Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр внешкольной работы «Новая Авеста»
(МБУ ДО Центр «Новая Авеста»)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Как достичь успеха в школе»
Возраст обучающихся: 6,6 - 8 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
Калгина Елена Александровна,
Педагог дополнительного образования
г. Екатеринбург, 2024
Содержание
№ Наименование
1. Комплекс основных характеристик
Стр.
3
1.1. Пояснительная записка
3
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
5
1.3. Учебный (тематический) план. 1 год обучения.
6
Содержание учебного (тематического) плана. 1 год обучения.
1.4. Учебный (тематический) план. 2 год обучения.
Содержание учебного (тематического) плана. 2 год обучения.
1.5. Планируемые результаты
2. Комплекс организационно-педагогических условий
9
12
16
19
20
2.1. Календарный учебный график 1,2 годов обучения
20
2.2. Условия реализации программы
20
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы
21
2.4. Список литературы
23
2
1. Комплекс основных характеристик
1.1.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Как достичь
успеха в школе» составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022г. № 678-р).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. №09-3242
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015г. № 996-р.
8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена
Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017г. № 1642
9. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта
«Образование».
10. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018г. № 162-д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
11. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
26.06.2019г. № 70-д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской
области».
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
22.02.2022г. № 195-д «О независимой оценке качества (общественной экспертизы)
дополнительных общеобразовательных программ».
13. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец
Молодежи» Приказ от 01.11.2021г. № 934-д (в соответствии с п. 3.6 приказа Министерства
просвещения РФ от 03.09.2019г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»).
14. Письмо Минпросвещения России от 01 июня 2023г. № АБ-2324/5 «О внедрении Единой
модели профессиональной ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской
Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего
образования», «Инструкцией по подготовке к реализации профориентационного минимума в
образовательных организациях субъекта Российской Федерации»).
15. Постановление Администрации города Екатеринбурга от 01.09.2023г. № 2350 «Об
утверждении Стратегического проекта «ЕКБ_ПРОФ – выбор будущего».
16. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в МБУ ДО Центр «Новая Авеста».
17.Устав МБУ ДО Центр «Новая Авеста».
3
Направленность программы – социально-гуманитарная. Программа ориентирована
на развитие базовых психических функций обучающихся, физических, интеллектуальных и
личностных качеств, формирование учебного поведения, укрепление психического здоровья в
целом. Составлена с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения младших школьников для
определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
Актуальность программы: процесс психического развития младшего школьника
опирается на гармоничное соответствие между психофизиологическими возможностями
ребенка и требованиями, предъявляемыми социальным окружением. Известно, что основы
знаний закладываются в младшем школьном возрасте, упущенное в этом возрасте трудно
будет восполнить впоследствии. В связи с этим возрастает актуальность прогнозирования и
профилактики школьных трудностей у младших школьников.
Отличительные особенности программы: программа предполагает использование
методов
нейропсихологии,
что
позволяет
учитывать
возрастную
динамику
психофизиологических особенностей детей, способствует формированию целостной
функциональной системы, позволяющей ребенку самостоятельно овладевать различными
навыками и умениями.
Важной особенностью является упор на игровые формы занятий. В совместной игровой
деятельности, ведущими мотивами ребенка становится – принять участие и победить в
соревновании, проявить себя в нем с наилучшей стороны. Таким образом, внимание ребенка
отвлекается от отрабатываемых в игровой форме когнитивных и моторных навыков,
переводит их на непроизвольный уровень, снимает напряжение и страх, что способствует
увеличению общей активности, мобилизации потенциальных возможностей. Кроме того,
внимание всех детей приковано к возможным ошибкам партнера (понижающим его шансы
выигрыша в игре), что формирует собственный произвольный контроль – важнейшее условие
формирования школьных навыков и профилактики школьной дезадаптации.
Педагогическая целесообразность данной дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы состоит в следующем: принцип комплексного воздействия, т.е.
сочетание в каждом цикле занятий методов двигательной, когнитивной и эмоциональноличностной активности. Это связано с тем, что одна и та же психическая функция
одновременно формируется с помощью когнитивной и с помощью двигательной активности.
Обязательным является сочетание когнитивных и двигательных методов на каждом занятии.
Также комплексное воздействие необходимо и для повышения общей мозговой активности
ребенка, улучшения мозгового кровообращения, нормализации активационных процессов,
повышение работоспособности.
Адресат программы: обучающиеся 6,6-8 лет.
Набор детей в группы проводится без предварительного отбора. Группы формируются
из обучающихся одного возраста, состав группы постоянный.
Количество обучающихся в группе: 8-12 человек.
Возрастные особенности обучающихся:
Первый класс: основная задача – первичное осознание позиции школьника, прежде
всего через новые обязанности, которые ребенок учиться выполнять. Первые дни в школе
требуют целенаправленной работы по формированию установки на преодоление школьных
трудностей и способности получать удовлетворение от процесса познания. Ребенок убежден в
том, что у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не
всегда понимая их причины. На психологических занятиях значительное место отводится
заданиям, в которых каждый ребенок вне зависимости от учебных успехов чувствует
собственную ценность и значимость, что, в свою очередь, будет способствовать быстрой и
успешной адаптации ребенка к школе.
Другая важная задача в работе с первоклассниками – установление атмосферы
дружелюбия.
4
Второй класс: второклассник начинает учиться в совершенно ином настроении, нежели
год назад. Он уже привык к своему новому статусу, к школьным обязанностям, у него
сформировался образ хорошего ученика. Во втором классе происходит активное освоение
учебной деятельности. Вследствие развития умения действовать по образцу, у некоторых
детей снижаются творческие способности, исчезает стремление фантазировать. Чтобы
предотвратить это, в занятия включены творческие задания, игры, развивающие творческий
потенциал, креативность.
Режим занятий: 1 раз в неделю, 2 часа (1 класс: 1 час равен 40 минутам и 10 минут
перерыва; 2 класс: 1 час равен 45 минутам и 10 минут перерыва).
Объем общеразвивающей программы:
1 год обучения с 15 сентября – 72 часа в год (2 часа в неделю),
2 год обучения с 1 сентября – 76 часов в год (2 часа в неделю).
Срок освоения: 2 года.
Общеразвивающая программа реализуется в течение всего учебного года, включая
каникулярное время.
Общеразвивающая программа состоит из 2 уровней:
1 год – стартовый уровень,
2 год – базовый уровень.
1 год – стартовый уровень. Предполагает знакомство с основными представлениями,
не требующими владения специализированными предметными знаниями и концепциями,
участие в решении заданий и задач, обладающих минимальным уровнем сложности,
необходимым для освоения содержания программы. Задания этого уровня просты, носят в
основном репродуктивный характер, имеют шаблонные решения.
2 год – базовый уровень.
Предполагает участие в постановке и решении таких
заданий и задач, для которых необходимо использование специализированных предметных
знаний, концепций. Расширяет материал начального уровня, доказывает, иллюстрирует и
конкретизирует основное знание, показывает применение понятий. Этот уровень несколько
увеличивает объем сведений, помогает глубже понять основной материал, делает общую
картину более цельной. Требует глубокого знания системы понятий, умения решать
проблемные ситуации в рамках программы.
Домашнего задания не предусмотрено.
Формы обучения: фронтальная, индивидуально-групповая.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, тренинг, игровая деятельность с
использованием
различных
нейропсихологических,
арт-терапевтических
и
здоровьесберегающих технологий.
Формы подведения результатов: беседа, открытое занятие.
1.2.
Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы: развитие познавательных способностей обучающихся.
Задачи программы:
Обучающие:
- обучить навыкам творческого подхода в решении игровых задач;
- обучить новым моделям поведения в ситуации взаимодействия.
Развивающие:
- развить внимание, память, мышление, воображение;
- развить контроль импульсивных реакций;
- развить коммуникативные навыки: общение и взаимодействие в группе сверстников;
- развить устную речь, коммуникативные навыки;
- развить графические навыки, крупную и мелкую моторику;
- развить способность к рефлексии, самопознанию.
5
Воспитательные:
- воспитать общую культуру личности, привить обучающимся этические и нравственные
нормы поведения через развитие коммуникативных навыков в процессе игровой
деятельности;
- воспитать бережное отношение к своим чувствам и чувствам других людей;
- воспитать умение общаться в группе.
1.3. Учебный (тематический) план.
1 год обучения.
Стартовый уровень
№
Название раздела, темы
1. Создание группы. Сплочение
коллектива
Раздел I. Развитие навыков
управления эмоциональной сферой
Количество часов
Формы аттестации/
контроля
Всего
Теория Практика
Наблюдение, устный
2
0,5
1,5
опрос
8
2
6
2. Разнообразный мир эмоций
2
0,5
1,5
3. «Чувства могут…»
2
0,5
1,5
4. «Я чувствую…». Учимся
понимать свои эмоции в разных
ситуациях.
5. «Я тебя понимаю!». Учимся
понимать эмоции других
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
Раздел II. Развитие произвольного
поведения
8
2
6
6. Могу. Хочу. Нужно
2
0,5
1,5
7. Где живет воля?
2
0,5
1,5
8. Как мы общаемся?
2
0,5
1,5
9. Я хочу – я делаю
2
0,5
1,5
8
1
7
Раздел III. Развитие
сотрудничества
навыков
Контроль «уровня
достижений по
разделу» в виде
заданий
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Контроль «уровня
достижений по
разделу» в виде
заданий
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Контроль «уровня
достижений по
разделу» в виде
6
10. Мы - команда
2
0,5
1,5
11. Мы такие разные
2
0,5
1,5
12. Мы умеем играть вместе
2
-
2
13. Дружные ребята
2
-
2
Раздел IV. Профориентация
4
1,5
2,5
14. Все профессии важны!
2
1
1
15. Кем стать?
2
0,5
1,5
8
1
7
16. Внимание и обучение
2
0,5
1,5
17. Как стать внимательнее
2
0,5
1,5
18. Кто первый?
2
-
2
19. Играем и наблюдаем
2
-
2
Раздел VI. Развитие памяти
8
1
7
20. Память и обучение
2
0,5
1,5
21. Как лучше запоминать?
2
0,5
1,5
22. Кто запомнил?
2
-
2
Раздел V. Развитие внимания
заданий
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Контроль «уровня
достижений по
разделу» в виде
заданий
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Контроль «уровня
достижений по
разделу» в виде
заданий
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Контроль «уровня
достижений по
разделу» в виде
заданий
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Наблюдение,
рефлексия
7
результатов занятия
23. Играем и запоминаем
2
-
2
8
1
7
24. Воображение и обучение
2
0,5
1,5
25. Как развить воображение?
2
0,5
1,5
26. Мы - изобретатели
2
-
2
27. Играем и фантазируем
2
-
2
6
1
5
28. Восприятие и обучение
2
0,5
1,5
29. Как развить восприятие?
2
0,5
1,5
30. Страна восприятия
2
-
2
8
1
7
31. Мышление и обучение
2
0,5
1,5
32. Как развить мышление?
2
0,5
1,5
33. Мы - мыслители
2
-
2
34. Играем и размышляем
2
-
2
Раздел VII. Развитие воображения
Раздел VIII. Развитие восприятия
Раздел IX. Развитие мышления
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Контроль «уровня
достижений по
разделу» в виде
заданий
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Контроль «уровня
достижений по
разделу» в виде
заданий
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Контроль «уровня
достижений по
разделу» в виде
заданий
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов занятия
8
Раздел X. Подведение итогов
4
-
4
35. Познай себя
2
-
2
36. Чему мы научились за год
2
-
2
72
12
60
Итого:
Наблюдение, устный
опрос, рефлексия
Итоговая
диагностика
Наблюдение,
диагностика
Открытое занятие
Содержание учебного (тематического) плана.
1 год обучения.
Стартовый уровень
Тема 1. Создание группы. Сплочение коллектива.
Теория: задачи программы. Правила ТБ. Правила группы. Беседа о правилах: где они
присутствуют в жизни? Для чего они нужны? Утверждение перечня правил. Торжественный
ритуал принятия правил.
Практика: упражнения: «Оригинальное знакомство» (с использованием мячика), «Все
новое и хорошее», «Угадай, кто позвал». Рефлексия занятия.
Раздел I. Развитие навыков управления эмоциональной сферой
Тема 2. «Разнообразный мир эмоций»
Теория: знакомство с понятиями «чувства», «настроение», «эмоции».
Практика: Упражнения: «Моё настроение сегодня», «Новая планета». Сказкотерапия
«Сочиним вместе сказку про эмоции». Рефлексия занятия.
Тема 3. «Чувства могут…»
Теория: знакомство с понятиями «чувства», «настроение», «эмоции».
Практика: «Эхо», «Радуга настроений», «Встреча инопланетян» на взаимодействие.
Рефлексия занятия.
Тема 4. «Я чувствую…». Учимся понимать свои эмоции в разных ситуациях.
Теория: знакомство с понятиями «рефлексия», «ощущение».
Практика: «Если бы я был…», «Расскажи о своем настроении», «Это - я, когда…»
Рефлексия занятия.
Тема 5. «Я тебя понимаю!». Учимся понимать эмоции других
Теория: знакомство с понятием «эмпатия», «общение», «дружба».
Практика: Упражнения: «Передача чувств», «Цвета эмоций», «Подарок
другу», «Передай улыбку по кругу», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся».
Рефлексия занятия.
Раздел II. Развитие произвольного поведения
Тема 6. «Могу. Хочу. Нужно»
Теория: знакомство с понятиями «могу», «хочу», «нужно».
Практика: Упражнения «Кто я, что я могу чувствовать», «Что я люблю делать».
Сказкотерапия «Сказка о силе воли». Упражнения: «Тыкалки», «Хочукалки», «Якалки».
Рефлексия занятия.
Тема 7. «Где живет воля?»
Теория: знакомство с понятиями «воля», «сила воли».
Практика: «Нет!», «Я сильный - я слабый». Рефлексия занятия.
Тема 8. «Как мы общаемся?»
Теория: знакомство с понятием «общение».
Практика: настольная игра «Крокодил». Упражнения: «Картинки – рассказы», «Полслова за
вами», «Разложи по порядку», «Сочини сказку о предмете», «Я знаю», «Сказочные владения
9
Радуги», «Слова». Рефлексия занятия.
Тема 9. «Я хочу – я делаю»
Теория: знакомство с понятием «мотивация», «желание».
Практика: «Сформируй позитивный образ «Я»», «Суд над учебой», «Мой портрет как
ученика». Рефлексия занятия.
Раздел III. Развитие навыков сотрудничества
Тема 10. «Мы - команда»
Теория: обсуждение понятия «команда», основных принципов работы в команде.
Практика: упражнения: «Образуем круг», «Город группы», «Да здравствует команда!».
Рефлексия занятия.
Тема 11. «Мы такие разные»
Теория: обсуждение понятий «сходства», «различия»; «индивидуальное», «общее».
Практика: упражнения: «Я не такой, как все, и все мы разные», «Вавилонская башня»,
«Связующая нить». Сказкотерапия: «Сказка о теплых пушинках». Рефлексия занятия.
Тема 12. «Мы умеем играть вместе»
Практика: игры: «Эстафета хороших известий», «Коровы, собаки, кошки».
Упражнения: «Три лица», «Контакт». Сказкотерапия «Волшебное ожерелье». Рефлексия
занятия.
Тема 13. «Дружные ребята»
Практика: игры: «Моргалки», «Водяной», «Тише-громче», совместный рисунок.
Рефлексия занятия.
Раздел IV. Профориентация
Тема 14. «Все профессии важны!»
Теория: знакомство с понятием «профессия», виды профессий.
Практика: обсуждение: «Какие профессии ты знаешь?», «Профессия твоих родителей»,
методика «Мой герой». Рефлексия занятия.
Тема 15. «Кем стать?»
Теория: знакомство с понятием «профессия», «способности», «навыки».
Практика: рисунки «Мой папа (мама) на работе», обсуждение «Кем я хочу стать и
почему?». Рефлексия занятия.
Раздел V. Развитие внимания
Тема 16. «Внимание и обучение»
Теория: знакомство с понятием «внимание», важность развитого внимания для
успешного обучения в школе.
Практика: настольные игры «Мэмо», «Веселый зоопарк». Упражнения: «Найди на
картинке «спрятанную фигуру», «Что здесь нарисовано? Сосчитай и назови все предметы на
рисунке»; упражнения: «Передай маску», «Веселая игра с колокольчиком». Рефлексия
занятия.
Тема 17. «Как стать внимательнее»
Теория: знакомство со способами развития внимания.
Практика: настольные игры «Спящие королевы», «УНО». Упражнения: «Зеркало»,
«Буква заблудилась», «Разведчик», «Буквенный ряд», «Найди пару», «Запретный номер».
Рефлексия занятия.
Тема 18. «Кто первый?»
Практика: настольные игры «Свинтус», «Мэмо». Упражнения: Найди, где спрятано»,
«Определи игрушку», «Путаница», «Селектор», «Запретное движение», «Заметить все», «Кто
больше увидит и запомнит». Рефлексия занятия.
Тема 19. «Играем и наблюдаем»
Практика: настольные игры «Веселый зоопарк», «Спящие королевы». Упражнения:
«Внимательные руки», «Слушай и исполняй», «Не пропусти профессию», «Зеваки», «Назови
соседей», «Много – один», «Запомни свое место», «Шерлок Холмс». Рефлексия занятия.
10
Раздел VI. Развитие памяти
Тема 20. «Память и обучение»
Теория: знакомство с понятием «память», важность хорошей памяти для успешного
обучения в школе.
Практика: настольная игра «Мэмо». Упражнения: «Внимательно посмотри на картинку
и постарайся запомнить предметы», «Внимательно посмотри на фигурки и постарайся их
запомнить. А теперь нарисуй фигурки точно так же», «Рассмотри и запомни пары фигур»,
«Рассмотри и запомни картинку». Рефлексия занятия.
Тема 21. «Как лучше запоминать?»
Теория: знакомство со способами развития памяти.
Практика: настольная игра «Спящие королевы». Упражнения: «Прослушай
внимательно 10 слов и постарайся их запомнить», «Прослушай внимательно фразу, запомни
ее и повтори», «Прогулка», «Парочки», «Котята», «Медвежонок Коля», «В цирке»,
«Строитель», «В поисках клада». Рефлексия занятия.
Тема 22. «Кто запомнил?»
Практика: настольная игра «Ничего человеческого». Упражнения: «Послушай и
запомни стихотворение», «Послушай внимательно пары слов и постарайся их запомнить»,
«Живые картинки», «12 квартир», «Найди отличия». Рефлексия занятия.
Тема 23. «Играем и запоминаем»
Практика: настольная игра «УНО». Упражнения: Упражнения: «Космические
почтальоны»» «Мультипликатор», «Шпионы», «Супер корреспондент». Рефлексия занятия.
Раздел VII. Развитие воображения
Тема 24. «Воображение и обучение»
Теория: знакомство с понятием «воображение», важность воображения для успешного
обучения в школе.
Практика: настольная игра «Диксит». Упражнения: «На что похожи эти облака?»,
«Посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи»,
«Преврати фигуры в интересные предметы», «Дорисуй и раскрась волшебницу так, чтобы
одна стала доброй, а другая – злой», «Подумай и расскажи, что произошло у каждого из
героев». Рефлексия занятия.
Тема 25. «Как развить воображение?»
Теория: знакомство со способами развития воображения.
Практика: настольная игра «Крокодил». Упражнения: «Попробуй нарисовать что – то
интересное, используя данные фигуры», «Дорисуй картинку, начатую художником».
Вербальные игры: «Кляксы», «Ассоциации», «Необычные ситуации». Рефлексия занятия.
Тема 26. «Мы - изобретатели»
Практика: настольная игра «Вето». Упражнения: Раз, два, три, картинка, оживи».
Сказкотерапия: «Волшебные краски», «Придворные художники». Арт – терапия: «Маленькие
волшебники», «Волшебный лес». Рефлексия занятия.
Тема 27. «Играем и фантазируем»
Практика: настольная игра «Диксит». Упражнения: «Мысленные картинки», «Мое
видение», «Подумай, что может произойти, если…», «Придумай рассказ, историю или сказку,
используя данные слова». Невербальные игры: «Живое существо», «Покажи, что на
картинке». Рефлексия занятия.
Раздел VIII. Развитие восприятия
Тема 28. «Восприятие и обучение»
Теория: знакомство с понятием «восприятие», важность восприятия для успешного
обучения в школе.
Практика: настольная игра «Веселый зоопарк». Упражнения: «Отгадай фигуру»,
«Покажи дорожку», «Воспроизведение геометрических фигур», «Что в свертке». Рефлексия
занятия.
11
Тема 29. «Как развить восприятие?»
Теория: знакомство со способами развития восприятие.
Практика: настольная игра «Друг-Утюг». Упражнения: «Дорисуй фигуры»,
«Срисовывание по клеточкам», «От маленького к большому», «Сравни по длине, ширине,
высоте». Рефлексия занятия.
Тема 30. «Страна восприятия»
Практика: настольная игра «Диксит». Упражнения: «Спрятанные изображения»,
«Собери картинку», «Выложи из палочек», «Кто (что) где?». Изографы. Рефлексия занятия.
Раздел IX. Развитие мышления
Тема 31. «Мышление и обучение»
Теория: знакомство с понятием «мышление», важность развития процессов мышления
для успешного обучения в школе.
Практика: настольная игра «Веселый зоопарк». Упражнения: «Назови каждую группу
предметов одним словом», «Назови в каждой группе предмет, который не подходит к
остальным. Объясни, почему он лишний», «Подбери к коврику нужную заплатку», «Найди
закономерность. Рефлексия занятия.
Тема 32. «Как развить мышление?»
Теория: знакомство со способами развития мышления.
Практика: настольная игра «Крокодил». Упражнения: «Послушай рассказ и ответь на вопрос»,
«Найди общие признаки и чем отличается», «Чей домик», «Угадай, что нарисовано», «Третий
лишний», «Поможем разрешить спор зверей», «Продолжи ряд», «Заполни клетку». Рефлексия
занятия.
Тема 33. «Мы - мыслители»
Практика: настольная игра «Крокодил». Упражнения: «Дорисуй в пустых клеточках
подходящие фигуры», «Рассмотри картинки, скажи, что было сначала, а что потом», «Найди
недостающий предмет для картинки верхнего ряда из предметов, расположенных в верхнем
ряду», «Послушай небольшие рассказы и ответь на вопросы». Рефлексия занятия.
Тема 34. «Играем и размышляем»
Практика: настольная игра «Вето». Упражнения: «Догадайся, кто нарисован, «Словесно –
логические пары», «Продолжи ряд», «Приготовление торта», «Деление тортов на равные
части», «Веселые ассоциации», «Словотворчество», «Вершки и корешки», «Составление
подарков», «Соберем бусы». Рефлексия занятия.
Раздел X. Подведение итогов
Тема 35. «Познай себя»
Практика: методика «Что мне нравится в школе» (рисунок), методика «Краски».
Диагностика мотивации учения, внимания, памяти, воображения, мышления, уровня
тревожности.
Тема 36. «Чему мы научились за год?»
Практика: групповой коллаж «Наша группа» (техника Арт-терапии). Рефлексия
занятия. Ритуал прощания.
1.4. Учебный (тематический) план.
2 года обучения.
Базовый уровень
№
Название раздела, темы
1. Создание группы. Сплочение
коллектива
Раздел I. Развитие внимания
Количество часов
Всего
Теория Практика
Формы аттестации/
контроля
2
0,5
1,5
Наблюдение, устный
опрос
8
1
7
Контроль «уровня
достижений по
12
2. Что такое внимание?
2
0,5
1,5
3. В гостях у внимания
2
0,5
1,5
4. Учимся быть внимательными
2
-
2
5. Самый внимательный
2
-
2
Раздел II. Развитие памяти
8
1
7
6. Что такое память?
2
0,5
1,5
7. Секреты памяти
2
0,5
1,5
8. Учимся запоминать больше
2
-
2
9. У меня хорошая память!
2
-
2
8
1
7
10. Что такое воображение?
2
1
1
11. Волшебный мир воображения
2
-
2
12. Воображариум
2
-
2
13. По тропам фантазии
2
-
2
6
1
5
Раздел III. Развитие воображения
Раздел IV. Развитие восприятия
разделу» в виде
заданий
Наблюдение,
рефлексия результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия результатов
занятия
Контроль «уровня
достижений по
разделу» в виде
заданий
Наблюдение,
рефлексия результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия результатов
занятия
Контроль «уровня
достижений по
разделу» в виде
заданий
Наблюдение,
рефлексия результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия результатов
занятия
Контроль «уровня
достижений по
разделу» в виде
заданий
13
14. Что такое восприятие?
2
1
1
15. Секреты восприятия
2
-
2
16. Удивительный мир нашего
восприятия
2
-
2
Раздел V. Развитие мышления
8
1
7
17. Что такое мышление
2
0,5
1,5
18. Особенности нашего мышления
2
0,5
1,5
19. Мир логики
2
-
2
20. Умники и умницы
2
-
2
8
1
7
21. Что такое самоконтроль?
2
0,5
1,5
22. Познавая себя, развивайся
2
0,5
1,5
23. Магия эмоций
2
-
2
24. Я могу!
2
-
2
10
2,5
7,5
25. Общаемся играя
2
0,5
1,5
26. Почему люди ссорятся?
2
0,5
1,5
Раздел VI. Развитие эмоциональноволевой сферы
Раздел VII. Развитие навыков
общения
Наблюдение,
рефлексия результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия результатов
занятия
Контроль «уровня
достижений по
разделу» в виде
заданий
Наблюдение,
рефлексия результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия результатов
занятия
Контроль «уровня
достижений по
разделу» в виде
заданий
Наблюдение,
рефлексия результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия результатов
занятия
Контроль «уровня
достижений по
разделу» в виде
заданий
Наблюдение,
рефлексия результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия результатов
занятия
14
27. Речь и культура общения
2
0,5
1,5
28. Что такое дружба
2
0,5
1,5
29. Планета сотрудничества
2
0,5
1,5
Раздел VIII. Профориентация
4
1,5
2,5
30. Мир профессий
2
1
1
31. Кем я вижу себя в будущем
2
0,5
1,5
10
1,5
8,5
32. Что такое команда?
2
1
1
33. Ты мне доверяешь?
2
0,5
1,5
34. Учимся работать в команде
2
-
2
35. У нас много общего
2
-
2
36. «Мы – одно целое»
2
-
2
4
-
4
37. Познай себя
2
-
2
38. Чему мы научились за год
2
-
2
76
12
64
Раздел IX. Развитие навыков работы
в команде
Раздел X. Подведение итогов
Итого:
Наблюдение,
рефлексия результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия результатов
занятия
Контроль «уровня
достижений по
разделу» в виде
заданий
Наблюдение,
рефлексия результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия результатов
занятия
Контроль «уровня
достижений по
разделу» в виде
заданий
Наблюдение,
рефлексия результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия результатов
занятия
Наблюдение, устный
опрос, рефлексия
Итоговая диагностика
Наблюдение,
диагностика
Открытое занятие
15
Содержание учебного (тематического) плана.
2 год обучения.
Базовый уровень
Тема 1. Создание группы. Сплочение коллектива.
Теория: задачи программы. Правила ТБ. Правила группы. Беседа о правилах: где они
присутствуют в жизни? Для чего они нужны? Утверждение перечня правил. Торжественный
ритуал принятия правил.
Практика: упражнения: «Оригинальное знакомство» (с использованием мячика), «Все
новое и хорошее», «Угадай, кто позвал». Рефлексия занятия.
Раздел I. Развитие внимания
Тема 2. «Что такое внимание?»
Теория: знакомство с понятием «внимание», свойства внимания.
Практика: настольные игры «Мэмо», «Веселый зоопарк». Упражнения: «Волшебный
клубок», «Минутка», «Живая картинка». Рефлексия занятия.
Тема 3. «В гостях у внимания»
Теория: знакомство с понятием «внимание», свойства внимания.
Практика: настольные игры «Спящие королевы», «УНО». Упражнения: «Слова–
невидимки», «Восстановить пропущенное слово», «Счет по командам». Рефлексия занятия.
Тема 4. «Учимся быть внимательными»
Практика: настольные игры «Свинтус», «Мэмо». Упражнения: «Четыре числа», «Кто
старше?», «Анаграммы». Рефлексия занятия.
Тема 5. «Самый внимательный»
Практика: настольные игры «Веселый зоопарк», «Спящие королевы». Упражнения:
«Опаздывающее зеркало», «Придумай предмет», «Небо – земля – вода». Рефлексия занятия.
Раздел II. Развитие памяти
Тема 6. «Что такое память?»
Теория: знакомство с понятием «память», виды памяти.
Практика: настольная игра «Мэмо». Упражнения: «Поезд», «Небылицы», «10 слов».
Рефлексия занятия.
Тема 7. «Секреты памяти»
Теория: знакомство с понятием «память», виды памяти.
Практика: настольная игра «Таракан». Упражнения: «Пиктограмма», «Складнонеладно», «Снежный ком». Рефлексия занятия.
Тема 8. «Учимся запоминать больше»
Практика: настольная игра «Ничего человеческого». Упражнения: «Воспроизведение
рассказов», «Испорченный видеомагнитофон», «Сантики – фантики – Лимпопо», «Живое
домино». Рефлексия занятия.
Тема 9. «У меня хорошая память!»
Практика: настольная игра «УНО». Упражнения: «Открытка», «Запомни все»,
«Раскрась одним цветом одинаковые фигуры», «Испорченный телефон», «Летает – не летает».
Рефлексия занятия.
Раздел III. Развитие воображения
Тема 10. «Что такое воображение?»
Теория: знакомство с понятием «воображение».
Практика: настольная игра «Диксит». Упражнения: «Животные», «Говори наоборот»,
«Море волнуется – раз…», «Квадраты». Рефлексия занятия.
Тема 11. «Волшебный мир воображения»
Практика: настольная игра «Крокодил». Упражнения: «Нарисуй чувства», «Составь
предложение», «Составление рассказа по картинке», «Почему это произошло?». Рефлексия
занятия.
16
Тема 12. «Воображариум»
Практика: настольная игра «Вето». Упражнения: «Отгадывай-показывай», «Облаказагадки», «Чтение цветов», «Силуэты фигур». Рефлексия занятия.
Тема 13. «По тропам фантазии»
Практика: настольная игра «Диксит». Упражнения: «Что может произойти?», «Не
может быть!», «Заколдованный лес», «Придумай зарядку». Рефлексия занятия.
Раздел IV. Развитие восприятия
Тема 14. «Что такое восприятие?»
Теория: знакомство с понятием «восприятие».
Практика: настольная игра «Веселый зоопарк». Упражнения: «Отгадай фигуру»,
«Покажи дорожку», «Воспроизведение геометрических фигур», «Что в свертке». Рефлексия
занятия.
Тема 15. «Секреты восприятия»
Практика: настольная игра «Друг-Утюг». Упражнения: «Дорисуй фигуры»,
«Срисовывание по клеточкам», «От маленького к большому», «Сравни по длине, ширине,
высоте». Рефлексия занятия.
Тема 16. «Удивительный мир нашего восприятия»
Практика: настольная игра «Диксит». Упражнения: «Спрятанные изображения»,
«Собери картинку», «Выложи из палочек», «Кто (что) где?». Изографы. Рефлексия занятия.
Раздел V. Развитие мышления
Тема 17. «Что такое мышление»
Теория: знакомство с понятием «мышление», виды мышления.
Практика: настольная игра «Веселый зоопарк». Упражнения: «Сравнение предметов»,
«Найди окончание», «Продолжи узор». Ребусы. Рефлексия занятия.
Тема 18. «Особенности нашего мышления»
Теория: знакомство с понятием «мышление», виды мышления.
Практика: настольная игра «Крокодил». Упражнения: «Назови слова», «Инструкция»,
«Наведем порядок», «Правда и ложь». Логические задачи. Рефлексия занятия.
Тема 19. «Мир логики»
Практика: настольная игра «Крокодил». Упражнения: «Подбери слово», «Назови одним
словом», «Земля, вода, огонь, воздух», «Домики». Логические задачи. Рефлексия занятия.
Тема 20. «Умники и умницы»
Практика: настольная игра «Вето». Упражнения: «Закончи предложение», «Слованевидимки», «Другая буква». Ребусы. Рефлексия занятия.
Раздел VI. Развитие эмоционально-волевой сферы
Тема 29. «Что такое самоконтроль?»
Теория: знакомство с понятиями «самоконтроль», «саморегуляция», «эмоции».
Практика: Упражнения: «Моё настроение сегодня», «Песок», «Солнышко и тучка»,
«Новая планета». Игра «Черепашьи бега». Рефлексия занятия.
Тема 30. «Познавая себя, развивайся»
Теория: знакомство с понятиями «самоконтроль» и «общение». Анализ взаимосвязи
понятий.
Практика: Упражнения: «Реклама», на самоанализ «О себе», на релаксацию,
формирование навыка произвольного расслабления, эмоционального самоконтроля. «Лучшее
место на земле», «Встреча инопланетян» на взаимодействие. Анализ ситуаций общения.
Рефлексия занятия.
Тема 31. «Магия эмоций»
Практика: Упражнения: «Пожалуйста», на развитее адекватной самооценки
«Интервью», «Цветок», «Приглашение на бал», ««Руки-ноги-голова». Анализ ситуаций.
Рефлексия занятия.
Тема 32. «Я могу!»
Практика: Упражнения: «Гора с плеч», «Замри», «Качели», «Спящий котенок». Анализ
17
ситуаций. Рефлексия занятия.
Раздел VII. Развитие навыков общения
Тема 25. «Общаемся играя»
Теория: знакомство с понятием «общение», «взаимодействие».
Практика: Упражнение «Жизнь в лесу», «Заколдованные слова», «Достань мяч».
Рефлексия занятия.
Тема 26. «Почему люди ссорятся?»
Теория:
знакомство
с
понятием
«агрессия»,
«агрессивное
поведение»,
«взаимопонимание», «компромисс».
Практика: Упражнения: «Мудрая сова и упрямые козлики», «Разожми кулак»,
«Толкалки без слов», «Да – Нет». Рефлексия занятия.
Тема 27. «Речь и культура общения»
Теория: знакомство с понятием «речь», «культура общения».
Практика: Упражнения: «Волшебная фраза», «Психологический театр», «Комплимент».
Рефлексия занятия.
Тема 28. «Что такое дружба?»
Теория: знакомство с понятием «дружба», «помощь», «поддержка».
Практика: Упражнения: «Правила дружбы», «Добрые пожелания волшебников», «Мой
идеальный друг». Рефлексия занятия.
Тема 29. «Планета сотрудничества»
Теория: знакомство с понятием «сотрудничество».
Практика: Упражнения: «Хорошие слова и чувства», работа в группах,
театрализованная игра «Если случилась беда». Рефлексия занятия.
Раздел VIII. Профориентация
Тема 30. «Мир профессий»
Теория: знакомство с понятием «профессия», «виды профессий».
Практика: рисунок на тему «Профессия мечты», обсуждение. Рефлексия занятия.
Тема 31. «Кем я вижу себя в будущем»
Теория: знакомство с понятием «профориентация», «способности».
Практика: мини-рассказ, сказка «Кем я хочу стать и почему», методика «Подарок»,
«Выбор». Рефлексия занятия.
Раздел IX. Развитие навыков работы в команде
Тема 32. «Что такое команда?»
Теория: обсуждение понятия «команда», основных принципов работы в команде.
Практика: игра «Коварный лис». Упражнения: «Образуем круг», «Город группы».
Рефлексия занятия.
Тема 33. «Ты мне доверяешь?»
Теория: обсуждение понятия «доверие».
Практика: упражнение «Я знаю, что ты…», «Свет мой зеркальце скажи…». Рефлексия
занятия.
Тема 34. «Учимся работать в команде»
Практика: Упражнения: «Вавилонская башня», «Узелок», «Дух группы», «Тропинка»,
«Волшебная лампа». Рефлексия занятия.
Тема 35. «У нас много общего»
Практика: Упражнения: «Мы похожи – мы отличаемся», «Восковая палочка»,
«Образуем круг». Рефлексия занятия.
Тема 36. «Мы – одно целое»
Практика: Упражнения: «Связующая нить», «Да, здравствует команда!», «Мост», «Час
пик», «Солнечная система». Рефлексия занятия.
Раздел X. Подведение итогов
Тема 37. «Познай себя»
Практика: методика «Что мне нравится в школе» (рисунок), методика «Краски».
18
Диагностика мотивации учения, внимания, памяти, воображения, мышления, уровня
тревожности.
Тема 38. «Чему мы научились за год?»
Практика: групповой коллаж «Наша группа» (техника Арт-терапии). Рефлексия
занятия. Ритуал прощания.
1.5. Планируемые результаты
Планируемые образовательные результаты первого уровня обучения
(стартового).
Метапредметные результаты:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии;
- давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности группы;
- анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- строить понятные для партнера высказывания;
- оценивать результаты своей работы.
Личностные результаты:
- выстраивать свое поведение в зависимости от социальной ситуации;
- оценивать свое поведение и поведение окружающих с точки зрения социальных норм;
- выполнять различные роли при совместной работе.
Предметные результаты:
- обучающиеся будут иметь представление о разнообразии человеческих чувств и их влиянии
на жизнь человека;
- иметь представление о понятии «конструктивное общение», законах взаимодействия в
команде;
- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта.
Планируемые образовательные результаты второго уровня обучения (базового).
Метапредметные результаты:
- анализировать и объективно оценивать результаты собственной деятельности;
- управлять своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми;
- оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать.
Личностные результаты:
- будет воспитана привычка анализировать свою деятельность, работу, находить ее
достоинства и недостатки;
- умение ставить задачи и достигать их.
Предметные результаты:
- обучающиеся будут иметь представление о разнообразии человеческих чувств, их оттенков;
- иметь представление о понятии «конструктивное общение», законах взаимодействия в
команде;
- осознавать взаимосвязь познавательных процессов и возможности их развития;
- осознавать свои «сильные» и «требующие развития» качества.
19
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Год
обучения
1
2
Дата
Дата
Количество Количество Количество
Режим
начала окончания
учебных
учебных
учебных
занятий
обучения обучения
недель
дней
часов
15.09.24
31.05.25
36
36
72
1 занятие по
2 часа в
неделю
01.09.24
31.05.25
38
38
76
1 занятие по
2 часа в
неделю
2.2. Условия реализации программа
Материально-техническое обеспечение:
- парты (12 шт);
- стулья (12 шт);
- шкаф (для пособий, документации);
- ковер;
- доска;
- мяч (3 шт).
Для обучающихся:
- ножницы со скругленными концами;
- краски;
- кисточки;
- альбом;
- тетрадь в клетку 24 листа;
- цветные карандаши;
- простой карандаш, ручка;
- клей.
Кадровое обеспечение:
В реализации общеразвивающей программы участвует 1 специалист:
Калгина Елена Александровна, педагог дополнительного образования.
Квалификационная категория: нет.
Образование: Высшее. НОУ ВПО «Гуманитарный университет», специальность
«Психолог. Преподаватель психологии», 2010 г.
Педагогический стаж работы – 15 лет, по специальности – 10 лет, в данном учреждении
– 5 лет.
Методические материалы:
1. Настольные игры с инструкциями
для 1 года обучения (стартовый):
Игры на развитие координации: «Башня», «Твистер»
Игры на развитие внимания: «Веселый зоопарк», «Кто быстрее»; «Уно»; «Свинтус»;
«Катавасия».
Стратегия: «Гномы-вредители», «Спящие королевы».
20
Словесные игры: «Крокодил», «Друг-утюг».
Игры на развитие зрительной памяти: «Мемо. Весь мир», «Мемо. Природные чудеса
России», «Мемо. Великие художники».
для 2 года обучения (базовый):
Игры на развитие координации: «Башня», «Твистер»
Игры на развитие внимания: «Средневековый переполох», «Веселый зоопарк», «Кто
быстрее»; «Уно»; «Свинтус»; «Катавасия».
Стратегия: «Гномы-вредители», «Спящие королевы», «Каркассон»,
Словесные игры: «Крокодил», «Друг-утюг»
Игры на развитие зрительной памяти: «Мемо. Весь мир», «Мемо. Природные чудеса
России», «Мемо. Великие художники».
Игры на развитие воображения: «Диксит».
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы
Диагностика проводится:
2 раза в год для 1 года обучения: в начале учебного года – входная (сентябрь) и в конце
года – итоговая (май).
1 раз в год для второго года обучения: в конце года (май).
Текущий контроль осуществляется систематически в процессе проведенных занятий,
игр, методами наблюдения, бесед, сопоставлений успехов в двигательной и игровой
деятельности.
Самомониторинг обучающиеся проводят в конце каждого занятия с помощью
самооценки и рефлексии.
Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
является открытое занятие для родителей.
Оценочные материалы:
Психологическая готовность к школе
Тест школьной зрелости Керна – Йирасика.
Мотивация учения
Анкета для оценки уровня школьной мотивации (1-4 кл.)/ методика Н. Г. Лускановой,
1993г.
Воображение
Методика
«Нарисуй
что-нибудь»,
методика
«Скульптура»,
исследование
индивидуальных особенностей воображения с помощью рисунка на геометрических фигурах.
Уровень тревожности
Рисуночный тест «Кактус».
Зрительный гнозис
1. Пробы на предметный гнозис
1.1. узнавание реалистических изображений
1.2. узнавание перечеркнутых изображений
2. Интерпретация сюжетных картин
2. Зрительно-пространственный гнозис
2.1. самостоятельный рисунок (стол, куб)
2.2. копирование рисунка (стол, куб)
Рисунок выполняется последовательно каждой рукой.
2.3. копирование фигур Рея, Остеррайха
2.4. копирование рисунка с поворотом на 180о (перешифровка)
Пробы на акустический гнозис и слухо-моторную координацию
1.1. оценка простых и акцентированных ритмических структур
21
1.2. воспроизведение простых и акцентированных ритмических структур
Сомато-сенсорный гнозис (тактильное восприятие)
1.1. чувство Ферстера (дермолексия)
1.2. проба на локализацию прикосновения
1.3. проба на дискриминацию (проба Тойбера)
1.4. схема тела (соматогнозис)
Исследование речи. При исследовании речи используются следующие пробы: оценка
спонтанной речи в диалоге и при описании картинок; называние предметных изображений;
пробы на автоматизированную речь (числовые ряды в прямом и обратном порядке, дни
недели, месяцы); задания на понимание логико-грамматических конструкций.
1. Оценка спонтанной речи
1.1. оценка спонтанной речи в диалоге
1.2. оценка спонтанной речи при описании картинок
2. Называние предметных изображений
3. Пробы на автоматизированную речь
4. Задания на понимание логико-грамматических конструкций
4.1. экспериментатор на рисунке просит испытуемого показать: бочку за ящиком, в
ящике бочку, ящик на бочке и т.д.
4.2. экспериментатор просит испытуемого выполнить следующие действия: показать
кисточку карандашом, положить ручку справа от тетради, положить карандаш в книгу,
держать ручку над головой и др.
4.3. экспериментатор просит испытуемого решить задачу: Колю ударил Петя. Кто
драчун? Или: Брат отца и отец брата – это одно и то же? Солнце освещается Землёй или
Земля освещается Солнцем? И т.п.
4.4. Испытуемого просят ответить, правильно ли говорит экспериментатор: за летом
осень, перед весной лето, облако под землёй, над деревом трава. Верные грамматические
конструкции чередуются с неправильными.
Исследование памяти включает: запоминание 5/6 слов (не связанных по смыслу) в
заданном порядке за 5 предъявлений, запоминание двух групп по три слова, запоминание
рассказа, запоминание 5/6 зрительных стимулов (фигур). В каждой пробе анализируется
непосредственное и отсроченное (после интерференции) воспроизведение.
1. Запоминание 5/6 слов (не связанных по смыслу) в заданном порядке
2. Запоминание двух групп по три слова
3. Запоминание рассказа
4. Запоминание 5/6 зрительных стимулов (фигур)
Исследование интеллекта. При исследовании интеллекта используются пробы на
понимание смысла рассказов и сюжетных картин, исследование письма и счета (в пределах 10,
с переходом через десяток, серийный счет /100 – 7, 30 – 1/2), решение задач, аналогий,
понимание пословиц и метафор.
Исследование письма включает: пробы на автоматизированное письмо – собственное
имя, фамилия, мама и др.; письмо под диктовку – букв, простых (типа «кот») и фонетически
сложных слов (типа «кораблекрушение», «кораблестроение»), словосочетаний («Мишина
машина» и др.), фраз («В саду за высоким забором росли яблони» и др.). Все задания
выполнялись правой и левой рукой.
Исследование чтения включает: прочтение простых и наложенных букв; прочтение
слогов, высоко- и малочастотных слов, неверно написанных слов; прочтение рассказа.
Исследование движений и действий
При исследовании двигательных функций применяются следующие пробы: на
реципрокную координацию, на праксис позы (пальцев руки), перенос позы, на динамический
праксис («кулак-ребро-ладонь» и графическая проба), на пространственную организацию
движений (пробы Хэда).
22
1. Реципрокная координация
2. Праксис позы (пальцев руки)
3. Перенос позы (по кинестетическому образцу) - для оценки межполушарного
взаимодействия в сфере кинестетического праксиса.
4. Динамический праксис (кинетический)
4.1. «кулак-ребро-ладонь»
4.2. графическая проба («забор»)
Испытуемому даётся образец:
И.: Продолжи забор, постарайся карандаш от
1
бумаги не отрывать. Поочерёдно обследуются обе руки.
Пространственная организация движений (пробы Хэда).
2.4. Список литературы
1. Дикие животные. Рабочая тетрадь для детей 6-10 лет/ Сыропятова Г.А. Литур, 2017 г.
2. Домашние животные. Рабочая тетрадь для детей 6-10 лет/ Сыропятова Г.А. Литур, 2017 г.
3. Едем в лагерь: Методическое пособие для студентов к летней педагогической
практике/Составитель О.Ю. Шевченко. Самара: Изд-во СГПУ, 2005. - 85с.
4. Игры на развитие уверенности в себе. Набор развивающих карточек. Автор: Плотникова
Н. В. Издательство: Речь, 2012 г.
5. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация отклоняющегося развития
(часть 1,2) Под редакцией проф. А.В. Семенович. Москва, МГПУ 2001
6. Психодиагностические методы в работе с учащимися 1-2-х классов. Рабочая тетрадь/
Составитель Д. В.Лубовский -3-е изд., стер. - М.: Издательство Московского психологосоциального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.- 48 с. - (Серия
«Библиотека школьного психолога»).
7. Психодиагностические методы в работе с учащимися 1-2-х классов: Руководство / Д. В.
Лубовский (составление, редакция) при участии Н. А. Ворониной и И. Г. Ерофеевой. - 3-е изд.,
стер. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж:
Издательство НПО «МОДЭК», 2004.- 48 с. - (Серия «Библиотека школьного психолога»).
8. Развивающие задания. 1 класс. Тесты, игры, упражнения. ФГОС /Елена Языканова.
Экзамен, 2020 г.
9. Развивающие задания. 2 класс. Тесты, игры, упражнения. ФГОС /Елена Языканова.
Экзамен, 2020 г.
10. Сказочные герои. Рабочая тетрадь для детей 6-10 лет/ Сыропятова Г.А. Литур, 2017 г.
11. Человек. Роботы. Рабочая тетрадь для детей 6-10 лет: / Сыропятова Г.А. Литур, 2017г.
23