Рабочая программа Музыкальный театр 2 г.о.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр внешкольной работы «Новая Авеста»
(МБУ ДО Центр «Новая Авеста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
художественной направленности
«Музыкальный театр»
на 2024-2025 учебный год

Возраст обучающихся: 7,6 – 10 лет
2 год обучения (152 часа)
№ групп: 2, 4
Уровень: базовый

Автор-составитель:
Соколов Андрей Константинович,
Педагог дополнительного образования

г. Екатеринбург, 2024

Содержание
Наименование

Стр.

1.

Пояснительная записка

3

2.

Цель и задачи программы 2 года обучения

3

3.

Планируемый результат 2 года обучения

4

4.

Содержание программы 2 года обучения

4

5.

Календарно-тематический план 2 года обучения

6

6.

Условия реализации программы

11

7.

Список литературы

11

2

1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Музыкальный театр»
Направленность рабочей программы - художественная.
Уровень рабочей программы: базовый
Адресат программы: обучающиеся 7,6 – 10 лет.
Количество обучающихся в группе: 12-15 человек.
Объем и срок освоения рабочей программы. 2 год обучения, 152 часа в год.
Периодичность и продолжительность занятий: 2 раза в неделю по 2 часу, 1 час равен 45
минутам.
Форма обучения: групповая.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, открытое занятие
Формы подведения результатов беседа, наблюдение, открытое занятие, концерт.
Особенности организации образовательной деятельности:
группы формируются из обучающихся одного возраста; состав группы постоянный,
специального отбора в группы не проводится.
Учебный год начинается с 01 сентября.
Рабочую программу реализует педагог дополнительного образования
Рабочая программа «Музыкальный театр» реализуется в течение всего учебного года,
включая каникулярное время.
2. Цель и задачи рабочей программы 2 года обучения
Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся
посредством театрально-музыкальной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- знакомить обучающихся с историей возникновения театра и театральной терминологией;
- формировать познавательный интерес к театральному и музыкальному искусствам;
- обучать основам актёрского мастерства и сценической грамотности;
- обучать обучающихся основам сценической речи, художественного чтения;
- формировать знания по изготовлению театральной бутафории, декораций и костюмов
к постановочному материалу;
- обучать основам ораторского мастерства и практике успешного выступления на сцене.
Развивающие:
- развивать у обучающихся индивидуальных творческих и артистические способности;
- формировать навыки коллективной деятельности, самоорганизации и взаимодействия
с партнером;
- развивать коммуникативные и организаторские способности детей;
- способствовать развитию фантазии, художественного вкуса, воображения,
зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности средствами театрального
искусства.
Воспитательные:
- воспитывать
умение
руководствоваться
принципами
взаимоуважения
и
сотрудничества в коллективе;
- прививать устойчивый интерес к художественно-эстетической деятельности;
3

- воспитывать чувство ответственности, трудолюбия, дисциплинированности,
социально активной позиции личности.
3. Планируемые результаты 2 года обучения
Метапредметные:
- научатся перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всей группы;
- будут уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;
- смогут подготовить концертно-сценический номер или фрагмент театральной роли
под руководством педагога;
- будут использовать основные элементы актерского мастерства, связанные с созданием
художественного образа при исполнении роли в спектакле или в концертном номере.
Личностные:
- приобретут навыки работы в творческом коллективе;
- умеют корректно анализировать свою работу и работу своих партнеров;
- развиты фантазия, художественный вкус, воображение, внимание, память;
- будут проявлять способность к взаимодействию и организаторские способности;
- демонстрируют чувство ответственности, трудолюбия, дисциплинированности,
социально активной позиции личности.
Предметные:
- узнают историю театра и театральную терминологию;
- познакомятся с основными средствами выразительности театрального искусства;
- узнают принципы построения этюда, основы актёрского и ораторского мастерства;
- научатся изготавливать и использовать театральный реквизит.
4. Содержание учебного плана2 года обучения
Раздел 1. Развитие актерских способностей
Тема 1.1 Введение в актерское искусство
Теория: Понятие актерские способности.
Практика: Этюды, сценические номера.
Тема 1.2 Методы актерской игры
Теория: Понятие методы актерской игры, роль, актер, импровизация.
Практика: Эмоции на лицах, Парные диалоги, Импровизированные истории.
Тема 1.3 Эмоциональная выразительность
Теория: Эмоция, Выразительность, Эмоциональная выразительность.
Практика: Мимические игры, Эмоциональные жесты, Сказка с эмоциями.
Раздел 2. Непроизвольное внимание
Тема 2.1 Роль непроизвольного внимания в актерском мастерстве
Теория: Непроизвольное внимание.
Практика: Слушай и повторяй, Наблюдатели, Эмоциональные зеркала.
Тема 2.2 Непроизвольного внимания при взаимодействии с партнером
Теория: Роль непроизвольного внимания при взаимодействии с партнером
Практика: Эмоциональная передача, Следи за перемещением, История с движениями
Тема 2.3 Непроизвольное внимание на сцене
Теория: Внимание. Наблюдательность. Память.
4

Практика: Слушай и поверь. Повтори за мной.
Раздел 3. Сценическая вера
Тема 3.1 Сценическая вера в рамках взаимодействия с партнёром Теория: Сценическая
вера.
Практика: Зеркало. История в картинках.
Тема 3.2 Сознательные и подсознательные процессы
Теория: Сознательные процессы. Практика: Ассоциации. Память на показ.
Раздел 4. Сценическая фантазия
Тема 4.1 Фантазия и метод Станиславского
Тема: Метод Станиславского.
Практика: Создание образа. Создание сценического пространства.
Тема 4.2 Фантазия и импровизация
Теория: Фантазия. Воображение.
Практика: Волшебный лес. Изменившийся мир.
Раздел 5. Сценическая свобода.
Тема 5.1 Тело как инструмент
Теория: Движение.
Практика: Двигаемся вместе. Пространственные игры.
Тема 5.2 Эмоциональная свобода
Теория: Эмоции. Свобода.
Практика: Эмоциональный спектр. Эмоциональные ассоциации.
Раздел 6. Развитие речи.
Тема 6.1 Основы фонетики и артикуляции
Теория: Фонетика.
Практика: Угадай звук. Звуковая гимнастика.
Тема 6.2 Работа с голосом
Теория: Диапазон голоса.
Практика:Тембровый оркестр. Голосовой спектр.
Тема 6.3 Темп и ритм речи
Теория: Ритм речи. Темп.
Практика: Скоростная гонка. Ритмический стук.
Раздел 7. Культура речи
Тема 7.1 Артикуляция и дикция
Теория: Артикуляция. Дикция.
Практика: Скороговорки. Артикуляционная гимнастика.
Тема 7.2 Интонация и мелодика речи
Теория: Интонация.
Практика: Чтение текста. Прослушивание и анализ различных голосовых интонаций.
Тема 7.3 Работа с текстом
Теория: Работа с текстом.
Практика: Чтение текста и ответы на вопросы по содержанию. Поиск ошибок в тексте.
Раздел 8. Устранение мышечных зажимов
Тема 8.1 Диагностика мышечных зажимов
Теория: Мышечные зажимы
Практика: Дыхательные упражнения.
5

Тема 8.2 Партнерские упражнения
Теория: Партнерские упражнения для устранения мышечных зажимов.
Практика: Поезд. Игры с мячом.
Раздел 9. Развитие координации движений
Тема 9.1 Баланс и устойчивость тела
Теория: Ловкость. Гибкость. Реакция.
Практика: Комплекс упражнений ОФП (развитие и формирование психофизического
аппарата для решения задач пластической выразительности и актерского мастерства)
Тема 9.2 Основы ритмики
Теория: Ритмика.
Практика: Музыкальные игры: «Динамический ритм», «Танец с предметами».
Тема 9.3 Игровые упражнения для развития координации
Теория: Координация.
Практика: Самолет. Мостик. Паук.
Раздел 10. Развитие способностей к лицедейству
Тема 10.1 Выражение эмоций через мимику
Теория: Выражение эмоций через мимику
Практика: Угадай эмоцию. Зеркало. Роли.
Тема 10.2 Жесты и язык тела
Теория: Жесты и язык тела
Практика: Ручная азбука. Маски.
Тема 10.3 Взаимодействие с партнером
Теория: Понятие развитие способностей к лицедейству
Практика: «Эмоциональные мазки», «Сказочные персонажи»,
«Образы
на
ходу»,
«Животные», «Персонаж для каждого» и т.д. Театральные игры
Тема 10.4 Показ творческих работ.
Теория: Что такое: Творческие показы. Класс-концерты. Мини - спектакли. Театральные
зарисовки. Кукольные спектакли. Праздничные вечера.
Практика: Творческие показ. Спектакль.
5. Календарно-тематический план 2 года обучения
№
п/п

Дата

Форма
занятия

1

02.09.2024

Беседа
Практ. занятие

2

04.09.2024

Беседа
Практ. занятие

3

09.09.2024

Беседа
Практ. занятие

Тема занятия
Инструктаж по ТБ
Знакомство. Правила
Внутреннего распорядка,
права и обязанности
учащихся.
Развитие актерских
способностей
Непроизвольное внимание

Кол-во
Форма
уч. часов
контроля
практ теория
1
1
Пед.наблюдение,
опрос

1,5

0,5

1,5

0,5

Пед. наблюдение,
практическое
задание
Пед.наблюдение,
практическое
задание

6

4

11.09.2024

Беседа
Практ. занятие

Сценическая вера

1,5

0,5

5

16.09.2024

Беседа
Практ. занятие

Сценическая фантазия

1,5

0,5

6

18.09.2024

Беседа
Практ. занятие

Сценическая свобода

1,5

0,5

7

23.09.2024 Беседа
Практ. занятие

Развитие речи

1,5

0,5

8

25.09.2024

Беседа
Практ. занятие

Культура речи

1,5

0,5

9

30.09.2024

Беседа
Практ. занятие

Развитие физических
способностей

1,5

0,5

10

02.10.2024

Беседа
Практ. занятие

Устранение мышечных
зажимов

1,5

0,5

11

07.10.2024

Беседа
Практ. занятие

1,5

0,5

12

09.10.2024

Беседа
Практ. занятие

Развитие координации
движений, ловкости,
гибкости, реакции
Развитие способностей к
лицедейству

1,5

0,5

13

14.10.2024

Беседа
Практ. занятие

Развитие актерских
способностей

1,5

0,5

14

16.10.2024

Беседа
Практ. занятие

Непроизвольное внимание

1,5

0,5

15

21.10.2024

Беседа
Практ. занятие

Сценическая вера

1,5

0,5

16

23.10.2024

Беседа
Практ. занятие

Сценическая фантазия

1,5

0,5

17

28.10.2024

Беседа
Практ. занятие

Сценическая свобода

1,5

0,5

18

30.10.2024

Беседа
Практ. занятие

Развитие речи

1,5

0,5

19

06.11.2024

Беседа
Практ. занятие

Культура речи

1,5

0,5

20

09.11.2024

Беседа
Практ. занятие

Развитие физических
способностей

1,5

0,5

Пед.наблюдение,
практическое
задание
Пед. наблюдение,
практическое
задание
Пед.наблюдение,
практическое
задание
Пед.наблюдение,
практическое
задание
Пед. наблюдение,
практическое
задание
Пед.наблюдение,
практическое
задание
Пед. наблюдение,
практическое
задание
Пед. наблюдение,
практическое
задание
Пед. наблюдение,
практическое
задание
Пед. наблюдение,
практическое
задание
Пед. наблюдение,
практическое
задание
Пед. наблюдение,
практическое
задание
Пед. наблюдение,
практическое
задание
Пед. наблюдение,
практическое
задание
Пед. наблюдение,
практическое
задание
Пед. наблюдение,
практическое
задание
Пед.наблюдение,
практическое
задание
7

21

11.11.2024

Беседа
Практ. занятие

Устранение мышечных
зажимов

1,5

0,5

22

13.11.2024

Беседа
Практ. занятие

1,5

0,5

23

18.11.2024

Беседа
Практ. занятие

Развитие координации
движений, ловкости,
гибкости, реакции
Развитие способностей к
лицедейству

1,5

0,5

24

20.11.2024

Практ. занятие

Развитие актерских
способностей

2

-

25

25.11.2024

Практ. занятие

Непроизвольное внимание

2

-

26

27.11.2024

Практ. занятие

Сценическая вера

2

-

27

02.12.2024

Практ. занятие

Сценическая фантазия

2

-

28

04.12.2024

Практ. занятие

Сценическая свобода

2

29

09.12.2024

Беседа
Практ. занятие

Развитие речи

30

11.12.2024

Практ. занятие

31

16.12.2024

32

1,5

0,5

Искусство быть зрителем

2

-

Практ. занятие

Искусство быть зрителем

2

-

18.12.2024

Практ. занятие

Искусство быть зрителем

2

-

33

21.12.2024

Практ. занятие

Показ творческих работ

2

-

34

23.12.2024

Практ. занятие

Показ творческих работ

2

-

35

25.12.2024

Практ. занятие

Показ творческих работ

2

-

36

30.12.2024

Беседа
Практ. занятие

Культура речи

1,5

0,5

37

13.01.2025

Беседа
Практ. занятие

Развитие физических
способностей

1,5

0,5

Пед.наблюдение,
практическое
задание
Пед.наблюдение,
практическое
задание
Пед. наблюдение,
практическое
задание
Пед.наблюдение,
практическое
задание
Пед.наблюдение,
практическое
задание
Пед. наблюдение,
практическое
задание
Пед. наблюдение,
практическое
задание
Пед. наблюдение,
практическое
задание
Пед.наблюдение,
практическое
задание
Пед.наблюдение,
практическое
задание
Пед.наблюдение,
практическое
задание
Пед.наблюдение,
практическое
задание
Пед.наблюдение,
практическое
задание
Пед.наблюдение,
практическая
работа
Пед.наблюдение,
практическая
работа
Пед.наблюдение,
практическое
задание
Пед.наблюдение,
практическое
задание
8

38

15.01.2025

Беседа
Практ. занятие

Устранение мышечных
зажимов

1,5

0,5

39

20.01.2025

Беседа
Практ. занятие

1,5

0,5

40

22.01.2025

Беседа
Практ. занятие

Развитие координации
движений, ловкости,
гибкости, реакции
Развитие способностей к
лицедейству

1,5

0,5

41

27.01.2025

Беседа
Практ. занятие

Развитие актерских
способностей

2

-

42

29.01.2025

Практ. занятие

Непроизвольное внимание

2

-

43

03.02.2025

Практ. занятие

Сценическая вера

2

-

44

05.02.2025

Практ. занятие

Сценическая фантазия

2

-

45

10.02.2025

Практ. занятие

Сценическая свобода

2

-

46

12.02.2025

Беседа
Практ. занятие

Развитие речи

1,5

0,5

47

17.02.2025

Беседа
Практ. занятие

Культура речи

1,5

0,5

48

19.02.2025

Практ. занятие

Развитие физических
способностей

2

-

49

24.02.2025

Беседа
Практ. занятие

Устранение мышечных
зажимов

1,5

0,5

50

26.02.2025

Беседа
Практ. занятие

1,5

0,5

51

03.03.2025

Беседа
Практ. занятие

Развитие координации
движений, ловкости,
гибкости, реакции
Развитие способностей к
лицедейству

1,5

0,5

52

05.03.2025

Практ. занятие

Развитие актерских
способностей

2

-

53

10.03.2025

Практ. занятие

Непроизвольное внимание

2

-

54

12.03.2025

Практ. занятие

Сценическая вера

2

-

Пед. наблюдение,
практическое
задание
Пед.наблюдение,
практическое
задание
Пед.наблюдение,
практическое
задание
Пед. наблюдение,
практическое
задание
Пед.наблюдение,
практическое
задание
Пед.наблюдение,
практическое
задание
Пед. наблюдение,
практическое
задание
Пед. наблюдение,
практическое
задание
Пед. наблюдение,
практическое
задание
Пед.наблюдение,
практическое
задание
Пед. наблюдение,
практическое
задание
Пед.наблюдение,
практическое
задание
Пед.наблюдение,
практическое
задание
Пед. наблюдение,
практическое
задание
Пед. наблюдение,
практическое
задание
Пед.наблюдение,
практическое
задание
Пед. наблюдение,
практическое
задание
9

55

17.03.2025

Практ. занятие

Сценическая фантазия

2

-

56

19.03.2025

Практ. занятие

Сценическая свобода

2

-

57

24.03.2025

Беседа
Практ. занятие

Развитие речи

1,5

0,5

58

26.03.2025

Беседа
Практ. занятие

Культура речи

1,5

0,5

59

31.03.2025

Практ. занятие

Развитие физических
способностей

2

-

60

02.04.2025

Беседа
Практ. занятие

Устранение мышечных
зажимов

1,5

0,5

61

07.04.2025

Беседа
Практ. занятие

1,5

0,5

62

09.04.2025

Беседа
Практ. занятие

Развитие координации
движений, ловкости,
гибкости, реакции
Развитие способностей к
лицедейству

1,5

0,5

63

14.04.2025

Практ. занятие

Развитие актерских
способностей

2

-

64

16.04.2025

Практ. занятие

Развитие актерских
способностей

2

-

65

21.04.2025

Практ. занятие

Развитие способностей к
лицедейству

2

-

66

23.04.2025

Практ. занятие

Развитие способностей к
лицедейству

2

-

67

28.04.2025

Практ. занятие

Развитие актерских
способностей

2

-

68

30.04.2025

Практ. занятие

Непроизвольное внимание

2

-

69

05.05.2025

Практ. занятие

Сценическая вера

2

-

70

07.05.2025

Практ. занятие

Искусство быть зрителем

2

-

71

12.05.2025

Практ. занятие

Искусство быть зрителем

2

-

72

14.05.2025

Практ. занятие

Искусство быть зрителем

2

-

Пед.наблюдение,
практическое
задание
Пед.наблюдение,
практическое
задание
Пед. наблюдение,
практическое
задание
Пед.наблюдение,
практическое
задание
Пед. наблюдение,
практическое
задание
Пед.наблюдение,
практическое
задание
Пед.наблюдение,
практическое
задание
Пед.наблюдение,
практическое
задание
Пед. наблюдение,
практическое
задание
Пед. наблюдение,
практическое
задание
Пед.наблюдение,
практическое
задание
Пед.наблюдение,
практическое
задание
Пед. наблюдение,
практическое
задание
Пед. наблюдение,
практическое
задание
Пед.наблюдение,
практическое
задание
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
10

73

19.05.2025

Практ. занятие

Показ творческих работ

2

-

74

21.05.2025

Практ. занятие

Показ творческих работ

2

-

75

26.05.2025

Практ. занятие

Показ творческих работ

2

-

76

28.05.2025

Практ. занятие

Показ творческих работ

2

-

Пед.наблюдение,
опрос
Пед. наблюдение,
практическое
задание
Пед.наблюдение,
практическое
задание
Пед.наблюдение,
практическое
задание

132 ч
20 ч
152 ч
6. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
- специально оборудованное помещение (театральный зал) с необходимым оборудованием
(пианино, осветительными приборами, музыкальной и компьютерной техникой);
- компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
- фонотека;
- материальная база для создания костюмов, реквизита и декораций;
- стол;
- стулья;
- магнитофон;
- набор детских музыкальных инструментов: бубны, свистульки, трещотки, молоточки,
колокольчики;
- спортивный инвентарь: скакалки, верёвочки, обручи.
Кадровое обеспечение:
В реализации программы участвует 1 специалист:
Соколов Андрей Константинович, педагог дополнительного образования.
Квалификационная категория: первая
7. Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Базанов, В. В. Сцена XX века: учеб. пособие для студентов театр. вузов и сред. спец. учеб.
заведений / В. В. Базанов. - Ленинград: Искусство, Ленингр. отд- ние, 2010.
2. Бауэн, Н. Игры со светом в 3ds max. Освещение и световые эффекты / Н. Бауэн. - М.: НТ
Пресс, 2007.
3. Березкин, В. И. Искусство сценографии мирового театра: вторая половина ХХ в.: В
зеркале Праж. Квадриеннале 1967-1999 гг. / В.И. Березкин; Гос. ин-т искусствознания М- ва
культуры РФ. - М.: УРСС, 2011.
4. Благов, Ю.А. В содружестве с Мельпоменой / Ю.А. Благов - Казань: Изд-во Каз. унта,2013.
5. Бланк, Б. В защиту дизайнерской сценографии / Б. Бланк, на вопр. "ДИ" отвечает худож. и
11

реж. Борис Бланк // Декоративное искусство. - 2014. - N 2. Беседа о том, чем должна быть
современная сценография - дизайнерством или содержательным элементом спектакля.
5. Беляев Д.А. История культуры и искусств: словарь терминов и понятий, учебное пособие
/ Д.А. Беляев Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2013.
6.
Буйлова, Л.Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время – новые подходы.
Методическое пособие [Текст] / Л.Н. Буйлова. Педагогическое общество России, 2015.
7. Гвоздев, А. А. История европейского театра: театр эпохи феодализма / А.А. Гвоздев. Москва: URSS; Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2013. - 330 с.: ил.- (Школа сценического
мастерства).
8. Головня, В.В. Древнегреческий театр / В.В. Головня в кн.: История зарубежного театра.
Театр Западной Европы, т.1, с. 11-54. - М. Искусство 2013.
9. Карпов Н. В. Уроки сценического движения [Текст]: пособие для вузов / Н. В. Карпов.
- М., 2015.
10. Кузнецова Н. А. Управление методической работой в учреждениях дополнительного
образования детей [Текст]: пособие для руководителей и педагогов / Н. А. Кузнецова, Д. Е.
Яковлев. - М.: Айрис - пресс, 2014.
11. Медведева И. А. Улыбка судьбы. Роли и характеры. [Текст]: пособие для вузов / И. А.
Медведева.- М.: Линка - ПРЕСС, 2012.
12. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр [Текст]: пособие для пед. доп. обр. / Н. Ф.
Сорокина. - М.: Аркти, 2012.

1.
2.

Список литературы для обучающихся:
Вархолов Ф. М. Грим/ Ф. М. Вархолов. - М.: Просвещение: 2005.
Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки)/ Т. И. Васильева. - М.: ГИТИС,

1988.
3. Козлянинова И. П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное пособие для театральных
и культурно-просветительных училищ/ И. П. Козлянинова. - М.: Просвещение, 2003.
4. Невский Л. А. Ступени мастерства/ Л. А. Невский. - М.: 25 Искусство, 2005.
Интернет-ресурсы:
http://www.theatre-library.ru/
http://xn--80aaaaaraffd1byaf2aulm7ac7rnc.xn--p1ai/about_resurs
https://dramateshka.ru/
https://www.mos.ru/city/projects/kulturaonline/theatre/?ysclid=m1xrau56qg114562
470 https://moscow.theatrehd.com/ru/play?amp&

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».