Содержание
№
Наименование
Стр.
1.
Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
3
1.1.
Пояснительная записка
3
1.2.
Цель, задачи программы
6
1.3.
Содержание общеразвивающей программы
7
Учебный (тематический) план
7
Содержание учебного (тематического) плана
10
1.4.
Планируемые результаты
12
2.
Комплекс организационно-педагогических условий
13
2.1.
Календарный учебный график
13
2.2.
Условия реализации программы
13
2.3.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
15
3.
Список литературы
16
4.
Приложение
19
2
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы – художественная.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр-2»
составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-p.
5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-p).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 N 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
12. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об
утверждении Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
при сетевой форме реализации образовательных программ».
13. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
3
14. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 №АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»).
15. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № BK-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).
16. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
17. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом».
18. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец
Молодежи» Приказ от 26.10.2023 №1104-Д.
19. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в МБУ ДО Центр «Новая Авеста».
20. Устав МБУ ДО Центр «Новая Авеста».
Актуальность
программы.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Театр-2» соответствует государственной политике в
области дополнительного образования, социальному заказу общества. Программа
разработана с учетом потребностей детей. Актуальность программы заключается в
возможности методами театральной деятельности помочь детям раскрыть их творческие
способности, развить психические, физические и нравственные качества, а также повысить
уровень общей культуры и эрудиции. Сюда входят: развитие памяти, внимания, мышления,
речи, музыкально-эстетического воспитания, пластика движений, снятие физических и
психологических зажимов, создание непринужденной творческой атмосферы, где каждый
проявляет себя как творческая личность. Обучение таким навыкам, как умение заводить
знакомства, выбирать себе друзей и правильно общаться с ними, совместно принимать
решения, конструктивному и уверенному поведению в конфликтных и стрессовых
ситуациях, что в дальнейшем повысит ресурсы психологического противостояния
негативным факторам реальности и создаст условия для полноценного развития личности
и успешной адаптации к социуму.
Новизна программы выражена в интеграции театра и музыки. Музыкальный
компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности
театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на
мироощущение ребёнка в целом, поскольку к театральному языку мимики и жестов
добавляется музыкальный язык мыслей и чувств. Данная интеграция обладает
значительными ресурсами воспитания творческого человека, пробуждая в нем мотивацию
для реализации замыслов в различных видах деятельности.
4
Отличительная особенность программы заключается в том, что образовательный
процесс направлен на полихудожественное развитие личности, т.е. личности, обладающей
развитым воображением, творческой активностью, ассоциативно-образным мышлением,
осознанным стремлением к освоению всего многообразия человеческой культуры. В
программе заложен творческий подход, где каждый ребёнок становится вовлечённым в
продуктивную творческую деятельность, где он выступает, с одной стороны, в качестве
исполнителя, а с другой стороны – в качестве художника по костюмам, композитора,
гримёра, художника-декоратора, звукорежиссёра, сценариста.
Педагогическая целесообразность программы заключается в развитии у детей
коммуникабельности, логичности и стройности мышления, самостоятельности, мотивации
личности к познанию и творчеству. Игра и творчество – естественные спутники жизни
любого ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой,
т.к. театральное творчество всегда связано с решением определенных задач, выполнением
определенных обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий.
Практическая значимость программы. Программа формирует культуру чувств,
учит владению собственным телом, словом, снятию физической и психологической
зажатости, вырабатывает чувство меры и вкуса, умение держаться естественно на сцене,
свободно общаться с аудиторией. Подготавливает детей к участию в различных конкурсах
и фестивалях на различных уровнях.
Адресат программы: обучающиеся 7,6-9 лет. Набор детей в группы проводится без
предварительного отбора. Группы являются смешанными (девочки и мальчики занимаются
вместе). Программа разработана с учётом половозрастных, психофизических и
индивидуальных особенностей детей.
Группы комплектуются по 11-17 человек, набор детей проводится без
предварительного отбора.
Возрастные особенности. В младшем школьном возрасте происходит перестройка
познавательных процессов ребенка: формируется произвольность внимания и памяти,
мышление из наглядно-образного преобразуется в словесно-логическое и рассуждающее,
формируется способность к созданию умственного плана действий. К психологическим
новообразованиям данного возраста также относятся произвольность поведения и
способность к рефлексии. Ведущий характер начинает приобретать учебная деятельность.
Однако игра в этом возрасте продолжает занимать важное место в жизни ребенка и
существенно влияет на его развитие. Развивающие игры способствуют самоутверждению
детей, развивают настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные
качества, которые могут им понадобиться в их будущей взрослой жизни. В таких играх
совершенствуется мышление, действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию
шансов на успех, выбору альтернатив и т.д.
Режим занятий.
Продолжительность одного академического часа - 45 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Объем общеразвивающей программы - общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы - 144
часа.
5
Срок освоения общеразвивающей программы – 1 год, продолжительность
образовательного процесса: 36 учебных недель.
Особенности организации образовательного процесса: Набор на программу
осуществляется на свободной основе по заявлению родителей (законных представителей).
Группы формируются с учетом дифференцированного подхода с учетом психологопедагогических и физиологических особенностей обучающихся.
Уровень освоения программы: стартовый. Направлен на первичное знакомство с
театральным и музыкальным искусствами.
Перечень форм обучения: групповая, индивидуально-групповая, фронтальная.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, тренинг, мастер-класс.
Перечень форм подведения итогов: педагогическое наблюдение, опрос,
практические задания, открытое занятие, спектакль.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр-2»
реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время.
Программу реализует педагог дополнительного образования и концертмейстер.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся посредством
театрально-музыкальной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- знакомить обучающихся с историей возникновения театра и театральной терминологией;
- формировать познавательный интерес к театральному и музыкальному искусствам;
- обучать основам актёрского мастерства и сценической грамотности;
- обучать обучающихся основам сценической речи, художественного чтения;
- формировать знания по изготовлению театральной бутафории, декораций и костюмов к
постановочному материалу;
- обучать основам ораторского мастерства и практике успешного выступления на сцене.
Развивающие:
- развивать у обучающихся индивидуальных творческих и артистические способности;
- формировать навыки коллективной деятельности, самоорганизации и взаимодействия с
партнером;
- развивать коммуникативные и организаторские способности детей;
- способствовать развитию фантазии, художественного вкуса, воображения, зрительного и
слухового внимания, памяти, наблюдательности средствами театрального искусства.
Воспитательные:
- воспитывать умение руководствоваться принципами взаимоуважения и сотрудничества в
коллективе;
- прививать устойчивый интерес к художественно-эстетической деятельности;
- воспитывать чувство ответственности, трудолюбия, дисциплинированности, социально
активной позиции личности.
6
3. Содержание программы
Учебный (тематический) план
№
п/п
Название раздела, темы
актерских
Количество часов
Формы аттестации/
контроля
всего
теория
практика
14
2
12
Педагогическое
наблюдение,
опрос
1.
Развитие
способностей
1.1
Введение в актерское
искусство
2
1
1
Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание
1.2
Методы актерской игры
6
1
5
Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание
1.3
Эмоциональная
выразительность
6
-
6
Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание
2.
Непроизвольное
внимание
12
2
10
Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание
2.1
Роль непроизвольного
внимания в актерском
мастерстве
3
1
2
Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание
2.2
Непроизвольного внимания
при взаимодействии с
партнером
5
1
4
Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание
2.3
Непроизвольное внимание
на сцене
4
-
4
Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание, опрос
3.
Сценическая вера
12
2
10
Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание
3.1
Сценическая вера в рамках
взаимодействия с
партнёром
6
1
5
Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание
3.2
Сознательные и
подсознательные процессы
6
1
5
Педагогическое
наблюдение,
7
практическое
задание,
практическое
задание
4.
Сценическая фантазия
12
2
10
Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание
4.1
Фантазия и метод
Станиславского
6
1
5
Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание
4.2
Фантазия и импровизация
6
1
5
Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание
5.
Сценическая свобода
14
2
12
Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание
5.1
Тело как инструмент
7
1
6
Педагогическое
наблюдение
практическое
задание
5.2
Эмоциональная свобода
7
1
6
Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание, открытое
занятие
6.
Развитие речи
12
2
10
Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание
6.1
Основы фонетики и
артикуляции
3
1
2
Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание
6.2
Работа с голосом
5
1
4
Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание
6.3
Темп и ритм речи
4
-
4
Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание
7.
Культура речи
16
2
14
Педагогическое
наблюдение,
практическое
8
задание, опрос
7.1
Артикуляция и дикция
4
1
3
Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание
7.2
Интонация и мелодика
речи
6
1
5
Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание
7.3
Работа с текстом
6
-
6
Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание
8.
Устранение мышечных
зажимов
12
2
10
Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание
8.1
Диагностика мышечных
зажимов
6
1
5
Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание
8.2
Партнерские упражнения
6
1
5
Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание
9.
Развитие координации
движений
14
2
12
Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание
9.1
Баланс и устойчивость тела
2
1
1
Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание
9.2
Основы ритмики
6
1
5
Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание
9.3
Игровые упражнения для
развития координации
6
-
6
Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание
9
26
2
24
Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание, опрос
10.1 Выражение эмоций через
мимику
4
1
3
Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание
10.2 Жесты и язык тела
6
1
5
Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание
10.3 Взаимодействие с
партнером
8
-
8
Педагогическое
наблюдение,
открытое занятие
10.4 Показ творческих работ
8
-
8
Педагогическое
наблюдение,
спектакль
144
20
124
10.
Развитие способностей к
лицедейству
Всего часов:
Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Развитие актерских способностей
Тема 1.1 Введение в актерское искусство
Теория: Понятие актерские способности.
Практика: Этюды, сценические номера.
Тема 1.2 Методы актерской игры
Теория: Понятие методы актерской игры, роль, актер, импровизация.
Практика: Эмоции на лицах, Парные диалоги, Импровизированные истории.
Тема 1.3 Эмоциональная выразительность
Теория: Эмоция, Выразительность, Эмоциональная выразительность.
Практика: Мимические игры, Эмоциональные жесты, Сказка с эмоциями.
Раздел 2. Непроизвольное внимание
Тема 2.1 Роль непроизвольного внимания в актерском мастерстве
Теория: Непроизвольное внимание.
Практика: Слушай и повторяй, Наблюдатели, Эмоциональные зеркала.
Тема 2.2 Непроизвольного внимания при взаимодействии с партнером
Теория: Роль непроизвольного внимания при взаимодействии с партнером
Практика: Эмоциональная передача, Следи за перемещением, История с движениями
Тема 2.3 Непроизвольное внимание на сцене
Теория: Внимание. Наблюдательность. Память.
Практика: Слушай и поверь. Повтори за мной.
10
Раздел 3. Сценическая вера
Тема 3.1 Сценическая вера в рамках взаимодействия с партнёром
Теория: Сценическая вера.
Практика: Зеркало. История в картинках.
Тема 3.2 Сознательные и подсознательные процессы
Теория: Сознательные процессы. Практика: Ассоциации. Память на показ.
Раздел 4. Сценическая фантазия
Тема 4.1 Фантазия и метод Станиславского
Тема: Метод Станиславского.
Практика: Создание образа. Создание сценического пространства.
Тема 4.2 Фантазия и импровизация
Теория: Фантазия. Воображение.
Практика: Волшебный лес. Изменившийся мир.
Раздел 5. Сценическая свобода.
Тема 5.1 Тело как инструмент
Теория: Движение.
Практика: Двигаемся вместе. Пространственные игры.
Тема 5.2 Эмоциональная свобода
Теория: Эмоции. Свобода.
Практика: Эмоциональный спектр. Эмоциональные ассоциации.
Раздел 6. Развитие речи.
Тема 6.1 Основы фонетики и артикуляции
Теория: Фонетика.
Практика: Угадай звук. Звуковая гимнастика.
Тема 6.2 Работа с голосом
Теория: Диапазон голоса.
Практика:Тембровый оркестр. Голосовой спектр.
Тема 6.3 Темп и ритм речи
Теория: Ритм речи. Темп.
Практика: Скоростная гонка. Ритмический стук.
Раздел 7. Культура речи
Тема 7.1 Артикуляция и дикция
Теория: Артикуляция. Дикция.
Практика: Скороговорки. Артикуляционная гимнастика.
Тема 7.2 Интонация и мелодика речи
Теория: Интонация.
Практика: Чтение текста. Прослушивание и анализ различных голосовых интонаций.
Тема 7.3 Работа с текстом
Теория: Работа с текстом.
Практика: Чтение текста и ответы на вопросы по содержанию. Поиск ошибок в тексте.
Раздел 8. Устранение мышечных зажимов
Тема 8.1 Диагностика мышечных зажимов
Теория: Мышечные зажимы
Практика: Дыхательные упражнения.
Тема 8.2 Партнерские упражнения
Теория: Партнерские упражнения для устранения мышечных зажимов.
Практика: Поезд. Игры с мячом.
Раздел 9. Развитие координации движений
11
Тема 9.1 Баланс и устойчивость тела
Теория: Ловкость. Гибкость. Реакция.
Практика: Комплекс упражнений ОФП (развитие и формирование психофизического
аппарата для решения задач пластической выразительности и актерского мастерства)
Тема 9.2 Основы ритмики
Теория: Ритмика.
Практика: Музыкальные игры: «Динамический ритм», «Танец с предметами».
Тема 9.3 Игровые упражнения для развития координации
Теория: Координация.
Практика: Самолет. Мостик. Паук.
Раздел 10. Развитие способностей к лицедейству
Тема 10.1 Выражение эмоций через мимику
Теория: Выражение эмоций через мимику
Практика: Угадай эмоцию. Зеркало. Роли.
Тема 10.2 Жесты и язык тела
Теория: Жесты и язык тела
Практика: Ручная азбука. Маски.
Тема 10.3 Взаимодействие с партнером
Теория: Понятие развитие способностей к лицедейству
Практика: «Эмоциональные мазки», «Сказочные персонажи», «Образы на ходу»,
«Животные», «Персонаж для каждого» и т.д. Театральные игры
Тема 10.4 Показ творческих работ.
Теория: Что такое: Творческие показы. Класс-концерты. Мини - спектакли. Театральные
зарисовки. Кукольные спектакли. Праздничные вечера.
Практика: Творческие показ. Спектакль.
1.4. Планируемые результаты
Метапредметные:
- научатся перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всей группы;
- будут уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;
- смогут подготовить концертно-сценический номер или фрагмент театральной роли под
руководством педагога;
- будут использовать основные элементы актерского мастерства, связанные с созданием
художественного образа при исполнении роли в спектакле или в концертном номере.
Личностные:
- приобретут навыки работы в творческом коллективе;
- умеют корректно анализировать свою работу и работу своих партнеров;
- развиты фантазия, художественный вкус, воображение, внимание, память;
- будут проявлять способность к взаимодействию и организаторские способности;
- демонстрируют чувство ответственности, трудолюбия, дисциплинированности,
социально активной позиции личности.
Предметные:
- узнают историю театра и театральную терминологию;
- познакомятся с основными средствами выразительности театрального искусства;
- узнают принципы построения этюда, основы актёрского и ораторского мастерства;
- научатся изготавливать и использовать театральный реквизит.
12
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
№ п/п Основные характеристики образовательного
процесса
1.
Количество учебных недель
36
2.
Количество учебных дней
72
3.
Количество часов в неделю
4
4.
Количество часов
144
5.
Недель в I полугодии
15
6.
Недель во II полугодии
21
7.
Начало занятий
16 сентября
года
8.
Окончание занятий
31 мая 2025 года
9.
Сроки зимних каникул
29 декабря 2024 года
– 08 января 2025 года
2024
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
- специально оборудованное помещение (театральный зал) с необходимым оборудованием
(пианино, осветительными приборами, музыкальной и компьютерной техникой);
- компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
- фонотека;
- материальная база для создания костюмов, реквизита и декораций;
- стол;
- стулья;
- магнитофон;
- набор детских музыкальных инструментов: бубны, свистульки, трещотки, молоточки,
колокольчики;
- спортивный инвентарь: скакалки, верёвочки, обручи.
Кадровое обеспечение. Реализацию данной программы обеспечивает педагог
дополнительного образования, обладающий профессиональными знаниями и
компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности.
Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование, высшее
образование - бакалавриат, высшее образование - специалитет или магистратура.
Уровень соответствие квалификации: образование педагога соответствует профилю
13
программы.
Профессиональная категория: без требований к категории.
Методическое материалы. Методика образовательной деятельности по учебному
предмету «Подготовка сценических номеров» основана на практических и теоретических
наработках лучших российских театральных школ, теоретические и практические
разработки его учеников и последователей (Е.Б. Вахтангова, М.А. Чехова, А.Я. Таирова,
В.Э. Мейерхольда и др.). Многие известные театральные педагоги, режиссеры и теоретики
театра, такие, как Б.Е. Захава, М.О. Кнебель, Г.В. Кристи, Н.М. Горчаков, но в первую
очередь, К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко в процессе творческой жизни в
искусстве открывали закономерности и эффективные методы работы над спектаклем,
совмещения процесса обучения и собственно процесса творчества, создания
последовательной, поэтапной цепочки усложняющихся требований к актерскому
мастерству на основе рассмотрения процесса постановки спектакля, выделения этапов его
создания и определения требований, предъявляемых к юным актерам на каждом этапе
репетиций. На всех этапах обучения очень важен индивидуальный подход к каждому
ученику. Воспитание творческой личности - процесс очень сложный и ответственный, дети
находятся на разных уровнях психофизического развития, у каждого свои границы и
возможности, поэтому, в первую очередь, педагог должен помочь каждому поверить в свои
силы, приобрести уверенность в себе. Можно использовать метод эмоционального
стимулирования - создание ситуаций успеха на занятиях, это специально созданные
педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребенок добивается хороших результатов,
что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и ощущения
«легкости» процесса обучения. Необходимо воспитывать у обучающихся чувство
ответственности за коллективную работу и вырабатывать в характере каждого ученика
самодисциплину - способность доводить начатое дело до логического итога вопреки
перемене своих интересов или влиянию внешних факторов.
Участие в творческих мероприятиях, тематических концертах и культурнопросветительской деятельности образовательного учреждения позволит учащимся на
практике проверить, закрепить и развить свои умения и навыки исполнительского
мастерства. В то же время чрезмерная активность в этой области может негативно влиять и
на формирование творческой личности, и, собственно, на учебный процесс.
Образовательная деятельность в театральной студии включает в себя различные
методы обучения:
- словесный метод: рассказ, беседа, дискуссия, объяснение, речевые игры,
упражнения (скороговорки, чистоговорки, стихи, пословицы, считалки, загадки, небылицы,
дразнилки);
- проблемно-поисковый метод применяется для постановки системы перспектив в
самостоятельной работе воспитанников, построении мизансцен и взаимодействия
партнёров на сценической площадке в этюдах импровизациях;
- практический и игровой методы являются ведущими, на каждом занятии отводится
большая часть времени на создание ситуации успеха через ряд упражнений и игр;
- метод моделирования применяется для выстраивания этюдов игровых и сюжетов
жизненных ситуаций, репетиции сказок, литературных произведений.
Все методы адаптированы для обучения детей театральному ремеслу и строятся по
принципу: от практического опыта к осознанной теории. Каждое занятие начинается с
14
тренинга, в который входят: Эффективность обучения и развития ребенка достигается
благодаря интеграции теории и практики. Коллективная импровизация, тема которой
задается педагогом, является обязательным условием реализации программы и
одновременно «диагностическим» методом каждого тренировочного занятия.
Практикуются занятия малыми группами (2-5 человек), групповые и индивидуальные
репетиции. Форма одежды свободная и спортивная.
Основные формы проведения занятий:
- речевая разминка, артикуляционно-дыхательный тренинг;
- тренинги на раскрепощение и снятие внутренних зажимов в теле;
- упражнения на развитие артистической смелости;
- упражнения и игры на развитие внимания и памяти;
- постановка этюдов, импровизации на свободные и заданные темы;
- постановка этюдов, импровизации на свободные и заданные темы;
- разбор текстов литературных произведений;
- навыки чтения текстов со сцены;
- репетиции спектаклей.
В течение учебного года в каждой группе ставится 1-2 спектакля. В процессе
подготовки каждый пробует себя в разных ролях, играет то, что ему хочется. Занятия
проводятся в просторном зале, где достаточно места, необходимое для подвижных игр.
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
На этапе обучения в процессе освоения темы педагог осуществляет текущий контроль
с целью проверки освоения обучающимися образовательной программы. В процессе
обучения проводится промежуточная аттестация (1 раз в год), а по окончанию освоения
образовательной программы проводится итоговая аттестация
Аттестация обучающихся проходит 2 раза в год в форме: опроса, открытого занятия
для родителей, показ спектакля. Аттестация подтверждается отзывами родителей и
дипломами, грамотами конкурсных мероприятий.
Оценочные материалы. Система оценки результатов освоения программы состоит
из текущего контроля успеваемости, промежуточной, переводной и итоговой аттестации
обучающихся. Текущий контроль обучающихся осуществляется на каждом занятии в
форме наблюдения. Оценивание развития обучающихся проводится по окончанию
обучения по дополнительной общеразвивающей программе и включает в себя проверку
теоретических знаний и практических умений и навыков. Обеспечивает оперативное
управление учебной деятельностью обучающегося, проводится с целью определения:
- качества реализации образовательного процесса;
- степени теоретической и практической подготовки по текущим разделам учебнотематического плана;
- контроля сформированных у обучающихся умений и навыков на определенном этапе
обучения.
Методики оценивания:
- Опрос теоретического материала;
- Образные тесты Е. Торранса;
- Ассоциативные тесты Дж. Гилфорда.
15
3. Список литературы
Нормативные документы:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2.
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3.
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678p.
5.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-p).
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
8.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 №
816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
9.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
10.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 N 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
11.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
12.
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об
утверждении Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ».
13.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
14.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 №АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»).
15.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № BK-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
16
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
16.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
17.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом».
Список литературы для педагога:
1. Базанов, В. В. Сцена XX века: учеб. пособие для студентов театр. вузов и сред. спец. учеб.
заведений / В. В. Базанов. - Ленинград: Искусство, Ленингр. отд- ние, 2010.
2. Бауэн, Н. Игры со светом в 3ds max. Освещение и световые эффекты / Н. Бауэн. - М.: НТ
Пресс, 2007.
3. Березкин, В. И. Искусство сценографии мирового театра: вторая половина ХХ в.: В
зеркале Праж. Квадриеннале 1967-1999 гг. / В.И. Березкин; Гос. ин-т искусствознания Мва культуры РФ. - М.: УРСС, 2011.
4. Благов, Ю.А. В содружестве с Мельпоменой / Ю.А. Благов - Казань: Изд-во Каз. ун-та,
2013.
5. Бланк, Б. В защиту дизайнерской сценографии / Б. Бланк, на вопр. "ДИ" отвечает худож. и
реж. Борис Бланк // Декоративное искусство. - 2014. - N 2. Беседа о том, чем должна быть
современная сценография - дизайнерством или содержательным элементом спектакля.
5. Беляев Д.А. История культуры и искусств: словарь терминов и понятий, учебное пособие
/ Д.А. Беляев Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2013.
6. Буйлова, Л.Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время – новые подходы.
Методическое пособие [Текст] / Л.Н. Буйлова. Педагогическое общество России, 2015.
7. Гвоздев, А. А. История европейского театра: театр эпохи феодализма / А.А. Гвоздев. Москва: URSS; Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2013. - 330 с.: ил.- (Школа сценического
мастерства).
8. Головня, В.В. Древнегреческий театр / В.В. Головня в кн.: История зарубежного театра.
Театр Западной Европы, т.1, с. 11-54. - М. Искусство 2013.
9. Карпов Н. В. Уроки сценического движения [Текст]: пособие для вузов / Н. В. Карпов.
- М., 2015.
10. Кузнецова Н. А. Управление методической работой в учреждениях дополнительного
образования детей [Текст]: пособие для руководителей и педагогов / Н. А. Кузнецова, Д. Е.
Яковлев. - М.: Айрис - пресс, 2014.
11. Медведева И. А. Улыбка судьбы. Роли и характеры. [Текст]: пособие для вузов / И. А.
Медведева.- М.: Линка - ПРЕСС, 2012.
12. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр [Текст]: пособие для пед. доп. обр. / Н. Ф.
Сорокина. - М.: Аркти, 2012.
17
Список литературы для обучающихся:
1. Вархолов Ф. М. Грим/ Ф. М. Вархолов. - М.: Просвещение: 2005.
2. Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки)/ Т. И. Васильева. - М.: ГИТИС,
1988.
3. Козлянинова И. П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное пособие для театральных и
культурно-просветительных училищ/ И. П. Козлянинова. - М.: Просвещение, 2003.
4. Невский Л. А. Ступени мастерства/ Л. А. Невский. - М.: 25 Искусство, 2005.
Интернет-ресурсы:
http://www.theatre-library.ru/
http://xn--80aaaaaraffd1byaf2aulm7ac7rnc.xn--p1ai/about_resurs
https://dramateshka.ru/
https://www.mos.ru/city/projects/kulturaonline/theatre/?ysclid=m1xrau56qg114562470
https://moscow.theatrehd.com/ru/play?amp&
18
Приложение 1
Опросник:
Вопрос: Что такое театр?
Ответ: Театр — это место, где актеры показывают спектакли и рассказывают истории для
зрителей.
Вопрос: Кто такой актер?
Ответ: Актер — это человек, который исполняет роли в спектаклях, показывает эмоции и
рассказывает истории.
Вопрос: Что такое спектакль?
Ответ: Спектакль — это театральное представление, в котором актеры играют разные роли и
рассказывают историю.
Вопрос: Какие бывают жанры театра?
Ответ: Бывают разные жанры театра, например, драма (серьезные истории), комедия (смешные
истории) и мюзикл (спектакли с песнями и танцами).
Вопрос: Что такое сценография?
Ответ: Сценография — это дизайн сцены, включая декорации, костюмы и освещение, чтобы
создать атмосферу спектакля.
Вопрос: Что такое репетиция?
Ответ: Репетиция — это тренировка, когда актеры вместе готовят спектакль, учат текст,
движения и мимику.
Вопрос: Кто такой режиссер?
Ответ: Режиссер — это человек, который руководит процессом создания спектакля, помогает
актером и решает, как будет выглядеть представление.
Вопрос: Что такое занавес?
Ответ: Занавес — это большое полотно, которое закрывает сцену, когда спектакль еще не
начался, или когда он заканчивается.
Вопрос: Что такое маска?
Ответ: Маска — это предмет, который надевают на лицо, чтобы изменить внешний вид
персонажа, часто используется в театре, чтобы показать разные роли.
Вопрос: Что такое зрительный зал?
Ответ: Зрительный зал — это место, где сидят зрители, чтобы смотреть спектакль.
19
20