Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр внешкольной работы «Новая Авеста»
(МБУ ДО Центр «Новая Авеста»)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Я в мире других»
Возраст обучающихся: 8 - 9 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Мусихина Светлана Ивановна,
Педагог дополнительного образования
г. Екатеринбург, 2024
1
Содержание
1
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
2
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
3
Наименование
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Цель, задачи программы
Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
Содержание учебного (тематического) плана
Планируемые результаты
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Формы аттестации
Оценочные материалы
Список литературы
Стр.
3
3
5
5
5
6
10
10
10
11
11
11
11
2
1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я в мире
других» составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022г. № 678-р).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. №09-3242
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015г. № 996-р.
8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена
Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017г. № 1642
9. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта
«Образование».
10. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018г. № 162-д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
11. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
26.06.2019г. № 70-д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской
области».
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
22.02.2022г. № 195-д «О независимой оценке качества (общественной экспертизы)
дополнительных общеобразовательных программ».
13. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец
Молодежи» Приказ от 01.11.2021г. № 934-д (в соответствии с п. 3.6 приказа Министерства
просвещения РФ от 03.09.2019г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»).
14. Письмо Минпросвещения России от 01 июня 2023г. № АБ-2324/5 «О внедрении Единой
модели профессиональной ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской
Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего
образования», «Инструкцией по подготовке к реализации профориентационного минимума в
образовательных организациях субъекта Российской Федерации»).
15. Постановление Администрации города Екатеринбурга от 01.09.2023г. № 2350 «Об
утверждении Стратегического проекта «ЕКБ_ПРОФ – выбор будущего».
16. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в МБУ ДО Центр «Новая Авеста».
3
17.Устав МБУ ДО Центр «Новая Авеста».
Направленность программы – социально-гуманитарная.
Актуальность программы определяется необходимостью «толерантного» отношения
между людьми, при котором человек принимает поведение других людей (без осуждения, без
навязывания собственного подхода и видения) в тех пределах, в которых оно не ограничивает
его собственное конституционное право.
Формирование правового общества предъявляет новые требования к гражданам
страны. Среди них: умение принимать ответственность за собственные решения и поступки,
способность жить таким образом, чтобы, проявляя инициативу и реализуя свои потребности,
не нарушать конституционные права других людей. Современное демократическое
сообщество вводит понятие «толерантность».
Понятие «толерантность» описывает особый тип отношения между людьми, при
котором человек принимает поведение других людей (без осуждения, без навязывания
собственного подхода и видения) в тех пределах, в которых оно не ограничивает его
собственное конституционное право.
Реализация подобного типа поведения требует знания основ права, умения
анализировать собственные эмоциональные переживания, владения ими, ответственности за
свои поступки, понимания эмоций других людей, осознания того, что поведение другого
человека может быть объяснено разными причинами и любой конфликт требует обсуждения
и договора.
Современная психология вводит новый термин – «эмоциональный интеллект», под
которым понимается умение понимать эмоции других, отождествлять свои собственные
эмоции и владеть своими переживаниями. Развитие эмоционального интеллекта детей будет
способствовать не только эффективной адаптации в школе, но и крайне важно для развития
гражданской позиции в дальнейшем.
Дети не могут самостоятельно освоить эти три компонента эмоционального
интеллекта, если семья или школа не поможет им в этом. Особенность современной жизни
такова, что многие родители не владеют подобными знаниями. Не умеющие это делать сами,
они не могут обучить этому и своих детей.
Умение понимать свои эмоции, эмоции других людей, быть ответственным позволит
ребёнку при возникновении любых проблем в школе рассказать о них взрослому. В свою
очередь, это облегчит разрешение конфликтных ситуаций. Развитие эмоциональной сферы
будет способствовать развитию товарищества и взаимоподдержки среди детей, что также
будет способствовать большей эффективности школьного процесса.
Данная образовательная программа является модифицированной, при её разработке за
основу была взята программа Е.И. Николаевой.
Новизна программы: программа имеет вариативный характер; включены
нейропсихологические упражнения и техники.
Уровень освоения программы: базовый.
Адресат программы: обучающиеся 8-9 лет.
Количество обучающихся в группе 8-12 человек.
Объём освоения программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения - 72 часа в год.
Срок реализации программы: 1 год.
Периодичность и продолжительность занятий: 1-2 раза в неделю по два, одному
часу соответственно, один час равен 45 минутам.
Форма обучения: групповая.
Виды занятий: беседа, занятие-игра, «мозговой штурм», практическое занятие,
тренинг.
Формы подведения результатов: беседа, практическое занятие.
Особенности организации образовательной деятельности: группы формируются из
обучающихся одного возраста; учебный год начинается с 15 сентября.
4
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я в мире других»
реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время.
1.2. Цель, задачи программы
Целью общеразвивающей программы является обучение толерантности на основе
рефлексии.
Задачи:
обучающие:
- научить анализировать, понимать поведение других людей;
- научить ребёнка отождествлять свои переживания и чувства с конкретными словами;
- научить управлять своими эмоциями;
развивающие:
- сформировать произвольность, внутренний план действий;
- развить способность к рефлексии;
воспитательные:
- привить уважение к чувствам другого человека;
- воспитать эмоционально-ценностное отношение к миру.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
название раздела, темы
количество часов
формы аттестации/
контроля
всего теория практика
Душа человека. Инструктаж по
2
1
1
входная диагностика,
ТБ в Центре.
проективные методы
Имя.
2
1
1
метод наблюдения
Радость.
2
1
1
рефлексивные
методы
Грусть.
2
1
1
метод наблюдения
Слёзы.
2
1
1
рефлексивные
методы
Любовь.
2
1
1
рефлексивные
методы, наблюдение
Свершение. Завершённость.
2
1
1
метод наблюдения
Гнев.
2
1
1
метод наблюдения
Ложь. Правда.
2
1
1
проективные методы
Похвала. Лесть.
2
1
1
рефлексивные
методы, наблюдение
Наказание.
2
1
1
рефлексивные
методы, наблюдение
Страх.
2
1
1
рефлексивные
методы, наблюдение
Ответственность.
2
1
1
рефлексивные
методы, наблюдение
Искусство дарить и получать
2
2
рефлексивные
подарки.
методы, наблюдение
Вежливость и благодарность.
2
1
1
рефлексивные
методы, наблюдение
Сочувствие.
4
1
3
рефлексивные
методы, наблюдение
5
17
Зависть.
2
1
1
18
Уважение. Достоинство.
4
-
4
19
Ценность человеческой жизни.
2
1
1
20
Личность в профессии.
2
2
-
21
Рождение и смерть.
2
-
2
22
Свобода и ответственность.
2
1
1
23
2
-
2
24
Что такое хорошо и что такое
плохо?
Обида. Месть. Прощение.
2
1
1
25
Неожиданные ситуации.
2
-
2
26
Культурный человек.
2
1
1
27
Закон. Права и обязанности.
2
1
1
28
Фантазия и обман.
2
1
1
29
Творчество.
2
1
1
30
Творчество и профессия.
2
1
1
31
Соревнование и сравнение.
2
-
2
32
Вера и знание.
2
1
1
33
Отечество.
2
-
2
34
Чему мы научились?
2
-
2
72
27
45
Итого:
рефлексивные
методы, наблюдение
рефлексивные
методы, наблюдение
рефлексивные
методы, наблюдение
рефлексивные
методы, наблюдение
рефлексивные
методы, наблюдение
рефлексивные
методы, наблюдение
рефлексивные
методы, наблюдение
рефлексивные
методы, наблюдение
рефлексивные
методы, наблюдение
рефлексивные
методы, наблюдение
рефлексивные
методы, наблюдение
рефлексивные
методы, наблюдение
рефлексивные
методы, наблюдение
рефлексивные
методы, наблюдение
рефлексивные
методы, наблюдение
рефлексивные
методы, наблюдение
рефлексивные
методы, наблюдение
рефлексивные
методы,
итоговая
диагностика
Содержание учебного (тематического) плана
Тема №1 «Душа человека. Инструктаж по ОТ, правила поведения в Центре».
Цель: направить внимание ребёнка вовнутрь.
Теория. Душа как внутренний мир человека. Индивидуальность. Ощущения. Правила
поведения.
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования, упражнение:
«я согреваю мир теплом своей души».
Тема №2 «Имя».
Цель: тест на отношение каждого ребёнка к собственному имени.
Теория. Определение понятия «самооценка», «уважение». Отношение к собственному имени.
Ласковые имена. Чем отличаются прозвище, кличка, псевдоним?
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования.
6
Тема №3 «Радость».
Цель: научиться определять радость у других людей, адекватно реагировать на неё, связывать
собственные положительные переживания с соответствующими словами.
Теория. Знакомство с эмоциями. Эмоция радости. Улыбка, какой она бывает? Смех над собой
и смех над кем-то.
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования.
Тема №4 «Грусть».
Цель: обучение детей идентифицировать эмоциональное состояние других людей и
осознавать своё собственное.
Теория. Эмоция грусти. Какого цвета грусть? Какие другие слова описывают состояние
грусти? Проявления грусти. Что помогает пережить состояние грусти?
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования.
Тема №5 «Слёзы».
Цель: анализ состояний, в которых люди плачут.
Теория. Состояния души, связанные с неприятными переживаниями.
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования.
Тема №6 «Любовь».
Цель: определить поведение, которое называется словом «любовь», показать, что она
проявляется не столько в словах, сколько в ответственных поступках.
Теория. Чувства, связывающие людей между собой. Какого цвета любовь? Какие слова
описывают любовь? Проявления любви.
Практика. Психогимнастика, игра-упражнение «радуга», работа с текстом, обсуждение,
элементы рисования.
Тема №7 «Свершение. Завершённость».
Цель: научить детей завершать начатое дело, разбудить желание увидеть нечто
запланированное в законченном виде.
Теория. Всегда ли всё нужно доводить до конца? Задачи с ответом и без.
Практика. Психогимнастика, игра-упражнение «мельница», работа с текстом, обсуждение,
элементы рисования.
Тема №8 «Гнев».
Цель: научить ребёнка владеть своими эмоциями и адекватно реагировать на чужой гнев.
Теория. Эмоция гнева. Причины её проявления. Как можно справиться со своим гневом?
Практика. Психогимнастика, игровые ситуации, работа с текстом, обсуждение, элементы
рисования.
Тема №9 «Ложь. Правда».
Цель: показать неэффективность и возможный вред лживого поведения для формирования
зрелой личности.
Теория. Определение понятий «ложь», «правда». Причины детской лжи.
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования.
Тема №10 «Похвала. Лесть».
Цель: подчеркнуть необходимость видеть в людях хорошие черты, отличать похвалу от лести.
Теория. Определение понятий «похвала», «лесть». Чем отличаются похвала и лесть? Как
лучше хвалить других?
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования, упражнение
«сцепленные руки».
Тема №11 «Наказание».
Цель: показать, что при наказании осуждается не личность ребёнка, а его поступок.
Теория. Наказание –ограничение. Чувства участников ситуации наказания.
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования.
Тема №12 «Страх».
Цель: обучение ребёнка работать со своим страхом, а не подавлять его или скрывать.
7
Теория. Определение страха. Виды страха. Когда страх спасает, а когда мешает? Его
предупреждение и коррекция.
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования, упражнение
«рисуем страх».
Тема №13 «Ответственность».
Цель: разговор на тему осознанности, обдуманности или необдуманности действий и их
последствий.
Теория. Определение ответственности.
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования.
Тема №14 «Искусство дарить и получать подарки».
Цель: научить детей получать удовольствие от процесса дарения, а не только от получения
подарков.
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования, ролевая игра
«подарок».
Тема №15 «Вежливость и благодарность».
Цель: научить детей рассматривать вежливое поведение других людей по отношению к ним
не как должное, а как проявление доброй воли.
Теория. Определение понятий «вежливость», «благодарность». Влияние людей друг на друга.
Примеры вежливости. Удовольствие дарить подарки.
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования.
Тема №16 «Сочувствие».
Цель: обучить детей проявлять сочувствие к другим и определять подобное поведение у
окружающих.
Теория. Понятие «сочувствие». Чувства других людей. Действия в которых проявляется
сочувствие.
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования, упражнение
«зеркало».
Тема №17 «Зависть».
Цель: научить детей достойно относиться к различию в возможностях, которые имеют их
семьи.
Теория. Определение понятия «зависть». Какой бывает зависть?
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования, упражнение
«львиное сердце».
Тема №18 «Уважение. Достоинство».
Цель: научить детей видеть достоинства одноклассников и уважительно говорить о них.
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования.
Тема №19 «Ценность человеческой жизни».
Цель: показать детям ценность человеческой жизни, научить их трепетному отношению к
собственной жизни и жизни другого.
Теория. Определение понятия «ценность».
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования.
Тема №20 «Личность в профессии».
Цель: ознакомить обучающихся с понятием «профессия».
Теория. Определение понятия «профессия». Какие бывают профессии. Профессия родителей.
Тема №21 «Рождение и смерть».
Цель: работа с эмоциями, возникающими в процессе литературного описания феноменов
жизни и смерти.
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования.
Тема №22 «Свобода и ответственность».
Цель: обозначение грани междувозможность проявления собственных желаний и действий и
требованием общества не нарушать права других людей.
8
Теория. Определение понятия «свобода». Может ли свобода одного человека ограничивать
свободу другого?
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования.
Тема №23 «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Цель: показать многогранность и относительность понятий «хороший» и «плохой»,
размытость границ между ними.
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования.
Тема №24 «Обида. Месть. Прощение».
Цель: подчеркнуть неэффективность обиды в общении, разрушительность мести, а также
обсудить различные способы выхода из ситуаций, в которых порождаются эти чувства.
Теория. Чувства обиды, мести. Причины их появления.
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования.
Тема №25 «Неожиданные ситуации».
Цель: обсудить с детьми поведение в сложных ситуациях, где адекватная реакция сохранит
жизнь ребёнку.
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования.
Тема №26 «Культурный человек».
Цель: воссоздать знания, полученные на предыдущих занятиях.
Теория. Определение культуры. Культурный человек, какой он? Правила поведения в
обществе. Понятие толерантности (терпимости).
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования.
Тема №27 «Закон. Права и обязанности».
Цель: создать у детей уважительное отношение к законам и показать, что права человека
неразрывно связаны с обязанностями.
Теория. Что такое законы. Зачем они нужны? Права и обязанности.
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования.
Тема №28 «Фантазия и обман».
Цель: активация фантазии, с одной стороны, и усилий, направленных на выполнение желания
– с другой.
Теория. Отличие фантазии от обмана. Исполнение желаний.
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования.
Тема №29 «Творчество».
Цель: показать детям, что в творчестве с наибольшей силой проявляется индивидуальность
каждого человека.
Теория. Разные значения слова «творить». Определение понятия «творчество».
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования.
Тема №30 «Творчество и профессия».
Цель: показать обучающимся какое место занимает творчество в профессии.
Теория. Можно ли быть творческим в профессии? Творчество – неотъемлемая часть
профессии.
Тема №31 «Соревнование и сравнение».
Цель: обсудить с детьми неоднозначность таких понятий, как «соревнование» и «сравнение».
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования.
Тема №32 «Вера и знание».
Цель: показать, что люди в своих поступках основываются не только на размышлениях, но и
на представлениях, не зависящих от фактов.
Теория. Определение понятий «вера», «знание». Отличие веры от знания. Что дают нам знания
и вера?
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования.
Тема №33 «Отечество».
Цель: воспитание в ребёнке чувства любви к Родине.
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования.
9
Тема №34 «Чему мы научились?».
Цель: воссоздать знания, полученные на предыдущих занятиях.
Практика. Психогимнастика, работа с текстом, обсуждение, элементы рисования, важные
акценты занятий.
1.4. Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
- смогут соблюдать нормы и правила, способствующие психологическому благополучию в
социуме;
- будут обладать умением эмоционально-ценностного отношения к миру;
Личностные результаты:
- смогут понимать свои эмоции, эмоции других людей;
- будут обладать умением адекватно выражать свои чувства;
Предметные результаты:
- приобретут навык слушать собеседника;
- будут обладать умением формировать внутренний план действий.
2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Окончание занятий
Сроки зимних каникул
36
36
2
72
15
21
15 сентября 2024 года
31 мая 2025 года
29 декабря 2024 года – 08
января 2025 года
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: наличие в учебных кабинетах,
соответствующим образом, оборудованных мест для реализации тренинговых занятий, столы,
стулья, бумага, цветные карандаши, фломастеры и др., книжные методические пособия,
аудиотехника, интернет источники.
Методическое обеспечение: организация образовательного процесса – очная. Форма
организации – групповая.
В процессе реализации программы используются словесные, наглядные и
практические методы обучения (беседа, объяснение, показ педагогом приёмов исполнения,
тренинг) – по способу организации занятия; частично-поисковые методы обучения (участие
детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом) – по
уровню деятельности детей.
-
Методы, используемые в работе:
Игровые методы. Ролевые, ситуационные игры.
Элементы групповой дискуссии.
10
-
Элементы психогимнастики.
Рисуночные методы.
Структура занятия:
1. Разминка.
2. Основное содержание.
3. Завершение занятия.
2.3. Формы аттестации
Формы проведения занятий: беседа, занятие-игра, «мозговой штурм», практическое
занятие, тренинг.
Отработка навыков проходит в три этапа:
- получение информации о содержании того или иного навыка;
- применение полученных знаний в конкретных ситуациях (отработка навыка);
- перенос навыков, освоенных на занятиях, в повседневную жизнь ребёнка.
Формами аттестации являются материалы анкетирования и тестирования.
2.4. Оценочные материалы
- результаты наблюдения;
- методика исследования уровня самооценки «Дембо-Рубинштейн»;
- методика определения уровня саморегуляции («последовательность единиц и тире»);
- методика изучения отношений обучающихся со сверстниками «Рукавички»;
- проективные методы («Несуществующее животное»).
3. Список литературы
1 Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник и практикум для академического
бакалавриата. – М., 2014,
2 Абрамова Г.С. Практическая психология. – М., 2018,
3 Бендас Г.В., Нагаев В.В. Психология чувств и их воспитание. – М., 1982,
4 Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребёнка. – СПб., 2000,
5 Изард К.Е. Психология эмоций. – СПб., 2003,
6 Кипнис М.Ш. Большая книга лучших игр и упражнений для любого тренинга. – М., 2015,
7 Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М., 1995,
8 Чистякова Г.И. Психогимнастика. – М., 1995.
11