1
Содержание
№
Наименование
Стр.
1.
Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
3
1.1.
Пояснительная записка
3
1.2.
Цель, задачи программы
6
1.3.
Содержание общеразвивающей программы
6
Учебный (тематический) план
6
Содержание учебного (тематического) плана
9
1.4.
Планируемые результаты
12
2.
Комплекс организационно-педагогических условий
12
2.1.
Календарный учебный график
12
2.2.
Условия реализации программы
12
2.3.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
14
3.
Список литературы
15
2
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы – художественная.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Танец»
составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-p.
5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-p).
6. Постановление Главного государственногосанитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 №
298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых».
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
12. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об
утверждении Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ».
13. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
14. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 №АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной
деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»).
3
15. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № BK-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
16. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
17. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
18. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец
Молодежи» Приказ от 26.10.2023 №1104-Д.
19. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в МБУ ДО Центр «Новая Авеста».
20. Устав МБУ ДО Центр «Новая Авеста».
Актуальность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Танец» соответствует государственной политике в области дополнительного
образования, социальному заказу общества и ориентирована на удовлетворение
образовательных потребностей детей и родителей
Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и их родителей и
вызвана повышенной потребностью современных детей в двигательной активности. Большую
часть времени они проводят за уроками и работой на компьютере, что не позволяет растущему
организму получать физическую нагрузку в нужном объеме. Хореографические занятия
совершенствуют детей физически, укрепляют их здоровье. Они способствуют правильному
развитию костно-мышечного аппарата, избавлению от физических недостатков, максимально
исправляют нарушения осанки, формируют красивую фигуру. Эти занятия хорошо снимают
напряжение, активизируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и, в целом,
повышают жизненный тонус ребенка. Занятия хореографией вырабатывает в детях
стремление к познанию прекрасного мира танца, что позволяет раскрывать творческие
способности детей: техничное исполнение хореографического материала, артистичное
исполнение концертных номеров, создание собственных номеров – импровизаций.
Способствуют разрешению у детей проблем физического и эмоционального характера через
развитие координации и передачи эмоций с помощью движений. Движение и музыка,
одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию,
музыкальность и артистичность, воздействуют на двигательный аппарат, развивают
слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память. Занятия хореографией объединяет
детей, формирует навыки общения в коллективе, воспитывает доброжелательность, чувство
взаимопомощи, прививает манеры поведения в обществе, закладывает основы этикета.
Занятия хореографией совершенствуют координацию движений, способствуют укреплению
опорно-двигательного аппарата, формируют правильную осанку, прививают основы этикета
и манеры поведения в обществе.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что формы и методы
организаций образовательного процесса направлены не только на физическое развитие, но и
4
на нравственное воспитание, развитие познавательных интересов, выработки воли и
характера, формирование умения ориентироваться в окружающей действительности, развитие
творчества и воспитание сотрудничества в коллективе. Содержание программы направлено на
воспитание высоконравственных, творческих и компетентных юных граждан, способных к
активной самореализации в общественной деятельности, а также умело использующих
приобретенные навыки для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья.
Новизна программы: программа включает в себя различные тематические блоки:
гимнастика, ритмика, танец. Новизна программы состоит в том, что в ней учтены и
адаптированы возможности обучающихся. Такой подход направлен на раскрытие творческого
потенциала и темперамента каждого ребенка, а также на развитие его сценической культуры.
Танец является одним из основных предметов, развивающих физические данные
обучающихся, укрепляет мышцы ног и спины, развивает подвижность суставно-связочного
аппарата, формирует технические навыки и основы правильной осанки, тренирует сердечнососудистую и дыхательную системы, корректирует физические недостатки строения тела – в
этом его значение и значимость. Введены упражнения для профилактики сколиоза и других
недостатков физического развития. Программа имеет вариативный характер, построена по
принципу постепенного усложнения материала.
Отличительные особенности, данной программы заключаются в том, что:
- направлена на развитие: мышечного аппарата, осанки, стопы, координации, музыкальнодвигательной памяти, физической выносливости и силы на предоставление возможности
ребенку выразить себя в танце, развитие умения добиваться творческого выражения эмоций
через пластику.
- отличие в целевом аспекте: формирование и развитие творческих способностей детей;
организацию их свободного времени; обеспечение прав ребенка на развитие и
самореализацию; обеспечение адаптации к жизни в обществе.
Уровень освоения программы: стартовый.
Адресат программы: обучающиеся 8 - 9 лет. Набор детей в группы проводится без
предварительного отбора. Программа построена с учётом возрастных и психофизических
особенностей.
Количество обучающихся в группе 11 - 17 человек.
Возрастные особенности. Для школьников среднего возраста хороший эффект даёт
периодическая смена деятельности. Разнообразие видов работы весьма результативное
средство повышения внимания и предотвращение общей физической утомляемости.
Режим занятий.
Продолжительность одного академического часа для детей 8-9 лет - 45 мин.,
Перерыв между учебными занятиями - 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Объем освоения программы - общее количество учебных часов, запланированных на
весь период обучения, необходимых для освоения программы - 144 часа.
Срок освоения общеразвивающей программы – 1 год, продолжительность
образовательного процесса: 36 учебные недели.
Форма обучения: групповая.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, тренинг, открытое занятие.
Форма подведения результатов: педагогическое наблюдение, контрольные вопросы и
упражнения открытое занятие, отчётный концерт.
5
Особенности организации образовательной деятельности: группы формируются из
обучающихся одного возраста, являющиеся основным составом хореографического ансамбля
«Вдохновение»; состав группы постоянный.
Программу реализует педагог дополнительного образования и концертмейстер.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Танец»
реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время.
1.2.Цель и задачи программы
Цель: развитие творческих и физических способностей обучающихся средствами
хореографического искусства.
Задачи:
Обучающие:
- знакомить обучающихся с историей хореографии и танца;
- знакомить с основными понятиями ритмики и видами танца;
- обучать комплексу физических упражнений на развитие основных групп мышц;
- обучать упражнениям для постановки корпуса, рук, ног и головы;
- обучать правилам исполнения танцевальных элементов.
- формировать умения и навыки выполнения физических и ритмических движений под
музыку;
- обучать технике безопасности.
Развивающие:
- развивать мотивацию к занятиям ритмикой и танцем;
- развивать музыкальные качества (музыкальный слух, чувство ритма);
- развивать познавательные качества (восприятие, внимание, память, воображение).
Воспитательные:
- формировать начальные навыки здорового образа жизни;
- воспитывать личностные качества: самостоятельность, ответственность, самодисциплину;
- воспитывать культуру общения и поведения в социуме.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
Всего
№
Наименование раздела, темы
1.
РАЗДЕЛ 1. ГИМНАСТИКА
42
теория
8,5
1.1
Вводное занятие
2
1
1.2
Партерная
подготовка
экзерсису.
гимнастика
–
к классическому
2
Форма контроля
из них
2
практика
33,5
1
-
Педагогическое
наблюдение, беседа,
контрольные вопросы
и упражнения
Педагогическое
наблюдение, беседа
Педагогическое
наблюдение, беседа
6
1.3
1.4
1.5
1.6
Упражнения,
мышцы спины.
укрепляющие
Упражнения,
подъем стопы.
развивающие
2
0,5
1,5
Педагогическое
наблюдение, беседа
2
0,5
1,5
Педагогическое
наблюдение, беседа
Упражнения,
развивающие
гибкость позвоночника.
2
0,5
1,5
Педагогическое
наблюдение, беседа
Упражнения,
укрепляющие
мышцы брюшного пресса.
2
0,5
1,5
Педагогическое
наблюдение, беседа
1.7
Упражнения,
подвижность
суставов.
развивающие
тазобедренных
1.8
Упражнения,
развивающие
выворотность ног.
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
Педагогическое
наблюдение, беседа
Педагогическое
наблюдение, беседа
1.9
Упражнения на растягивание
мышц и связок и развитие
балетного шага.
1.10
Упражнения для развития шеи и
плечевого пояса.
6
0,5
5,5
Педагогическое
наблюдение, беседа
Упражнения
для
развития
плечевого сустава и рук.
6
0,5
5,5
Педагогическое
наблюдение, беседа
5,5
Педагогическое
наблюдение, беседа
1.11
1.12
Упражнения
на
поясничного пояса.
6
Упражнения на развитие силы
мышц и подвижности суставов
ног.
2.
РАЗДЕЛ 2. РИТМИКА
Строение
произведения.
2.2
Маршевая
музыка.
0,5
1,5
развитие
1.13
2.1
2
6
0,5
0,5
5,5
44
6,5
37,5
2
2
-
музыкального
и
танцевальная
Педагогическое
наблюдение, беседа
Педагогическое
наблюдение, беседа
Педагогическое
наблюдение, беседа,
контрольные вопросы
и упражнения
Педагогическое
наблюдение, беседа
Педагогическое
наблюдение, беседа
2
2
-
7
2.3
Упражнения, игры и метр.
8
2.4
2.5
2.6
2.7
7,5
Педагогическое
наблюдение, беседа
Упражнения, игры и фразировка.
8
0,5
7,5
Педагогическое
наблюдение, беседа
8
0,5
7,5
Педагогическое
наблюдение, беседа
8
0,5
7,5
Педагогическое
наблюдение, беседа
Упражнения, игры и темп.
Упражнения, игры и динамика.
Упражнения, игры и характер
музыкального произведения.
3.
РАЗДЕЛ 3.
ТАНЕЦ,
ПОДГОТОВКА
РЕПЕРТУАРА
3.1
Изучение рисунков танца
3.2
Изучение фигур танца.
3.3
Движение по линии танца, против
линии танца.
3.4
Танцевальные шаги.
3.5
Беседа о хореографическом
произведении, выбранном
постановке.
3.6
Знакомство с музыкальным
материалом постановки.
3.7
0,5
к
8
0,5
7,5
58
8,5
49,5
Педагогическое
наблюдение, беседа,
контрольные вопросы
и упражнения
6
0,5
5,5
Педагогическое
наблюдение, беседа
6
0,5
5,5
Педагогическое
наблюдение, беседа
2
1
1
Педагогическое
наблюдение, беседа
2
0,5
1,5
Педагогическое
наблюдение, беседа
Соединение
движений
танцевальные комбинации.
в
3.9
Разводка
танцевальных
комбинаций
в
рисунках,
переходах, образах.
Педагогическое
наблюдение, беседа
2
2
-
2
1
1
Педагогическое
наблюдение, беседа
8
0,5
7,5
Педагогическое
наблюдение, беседа
8
0,5
7,5
Танцевальные движения.
3.8
Педагогическое
наблюдение, беседа,
открытое занятие
6
0,5
5,5
Педагогическое
наблюдение, беседа
Педагогическое
наблюдение, беседа
8
3.10
Отработка четкости и чистоты
рисунков,
построений
и
перестроений.
3.11
Отработка
элементов
синхронность исполнения.
3.12
Репетиционная работа.
Итого:
6
0,5
5,5
5
0,5
4,5
5
0,5
4,5
144
23,5
120,5
и
Педагогическое
наблюдение, беседа
Педагогическое
наблюдение, беседа
Педагогическое
наблюдение,
отчетный концерт
Содержание учебного (тематического) плана
РАЗДЕЛ 1. ГИМНАСТИКА
Тема 1.1 Вводное занятие.
Теория: Знакомство с коллективом. Инструктаж по ТБ. Основные правила этики,
безопасности и гигиены. Знакомство с требованиями к внешнему виду, форме одежды
(обувь, костюм, прически).
Практика: Обучение поклону (приветствие - прощание). Упражнения, которые помогут
определить уровень физической подготовленности детей.
Тема 1.2 Партерная гимнастика – подготовка к классическому экзерсису.
Теория: Комплекс партерной гимнастики выполняется на гимнастических ковриках.
Упражнения на полу, или партерный экзерсис, позволяют с наименьшими затратами энергии
достичь сразу трёх целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок,
нарастить силу мышц. Мышцы и суставы подготавливаются к традиционным классическому
и народно-сценическому экзерсисам у станка, требующим высокого физического напряжения.
Тема 1.3 Упражнения, укрепляющие мышцы спины.
Теория: Знакомство с новыми упражнениями и их правильное исполнение.
Практика: Сложные комбинации движений. Четкое воспроизведение всех элементов в
характере музыкального сопровождения. «Группировка» и «Карандаш».
Тема 1.4 Упражнения, развивающие подъем стопы.
Теория: Разговор с детьми зачем нам нужен красивый подъём стопы.
Практика: Разворот стопы из VI позиции в I позицию и такие упражнения как «Горка», «Горка
с высокой точкой», «Releve».
Тема 1.5 Упражнения, развивающие гибкость позвоночника.
Теория: Развитие и укрепление мышцы тела.
Практика: Упражнения «Русалка», «Кошка-верблюд», «Корзиночка», «Полумостик»,
«Мостик».
Тема 1.6 Упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса.
Теория: Развитие и укрепление мышцы тела.
Практика: «Дерево и веточки», «Плуг», «Уголок».
Тема 1.7 Упражнения, развивающие подвижность тазобедренных суставов.
Теория: Развитие и укрепление мышцы тела.
Практика: «Неваляшка», «Passe' с разворотом колена», «Баланс», «Ягодичный мостик».
Тема 1.8 Упражнения, развивающие выворотность ног.
Теория: Развитие и укрепление мышцы тела.
Практика: «Лягушка» во всех положениях», «Солнышко», «Дельфинчик».
9
Тема 1.9 Упражнения на растягивание мышц и связок и развитие балетного шага.
Теория: Развитие и укрепление мышцы тела.
Практика: «Шпагат» вперед с обеих ног, «Шпагат» поперечный.
Тема 1.10 Упражнение для развития шеи и плечевого пояса.
Теория: Развитие и укрепление мышцы тела.
Практика: повороты головы, наклоны и подъёмы головы, круговые движения головой по кругу
и целому кругу, поднимание и опускание плеч, поочередное поднимание и опускание плеч.
Тема 1.11 Упражнение для развития плечевого сустава и рук.
Теория: Развитие и укрепление мышцы тела.
Практика: различные подъёмы рук, отведения, сгибание рук в локтях в направлениях,
вращение кистями.
Тема 1.12 Упражнения на развитие поясничного пояса.
Теория: Развитие и укрепление мышцы тела.
Практика: перегибы корпуса назад, повороты корпуса вокруг вертикальной оси, круговые
движения корпуса.
Тема 1.13 Упражнения на развитие силы мышц и подвижности суставов ног.
Теория: Развитие и укрепление мышцы тела.
Практика: различные отведения ног, подъёмы согнутой в колене ноги в сторону, отведения,
так же различные прыжки, бег и releve.
РАЗДЕЛ 2. РИТМИКА
Тема 2.1 Строение музыкального произведения.
Теория: Знакомство со строением музыкального произведения. Понятия: вступление, части,
музыкальная фраза. Умение менять движение в зависимости от смены музыкальных частей,
фраз.
Тема 2.2 Маршевая и танцевальная музыка.
Теория: Особенности танцевальных жанров: вальса, польки, галопа.
Тема 2.3 Упражнения, игры и метр.
Теория: Понятия о тактах и долей.
Практика: Упражнения и игры с акцентированием сильных долей такта при меняющихся
музыкальных размерах (2\4, 3\4, 4\4), а также упражнения и игры на соотношение резких и
спокойных движений с сильными и слабыми долями музыки.
Тема 2.4 Упражнения, игры и фразировка.
Теория: Понятие музыкальных фраз.
Практика: Соотношение движений с музыкальной фразой (музыкальное соотношение
характеров музыки и движения; размеры 2\4, 3\4, 4\4), с музыкальным предложением (муз.
размеры 2\4, 3\4, 4\4), с музыкальным периодом (муз. размеры 2\4, 3\4, 4\4).
Тема 2.5 Упражнения, игры и темп.
Теория: Понятие темпа в музыкальном произведении.
Практика: Сохранение темпа движения во время музыкальной паузы, соотношение темпа
движения с постепенно изменяющимся темпом музыки и резко меняющегося темпа музыки с
хореографическим движением, ускорение и замедление темпа движения в 2 раза при
неизменном музыкальном темпе.
Тема 2.6 Упражнения, игры и динамика.
Теория: Понимание меняющегося музыкального звучания.
Практика: Соотношения резко меняющейся силы музыкального звучания с хореографическим
движением, усиления и ослабления силы звучания музыки с хореографическим движением.
Тема 2.7 Упражнения, игры и характер музыкального произведения.
10
Теория: Способность понимать характер музыкального произведения.
Практика: Танцевальная импровизация в характере музыкального произведения. Отражение
характера музыки в движении (в танцевальных элементах, музыкально-ритмических
комбинациях).
РАЗДЕЛ 3. ТАНЕЦ, ПОДГОТОВКА РЕПЕРТУАРА.
Тема 3.1 Изучение рисунков танца.
Теория: Понятие о рисунке танца, технология построения и перестроения в некоторых
рисунках.
Практика: Изучение линейных - плоскостных (шеренга, колонна), объемных (круг, «цепочка»)
и многоплановых рисунков.
Тема 3.2 Изучение фигур танца.
Теория: Понятие о фигурах танца, технология построения и перестроения в некоторых
фигурах.
Практика: Изучение линейных - плоскостных (шеренга, колонна), объемных (круг, «цепочка»)
и многоплановых фигур.
Тема 3.3 Движение по линии танца, против линии танца.
Теория/Практика: Понятие движение по линии танца и против линии танца, выполнение
упражнений «Шаг на полупальцах» двигаясь лицом или спиной вперед.
Тема 3.4 Танцевальные шаги.
Теория: Изучения правильного исполнения всех видов танцевальных шагов.
Практика: Разные виды шага (бодрый, высокий, хороводный, шаг на носочках, мягкий,
пружинистый), виды бега (легкий, энергичный, на носочках, стремительный), шаги с носка и
высоким подъёмом колена, движение приставными шагами с носка, прыжки на 180* и
обратно, упражнение «прятки в кустах».
Тема 3.5 Беседа о хореографическом произведении, выбранном к постановке.
Теория: Знакомство с произведением, разговор с детьми и их мнение.
Тема 3.6 Знакомство с музыкальным материалом постановки.
Теория: Внимательное слушание и представление (воображение) детей по музыкальному
материалу.
Практика: Импровизация под музыкальный материал выбранным к постановке.
Тема 3.7 Танцевальные движения.
Теория: Изучения танцевальных движений.
Практика: Разучивание танцевальных движений, подходящих к выбранной постановке.
Тема 3.8 Соединение движений в танцевальные комбинации.
Теория: Изучение, как из танцевальных движений получаются комбинации.
Практика: Разучивание танцевальных комбинаций к постановке.
Тема 3.9 Разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах.
Теория: Изучение рисунков, переходов и образов.
Практика: Расположение и перемещение исполнителей по сценической площадке в рисунках,
переходах, образах в определенной последовательности.
Тема 3.10 Отработка четкости и чистоты рисунков, построений и перестроений.
Теория/Практика: Отработка чёткости и чистоты рисунков, построений и перестроений
методом многократного повторения с использованием специальных тренинговых упражнений
на ориентирование в пространстве.
Тема 3.11 Отработка элементов и синхронность исполнения.
Теория: Беседа о рисунке танца.
Практика: Отработка согласованности, единства и синхронности исполнения танца.
Тема 3.12 Репетиционная работа.
Теория: Создание сценического образа;
Практика: Работа над техникой исполнения, музыкальностью, развитие пластичности,
выразительности и эмоциональности исполнения.
11
1.4. Планируемые результаты
Метапредметные:
- сформирована мотивация к занятиям ритмикой и танцем;
- развиты восприятие ритма и чувство ритма, координация движения и ритма;
- умеют ориентироваться в пространстве;
- умеют выразить образ через танцевальные движения;
- демонстрируют технику безопасности на занятиях.
Личностные:
- сформированы начальные личностные качества: самостоятельность, ответственность,
самодисциплина;
- владеют начальными навыками здорового образа жизни;
- развиты музыкальные качества (музыкальный слух, чувство ритма);
- развиты познавательные качества (восприятие, внимание, память, воображение);
- способны культурно общаться со сверстниками и взрослыми.
Предметные:
- знают основные понятия ритмики и виды танца;
- знают комплекс физических упражнений на развитие основных групп мышц;
- знают упражнения для постановки корпуса, рук, ног и головы;
- знают правила исполнения танцевальных элементов;
- сформированы умения и навыки выполнения физических и ритмических движений под
музыку.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
№ п/п
Основные характеристики образовательного
процесса
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Окончание занятий
Сроки зимних каникул
36
72
4
144
15
21
15 сентября 2024 года
31 мая 2025 года
29 декабря 2024 года – 08
января 2025 года
2.2. Условия реализации программа
Материально-техническое обеспечение: танцевальный зал (кабинет №5), зеркала по
периметру зала, танцевальный станок, гимнастические коврики (20 штук), пианино,
музыкальный центр.
Кадровое обеспечение. Реализацию данной программы обеспечивает педагог
дополнительного образования, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями
в организации и ведении образовательной деятельности.
Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование.
12
Уровень соответствие квалификации: образование педагога соответствует профилю
программы.
Профессиональная категория: без требований к категории.
Особые условия допуска к работе: отсутствие ограничений на занятие педагогической
деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации.
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и
периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских
осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
Методическое обеспечение.
Раздел 1. Гимнастика.
Аудио и видеоматериалы.
https://vk.com/music/playlist/321189121_2_19339cd2cea205cda2
https://vk.com/music/playlist/138817284_77793853_6de0e18020d4f56a95
https://rutube.ru/video/a5fea6d3b4aba593c702b1e7994365ca/?r=wd
https://my.mail.ru/mail/hvoryh/video/206/210.html
Учебно-методическая литература.
Авторы-составители — С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина «Музыка и движение».
М., «Просвещение», 1984 г.
Н. М. Дмитриева «Партерная гимнастика». Методические рекомендации и примерная
программа для отделений хореографии общеобразовательных школ 1–3 классы, кафедра
«Искусство», Л., 2002 г.
Методическое пособие «Сказочная партерная гимнастика для детей». Авторы: Юртова
Марина Вячеславовна, Галкина Мария Леонидовна, Гребнева Юлия Фёдоровна.
Методические рекомендации.
Методические рекомендации по партерной гимнастике на сайте «Инфоурок».
«Партерная (балетная) гимнастика, как основа хореографической подготовки» на сайте
«Мультиурок».
Методическое пособие https://iokk38.ru/wp-content/uploads/2019/06/2_ХТ-Богомягкова-С.Г.Упражнения-партерной-гимнастики-для-красивого-движения.pdf
Раздел 2. Ритмика.
Аудио и видеоматериалы.
https://vk.com/music/playlist/-73900366_51739288_d5894f85df2dc74a79
https://vk.com/music/playlist/177123425_43_66ccf5d70dbec11ad6
https://rutube.ru/video/ce7be27c6994c66cf78b4a09fb39e7a5/?r=plwd
https://rutube.ru/video/bab02e61aaf90b470344df64c15e0a30/?r=plwd
Учебно-методическая литература.
Колодницкий Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей.
Учебно-методическое пособие для педагогов (М., 2000);
Лифиц И., Франио Г. Методическое пособие по ритмике (М., 1987);
Пустовойтова М. Б. Ритмика для детей. Учебно-методическое пособие (М., «ВЛАДОС»,
2008).
Методические рекомендации.
Методическое пособие https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=13678
https://dshi2miass.chel.muzkult.ru/media/2022/07/05/1299217630/2._Ritmika._Xoreografiya_8_let.pdf
Раздел 3. Танец, подготовка репертуара.
Аудио и видеоматериалы.
https://vk.com/music/playlist/41161828_11_a74eaf9f5c33b6e309
https://vk.com/video-30697136_171428578
Учебно-методическая литература.
https://yakkii.ru/wp-content/uploads/2022/11/kompozicziya-i-postanovka-tancza.pdf
13
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы
Аттестация обучающихся проходит 2 раза в год в форме: педагогического
наблюдения, контрольных вопросов и упражнений, открытого занятия для родителей,
отчетного концерта. Аттестация подтверждается отзывами родителей и дипломами,
грамотами конкурсных мероприятий.
Оценочный материал:
1. Координация движений.
Высокий уровень оценки - ребёнок хорошо умеет согласовывать движения различных
частей тела, точность движений.
Средний уровень оценки – не всегда присутствует точность движений.
Низкий уровень оценки - ребенок не может согласовать движения различных частей
тела, движения не точные.
2. Эмоциональное восприятие.
Высокий уровень оценки - ребенок отзывчив, ярко реагирует на музыки.
Средний уровень оценки - реагирует, но не очень ярко самовыражается.
Низкий уровень оценки - не реагирует на музыку, эмоционально не отзывчив.
3. Чувство музыкального ритма.
Высокий уровень оценки выполняют ритмические движения соответствуют ритму
музыки.
Средний уровень оценки - выполняют ритмические движения периодически
соответствуя ритму музыки.
Низкий уровень оценки - движения не соответствуют ритму музыки.
4. Гибкость.
Высокий уровень оценки - в полном объеме выполняет все упражнения партерной
гимнастики.
Средний уровень оценки - выполняет большинство упражнений партерной гимнастики.
Низкий уровень оценки - слабое выполнение упражнений.
14
3. Список литературы
Нормативные документы:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - ФЗ).
2.
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3.
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-p.
5.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-p).
6.
Постановление
Главного
государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН).
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
8.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
9.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018
№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
10.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 N 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее — Порядок).
11.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
12.
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об
утверждении Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ».
13.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
14.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 №АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной
деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
15.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № BK-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
15
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
16.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
17.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
Список литературы для педагога:
1. Акулова Н.В. Классический тренаж в коллективе народного танца (метод. Письмо). –
НМЦ, 1981.
2. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб. пособие для студ.
высш. учеб. заведений. - М.: гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2004.-128 с.
3. Барышникова, Т.К. Азбука хореографии / Т.К. Барышникова. – М.:
Айрис-Пресс Рольф, 1999. – 262с.
4. Базарова Н.П. Классический танец. – Л.: Искусство, 1975.
5. Базарова Н.П. и Мей В.П. Азбука классического танца Л - М., 1964.
6. Батырев А., Бурцева Г. Композиция танца. – Барнаул, НМЦ, 1991. – 34 с.
7. Березина, В. А. Дополнительное образование детей России / В. А. Березин;
Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: Диалог культур, 2007.
– 511, с.
8. Буйлова Л.Н., Буданова Г.П. Дополнительное образование: норматив. док. и материалы. —
М.: Просвещение, 2008.
9. Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей: Учеб.пособие.-СПб.:Издательство
«Музыкальная палитра»,2004.-36с.
10. Ваганова А.Я. Основы классического танца. – Л.: Искусство. 1980.
11. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования:
учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: ВЛАДОС, 2004.
12. Евладова, Е. Б. Дополнительное образование детей: Учеб. Пособие для студентов
учреждений проф. Образования, обучающихся по специальности 0317 «Педагогика
доп.образования» / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова. – М. Владос, 2002.
13. Зимина А.Н.образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом развитии детей 4-8
лет.-М.,1991.
14. Казаринова Т. Магическая сила пространства сцены // Сов. Балет, 1991 № 5.
15. Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования//
Библиотека журнала «Воспитание школьников» — Изд. доп. Вып. 77. — М.: Школьная
Пресса, 2008.
16. Комарова Т.С. Условия и методика развития детского творчества.-М.,1994.
17. Критерии эффективности реализации образовательных программ дополнительного
образования детей в контексте компетентностного подхода. 27.Материалы к учебнометодическому пособию / Под ред. проф. Н.Ф. Радионовой. — СПб.: Издательство ГОУ
«СПбГДТЮ», 2005.
18. Мочалов Ю. Композиция сценического пространства: Поэтика мизансцены. – М.:
Просвещение, 1981.
16
19. Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей:
компетентностный подход. Методические рекомендации / Под ред. проф. Н.Ф. Радионовой.
— СПб.: Издательство ГОУ «СПб ГДТЮ», 2005.
Список литературы для обучающихся (родителей):
1.Балет. Энциклопедия. Москва. Современная энциклопедия. 1986.
2.Блок Д.Д. Классический танец. История и современность. Искусство, 1987.
3.Дашкова И. Загадки Терпсихоры. Москва. Детская литература, 1989.
4.Пасютинская В.М. Волшебный мир танца. – Москва. Просвещение, 1985.
5.Погодина Е.В. 16 уроков для будущих джентльменов и принцесс. Харьков,
«Фимео», 1997.
6.Энциклопедия обрядов и праздников. СПб, «Респек», 1996.
Электронные образовательные ресурсы:
1.https://sovdshi.hmansy.muzkult.ru/media/2020/03/30/1252307574/E_lektronny_e_obrazovatel_n
y_e_resursy.pdf
2.https://школаискусств-рк.екатеринбург.рф/roditelyam/nashi-partnery/elektronnyeobrazovatelnye-resursy/ritmika-ritmika-i-tanets
3.https://vuslon-dshi.ru/elektronnaya-biblioteka/horeograficheskoe-otdelenie/2022/08/1029/
4.Dance.ru (сайт о танцах);
5.Need4Dance — энциклопедия по хореографии;
6.horeograf.com — всё для хореографов.
17