Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр внешкольной работы «Новая Авеста»
(МБУ ДО Центр «Новая Авеста»)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Сувенир»
Возраст обучающихся: 6,6 - 13 лет
Срок реализации: 3 года
Автор-составитель:
Кесова Ольга Юрьевна,
Педагог дополнительного образования
г. Екатеринбург, 2024
1
Содержание
1
Наименование
Комплекс основных характеристик программы
Стр.
3
1.1
Пояснительная записка
3
1.2
Цель, задачи программы
5
1.3
Содержание программы
7
Учебный (тематический) план 1 года обучения
7
Содержание учебного (тематического) плана 1 года обучения
7
Планируемый результат 1 года обучения
11
Учебный (тематический) план 2 года обучения
12
Содержание учебного (тематического) плана 2 года обучения
13
Планируемый результат 2 года обучения
18
Учебный (тематический) план 3 года обучения
18
Содержание учебного (тематического) плана 3 года обучения
20
Планируемый результат 3 года обучения
23
Комплекс организационно-педагогических условий
23
2.1
Календарный учебный график
23
2.2
Условия реализации программы
24
2.3
Формы аттестации
24
2.4
Оценочные материалы
24
2.5
Список литературы
24
2
2
1
Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сувенир»
составлена в соответствии с нормативными документами:
1.Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)».
6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.
8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642.
9. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование».
10. Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
11. Письмо Минпросвещения России от 1 июня 2023 г. № АБ-2324/05 «О внедрении
Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской
Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего
образования», «Инструкцией по подготовке к реализации профориентационного минимума в
образовательных организациях субъекта Российской Федерации»).
12. Постановление Администрации города Екатеринбурга от 01.09.2023 № 2350 «Об
утверждении Стратегического проекта «ЕКБ_ПРОФ – выбор будущего».
13. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МБУ ДО Центр «Новая Авеста».
14. Устав МБУ ДО Центр «Новая Авеста».
Направленность программы – художественная.
Актуальность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Сувенир» соответствует государственной политике в области дополнительного образования, социальному заказу общества и ориентирована на удовлетворение образовательных
потребностей детей и родителей.
Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на
используемые в программе техники декоративно-прикладного искусства, ориентированные на
3
овладение основами творческой деятельности, способствующие обогащению эмоциональночувственной сферы ребёнка.
Новизна программы «Сувенир» в том, что она дает возможность освоить технику
работы с различными видами материала (бумага, ткань, картон, природный материал, бросовый
материал). Умение работать с разными материалами позволяет переносить технологические
приемы с одного материала на другой, получая новые оригинальные изделия. Кроме того, смена
видов работы и материала исключает возможность уставания и перенасыщения одним
видом деятельности.
Педагогическая целесообразность образовательной программы состоит в том, что
групповые занятия декоративно-прикладным творчеством способствуют развитию творческих
способностей детей, формируют эстетический вкус, улучшают эмоциональное состояние детей.
В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей
образования становится воспитание растущего человека способного к творческому
саморазвитию, самореализации. Приобретая практические умения и навыки в области
декоративно-прикладного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в
созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.
Уровень освоения программы:
1 год – стартовый уровень.
2 год – базовый уровень.
3 год – базовый уровень.
Адресат программы: Программа ориентирована на младший и средний школьный
возраст от 6,6 до 13 лет.
Программа разработана с учётом половозрастных и индивидуально-психологических
особенностей обучающихся. Тематика и специфика программы делает ее доступной для
смешанного контингента (мальчики и девочки) в возрасте от 6,6 до 13 лет. Данный возраст – это
возраст, когда дети наиболее активно увлечены декоративным творчеством. Образовательная
деятельность в этом возрасте стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов
непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Обучающиеся
данного возраста отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной
любознательностью. Наряду с конкретными представлениями у детей формируются и
обобщенные понятия. Все это является хорошей предпосылкой для развития творческих
способностей детей на занятиях по декоративно-прикладному искусству.
Количество обучающихся в группе 8-10 человек.
Объем освоения программы:
1 год обучения (6,6 -7 лет) – 1,5 часа в неделю, 54 часа в год;
2 год обучения (7 – 8 лет) – 2 часа в неделю, 76 часов в год;
3 год обучения (9 – 13 лет) – 2 часа в неделю, 76 часов в год.
Срок реализации программы: 3 года.
Периодичность и продолжительность занятий: 1 раз в неделю по 2 часа, 1 час равен
45 минутам.
Форма обучения: групповая.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, открытое занятие, мастер-класс.
Формы подведения результатов: беседа, практическое занятие, открытое занятие,
мастер-класс.
Особенности организации образовательной деятельности:
группы формируются из обучающихся одного возраста, являющиеся основным составом
4
детского объединения «Сувенир»; состав группы постоянный.
Учебный год начинается:
1 год обучения с 15 сентября;
2,3 год обучения с 01 сентября.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сувенир»
реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время.
Реализация программы планируется в три этапа.
В первый год обучения даются лёгкие задания, так как обучающая работа идёт по
готовым шаблонам, что вызывает у детей положительные эмоции удовлетворения, радости от
результатов своего труда. Рождается стойкая мотивация к данной деятельности. С
выполненными игрушками разыгрываются небольшие сценки - импровизации на заданные
темы, что способствует развитию творческого воображения детей.
На втором году обучения учащиеся изготавливают игрушки повышенной сложности.
Работа идёт как по готовым шаблонам, так и по шаблонам, изготовленным детьми
самостоятельно.
На третьем году обучения обучающиеся могут самостоятельно организовать своё
внимание, память, мышление, воображение. Поэтому обучение идёт на высоком уровне
трудности.
1.2 Цель, задачи программы
Цель: развитие творческих способностей обучающихся, через различные виды и формы
декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Обучающиеся:
- познакомить с различными техниками декоративно-прикладного искусства;
- познакомить с особенностями работы в области декоративно- прикладного творчества.
Развивающие:
- сформировать общие и специфические учебные умения;
- научить детей видеть и понимать «прекрасное», а также научить их создавать «прекрасное»
своими руками;
- развить воображение, фантазию, творчество, наглядно-образное, ассоциативное мышление,
самостоятельное художественное осмысление сделанной работы.
Воспитательные:
- прививать уважение к «людям труда»;
- воспитывать эстетические идеалы через приобщение к художественному труду.
1.3 Содержание программы
Учебный (тематический) план
1-й год обучения
№
1
2
Наименование раздела, темы
Инструкция по ОТ. Вводное занятие.
«Начало творческого пути»
Раздел 1 Работа с бумагой
Знакомство с декоративно-прикладным
Всего
часов
В том числе
теория практика
Форма
контроля/
аттестации
1,5
1,5
-
наблюдение
обсуждение
12
1,5
4
0,5
8
1
наблюдение
5
3
творчеством
Мои творческие ручки
1,5
0,5
1
1,5
0,5
1
5
Геометрические фигуры. Поделка
«Цветок-солнышко»
Поделка «Кашалот»
1,5
0,5
1
6
Поделка «Совенок»
1,5
0,5
1
7
Поделка «Весёлая витаминка»
1,5
0,5
1
8
Поделка «Стрекоза»
1,5
0,5
1
9
Поделка «Снегурочка» (игрушка-качалка)
1,5
0,5
1
10
Раздел 2 Работа с картоном
Игрушка «Осьминожка»
12
1.5
4
0,5
8
1
11
Поделка «Бабочка»
1.5
0,5
1
12
Поделка «Гусеница-красавица»
1.5
0,5
1
13
Поделка «Улитка»
1.5
0,5
1
14
Поделка «Павлин-мавлин»
1.5
0,5
1
15
Поделка «Динозаврики»
1.5
0,5
1
16
Поделка «Котенок на коврике»
1.5
0,5
1
17
Подставка для Пасхального яйца
1.5
0,5
1
18
Раздел 3 Народная игрушка
Народная игрушка-народные традиции
3
1,5
1
0,5
2
1
19
Народная куколка «Лихоманка»
1,5
0,5
1
20
Раздел 4 Игрушка-сувенир
Традиция подарков. Блокнотик
«Сердечко»
Игрушка «Копилочка»
6
1,5
2
0,5
4
1
1,5
0,5
1
24
Новогодняя конфета
Валентинка
Раздел 5 Закладки
Закладки из бумаги
1,5
1,5
3
1,5
0,5
0,5
1
0,5
1
1
2
1
25
Закладки из ниток
1,5
0,5
1
26
Раздел 6 Аппликация.
«Белый медвежонок»
9
1,5
3
0,5
6
1
4
21
22
23
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
6
27
Открытка «Цветы»
1,5
0,5
1
28
«Мохнатая аппликация»
1,5
0,5
1
29
Поделка «Весёлые человечки»
1,5
0,5
1
30
«Троллики»
1,5
0,5
1
31
«Корзина с цветами»
1,5
0,5
1
32
Раздел 7 Подарки и украшения
Поделка «Браслет»
3
1,5
1
0,5
2
1
33
Подарок другу «Семейка котов»
1,5
0,5
1
34
Раздел 8 Художественная лепка
«Монстрики»
3
1,5
1
0,5
2
1
35
«Аквариум»
1,5
0,5
1
36
Я умею сделать сам!
Творческая работа
Всего часов
1,5
-
1,5
54
18,5
35,5
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
Содержание учебного (тематического) плана
1 год обучения
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности
Начало творческого пути. Основные правила техники безопасности. Беседа о многогранности и
разнообразии прикладного искусства.
Раздел 1 Работа с бумагой.
Тема 2. Знакомство с декоративно-прикладным творчеством
Теория: Беседа: История ремёсел, показ иллюстраций по теме декоративно- прикладное
творчество.
Практика: Рисунок на тему: декоративный коврик
Тема 3. Мои творческие ручки
Теория: Настрой на работу. Обсуждение, выбор сюжета: выделить главный элемент и
второстепенные.
Практика: Рисунок по сюжету, в контуре своей ладошки.
Тема 4. Геометрические фигуры. Поделка «Цветок-солнышко»
Теория: Знакомство с геометрическими фигурами (конус, треугольник, круг, прямоугольник).
Навыки и приёмы конструирования плоскостных игрушек. Правила техники безопасности при
работе с ножницами.
Практика: Изготовление плоских геометрических фигур. Склеивание по собственному
желанию.
Тема 5. Поделка «Кашалот»
Теория: Понятие о шаблонах. Показ готового образца. Техника использования шаблона.
Практика: Изготовление поделки из цветного картона. Оформление дополнительными
7
декоративными рисунками.
Тема 6. Поделка «Совенок»
Теория: Беседа про птиц. Показ иллюстраций и готового образца «Совёнок». Объяснение
технологии создания ушек совы.
Практика: Изготовление поделки по шаблону. Оформление деталями, плетение узкими
полосками (животик, крылья) Техника безопасности при работе с ножницами.
Тема 7. Поделка «Весёлая витаминка»
Теория: Беседа на тему «О здоровье» Для чего нужны витамины?
Практика: Изготовление поделки по шаблонам, с самостоятельным выбором цвета, размера,
дополнительных деталей.
Тема 8. Поделка «Стрекоза»
Теория: Беседа про насекомых. Показ иллюстраций и готового образца «Стрекоза». Объяснение
технологии создания крылышек стрекозы.
Практика: Изготовление поделки по образцу. Оформление деталями, изготовление узких
полосок для усиков. Техника безопасности при работе с ножницами.
Тема 9. Поделка «Снегурочка» (игрушка-качалка)
Теория: Беседа про Новый Год и символы праздника. Настрой на работу, показ узоров для
украшения костюма Снегурочки.
Практика: Изготовление игрушки – качалки по шаблону. Украшение кокошника и костюма
Снегурочки по своему желанию.
Раздел 2 Работа с картоном.
Тема 10. Игрушка «Осьминожка»
Теория: Работа с готовыми основами. Выбор формы крыльев по собственному желанию.
Практика: Изготовление игрушки с использованием ниток.
Тема 11. Поделка «Бабочка»
Теория: Показ иллюстраций с изображением бабочек, разнообразие формы и цвета.
Практика: Творческая работа. Изготовление поделки на основе втулки, с использованием
цветной бумаги для крыльев.
Тема 12. Поделка «Гусеница-красавица»
Теория: Знакомство с разным видом картона. Сгибание деталей по диаметру круга.
Практика: Вырезывание кругов из картона, сборка деталей. Изготовление мелких деталей.
Тема 13. Поделка «Улитка»
Теория: Беседа об улитках. Использование в поделке дополнительных деталей. Выбор шаблонов
по собственному желанию.
Практика: Подбор картона по выбранному размеру, изготовление поделки с помощью ножниц и
клея-карандаша.
Тема 14. «Павлин-Мавлин»
Теория: Показ видео о павлинах. Разнообразие форм и цвета. Понятие о симметрии.
Практика: Изготовление нескольких элементов игрушки по шаблонам. Цвет, роспись хвоста по
своему желанию. Сборка отдельных деталей в целую игрушку.
Тема 15. Поделка «Динозаврики»
Теория: Беседа о динозавриках. Показ иллюстраций и готового образца. Настрой на творческую
работу с применением дополнительных материалов.
Практика: Изготовление нескольких элементов игрушки по шаблонам. Цвет, размер и форма
тела по своему желанию. Оформление, украшение на спинке динозаврика. Сборка отдельных
деталей в целую игрушку.
8
Тема 16. Поделка «Котёнок на коврике»
Теория: Беседа о домашних питомцах. Навыки и приёмы при мягком сгибании картона.
Практика: Изготовление отдельных деталей поделки (коврик, котёнок, тарелочка для угощения)
Раскрашивание коврика. Вырезывание угощения. Сборка поделки.
Тема 17. Подставка для Пасхального яйца.
Теория: Беседа о народных праздниках. Традиции праздника Пасхи. Навыки и приёмы
конструирования объёмных поделок. Правила техники безопасности при работе с ножницами.
Практика: Изготовление подставки по собственному выбору шаблона. Оформление,
украшение, сборка поделки.
Раздел 3 «Народная игрушка».
Тема 18. Народная игрушка-народные традиции
Теория: Беседа о народных промыслах. История народной игрушки и её разновидности.
Практика: Зарисовка эскиза в тетради, с изображением народной куклы на основе просмотра
иллюстраций по теме.
Тема 19. Народная куколка «Лихоманка»
Теория: Сведения о развитии народных промыслов в наше время. Показ репродукций народных
игрушек. Особенности костюма и цветовой гаммы при подборе ткани.
Практика: Подбор основы и ткани для куколки. Намотка ткани на основу.
Раздел 4 «Игрушка - сувенир»
Тема 20. Традиция подарков. Блокнотик «Сердечко»
Теория: Беседа о разнообразии функциональной принадлежности поделок. Показ готовых
образцов. Стимулирование к работе. Последовательность изготовления блокнотика с
использованием ножниц, клея и ленточки.
Практика: Подготовка основы по шаблону. Оформление обложки. Сборка блокнотика с
креплением из ленточки.
Тема 21. Игрушка «Копилочка»
Теория: Беседа о предназначении копилок. Показ образцов. Настрой на творческую работу.
Практика: Выбор персонажа по своему желанию. Изготовление копилочки.
Тема 22. Поделка «Новогодняя конфета»
Теория: Беседа про Новогодние украшения и подарки. Навыки и приёмы для стягивания бумаги
нитками. Применение декоративной ленты.
Практика: Изготовление конфеты на основе втулки. Оформление по своему желанию,
использование декоративной ленты для подвязки игрушки.
Тема 23. «Валентинка»
Теория: Беседа о празднике Святого Валентина. Традиция подарков в этот праздник. Показ
готовых «Валентинок» Настрой на творческую работу.
Практика: Изготовление «Валентинки» по понравившемуся образцу. Использование цветной
бумаги, ножниц, клея-карандаша.
Раздел 5 «Закладки».
Тема 24. Закладки из бумаги.
Теория: Понятие о закладках, их назначении. Показ разнообразных видов закладок. Сгибание
бумаги по технике оригами в треугольник. Настрой на работу. Техника безопасности при работе
с ножницами.
Практика: Изготовление закладки на основе треугольника. Дополнительные детали.
9
Тема 25. Закладки из ниток.
Теория: Основные приёмы работы с нитками. Показ готового образца. Технология изготовления
косички и кисточки.
Практика: Изготовление закладки по своему желанию. На бумажную основу приклеить
косичку или сделать кисточку.
Раздел 6 Аппликация.
Тема 26. «Белый медвежонок
Теория: Сведения о неограниченных возможностях использования бумаги, ткани, ниток при
изготовлении поделок в технике аппликации. Показ образцов. Новый приём сгибания бумаги
«змейкой» Техника безопасности при работе с ножницами, клеем.
Практика: Изготовление аппликации на картоне. Вырезывание основы и дополнительных
деталей (торосы, солнышко) Склеивание.
Тема 27. Открытка «Цветы»
Теория: Беседа о праздничных открытках. Открытки плоскостные и объёмные. Разновидность
цветов. Настрой на творческую работу.
Практика: Изготовление открытки с изображением тюльпанов. Сгибание конверта для цветов.
Тема 28. «Мохнатая аппликация»
Теория: Показ готового образца. Показ иллюстраций с изображением животных. Технология
изготовления, с использованием ножниц, шерстяных ниток (нарезка) и клея.
Практика: Самостоятельная работа. Выбор персонажа по собственному желанию, выбор цвета.
Изготовление, художественное оформление работы (носик, глаза)
Тема 29. «Весёлые человечки»
Теория: Беседа о моде. Виды тканей: натуральный шёлк, шерсть, синтетические ткани.
Особенности обработки. Показ образцов. Технология изготовления ручек и ног с
использованием толстой нити.
Практика: Выбор ткани, фасона, цвета. Изготовление поделки на основе картона, с
мобильными конечностями.
Тема 30. «Троллики»
Теория: Беседа о мультфильмах, герои –троллики. Выбор персонажа. Поделки из контура своей
ладошки. Настрой на творческую работу.
Практика: Изготовление поделки на основе контура своей ладошки. Аппликация волос и лица
троллика. Дополнительные детали по фантазии ребёнка.
Тема 31. «Корзина с цветами»
Теория: Беседа о традиционном празднике - 8 Марта. Традиция подарков к этому празднику.
Творческие решения по выбору и композиции цветов в корзине.
Практика: Изготовление аппликации с использованием шаблона корзинки из картона и цветов
из цветной бумаги.
Раздел 7 Подарки и украшения.
Тема 32. Поделка «Браслет»
Теория: Беседа о насекомых (бабочках и паучках) Показ иллюстраций. Показ готового образца
браслета. Настрой на работу. Использование техники сгибание бумаги зиг-загом.
Практика: Самостоятельный выбор браслета. Изготовление.
Тема 33. Подарок другу. «Семейка котов»
Теория: Беседа о дружбе. Разнообразие подарков. Показ готовых образцов. Аккуратность в
исполнении – залог успешной работы.
Практика: Творческие разработки. Изготовление поделки.
10
Раздел 8 Художественная лепка.
Тема 34. «Монстрики»
Теория: Беседа о героях сказок и мультфильмов. Использование пластилина в работе на картоне
и с бумагой. Техника выполнения шариков и полосок из пластилина.
Практика: изготовление поделки на основе картона. Элементы на лице монстрика – из
пластилина.
Тема 35. «Аквариум»
Теория: Беседа о морских обитателях. Технология изготовления осьминожки на основе
пластмассового яйца. Показ морских водорослей, техника приклеивания пластилина к стеклу.
Практика: Изготовление аквариума на основе стеклянной банки. Приклеивание деталей внутри
и снаружи.
Тема 36. Я умею сделать сам.
Практика: Самостоятельная работа по выбору ребенка из пройденных тем, добавляя новые
декоративные и художественные элементы.
Планируемые результаты 1 года обучения
Метапредметные:
- будут уметь планировать и организовывать свою деятельность;
- будут уметь работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать
информацию из различных информационных источников;
- освоят навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Предметные:
- будут знать историю развития народных традиций в декоративно-прикладном творчестве,
техники их изготовления;
- освоят техники из различных материалов;
- будут знать инструменты и материалы, используемые в декоративно-прикладном
творчестве, а также их назначение, и правила техники безопасности при работе с ними;
- будут знать основные способы изготовления сувениров и художественных изделий в
конкретных техниках декоративно-прикладного творчества;
- будут уметь анализировать и оценивать работу, исправлять допущенные ошибки.
Личностные:
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических
творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- уважительно относиться к своему труду, а также к творчеству других людей.
-
В результате освоения программы 1 года обучения, обучающиеся должны
Знать:
правила техники безопасности при работе с инструментами;
понятие о контуре, силуэте, орнаменте;
общие правила технологии изготовления игрушек и сувениров из различных материалов.
Уметь:
пользоваться инструментами для бумаги;
изготавливать ручные швы.
11
Учебный (тематический) план
2-й год обучения
В том числе
Всего
часов
теория
практика
2
2
-
2
Инструкция по ОТ.
Вводное занятие.
Начало творческого пути.
Раздел 1 Работа с бумагой
«Оригами». Плоскостные поделки
8
2
2
0,5
6
1,5
3
«Оригами». Объёмные поделки
2
0,5
1,5
4
Геометрические объёмные фигуры (конус,
цилиндр, куб)
Подарочные коробочки
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
8
2
2
0,5
6
1,5
7
Раздел 2 Работа с тканью
Волшебство из ткани. Подставка под
горячее.
Аппликация из ткани.
2
0,5
1,5
8
Цветы из ткани
4
1
3
4
1
3
9
Раздел 3 Кукольная перчаточная
(пальчиковая) игрушка
Традиции кукольного театра
2
0,5
1,5
10
Перчаточная кукла
2
0,5
1,5
11
8
2
2
0,5
6
1,5
12
Раздел 4 Игрушка объёмная
История игрушек мира.
Игрушка «Грибок»
Игрушка «Месяц ясный»
2
0,5
1,5
13
Игрушка «Мой котенок»
2
0,5
1,5
14
Игрушка «Добрый щенок»
2
0,5
1,5
15
Раздел 5 Шариковая игрушка
Образцы шариковых игрушек. Поделка
«Волшебный шарик»
Игрушка «Цыплёнок»
4
2
1
0,5
3
1,5
2
0,5
1,5
6
2
1,5
0,5
4,5
1,5
18
Раздел 6 Полунабивная игрушка
Образцы полунабивных игрушек.
Поделка «Ёлочка»
«Рождественские поделки»
2
0,5
1,5
19
«Новогодний сюрприз»
2
0,5
1,5
№
1.
5
6
16
17
Наименование раздела и темы
Форма
контроля/
аттестации
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
12
20
Раздел 7 Оригинальная игрушка
Игрушки из пластика
6
2
1,5
0,5
4,5
1,5
21
Игрушки из картона
2
0,5
1,5
22
Поделки из бросового материала
2
0,5
1,5
23
Раздел 8 Маска
Декоративные маски
4
2
1
0,5
3
1,5
24
Маска «Веснянка»
2
0,5
1,5
25
Раздел 9 Декоративная ваза
Ваза из бутылки
4
2
1
0,5
3
1,5
26
Декорирование вазы
2
0,5
1,5
27
Раздел 10 Шкатулка (декупаж)
История применение шкатулок, образцы.
6
2
1
0,5
5
1,5
28
Декорирование шкатулки.
4
0,5
3,5
29
Карандашница как подарок
4
1
3
30
4
1
3
31
Кулон. Показ образцов кулонов.
Изготовление кулона.
Заколка для волос из ткани
4
1
3
32
Путешествие в страну рукоделия
2
-
2
33
Тайны рукоделия
2
-
2
Всего часов:
76
19
57
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
Содержание учебного (тематического) плана
2 год обучения
Тема 1. Вводное занятие. Начало творческого пути.
Теория: Знакомство обучающихся с целями, задачами и содержанием данного предмета.
Основные сведения о материалах и инструментах, используемых в работе. Основные правила
техники безопасности.
Раздел 1 Работа с бумагой.
Тема 2. «Оригами». Плоскостные поделки
Теория: «Путь бумаги - от простого к сложному». Различные способы и приёмы складывания
бумаги в технике «Оригами» (схемы) Правила техники безопасности при работе с ножницами.
Показ плоскостных образцов.
Практика: Изготовление поделки по схеме сборки. Оформление мордочки с помощью
рисования (аппликации)
Тема 3. «Оригами». Объёмные поделки
Теория: Изготовление объёмных и полуобъёмных поделок в технике «оригами». Использование
13
схем и объяснений педагога. Показ образцов.
Практика: Выбор персонажа. Сборка по схеме. Оформление работы по собственному желанию.
Тема 4. Геометрические объёмные фигуры (конус, цилиндр, куб)
Теория: Знакомство с геометрическими фигурами (конус, цилиндр, куб). Правила безопасности
при работе с ножницами. Использование шаблона круг, квадрат, прямоугольник для
изготовления объёмных фигур. Показ готовых образцов.
Практика: Изготовление фигуры конус. Выбор персонажа по сюжетам народных сказок,
изготовление. Оформление работы по собственному желанию.
Тема 5. Подарочные коробочки
Теория: Беседа: Подарок и его оформление. Разнообразие приёмов складывания подарочных
коробочек. Шаблоны, схемы сборки. Показ образцов.
Практика: Выбор схемы (шаблона) по собственному желанию. Изготовление подарочной
коробочки. Декоративное оформление.
Раздел 2 Работа с тканью.
Тема 6. Волшебство из ткани. Подставка под горячее.
Теория: Знакомство со свойствами драповых тканей. Виды ниток. Влажно-тепловая обработка.
Характеристика швов «вперёд иглой», «через край», «петельный», «назад иглой».
Правила техники безопасности при работе с ножницами.
Практика: Выбор материала и раскрой подставки. Пришивание деталей. Творческие
разработки. Использование швов по выбору.
Тема 7. Аппликация из ткани.
Теория: Беседа. Процесс изготовления ткани. Виды тканей по волокну: хлопчатобумажные,
льняные. Отделка ткани. Виды ручных швов. Показ готовых образцов и иллюстраций.
Художественное оформление
изделия. Техника безопасности при работе с ножницами, клеем, иглой.
Практика: Выбор сюжета, ткани. Использование готовых шаблонов. Творческая работа.
Оформление.
Тема 8. Цветы из ткани
Теория: Беседа о цветах. Разнообразие сортов, формы и цвета. Показ иллюстраций, настрой на
работу. Использование различных приёмов в сборке цветка из ткани.
Практика: Выбор цветка по собственному желанию. Выбор ткани и цвета. Изготовление
цветка, сшивание деталей, оформление центра цветка.
Раздел 3 Кукольная перчаточная (пальчиковая) игрушка.
Тема 9. Традиции кукольного театра
Теория: Знакомство с традициями кукольного театра. Сведения о видах кукольных игрушек.
Характерная кукольная игрушка. Демонстрация образцов готовых игрушек для просмотра.
Особенности шитья и оформление кукольной игрушки из различных материалов.
Практика: Выбор персонажа. Подготовка эскиза по демонстрационным материалам. Подбор
ткани по качеству и цвету.
Тема 10. Перчаточная кукла
Теория: Изучение технологии изготовления изделия. Демонстрация образцов готовых игрушек
для просмотра. Особенности шитья и оформление кукольной игрушки из различных
материалов.
Практика: Раскрой изделия. Сшивание деталей и набивка головки синтепоном. Оформление
головки. Подготовка перчатки и сшивание её с головой. Окончательное оформление куклы.
Творческие разработки.
14
Раздел 4 Игрушка объёмная.
Тема 11. История игрушек мира. Игрушка «Грибок»
Теория: Рассказ об истории игрушек народов мира. Демонстрация образцов готовых изделий.
Изучение особенностей изготовления игрушек. Беседа о цветовой гамме. Сведения о
технологии изготовления игрушек цельнокроенных и с отдельно скроенными деталями.
Практика: Выбор материала и раскрой игрушки. Сшивание деталей ножка гриба и шляпка.
Набивка изделия синтепоном. Оформление игрушки «Грибок»
Тема 12. Игрушка «Месяц ясный»
Теория: Приёмы работы для выполнения усложненного варианта игрушки. Отражение тематики
в цвете, форме.
Практика: Создание самостоятельного шаблона для шитья игрушки. Подбор ткани. Шитьё.
Оформление.
Тема 13. Игрушка «Мой котенок»
Теория: Беседа «Братья наши меньшие», показ готового образца. Приёмы работы для
выполнения усложненного варианта, добавление дополнительных деталей.
Практика: Подбор ткани и декоративной отделки. Кройка деталей котёнка, их сборка.
Декоративное украшение.
Тема 14. Игрушка «Добрый щенок»
Теория: Беседа на тему о доброте и милосердии. Показ иллюстраций с изображением собак.
Показ готового образца. Настрой на работу. Техника выполнения операций: разметка, вырезание
по выкройке, шитьё.
Практика: Шитьё игрушки по выкройке, сшивание деталей с использованием швов «через
край», «обмёточный». Оформление игрушки декоративными элементами.
Раздел 5 Шариковая игрушка.
Тема 15. Образцы шариковых игрушек. Поделка «Волшебный шарик»
Теория: Беседа о второй жизни вещей. Использование трикотажа и искусственного меха для
изготовления шариковых игрушек. Демонстрация образцов готовых изделий. Сведения об
особенностях изготовления игрушек из трикотажа и меха. Технология аккуратного окончания
работы.
Практика: Изготовление шариков из различного материала (трикотаж, хлопчатобумажная,
шелк) Подвеска на волшебный шарик. Украшение по собственному желанию.
Тема 16. Игрушка «Цыплёнок»
Теория: Понятие о композиции и пластическом объёме. Умение передать настроение игрушки с
помощью размещения дополнительных деталей.
Практика: Самостоятельная работа по разработке и созданию нового образа. Выбор материала
и раскрой. Сшивание шариков и набивка синтепоном. Оформление игрушки.
Раздел 6 Полунабивная игрушка.
Тема 17. Образцы полунабивных игрушек. Поделка «Ёлочка»
Теория: Расширение знаний об истории различных промыслов народной игрушки.
Демонстрация образцов готовых изделий. Изучение особенностей шитья и оформления
полунабивной игрушки. Технология изготовления.
Практика: Самостоятельный выбор размера ёлочки, изготовление эскиза и выкройки. Раскрой.
Шитьё ёлочки. Украшение.
Тема 18. «Рождественские поделки»
Теория: Беседа про Новогодний праздник, про Рождество. Традиционные игрушки к этим
праздникам. Показ иллюстраций, образцов. Традиционный цвет Рождественских поделок.
15
Элементы украшения – минималистическая вышивка.
Практика: Выбор шаблона для работы. Выбор ткани. Раскрой, шитьё. Использование
примитивной вышивки.
Тема 19. «Новогодний сюрприз»
Теория: Настрой на самостоятельный выбор поделки- сюрприза, используя полученные навыки
и знания. Показ иллюстраций по теме – Новогодние поделки.
Практика: Выбор рождественской поделки, игрушки. Подбор ткани. Раскрой, шитьё,
украшение по собственному желанию.
Раздел 7 Оригинальная игрушка.
Тема 20. Игрушки из пластика
Теория: Беседа об экологии, использование пластмассы в оригинальной игрушке.
Последовательность изготовления оригинальной игрушки из пластмассовой тары, упаковки.
Показ готового образца. Настрой на работу. Использование дополнтельных средств
информации.
Практика: Проявление фантазии, выбор пластиковых предметов для создания оригинальной
игрушки. Сборка изделия с помощью клея «Титан» и проволоки. Оформление работы мелкими
деталями из пластика.
Тема 21. Игрушки из картона
Теория: Последовательность изготовления оригинальной игрушки из картонной тары и
упаковочной бумаги. Принцип складывания, вырезания, разрезания. Показ образца. Способы
сборки и склеивания.
Практика: Подбор картонных коробок и картонной тары. Проявление фантазии при создании
оригинальной игрушки. Оформление работы, используя приём аппликации.
Тема 22. Поделки из бросового материала
Теория: Последовательность изготовления оригинальной игрушки из бросового материала.
Показ готового образца. Настрой на работу. Использование пенопласта, упаковочного
материала.
Практика: Подбор предметов из разного вида материалов, бывших в употреблении. Создание
оригинальной игрушки по собственному выбору. Декоративное оформление с помощью мелких
деталей. Самооценка по качеству выполнения работы.
Раздел 8 Маска.
Тема 23. Декоративные маски
Теория: Рассказ о поверьях. Демонстрация образцов готовых изделий. Закрепление понятий и
уточнение технологии изготовления масок. Особенности оформления изделия.
Практика: Самостоятельная разработка модели маски. Подготовка шаблона. Перенос изделия
на бумагу или картон, вырезание детали. Оформление основы маски аппликацией.
Тема 24. Маска «Веснянка»
Теория: Беседа о народных традиционных праздниках с использованием головных украшений.
Приёмы изготовления.
Практика: Изготовление маски из картона, бумаги, ниток и ткани
Раздел 9 Декоративная ваза.
Тема 25. Ваза из бутылки
Теория: Беседа о современных видах декоративно-прикладных изделий. Вторая жизнь пустой
бутылки. Понятие о рельефной и плоскостной аппликации. Первые шаги к понятию
«дизайнер». Понятие «декор".
Практика: Самостоятельная работа. Выбор бутылки. Оформление с помощью использования
16
ниток, ткани, бусин и других материалов. Аккуратность в работе с клеем «Титан»
Тема 26. Декорирование вазы
Теория: Ознакомление с новыми материалами декорирования, показ образцов и иллюстраций
для стимулирования к работе.
Практика: Самостоятельная работа по разработке способов декорирования бутылки. Выбор
материала. Обработка основы бутылки материалом. Декоративное оформление вазочки
различными элементами. Творческие разработки. Самооценка по качеству работы.
Раздел 10 Шкатулка (декупаж).
Тема 27. История применение шкатулок, образцы.
Теория: Знакомство с новым видом творчества – декупаж. Свойства салфетки. Технология
работы в декупаже, последовательность работы. Демонстрация образцов готовых изделий и
иллюстраций по теме. Использование дополнительных средств информации.
Практика: Выбор основы. Подготовка основы с помощью грунтовки. Выбор рисунка.
Самостоятельная работа. Декоративное оформление.
Тема 28. Декорирование шкатулки.
Теория: Инновационные технологии в декорировании. Применение новых материалов. Показ
иллюстраций декоративно- художественного направления. Стимулирование к работе.
Практика: Выбор материала для основы шкатулки. Подбор материала (салфетки, воздушный
пластилин, тесьма и т.п.), оформление работы.
Тема 29. Карандашница - как подарок
Теория: Беседа «Каждой вещи - своё место». Показ готовых изделий, стимулирование к
творчеству. Разнообразие форм и композиции.
Практика: Выбор основы, покрытия, декоративное оформление, изготовление.
Тема 30. Кулон. Показ образцов кулонов. Изготовление кулона.
Теория: Экскурсия в музей камнерезного искусства. Беседа о разновидностях украшений на
подвеске. Знакомство с историей создания аппликационных художественных работ.
Демонстрация образцов готовых изделий. Использование различных материалов для
изготовления кулонов. Уточнение техники и последовательность выполнения аппликационных
работ.
Практика: Выбор материала. Подготовка деталей – вырезание аппликационных элементов.
Соединение деталей с помощью клея методом наложения одной детали на другую. Сушка,
оформление отверстия с помощью шила, подвешивание изделия на шнурок или цепочку.
Творческие разработки.
Тема 31. Заколка для волос из ткани
Теория: Беседа: «Волшебный мир ткани». Демонстрация готовых образцов изделий.
Приёмы работы с флисом и фетром. Уточнение выполнения технологии изготовления заколки
для волос.
Практика: Изготовление шаблонов. Раскрой деталей из фетра по шаблону. Обтяжка заколкиавтомата тканью. Оформление заколки.
Тема 32. Путешествие в страну рукоделия.
Самостоятельная работа по выбору ребенка из пройденных тем, добавляя новые декоративные
элементы. Самооценка по качеству выполнения. Обыгрывание поделки (игрушки).
Тема 33. Тайны рукоделия.
Самостоятельная работа по личному выбору ребенка. Приветствуется фантазия, использование
различных материалов, декоративное оформление работы.
17
Планируемые результаты 2 года обучения
Метапредметные:
- будут уметь планировать и организовывать свою деятельность;
- будут уметь работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать
информацию из различных информационных источников;
- освоят навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Предметные:
- будут знать историю развития народных традиций в декоративно-прикладном творчестве,
техники их изготовления;
- освоят техники из различных материалов;
- будут знать инструменты и материалы, используемые в декоративно-прикладном
творчестве, а также их назначение, и правила техники безопасности при работе с ними;
- будут знать основные способы изготовления сувениров и художественных изделий в
конкретных техниках декоративно-прикладного творчества;
- будут уметь анализировать и оценивать работу, исправлять допущенные ошибки.
Личностные:
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого
- отдельного человека;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы
в команде под руководством педагога;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,
- соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений, ориентаций на искусство как
значимую сферу человеческой жизни.
В результате освоения программы 2 года обучения, обучающиеся должны
Знать:
принцип составления композиций;
основы материаловедения;
основы конструирования;
основы моделирования.
Уметь:
- свободно владеть и объяснять правила пользования инструментами и приспособлениями,
необходимыми в процессе работы;
- разрабатывать выкройки деталей.
Учебный (тематический) план
3-ий год обучения
№
1
Наименование раздела, темы
Вводное занятие. Инструкция по
технике безопасности.
Раздел 1 Работа с бумагой.
в том числе:
Кол-во
часов
теория
практика
2
1
1
12
4,5
7,5
Форма
контроля/
аттестации
обсуждение
опрос
18
2
Бумага, картон. Новые свойства.
2
0,5
1,5
3
Орнаменты, как украшение.
2
0,5
1,5
4
Орнамент в круге, в квадрате.
2
0,5
1,5
5
Чудо из картона.
2
0,5
1,5
6
Блокнот с секретом.
2
0,5
1,5
Раздел 2 Работа с тканью.
10
2,5
7,5
7
Волшебство из ткани
2
0,5
1,5
8
Прихватка для хозяйки
2
0,5
1,5
9
Панно. Аппликация из ткани.
4
1
3
10
Цветок из ткани.
2
0,5
1,5
12
3
9
11
Раздел 3 Игрушка объемная на двух
конечностях.
Моя первая кукла.
6
2
4
12
Любимый питомец.
6
1
5
13
Раздел 4 Подарочная шкатулка.
Разнообразие шкатулок.
6
2
2
1
4
1
14
Декоративная шкатулка
4
1
3
15
Раздел 5 Косметичка.
Такие разные косметички.
6
2
2
1
4
1
16
«Косметичка для подружки»
4
1
3
17
Раздел 6 Рамка для фотографий.
Подарок папе (фоторамка)
6
4
1
0,5
5
3,5
18
Рамка для фото на блокноте
2
0,5
1,5
19
Раздел 7 Открытка.
Открытка – аппликация.
6
2
1
0,5
5
1,5
20
Открытка в технике «Скрабукинг».
4
0,5
3,5
21
Раздел 8 Бижутерия.
Брошка из кожи (фетра)
6
4
1
0,5
5
3,5
22
Браслет из ниток (лент)
2
0,5
1,5
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
19
23
Раздел 9 Коллажи творчества.
Коллаж «Весна».
8
4
1
0,5
7
3,5
24
Юмористический коллаж.
4
0,5
3,5
25
Чудеса рукоделия.
2
-
2
26
Я и мои достижения.
2
─
2
Всего часов:
76
17
59
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
Содержание учебного (тематического) плана 3 года обучения
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Теория. Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Инструктаж по технике
безопасности. Правила поведения на занятиях. Виды сувениров. Демонстрация сувенирных
изделий по источникам информационных технологий (Интернет-ресурсы)
Практика: Выполнение ознакомительного творческого задания по изготовлению сувенирных
изделий на свободную тему.
Раздел 1 Работа с бумагой.
Тема 2. Бумага, картон. Новые свойства.
Теория: Последовательность изготовления картин из бумаги. Технология изготовления
объёмных деталей (конструкций). Подбор бумаги по цвету и качеству.
Практика: Наложение фона на основу, изготовление объёмных деталей, наклеивание их на фон.
Оформление готовой работы в рамку. Творческие разработки.
Тема 3. Орнаменты, как украшение.
Теория: Особенности композиции в декоративно-прикладном искусстве. Композиционные
приёмы. Понятие декоративной композиции. Тематическая декоративная композиция.
Композиция, как универсальное средство, эмоциональной выразительности. Композиционное
решение. Способы передачи пространства. Цвет и колорит изделия. Технические и
художественные возможности материала при изготовлении изделия. Формат и размер изделия.
Разновидности орнаментов в декоративно-прикладном творчестве. Выбор орнамента и его
значение.
Практика: Зарисовка цветового эскиза. Использование Интернет-ресурса.
Тема 4. Орнамент в круге, в квадрате.
Теория: Симметрия и асимметрия формы в природе. Начальное понятие ритма в орнаменте.
Орнамент в круге, квадрате.
Практика: Выбор сюжета, составление эскиза. Наложение фона на основу, изготовление
объёмных деталей, наклеивание их на фон. Оформление готовой работы в рамку. Творческие
разработки.
Тема 5. Чудо из картона.
Теория: Технология работы с гафрокартоном. Демонстрация способов крепления, приемов
складывания деталей по размеру, способы наклеивания их на основу.
Практика: Выбор сюжета, творческая разработка. Составление эскиза, подбор картона и
цветовой гаммы. Изготовление работы.
Тема 6. Блокнот с секретом.
Теория: Азбука бумагопластики. Материалы, инструменты, применяемые в работе. Способы
складывания бумаги.
Практика: Изготовление блокнота. Применение полученных знаний. Использование Интернетресурсов. Самооценка по качеству выполненной работы.
20
Раздел 2 Работа с тканью.
Тема 7. Волшебство из ткани
Теория: Беседа, «Волшебница химия». Искусственные и синтетические ткани. Капрон.
Практика: Выбор сюжета или персонажа. Изготовление деталей из синтетических тканей.
Сборка работы.
Тема 8. Прихватка для хозяйки
Теория: Беседа о предназначении прихваток. Различные способы шитья. Демонстрация готовых
изделий и видео – материалов.
Практика: Составление эскиза, подбор материала и цветовой гаммы. Изготовление выкройки
прихватки по собственному желанию, шитьё.
Тема 9. Панно. Аппликация из ткани.
Теория: Виды аппликаций. Способы закрепления аппликаций на основе. Технология
выполнения аппликаций. Показ изображений в литературе и на интернет-ресурсах.
Практика: Подбор материалов, раскрой с учётом припусков на швы и драпировки. Подготовка
основы (фона). Обтяжка тканью подготовленных персонажей из картона. После просушки сбор
панно по эскизу. Оформление в рамку.
Тема 10. Цветок из ткани.
Теория: Возможности и разнообразие материалов для изготовления стилизованных цветов, их
применение и разнообразие. Способы выкраивания деталей цветка. Технология изготовления
цветов из кусочков ткани. Роза из сложенной ленты, из мотка ленты, из прошивной ленты. Георгин из капроновой ленты.
Практика: Выбор цветка по собственному желанию, используя имеющийся материал. Самостоятельная работа.
Раздел 3 Игрушка объемная на двух конечностях
Тема 11. Моя первая кукла.
Теория: Беседа о развитии декоративно-прикладного искусства. Особенности шитья и
оформление объёмной игрушки на двух конечностях из различных материалов. Сведения о
технологии изготовления. Виды и значение кукол-оберегов. Технология изготовления.
Практика: Выбор материала, раскрой деталей. Сшивание деталей и набивка синтепоном.
Оформление игрушки. Обыгрывание игрушки. Творческая разработка.
Тема 12. Любимый питомец.
Теория: Знакомство с материалами и техникой изготовления мягкой игрушки на заданную тему.
Демонстрация готовых изделий (использование Интернет-ресурсов).
Практика: Подбор материалов, сшивание деталей и набивка синтепоном. Оформление
игрушки. Обыгрывание игрушки.
Раздел 4 Подарочная шкатулка.
Тема 13. Разнообразие шкатулок.
Теория: Виды шкатулок, практическое применение. Демонстрация образцов готовых изделий,
иллюстраций. Использование Интернет-ресурсов.
Практика: Выбор формы шкатулки. Подбор материала. Оформление декоративными
элементами.
Тема 14. Декоративная шкатулка
Теория: Особенность оформления шкатулки из различных материалов. Уточнение технологии
изготовления изделия. Использование пуговиц в оформлении работы. Показ образцов,
используя литературу и Интернет-ресурсы. Настрой на творческую работу.
Практическая работа. Оклеивание формы шкатулки материалом (ткань, эко-кожа,
плёнка, мех). Подбор пуговиц для узора, наклеивание по эскизу. Окончательное оформление
шкатулки.
Раздел 5 Косметичка.
Тема 15. Такие разные косметички. Показ.
Теория: Дополнительные знания о тканях. Искусственный мех. Особенности обработки деталей
из меха с применением петельного и потайного швов.
21
Практика: Подбор лоскутков, подгонка по шаблону.
Тема 16. «Косметичка для подружки»
Теория: Особенности шитья лоскутной пластики. Экономия материала.
Практика: Соединение лоскутков петельным швом. Правила пришивания застежки-молнии.
Назначение полклада. Соединение косметички с подкладом потайным швом. Творческие
разработки.
Раздел 6 Рамка для фотографий.
Тема 17. Подарок папе (фоторамка)
Теория: Назначение рамки. Разновидность материалов, их особенности, учитываемые при
изготовлении рамки.
Практика: Выбор материала, изготовление фоторамки.
Тема 18. Рамка для фото на блокноте
Теория: Знакомство с технологиями изготовления.
Практика: Соединение деталей рамки между собой. Наклеить готовую рамку на основу, дать
подсохнуть. Вырезать из разноцветного материала различные фигурки, наклеить.
Раздел 7 Открытка.
Тема 19. Открытка – аппликация.
Теория: История возникновения открытки. Виды открыток. Закрепление понятия об
аппликации, как одного из видов изобразительной техники. Сведения о сюжетной аппликации.
Демонстрация готовых изделий.
Практика: Выбор сюжета, творческая разработка. Составление эскиза, подбор бумаги и
цветовой гаммы. Вырисовывание и вырезание деталей, приклеивание деталей к основе.
Тема 20. Открытка в технике «Скрабукинг».
Теория: Знакомство с техникой скрапбукинг, как современном виде прикладного творчества.
Технология изготовления открытки.
Практика: Выбор сюжета, творческая разработка. Составление эскиза, подбор бумаги и
цветовой гаммы.
Раздел 8 Бижутерия.
Тема 21. Брошка из кожи (фетра)
Теория: История возникновения поделок из кожи на Руси. Кожзаменитель, фетр, драп.
Особенности обработки. Использование различных приёмов при изготовлении украшений.
Практика: Освоение различных приёмов работы с кожей (фетром): сжатие, обжигание для
придания материалу определенной формы, обрезание. Раскрой изделия из кожи(фетра) по
шаблону. Соединение деталей с помощью клея «Титан». Самостоятельное оформление изделия.
Тема 22. Браслет из ниток (лент)
Теория: Знакомство с различными материалами и техниками плетения браслетов. Демонстрация
готовых изделий.
Практика: Выбор модели и способа изготовления. Выполнение работы.
Раздел 9 Коллажи творчества.
Тема 23. Коллаж «Весна».
Теория: Знакомство с искусством барельефа, его особенностями. Расширение и углубление
знаний о композиции изображения. Закрепление технических приёмов работы. Показ образцов
готовых изделий. Объяснение последовательности выполнения работы и изготовления рамки.
Практика: Выбор сюжета, творческая разработка. Презентация детьми своих работ.
Тема 24. Юмористический коллаж.
Теория: Беседа о чувстве юмора, его важности для человека. Уточнение перечня материалов,
используемых в работе.
Практика: Выбор сюжета, творческая разработка. Презентация детьми своих работ.
Тема 25. Чудеса рукоделия.
Практика: Самостоятельная работа по выбору ребенка из пройденных в течение года тем,
добавляя новые декоративные элементы, оформляя работу.
Тема 26. Я и мои достижения.
Практика: Самостоятельная работа по личному выбору ребенка. Приветствуется фантазия,
22
использование различных материалов, декоративное оформление работы.
Планируемые результаты 3 года обучения
Образовательная деятельность направлена на достижение обучающимися:
Личностных результатов:
- будут проявлять уважение к истории, культуре декоративно-прикладного творчества разных
народов и национальностей;
- будут проявлять устойчивый интерес к творческой деятельности;
- будут развивать коммуникативные навыки, трудолюбие, организованность, инициативность,
любознательность;
- будут уважительно относиться к своему труду, а также к труду и творчеству других людей.
Метапредметных результатов:
- будут уметь планировать и организовывать свою деятельность;
- будут уметь работать с разными источниками информации;
- будут уметь анализировать собственную художественную деятельность и работу с позиций
творческих задач конкретной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;
- освоят навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Предметных результатов:
- будут знать историю развития народных традиций в декоративно-прикладном, техники их
изготовления;
- выполнять основные швы, соблюдать технику безопасности при шитье;
- изготавливать игрушки и простейшие куклы;
- изготавливать сувениры из ниток, бесшовные традиционные куклы;
- изготавливать мягкую игрушку по выкройке, работать с различными материалами и т.д.;
- шить вручную, работать с различными материалами;
- освоят основные художественные навыки (цвет, композиция и др.) для создания собственного
эскиза игрушки;
- создавать самостоятельно полюбившийся сказочный, литературный, исторический образ
средствами изобразительного и прикладного искусства.
2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Год
Дата
Дата
Количество Количество Количество
обучения начала окончания
учебных
учебных
учебных
обучения обучения
недель
дней
часов
1
15.09.24
31.05.25
36
36
54
2
01.09.24
31.05.25
38
38
76
3
01.09.24
31.05.25
38
38
76
Режим
занятий
1 занятие по
1,5 часа в
неделю
1 занятие по
2 часа в неделю
1 занятие по
2 часа в неделю
23
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
- учебный класс;
- оборудования: столы, стулья, шкафы (для хранения материалов и инструментов); витрины,
планшеты (для демонстрации выполненных работ); наглядные пособия;
- материалов: ткани, меха, кожи, проволоки для каркаса, картона и бумаги, ниток, ваты,
синтепона и т.д.;
- инструментов: ножниц, иголок, булавок, кусачек, шила, напёрстков и т.д.
Методическое обеспечение:
- методические пособия по темам программы;
- интернет-ресурсы,
- видео,
- фотографии.
2.3. Формы аттестации
Аттестация обучающихся проходит в форме: участие в постоянной (сменной) выставке
в Центре внешкольной работы «Новая Авеста», в конкурсах декоративно-прикладного
творчества различного уровня, в презентации индивидуальных творческих работ. Аттестация
подтверждается отзывами родителей и дипломами, грамотами конкурсных мероприятий.
На второй, третий годы обучения по программе обучающиеся переводятся без условий.
-
2.4. Оценочные материалы
В качестве диагностики используются:
устный опрос;
контрольные работы по пройденным темам;
тестирование;
выставки (однодневные, которые проводятся после каждого занятия с
последующим обсуждением; по итогам года).
1-ый год обучения
2-ой год обучения
3-ий год обучения
критерии
Работа по алгоритму Самостоятельный выбор, Использование
и шаблону (%)
аккуратное выполнение, индивидуального
завершение
продукта проектирования (%)
деятельности (%)
начало года
конец года
низкий
достаточный
низкий
достаточный
2.5. Список литературы
1.
2.
3.
4.
5.
Список литературы для педагога:
Войдинова Н.М. Куклы в доме. - М.: Профиздат, 1998.
Волкова Я.В. Детские куклы и обереги. - М.: Хоббитека, 2017.
Гаврильченко Т.В. Волшебный лоскуток. Шьём игрушки. - М.: Айрис-пресс, 2008.
Еременко Т.И. Рукоделие. - М.: Легпромбытиздат, 2000.
Зайцева И.Г. Мягкая игрушка. - М.: Издательский дом МСП, 2004.
24
6. Кононович Т.П, Неботова З.Л.. Мягкая игрушка. Лучшие модели и выкройки - СПб:, Сова,
2007.
7. Кузьмина Т. А. Декоративные бутылки и вазы своими руками. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
8. Леонова Н.Н. Знакомство детей с народным декоративным искусством. - СПб.: ДетствоПресс, 2015.
9. Лонтковская Р. А. Уют и комфорт в вашей квартире. - М.: Фолио, 2004.
10. Максимова М., Кузьмина М. Девичьи хлопоты. – М.: Эксмо-Пресс, 2000.
11. Максимова М.В. Кузьмина М.А. Волшебные лоскутки. - М.: Эксмо-Пресс, 1998.
12. Неботова З., Кононович Т. Мягкая игрушка: Игрушки-сувениры. - М.: Эксмо, 2004.
13. Пермякова М. Рукоделие. - М.: Премьера, 2000.
14. Соколова Ю.П., Сидорович Ю.А. Мягкая игрушка. - СПб.: Литера, 1999.
15. Шилкова Е. А. Квиллинг. Поделки из бумажных лент. - М.: РИПОЛ классик, 2014.
Список литературы для обучающихся:
1. Данилова А. Академия декора. Декпаж. Состаривание. Роспись .- СПб.: Питер, 2012.
2. Войдинова Н.М. Куклы в доме. – М.: Профиздат, 1998.
3. Волкова Я.В. Детские куклы и обереги. - М.: Хоббитека, 2016.
4. Кононович Т.П, Неботова З.Л.. Мягкая игрушка. Лучшие модели и выкройки - СПб:Сова,
2007.
5. Коноплёва Н.П. Вторая жизнь вещей. Книга для учащихся. - М., «Просвещение», 1993.
6. Лонтковская Р. Уют и комфорт в вашей квартире. - М.,2001.
7. Максимова М., Кузьмина М. Волшебные лоскутки. - М., Эксмо-Пресс, 1998.
8. Максимова М., Кузьмина М. Девичьи хлопоты. - М.: Эксмо-Пресс, 2000.
9. Соколова Ю.П., Сидорович Ю.А. Мягкая игрушка. - СПб.: Литера, 1999.
10. Шилкова Е. А. Квиллинг. Поделки из бумажных лент. - М.: РИПОЛ классик, 2014.
Интернет-ресурсы:
http://1september.ru/ Издательский дом «Первое сентября» http://www.openclass.ru/node интернет
портал Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.
http://pedsovet.org/ Педсовет. Всероссийский интернет центр.
http://www.it-n.ru/ Сеть творческих учителей: официальный сайт
http://festival.1september.ru/ Фестиваль педагогических идей « Открытый урок»
http://talant.spb.ru Созидание талантов
http://dopedu.ru/ Информационный портал «Дополнительное образование»
http://mastercity.orgzp.com/ Творческая мастерская «Город мастеров»
25