ДООП_Театр-2

Содержание
№

Наименование

Стр.

1.

Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель, задачи программы

6

1.3.

Содержание общеразвивающей программы

7

Учебный (тематический) план

7

Содержание учебного (тематического) плана

10

1.4.

Планируемые результаты

12

2.

Комплекс организационно-педагогических условий

13

2.1.

Календарный учебный график

13

2.2.

Условия реализации программы

13

2.3.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

15

3.

Список литературы

16

4.

Приложение

19

2

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы – художественная.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр-2»
составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-p.
5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-p).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 N 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
12. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об
утверждении Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
при сетевой форме реализации образовательных программ».
13. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
3

14. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 №АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»).
15. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № BK-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).
16. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
17. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом».
18. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец
Молодежи» Приказ от 26.10.2023 №1104-Д.
19. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в МБУ ДО Центр «Новая Авеста».
20. Устав МБУ ДО Центр «Новая Авеста».
Актуальность
программы.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Театр-2» соответствует государственной политике в
области дополнительного образования, социальному заказу общества. Программа
разработана с учетом потребностей детей. Актуальность программы заключается в
возможности методами театральной деятельности помочь детям раскрыть их творческие
способности, развить психические, физические и нравственные качества, а также повысить
уровень общей культуры и эрудиции. Сюда входят: развитие памяти, внимания, мышления,
речи, музыкально-эстетического воспитания, пластика движений, снятие физических и
психологических зажимов, создание непринужденной творческой атмосферы, где каждый
проявляет себя как творческая личность. Обучение таким навыкам, как умение заводить
знакомства, выбирать себе друзей и правильно общаться с ними, совместно принимать
решения, конструктивному и уверенному поведению в конфликтных и стрессовых
ситуациях, что в дальнейшем повысит ресурсы психологического противостояния
негативным факторам реальности и создаст условия для полноценного развития личности
и успешной адаптации к социуму.
Новизна программы выражена в интеграции театра и музыки. Музыкальный
компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности
театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на
мироощущение ребёнка в целом, поскольку к театральному языку мимики и жестов
добавляется музыкальный язык мыслей и чувств. Данная интеграция обладает
значительными ресурсами воспитания творческого человека, пробуждая в нем мотивацию
для реализации замыслов в различных видах деятельности.
4

Отличительная особенность программы заключается в том, что образовательный
процесс направлен на полихудожественное развитие личности, т.е. личности, обладающей
развитым воображением, творческой активностью, ассоциативно-образным мышлением,
осознанным стремлением к освоению всего многообразия человеческой культуры. В
программе заложен творческий подход, где каждый ребёнок становится вовлечённым в
продуктивную творческую деятельность, где он выступает, с одной стороны, в качестве
исполнителя, а с другой стороны – в качестве художника по костюмам, композитора,
гримёра, художника-декоратора, звукорежиссёра, сценариста.
Педагогическая целесообразность программы заключается в развитии у детей
коммуникабельности, логичности и стройности мышления, самостоятельности, мотивации
личности к познанию и творчеству. Игра и творчество – естественные спутники жизни
любого ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой,
т.к. театральное творчество всегда связано с решением определенных задач, выполнением
определенных обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий.
Практическая значимость программы. Программа формирует культуру чувств,
учит владению собственным телом, словом, снятию физической и психологической
зажатости, вырабатывает чувство меры и вкуса, умение держаться естественно на сцене,
свободно общаться с аудиторией. Подготавливает детей к участию в различных конкурсах
и фестивалях на различных уровнях.
Адресат программы: обучающиеся 7,6-9 лет. Набор детей в группы проводится без
предварительного отбора. Группы являются смешанными (девочки и мальчики занимаются
вместе). Программа разработана с учётом половозрастных, психофизических и
индивидуальных особенностей детей.
Группы комплектуются по 11-17 человек, набор детей проводится без
предварительного отбора.
Возрастные особенности. В младшем школьном возрасте происходит перестройка
познавательных процессов ребенка: формируется произвольность внимания и памяти,
мышление из наглядно-образного преобразуется в словесно-логическое и рассуждающее,
формируется способность к созданию умственного плана действий. К психологическим
новообразованиям данного возраста также относятся произвольность поведения и
способность к рефлексии. Ведущий характер начинает приобретать учебная деятельность.
Однако игра в этом возрасте продолжает занимать важное место в жизни ребенка и
существенно влияет на его развитие. Развивающие игры способствуют самоутверждению
детей, развивают настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные
качества, которые могут им понадобиться в их будущей взрослой жизни. В таких играх
совершенствуется мышление, действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию
шансов на успех, выбору альтернатив и т.д.
Режим занятий.
Продолжительность одного академического часа - 45 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Объем общеразвивающей программы - общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы - 144
часа.
5

Срок освоения общеразвивающей программы – 1 год, продолжительность
образовательного процесса: 36 учебных недель.
Особенности организации образовательного процесса: Набор на программу
осуществляется на свободной основе по заявлению родителей (законных представителей).
Группы формируются с учетом дифференцированного подхода с учетом психологопедагогических и физиологических особенностей обучающихся.
Уровень освоения программы: стартовый. Направлен на первичное знакомство с
театральным и музыкальным искусствами.
Перечень форм обучения: групповая, индивидуально-групповая, фронтальная.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, тренинг, мастер-класс.
Перечень форм подведения итогов: педагогическое наблюдение, опрос,
практические задания, открытое занятие, спектакль.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр-2»
реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время.
Программу реализует педагог дополнительного образования и концертмейстер.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся посредством
театрально-музыкальной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- знакомить обучающихся с историей возникновения театра и театральной терминологией;
- формировать познавательный интерес к театральному и музыкальному искусствам;
- обучать основам актёрского мастерства и сценической грамотности;
- обучать обучающихся основам сценической речи, художественного чтения;
- формировать знания по изготовлению театральной бутафории, декораций и костюмов к
постановочному материалу;
- обучать основам ораторского мастерства и практике успешного выступления на сцене.
Развивающие:
- развивать у обучающихся индивидуальных творческих и артистические способности;
- формировать навыки коллективной деятельности, самоорганизации и взаимодействия с
партнером;
- развивать коммуникативные и организаторские способности детей;
- способствовать развитию фантазии, художественного вкуса, воображения, зрительного и
слухового внимания, памяти, наблюдательности средствами театрального искусства.
Воспитательные:
- воспитывать умение руководствоваться принципами взаимоуважения и сотрудничества в
коллективе;
- прививать устойчивый интерес к художественно-эстетической деятельности;
- воспитывать чувство ответственности, трудолюбия, дисциплинированности, социально
активной позиции личности.

6

3. Содержание программы
Учебный (тематический) план
№
п/п

Название раздела, темы

актерских

Количество часов

Формы аттестации/
контроля

всего

теория

практика

14

2

12

Педагогическое
наблюдение,
опрос

1.

Развитие
способностей

1.1

Введение в актерское
искусство

2

1

1

Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание

1.2

Методы актерской игры

6

1

5

Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание

1.3

Эмоциональная
выразительность

6

-

6

Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание

2.

Непроизвольное
внимание

12

2

10

Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание

2.1

Роль непроизвольного
внимания в актерском
мастерстве

3

1

2

Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание

2.2

Непроизвольного внимания
при взаимодействии с
партнером

5

1

4

Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание

2.3

Непроизвольное внимание
на сцене

4

-

4

Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание, опрос

3.

Сценическая вера

12

2

10

Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание

3.1

Сценическая вера в рамках
взаимодействия с
партнёром

6

1

5

Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание

3.2

Сознательные и
подсознательные процессы

6

1

5

Педагогическое
наблюдение,
7

практическое
задание,
практическое
задание
4.

Сценическая фантазия

12

2

10

Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание

4.1

Фантазия и метод
Станиславского

6

1

5

Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание

4.2

Фантазия и импровизация

6

1

5

Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание

5.

Сценическая свобода

14

2

12

Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание

5.1

Тело как инструмент

7

1

6

Педагогическое
наблюдение
практическое
задание

5.2

Эмоциональная свобода

7

1

6

Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание, открытое
занятие

6.

Развитие речи

12

2

10

Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание

6.1

Основы фонетики и
артикуляции

3

1

2

Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание

6.2

Работа с голосом

5

1

4

Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание

6.3

Темп и ритм речи

4

-

4

Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание

7.

Культура речи

16

2

14

Педагогическое
наблюдение,
практическое
8

задание, опрос

7.1

Артикуляция и дикция

4

1

3

Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание

7.2

Интонация и мелодика
речи

6

1

5

Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание

7.3

Работа с текстом

6

-

6

Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание

8.

Устранение мышечных
зажимов

12

2

10

Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание

8.1

Диагностика мышечных
зажимов

6

1

5

Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание

8.2

Партнерские упражнения

6

1

5

Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание

9.

Развитие координации
движений

14

2

12

Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание

9.1

Баланс и устойчивость тела

2

1

1

Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание

9.2

Основы ритмики

6

1

5

Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание

9.3

Игровые упражнения для
развития координации

6

-

6

Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание

9

26

2

24

Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание, опрос

10.1 Выражение эмоций через
мимику

4

1

3

Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание

10.2 Жесты и язык тела

6

1

5

Педагогическое
наблюдение,
практическое
задание

10.3 Взаимодействие с
партнером

8

-

8

Педагогическое
наблюдение,
открытое занятие

10.4 Показ творческих работ

8

-

8

Педагогическое
наблюдение,
спектакль

144

20

124

10.

Развитие способностей к
лицедейству

Всего часов:

Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Развитие актерских способностей
Тема 1.1 Введение в актерское искусство
Теория: Понятие актерские способности.
Практика: Этюды, сценические номера.
Тема 1.2 Методы актерской игры
Теория: Понятие методы актерской игры, роль, актер, импровизация.
Практика: Эмоции на лицах, Парные диалоги, Импровизированные истории.
Тема 1.3 Эмоциональная выразительность
Теория: Эмоция, Выразительность, Эмоциональная выразительность.
Практика: Мимические игры, Эмоциональные жесты, Сказка с эмоциями.
Раздел 2. Непроизвольное внимание
Тема 2.1 Роль непроизвольного внимания в актерском мастерстве
Теория: Непроизвольное внимание.
Практика: Слушай и повторяй, Наблюдатели, Эмоциональные зеркала.
Тема 2.2 Непроизвольного внимания при взаимодействии с партнером
Теория: Роль непроизвольного внимания при взаимодействии с партнером
Практика: Эмоциональная передача, Следи за перемещением, История с движениями
Тема 2.3 Непроизвольное внимание на сцене
Теория: Внимание. Наблюдательность. Память.
Практика: Слушай и поверь. Повтори за мной.
10

Раздел 3. Сценическая вера
Тема 3.1 Сценическая вера в рамках взаимодействия с партнёром
Теория: Сценическая вера.
Практика: Зеркало. История в картинках.
Тема 3.2 Сознательные и подсознательные процессы
Теория: Сознательные процессы. Практика: Ассоциации. Память на показ.
Раздел 4. Сценическая фантазия
Тема 4.1 Фантазия и метод Станиславского
Тема: Метод Станиславского.
Практика: Создание образа. Создание сценического пространства.
Тема 4.2 Фантазия и импровизация
Теория: Фантазия. Воображение.
Практика: Волшебный лес. Изменившийся мир.
Раздел 5. Сценическая свобода.
Тема 5.1 Тело как инструмент
Теория: Движение.
Практика: Двигаемся вместе. Пространственные игры.
Тема 5.2 Эмоциональная свобода
Теория: Эмоции. Свобода.
Практика: Эмоциональный спектр. Эмоциональные ассоциации.
Раздел 6. Развитие речи.
Тема 6.1 Основы фонетики и артикуляции
Теория: Фонетика.
Практика: Угадай звук. Звуковая гимнастика.
Тема 6.2 Работа с голосом
Теория: Диапазон голоса.
Практика:Тембровый оркестр. Голосовой спектр.
Тема 6.3 Темп и ритм речи
Теория: Ритм речи. Темп.
Практика: Скоростная гонка. Ритмический стук.
Раздел 7. Культура речи
Тема 7.1 Артикуляция и дикция
Теория: Артикуляция. Дикция.
Практика: Скороговорки. Артикуляционная гимнастика.
Тема 7.2 Интонация и мелодика речи
Теория: Интонация.
Практика: Чтение текста. Прослушивание и анализ различных голосовых интонаций.
Тема 7.3 Работа с текстом
Теория: Работа с текстом.
Практика: Чтение текста и ответы на вопросы по содержанию. Поиск ошибок в тексте.
Раздел 8. Устранение мышечных зажимов
Тема 8.1 Диагностика мышечных зажимов
Теория: Мышечные зажимы
Практика: Дыхательные упражнения.
Тема 8.2 Партнерские упражнения
Теория: Партнерские упражнения для устранения мышечных зажимов.
Практика: Поезд. Игры с мячом.
Раздел 9. Развитие координации движений
11

Тема 9.1 Баланс и устойчивость тела
Теория: Ловкость. Гибкость. Реакция.
Практика: Комплекс упражнений ОФП (развитие и формирование психофизического
аппарата для решения задач пластической выразительности и актерского мастерства)
Тема 9.2 Основы ритмики
Теория: Ритмика.
Практика: Музыкальные игры: «Динамический ритм», «Танец с предметами».
Тема 9.3 Игровые упражнения для развития координации
Теория: Координация.
Практика: Самолет. Мостик. Паук.
Раздел 10. Развитие способностей к лицедейству
Тема 10.1 Выражение эмоций через мимику
Теория: Выражение эмоций через мимику
Практика: Угадай эмоцию. Зеркало. Роли.
Тема 10.2 Жесты и язык тела
Теория: Жесты и язык тела
Практика: Ручная азбука. Маски.
Тема 10.3 Взаимодействие с партнером
Теория: Понятие развитие способностей к лицедейству
Практика: «Эмоциональные мазки», «Сказочные персонажи», «Образы на ходу»,
«Животные», «Персонаж для каждого» и т.д. Театральные игры
Тема 10.4 Показ творческих работ.
Теория: Что такое: Творческие показы. Класс-концерты. Мини - спектакли. Театральные
зарисовки. Кукольные спектакли. Праздничные вечера.
Практика: Творческие показ. Спектакль.
1.4. Планируемые результаты
Метапредметные:
- научатся перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всей группы;
- будут уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;
- смогут подготовить концертно-сценический номер или фрагмент театральной роли под
руководством педагога;
- будут использовать основные элементы актерского мастерства, связанные с созданием
художественного образа при исполнении роли в спектакле или в концертном номере.
Личностные:
- приобретут навыки работы в творческом коллективе;
- умеют корректно анализировать свою работу и работу своих партнеров;
- развиты фантазия, художественный вкус, воображение, внимание, память;
- будут проявлять способность к взаимодействию и организаторские способности;
- демонстрируют чувство ответственности, трудолюбия, дисциплинированности,
социально активной позиции личности.
Предметные:
- узнают историю театра и театральную терминологию;
- познакомятся с основными средствами выразительности театрального искусства;
- узнают принципы построения этюда, основы актёрского и ораторского мастерства;
- научатся изготавливать и использовать театральный реквизит.
12

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график

№ п/п Основные характеристики образовательного
процесса
1.

Количество учебных недель

36

2.

Количество учебных дней

72

3.

Количество часов в неделю

4

4.

Количество часов

144

5.

Недель в I полугодии

15

6.

Недель во II полугодии

21

7.

Начало занятий

16 сентября
года

8.

Окончание занятий

31 мая 2025 года

9.

Сроки зимних каникул

29 декабря 2024 года
– 08 января 2025 года

2024

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
- специально оборудованное помещение (театральный зал) с необходимым оборудованием
(пианино, осветительными приборами, музыкальной и компьютерной техникой);
- компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
- фонотека;
- материальная база для создания костюмов, реквизита и декораций;
- стол;
- стулья;
- магнитофон;
- набор детских музыкальных инструментов: бубны, свистульки, трещотки, молоточки,
колокольчики;
- спортивный инвентарь: скакалки, верёвочки, обручи.
Кадровое обеспечение. Реализацию данной программы обеспечивает педагог
дополнительного образования, обладающий профессиональными знаниями и
компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности.
Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование, высшее
образование - бакалавриат, высшее образование - специалитет или магистратура.
Уровень соответствие квалификации: образование педагога соответствует профилю
13

программы.
Профессиональная категория: без требований к категории.
Методическое материалы. Методика образовательной деятельности по учебному
предмету «Подготовка сценических номеров» основана на практических и теоретических
наработках лучших российских театральных школ, теоретические и практические
разработки его учеников и последователей (Е.Б. Вахтангова, М.А. Чехова, А.Я. Таирова,
В.Э. Мейерхольда и др.). Многие известные театральные педагоги, режиссеры и теоретики
театра, такие, как Б.Е. Захава, М.О. Кнебель, Г.В. Кристи, Н.М. Горчаков, но в первую
очередь, К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко в процессе творческой жизни в
искусстве открывали закономерности и эффективные методы работы над спектаклем,
совмещения процесса обучения и собственно процесса творчества, создания
последовательной, поэтапной цепочки усложняющихся требований к актерскому
мастерству на основе рассмотрения процесса постановки спектакля, выделения этапов его
создания и определения требований, предъявляемых к юным актерам на каждом этапе
репетиций. На всех этапах обучения очень важен индивидуальный подход к каждому
ученику. Воспитание творческой личности - процесс очень сложный и ответственный, дети
находятся на разных уровнях психофизического развития, у каждого свои границы и
возможности, поэтому, в первую очередь, педагог должен помочь каждому поверить в свои
силы, приобрести уверенность в себе. Можно использовать метод эмоционального
стимулирования - создание ситуаций успеха на занятиях, это специально созданные
педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребенок добивается хороших результатов,
что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и ощущения
«легкости» процесса обучения. Необходимо воспитывать у обучающихся чувство
ответственности за коллективную работу и вырабатывать в характере каждого ученика
самодисциплину - способность доводить начатое дело до логического итога вопреки
перемене своих интересов или влиянию внешних факторов.
Участие в творческих мероприятиях, тематических концертах и культурнопросветительской деятельности образовательного учреждения позволит учащимся на
практике проверить, закрепить и развить свои умения и навыки исполнительского
мастерства. В то же время чрезмерная активность в этой области может негативно влиять и
на формирование творческой личности, и, собственно, на учебный процесс.
Образовательная деятельность в театральной студии включает в себя различные
методы обучения:
- словесный метод: рассказ, беседа, дискуссия, объяснение, речевые игры,
упражнения (скороговорки, чистоговорки, стихи, пословицы, считалки, загадки, небылицы,
дразнилки);
- проблемно-поисковый метод применяется для постановки системы перспектив в
самостоятельной работе воспитанников, построении мизансцен и взаимодействия
партнёров на сценической площадке в этюдах импровизациях;
- практический и игровой методы являются ведущими, на каждом занятии отводится
большая часть времени на создание ситуации успеха через ряд упражнений и игр;
- метод моделирования применяется для выстраивания этюдов игровых и сюжетов
жизненных ситуаций, репетиции сказок, литературных произведений.
Все методы адаптированы для обучения детей театральному ремеслу и строятся по
принципу: от практического опыта к осознанной теории. Каждое занятие начинается с
14

тренинга, в который входят: Эффективность обучения и развития ребенка достигается
благодаря интеграции теории и практики. Коллективная импровизация, тема которой
задается педагогом, является обязательным условием реализации программы и
одновременно «диагностическим» методом каждого тренировочного занятия.
Практикуются занятия малыми группами (2-5 человек), групповые и индивидуальные
репетиции. Форма одежды свободная и спортивная.
Основные формы проведения занятий:
- речевая разминка, артикуляционно-дыхательный тренинг;
- тренинги на раскрепощение и снятие внутренних зажимов в теле;
- упражнения на развитие артистической смелости;
- упражнения и игры на развитие внимания и памяти;
- постановка этюдов, импровизации на свободные и заданные темы;
- постановка этюдов, импровизации на свободные и заданные темы;
- разбор текстов литературных произведений;
- навыки чтения текстов со сцены;
- репетиции спектаклей.
В течение учебного года в каждой группе ставится 1-2 спектакля. В процессе
подготовки каждый пробует себя в разных ролях, играет то, что ему хочется. Занятия
проводятся в просторном зале, где достаточно места, необходимое для подвижных игр.
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
На этапе обучения в процессе освоения темы педагог осуществляет текущий контроль
с целью проверки освоения обучающимися образовательной программы. В процессе
обучения проводится промежуточная аттестация (1 раз в год), а по окончанию освоения
образовательной программы проводится итоговая аттестация
Аттестация обучающихся проходит 2 раза в год в форме: опроса, открытого занятия
для родителей, показ спектакля. Аттестация подтверждается отзывами родителей и
дипломами, грамотами конкурсных мероприятий.
Оценочные материалы. Система оценки результатов освоения программы состоит
из текущего контроля успеваемости, промежуточной, переводной и итоговой аттестации
обучающихся. Текущий контроль обучающихся осуществляется на каждом занятии в
форме наблюдения. Оценивание развития обучающихся проводится по окончанию
обучения по дополнительной общеразвивающей программе и включает в себя проверку
теоретических знаний и практических умений и навыков. Обеспечивает оперативное
управление учебной деятельностью обучающегося, проводится с целью определения:
- качества реализации образовательного процесса;
- степени теоретической и практической подготовки по текущим разделам учебнотематического плана;
- контроля сформированных у обучающихся умений и навыков на определенном этапе
обучения.
Методики оценивания:
- Опрос теоретического материала;
- Образные тесты Е. Торранса;
- Ассоциативные тесты Дж. Гилфорда.
15

3. Список литературы
Нормативные документы:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2.
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3.
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678p.
5.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-p).
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
8.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 №
816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
9.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
10.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 N 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
11.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
12.
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об
утверждении Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ».
13.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
14.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 №АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»).
15.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № BK-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
16

социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
16.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
17.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом».
Список литературы для педагога:
1. Базанов, В. В. Сцена XX века: учеб. пособие для студентов театр. вузов и сред. спец. учеб.
заведений / В. В. Базанов. - Ленинград: Искусство, Ленингр. отд- ние, 2010.
2. Бауэн, Н. Игры со светом в 3ds max. Освещение и световые эффекты / Н. Бауэн. - М.: НТ
Пресс, 2007.
3. Березкин, В. И. Искусство сценографии мирового театра: вторая половина ХХ в.: В
зеркале Праж. Квадриеннале 1967-1999 гг. / В.И. Березкин; Гос. ин-т искусствознания Мва культуры РФ. - М.: УРСС, 2011.
4. Благов, Ю.А. В содружестве с Мельпоменой / Ю.А. Благов - Казань: Изд-во Каз. ун-та,
2013.
5. Бланк, Б. В защиту дизайнерской сценографии / Б. Бланк, на вопр. "ДИ" отвечает худож. и
реж. Борис Бланк // Декоративное искусство. - 2014. - N 2. Беседа о том, чем должна быть
современная сценография - дизайнерством или содержательным элементом спектакля.
5. Беляев Д.А. История культуры и искусств: словарь терминов и понятий, учебное пособие
/ Д.А. Беляев Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2013.
6. Буйлова, Л.Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время – новые подходы.
Методическое пособие [Текст] / Л.Н. Буйлова. Педагогическое общество России, 2015.
7. Гвоздев, А. А. История европейского театра: театр эпохи феодализма / А.А. Гвоздев. Москва: URSS; Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2013. - 330 с.: ил.- (Школа сценического
мастерства).
8. Головня, В.В. Древнегреческий театр / В.В. Головня в кн.: История зарубежного театра.
Театр Западной Европы, т.1, с. 11-54. - М. Искусство 2013.
9. Карпов Н. В. Уроки сценического движения [Текст]: пособие для вузов / Н. В. Карпов.
- М., 2015.
10. Кузнецова Н. А. Управление методической работой в учреждениях дополнительного
образования детей [Текст]: пособие для руководителей и педагогов / Н. А. Кузнецова, Д. Е.
Яковлев. - М.: Айрис - пресс, 2014.
11. Медведева И. А. Улыбка судьбы. Роли и характеры. [Текст]: пособие для вузов / И. А.
Медведева.- М.: Линка - ПРЕСС, 2012.
12. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр [Текст]: пособие для пед. доп. обр. / Н. Ф.
Сорокина. - М.: Аркти, 2012.

17

Список литературы для обучающихся:
1. Вархолов Ф. М. Грим/ Ф. М. Вархолов. - М.: Просвещение: 2005.
2. Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки)/ Т. И. Васильева. - М.: ГИТИС,
1988.
3. Козлянинова И. П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное пособие для театральных и
культурно-просветительных училищ/ И. П. Козлянинова. - М.: Просвещение, 2003.
4. Невский Л. А. Ступени мастерства/ Л. А. Невский. - М.: 25 Искусство, 2005.

Интернет-ресурсы:
http://www.theatre-library.ru/
http://xn--80aaaaaraffd1byaf2aulm7ac7rnc.xn--p1ai/about_resurs
https://dramateshka.ru/
https://www.mos.ru/city/projects/kulturaonline/theatre/?ysclid=m1xrau56qg114562470
https://moscow.theatrehd.com/ru/play?amp&

18

Приложение 1
Опросник:
Вопрос: Что такое театр?
Ответ: Театр — это место, где актеры показывают спектакли и рассказывают истории для
зрителей.
Вопрос: Кто такой актер?
Ответ: Актер — это человек, который исполняет роли в спектаклях, показывает эмоции и
рассказывает истории.
Вопрос: Что такое спектакль?
Ответ: Спектакль — это театральное представление, в котором актеры играют разные роли и
рассказывают историю.
Вопрос: Какие бывают жанры театра?
Ответ: Бывают разные жанры театра, например, драма (серьезные истории), комедия (смешные
истории) и мюзикл (спектакли с песнями и танцами).
Вопрос: Что такое сценография?
Ответ: Сценография — это дизайн сцены, включая декорации, костюмы и освещение, чтобы
создать атмосферу спектакля.
Вопрос: Что такое репетиция?
Ответ: Репетиция — это тренировка, когда актеры вместе готовят спектакль, учат текст,
движения и мимику.
Вопрос: Кто такой режиссер?
Ответ: Режиссер — это человек, который руководит процессом создания спектакля, помогает
актером и решает, как будет выглядеть представление.
Вопрос: Что такое занавес?
Ответ: Занавес — это большое полотно, которое закрывает сцену, когда спектакль еще не
начался, или когда он заканчивается.
Вопрос: Что такое маска?
Ответ: Маска — это предмет, который надевают на лицо, чтобы изменить внешний вид
персонажа, часто используется в театре, чтобы показать разные роли.
Вопрос: Что такое зрительный зал?
Ответ: Зрительный зал — это место, где сидят зрители, чтобы смотреть спектакль.

19

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».