1
Содержание
№
Наименование
Стр.
1.
Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
3
1.1.
Пояснительная записка
3
1.2.
Цель, задачи программы
6
1.3.
Содержание общеразвивающей программы
7
Учебный (тематический) план
7
Содержание учебного (тематического) плана
11
1.4.
Планируемые результаты
17
2.
Комплекс организационно-педагогических условий
18
2.1.
Календарный учебный график
18
2.2.
Условия реализации программы
18
2.3.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
20
3.
Список литературы
21
2
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 . Пояснительная записка
Направленность программы – художественная.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Росточек»
составлена в соответствии с нормативными документами:
1.Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242.
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.
8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена
Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642.
9. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта
«Образование».
10. Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
11. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской
области».
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
22.02.2022г. № 195-Д «О независимой оценке качества (общественной экспертизы)
дополнительных общеобразовательных программ»;
13. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец
Молодежи» Приказ от 01.11.2021г №934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства
Просвещения РФ от 03.09.2019г.№ 467 «Об утверждении целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»).
3
14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в МБУ ДО Центр «Новая Авеста».
15. Устав МБУ ДО Центр «Новая Авеста».
Актуальность программы. Согласно приоритетным направлениям развития
образовательной системы РФ, востребованными являются те дополнительные
образовательные программы, которые дают возможность обучающимся проявить себя в
социально значимой собственной практической деятельности. Воспитание творческой
личности должно сопровождаться формированием не только знаний, умений и навыков, а,
прежде всего, развитием творческого потенциала и способностью добывать знания
собственным опытом. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Росточек» соответствует государственной политике в области дополнительного образования,
социальному заказу общества. Программа разработана с учетом потребностей детей.
Новизна программы заключается в вариативности содержания и форм организации
образовательного процесса. Три способа художественного освоения действительности изобразительный, декоративный и конструктивный, которые выступают для обучающихся в
качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности:
изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие обучающихся в этих
трех видах деятельности позволяет систематически приобщаться их к миру искусства.
Педагогическая целесообразность. Данная программа ориентирована на детей
младшего школьного возраста. Выбор методов и приёмов обучения осуществляется в
соответствии с возрастными особенностями детей. Так же во внимание принимается
эффективность того или иного метода для решения основных задач программы.
Детям 6,6-7,6 лет предлагаются краткосрочные задания, направленные на освоение
приёмов техник живописи, графики и основ композиции. Основными методами обучения для
данной возрастной категории являются: метод устного изложения, наглядные методы (показ
иллюстраций, демонстрация презентаций, учебных пособий, произведений искусства),
репродуктивный метод, метод упражнений, метод проблемного изложения. На занятиях
применяются элементы игровой технологии, новый материал не просто излагается педагогом,
а представляется в виде путешествия по сказке или жизненной ситуации, знакомства со
сказочными персонажами, в процессе которого детям предлагается узнать что-то новое из
области изобразительного искусства и создать творческие работы или поупражняться в той
или иной художественной технике.
Отличительные особенности. Отличительными особенностями программы является
то, что она соединяет в себе основы традиционного рисования совместно с использованием
нетрадиционных техник рисования. Возможность применения нетрадиционных техник
рисования в работе с детьми младшего школьного возраста дает возможность для развития
воображения, творческого мышления и творческой активности. Содержание программы
позволяет обучающимся задуматься и выразить свое отношение к таким важным темам как
история страны и родного края, экология, культура. Практические задания предполагают
привлечение знаний различных предметных областей, что позволяет обучающимся осознать
связь изобразительного искусства с другими предметами.
Адресат программы: обучающиеся 6,6 – 7,6 лет. Программа построена с учётом
возрастных, психофизических и индивидуально-психологических особенностей. Группы
комплектуются по 8-15 человек, набор детей проводится без предварительного отбора.
4
Возрастные особенности. В младшем школьном возрасте происходит перестройка
познавательных процессов ребенка: формируется произвольность внимания и памяти,
мышление из наглядно-образного преобразуется в словесно-логическое и рассуждающее,
формируется способность к созданию умственного плана действий. К психологическим
новообразованиям данного возраста также относятся произвольность поведения и
способность к рефлексии. Ведущий характер начинает приобретать учебная деятельность.
Однако игра в этом возрасте продолжает занимать важное место в жизни ребенка и
существенно влияет на его развитие. Развивающие игры способствуют самоутверждению
детей, развивают настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные
качества, которые могут им понадобиться в их будущей взрослой жизни. В таких играх
совершенствуется мышление, действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию
шансов на успех, выбору альтернатив и т.д. Использование нетрадиционных техник рисования
с включением игровых форм работы для обучения детей младшего школьного возраста
способствует развитию творческих способностей обучающихся, воспитанию творчески
активной и самостоятельной личности, формированию умения анализировать результаты
своей работы, формированию навыков общения и коллективного труда.
Режим занятий.
Продолжительность одного академического часа – I полугодие - 35 мин, II полугодие - 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 15 минут.
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Объем общеразвивающей программы - общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы - 144 часа.
Срок освоения общеразвивающей программы – 1 год, продолжительность
образовательного процесса: 36 учебных недель.
Уровень освоения программы: стартовый. Направлен на первичное знакомство с
изобразительным искусством.
Перечень форм обучения: групповая, индивидуально-групповая, фронтальная.
Виды занятий: теоретические занятия, практические занятия, выставки, конкурсы.
Перечень форм подведения итогов: викторина, практическое задание, участие в
постоянной (сменной) выставке в Центре внешкольной работы «Новая Авеста», участие в
конкурсах.
Учебный год начинается с 15 сентября.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Росточек»
реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время.
5
1.2. Цель и задачи программы
Цель: формирование и развитие творческих способностей у детей посредством
художественной деятельности, а также социализация и адаптация обучающихся к жизни в
обществе.
Задачи:
Обучающие:
- знакомить с видами и особенностями жанров изобразительного искусства;
- знакомить со специальными терминами и понятиями, необходимыми для рисования;
- знакомить с основными законами цветообразования;
- обучать основным техникам и приемам графики, живописи и композиции;
- обучать использовать различные художественные материалы и инструменты: гуашь,
акварель, цветные карандаши, пастель, фломастеры, кисти и др.;
- знакомить с историей и традициями Урала и государственной символикой России;
- формировать навыки безопасного использования инструментов и приспособлений.
Развивающие:
- развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику, пространственное мышление,
фантазию;
- развивать умение выразить свое отношение к произведению искусства;
- способствовать развитию исследовательских и логических учебных действий: наблюдения,
сравнения, анализа, обобщения.
Воспитательные:
- воспитывать духовно-нравственные качества личности;
- воспитывать эстетический вкус;
- воспитывать чувство личной ответственности за результат коллективной работы;
- воспитывать умение работать в коллективе;
- воспитывать чувства доброжелательности и отзывчивости.
6
1.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план
№
Наименование
разделов и тем
Всего
часов
В том
числе
Форма контроля
38
2
0.5
практика
Педагогическое наблюдение,
29.5
викторина, практическое
задание, выставка
1.5
Педагогическое наблюдение
1.2.
Раздел «Чем и как
работают
художники»
Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ.
«Волшебные краски»
теория
8.5
2
0.5
1.5
1.3.
Листья летят
2
0.5
1.5
1.4.
Цвета осенней листвы
2
0.5
1.5
1.5.
Какой самый большой 2
праздник осенью?
0.5
1.5
1.6.
Осенний день.
2
0.5
1.5
1.7.
Поздняя осень.
2
0.5
1.5
1.8.
Осенний натюрморт.
2
0.5
1.5
1.9.
Как живут деревья.
2
0.5
1.5
1.10. Какие они, вечерние 2
закаты Урала?
0.5
1.5
1.11. Что-то
случилось… 2
Что
тревожит
природу?
1.12. Осень идёт – дожди за 2
собой ведёт
0.5
1.5
0.5
1.5
1.13. Осень хоть дождлива – 4
да сыта.
0.5
3.5
1.14. Цветы на подносе.
0.5
1.5
1.
1.1
2
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
7
1.15.
Осенний натюрморт.
2
0.5
1.5
2
0.5
1.5
– 4
0.5
3.5
4.5
14.5
2.1.
Раздел
«Ты 19
изображаешь,
украшаешь,
строишь. Зима в
искусстве»
Первый снег.
2
0.5
1.5
2.2.
Налетели метели.
2
0.5
1.5
2.3.
Сказочный город.
2
0.5
1.5
2.4.
Храмы нашего города. 2
0.5
1.5
2.5.
На улицах
города.
нашего 2
0.5
1.5
2.6.
Крепок
морозец.
уральский 1
0.5
0.5
2.7.
Уральская зима.
2
0.5
1.5
2.8.
Волшебная сказка.
2
0.5
1.5
2.9.
Мы
рисуем 4
новогодний праздник.
0.5
3.5
3.
Раздел «Урал – край 16
народных
промыслов»
Уральские сказы П. 2
Бажова.
3
13
0.5
1.5
Уральские сказы.
0.5
3.5
1.16. Символы России.
1.17. Посиделки
Кузьминки.
2.
3.1.
3.2.
4
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
викторина, практическое
задание, выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
викторина, практическое
задание
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
8
3.3.
Уральские
Костюм.
были. 2
0.5
1.5
3.4.
Уральские мастера – 4
ювелиры.
0.5
3.5
3.5.
«Бабушкины сказки».
2
0.5
1.5
3.6.
«Избушка на курьих 2
ножках».
0.5
1.5
4.
Раздел «Живу я в 51
глубине России»
12
39
4.1.
Подводный мир.
2
0.5
1.5
4.2.
На выставке собак.
2
0.5
1.5
4.3.
Мой лучший друг 2
щенок, котёнок.
0.5
1.5
4.4.
Портреты
друзей.
моих 2
0.5
1.5
4.5.
Чудеса
из 1
бабушкиного сундука.
0.5
0.5
4.6.
Радуга на полу.
1
0.5
0.5
4.7.
Русское узорочье.
2
0.5
1.5
4.8.
Ниточка играет, узор 2
завивает.
0.5
1.5
Готовим
подарок 2
нашим
папам
и
дедушкам
4.10. «Аквалангисты
3
фотографируют
кораллы».
4.11. Портрет
дедушки 2
Буканушки.
0.5
1.5
0.5
2.5
0.5
1.5
4.9.
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
викторина, практическое
задание, выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
9
4.12. Мы рисуем музыку.
1
0.5
0.5
Самая лучшая мама 2
на свете.
0.5
1.5
1
0.5
0.5
4.15. Голуби на черепичной 2
крыше
0.5
1.5
4.16. Ситцевая бабушка.
4
0.5
3.5
4.17. Портрет моей куклы.
2
0.5
1.5
из 2
0.5
1.5
4.19. Артисты
цирка 4
Калуша и Бутявка
0.5
3.5
2
0.5
1.5
4.21. Мой друг. Цветок 2
моего рождения.
0.5
1.5
4.22. Плат узорный.
2
0.5
1.5
4.23. Пуховый платок.
2
0.5
1.5
4.24. «Скопинская
керамика».
4
0.5
3.5
6
14
5.1.
Раздел «Мы ждем 20
весну.
Мир
реальности
и
фантазии».
Птицы прилетели.
2
0.5
1.5
5.2.
Мы ждем весну
2
0.5
1.5
5.3.
Красота
неба.
весеннего 1
0.5
0.5
4.13.
4.14. Чудо – цветы.
4.18. Наши
друзья
мультфильмов
4.20.
5.
Артисты цирка.
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставки
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
викторина, практическое
задание, выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
10
5.4.
Весенняя земля.
1
0.5
0.5
5.5.
Голубая весна.
1
0.5
0.5
5.6.
Звери – птицы
небылицы.
– 1
0.5
0.5
5.7.
День и ночь.
2
0.5
1.5
5.8.
Мы рисуем сказку.
2
0.5
1.5
5.9.
Разноцветные лоскуты 2
0.5
1.5
2
0.5
1.5
лето 2
0.5
1.5
2
0.5
1.5
144
34
110
5.10. Яблоня в цвету.
5.11. Здравствуй,
красное
5.12. Летняя гроза.
Всего
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставки
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставки
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Педагогическое наблюдение,
практическое задание,
выставка
Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. «Чем и как работают художники».
Тема 1.1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
Теория: Знакомство с обучающимися. Объяснение детям целей занятий. Инструктаж по ТБ и
правилами поведения в творческом коллективе.
Практика: Изображаем большое радостное солнце.
Тема 1.2. Волшебные краски.
Теория: Виды и свойства красок.
Практика: Проба всех цветов красок на палитре. Обучение навыкам работы кистью на всём
листе бумаги. Изображение пятен, линий, точек.
Тема 1.3. Листья летят.
Теория: Правила составления композиции с передачей настроения, знакомство с понятием
локальный цвет.
Практика: Обрывная аппликация, графическое изображение фломастером.
Тема 1.4. Цвета осенней листвы.
Теория: Три основных цвета и составление новых сочетаний красок. Равномерное заполнение
листа.
11
Практика: Изображение на листе бумаги яркой осенней листвы. Работа тремя основными
цветами (синим, жёлтым, красным).
Тема 1.5. Какой самый большой праздник осенью?
Теория: Сложные композиции. Передача цветом праздничности: оживляющий акцент в
пассивном сочетании
Практика: Коллаж на тему празднования Дня города.
Тема 1.6. Осенний день.
Теория: Организация листа. Способы работы над композицией с многоплановым
изображением. Выделение главного размером и цветом.
Практика: Изображение по наблюдению осеннего пейзажа.
Тема 1.7. Поздняя осень.
Теория: Способы и приемы рельефной лепки. Техника налепа из жгута.
Практика: Изображение деревьев.
Тема 1.8. Осенний натюрморт.
Теория: Натюрморта и художественные средства красочной палитры.
Практика: Составление и изображение натюрморта.
Тема 1.9. Как живут деревья.
Теория: Способы рисования дерева. Приемы работы тушью, пером.
Практика: Графическое изображение деревьев.
Тема 1.10. Какие они, вечерние закаты Урала?
Теория: Композиционное размещение. Изображения на листе бумаги (многоплановость).
Передача образа линией, силуэтом, решение красочной палитры подмалёвка в тёплой или
холодной гамме.
Практика: Изображение неба и деревьев по подмалёвку.
Тема 1.11. Что-то случилось… Что тревожит природу?
Теория: Средства графики. Композиционное объединение предметов единым содержанием.
Практика: Графическое изображение деревьев.
Тема 1.12. Осень идёт – дожди за собой ведёт.
Теория: Способы работы над многофигурной композицией с передачей движения. Свойства
графических материалов.
Практика: Изображение фигурок людей под дождём, ветром.
Тема 1.13. Осень хоть дождлива – да сыта.
Теория: Решение в цвете и объёме образа предмета. Приемы декоративной лепки, рисунка
пластилином.
Практика: Вылепить изразец.
Тема 1.14. Цветы на подносе.
Теория: Декоративное решение композиции в цвете. Закрепление навыков заполнения листа
в убывающем ритме.
Практика. Изображение цветов в технике жостовского письма (нижнетагильского)
Тема 1.15. Осенний натюрморт.
Теория: Композиционное решение листа, цветовых отношений. Натюрморты из плодов,
овощей, фруктов.
Практика: Пишем натюрморт из плодов, овощей, фруктов.
Тема 1.16. Символы России.
Теория: Символы России, способы их изображения.
12
Практика: Выполнение аппликации – символов Российской Федерации (Герб).
Тема 1.17. Посиделки – Кузьминки.
Теория: Традиции Урала, его песенное творчество, старинный русский этикет, уральский
костюм, предметы ДПИ.
Практика: Изображаем праздник.
Раздел 2. «Ты изображаешь, украшаешь, строишь. Зима в искусстве»
Тема 2.1. Первый снег.
Теория: Выделение композиционного центра линиями, штрихами, пятнами, точками.
Практика: Изображение на цветном листе бумаги (холодных оттенков) зимнего пейзажа.
Тема 2.2. Налетели метели.
Теория: Приемы работы «по-сырому», смешение красок с передачей тонких нюансов.
Практика: Пишем этюд «ограниченной палитрой»
Тема 2.3. Сказочный город.
Тория: Архитектура русских городов. Способы работы в технике «бумажная пластика».
Практика: Конструирование сказочного города.
Тема 2.4. Храмы нашего города.
Теория: Архитектура и интерьер храмов. Поиск композиционного решения (загораживание).
Техника граттаж.
Практика: Графическое изображение храмов города.
Тема 2.5. На улицах нашего города.
Теория: Понятие «организация листа». Выделение главного крупным планом.
Пространственное расположение на листе бумаги: загораживание предметов.
Практика: Изображение улицы.
Тема 2.6. Крепок уральский морозец.
Теория: Приемы работы в смешанных техниках. Равномерное заполнение листа.
Практика: Рисунок по мотивам ледяных зимних узоров.
Тема 2.7. Уральская зима.
Теория: Способы работы с монохромной гаммой. Приёмы мягких переходов одного цвета в
другой (нюанс).
Практика: Нарисовать зимний пейзаж
Тема 2.8. Волшебная сказка.
Теория: Приемы составления сюжет. Ограниченная палитра (четыре цвета). Выбор
композиционного решения на горизонтальном или вертикальном листе бумаги.
Практика: Иллюстрирование сказки.
Тема 2.9. Мы рисуем новогодний праздник.
Теория: Композиционное выделение цветом и линией главного в рисунке. Способы работы
всей палитрой красок.
Практика: Нарисовать новогодний праздник.
Раздел 3. «Урал - край народных промыслов»
Тема 3.1. Уральские сказы П. Бажова.
Теория: История Урала через краеведческую литературу. Приемы смешанных техник.
Элементы загораживания в пространстве.
Практика: Рисунок по мотивам сказов П. Бажова («Серебряное Копытце»)
Тема 3.2. Уральские сказы.
Теория: Рельефное изображение из цветного пластилина. Выделение главного рельефом.
Сочетание приёмов живописи и лепки.
Практика: Вылепить персонажей сказки П. Бажова «Малахитовая шкатулка».
13
Тема 3.2. Уральские сказы.
Теория: Злые и добрые образы. Техника «мозаика». Передача цветом категории искусства:
«добро и зло». Образы сказов в соответствии с их литературными характеристиками.
Практика: Создать образ доброго и злого человека по мотивам сказов П. Бажова
Тема 3.3. Уральские были. Костюм.
Теория. Уральский костюм. Полуобъёмная аппликация и способы ограничения цветовой
палитры.
Практика: Аппликация на тему «Уральский костюм».
Тема 3.4. Уральские мастера – ювелиры.
Теория: Ювелирное искусство Урала. Понятия «декоративность» и «ритмичность».
Практика: Изготовление гарнитура ювелирных украшений. Пластилин, бисер, стеклярус.
Тема 3.5. «Бабушкины сказки».
Теория: Меры безопасности в заведении. Лепка сюжетная по мотивам народных сказок.
Практика: Вылепить в объеме главных персонажей любимой сказки.
Тема 3.6. «Избушка на курьих ножках».
Теория: Аппликация по замыслу. Многоплановая композиция, Поиск средств
художественной выразительности.
Практика: Создаем аппликативную композицию с использованием журнальных фактур.
Раздел 4. «Живу я в глубине России»
Тема 4.1. Подводный мир.
Теория: Сюжетная композиция с элементами загораживания.
Практика: Изображение морских растений и рыб в подводном мире аппликацией и бумажной
пластикой
Тема 4.2. На выставке собак.
Теория: Решение образа и акцентирование характерных особенностей пород собак. Передача
статики.
Практика: Изображение животных.
Тема 4.3. Мой лучший друг щенок, котёнок.
Теория: Образ животного с передачей движения, повадок, поведения в различных
живописных техниках. Кадровое освоение листа бумаги.
Практика: Изображение животных.
Тема 4.4. Портреты моих друзей.
Теория: Дружеский шарж. Передача сходства и характера портретируемого.
Практика: Графический портрет друга. Дружеский шарж. Кляксография, рисунок пером.
Тема 4.5. Чудеса из бабушкиного сундука.
Теория: История возникновения кружева.
Практика: Нарисовать кружево средствами графики (линией, штрихом, точкой).
Тема 4.6. Радуга на полу.
Теория: Приёмы плетения по мотивам русского половика. Контрастные и сближенные цвета.
Практика: Сплести коврик из полосок цветной бумаги.
Тема 4.7. Русское узорочье.
Теория: Вышивка и её символика.
Практика: Нарисовать простой узор для вышивки тамбурным швом (графика).
14
Тема 4.8. Ниточка играет, узор завивает.
Теория: Техника «нитяная пластика». Пространственное заполнение листа.
Практика: Изображение животного в технике «нитяная пластика» (пейзаж, портрет).
Тема 4.9. Готовим подарок нашим папам и дедушкам.
Теория: Портрет от живописного пятна. Понятия о пропорциях лица.
Практика: Изображение воинов Древней Руси.
Тема 4.10. «Аквалангисты фотографируют кораллы».
Теория Аппликация сюжетная.
Практика: Создание аппликативного сюжета с участием морских животных и человека.
Тема 4.11. Портрет дедушки Буканушки.
Теория: Полуобъёмный образ. Приёмы бумажной и нитяной пластик.
Практика: Создаем портрет дедушки.
Тема 4.12. Мы рисуем музыку.
Теория: Художественно-выразительные средства живописи, поэзии и музыки.
Практика: Живописный этюд на музыкальное или поэтическое произведение.
Тема 4.13. Самая лучшая мама на свете.
Теория: Выражение характера при создании женского образа. Планирование действий при
создании работ из случайных материалов.
Практика: Изобразить портрет мамы или выполнить подарок – сувенир.
Тема 4.14. «Чудо – цветы».
Теория: Лепка рельефная декоративная по мотивам народной керамики.
Практика: Лепим изразцы
Тема 4.15. Голуби на черепичной крыше
Теория: Техника аппликации. Способы – силуэтная, ленточная и обрывная аппликация.
Практика: Из цветной и фактурной бумаги создаем аппликативный образ крыши дома и
голубей на ней.
Тема 4.16. Ситцевая бабушка.
Теория: Приемы лоскутной пластики.
Практика: Портрет бабушки.
Тема 4.17. Портрет моей куклы.
Теория: Сходства в портрете. Использование всей палитры красок. Работа по всему листу.
Практика: Графический портрет куклы.
Тема 4.18. Наши друзья из мультфильмов
Теория Образы, созданные художниками-аниматорами. Умения передавать движение в
рисунке.
Практика: Графическое изображение своего любимого героя мультфильма.
Тема 4.19. Артисты цирка Калуша и Бутявка
Теория: Создание объёмного образа на вспомогательной форме. Передача настроения путём
выделения отдельных частей фигуры (голова, нос, руки, глаза, губы и т.д.)
Практика: Создать скульптурный портрет циркача (лепка на банке). Создание объёмного
образа на вспомогательной форме. Передача настроения путём выделения отдельных частей
фигуры (голова, нос, руки, глаза, губы и т.д.)
Тема 4.20. Артисты цирка.
Теория: Образ циркача контрастными цветами.
Практика: Маска циркача.
15
Тема 4.21. Мой друг. Цветок моего рождения.
Теория: Изображение реальных предметов символами и цветом. Передача эмоциональных
состояний.
Практика: Нарисовать глаз, обвести и украсить руку свою и друга(графика).
Тема 4.22. Плат узорный.
Теория: Виды росписи по ткани. Техника росписи тушью.
Практика: Роспись ткани.
Тема 4.23. Пуховый платок.
Теория: Пуховязальный промысел. Особенность закрытого и полуоткрытого узора.
Практика: Графическое изображение ритмичного узора каймы или платка
Тема 4.24. «Скопинская керамика».
Теория: Образы животных с помощью подсобных форм. Способы навыков лепки.
Практика: Изображение животных.
Раздел 5. «Мы ждем весну. Мир реальности и фантазии».
Тема 5.1.
Птицы прилетели.
Теория: Композиционное решение пространства с элементами загораживания.
Практика: Создание композиции, силуэтное вырезание птиц из бумаги.
Тема 5.2.
Мы ждём весну.
Теория: Использование холодных и тёплых оттенков в живописном этюде. Поиск
композиционного решения.
Практика: Изображение весеннего пейзажа(живопись).
Тема 5.3. Красота весеннего неба.
Теория: Композиция ограниченной палитрой.
Практика: Освоение техники мазка в подмалёвке (пастозной, полусухой, кистью,
примакивание и т. д.)
Тема 5.4. Весенняя земля.
Теория: Особенности эмоционального владения цветом (сближенные цвета и оттенки).
Освоение различных техник мазка кистью.
Практика: Дописать начатый на прошлом занятии этюд.
Тема 5.5. Голубая весна.
Теория: Композиционное решение изображения с передачей движения. Навыки владения
линией, цветом.
Практика: Изображение деревьев.
Тема 5.6. Звери – птицы – небылицы.
Теория: Фантастические образы.
Практика: Изображение диковинных птиц и зверей (кляксография). Передача движений в
композиции.
Тема 5.7. День и ночь.
Теория: Понятия - контраст и нюанс. Двухчастная контрастная композиция.
Практика: Раскрываем тему в стилистике и по мотивам декоративно-прикладного искусства.
Тема 5.8. Мы рисуем сказку.
Теория: Приёмы работы в техниках диатипия или монотипия. Композиционное решение
темы.
Практика: Создание сказочных композиций.
16
Тема 5.9. Разноцветные лоскуты.
Теория: Полуобъёмное изображение на плоскости. Техники лоскутной пластики.
Практика: Иллюстрирование сказок – фантазий.
Тема 5.10. Яблоня в цвету.
Теория: Композиционное решение скульптурного рельефа по формам и силуэтам.
Моделирование рельефов.
Практика: Изготовление лепного барельефа растений.
Тема 5.11. Здравствуй, лето красное.
Теория: Составление сюжета в композиции. Использование всей палитры красок.
Практика: Изобразить лето (свободный выбор композиции).
Тема 5.12. Летняя гроза.
Теория: Поиск средств художественной выразительности природных явлений.
Практика: Рисуем грозу.
1.4. Планируемые результаты
Личностные результаты
В итоге освоения программы у обучающихся будет:
- воспитаны духовно-нравственные качества личности;
- воспитаны чувства доброжелательности и отзывчивости;
- развиты творческие способности и эстетический вкус;
- повысится интерес к культурным традициям Уральского края, города и страны;
- обучающиеся будут уважительно и внимательно относиться к членам коллектива.
Метапредметные результаты
В итоге освоения программы у обучающихся будет:
- развито внимание, наблюдательность, мелкая моторика пространственное мышление,
фантазия;
- овладеют начальными формами учебных действий: наблюдения, сравнения, анализа,
обобщения;
- обучающиеся начнут планировать собственную деятельность для достижения результата;
- повысят уровень развития способности осознанно выбирать средства достижения результата,
предпримут попытки обосновать свой выбор.
Предметные результаты
В итоге освоения программы обучающиеся:
- овладеют навыками применения художественных материалов и инструментов: гуашь,
акварель, цветные карандаши, пастель, фломастеры, кисти и др.;
- овладеют базовыми знаниями о цветоведении, композиции, графики, живописи;
- узнают историю и традиции Урала, государственную символику России;
- будут знать отличительные особенности жанров изобразительного искусства;
- будут знать и применять в творческих работах основные закономерности размещения
элементов композиции;
- овладеют навыками работы кроющими и прозрачными красками, будут использовать краски
в соответствии с их свойствами;
- освоят основные техники и приемы графики;
- смогут создать коллаж из нескольких изображений.
17
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Год
обучения
1
Дата
Дата
Количество Количество Количество
начала
окончания
учебных
учебных
учебных
обучения
обучения
недель
дней
часов
15.09.2023 31.05.2024
36
72
144
Режим
занятий
2 занятия по
2 часа в
неделю
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
- учебный кабинет;
- столы и стулья;
- мольберты;
- учебная доска;
- шкафы с наглядными материалами и демонстрационным фондом;
- настенные планшеты для выставочных мероприятий;
- шкаф для хранения папок, инструментов, канцелярских принадлежностей.
Кадровое обеспечение. Реализацию данной программы обеспечивает педагог
дополнительного образования, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями
в организации и ведении образовательной деятельности.
Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование, высшее образование
- бакалавриат, высшее образование - специалитет или магистратура.
Уровень соответствие квалификации: образование педагога соответствует профилю
программы.
Профессиональная категория: без требований к категории.
Методическое материалы
Методическое обеспечение:
- методические пособия по темам программы;
- интернет-ресурсы, видео, фото;
- иллюстративный материал;
- методическая литература: словари, справочники, видео-пособия;
- сборники о творчестве художников.
С целью достижения поставленной в программе цели и получения запланированного
результата, с учетом индивидуальных особенностей и способностей детей педагог привлекает
обучающихся к открытию новых знаний и включает обучающихся в эту деятельность.
Создавая проблемную ситуацию, вместе с детьми определяет цель занятия. Учит детей ставить
перед собой цели и искать пути их достижения, а также пути решения возникающих проблем.
Занятие включает в себя три основные части: подготовительную, основную,
заключительную.
18
Подготовительная часть занятия.
Конкретными задачами этой части является: организация группы; мотивация
обучающихся к предстоящей деятельности; повышение вниманияи эмоционального
состояния обучающихся, мотивирование обучающихся к занятию.
Основная часть занятия.
Задачами основной части являются: развитие и совершенствование основных приемов
и техник изобразительного искусства, воспитание творческой активности. Разучивание и
корректировка основных приемов и техник изобразительного искусства происходит в начале
основной части. Педагог обращает внимание на общие способы действий, создает ситуацию
успеха.
Педагог поощряет учебное сотрудничество между обучающимися, обучающимися и
педагогом.
В заключительной части проводится краткий анализ достигнутых на занятии
результатов, что создает у обучающихся чувство удовлетворения и вызывает желание
совершенствоваться.
Методы обучения, применяемые в обучении изобразительной деятельностью по
программе, можно классифицировать следующим образом:
По источнику получения знаний:
- словесные: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, рассказ, объяснение нового
материала по темам программы;
- наглядные: демонстрация дидактических пособий по изучаемой теме, атрибутов,
изучение и анализ формы предметов быта, видеофильмов, показ репродукций картин,
наблюдение и др.;
- практические: выполнение работ по заданию педагога; наброски с натуры; зарисовки
растений, людей, животных; упражнения на развитие зрительной памяти, моторики руки;
сюжетно- ролевые игры, работа разными художественными материалами, работа в разных
техниках изобразительной деятельности, тренинги и др.
По типу познавательной деятельности:
- объяснительно-иллюстративный
(предлагается образец, который
учащиеся
рассматривают, анализируют и работают над его изображением);
- исследовательско-поисковый (обучение поиску самостоятельного решения творческих
замыслов, выбор соответствующих техник, использование разнообразного графического или
живописного материала);
- игровой (игровые методики для развития творческой деятельности).
Приемы обучения:
- наглядный показ репродукций картин, этапов выполнения работы;
- копирование образцов рисунков, художественных произведений и др.;
- сравнение и анализ готовых рисунков и творческих работ;
- выявление лучшей работы по изображаемой теме;
- исправление ошибок и закрепление материала;
- совершенствование изученного материала и проверка знаний;
- объяснения, комментарии, указания в процессе изучения и выполнения художественных и
творческих работ;
- смена видов деятельности;
- обобщение.
19
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
На этапе обучения в процессе освоения темы педагог осуществляет текущий контроль
с целью проверки освоения обучающимися образовательной программы. В процессе обучения
проводится промежуточная аттестация (1 раз в год), а по окончанию освоения
образовательной программы проводится итоговая аттестация
Аттестация обучающихся проходит в форме:
- викторин;
- практического задания;
- участия в постоянной (сменной) выставке в Центре внешкольной работы «Новая Авеста»;
- участия в конкурсах художественной направленности различного уровня.
Аттестация подтверждается отзывами родителей, дипломами и грамотами конкурсных
мероприятий.
Оценочные материалы
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:
1. активность участия;
2. умение собеседника прочувствовать суть вопроса;
3. искренность ответов, их развёрнутость, образность, аргументированность;
4. самостоятельность;
5. оригинальность суждений.
6. дневник педагогического наблюдения.
№ Фамилия,
имя
обучающег
ося
Дата
занят
ия
Вид
задан
ия
Творческая
составляющ
ая
Подраж
ание
Компиля
ция
Импровиза
ция
Критерии и система оценки творческой работы:
1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как
организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения,
как выражена общая идея и содержание).
2. Владение техникой: как студиец пользуется художественными материалами, как использует
выразительные художественные средства в выполнении задания.
3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность, созданного
образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей
работы.
20
3. Список литературы
Нормативные документы:
1.Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.
3. 3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
5. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.
6. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении методических рекомендаций "Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской
области".
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.
8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена
Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642.
9. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта
«Образование».
10. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры». Утверждена
Правительством Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №392 (с изм. от 29 декабря 2020г.)
11. Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
22.02.2022г. № 195-Д «О независимой оценке качества (общественной экспертизы)
дополнительных общеобразовательных программ».
Список литературы для педагога:
1. Баррингтон, Б. Рисуем натюрморты / Б. Баррингтон. – М. : Эксмо, 2017. – 48 с.
2. Бесчастнов, Н. П. Изображение растительных мотивов / Н. П. Бесчастнов. - М. : Владос,
2004. - 176 c.
3. Бриджмен, Джордж Фигура человека. Основы академического рисунка / Джордж
Бриджмен. - М. : Эксмо, 2013. - 352 c.
4. Буткевич, Л. М. История орнамента : учеб. пособие / Л. М. Буткевич. - М.: Владос, 2014. 280 c.
5. Гавриляченко, С. А. Композиция в учебном рисунке / С. А. Гавриляченко. - М. : СканРус,
2010. - 847 c.
6. Гильман, Р. А. Художественная роспись тканей / Р. А. Гильман. - М. : Владос, 2008. - 160 c.
21
7. Голубятников, И. В. Материалы для ювелирных изделий / И. В. Голубятников. - М. :
Астрель, АСТ, 2012. - 756 c.
8. Докучаева, О. И. Архитектоника объемных структур / О. И. Докучаева. - М. : ИНФРА-М,
2016. - 336 c.
9. Дорофеева, Ю. Ю. Пастельная живопись. Русская реалистическая школа / Ю. Ю. Дорофеева,
А. А. Моисеев. - М. : Владос, 2014. - 128 c.
10. Ефимов, А. Архитектурная колористика : учеб. пособие / А. Ефимов, Н. Панова. - М. :
БуксМарт, 2014. - 136 c.
11. Иванова, И. Н. Рисование и лепка / И. Н. Иванова. - М.: Academia, 2012. - 160 c.
12. Калинина, Т.В. Первые шаги в рисовании. Цветы и травы / Т. В. Калинина. – СПб.: Речь,
Образовательные проекты; М. : Сфера, 2019. – 64 с.13. Калмыкова, Н. В. Макетирование из
бумаги и картона / Н. В. Калмыкова, И. А. Максимова. - М. : КДУ, 2010. - 808 c.
14. Керликовски, К. Основы рисования. Цветы и бутоны / К. Керликовски. – М. : Арт- родник,
2012. – 46 с.
15. Кирцер, Ю. М. Рисунок и живопись / Ю. М. Кирцер. - М. : Высшая школа, 2007. - 288 c.
16. Пауэлл, У. Разберемся в цветовой гамме / У. Пауэлл. – М. : АСТ: Астрель, 2011. – 31 с.
17. Стародуб, К. И. Рисунок и живопись. От реалистичного изображения к условно
стилизованному / К. И. Стародуб, Н. А. Евдокимова. - М. : Феникс, 2011. - 192 c.
18. Царева, Л. Н. Рисунок натюрморта. Учебное пособие / Л. Н. Царева, А. И. Царев. - М. :
МГСУ, 2015. - 188 c.
19. Шматова, О. В. Самоучитель по рисованию гуашью: экспресс-курс: учимся рисовать с нуля
шаг за шагом / О. В. Шматова. – М. : Эксмо, 2014. – 80 с.
Список литературы для обучающихся:
1. Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.
2. Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.
3. Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002.
4. Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.
5. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.
6. Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.
7. Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003.
8. Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999.
9. Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003. Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.:
Юный художник, 2006.
10. Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2002.
Интернет- ресурсы:
http://1september.ru/ Издательский дом «Первое сентября» http://www.openclass.ru/node
интернет портал Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.
http://pedsovet.org/ Педсовет. Всероссийский интернет центр.
http://www.it-n.ru/ Сеть творческих учителей: официальный сайт
http://festival.1september.ru/ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
http://talant.spb.ru Созидание талантов
http://dopedu.ru/ Информационный портал «Дополнительное образование»
http://mastercity.orgzp.com/ Творческая мастерская «Город мастеров»
22