1
Содержание
№
Наименование
Стр.
1.
Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
3
1.1.
Пояснительная записка
3
1.2.
Цель, задачи программы
6
1.3.
Содержание общеразвивающей программы
6
Учебный (тематический) план
7
Содержание учебного (тематического) плана
9
1.4.
Планируемые результаты
12
2.
Комплекс организационно-педагогических условий
13
2.1.
Календарный учебный график
13
2.2.
Условия реализации программы
13
2.3.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
14
3.
Список литературы
16
4.
Приложения
18
2
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 . Пояснительная записка
Направленность программы – художественная.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Изобразительное искусство» составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242.
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.
8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена
Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642.
9. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта
«Образование».
10. Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
11. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской
области».
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
22.02.2022г. № 195-Д «О независимой оценке качества (общественной экспертизы)
дополнительных общеобразовательных программ»;
13. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец
Молодежи» Приказ от 01.11.2021г №934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства
Просвещения РФ от 03.09.2019г.№ 467 «Об утверждении целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»).
14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в МБУ ДО Центр «Новая Авеста».
15. Устав МБУ ДО Центр «Новая Авеста».
3
Актуальность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Изобразительное искусство» соответствует государственной политике в области
дополнительного образования, социальному заказу общества. Программа разработана с
учетом потребностей детей.
Актуальность программы заключается в вариативности содержания и форм
организации образовательного процесса; в создании условий для поддержки детской
одаренности, развития способностей детей в сфере изобразительного искусства, что
благоприятно сказывается на формировании и развитии творческих способностей
обучающихся. Программа обеспечивает удовлетворение индивидуальных потребностей
обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии;
самореализацию и самоутверждение каждого обучающегося. Важно и превращение
жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию
и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации
к познанию, творчеству, труду, приобщению к ценностям и традициям многонациональной
культуры российского народа, что отражено в концепции развития дополнительного
образования детей.
Содержание программы способствуют формированию культуры сотрудничества,
достижения личностных результатов детьми разного возраста моральных, трудовых,
эстетических и иных норм и правил общественной жизни; утверждение в детской среде
позитивных моделей поведения как нормы.
Новизна программы основана на отечественных традициях гуманной педагогики.
Этот фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие
потребностям сегодняшнего образования и культуры в целом. Три способа художественного
освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный —
выступают для обучающихся в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов
художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное
практическое участие обучающихся в этих трех видах деятельности позволяет систематически
приобщать их к миру искусства.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что
образовательный процесс направлен на оптимальное развитие личности на основе:
педагогической поддержки индивидуальности учащегося и его искреннем интересе в
выполнении заданий в условиях специально организованной образовательной деятельности,
накопления обучающимися социального опыта, обогащения навыками общения и совместной
деятельности в процессе освоения программы.
Отличительная особенность программы. Программа строится на трех видах
художественной деятельности, которые являются основанием для деления визуальнопространственных искусств на следующие виды: изобразительные искусства живопись,
графика, скульптура; конструктивные искусства — архитектура, дизайн; различные
декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности
присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для
интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу
перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение
принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении
искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе
ежедневной жизни. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его
бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого обучающегося - главный
смысловой стержень программы.
4
Практическая значимость заключается в систематическом освоении художественного
наследия, которое помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как
выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На занятиях
обучающиеся знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры,
живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное
искусство разных стран и эпох. Учатся находить сходство и различие в культуре разных
народов мира; передавать эпоху в искусстве через предметную среду; определять связь
характера, формы и колорита природных объектов.
Адресат программы: обучающиеся 13-15 лет. Программа построена с учётом
возрастных, психофизических и индивидуально-психологических особенностей. Группы
комплектуются по 8-15 человек, набор детей проводится без предварительного отбора.
Возрастные особенности. В группе детей среднего школьного возраста (13-15 лет) мы
наблюдаем совершенно иное отношение к изобразительной деятельности. Связано оно с
определенным этапом развития психических свойств личности. Уже в 10-11 лет мы начинаем
замечать у многих детей отставание изобразительных возможностей от степени развития
наблюдательности, от качественно новой способности к абстрактному мышлению. Эти
свойства педагог должен учитывать на занятии и более внимательно относиться к трудностям
работы над рисунком, возникающим у детей подросткового возраста. Мы часто видим, как
школьник целиком стирает начатый рисунок и делает попытку нарисовать его заново.
Степень критического отношения к своим изобразительным возможностям очень различна у
учащихся. Проявляют большой интерес к различным видам художественной техники.
Режим занятий.
Продолжительность одного академического часа - 45 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 15 минут.
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Объем общеразвивающей программы - общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы - 144 часа.
Срок освоения общеразвивающей программы – 1 год, продолжительность
образовательного процесса: 36 учебных недель.
Уровень освоения программы: стартовый. Направлен на первичное знакомство с
изобразительным искусством древнего мира.
Перечень форм обучения: групповая, индивидуально-групповая, фронтальная.
Виды занятий: теоретические занятия, практические занятия, викторины,
творческие встречи,выставки, конкурсы.
5
Перечень форм подведения итогов: устные опросы, практические задания, открытое
занятие.
Учебный год начинается с 15 сентября.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Изобразительное искусство» реализуется в течение всего учебного года, включая
каникулярное время.
1.2. Цель, задачи программы
Цель программы: формирование и развитие творческих способностей посредством
художественной деятельности, а также социализация и адаптация обучающихся к жизни в
обществе.
Задачи программы:
Обучающие:
- знакомить обучающихся с историей Древнего мира и жанрами изобразительного искусства;
- формировать навыки по рисунку, живописи, тематической композиции, графике,
декоративно-прикладному искусству;
- знакомить с различными художественными материалами и техниками изобразительной
деятельности (рисование, аппликация, конструирование, лепка)
Развивающие:
- развивать интерес к искусству разных народов и разных эпох;
- развивать навыки создания собственных композиционных работ;
- формировать навыки работы художественными материалами и навыки вычерчивания разверток
геометрических тел;
- развивать воображение, фантазию, творчество, образное и ассоциативное мышление,
самостоятельное художественное осмысление художественного произведения.
Воспитательные:
- воспитывать способность передавать в собственной художественной деятельности красоту
мира;
- формировать уважение к культуре и искусству, к мировому культурно-историческому наследию;
- воспитывать трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению
трудностей;
- формировать навыки совместного творчества.
2.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план
№
1.
1.1.
Раздел/тема
«Образ художественной культуры
Древнего Египта».
«Семь чудес света».
Колво
часов
В том числе
34
Теория
5,2
Практика
28,8
4
0,5
3,5
Формы
аттестации/
контроля
Педагогическое
наблюдение
6
1.2.
«Сфинкс».
2
0,2
1,8
1.3.
4
0,5
3,5
1.4.
«Храмовая архитектура Древнего
Египта».
«Врата храма».
8
2
6
1.5.
«Одежда Египтян».
2
0,3
1,7
1.6.
«Мифы Древнего Египта».
4
0,5
3,5
1.7.
«Зодчий Хесира».
4
0,5
3,5
1.8.
«Царский головной убор».
4
0,4
3,6
1.9.
«Орнаменты».
2
0,3
1,7
Общехудожественная подготовка.
18
2,5
15,5
2.1.
«Осенний букет».
2
0,2
1,8
2.2.
«Яблоки. Цветы».
2
0,2
1,8
2.3.
2
0,2
1,8
2.4.
«Ветка боярышника. Бабочка
боярышница».
«Натюрморт с овощами».
4
0,5
3,5
2.5.
«Умозрительный натюрморт».
4
0,8
3,2
2.6.
«Тоновые градации».
2
0,3
1,7
3.
4
0,7
3,3
3.1
Декоративно-прикладное
творчество.
«Куб с открытыми гранями».
4
0,7
3,3
4.
Обобщение тем.
4
4
5.
Творческая студия.
4
4
6.
38
4,4
33,6
6.1.
«Образ художественной культуры
Древней Греции».
«Ордерная система».
4
0,5
3,5
6.2.
«Храм Ники».
8
1
7
6.3.
«Одежда древних греков».
2
0,3
1,7
2.
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Предъявление
работ
Предъявление
работ
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
7
6.4.
«Причёски, головные уборы».
2
0,3
1,7
6.5.
«Оружие, доспех».
2
0,3
1,7
6.6.
«Древнегреческие воины».
4
0,3
3,7
6.7.
«Скульптура Древней Греции».
4
0,3
3,7
6.8.
«ДПИ Древней Греции».
2
0,3
1,7
6.9.
«Орнаменты».
2
0,3
1,7
6.10.
«Герои Эллады».
4
0,3
3,7
6.11.
«Древнегреческий театр».
4
0,5
3,5
«Образ художественной
культуры Древнего Рима».
26
1,5
24,5
7.1.
«Архитектура Древнего Рима».
2
0,2
1,8
7.2.
«Триумфальная арка».
8
0,2
1,8
7.3.
«Римская тога».
2
0,2
1,8
7.4.
«Римские воины».
4
0,2
3,8
7.5.
«Римские геммы».
2
0,2
1,8
7.6.
«Римский скульптурный портрет».
4
0,3
3,7
7.7.
«Фаюмский портрет».
4
0,2
3,8
8.
Общехудожественная
подготовка.
Упражнение на совмещение манер
письма «от пятна» и
«наложение».Акварель.
«Весеннее настроение».
Композиция с птицами.
6
0,7
5,3
2
0,4
1,6
Педагогическое
наблюдение
4
0,3
3,7
Педагогическое
наблюдение
Обобщение тем.
4
4
Творческая студия.
6
6
Предъявление
работ
Предъявление
работ
7.
8.1.
8.2.
9.
10.
Итого:
144
15
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
129
8
Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. «Образ художественной культуры Древнего Египта».
1.1. «Семь чудес света». Зарисовки. Графика.
Теория: Техника безопасности. Охрана труда. Правила внутреннего распорядка.
Знакомство с памятниками древнего искусства.
Практика: Составление композиции, исполнение графическими
средствами
выразительности.
1.2. «Сфинкс». Скульптура. Пластилин.
Теория: Ознакомление с древней скульптурой.
Практика: Выполнение объемной скульптуры.
1.3. «Храмовая архитектура Древнего Египта». Зарисовки. Карандаш.
Теория: Изучение особенностей храмовой архитектуры Египта
Практика: Зарисовки архитектурных элементов
1.4. «Врата храма». Макет. Бумага, картон.
Теория: Изучение форм и пропорций. Изучение скульптурных, декоративных элементов.
Практика: Вычерчивание
разверток частей врат. Склеивание частей.
Выполнениедополнительных элементов. Соединение частей. Выполнение основы.
1.5. «Одежда Египтян». Зарисовки. Фломастер.
Теория: Изучение видов одежды египтян.
Практика: Изображение видов одежды египтян.
1.6.«Мифы Древнего Египта». Композиция. Акварель.
Теория: Знакомство с мифологией.
Практика: Выбор сюжета. Компоновка в листе. Цветовое решение композиции.
1.7. «Зодчий Хесира». Скульптурный рельеф. Пластилин.
Теория: Изучение скульптурного наследия Древнего Египта. Изучение пропорций фигуры.
Практика: Выполнение методом налепа фигуры зодчего. Выполнение элементов одежды,
прически, инструментов зодчего.
1.8.«Царский головной убор». Прорезная графика. Бумага.
Теория: Изучение формы, пропорций и составляющих элементов.
Практика: Изображение головы и убора. Выполнение прорезных деталей, наклеивание
нафон.
1.9. «Орнаменты». Аппликация. Цветная бумага.
Теория: Схемы составления орнаментов.
Практика: Выбор мотива. Выполнение деталей, соединение элементов композиции.
Раздел 2. Общехудожественная подготовка.
2.1. «Осенний букет». Этюд. Акварель.
Теория: Компоновка. Манера исполнения.
Практика: Работа под диктовку. Манера письма акварелью «от пятна» и «наложение»
2.2. «Яблоки. Цветы». Работа по фотоматериалам. Акварель.
Теория: Компоновка. Манера исполнения.
Практика: Самостоятельное выполнение работы по фотоматериалам. Манера письма
акварелью «от пятна» и «наложение»
2.3.«Ветка боярышника. Бабочка боярышница». Работа по фотоматериалам. Пастель.
Теория: Компоновка предметов. Цветовое
решение.
9
Практика: Выполнение работ в графической и живописной манерах.
2.2. «Натюрморт с овощами». Работа с натуры. Пастель.
Теория: Компоновка предметов. Цветовое решение.
Практика: Компоновка предметов. Цветовое решение. Усиление главных элементов.
2.3.«Умозрительный натюрморт». Графика. Карандаш.
Теория: Компоновка предметов. Цветовое решение.
Практика: Компоновка и построение предметов. Определение освещенных и теневых
участков. Выполнение работы в тоне (штриховка).
2.4. «Тоновые градации». Композиция. Карандаш.
Теория: Шкала тоновых градаций.
Практика: Выполнение работы в тоне.
Раздел 3. Декоративно-прикладное творчество.
3.1. «Куб с открытыми гранями». Макет. Белая бумага.
Теория: Варианты внутреннего пространства куба.
Практика: Вычерчивание развертки куба с открытыми гранями, склеивание. Выполнение
объемной композиции внутреннего пространства куба.
Раздел 4. Обобщение тем.
Практика: Выполнение работ по собственному замыслу.
Раздел 5. Творческая студия.
Практика: Просмотр, анализ работ, отбор работ на выставку.
Раздел 6. «Образ художественной культуры Древней Греции».
6.1. «Ордерная система». Зарисовки. Графика.
Теория: Ознакомление с системой ордеров.
Практика: Зарисовки элементов ордерной системы.
6.2. «Храм Ники». Макет. Бумага, картон.
Теория: Ознакомление с памятником Древнего мира.
Практика: Выполнение разверток основных объемов. Склеивание основных объемов.
Выполнение разверток дополнительных объемов и элементов. Склеивание, соединение
деталей макета.
6.3. «Одежда древних греков». Зарисовки. Фломастеры.
Теория: Изучение видов одежды древних греков.
Практика: Изображение видов одежды древних греков.
6.4. «Причёски, головные уборы». Зарисовки. Карандаш.
Теория: Изучение причесок и головных уборов греков.
Практика: Изображение причесок и головных уборов греков.
6.5. «Оружие, доспех». Зарисовки. Карандаш.
Теория: Изучение доспеха и оружия древних греков.
Практика: Изображение доспеха и оружия древних греков.
6.6. «Древнегреческие воины». Графическая композиция. Тушь, перо.
Теория: Изучение способов компоновки фигур в листе; движения и пропорций.
Практика: Компоновка фигур в листе. Изображение фигур графическими средствами
выразительности. Тоновое решение композиции.
6.7. «Скульптура Древней Греции». Кариатида. Пластилин.
Теория: Ознакомление с портиком кариатид храма Эрехтейон.
Практика: Выполнение круглой скульптуры на вертикальной основе. Офактуривание,
проработка мелких деталей.
10
6.8. «ДПИ Древней Греции». Амфора. Цветная бумага.
Теория: Изучение формы древне-греческой амфоры.
Практика: Выполнение задания в технике аппликации или прорезной графики.
6.9. «Орнаменты». Цветная бумага.
Теория: Изучение древне-греческих орнаментов.
Практика: Выполнение задания в технике аппликации или прорезной графики.
6.10. «Герои Эллады». Живописная композиция. Акварель.
Теория: Ознакомление с древне – греческой мифологией.
Практика: Выбор сюжета, составление композиции. Живописное решение фона. Цветовое
решение основных элементов композиции.
6.11. «Древнегреческий театр». Маска. Бумажная пластика.
Теория: История возникновения театра. Использование и значение масок.
Практика: Методы
работы в технике бумажный рельеф.
Выполнение маски
по собственному замыслу. Декоративное решение элементов
маски.
Раздел 7. «Образ художественной культуры Древнего Рима».
7.1. «Архитектура Древнего Рима». Зарисовки. Графика.
Теория: Римская архитектурная ячейка – арка. Виды построек.
Практика: Зарисовки римских построек.
7.2. «Триумфальная арка». Макет. Бумага, картон.
Теория: Изучение видов арок, их назначения.
Практика: Выполнение разверток основных объемов.
Склеивание основных объемов. Выполнение разверток дополнительных
объемов.Склеивание дополнительных объемов. Соединение частей макета.
7.2. «Римская тога». Линейная графика. Тушь, перо.
Теория: Изучение особенностей римской тоги.
Практика: Изображение мужской и женской тоги.
7.3. «Римские воины». Композиция. Смешанная техника.
Теория: Изучение видов оружия и доспеха.
Практика: Изображение воинов. Выполнение
подмалевка.Выполнение графической части работы.
7.4.«Римские геммы». Скульптурный рельеф. Пластилин.
Теория: Ознакомление с видами римской геммы.
Практика: Выбор изображения. Выполнение основных элементов
методом
налепа.Офактуривание.
7.5. «Римский скульптурный портрет». Скульптура. Пластилин.
Теория: Ознакомление с видами скульптурного портрета.
Практика: Выбор изображения. Выполнение основных элементов.
Выполнение частей лица, прически, головного убора.
7.6. «Фаюмский портрет». Подражание фаюмским мастерам. Гуашь.
Теория: Изучение особенностей изображения лица.
Практика: Компоновка головы в листе, выполнение живописного
фона.Цветовое решение лица, одежды, прически.
Раздел 8. Общехудожественная подготовка.
8.1. Упражнение на совмещение манер письма «от пятна» и «наложение». Акварель.
Теория: Варианты совмещения.
11
Практика: Выполнение упражнений по образцу.
8.2. «Весеннее настроение». Композиция с птицами. Акварель.
Теория: Строение птиц. Компоновка. Цветовое решение.
Практика: Выбор композиции. Компоновка в листе. Выполнение фона в живописной
манере. Цветовое решение композиции. Выявление главных элементов живописными
средствами выразительности.
Раздел 9. Творческая студия.
Практика: Выполнение работ по собственному замыслу.
Раздел 10. Обобщение темы:
Практика: Просмотр, анализ работ, отбор работ на выставку.
1.4. Планируемые результаты
Личностные
результаты:
- понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и
характеристикахудожественных образов, представленных в произведениях искусства;
- умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их
специфику;
- иметь представление об искусстве Древнего мира.
Метапредметные
результаты:
- умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку;
- осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и
отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально
оцениватьшедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление
устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
- способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений,
изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение
обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности.
Предметные
результаты:
- умение использовать различные материалы и средства художественной
выразительностидля передачи замысла в собственной художественной деятельности;
- работать с гуашью, акварелью, бумагой, картоном, пластилином; в живописной работе
использовать основные и составные цвета;
- работать в графике, использует тоновые градации, линии, фактуры;
- чертить развертки геометрических тел (куба, пирамиды, усеченной пирамиды,
параллелепипеда);
- лепить объемную скульптуру, скульптурный рельеф;
- составлять орнамент;
- организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать
средства для реализации художественного замысла;
- оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной
одногруппников.
и
12
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Календарный учебный график
Год
обучения
1
Дата
начала
обучения
Дата
окончания
обучения
15.09.2023 31.05.2024
Количество Количество Количество
учебных
учебных
учебных
недель
дней
часов
36
72
144
Режим
занятий
2 занятия по
2 часа в
неделю
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
- учебный класс;
- оборудование: столы ученические: 7 шт. (для двух обучающихся), 10 шт. (для одного
обучающегося), стулья – 22 шт., мольберты – 14 шт., шкафы (для хранения материалов и
инструментов) – 2 шт, стеллажи – 6 шт.; планшеты (для демонстрации выполненных
работ) –12 шт.;
- наглядные пособия; натурный фонд;
- музыкальный центр для прослушивания музыкальных композиций, компьютер;
- листы формата А3;
- карандаши (простые, цветные, восковые);
- сухой графический материал (пастель, уголь, сангина, соус и пр.);
- фломастеры;
- гуашь;
- краски акварельные;
- темперные краски;
- акриловые краски;
- цветная бумага, картон, тонированная бумага для пастели;
- альбомы;
- кисти нейлон, белка (с №1 и т. д.);
- кисти щетина круглые и плоские (№ 5,8).
Кадровое обеспечение. Реализацию данной программы обеспечивает педагог
дополнительного образования, обладающий профессиональными знаниями и
компетенциямив организации и ведении образовательной деятельности.
Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование, высшее образование
- бакалавриат, высшее образование - специалитет или магистратура.
Уровень соответствие квалификации: образование педагога соответствует профилю
программы.
Профессиональная категория: без требований к категории.
13
Методические материалы
Методическое обеспечение:
- серия «Узнай мир», 25 книг, находящиеся в открытом доступе для детей;
- серия «Великие художники», 100 книг, находящихся в открытом доступе для детей;
- методические пособия по темам программы;
- интернет-ресурсы, видео, фото.
Методы и приёмы обучения, используемые с обучающимися, можно условно
разделитьна наглядные, словесные и практические.
Наглядный метод:
- использование наглядных пособий (демонстрация иллюстраций, презентаций,
образцовизделий и т.п.).
Словесный метод:
- рассказ;
- объяснение;
- инструкция;
- лекция;
- беседа;
- анализ и обсуждение;
- словесный комментарий педагога по ходу выполнения
работы;
Практический метод:
- игровой приём;
- детское «сотворчество»;
- соревновательный момент;
- использование ассоциаций-образов, ассоциаций-метафор;
- комплексный приём обучения;
- выработка динамического стереотипа (повторяемость
и повторность
однотипныхдвижений);
Кроме того, в работе с младшими школьниками очень эффективны и психологопедагогические приёмы:
- приём педагогического наблюдения;
- проблемного обучения и воспитания;
- приём индивидуального, дифференцированного подхода к каждому ребёнку.
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
На этапе обучения в процессе освоения темы педагог осуществляет текущий
контроль с целью проверки освоения обучающимися образовательной программы. В
процессе обучения проводится промежуточная аттестация (1 раз в год), а по окончанию
освоения образовательной программы проводится итоговая аттестация
Аттестация обучающихся проходит в форме:
- викторин;
- творческих встреч;
- участия в постоянной (сменной) выставке в Центре внешкольной работы «Новая Авеста»;
- участия в конкурсах художественной направленности различного уровня.
Аттестация подтверждается отзывами родителей, дипломами и грамотами конкурсов и
мероприятий.
14
Оценочные материалы
В процессе освоения программы используются следующие методики:
Методика развития личности ребенка
1. Методика оценки результативности реализации образовательной программы
Приложение 1.
2. Методика самооценки обучающихся и экспертной оценки педагогом компетентности
обучающихся Приложение 2.
Методики диагностики изменений системы отношений
1. Методика «Степень участия родителей в образовательном процессе» Приложение 3.
15
3. Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
5. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.
6. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
26.06.2019
№
70-Д
"Об
утверждении
методических
рекомендаций
"Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской
области".
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена
распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.
8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена
Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642.
9. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта
«Образование».
10. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры». Утверждена
Правительством Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №392 (с изм. от 29 декабря 2020г.)
11. Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
22.02.2022г. № 195-Д «О независимой оценке качества (общественной экспертизы)
дополнительных общеобразовательных программ».
Список литературы для педагога:
1. Арган, Д. История итальянского искусства / Д. Арган. – Москва: Радуга, 2000. – 533 с.
2. Ардах, Филипп. Мифы и легенды древних греков / Филипп Ардах. - М. : «Эгмонт Россия
Лтд.», 1997. – 48 с.
3.Архитектура. Краткий справочник / под ред. М. В. Адамчик - Минск : ООО «Харвест», 2003.
– 624 с.
4. Афонькин, С.Ю. Орнаменты народов мира : практ. пособие / С. Ю. Афонькин; Рис. А. С.
Афонькиной. - СПб. : Кристалл, 1998. – 272 с.
5. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. – М. : Эксмо-Пресс : Смысл,
2003. – 512 с.
6. Герчук, Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства:
учеб. пособие / Ю.Я. Герчук. – М.: Учебная литература, 1998. – 208 с.
7. Гомбрих, Э. История искусства / Э. Гомбрих. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 1998. – 688 с.
16
8. Гутнов, А. Э. Мир архитектуры : / А. Э. Гутнов, В. Л. Глазычев. - М. : Молодая гвардия. 1990.
– 352 с.
9. Дмитриева, Н. А. Краткая история искусств / Н. А. Дмитриева. - М. : АСТ-ПРЕСС : Галарт,
2000. – 624 с.
10. История искусства: Античность: Иллюстрированная энциклопедия. - М. : АСТ; СПб. : СевероЗапад Пресс, 2002. – 500 с.
11. Ньютон, Уильям. Акварельная живопись / Уильям Ньютон. – М. : «Кристина – новый век»,
2002. – 48 с.
12. Матье, М. Э. Искусство Древнего Египта / М. Э. Матье. – М. : Искусство, 1970. – 606 с.
13. Тейт, Венди. Рисуем цветы акварелью / Венди Тейт. – М. : «Кристина - новый век», 2004. –
50 с.
14. Фриман, Джулиан История искусства / Джулиан Фриман; пер. с англ. - М.: АСТ: Астрель,
2003. – 144 с.
Список литературы для обучающихся:
1. Афонькин, С .Ю. Религии мира / С. Ю. Афонькин - СПб. : БКК, 2012. – 96 с.
2. Деревенский, Б. Г. Древний Рим : школьный путеводитель / Б. Г. Деревенский. – СПб. : БКК,
2010. – 96 с.
3. Жабинский, В. И. Рисунок / В.И. Жабинский, А.В. Винтова. - М.: ИНФРА-М, 2009. – 272 с.
4. Иванова, И. Н. Рисование и лепка / И.Н. Иванова. - М.: Academia, 2012. – 160 с.
5. Кошаев, В. Б. Декоративно-прикладное искусство. Понятия. Этапы развития / В.Б. Кошаев. М.: Владос, 2014. – 288 с.
Электронные ресурсы:
http://www.mon.gov.ru официальный сайт Министерства образования и науки Российской
Федерации
http://www.edu.ru; федеральный портал "Российское образование" информационная система
"Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
http://window.edu.ru - федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://www.irro.ru/ «Институт развития образования» (ИРО)
http://екатеринбург.рф/
Министерство
общего
и
профессионального
образования Свердловской области
http://www.minobraz.ru Управление по надзору и контролю в сфере образования
http://www.expo2020.ru/ Муниципальное учреждение информационно-методический центр
"Екатеринбургский Дом Учителя"
http://www.imc-eduekb.ru МБУ Екатеринбургский Центр психолого-педагогической
поддержки несовершеннолетних "Диалог"
http://dialog-eduekb.ru/ МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи "Одаренность и
технологии"
http://www.gifted.ru Уральский Школьный Портал Новый информационный ресурс
http://www.Ural-Yeltsin.ru Уральский Центр Б.Н. Ельцина
http://www.eimc.ru/pravo/ Дискуссионный клуб Минобрнауки России http://www.prosv.ru
Издательство «Просвещение».
17
Приложения
Приложение 1
Методика оценки результативности реализации образовательной программы
Цель: проверка результативности освоения дополнительной образовательной программы.
Ход проведения
Проводится в конце учебного года как итоговая диагностика.
Может проводиться в несколько этапов с использованием различных методик в зависимости от параметров результативности реализации
образовательной программы. Каждый параметр оценивается по следующим критериям:
Очень слабо
Критерии оценки уровня результативности
низкий уровень
Слабо
Удовлетворительно
Хорошо
1
2
3
4
высокий уровень
Очень хорошо
5
Параметры и характеристика уровней результативности реализации программы
Параметры результативности
реализации программы
Опыт освоения теоретической
информации (объём, прочность,
глубина)
Опыт практической деятельности
(степень освоения способов
деятельности: умения и навыки)
Характеристика уровней результативности
низкий уровень результативности
высокий уровень результативности
Информация не освоена
Информация освоена полностью в соответствии с
задачами программы
Способы деятельности не освоены
Способы деятельности освоены полностью в
соответствии с задачами программы
Опыт эмоционально-ценностных
отношений (вклад в формирование
личностных качеств обучающегося)
Опыт творчества
Отсутствует позитивный опыт
эмоционально-ценностных отношений
(проявление элементов агрессии, защитных
реакций, негативное, неадекватное
поведение)
Освоены элементы репродуктивной,
имитационной деятельности
Опыт общения
Общение отсутствовало (ребёнок закрыт для
общения)
Осознание ребёнком актуальных
достижений. Фиксированный успех и
вера ребёнка в свои силы (позитивная
«Я-концепция»)
Мотивация и осознание перспективы
Рефлексия отсутствует
Мотивация и осознание перспективы
отсутствуют
Приобретён полноценный, разнообразный,
адекватный содержанию программы опыт
эмоционально-ценностных отношений,
способствующий развитию личностных качеств
обучающегося
Приобретён опыт самостоятельной творческой
деятельности (оригинальность, индивидуальность,
качественная завершенность результата)
Приобретён опыт взаимодействия и сотрудничества
в системах «педагог-обучающийся» и
«обучающийся- обучающийся». Доминируют
субъект-субъектные отношения
Актуальные достижения ребёнком осознаны и
сформулированы
Стремление ребёнка к дальнейшему
совершенствованию в данной области (у ребёнка
активизированы познавательные интересы и
потребности)
Общая оценка уровня результативности:
7-21 баллов - программа в целом освоена на низком уровне; 28-35 баллов - программа в целом освоена на высоком уровне.
Карта оценки результативности реализации дополнительной образовательной программы
Название программы:
Срок освоения программы:
Фамилия, имя, отчество педагога:
№
п/
п
ФИ
обучающегос
я
Параметры результативности реализации программ
Опыт
освоения
теоретическо
й информации
(объём,
прочность,
глубина)
Опыт
практическо
й
деятельности
(степень
освоения
способов
Опыт
эмоционально
-ценностных
отношений
Опыт
творчеств
а
Опыт
общени
я
Осознание
ребёнком
актуальных
достижени
й
Мотивация
и осознание
перспектив
ы
Общая оценка
уровня
результативност
и
Приложение 2
Карта самооценки обучающимся и экспертной оценки педагогом компетентности
обучающегося
Оцените, пожалуйста, по пятибалльной шкале знания и умения, которые вы получили, в
истекший период учебного года, при этом зачеркните соответствующую цифру (1 – самая
низкая оценка, 5 – самая высокая).
№
1
Характеристика знаний, умений,
навыков
Освоил теоретический материал по
разделам и темам программы (могу
ответить на вопросы педагога)
Сумма
баллов
Шкала оценки
1
2
3
4
3
4
5
результат
5
Понимаю специальные термины,
используемые на занятиях
1
2
2
1
2
3
4
5
3
Научился использовать полученные
на занятиях знания в практической
деятельности
4
Умею выполнить практические
задания, которые дает педагог
1
2
3
4
5
5
Научился самостоятельно
выполнять творческие задания
1
2
3
4
5
6
Умею воплощать свои творческие
замыслы
1
2
3
4
5
7
Научился сотрудничать с ребятами
в решении поставленных задач
1
2
3
4
5
8
Научился получать информацию из
различных источников
1
2
3
4
5
9
Мои достижения в результате
занятий
1
2
3
4
5
21
Приложение 3
Опросный лист «Степень участия родителей в образовательном процессе»
Уважаемые родители!
Мы обращаемся к вам с надеждой выявить проблемы, которые волнуют Вас, детей,
хотели бы посмотреть на свою работу Вашими глазами, чтобы усовершенствовать ее с учетом
ваших пожеланий. Просим ответить на наши вопросы, если Вы на какой-то вопрос
затрудняетесь ответить, можете его оставить без ответа.
№
Вопрос
1.
Видите ли Вы результаты обучения?
2.
4.
Делится ли ребенок впечатлениями от
занятий?
Как ощущает Ваш ребенок учебную
нагрузку?
Какие трудности испытывает Ваш ребёнок:
a.
в общении с педагогом
b.
в общении с детьми
c.
в освоении программы
d.
другие трудности (укажите какие)
5.
Ваше мнение о проведенных мероприятиях,
открытых уроках, праздниках, концертах.
3.
Ответ
Укажите, пожалуйста, свою фамилию, имя, отчество:
Дата
Благодарим Вас за сотрудничество!
22
23