ДООП_Изобразительное искусство-3

Содержание
№

Наименование

стр.

1.

Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель, задачи программы

6

1.3.

Содержание общеразвивающей программы

7

Учебный (тематический) план

7

Содержание учебного (тематического) плана

9

1.4.

Планируемые результаты

12

2.

Комплекс организационно-педагогических условий

13

2.1.

Календарный учебный график

13

2.2.

Условия реализации программы

13

2.3.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

16

3.

Список литературы

17

4.

Приложения

20

2

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы – художественная.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Изобразительное искусство-3» составлена в соответствии с нормативными
документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-p.
5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-p).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых».
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
12. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства
просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об утверждении Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ».
13. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе
с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
14. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 №АК-2563/05 «О методических рекомендациях»
(вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ»).
3

15. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № BK-641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
16. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
17. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
18. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец
Молодежи» Приказ от 26.10.2023 №1104-Д.
19. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в МБУ ДО Центр «Новая Авеста».
20. Устав МБУ ДО Центр «Новая Авеста».
Актуальность
программы.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Изобразительное
искусство-3»
соответствует
государственной политике в области дополнительного образования, социальному заказу
общества. Программа разработана с учетом потребностей детей.
Актуальность программы заключается в вариативности содержания и форм
организации образовательного процесса; в создании условий для поддержки детской
одаренности, развития способностей детей в сфере изобразительного искусства, что
благоприятно сказывается на формировании и развитии творческих способностей
обучающихся. Программа обеспечивает удовлетворение индивидуальных потребностей
обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии;
самореализацию и самоутверждение каждого обучающегося. Важно и превращение
жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию
и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации
к познанию, творчеству, труду, приобщению к ценностям и традициям многонациональной
культуры российского народа, что отражено в концепции развития дополнительного
образования детей.
Содержание программы способствуют формированию культуры сотрудничества,
достижения личностных результатов детьми разного возраста моральных, трудовых,
эстетических и иных норм и правил общественной жизни; утверждение в детской среде
позитивных моделей поведения как нормы.
Новизна программы основана на отечественных традициях гуманной педагогики.
Этот фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие
потребностям сегодняшнего образования и культуры в целом. Три способа художественного
освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный —
выступают для обучающихся в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных
видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное
практическое участие обучающихся в этих трех видах деятельности позволяет
систематически приобщать их к миру искусства.
4

Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что
образовательный процесс направлен на оптимальное развитие личности на основе:
педагогической поддержки индивидуальности учащегося и его искреннем интересе в
выполнении заданий в условиях специально организованной образовательной деятельности,
накопления обучающимися социального опыта, обогащения навыками общения и совместной
деятельности в процессе освоения программы.
Отличительная особенность программы. Программа строится на трех видах
художественной деятельности, которые являются основанием для деления визуальнопространственных искусств на следующие виды: изобразительные искусства живопись,
графика, скульптура; конструктивные искусства — архитектура, дизайн; различные
декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности
присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для
интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по
принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.
Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на
произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с
искусством в процессе ежедневной жизни. Связи искусства с жизнью человека, роль
искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии
каждого обучающегося - главный смысловой стержень программы.
Практическая значимость заключается в систематическом освоении художественного
наследия, которое помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как
выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На занятиях
обучающиеся знакомятся с произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики,
декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство.
Адресат программы: обучающиеся 13-15 лет. Программа построена с учётом
возрастных, психофизических и индивидуально-психологических особенностей. Группы
комплектуются по 11-17 человек, набор детей проводится без предварительного отбора.
Возрастные особенности. В группе детей данного возраста мы наблюдаем совершенно
иное отношение к изобразительной деятельности. Связано оно с определенным этапом
развития психических свойств личности. В данном возрасте мы начинаем замечать у многих
детей отставание изобразительных возможностей от степени развития наблюдательности, от
качественно новой способности к абстрактному мышлению. Эти свойства педагог должен
учитывать на занятии и более внимательно относиться к трудностям работы над рисунком,
возникающим у детей подросткового возраста. Мы часто видим, как школьник целиком
стирает начатый рисунок и делает попытку нарисовать его заново. Степень критического
отношения к своим изобразительным возможностям очень различна у учащихся. Проявляют
большой интерес к различным видам художественной техники.
Режим занятий.
Продолжительность одного академического часа - 45 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Объем общеразвивающей программы - общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы - 144 часа.

5

Срок освоения общеразвивающей программы – 1 год, продолжительность
образовательного процесса: 36 учебных недель.
Особенности организации образовательного процесса. Набор на программу
осуществляется на свободной основе по заявлению родителей (законных представителей).
Группы формируются с учетом дифференцированного подхода с учетом психологопедагогических и физиологических особенностей обучающихся
Уровень освоения программы: базовый.
Перечень форм обучения: групповая, индивидуально-групповая, фронтальная.
Виды занятий: теоретические занятия, практические занятия.
Перечень форм подведения итогов: педагогическое наблюдение, викторины,
творческие встречи, выставки, конкурсы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изобразительное
искусство-3» реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время.
1.2. Цель, задачи программы
Цель программы: формирование и развитие творческих способностей обучающихся
посредством художественной деятельности, а также социализация и адаптация обучающихся
к жизни в обществе.
Задачи программы:
Обучающие:
- знакомить с жанрами и терминологией изобразительного искусства;
- знакомить с различными художественными материалами и техниками изобразительной
деятельности области рисунка, живописи, композиции, декоративно-прикладной творчества;
- обучать основам перспективного построения фигур, в зависимости от точки зрения;
- обучать грамотно строить композицию с выделением композиционного центра;
- обучать правилам техники безопасности труда при работе ручным инструментом.
Развивающие:
- развивать художественно-творческие способности обучающихся;
- развивать у детей чувственно-эмоциональные проявления памяти, фантазии, воображения;
- формировать колористическое видение;
- развивать художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное.
Воспитательные:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений
изобразительного искусства;
- развивать нравственные и эстетические качества: любви к родной природе, своему народу,
Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому;
- формировать коммуникативность и навыки межличностного сотрудничества;
- формировать устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством;
- воспитывать усидчивость, трудолюбие, терпение, аккуратность.

6

1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план

№

Наименование раздела/темы

Колво
часов

В том числе

Теория Практика
5,1
34,9

40

1.1.

«Искусство русского народа. Русь
изначальная»
«Гармония жилья и природы».

2

0,3

1,7

1.2.

«Жилище славян».

2

0,3

1,7

1.3.

«Домашняя Вселенная».

4

0,5

3,5

1.4.

«Одежда славян».

2

0,3

1,7

1.5.

«Сказка в русской живописи».

4

0,5

3,5

1.6.

«Образ человека».

4

0,5

3,5

1.7.

Автопортрет в головном уборе.

4

0,5

3,5

1.8.

«Сани».

4

0,5

3,5

1.9.

«ДПИ славян».

2

0,3

1,7

1.10. «Славянские традиции».

4

0,5

3,5

1.11. «Мельница».

8

0,9

7,1

28

2,5

25,5

2.1.

Общая художественная подготовка:
работа с натуры.
Натюрморт с рябиной.

4

0,5

3,5

2.2.

Призма.

4

0,5

3,5

2.3.

Натюрморт со ступкой.

4

0,5

3,5

2.4.

Натюрморт с корзинкой.

4

0,5

3,5

2.5.

Фигура с коромыслом.

4

0,5

3,5

2.6.

Просмотр работ

4

-

4

2.7.

Творческая студия.

4

-

4

«Искусство русского народа»

40

4,5

35,5

1.

2.

3.

Формы
аттестации/
контроля

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
выставка
викторины,
творческие
встречи,
конкурсы

7

3.1.

«Образ храма».

2

0,3

1,7

3.2.

«Храмовая архитектура».

4

0,3

3,7

3.3.

«Иконопись».

4

0,5

3,5

3.4.

«Оружие, доспех».

4

0,3

3,7

3.5.

«Русские полководцы».

4

0,3

3,7

3.6.

«Бородино».

6

0,7

5,3

3.7.

«Народные промыслы».

2

0,3

1,7

3.8.

«Изразцы».

4

0,4

3,6

3.9.

«Предметы быта русского народа».

2

0,3

1,7

3.10. «Орнаменты».

2

0,4

1,6

3.11. «Славянские праздники».

6

0,7

5,3

8

1,0

7,0

4

0,7

3,3

4.1.

Общая художественная
работа с натуры.
Натюрморт с корытом.

4.2.

Натюрморт с предметами быта.

4

0,3

3,7

Общая художественная подготовка:
работа с натуры: композиция,
цветоведение.
Приёмы построения композиции.
Упражнения. Цветная бумага
Приёмы выявления композиционного
центра силовыми линиями. Упражнения.
Карандаш, фломастер.
Приёмы выявления композиционного
центра цветом. Композиция. Гуашь.
Приёмы выявления композиционного
центра тоном. Тушь, перо.
Композиция с использованием
изученных приёмов. Гуашь.
Просмотр работ
Творческая студия.

28

1,7

26,3

4

0,3

3,7

Педагогическое
наблюдение

4

0,3

3,7

Педагогическое
наблюдение

4

0,5

3,5

Педагогическое
наблюдение

2

0,3

1,7

Педагогическое
наблюдение

4

0,3

3,7

Педагогическое
наблюдение

4
6

-

4
6

выставка
викторины,
творческие
встречи,
конкурсы

144

14,8

129,2

4.

5.

5.1.
5.2.

5.3.
5.4.
5.5.
5.6.
5.7.

подготовка:

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Всего:

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

8

Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. «Искусство русского народа. Русь изначальная».
Тема 1.1. «Гармония жилья и природы». Пейзаж с постройкой. Акварель.
Теория: Русская природа. Выбор места для поселения.
Практика: Изображение деревянных построек и природы по подмалевку.
Тема 1.2. «Жилище славян». Устройство дома. Карандаш.
Теория: Изучение частей домовой постройки.
Практика: Изображение дома и архитектурного убранства.
Тема 1.3. «Домашняя Вселенная». Интерьер избы. Печной угол. Гуашь.
Теория: Изучение устройства жилых помещений.
Практика: Изображение интерьера избы с печью во фронтальной перспективе.
Цветовое решение интерьера избы.
Тема 1.4. «Одежда славян». Зарисовки. Фломастер.
Теория: Изучение предметов костюма славян.
Практика: Выполнение зарисовок мужских, женских костюмов, детской одежды.
Тема 1.5. «Сказка в русской живописи». Композиция. Гуашь.
Теория: Русские художники, произведения искусства.
Практика: Выбор сюжета, компоновка в листе. Цветовое решение. Проработка главных
элементов.
Тема 1.6. «Образ человека». Бытовая композиция с изображением человека в
национальном костюме. Акварель.
Теория: Образ, культура, виды деятельности мужчин и женщин Руси
Практика: Выбор сюжета. Компоновка фигур в листе. Цветовое решение. Проработка главных
элементов.
Тема 1.7. «Сани». Модель. Бумага, картон.
Теория: Модели саней.
Практика: Выполнение разверток. Склеивание элементов и соединение частей.
Декорирование модели.
Тема 1.8. «ДПИ славян». Туесок. Картон, цветная бумага.
Теория: Назначение. Материал и способ изготовления.
Практика: Выполнение развертки. Соединение деталей. Декор.
Тема 1.9. Автопортрет в головном уборе. Работа с натуры. Пастель.
Теория: Портреты К.Е. Маковского.
Практика: Выбор ракурса. Компоновка в листе. Построение головы и частей лица. Цветовое
решение. Проработка главных элементов.
Тема 1.10. «Славянские традиции». Объемная композиция. Скульптурный пластилин.
Теория: Традиции славян.
Практика: Выбор сюжета. Выполнение каркаса и основных объемов. Выполнение фигур.
Офактуривание элементов.
Тема 1.11. «Мельница». Макет. Картон, цветная бумага.
Теория: Мельницы на Руси.
Практика: Выполнение разверток Склеивание деталей. Выполнение архитектурного декора.
Выполнение основы. Установка объемов на основу.

9

Раздел 2. Общая художественная подготовка: работа с натуры.
Тема 2.1. Натюрморт с рябиной. Работа с натуры. Акварель.
Теория: Компоновка. Особенности изображения кисти рябины.
Практика: Компоновка предметов в листе. Прорисовка в карандаше. Выполнение основных
цветовых пятен. Цветовое решение. Проработка основных элементов.
Тема 2.2. Призма. Работа с натуры. Карандаш.
Теория: Построение шестиугольника, шестиугольной призмы в перспективе.
Практика: Компоновка. Построение призмы с учетом угловой перспективы. Работа в тоне.
Усиление главных элементов композиции.
Тема 2.3. Натюрморт со ступкой. Работа с натуры. Гризайль.
Теория: Построение вертикального и горизонтального тела вращения
Практика: Компоновка и построение элементов. Прорисовка карандашом. Тоновое решение.
Проработка главных элементов.
Тема 2.4. Натюрморт с корзинкой. Работа с натуры. Гуашь.
Теория: Компоновка. Особенности изображения корзины.
Практика: Компоновка предметов в листе. Прорисовка в карандаше. Выполнение основных
цветовых пятен. Цветовое решение. Проработка основных элементов.
Тема 2.5. Фигура с коромыслом. Работа с натуры. Акварель.
Теория: Коромысло, форма и использование.
Практика: Компоновка в листе, прорисовка элементов. Цветовое решение.
Тема 2.6. Просмотр работ.
Практика: Просмотр работ, отбор работ на выставку, выставка
Тема 2.7. Творческая студия.
Практика: Выполнение работ по собственному замыслу.
Раздел 3. «Искусство русского народа»
Тема 3.1. «Образ храма». Основные конструктивные и декоративные элементы.
Зарисовки.
Теория: Ознакомление с конструктивными и элементами.
Практика: Выполнение зарисовок.
Тема 3.2. «Храмовая архитектура». Скульптурный рельеф. Пластилин.
Теория: Ознакомление со стилевыми особенностями.
Практика: Выполнение изображения в рельефе. Доработка объемов. Выполнение фактур.
Тема 3.3. «Иконопись». Подражание русской иконе. Акварель.
Теория: Особенности русской иконы.
Практика: Рисунок. Цветовое решение в характерном колорите.
Тема 3.4. «Оружие, доспех». Графическая композиция. Тушь, перо.
Теория: Ознакомление с традиционными видами оружия и доспеха русского воина.
Практика: Компоновка в листе. Решение композиции графическими средствами.
Тема 3.5. «Русские полководцы». Портрет. Графика. Карандаш.
Теория: Историческая справка.
Практика: Выполнение портрета с учетом особенностей лица и пропорций. Выполнение
изображения графическими средствами.
Тема 3.6. «Бородино». Облик воина. Эпизоды сражений. Живописная композиция. Гуашь.
Теория: Историческая справка.

10

Практика: Интерпретация работ художников, посвященных Бородинской битве. Цветовое
решение композиции. Проработка главных элементов.
Тема 3.7. «Народные промыслы». Роспись матрешки. Стилизация. Гуашь.
Теория: Ознакомление с особенностями росписи матрешек в различных традиционных стилях.
Практика: Индивидуальная задумка. Роспись.
Тема 3.8. «Изразцы». Лепка, роспись. Глина, акриловые краски.
Теория: Изготовление и использование изразцов. Примеры русских изразцовых печей.
Практика: Лепка изразца традиционной формы. Выполнение рельефов. Роспись изразца.
Тема 3.9. «Предметы быта русского народа». Валёк. Контррельеф. Пластилин.
Теория: Применение в быту. Примеры изображений, выполненных резьбой по дереву.
Практика: Выполнение изображения в технике контррельеф.
Тема 3.10. «Орнаменты». Составление орнамента. Цветная бумага.
Теория: Значение орнаментов. Виды.
Практика: Выполнение орнамента в технике аппликации.
Тема 3.11. «Славянские праздники». Сюжетная композиция. Живописный материал –
на выбор.
Теория: Ознакомление с произведениями искусства по данной теме.
Практика: Составление композиции. Прорисовка элементов композиции и выбор цветовой
палитры. Цветовое решение композиции. Проработка главных элементов.
Раздел 4. Общая художественная подготовка: работа с натуры.
Тема 4.1. Натюрморт с корытом. Работа с натуры. Уголь, мел.
Теория: Компоновка. Особенности построения корыта.
Практика: Компоновка и построение. Проработка светлых участков композиции.
Проработка теневых участков композиции. Доработка фактур и рисунков.
Тема 4.2. Натюрморт с предметами быта. Работа с натуры. Пастель.
Теория: Компоновка. Создание бытовой атмосферы.
Практика: Компоновка и прорисовка элементов композиции. Цветовое решение основных масс.
Цветовое решение композиции.
Раздел 5. Общая художественная подготовка: работа с натуры: композиция,
цветоведение.
Тема 5.1. Приёмы построения композиции. Упражнения. Цветная бумага
Теория: Ознакомление с основными типами композиционных решений. Подбор цветов.
Практика: Цветовое решение композиций.
Тема 5.2. Приёмы выявления композиционного центра силовыми линиями.
Упражнения. Карандаш, фломастер.
Теория: Примеры использования силовых линий в произведениях искусства.
Практика: Составление композиции. Цветовое решение композиции. Офактуривание.
Тема 5.3. Приёмы выявления композиционного центра цветом. Композиция. Гуашь.
Теория: Теория цветовых сочетаний.
Практика: Изображение композиции. Выбор цветовой палитры. Цветовое решение композиции.
Тема 5.4. Приёмы выявления композиционного центра тоном. Тушь, перо.
Теория: Тоновые градации и сочетания.
Практика: Выполнение композиции в технике штрих и пятно.
Тема 5.5. Композиция с использованием изученных приёмов. Композиция. Гуашь.
Теория: Варианты совмещения приемов.
11

Практика: Творческая работа с осознанным выявлением композиционного центра. Цветовое
решение композиции.
Тема 5.6. Просмотр работ.
Практика: Просмотр работ, отбор работ на выставку, выставка
Тема 5.7. Творческая студия.
Практика: Выполнение работ по собственному замыслу.
1.4. Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
- сформирован интерес к произведениям искусства, построенным на принципах нравственности и
гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и
других народов; - развиты ценностно-смысловые и духовно-нравственные ориентации и установки,
отражающие индивидуально-личностные позиции и социально-значимые личностные качества;
- проявляют готовность к саморазвитию и активному участию в социально значимой деятельности;
- используют приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Личностные результаты:
- сформирована устойчивая мотивации у обучающихся к творческой деятельности;
- развиты памяти, фантазии, воображения;
- развиты художественный вкус и способность видеть и понимать прекрасное;
- развиты коммуникативные навыки и навыки межличностного сотрудничества;
- сформированы эмоциональная отзывчивость и культуры восприятия произведений
изобразительного искусства;
- проявляют нравственных качеств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к
ее традициям, героическому прошлому;
- демонстрируют усидчивость, аккуратность, трудолюбие, терпение;
- сформированы навыки для создания собственных художественных образов.
Предметные результаты:
- знают жанры и терминологию изобразительного искусства;
- приобрели знания и умений в области рисунка, живописи, композиции, декоративно-прикладной
творчества;
- знают правил техники безопасности труда при работе ручным инструментом;
- сформированы навыки работы с инструментами и приспособлениями;
- умеют работать с различными материалами и техниками;
- сформировано колористическое видение;
- знают основы перспективного построения фигур, в зависимости от точки зрения;
- умеют грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.

12

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график

№ п/п

Основные характеристики образовательного
процесса

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Окончание занятий
Сроки зимних каникул

36
72
4
144
15
21
16 сентября 2024 года
31 мая 2025 года
29 декабря 2024 года –
08 января 2025 года

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:
- учебный класс;
- оборудование: столы ученические: 7 шт. (для двух обучающихся), 10 шт. (для одного
обучающегося), стулья – 22 шт., мольберты – 14 шт., шкафы (для хранения материалов
и инструментов) – 2 шт., стеллажи – 6 шт.; планшеты (для демонстрации выполненных
работ) –12 шт.;
- наглядные пособия; натурный фонд;
- музыкальный центр для прослушивания музыкальных композиций, компьютер; листы формата А3;
- карандаши (простые, цветные, восковые);
- сухой графический материал (пастель, уголь, сангина, соус и пр.); - фломастеры;
- гуашь;
- краски акварельные;
- темперные краски;
- акриловые краски;
- цветная бумага, картон, тонированная бумага для пастели;
- альбомы;
- кисти нейлон, белка (с №1 и т. д.);
- - кисти щетина круглые и плоские (№ 5,8).
Кадровое обеспечение. Реализацию данной программы обеспечивает педагог
дополнительного образования, обладающий профессиональными знаниями и компетенциями в
организации и ведении образовательной деятельности.
Уровень образования педагога: среднее профессиональное образование, высшее образование бакалавриат, высшее образование - специалитет или магистратура.
13

Уровень соответствие квалификации: образование педагога
программы.
Профессиональная категория: без требований к категории.

-

-

-

-

-

-

-

соответствует

профилю

Методические материалы
Методическое обеспечение:
Раздел 1
Харузин А.Н. «Славянское жилище в Северо – Западном крае»,
М.:Вече, 2022. - 416 с.
Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество. М., 1986
жилище славян в древней Руси
https://boarchitect.nethouse.ru/static/000/000/479/876/doc/62/26/794
82f1dc7b3e96f690015265284ace2ac4d.pd
Подольская, О. С. Свет нашего дома — документальный фильм,
Министерство культуры России.
Семёнова М. В. «Мы – славяне». М: Азбука, 2022. – 560с.
Оружие, доспех русских воинов.
https://forma-odezhda.com/login/
Раздел 2
Осмоловская О.В. Мусатов А.А. Рисунок по представлению в
теории и упражнениях от геометрии к архитектуре. – 2-е изд.,
доп. – М.: 2012. – 346 с.
Краморов C.Н. Конструктивный рисунок. – Омск: 2005. – 110 с.
Раздел 3
Россия: Иллюстрированная энциклопедия. - М.: ОЛМА Медиа
Групп, 2007. - 600 с.
Низовский А. Ю. Самые знаменитые монастыри и храмы России
- М.: Вече, 2001. - 464 с.
Православные храмы России, церкви России
http://www.russian-temples.ru/category/14/
Википедия. Русская иконопись.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81
%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0
%BD%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C
Владимиров В.В. «Как Кутузов прогнал французов», М:
Капитал, 2017. – 48 с.
Владимиров В.В. «Зачем Суворов Альпы перешел», М: Капитал,
2017. – 48 с.
Оружие, доспех Русской Армии 1812 года
https://forma-odezhda.com/encyclopedia/russkaya-armiya-1812goda-vooruzhenie--snaryazhenie-nagrady/?ysclid=m2rgv5cx8q205383892
Википедия. Народные промыслы.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81
%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%
BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D
0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D1%8B
Изразцы
14

-

-

-

-

https://www.russian-mayolica.ru/our-story/russkayakeramika/russkiy-izrazec/?ysclid=m2rheuixt3597251951
Русские орнаменты
https://www.russian-mayolica.ru/our-story/russkayakeramika/russkiy-izrazec/?ysclid=m2rheuixt3597251951
Русские праздники
https://www.baby.ru/wiki/slavyanskie-prazdniki/
Раздел 4
Русский натюрморт. Альбом. – М., 2000.
Соловьёва Б.А. Искусство рисунка – М., 1989.
Раздел 5
Сокольникова Н.М. Основы композиции – Обнинск, 1996.
Шорохов Е.В. Композиция – М., 1979.
Шорохов Е.В. Основы композиции – М., 1979.
Яблонский В.А. Преподавание предметов «Рисунок» и «Основы
композиции» - М., 1989.
Методы и приёмы обучения, используемые с обучающимися, можно условно
разделить на наглядные, словесные и практические.
Наглядный метод:
- использование наглядных пособий (демонстрация иллюстраций, презентаций,
образцов изделий и т.п.). Словесный метод:
- рассказ;
- объяснение;
- инструкция;
- лекция;
- беседа;
- анализ и обсуждение;
- словесный комментарий педагога по ходу выполнения работы;
Практический
метод:
- игровой приём;
- детское «сотворчество»;
- соревновательный момент;
- использование ассоциаций-образов, ассоциаций-метафор;
- комплексный приём обучения;
- выработка динамического стереотипа (повторяемость
и повторность однотипных
движений);
Кроме того, в работе с младшими школьниками очень эффективны и психологопедагогические приёмы:
- приём педагогического наблюдения;
- проблемного обучения и воспитания;
- приём индивидуального, дифференцированного подхода к каждому ребёнку.

15

2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

На этапе обучения в процессе освоения темы педагог осуществляет текущий контроль с
целью проверки освоения обучающимися образовательной программы. В процессе обучения
проводится промежуточная аттестация (1 раз в год), а по окончанию освоения образовательной
программы проводится итоговая аттестация.
Аттестация обучающихся проходит в форме:
- викторин;
- творческих встреч;
- участия в постоянной (сменной) выставке в Центре внешкольной работы «Новая Авеста»; участия в конкурсах художественной направленности различного уровня.
Аттестация подтверждается отзывами родителей, дипломами и грамотами конкурсов и
мероприятий.
Оценочные материалы:
В процессе освоения программы используются следующие методики:
Методика развития личности ребенка
1. Методика оценки результативности реализации образовательной программы Приложение
2. Методика самооценки обучающихся и экспертной оценки педагогом компетентности
обучающихся Приложение 2.
Методики диагностики изменений системы отношений
3.Методика «Степень участия родителей в образовательном процессе» Приложение 3.

16

3. Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее - ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-p.
5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-p).
6. Постановление
Главного
государственного
санитарного врача
Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018
№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее — Порядок).
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
12. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства
просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об утверждении Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ».
13. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе
с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
14. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 №АК-2563/05 «О методических рекомендациях»
(вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
15. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № BK-641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально17

психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
16. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
17. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
Список литературы для педагога:
1. Архитектура. Краткий справочник / под ред. М. В. Адамчик - Минск: ООО «Харвест», 2003. –
624 с.
2. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. – М.: Эксмо-Пресс:
a. Смысл, 2003. – 512 с.
3. Герчук, Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства:
учеб. пособие / Ю.Я. Герчук. – М.: Учебная литература, 1998. – 208 с.
4. Гомбрих, Э. История искусства / Э. Гомбрих. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 1998. – 688 с.
5. Гутнов, А. Э. Мир архитектуры : / А. Э. Гутнов, В. Л. Глазычев. - М. : Молодая гвардия,
1990. – 352 с.
6. Дмитриева, Н. А. Краткая история искусств / Н. А. Дмитриева. - М.: АСТ-ПРЕСС : Галарт,
2000. – 624 с.
7. Краморов C.Н. Конструктивный рисунок. – Омск: 2005. – 110 с.
8. Ньютон, Уильям. Акварельная живопись / Уильям Ньютон. – М. : «Кристина – новый век»,
9. 2002. – 48 с.
10. Осмоловская О.В. Мусатов А.А. Рисунок по представлению в теории и упражнениях от
геометрии к архитектуре. – 2-е изд., доп. – М.: 2012. – 346 с.
11. Плужников В. И. Термины Российского архитектурного наследия. Словарь-глоссарий. М.,
1995. Русский натюрморт. Альбом. – М., 2000.
12. Семёнова М. В. «Мы – славяне». М: Азбука, 2022. – 560с.
13. Сокольникова Н.М. Основы композиции – Обнинск, 1996.
14. Соловьёва Б.А. Искусство рисунка – М., 1989.
15. Тейт, Венди. Рисуем цветы акварелью / Венди Тейт. – М. : «Кристина - новый век», 2004. – 50 с.
16. Шорохов Е.В. Композиция – М., 1979.
17. Шорохов Е.В. Основы композиции – М., 1979.
18. Яблонский В.А. Преподавание предметов «Рисунок» и «Основы композиции» - М., 1989.
Список литературы для обучающихся:
1. Владимиров В.В. «Как Кутузов прогнал французов», М: Капитал, 2017. – 48 с.
2. Владимиров В.В. «Зачем Суворов Альпы перешел», М: Капитал, 2017. – 48 с.
3. Жабинский, В. И. Рисунок / В.И. Жабинский, А.В. Винтова. - М.: ИНФРА-М, 2009. – 272 с.
4. Иванова, И. Н. Рисование и лепка / И.Н. Иванова. - М.: Academia, 2012. – 160 с.
5. Кошаев, В. Б. Декоративно-прикладное искусство. Понятия. Этапы развития / В.Б. Кошаев. М.: Владос, 2014. – 288 с.
6. Низовский А. Ю. Самые знаменитые монастыри и храмы России - М.: Вече, 2001. - 464 с.
7. Россия: Иллюстрированная энциклопедия. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. - 600 с.
18

Электронные ресурсы:
1. http://www.mon.gov.ru официальный сайт Министерства образования и науки Российской
Федерации
2. http://www.edu.ru; федеральный портал «Российское образование» информационная система
«Единое окно доступа к образовательным ресурсам».
3. http://window.edu.ru - федеральный центр информационно- образовательных ресурсов
4. http://www.irro.ru/ «Институт развития образования» (ИРО).
5. http://екатеринбург.рф/ Министерство общего
и профессионального образования
Свердловской области
6. http://www.minobraz.ru Управление по надзору и контролю в сфере образования
http://www.expo2020.ru/ Муниципальное учреждение информационно-методический центр
«Екатеринбургский Дом Учителя»
7. http://www.imc-eduekb.ru МБУ Екатеринбургский Центр психолого-педагогической поддержки
несовершеннолетних «Диалог»
8. http://dialog-eduekb.ru/ МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и
технологии»
9. http://www.gifted.ru
Уральский Школьный Портал
Новый
информационный
ресурс http://www.Ural-Yeltsin.ru Уральский Центр Б.Н. Ельцина http://www.eimc.ru/pravo/
Дискуссионный клуб Минобрнауки России
10. http://www.prosv.ru Издательство «Просвещение».

19

Приложения
Приложение 1
Методика оценки результативности реализации образовательной программы Цель:
проверка результативности освоения дополнительной образовательной программы.
Ход проведения
Проводится в конце учебного года как итоговая диагностика.
Может проводиться в несколько этапов с использованием различных методик в зависимости от параметров результативности реализации
образовательной программы. Каждый параметр оценивается по следующим критериям:
Критерии оценки уровня результативности
низкий уровень

высокий уровень

Очень слабо

Слабо

Удовлетворительно

Хорошо

Очень хорошо

1

2

3

4

5

Параметры и характеристика уровней результативности реализации программы
Параметры результативности
реализации программы
Опыт освоения теоретической
информации (объём, прочность,
глубина)

Характеристика уровней результативности
низкий уровень результативности
Информация не освоена

высокий уровень результативности
Информация освоена полностью в соответствии с
задачами программы

Опыт практической деятельности
(степень
освоения
способов
деятельности: умения и навыки)

Способы деятельности не освоены

Способы деятельности освоены полностью в
соответствии с задачами программы

Общая оценка уровня результативности:
Опыт
эмоционально-ценностных
отношений (вклад в формирование
личностных качеств обучающегося)

Отсутствует
позитивный
опыт
эмоционально-ценностных
отношений
(проявление элементов агрессии, защитных
реакций,
негативное,
неадекватное
поведение)

Опыт творчества

Освоены
элементы
репродуктивной, Приобретён опыт самостоятельной творческой
деятельности (оригинальность, индивидуальность,
имитационной деятельности
качественная завершенность результата)
Общение отсутствовало (ребёнок закрыт для Приобретён опыт взаимодействия и сотрудничества
общения)
в
системах
«педагог-обучающийся»
и
«обучающийсяобучающийся».
Доминируют
субъект-субъектные отношения
Рефлексия отсутствует
Актуальные достижения ребёнком осознаны и
сформулированы

Опыт общения

Осознание ребёнком актуальных
достижений. Фиксированный успех и
вера ребёнка в свои силы (позитивная
«Я-концепция»)
Мотивация и осознание перспективы

Приобретён
полноценный,
разнообразный,
адекватный содержанию программы опыт
эмоционально-ценностных
отношений,
способствующий развитию личностных качеств
обучающегося

Мотивация и осознание перспективы
отсутствуют

Стремление ребёнка к дальнейшему
совершенствованию в данной области (у ребёнка
активизированы познавательные интересы и
потребности)
7-21 баллов - программа в целом освоена на низком уровне; 28-35 баллов - программа в целом освоена на высоком уровне.
Карта оценки результативности реализации дополнительной образовательной программы

Название программы:
Срок освоения программы:

Фамилия, имя, отчество педагога:

№ ФИ
п/ п обучающегос
я

Параметры результативности реализации программ
Опыт
Опыт
Опыт
Опыт освоения
эмоционально - творчеств
теоретическо й практическо й ценностных
а
информации
деятельности отношений
(объём,
(степень
прочность,
освоения
глубина)
способов

Опыт
общени
я

Осознание
ребёнком
актуальных
достижени й

Общая оценка
уровня
Мотивация и
результативност и
осознание
перспектив ы

Приложение 2
Карта самооценки обучающимся и экспертной оценки педагогом компетентности
обучающегося Оцените, пожалуйста, по пятибалльной шкале знания и умения, которые вы
получили, в истекший период учебного года, при этом зачеркните соответствующую цифру
(1 – самая низкая оценка, 5 – самая высокая).
№
1

2

3

Характеристика знаний, умений,
навыков
Освоил теоретический материал по
разделам и темам программы (могу
ответить на вопросы педагога)
Понимаю специальные термины,
используемые на занятиях

Научился
использовать
полученные на занятиях знания в
практической деятельности

4

Умею выполнить практические
задания, которые дает педагог

5

Научился
самостоятельно
выполнять творческие задания

6

Умею воплощать свои творческие
замыслы

7

Научился сотрудничать с ребятами
в решении поставленных задач

Сумма
баллов

Шкала оценки
1

2

3

1

2

3

1

2

1

4

результат

5

4

5

3

4

5

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

21

8

Научился получать информацию из
различных источников

9

Мои достижения в результате
занятий

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

22

Приложение 3
Опросный лист «Степень участия родителей в образовательном процессе»

Уважаемые родители!
Мы обращаемся к вам с надеждой выявить проблемы, которые волнуют Вас, детей,
хотели бы посмотреть на свою работу Вашими глазами, чтобы усовершенствовать ее с учетом
ваших пожеланий. Просим ответить на наши вопросы, если Вы на какой-то вопрос
затрудняетесь ответить, можете его оставить без ответа.

№

Вопрос

1.

Видите ли Вы результаты обучения?

2.

4.

Делится ли ребенок впечатлениями от
занятий?
Как ощущает Ваш ребенок учебную
нагрузку?
Какие трудности испытывает Ваш ребёнок:

a.

в общении с педагогом

b.

в общении с детьми

c.

в освоении программы

d.

другие трудности (укажите какие)

5.

Ваше мнение о проведенных мероприятиях,
открытых уроках, праздниках, концертах.

3.

Ответ

Укажите, пожалуйста, свою фамилию, имя, отчество:
___________________________________________________________________________________
Дата ______________________
Благодарим Вас за сотрудничество!

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.