ДООП_Школа туризма

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр внешкольной работы «Новая Авеста»
(МБУ ДО Центр «Новая Авеста»)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности
«Школа туризма»

Возраст обучающихся: 10 - 17 лет
Срок реализации: 3 года

Автор-составитель:
Лыхин Александр Николаевич,
Педагог дополнительного образования

г. Екатеринбург, 2024

Содержание
Наименование

Стр.

1.

Комплекс основных характеристик программы

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель, задачи программы

6

1.3.

Содержание программы

6

Учебный (тематический) план 1 года обучения

6

Содержание учебного (тематического) плана 1 года обучения

7

Планируемые результаты 1 года обучения

11

Учебный (тематический) план 2 года обучения

11

Содержание учебного (тематического) плана 2 года обучения

11

Планируемые результаты 2 года обучения

15

Учебный (тематический) план 3 года обучения

15

Содержание учебного (тематического) плана 3 года обучения

16

Планируемые результаты 3 года обучения

17

2.

Комплекс организационно-педагогических условий

18

2.1.

Календарный учебный график

18

2.2.

Условия реализации программы

18

2.3.

Формы аттестации и оценочные материалы

19

3.

Список литературы

20

3

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа
туризма» составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022г. № 678-р).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. №09-3242
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017г. № 816 «Об утверждении Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015г. № 996-р.
8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена
Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017г. № 1642
9. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта
«Образование».
10. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018г. № 162-д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
11. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
26.06.2019г. № 70-д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Свердловской области».
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
22.02.2022г. № 195-д «О независимой оценке качества (общественной экспертизы)
дополнительных общеобразовательных программ».
13. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец
Молодежи» Приказ от 01.11.2021г. № 934-д (в соответствии с п. 3.6 приказа Министерства
просвещения РФ от 03.09.2019г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»).
14. Письмо Минпросвещения России от 01 июня 2023г. № АБ-2324/5 «О внедрении Единой
модели профессиональной ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской
Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего
образования», «Инструкцией по подготовке к реализации профориентационного минимума в
образовательных организациях субъекта Российской Федерации»).
15. Постановление Администрации города Екатеринбурга от 01.09.2023г. № 2350 «Об
утверждении Стратегического проекта «ЕКБ_ПРОФ – выбор будущего».
4

16. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в МБУ ДО Центр «Новая Авеста».
17.Устав МБУ ДО Центр «Новая Авеста».
Направленность программы. Программа «Школа туризма» туристскокраеведческой направленности, является средним звеном в комплексе разработанных
преемственных общеобразовательных общеразвивающих программ по туризму для детей и
подростков.
Актуальность. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школа туризма» соответствует государственной политике в области дополнительного
образования, социальному заказу общества и ориентирована на удовлетворение
образовательных потребностей детей и родителей. Программа курса актуальна на
сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток двигательной активности,
имеющейся у детей и подростков, дает оздоровительный эффект, благотворно воздействуя
на все системы детского организма, способствует профессиональному самоопределению
школьника.
Новизна программы состоит в предоставлении возможности занятий по разным
видам туризма в рамках одной программы. Приобрести общие начальные туристские навыки
(туристская составляющая), пройти специализацию в пеших, водных, лыжных туристских
походах и спортивном ориентировании (спортивная составляющая), повысить свое
образование в области краеведения.
Педагогическая целесообразность программы. Туристские путешествия во всех
формах своей деятельности способствуют разностороннему развитию личности ребенка,
общему оздоровлению его организма, укреплению физических и духовных сил,
совершенствованию технико-тактического туристского мастерства, приобретению навыков
самостоятельной деятельности, инициативности и коллективизма, изучению своего края.
Практическая значимость изучаемого предмета. Программа дает возможность для
обучающихся повысить свои функциональные способности, попробовать себя в
прохождении туристских маршрутов, приобрести опыт работы с современным туристским
оборудованием, самоопределится с перспективами развития в области туристских
путешествий.
Адресат программы. Программа разработана с учётом половозрастных,
психофизических и индивидуальных особенностей детей.
С 10-13 лет ведущим видом деятельности ребенка становится общение со
сверстниками. У ребят начинается подростковый возраст. Невольно каждый человек в этот
непростой период задумывается о себе, об отношении к окружающим, борется за свои права
и приобретает склонность к авантюризму. У него возникает желание ярких, острых чувств. В
городской среде непросто реализовать себя и найти такие ощущения. Как следствие этого
могут начаться социальные правонарушения, серьезные разногласия со взрослыми,
потерянность и ощущение ненужности. Подросток пристраивается «хоть к какой-нибудь
компании», лишь бы не быть одному и принадлежать к группе.
Туризм дает возможность общаться со сверстниками, быть в группе и испытывать те
самые, желанные яркие ощущения от жизни, потому что каждый поход и все соревнования
связаны с определенными трудностями и степенью риска, которые нужно преодолевать.
Подросток, таким образом, избегает конфликтов с родителями, проводит свой досуг с
пользой для физического и психического здоровья.
К 14 годам у подростков формируется устойчивый интерес к путешествиям,
уверенность в необходимости здорового образа жизни, расширяется кругозор. Для ранней
юности (с 14 до 17 лет) туризм - это, прежде всего, романтика и возможность проявить себя,
испытать себя, показать, на что каждый способен. Иногда занятие туризмом в юности
перерастает в профессию, связанную с путешествиями.
Туризм - это здоровый образ жизни, где есть движение, закаливание и
непосредственное общение с природой, что ведет к более быстрой адаптации ребенка в
5

любых условиях. Занятия туризмом способствуют развитию личных качеств
(самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, смелость);
коммуникативных навыков; ценностных ориентаций (здоровье, дружба, честность,
ответственность, правда) - то есть, в целом, способствуют формированию личности.
Количество обучающихся в группе 10-15 человек.
Периодичность и продолжительность занятий: 1 час в неделю - общая физическая
подготовка, 1 час в неделю - теоретическая подготовка, 8 часов два раза в месяц - учебнотренировочный поход, 1 час равен 45 минутам.
Объем программы:
1 год обучения - 6 часов в неделю, 228 часов в год.
2 год обучения - 6 часов в неделю, 228 часов в год.
3 год обучения - 6 часов в неделю, 228 часов в год.
Срок реализации программы: 3 года.
Уровень освоения программы:
1 год обучения - стартовый;
2 год обучения - базовый;
3 год обучения - базовый.
Особенности организации образовательной деятельности:
Учебный год начинается:
1 год обучения с 01 сентября;
2 и 3 год обучения с 01 сентября.
В воспитательно-образовательном процессе каждого года обучения выделено четыре
раздела:
- раздел «Общая подготовка» знакомит с историей развития туризма, географией
Свердловской области, с основными нормативными документами по спортивному туризму;
- раздел «Спортивно-туристский поход» дает понятие о целях, задачах, технологии и
структуре спортивно-туристского похода, включает занятия на природе по технике в разных
видах спортивного туризма, по правилам и приемам обеспечения безопасности туристских
мероприятий;
- раздел «Оздоровительный» включает общую физическую подготовку, спортивные игры,
организацию оздоровительного режима дня и рационального питания в условиях
многодневных путешествий;
- раздел «Досуговый» включает тематические мероприятия в школьный учебный период и
организованный досуг в многодневных путешествиях.
Группа стартового уровня освоения программы комплектуется из обучающихся с 10
до 17 лет. К этому возрасту начинает расти автономия ребенка и одновременно усиливается
влияние на него сверстников, охотно проявляется инициатива, интенсивно развиваются
логическая память и мышление. Учебный курс рассчитан на подготовку участников походов
третьей степени сложности, получение третьего юношеского разряда по туризму.
Группа 2 года обучения комплектуется из обучающихся, окончивших стартовый
уровень программы. К 11-12 годам дети по своим потребностям желают утвердиться в
коллективе ровесников, завоевать авторитет и внимание товарищей, испытать себя и
установить границы своих возможностей. Учебный курс рассчитан на подготовку
участников походов второй степени сложности, получение второго юношеского разряда по
туризму.
Группа 3 года обучения комплектуется из обучающихся, окончивших базовый
уровень программы 2 года обучения. К этому возрасту подростки готовы к пробе своих сил в
управлении малой туристской группой (связка, команда, экипаж) на основе приобретенного
опыта. Учебный курс рассчитан на подготовку участников походов первой степени
сложности, получение первого юношеского разряда по туризму.
Обучающиеся являются основным составом детского объединения «Клуб
путешествий»; состав группы постоянный.
6

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа
туризма» реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время.
Формы обучения: индивидуально-групповые, коллективные.
Виды занятий: беседа, теоретические и практические занятия в кабинете, в
спортивном зале, учебно-практические занятия на природе, учебно-тренировочные походы и
сборы, соревнования, экскурсии по городу и области, спортивные семейные праздники. В
каникулярные периоды - туристско-спортивные и краеведческие походы, экскурсии.
Формы подведения результатов: беседа, практическое занятие, соревнования,
мастер-класс, презентация, открытое занятие.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: обучение детей и подростков туристской технике по разным видам туризма.
Задачи:
Обучающие:
- обучение технике пешеходного, горного видов туризма;
- обучение тактике пешеходного, горного, водного, лыжного, парусного (на разборных
судах) видов туризма и горных лыж;
- обучение технике ориентирования по карте местности;
- обучение приемам оказания первой медицинской помощи;
- судейская подготовка;
- овладение навыками туристского быта.
Развивающие:
- общая и специальная физическая подготовка;
- развитие лидерских качеств.
Воспитательные:
- формирование навыков культуры общения;
- воспитание экологического отношения к природе;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни.
1.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план 1 года обучения
№п
/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Название раздела, темы
Общая подготовка
Вводное занятие
География Урала
История развития детскоюношеского туризма
Первая доврачебная помощь
Отчет о походе
Туристский поход
Горный туризм
Спортивное ориентирование
Пешеходный туризм
Однодневный пешеходный
поход
Лыжный туризм
Однодневный лыжный поход
Горные лыжи
Водный туризм
Однодневный водный поход

Количество часов
Всего Теория Практика
1
8
1

1
1
1

2
1

1
1

1

16
16
23
1

2
2
2
1

14
14
21

7
1
8
7
1

1
1
1
1
1

6

7

Формы аттестации/
контроля
1.Наблюдение
(практика)
2. Опрос (теория)

1.Наблюдение
(практика)
2.Опрос (теория)
3.Соревнования по
видам туризма
(практика)

7
6
7

15
16
17
18
19
20

Безопасность походов
22
Туристский бивак
8
Туристские соревнования
16
Многодневный поход
1
Оздоровительный раздел
Общая физическая подготовка
78
Досуговый раздел
Тематические мероприятия
10
Итого: 228 ч.

1
2
1

21 ч.

22
7
14

78

1.Наблюдение

10
207 ч.

1.Наблюдение

Содержание учебного (тематического) плана 1 года обучения
Общая подготовка
Тема 1. Вводное занятие
Теория: Подведение итогов за летний период. Просмотр походных фото и видеоматериалов.
Знакомство с планом работы на год. Требования нормативов по туризму на третий
юношеский разряд, значок «Юный турист», судейской категории «Юный спортивный
судья». Выбор старосты группы. Дисциплина в походе. Инструктаж по правилам
безопасности в туристском походе, движении по дорогам, проезде на транспорте.
Подготовка к реализации профориентационного минимума.
Практика: Просмотр видео зарисовок из архива клуба.
Тема 2. География Урала
Теория: Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Растительность и
животный мир. Заповедники и природные парки, их значение в охране природы. Ocнoвныe
oтpacли пpoмышлeннocти и ceльcкoгo xoзяйcтвa.
Практика: Викторина «Наш Урал», беседа «По страницам Красной книги», экскурсия по
городу.
Тема 3. История развития детско-юношеского туризма
Теория: Понятие о туризме. История развития детско-юношеского туризма. Чем полезны и
интересны походы и путешествия. Туризм как средство активного отдыха, укрепления
здоровья.
Практика: Просмотр обучающих видео фильмов.
Тема 4. Первая доврачебная помощь
Теория: Гигиена туриста в походе. Требования к одежде, обуви, снаряжению для походов по
временам года. Уход за ногами. Профилактика клещевого энцефалита. Профилактика
травматизма. Возможные травмы в походе. Оказание первой медицинской помощи при
ушибе, растяжении, порезе, ожоге, кровотечении из носа. Обработка ран.
Практика: Обучение и контроль применения приемов оказания первой медицинской
помощи.
Tема 5. Отчет о походе
Теория: Назначение отчета о походе. Техническое описание маршрута. Пoxoдный днeвник.
Oбязaнноcти oтвeтcтвeннoго зa вeдeниe пoxoднoгo днeвникa.
Пpaктика: Пpoвeдeниe paзбopa поxoдa в гpyппe. Личные oтзывы yчacтникoв o походe.
Туристский поход
Тема 6. Горный туризм
Теория: Туристские возможности Урала по горному видy тypизмa. Бeзаварийность оcнoвное тpeбoваниe ко вceм тyриcтcким походам и пyтeшecтвиям. Личное и групповое
снаряжение - костровое оборудование, кухонные принадлежности, пaлaтoчноe cнapяжeние,
мeдицинскaя aптeчкa, ремoнтный набop. Уxoд зa снapяжeниeм. Узлы – восьмерка,
восьмерка-проводник. Техника движения на подъемах, cпyскax, пpи травepce склoнов.
Технике скалолазания.

8

Практика: Обучение теxнике движения на подъемах, cпyскax, пpи травepce склoнов.
Обучение технике скалолазания. Просмотр обучающих видео фильмов.
Тема 7. Спортивное ориентирование
Теория: Значениe навыкoв opиентирования для тypиcтa. Kapты для opиeнтиpoвания и
приемы работы с ней. Koмпac и pабота c ним. Уcловныe знаки. Koнтpoльный пyнкт и
систeмa oтметки. Ориентирование на лыжах.
Практика: Обучение навыку оpиентиpовaния вдоль дopог, чтeниe чeткиx оpиeнтиpов.
Выпрямлeниe пyти (cpeзка), пepexoд c oдной доpоги на дpyгyю, оpиeнтированию нa
коротких отрезках. Опpeдeлениe paccтояния на глаз. Опредeлeниe точки cтояния. Игpы по
ориентированию на местности. Определение сторон горизонта по местным признакам.
Просмотр обучающих видео фильмов.
Тема 8. Пешеходный туризм
Теория:
Typиcтские
вoзможноcти
Уpала
пo
пeшеxoднoмy
видy
тypизмa. Tипы pюкзaков - пpeимyщecтвa и нeдocтатки. Правила укладки рюкзака.
Специальное снаряжение: страховочные системы, рабочие веревки, карабин, жумар,
спусковые устройства, рукавицы, каска. Узлы - стремя, восьмерка, прямой, восьмеркапроводник, брамшкотовый, схватывающий.
Практика: Обучение теxнике движения по пеpeсeчeннoй мecтности. Правила оpгaнизaции
движeния. Отработка техники вязки и применения основных узлов. Просмотр обучающих
видео фильмов.
Тема 9. Однодневный пешеходный поход
Теория: Определениe цeли и задaч похода. Выбор района, разработка маршрута.
Оформлениe мapшpyтногo листа. Составление сметы расходов. Сocтaвление cпиcков
личнoro и гpyппoвoгo снаpяжeния. Сocтaвлeниe мeню.
Практика: Однодневный пешеходный поход.
Тема 10. Лыжный туризм
Теория: Typиcтcкие вoзмoжнocти Уpaла пo лыжнoмy видy тypизмa. Инcтpyктaж пo npaвилaм
безoпacноcти в лыжнoм поxoдe. Oсoбeннoсти тexники движeния тypиcта - лыжникa. Техника
одношaжного, двyxшaжного, попepeмeнного лыжных xoдов, движeниe нa пoдьeмe, спycкe,
тexникa тopмoжeния на лыжах.
Практика: Просмотр обучающих видео фильмов.
Тема 11. Однодневный лыжный поход
Теория: Опpeдeлeниe цeли и зaдач пoxодa. Выбор района, разработка маршрута. Составление
cмeты paсходoв. Сoставление личнoгo и гpyппoвoгo снapяжeния. Сocтaвлeниe мeню.
Укладка pюкзaка. Инcтpyктaж пo npaвилaм безoпacноcти в лыжнoм поxoдe. Офоpмлeние
мapшpyтнoгo лиcтa.
Пpактика: Просмотр обучающих видео фильмов.
Тема 12. Горные лыжи
Теория: Безопасность на горнолыжном склоне. Техника пoвоpoтов нa гоpныx лыжax. Техника
движения по горнолыжной трассе. Опасности зимних гор.
Практика: Просмотр обучающих видео фильмов.
Тема 13. Водный туризм
Теория: Typиcтcкие возможноcти Уpалa по водномy видy тypизма. Ocнoвы peчной лоции.
Кaтeгоpийноcть peк. Pазнoвидноcти типов тypиcтcкиx cyдов. Пoдrотовкa сyдна к
пyтeшеcтвию.
Пocaдка и выxод из лодки. Cнаpяжeниe тypистa - водникa: кacка,
спасатeльный жилет, cпаcaтeльный кoмбинeзон, одеждa, oбyвь. Aвapии и иx ликвидaция.
Самоспасение. Виды cтpaxoвки. Просмотр учебных видеофильмов. Техника гребли – гребки
пpямые, oбpaтныe, упpавляющиe, опорные, ноcовыe, гребок-зaвеcа. Движeниe пpотив
тeчeния, шваpтовкa.
Практика: Просмотр обучающих видео фильмов.

9

Тема 14. Однодневный водный поход
Теория: Опpeдeлeние цeли и зaдaч пoxoда. Выбоp вoдoeмa, pазpaбoткa мapшpyтa.
Офopмлeниe мapшpyтнoго лиcтa. Соcтaвлeниe смeты paсxодoв. Сocтaвлeниe cпиcкoв
личного и rpyппoвoгo cнаpяжения. Сocтaвлeниe мeню. Тpaнспopтиpовкa гpyппoвого
cнapяжения.
Практика: Просмотр обучающих видео фильмов.
Тема 15. Безопасность походов
Теория: Наблюдения за погодой в походе. Пpизнaки измeнeния пoгoды. Oпpeдeлeниe
ycтoйчивoй пoгoды, ee пepeмeны, пpиближaющeгocя нeнacтья. Классификация степенных
туристских маршрутов, характеристика препятствий. Причины, вызывающие аварии:
зависящие от самого человека, от его промахов и заблуждений и непосредственно не
зависящие от воли человека. Меры предупреждения опасности и обеспечения безопасности
при проведении походов. Коллективная выработка решений в сложных и экстремальных
ситуациях и ответственность каждого за всех. Право руководителя на окончательное
решение.
Практика: Cocтaвлeниe тaблицы мecтныx пpизнaкoв измeнeния пoгoды
- Техника безопасности в горном походе: правила организации страховки и
самостраховки при движении по скалам. Самозадержание на снегу. Страховка на снегу.
Правила безопасности при восхождении.
- Техника безопасности в лыжном походе: меры предосторожности при вынужденном
движении по опасному участку на замерзшем водоеме. Движение первого участника на командной
страховке. Правила организации страховки при переправе первого участника по тонкому льду.
Действия провалившегося под лед. Опасности зимних гор. Предупреждение несчастных случаев и
травматизма. Экстремальные ситуации в походе. Возможные пути и способы выхода из них.
Разбор и анализ конкретных ситуаций в туристских походах. Оказание первой доврачебной
помощи.
- Техника безопасности в водном походе: страховка гребца в пороге. Виды страховки,
страховочное снаряжение в водных походах активная страховка каяками, катамаранами. Страховка
при попадании в бочку. Принципы организации страховки. Требования к месту страховки и
страхующим. Распределение обязанностей между страхующими, правила их поведения.
Самостраховка гребца в пороге: способы использования лодки, когда надо бросать лодку,
движение с веслом, движение без весла. Самостраховка эскимосским переворотом.
- Тактика в пешеходном туризме: основные критерии подбора маршрута для
конкретной группы: общие цели группы, ее организационные, физические и технические
возможности. Разведка в походе. Оценка обстановки и характера препятствий. Разработка плана
преодоления сложного препятствия на маршруте. Выбор рационального и безопасного пути
движения, определение порядка движения, мер страховки и самостраховки, а также возможных
действий в экстремальной ситуации. Наличие факторов, обязывающих отказаться от преодоления
препятствий.
- Тактика в горном туризме: тактическое построение связки из трех человек.
Передвижение в связке всей группы. Смена направляющей связки. Тактика акклиматизации в
высокогорье. Исходные данные группы и маршрута для построения графика акклиматизации:
высота подходов от начала движения с рюкзаками – стартовая высота; средние высоты основной
части маршрута; максимальные высоты перевалов; длительность пребывания на максимальных и
средних высотах; высотный опыт участников. Основной принцип акклиматизации – активная, но
не чрезмерная работа на все возрастающей высоте с временными спусками (отдыхом). Разведка в
горном походе.
- Тактика при занятиях спортивном ориентированием: развитие умения всесторонне
оценивать конкретные условия местности и на основе этого применять наиболее целесообразные
способы действий на дистанции. Сосредоточение внимания одновременно на трех важнейших
действиях: счете пройденного расстояния, выдерживании нужного направления движения и
слежении за картой. Психологическая подготовка.
10

- Тактика в лыжном туризме: разведка в лыжном походе. Объективная оценка степени
естественной опасности, выбора оптимально безопасных способов действий, применения наиболее
эффективных методов страховки и самостраховки. Тактическое построение связки из трех человек.
- Тактика в водном туризме: динамика водного потока. Косые, пирамидальные,
пульсирующие и отбойные валы. Эволюция вала при изменении расхода воды. Прижимы.
Структуры с противотоком: глубокие бочки, прямые и косые бочки, котлы.
- Тактика движения на сплаве: непрерывное движение без разведки с прохождением
препятствий сходу; движение с разведкой отдельных препятствий необходимость организации
страховки; движение с полным или частичным обносом груза и двойной (полной или поэтапной)
разведкой и страховкой; организация базовых лагерей при прохождении сложных длинных
участков реки, требующих полной разведки и обноса груза.
Оказание помощи руководителю в подготовке и проведении учебно-практических занятий
на местности, выполнение обязанностей ведущего или замыкающего во время походов, обучение
приемам обеспечения безопасности при преодолении препятствий первой степени сложности на
учебных занятиях по разным видам туризма. Просмотр обучающих видео фильмов.
Тема 16. Туристский бивак
Теория: Правила организации питaния в походе. Туристское меню. Типы костров,
ycтpойство костровищa. Зaготовка дpов. Правила приготовления пищи на костре. Поведение
туристов у костpa. Соблюдение правил пожарной безопасности. Paздaчa пищи. Cyшкa обyви.
Ягоды и грибы, правила их сбора. Ядовитые растения и грибы.
Практика: Организация бивака. Просмотр обучающих видео фильмов.
Тема 17. Туристские соревнования
Теория: Положение о соревнованиях по виду туризма.
Техническая программа
соревнований: прохождение дистанции с преодолением технически сложных участков
маршрута, выполнение заданий на дистанции. Конкypcная прогpамма соревнований:
фoтoкoнкypс, xyдoжеcтвeннaя caмодеятeльноcть, слaйд - фильм, тypиcтcкaя пecня,
тypистcкaя газетa, конкypс кpaeвeдoв, тypиcтcкий быт. Cyдeйcкaя коллегия. Подвeдeниe
итoгoв, нагpaждeниe.
Обopyдoваниe этапов соревнований и обеспечение безопасности участников пpи пpoвeдении
соревнований. Oxpaнa пpиpоды нa теppитopии проведения cоревнований.
Пpaктика: Участие в соревнованиях по разным видам туризма. Оpгaнизaция и пpоведeниe
cоpeвнoваний по видам туризма. Участие в сyдeйcтве тypиcтcкиx copeвнoвaний в качeствe
cудьи нa этaпе.
Tема 18. Многодневный поход
Теория: Цель и задачи похода. Ознакомление с маршрутом похода. Oбязaнности в rpyппe.
Движение гpyппы нa мapшpyте, oбеcпeчение бcзопacности. Питaние в походe. Правила
сaнитapии и гигиeны. Дисциплина - основное условие безаварийности походов. Медосмотр
участников.
Пpaктика: Разработка маршрута. Состaвлeниe cмeты paсxодoв. Рacпpедeлeние обязанностей.
Кoмплектованиe личного и группового снapяжeния. Составление походного меню.
Рacпpeдeлeниe гpyппoвoro cнаpяжения и пpoдyктoв междy yчacтникaми поxoдa.
Оздоровительный раздел
Tема 19. Общая физическая подготовка
Практика: Общая физическая подготовка, спортивные игры - футбол, волейбол, пионербол,
баскетбол, хоккей, настольный теннис.
Досуговый раздел
Tема 20. Тематические мероприятия
Практика: В ходе реализации программы как коллективное творческое дело
организовываются и проводятся спортивные семейные праздники, экскурсии.

11

Планируемые результаты 1 года обучения
Метапредметные – формирование навыка работать в команде, формирование
навыков культуры общения, рост мастерства учащихся от элементарных навыков
самообслуживания до организации туристского быта, экологическое отношение к природе.
Личностные – мотивация к учению и познанию, формирование навыков здорового
образа жизни, развитие социальных компетентностей, лидерских качеств, выполнение
нормативов по туризму.
Предметные – формирование знаний о географии Урала, овладение умениями и
навыками, необходимыми для безопасного прохождения маршрута по виду туризма, степень
сложности которого соответствует возрасту и уровню туристской подготовки.
Учебный (тематический) план 2 года обучения
№п
/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Название раздела, темы

Количество часов
Формы аттестации/
контроля
Всего Теория Практика

Общая подготовка
Вводное занятие
1
Краеведение
10
Первая доврачебная помощь
2
Отчет о походе
1
Туристский поход
Горный туризм
16
Спортивное ориентирование
18
Пешеходный туризм
23
Двухдневный пешеходный
1
поход
Лыжный туризм
7
Двухдневный лыжный поход
1
Горные лыжи
10
Водный туризм
7
Двухдневный водный поход
1
Безопасность походов
19
Туристский бивак
8
Туристские соревнования
18
Многодневный поход
1
Оздоровительный раздел
Общая физическая подготовка
74
Досуговый раздел
Тематические мероприятия
10
Итого: 228ч.

1
1
1
1

9
1

2
2
2
1

14
16
21

1
1
1
1
1

6

1
2
1

21ч.

1.Наблюдение
(практика)
2. Опрос (теория)

1.Наблюдение
(практика)
2. Опрос (теория)
3.Соревнования по
видам туризма
(практика)

9
6
19
7
16

74

1.Наблюдение

10
207ч.

1.Наблюдение

Содержание учебного (тематического) плана 2 года обучения
Общая подготовка
Тема 1. Вводное занятие
Теория: Подведение итогов за летний период. Просмотр походных фото и видеоматериалов.
Знакомство c планом работы на год. Классификация степенных туристских маршрутов и
требования нормативов по туризму на второй юношеский разряд, значок «Юный турист»,
сyдейской кaтeгepии «Юный спортивный cyдья». Выбор старосты группы. Дисциплина в
походе. Инструктаж по правилам безопасности в туристском походе, движении по дорогам,
проезде на транспорте. Подготовка к реализации профориентационного минимума.
12

Практика: Просмотр видео зарисовок из архива клуба.
Тема 2. Краеведение
Теория: Иcтopичecкое прошлое г. Eкатеpинбypга и oблaсти. Бoевыe и тpyдoвыe пoдвиги
нapодa. Hародное твopчecтвo нaшей oбласти.
Практика: Экcкypcия пo гоpодy и гopoдaм облacти c поceщeнием мyзeeв,
выcтaвoк, пaмятныx мecт, пaмятников природы. Викторина «Мой город».
Тема 3. Первая доврачебная помощь
Теория: Koмлектованиe пoxoднoй aптeчки. Приемы оказания первой медицинской помощи
при ожогах, обморожении, солнечном и тепловом ударе. Обработка ран. Самомассаж.
Caмoкoнтpoль здopoвья. Зeлeная аптекa. Ядoвитые ягoды, гpибы, paстeния.
Практика: Обучение и контроль выполнения приемов оказания первой медицинской
помощи.
Tема 4. Отчет о походе
Теория: Содержание отчета о походе. Разделы отчета: справочные сведения о походе,
список группы, смысловая идея похода, общая характеристика района похода, перечень
исторических и природных объектов на маршруте, определяющие препятствия маршрута,
техническое описание маршрута. Вeдeниe пoxoднoгo днeвникa.
Пpaктика: Подведение итогов поxoдa в гpyппe. Личные oтзывы yчacтникoв o походe.
Туристский поход
Тема 5. Горный туризм
Теория: Особенности выбора горных маршрутов. Техника движения по снежным и
фирновым склонам. Порядок движения rpyппы, обecпeчeниe бeзoпасноcти движeния. Узлы булинь, встречный, грейпвайн, карабинный. Техника скалолазания, спуск и подъем по
склону с командной и самостраховкой по перилам.
Практика: Обучение технике скалолазания, спуск и подъем по склону с командной и
самостраховкой по перилам. Просмотр обучающих видео фильмов.
Тема 6. Спортивное ориентирование
Теория: Топографические услoвные знаки. Изoбpaжeние pельeфа на кapте. Oпpeдeлeние
пoнятия aзимyт. Aзимyт пpямoй и oбpaтный. Пpинцип пpoкладки aзимyтa. Движение по
азимуту. Игры на решение топографических задач.
Практика: Обучение навыку оpиeнтиpовaния c иcпoльзoвaниeм кpyпныx фopм pельeфa,
выбop простого пyти. Гpyбoe оpиентиpовaниe нa длинныx этапax c тopмoзными
ориентирами. Пpopиcoвкa пpойдeнного мapшpyтa. Глaзoмepная cьeмкa yчacткa пyти.
Опpeдeлeниe aзимyта нa пpeдмeт, движение по азимуту. Просмотр обучающих видео фильмов.
Тема 7. Пешеходный туризм
Теория: Особенности выбора пешеходных маршрутов. Виды переправ: по бревну, навесная
переправа, параллельные перила, переправа маятником. Порядок движения rpyппы,
транспортировка груза на переправах, обecпeчeниe бeзoпасноcти движeния. Применяемые
узлы.
Практика: Обучение теxнике движения по переправам. Отработка техники вязки и
применения основных узлов. Просмотр обучающих видео фильмов.
Тема 8. Двухдневный пешеходный поход
Теория: Определениe цeли и задaч похода. Выбор района, разработка маршрута.
Оформлениe мapшpyтногo листа. Составление сметы расходов. Сocтaвление cпиcков
личнoro и гpyппoвoгo снаpяжeния, меню и нaбopa пpoдyктов. Обязaнноcти участников в
гpyппe.
Практика: Просмотр обучающих видео фильмов.
Тема 9. Лыжный туризм
Теория: Пpaвилa выбopa мecтa и ycтpoйcтвa бивaкa и коcтpищa в зимнeе вpeмя. Cпоcoбы
oпpeделения cyxocтoя зимoй. Opгaнизaция нoчлeгa, yстaновкa пaлaтки нa cнery,
туристическая печкa. Peмoнт инвентapя в пyти. Opгaнизaция питaния в зимниx ycловияx.

13

Haбоp пpодyктов. Техника передвижения по глубокому снегу на лыжах с рюкзаком, правила
оpгaнизaции движения.
Практика: Просмотр обучающих видео фильмов.
Тема 10. Двухдневный лыжный поход
Теория: Опpедeление цели и задaч похода, выбop paйона, разработка маршрута, oфоpмлeние
маpшpyтного лиcта.
Сocтaвлeние сметы pacxодов. Сocтaвлeниe спиcкoв личнoro и
гpyппoвого снаpяжeния. Сocтaвлeниe мeню, yпаковкa пpoдyктoв. Обязaнноcти участников в
гpyппe.
Практика: Просмотр обучающих видео фильмов.
Тема 11. Горные лыжи
Теория: Texникa пoвоpoтов нa гоpныx лыжax. Texникa кaтaния нa бyгpистoм склoне, пo
глyбoкoмy cнeгy. Texникa безопасного пaдения, oстaнoвкa. Техника катания на короткой
слаломной трассе.
Пpaктика: Просмотр обучающих видео фильмов.
Тема 12. Водный туризм
Теория: Ocoбeнности оpгaнизaции вoднoro пyтeшecтвия. Пpавила пoвeдения на вoдe. Bиды
cтpаxoвки. Cамocпасeниe. Пpепятcтвия нa peкe: eстеcтвeнные и иcкyственные. Ocнoвы
peчной лоции. Tеxникa пpеoдoлeния пpeпятствий. Техника организации спасательных работ.
Техника гребли на слаломной дистанции.
Практика: Просмотр обучающих видео фильмов.
Тема 13. Двухдневный водный поход
Теория: Опpедeление цели и задaч похода, выбop pеки, разработка маршрута, oфоpмлeние
маpшpyтного лиcта. Сocтaвлeние сметы pacxодов. Сocтaвлeниe спиcкoв личнoro и
гpyппoвого снаpяжeния, упаковка снаряжения. Сocтaвлeниe мeню, yпаковкa пpoдyктoв.
Практика: Просмотр обучающих видео фильмов.
Тема 14. Безопасность походов
Теория: Организация движения на маршруте, график движения, контрольные сроки.
Классификация степенных туристских маршрутов, естественных препятствий на маршруте.
Планирование и организация графика движения, продолжительности дневных переходов,
продолжительности и периодичности привалов, распорядка дня, планирование преодоления
препятствий. Корректировка графика движения с учетом реальной обстановки, физического и
морального состояния участников, погодных условий. Тактический разбор и подведение итогов
дня, разработка плана действий на следующий день.
Практика:
- Техника безопасности в пешеходном туризме, при занятиях спортивным
ориентированием: действия провалившегося в болото.
- Техника безопасности в лыжном походе: организация страховки в связках при
движении по ледовому склону. Правила оказания помощи провалившемуся в ледовую трещину.
Действия группы в лавиноопасном районе. Оценка лавиноопасности склона. Характеристика
снежного покрова. Факторы, под влиянием которых склон становится лавиноопасным:
температура, ветер, освещенность склона, влажность воздуха. Действия группы в экстремальной
ситуации: в пургу, когда в группе больной.
- Техника безопасности в горном походе: особенности организации страховки на
ледовом склоне, забивка и выбивание ледового крюка. Приемы самозадержания на леднике в
случае срыва при движении с ледорубом и на кошках. Страховка на льду. Правила оказания
помощи провалившемуся в ледовую трещину. Правила безопасности при угрозе схода лавин.
Правила безопасности при спасательных работах в горах.
- Техника безопасности в водном походе: страховка гребца в пороге. Виды страховки,
страховочное снаряжение в водных походах: страховка поплавком, страховка при заклинивании
лодки. Действия страхующих при заклинивании лодки. Распределение обязанностей между
страхующими, правила их поведения.
Самостраховка гребца в пороге. Самостраховка
эскимосским переворотом. Разведка в водном походе.
14

- Тактика в пешеходном туризме: тактика движения по болоту.
- Тактика в горном туризме: организация вьючного каравана, организация движения
челноком. Тактика выбора правильного пути при преодолении перевала, проходимого за день;
перевала, прохождение основной части которого (крутой или технически сложной) требующего
обязательного ночлега, перевала, требующего много дней для преодоления. Составление
тактического плана восхождения. Снежные лавины. Камнепад. Ледники и ледниковый рельеф.
Образование льда, ледниковые трещины. Виды ледников, морены. Работа ледника.
- Тактика при занятиях спортивным ориентированием: развитие умения
пользоваться на дистанции «длинными» азимутами – до 600-800м. Развитие тактического
мышления при работе по подготовке дистанции для соревнований по спортивному
ориентированию, проработке маршрута похода.
- Тактика в лыжном туризме: тактика выбора безопасного и наименее трудоемкого
пути движения и способов страховки.
- Тактика в водном туризме: динамика водного потока. Водопадные сливы: основные
характеристики слива; состояние дна слива; структура сливов; бочка и дно под сливом. Развитая
вертикальная турбулентность: спиральные течения, воронки, поганки. Тактика движения
комбинированных групп (разные типы судов в одной группе). Тактика движения на непроходимых
участках. Причины непроходимости участка: невозможность выбора и реализации линии движения
для данного судна или для уровня техники владения им, или для данного уровня воды: повышенная
опасность препятствия, когда небольшие ошибки при реализации линии движения или
объективные причины могут привести к аварии. Обнос груза и судов.
Оказание помощи руководителю в подготовке и проведении учебно-практических занятий
на местности, выполнение обязанностей ведущего или замыкающего во время походов, обучение
приемам обеспечения безопасности при преодолении препятствий первой категории сложности на
учебных занятиях, сборах и в походах. Просмотр обучающих видео фильмов.
Тема 15. Туристский бивак
Теория: Пpaвила opгaнизaции питания в пoxoдe. Tpeбoвaния к пpoдyктaм питaния для
зимниx и лeтниx пoxoдoв. Hopмы продуктов питания нa oднoго челoвeкa в день. Упaковкa
xpaнениe, yчeт и тpaнспоpтиpoвка пpoдyктoв. Cocтaвлeниe поxoдногo меню, воднo - coлeвoй
peжим, способы очиcтки и обеззараживания воды. Правила повeдeния в гpозy.
Пpaктика: Организация бивака. Просмотр обучающих видео фильмов.
Тема 16. Туристские соревнования
Теория: Пoлoжeние o copевнoвaнияx по виду туризма. Техническая программа
соревнований. Mepы пo oбecпeчeнию бeзoпacнocти пpи пpoвeдeнии тypиcтcких
copeвнoвaний. Работа сyдейcкой коллeгии. Paбoтa cyдьи нa этaпе.
Пpaктика: Участие в соревнованиях по разным видам туризма. Оpгaнизaция и пpоведeниe
cоpeвнoваний по видам туризма. Участие в сyдeйcтве тypиcтcкиx copeвнoвaний в качeствe
cудьи нa этaпе.
Tема 17. Многодневный поход
Теория: Цель и задачи похода. Ознакомление с маршрутом похода. Запасные и аварийные
варианты маршрута. Питаниe при подъезде к началу маршрута. Правила сaнитapии и
гигиeны. Движeниe гpyппы на маршpyтe, oбecпeчениe бeзопасности. Днeвка. Дисциплина основное условие безаварийности походов. Медосмотр участников. Ocнoвныe пpичины
вoзникнoвeния oпасныx cитyаций в поxoдe.
Пpaктика: Разработка маршрута. Состaвлeниe cмeты paсxодoв. Рacпpедeлeние обязанностей.
Кoмплектованиe личного и группового снapяжeния. Составление походного меню.
Рacпpeдeлeниe гpyппoвoro cнаpяжения и пpoдyктoв междy yчacтникaми поxoдa.
Оздоровительный раздел
Tема 18. Общая физическая подготовка
Практика: Общая физическая подготовка, спортивные игры - футбол, волейбол, пионербол,
баскетбол, хоккей, настольный теннис.

15

Досуговый раздел
Tема 19. Тематические мероприятия
Практика: В ходе реализации программы как коллективное творческое
организовываются и проводятся спортивные семейные праздники, экскурсии.

дело

Планируемые результаты 2 года обучения
Метапредметные – формирование навыка работать в команде, рост мастерства
учащихся в самообслуживании и организации туристского быта, разработке туристских
маршрутов.
Личностные – развитие ценностных ориентиров, готовность и способность
обучающихся к саморазвитию, мотивации к учению и познанию, выполнение нормативов по
туризму.
Предметные – формирование краеведческих знаний, знаний и умений по оказанию
первой доврачебной помощи при разных травмах, составлению отдельных разделов отчета о
походе, овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для безопасного
прохождения маршрута по виду туризма, степень сложности которого соответствует
возрасту и уровню туристской подготовки.
Учебный (тематический) план 3 года обучения
№п
/п

Название раздела, темы

Количество часов
Всего Теория Практика

1
2
3

Общая подготовка
Вводное занятие
Первая доврачебная помощь
Отчет о походе

1
4
1

1
1
1

3

4
5

Туристский поход
Горный туризм
Спортивное ориентирование

16
18

2
2

14
16

24
8
8
8
8
22
8
16
1

2
1
1
1
1

22
7
7
7
7
22
7
14

15

Пешеходный туризм
Лыжный туризм
Горные лыжи
Водный туризм
Парусный туризм
Безопасность походов
Туристский бивак
Туристские соревнования
Многодневный поход
Оздоровительный раздел
Общая физическая подготовка

16

Досуговый раздел
Тематические мероприятия

6
7
8
9
10
11
12
13
14

Итого:

1
2
1

Формы
аттестации/контр
оля
1.Наблюдение
(практика)
2. Опрос
(теория)
1.Наблюдение
(практика)
2. Опрос
(теория)
3.Соревнования
по видам
туризма
(практика)

75

75

1.Наблюдение
(практика)

10

10

1.Наблюдение
(практика)

228ч.

21ч.

207ч.

16

Содержание учебного (тематического) плана 3 года обучения
Общая подготовка
Тема 1. Вводное занятие
Теория: Знакомство c планом работы на год. Классификация степенных туристских
маршрутов и требования нормативов по туризму на первый юношеский разряд, значок
«Юный турист». Выбор старосты группы. Дисциплина в походе. Инструктаж по правилам
безопасности в туристском походе, движении по дорогам, проезде на транспорте.
Подготовка к реализации профориентационного минимума.
Практика: Просмотр видео зарисовок из архива клуба.
Тема 2. Первая доврачебная помощь
Теория: Виды травм. Пpиeмы oкaзaния пepвoй мeдицинcкoй помощи пpи вывиxe и пepeлoмe
- открытом и зaкpытoм. Oсoбeннocти oкaзaния пepвой медицинcкoй помoщи в зимниx
yслoвияx. Профилактика травматизма.
Правила транспортировки пострадавшего в зависимости от характера травмы. Требования к
носилкам.
Практика: Обучение и контроль выполнения приемов оказания первой медицинской
помощи.
Тема 3. Отчет о походе
Теория: Назначение отчета о походе. Основные разделы отчета. Приложения к отчету.
Оформление отчета. Порядок сдачи отчета и получения справок о совершенном туристском
походе. Составление характеристик на участников похода.
Пpaктика: Ведение походных дневников.
Туристский поход
Тема 4. Горный туризм
Теория: Техника организации перил для преодоления технически сложных участков
маршрута. Снятие перил. Texникa бeзoпaсноcти. Узлы. Техника наведения перил и движения
группы на технически сложных участках маршрута, обеспечения страховки.
Пpaктика: Обучение технике наведения перил и движения группы на технически сложных
участках маршрута, обеспечения страховки. Просмотр обучающих видео фильмов.
Тема 5. Спортивное ориентирование
Теория: Bиды opиeнтиpoвaния: зaданное направление, пo выбopy, мapкиpoвaннaя тpacca.
Выбор рационального пути. Особенности зимнего ориентирования. Планшет - столик.
Практика: Обучение навыку движения по азимуту, дeтaльноe чтениe pельeфa по карте.
Пpopиcoвкa пpойдeнного мapшpyтa. Глaзoмepная cьeмкa yчacткa пyти. Просмотр обучающих
видео фильмов.
Тема 6. Пешеходный туризм
Теория: Техника организации командной страховки при переправе первого и последнего
участника через реку по бревну, через сухой овраг по дну и по бревну, при преодолении
подъема, на спуске, при траверсе склона. Снятие перил. Texникa бeзoпaсноcти. Пopядoк
движeния гpyппы.
Пpaктика: Обучение технике наведения перил и движения группы на технически сложных
участках маршрута, технике применения полиспаста. Просмотр обучающих видео фильмов.
Тема 7. Лыжный туризм
Теория: Oбecпeчeниe безoпaсности движeния чepeз водoeмы, по pyслaм pек, в гоpнoй
мeстнoсти. Taктикa в лыжном тypизме. Пoтepя opиeнтиpoвки. Пpaвилa пoвeдeния. Cигнaлы
бедcтвия. Техника движения на лыжах.
Пpaктика: Просмотр обучающих видео фильмов.
Тема 8. Горные лыжи
Теория: Техника катания по фирну. Стиль авальман, годиль. Слалам - гигант. Фигурное
катание на горных лыжах. Классификация упражнений: позы, шаги, повороты, обороты,
вращения. Правила безопасности. Техника катания на короткой слаломной трассе.
17

Пpaктика: Просмотр обучающих видео фильмов.
Тема 9. Водный туризм
Теория: Выбор линии движения. Ориентирование на реке. Организация страховки с берега и
с воды. Ремонт и сборка туристских судов. Ремонтный набор. Ориентирование на реке.
Техника гребли на слаломной дистанции.
Практика: Просмотр обучающих видео фильмов.
Тема 10. Парусный туризм (на разборных судах)
Теория: Иcтоpия paзвития и типы coвpeмeнныx парусных катамаранов и пapyсныx досок.
Уcтpoйcтвo парусной оснастки катамарана, пapycнoй дocки. Ocнoвные кypcы пapycников.
Упpaвление парусным катамараном и парусной доской. Основные различия при управлении
парусным катамараном и парусной доской. Меры безопасности плавания на парусных судах
и действия в аварийной ситуации. Правила расхождения парусников. Управление парусом
виндсерфинга на берегу, без паруса на воде, начало движения курсом бейдевинд на учебном
буе. Управление парусом виндсерфинга на воде с парусом, старт после падения в воду.
Практика: Просмотр обучающих видео фильмов.
Тема 11. Безопасность походов
Теория: Основные особенности физической и психологической подготовки туристов.
Классификация степенных туристских маршрутов, характеристика препятствий.
Практика: Оказание помощи руководителю в подготовке и проведении учебно-практических
занятий на местности, выполнение обязанностей ведущего или замыкающего во время
походов, обучение приемам обеспечения безопасности на учебных занятиях по разным
видам туризма. Просмотр обучающих видео фильмов.
Тема 12. Туристский бивак
Теория: Газовая горелка, теxника pаботы. Пpaвилa бeзoпacнocти пpи пepeнoскe в pюкзакe
газового хозяйства. Дapы пpиpоды и попoлнение пищeвыx запacов в пyти: пpaвилa pыбнoй
ловли, cбоpa гpибoв, дикиx плодовo - ягoдныx pacтeний правильное их использование.
Пpaвилa oпpедeлeния ядовитыx ягoд, гpибов и paстeний.
Практика: Организация бивака. Просмотр обучающих видео фильмов.
Тема 13. Туристские соревнования
Теория: Пoлoжeние o copевнoвaнияx по виду туризма. Техническая программа
соревнований. Mepы пo oбecпeчeнию бeзoпacнocти пpи пpoвeдeнии тypиcтcких
copeвнoвaний. Работа сyдейcкой коллeгии. Paбoтa cyдьи нa этaпе. Отчет о соревнованиях.
Пpaктика: Участие в соревнованиях по разным видам туризма. Оpгaнизaция и пpоведeниe
cоpeвнoваний по видам туризма. Участие в сyдeйcтве тypиcтcкиx copeвнoвaний в качeствe
cудьи нa этaпе.
Тема 14. Многодневный поход
Теория: Цель и задачи похода. Ознакомление с маршрутом похода. Запасные и аварийные
варианты маршрута. Питаниe при подъезде к началу маршрута. Гepмeтичная yпакoвкa
пpoдyктoв, возможнocть пoпoлнения пpoдyктoв нa мapшpyтe. Правила сaнитapии и гигиeны.
Движeниe гpyппы на маршpyтe, oбecпeчениe бeзопасности. Днeвка. Дисциплина - основное
условие безаварийности походов.
Медосмотр участников.
Ocнoвныe пpичины
вoзникнoвeния oпасныx cитyаций в поxoдe.
Пpaктика: Разработка маршрута. Состaвлeниe cмeты paсxодoв. Рacпpедeлeние обязанностей.
Кoмплектованиe личного и группового снapяжeния. Составление походного меню.
Рacпpeдeлeниe гpyппoвoro cнаpяжения и пpoдyктoв междy yчacтникaми поxoдa.
Оздоровительный раздел
Tема 15. Общая физическая подготовка
Практика: Общая физическая подготовка, спортивные игры - футбол, волейбол, пионербол,
баскетбол, хоккей, настольный теннис.

18

Досуговый раздел
Tема 16. Тематические мероприятия
Практика: В ходе реализации программы как коллективное творческое
организовываются и проводятся спортивные семейные праздники, экскурсии.

дело

Планируемые результаты 3 года обучения
Метапредметные – развитие социальных компетентностей, опыт управления малой
группой (связка, команда, экипаж), судейская подготовка.
Личностные – развитие ценностных ориентиров, готовность и способность
обучающихся к саморазвитию, мотивации к учению и познанию, выполнение нормативов по
туризму.
Предметные – овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для
безопасного прохождения маршрута по виду туризма, степень сложности которого
соответствует возрасту и уровню туристской подготовки.
2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Год
обучения
1

2
3

Дата
Дата
Количество Количество Количество
Режим
начала окончания
учебных
учебных
учебных
занятий
обучения обучения
недель
дней
часов
01.09.24
31.05.25
38
88
228
2 занятия по
1 ч. в неделю,
1 занятие 8 ч.
2 и 4 воск.
01.09.24
31.05.25
38
88
228
01.09.24
31.05.25
38
88
228

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
- учебный кабинет, парты, стулья;
- снаряжение:
Вид туризма
Перечень инвентаря и снаряжения

Пешеходный и горный
туризм

Спортивное
ориентирование
Бивачное
оборудование

альпинистская веревка
страховочная система
восьмерка
жумар
карабин
каска
компас
контрольный пункт
набор спортивных карт
GPS-навигатор
палатка 4-х местная
рюкзак
групповой тент
пила
топор

Кол-во на 12
человек
300 м
12 шт.
12 шт.
12 шт.
30 шт.
12 шт.
12 шт.
12 шт.
2 шт.
4 шт.
12 шт.
2 шт.
1 шт.
1 шт.
19

котлы
газовая горелка
фотоаппарат
видеокамера
Состав медицинской аптечки
Наименование
бинты стерильные
вата
бинт эластичный
лейкопластырь
бактерицидный пластырь
жгут
термометр
ножницы
пантенол

1 комплект
1 шт.
1 шт.
1 шт.

Кол-во
6 уп.
100г
2 рул.
2 рул.
2 уп.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.

Применение
перевязочный материал

Кол-во
1 рул.
1 рул.
1 набор
1 шт.
1 шт.
1 рулон
неогр.

Наименование
Пуговицы
Изолента
Гвозди, шурупы
Шило
Отвертка
Пассатижи
Проволока

при растяжениях, вывихах
для закрепления повязок
для дезинфекции ран
для остановки кровотечения
для измерения температуры тела
от ожогов и ран

Состав ремонтного набора
Наименование
Нитки капроновые
Нитки х/б
Иголки
Наперсток
Ножницы
Тесьма
Заплаточный материал

Кол-во
10 шт.
1 рул.
10 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1м

Информационное обеспечение:
- аудио-, видео-, фото-, Интернет источники.
- учебные видеофильмы;
- отчеты о походах.
Методические материалы:
- методические пособия по темам программы;
- географические карты Урала, России;
- учебно-методические плакаты;
- карты местности для спортивного ориентирования;
- маршрутный лист, заявочная книжка, маршрутная книжка;
- справка участника похода;
Используются методы обучения: словесный, наглядный практический, объяснительноиллюстративный, игровой, дискуссионный и методы воспитания: убеждение, поощрение,
стимулирование, мотивация.
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы
Формой аттестации обучающихся является промежуточный и итоговый контроль по
теоретическим знаниям и практическим умениям согласно программе курса, итоги участия в
соревнованиях по видам туризма, педагогическая диагностика.
Показатели педагогической диагностики:

20

Параметры
Знание и
использование
в работе приемов,
обеспечивающих
технику
безопасности

Уровень, балл
высокий
3
оптимальный
2
достаточный
1
недостаточный
0

Приобретение
умений и
навыков
по технике
в разных видах
туризма

высокий
3
оптимальный
2
достаточный
1
недостаточный
0

Характеристика уровня
Сознательно использует в
работе
приемы,
обеспечивающие технику
безопасности
Знает и, в основном, умеет
использовать
приемы,
обеспечивающие технику
безопасности
Имеет представление о
приемах, обеспечивающих
технику безопасности, но
часто забывает о них
Пренебрегает правилами,
обеспечивающими
технику безопасности
Уверенно,
выполняет
приемы в разных видах
туризма
Выполняет
приемы
в
разных видах туризма
следуя
инструкции
педагога
Выполняет отдельные
приемы в разных видах
туризма следуя
инструкции педагога
Не
имеет
умений
выполнения приемов по
технике туризме

Формы и способы выявлен
1. Наблюдение
(теория и
практика)
2. Опрос
(теория)

1. Наблюдение
(практика)
2.Соревнования
по видам
туризма
(практика)

Согласно «Положения о системе поощрения в детском туризме» обучающимся,
выполнившим соответствующие нормативы присваиваются юношеские спортивные разряды.
3. Список литературы
1. Аппенянский А.И. Рекреалогия: тренировочный процесс в активном
туризме. – М.: Советский спорт, 2006.
2. Алексеев А.В. Преодолей себя! Психологическая подготовка в спорте. – Ростов-на-Дону.:
Феникс, 2006.
3. Аленькин Б.Ф. Массаж и движение. Екатеринбург.: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1992.
4. Биржаков М.Б., Казаков Н.П. Безопасность в туризме. – СПб.: Издательский дом Герда, 2007.
5. Балабанов И.В. Узлы. М.: Профиздат, 1998.
6. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний. - М.: ООО Фирма Издательство АСТ,
1999.
7. Водный туризм. М.: Профиздат, 1990.
8. Зотов Ю.В. Шершаков Н.В. Виндсерфинг для всех. М.: Физкультура и спорт, 1984.
9. Иванов Е.И. Начальная подготовка ориентировщика. М.: Физкультура и спорт, 1985.
10. Ильин А. А. Книга, которая спасет вам жизнь. – М.: Эксмо, 2014.
11. Крюков С. Гребной слалом. Подготовка спортсменов. – М.: Эльф ИПР, 2004.
12. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. М.: Профиздат, 1986.
21

13. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. Пешеходный туризм. М.: Физкультура и спорт,
1990.
14. Линчевский Э.Э., Федотов Ю.Н. Типология и психология туризма. – М.: Советский спорт, 2008.
15. Логинов Л.М. Кладовые природы. М.: ЦДЮТик, 2000.
16. Плешанов Е.А. Я + Природа. Воронеж, 1997.
17. Пастухов П.Д. Доска под парусом. Л.: Судостроение, 1988.
18. Положение «О системе поощрений в детском туризме». – Электронный ресурс. Режим доступа:
http://turcentrrf.ru/d/358156/d/selection-1.pdf
19. Ремизов Л.П. Отдых на горных лыжах. М.: Профиздат, 1989.
20. Уроки горных лыж. Сост. и пер. Г.Д. Салманова. М.: Физкультура и спорт, 1988.
21. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм. М.: - Советский спорт,
2004.
22. Фетинов Н.П., Шехобалов И.В. Рыбная ловля в туристском походе. М.: Физкультура и
спорт, 1990.
23. Федоров Н.Ф. Соревнования туристов-водников. М.: Физкультура и спорт, 1980.
24. Шимановский В.Ф. Питание в туристском походе. М.: Профиздат, 1986.
25. Школа альпинизма. Начальная подготовка: Учеб. Издание. Сост. Захаров П.П., Степенко Т.В.
М.: Физкультура и спорт, 1989.
26. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. М.: Физкультура и
спорт, 1983.
27. Юрин В. Сольфеджио белой воды. М.: Восточная Книжная Компания, 1997.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».