колесушко»
Прибаутки: «Неумоя», «Тпруни, тпруни у Петруни», «Вот совушка-сова», «Уж как шла
лиса», «Скок, скок, поскок»
р.н.п.: «Тень, тень, потетень», «Зайчик, ты, зайчик», «Долгоногий журавель», «Ходил козел
на базар», «Ой, вставала я ранешенько», «Коровушка»
Хоровод: «Лиле», «Вот уж зимушка проходит»
Тема 10. Масленица – честная, широкая, разгульная, сырная неделя.
Теоретические занятия:
Понедельник – Встреча; вторник – Заигрыши; среда – Лакомка; четверг – Широкий четверг;
пятница – Тещины вечерки; суббота – Золовкины посиделки; Прощеное воскресение –
Проводы Масленицы. Обычаи Масленицы. Чучела из соломы. Блины. Катания на санях,
салазках, рогожках с гор. Строительство снежных городков. Катание на лошадях. Кулачные
бои. Конские бега. Ярмарка. Театральные представления. Угощение блинами родственников.
Проводы Масленицы. Прощение у родных: «Прости меня, пожалуй, буде в чем виноват пред
тобою».
Практические занятия:
Масленичные песни: «А мы Масленицу дожидаем», «Как вставала я ранешенько»,
«Масленка, масленка», «Масленица-кривошейка», «Частушки»
Игры: «Бояре», «Сижу на камушке», «Масленица-старашенница», «Челнок», «Чайничек»,
«Шел козел по мостику», «Шел козел дорогою»
Тема 11. Март Зиму кончает, Весну начинает.
Теоретические занятия:
Народное слово о марте. Март весну на землю впускает. Название марта в Древней Руси:
березень, березозол. Народные прозвища марта: солнечник, капельник, свистун, ветронос,
весновка. Приметы весенние. Приметы мартовские. Первый день марта – новичок. Обычаи
первого дня.Тимофей – весновей. Вестник теплых дней. «По Тимофею – весна». Забавы на
солнышке: молчанки, голосянки, сечки с поддевками, скороговорки, словесные игры.
Закликания весны. Игры. Веснянки. Прилет птиц. Закликания птиц
Практические занятия:
Заклички: «Солнышко, солнышко, выйди поскорей», «Солнце», «Ясна-красна»
Веснянки: «Кулик из-за моря лети», «Летит за моря кулик», «Жучик-крючик, паучок»,
«Жаворонушки, прилетите», «А-у, а-у аукаем Весну», «Ты, Весна-красна, ты на чем
8
пришла?»
Игра-молчанка: «Венчики, венчики, летали бубенчики»
Игры-голосянки: «Станем мы, братцы, голосянку тянуть», «Тянем-потянем до самой зари»
Игры-поддевки: «И мы тоже», «Эй, Петька! Тебе поклон послали», «Вот вы и ошиблись»
Игры-сечки: «Секу, секу 20, высеку 15», «Секу, секу 3, высеку я 3», «Три один, три один, три
один, один, один»
Игры: «Чудеса в решете», «Я гуляла во дворе», «Садовник», «Золотые ворота»,
«Дроворубы», «Золотые ворота - 2»,
Проведение Масленичных гуляний.
Тема 12. Апрель – водолей.
Теоретические занятия: Народное слово об апреле. Апрель всех напоит. Древнерусские
названия месяца: березень, снегогон, цветень. Приметы весенние, арпельские. Обычаи.
Водяной просыпается от зимней спячки. Угощение водяного. Родион – ледолом. Антипы
водополья, половода. Медведь выходит из берлоги; зайцы на слуху, бегают днем. Мартын –
лисогон (переселение лисиц со старых в новые норы). Ворон купает детей.
Практические занятия:
Прибаутки: «Ай, ду-ду, ай, ду-ду», «Зайка, зайка горностайка»
Песни-веснянки: «Солнышко», «Ай, кулик, клик», «Столько теплых нам деньков»
Игры: «Гори, гори, ясно», «Селезень утку уловил
Тема 13. Пасхальный звон. Вербное воскресение.
Теоретические занятия:
Загадка о русском национальном чуде. Маленькие колокола-«зазвонные»; средний –
«вседневный»; большой колокол звучал по большим праздникам: Рождество, Пасха.
Стихотворение «Пасхальный звон».Вербное воскресение – Вход Господень в Иерусалим.
Обычай освящения вербы, великая сила освященной вербы.
Практические занятия: Приговоры вербные Колокольные звоны России
Приговор: «Вербохлест»
Хороводная игра: «Верба, верба, вербочка кудрявая»
Прибаутка: «Сорока-белобока»
Тема 14. Егорьев день – начинай сей.
Теоретические занятия: Егорий – праздник пастухов. Первый выгон скота в поле вербою с
Вербного воскресения. В народе Егорьев день называют «Егорий вешний», «зеленый
Юрий». В его власти земля, дикие животные. Обычаи и приметы Егорьева дня.
Практические занятия:
Заклички. Песни егорьевские.
Тема 15. Май леса наряжает, лето в гости поджидает.
Теоретические занятия: Народное слово о мае. Древнерусские названия месяца: травень,
песенник, листопух. Майские приметы и обычаи. «Май холодный – год хлебородный».
Борис и Глеб сеют хлеб. Ирина – рассадница. Иов – горошник, росенник. С Николина дня –
средний посев яровых. На Николу Вешнего выгон лошадей на подножный корм.
Приговоры на рассаду, сев гороха, сев бобов. Обращения к Николе-батюшке с просьбой
послать обильные дожди на посевы. Пословицы, скороговорки, поговорки про коня.
Практические занятия:
Пестушки: «Кую, кую, ножки»
Прибаутка: «Тпруни, тпруни»
9
Игры: «Кони»
Тема 16. «Отчетный концерт»
Теоретические занятия: Проведение инструктажа перед концертом.
Практические занятия: концертные номера.
№
Дата
5. Календарно-тематический план
третьего года обучения
Количество
Форма
Форма
уч. часов
Тема занятия
занятия
контроля
практ теор
Лекция,
1,0
1,0 Инструктаж по ОТ. Введение в Обсуждение
беседа
программу
Практическое
1,5
0,5 Обряды календарные.
Наблюдение
занятие
Обходные песни Рождества.
1
03.09.2024
2
05.09.2024
3
10.09.2024
Практическое
занятие
1,5
4
12.09.2024
Лекция,
беседа
1,5
0,5
5
17.09.2024
Практическое
занятие
1,5
0,5
6
20.09.2024
Практическое
занятие
1,5
0,5
7
24.09.2024
Лекция,
беседа
1,5
0,5
8
27.09.2024
Практическое
занятие
1,5
0,5
9
01.10.2024
Лекция,
беседа
1,5
0,5
10
04.10.2024
Практическое
занятие
1,5
0,5
11
08.10.2024
Практическое
занятие
1,5
0,5
12
11.10.2024
Практическое
занятие
1,5
0,5
13
15.10.2024
Практическое
занятие
1,5
0,5
14
18.10.2024
Лекция,
1,5
0,5
0,5
Обряды календарные.
Масленичные песни.
Веснянки.
Обряды
календарные.
Егорьевские,
волочебные,
вьюнишные песни.
Жатвенные обряды и песни.
Зажимки. П. «Сидит дед на
меже», «По межам ходим».
Жатвенные обряды и песни.
«Сноп - именинник». Р.н.п.
«Нивка, нивка».
Жатвенные обряды и песни.
Дожинки, «помочи». Р.н.п.
«Дожали, дожали».
Жатвенные обряды и песни
«Борода козла». Конец жатвы.
Р.н.п. «Ходил козёл по меже».
Воздвижение.
Старинные
истории о лешем. Загадки.
Р.н.п. «Тпруни, тпруни».
Воздвижение.
Загадки
о
капусте. Хороводная игра
«Вейся, вейся, капустка».
Воздвижение.
Капустные
вечорки.
Р.н.п.
«Вечерня
капустка».
Батюшка
Покров.
Православный
праздник.
Приговоры девушек. Р.н.п.
«Уж ты, прялица».
Батюшка Покров.
Холстина к иконе. Игра
«Клубок».
Наблюдение
Батюшка Покров. Ярмарка.
Обсуждение
Обсуждение
Наблюдение
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
10
15
22.10.2024
беседа
Практическое
занятие
1,5
0,5
16
25.10.2024
Практическое
занятие
1,5
0,5
17
29.10.2024
Практическое
занятие
1,5
0,5
18
01.11.2024
Лекция,
беседа
1,5
0,5
19
05.11.2024
Практическое
занятие
1,5
0,5
20
08.11.2024
Практическое
занятие
1,5
0,5
21
12.11.2024
Практическое
занятие
2,0
22
15.11.2024
Лекция,
беседа
1,5
0,5
23
19.11.2024
Практическое
занятие
1,5
0,5
24
22.11.2024
Практическое
занятие
1,5
0,5
25
26.11.2024
Практическое
занятие
1,5
0,5
26
29.11.2024
Лекция,
беседа
1,5
0,5
Игра «Горшки».
Первые холстины.
Лен на Урале. Обработка льна.
Припевка «Ой, да куделикуделицы».
Первые холстины.
Лен на Урале. Р.н.п. «Пряла
Дуня лён».
Первые холстины.
Лен на Урале. Изготовление
холста. Игра «Научи-ко меня,
мать».
Первые холстины.
Лен на Урале. Запреты на
прядение.
Р.н.п. «Тётушка Арина была
прясть горазда».
Уральская
вечорка
«Копотиха». Подготовка льна
к прядению и ткачеству
Вечорочная песня «Ленок».
Игра «В сусиди».
Уральская
вечорка
«Копотиха».
Трепачиха.
Копотиха. Плясовая песня
«Сентитюриха». Игра
«В
селезня».
Уральская
вечорка
«Копотиха». Кадриль «Как по
травкам, по муравкам».
Димитриевская неделя. Р.н.п.
«Вспомним, братцы, россов
славу».
Димитриевская неделя.
Почитаемый
воинский
праздник Древней Руси.
День
святого
Димитрия
Солунского.
Р.н.п.
«Солдатушки,
бравы
ребятушки».
Димитриевская
неделя.
Поминальная Дмитриевская
суббота. Р.н.п. «Ой, да не
вечер».
Птицы-зимники.
Праздник
«Зиновий-синичник». Птичьи
приметы. Прибаутки: «Синица
богата», «Синичка, синичка».
Игра «Воробьи и вороны».
Птицы-зимники.
Ворон,
ворона, сорока – разные
птицы. Прибаутка «Ой,ребята,
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Обсуждение,
устный
опрос
11
27
03.12.2024
Лекция,
беседа
1,5
28
06.12.2024
Практическое
занятие
2,0
29
10.12.2024
Лекция,
беседа
1,5
0,5
30
13.12.2024
Лекция,
беседа
1,5
0,5
31
17.12.2024
Занятие-игра
1,5
0,5
32
20.12.2024
Практическое
занятие
2,0
33
24.12.2024
Практическое
занятие
1,5
0,5
34
27.12.2024
Практическое
занятие
1,5
0,5
35
30.12.2024
Лекция,
беседа
1,5
0,5
36
10.01.2025
Практическое
занятие
1,0
1,0
37
14.01.2025
Практическое
занятие
1,5
0,5
38
17.01.2025
Практическое
занятие
2,0
39
21.01.2025
Лекция,
беседа
1,5
0,5
0,5
тарара». Игра «В птицы».
Птицы-зимники. Птичьи игры.
Игра «Ловлю птиц на лету».
Сибирская игровая песня
«Скакал воробей».
Птицы-зимники. Птичьи игры.
Игра «Ловлю птиц на лету».
Сибирская игровая песня
«Скакал воробей».
Кузьминки. Ремесла на Урале.
Праздник Кузьмы и Домиана.
Р.н.п.
«Уж
ты,
коваль,
ковалёчек».
Кузьминки. Ремесла на Урале.
Р.н.п. «Посмотрите, как у насто в мастерской».
Нижнетагильские подносы,
лаковая живопись.
Спиридон-Солнцеворот.
Встреча солнца. Заклинание
солнцу. Закличка
«Солнышко-колесо».
Спиридон-Солнцеворот.
Подготовка
к
святкам.
Колядка «Сею, вею, посеваю».
Рождественские обряды и
песни.
Песня славления «Славитеславите
Рождественские обряды и
песни.
Песня славления
«Маленький вьюнщик»
Рождественские обряды и
песни. Песня зимнего обхода
дворов
«Рождество
идёт,
радости несёт» .
Инструктаж
по
ТБ
Рождественские обряды и
песни. Песня зимнего обхода
дворов «Сеем, веем снежок».
Рождественские обряды и
песни. Колядование. Колядки
«Пошла коляда»..
Рождественские обряды и
песни. Колядование. «Колядаколядин».
Рождественские обряды и
песни.
Вертепное
представление
Рождественские
песни
«Христе
днесь
родился»,
«Шедше трие цари».
Обсуждение,
устный
опрос
Наблюдение
Обсуждение
Обсуждение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Обсуждение
12
40
24.01.2025
Практическое
занятие
2,0
41
28.01.2025
Практическое
занятие
2,0
42
31.01.2025
Практическое
занятие
2,0
43
04.02.2025
Занятие-игра
2,0
44
07.02.2025
Практическое
занятие
2,0
45
11.02.2025
Лекция,
беседа
1,0
1,0
46
14.02.2025
Практическое
занятие
1,5
0,5
47
18.02.2025
Занятие-игра
2,0
48
21.02.2025
Лекция,
беседа
1,5
49
25.02.2025
2,0
50
28.02.2025
51
04.03.2025
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Лекция,
беседа
1,5
0,5
52
07.03.2025
Практическое
занятие
1,5
0,5
53
11.03.2025
Лекция,
беседа
1,5
0,5
0,5
2,0
Рождественские обряды и
песни.
Вертепное
представление
Рождественские песни «Не
плачь,
Рахиля»,
«Многие
лета».
Рождественские обряды и
песни. Гадания. Подблюдные
песни «Уж мы песни поём»,
«Ты гори, свеча».
Рождественские обряды и
песни. Страшные вечера.
Рождественские
песни
«Колечко моё посеребряное»,
«Ты гори, свеча».
Рождественские обряды и
песни. Игры-гадания.
Игра «Я качу-мечу золото
кольцо».
Рождественские обряды и
песни. Игры-гадания.
Игра
«Кован,
кован,
перекован».
Масленичные обряды и песни.
Встреча
Масленицы.
Масленичная песня «Пришла
Масленица годовая».
Масленичные обряды и песни.
Магический
смысл
масленичных
действ.
Масленичные песни «Ой,
Масленица, протянись», «Всю
неделю мы не пряли».
Масленичные обряды и песни.
Игры и забавы: «Челнок»,
«Чайничек».
Масленичные обряды и песни.
Игра «Бояре».
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Наблюдение
Обсуждение,
устный
опрос
Масленичные обряды и песни. Наблюдение
Театр Петрушки.
Масленичные обряды и песни. Наблюдение
Театр Петрушки.
Масленичные обряды и песни. Обсуждение
Театр Петрушки
Масленичные обряды и песни. Наблюдение
Гостевые обычаи. Песни «Как
вставала
я
ранёшенько»,
«Блины».
Масленичные обряды и песни. Обсуждение
Прощённое
воскресенье.
13
54
14.03.2025
Практическое
занятие
1,5
0,5
55
18.03.2025
Практическое
занятие
1,5
0,5
56
21.03.2025
Практическое
занятие
2,0
57
25.03.2025
Лекция,
беседа
1,5
58
28.03.2025
Практическое
занятие
2,0
59
01.04.2025
Практическое
занятие
2,0
60
04.04.2025
Лекция,
беседа
1,5
0,5
61
08.04.2025
Практическое
занятие
1,5
0,5
62
11.04.2025
Практическое
занятие
1,5
0,5
63
15.04.2025
Практическое
занятие
1,5
0,5
64
18.04.2025
Практическое
занятие
1,5
0,5
65
22.04.2025
Практическое
занятие
1,5
0,5
66
25.04.2025
Лекция,
беседа
1,5
0,5
67
29.04.2025
Практическое
занятие
2,0
0,5
Песня «Ты прощай, прощай,
наша Масленица».
Весенние обряды и песни.
Встреча весны. Веснянка
«Весну пора звать».
Весенние обряды и песни.
Встреча весны. Веснянка
«Ой, весна, ты, весна».
Весенние обряды и песни.
Герасим-грачевник. Веснянка
«Жучик-крючик».
Весенние обряды и песни.
Герасим-грачевник. Веснянка
«Кулик-самород».
Весенние обряды и песни.
Сороки.
Веснянка
«Жаворонки, прилетите».
Весенние обряды и песни.
Обрядовое
печенье
«Грачики»,
«Жаворонки».
Веснянка «Солнце, солнце,
колесо».
Весенние обряды и песни.
Благовещенье.
Веснянка
«Благослови, мати».
Весенние обряды и песни.
Праздник «Весна-красна».
Пасхальная
седмица.
Страстная неделя. Волочебная
песня «Открой окно, гляди в
извно»
Пасхальная
седмица.
Пасхальное яйцо. Пасхальные
забавы.
Пасхальная
седмица.
Крашеное пасхальное яйцо.
Вьюнишная песня «Выходи,
вьюница, на крыльцо».
Пасхальная седмица. Катание
на
качелях.
Качульные
частушки.
Пасхальная
седмица.
Волочебная песня «Далалынь,
далалынь».
Пасхальная седмица. Уличные
гуляния. Вьюнишная песня
«Ещё дома ли хозяин?».
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
14
68
02.05.2025
Практическое
занятие
2,0
Пасхальная
седмица. Наблюдение
Хороводы,
игрища.
Вьюнишная песня «Прикажика, господин, нам молитву
сотворить».
69
06.05.2025
2,0
70
13.05.2025
Практическое
занятие
Практическое
занятие
71
16.05.2025
Лекция,
беседа
1,5
0,5
72
17.05.2025
Практическое
занятие
1,5
0,5
73
20.05.2025
Практическое
занятие
1,5
0,5
74
23.05.2025
Практическое
занятие
1,5
0,5
75
27.05.2025
Практическое
занятие
2,0
76
30.05.2025
Практическое
занятие
2,0
Пасхальная седмица.
Светлая неделя.
Егорьевские песни-весенние
обрядовые песни. Егорьев
день-пастуший
праздник.
Егорьевская
песня
«Мы
ранёшенько вставали, белы
лица умывали».
Егорьевские песни-весенние
обрядовые песни. Обычай
Егорьева дня. Егорьевская
песня «Спасибо тебе, тётка, на
хорошем подаянье».
Егорьевские песни-весенние
обрядовые.
Выгон
скота.
Егорьевская песня «Повернись
твой дом к верху дном».
Егорьевские песни-весенние
обрядовые
песни.Первая
пахота Егорьевская песня
«Вокруг поля мы ходили»
Троицкие песни. Девичьи
обряды. Кумление. Троицкая
песня «Уж мы, девушки, дело
сделали»
Троицкие песни. Девичьи
обряды.
Троицкая неделя.
Троицкая песня «На том месте
при дужочке».
Троицкие песни. Девичьи
обряды. Похороны Костромы.
Игра «Кострома, Кострома, ты
нарядная была».
Всего
2,0
Наблюдение
Наблюдение
Обсуждение
Наблюдение
Открытое
занятие
123
29
152 ч
6. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
1. Учебный класс для занятий фольклором.
2. Сценическое пространство.
3. Фортепиано.
4. Звукоусиливающая аппаратура (колонка, микшерный пульт, микрофоны).
В реализации общеразвивающей программы участвует 1 специалист:
Мурашова Александра Константиновна, педагог дополнительного образования.
15
Квалификационная категория: высшая.
Методическое обеспечение
1. Методическая литература: словари, справочники, видео-пособия.
2. Нотные сборники: вокальные упражнения, учебно-тренировочная литература.
7. Список литературы для педагога:
1. Байкова Л. А. Психология здоровья. Социальное здоровье детей и молодежи. Учебное
пособие. - М.: Юрайт. 2019.
2. Бобченко Т. Г. Психологические тренинги. Основы тренинговой работы. Учебное
пособие. - М.: Юрайт. 2020.
3. Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. Харьков: «ФОЛИО», 2012.
4. Генри Смит.Тренинг прогнозирования поведения. Тренинг сенситивности. Изд.: «Речь»,
2001.
5. Гребенкин Е.В. Школьная конфликтология для педагогов и родителей. – Феникс, 2013.
6. Гримак, Л.П. Психология активности человека: психологические механизмы и приемы
саморегуляции / Л. П. Гримак. - Москва: URSS, Либроком, 2018.
7. Гришина, Н. Психология конфликта: учебное пособие / Наталия Гришина. - СанктПетербург [и др.]: Питер, Питер пресс, 2018.
8. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. –
СПб,: Речь, 2008.
9. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. Практическое
пособие для психологов, педагогов и родителей / Панфилова Марина Александровна. - М.:
ГНОМ и Д, 2014.
10. Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия
социальной адаптации под редакцией М. Алиева, Т. Гришанович, Л. Лобанова. Изд.: «Речь»,
2006
Список литературы для обучающихся:
1. Армстронг Т. Ты можешь больше, чем ты думаешь. – Манн, 2018.
2. Вальдшмидт Д. Будь лучшей версией себя. – Манн, 2019.
3. Гайссельхарт Р. Память. Тренировка памяти и техники концентрации внимания. – ОмегаЛ, 2015.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Как бы ты поступил? Сам себе психолог. – АСТ, 2018.
5. Кострикин П.П. Большая книга тренировки внимания. – АСТ, 2013.
6. Чеснова И.В. Как стать уверенным в себе? – АСТ, 2018.
7. Рубин И. Уверенность в себе. Простые практики для обретения внутренней силы и
твѐрдости. – Манн, 2017.
8. Умнов В.И. Я и мои друзья. Тесты для саморазвития. – Научная книга, 2017.
16