Содержание
Пояснительная записка................................................................................................. 3
Цель и задачи рабочей программы 1 года обучения ........................................................ 3
1.2. Цель и задачи программы ......................................................................................................3
Планируемые результаты 1 год обучения. ..................................................................... 4
Содержание учебного (тематического) 1 года обучения ................................................. 5
Раздел 1. «Чем и как работают художники». ..............................................................................5
Раздел 2. «Ты изображаешь, украшаешь, строишь. Зима в искусстве» ...................................7
Раздел 3. «Урал - край народных промыслов» ...........................................................................8
Раздел 4. «Живу я в глубине России»..........................................................................................8
Раздел 5. «Мы ждем весну. Мир реальности и фантазии». .....................................................11
Календарно-тематический план на 2024-2025 учебный год. .......................................... 12
Материально-техническое обеспечение ....................................................................................15
Кадровое обеспечение .................................................................................................................15
Список литературы для педагога ...............................................................................................16
Список литературы для обучающихся ......................................................................................16
2
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Росток».
Направленность рабочей программы - художественная.
Уровень рабочей программы: базовый
Адресат программы: обучающиеся 6,6 - 8 лет.
Количество обучающихся в группе: 15 человек.
Объем и срок освоения рабочей программы. 1 год обучения, 144 часа в год.
Периодичность и продолжительность занятий: 2 раза в неделю по 2 часа на группу, 1
час равен 45 минутам.
Форма обучения: групповая.
Виды занятий: беседа, практическое занятие.
Формы подведения результатов: просмотры работ.
Особенности организации образовательной деятельности:
группы формируются из обучающихся одного возраста; состав группы постоянный,
специального отбора в группы не проводится.
Учебный год начинается с 15 сентября (группа №1, 2).
Рабочую программу реализует педагог дополнительного образования.
Рабочая программа «Росток» реализуется в течение всего учебного года, включая
каникулярное время.
Цель и задачи рабочей программы 1 года обучения
1.2. Цель и задачи программы
Цель: развитие творческих способностей детей, способных к самовыражению
через овладение средствами изобразительного искусства.
Задачи:
Обучающие:
- знакомить с видами и особенностями жанров изобразительного искусства;
- знакомить со специальными терминами и понятиями, необходимыми для
рисования;
- знакомить с основными законами цветообразования;
- обучать основным техникам и приемам графики;
- обучать использовать различные художественные материалы;
- изучать основные закономерности размещения элементов композиции;
- изучать правила использования кроющих (гуашевых) и акварельных красок;
- формировать
приспособлений.
Развивающие:
навыки
безопасного
использования
инструментов
и
- развивать умение выразить свое отношение к произведению искусства;
- способствовать
воображения и фантазии;
развитию,
внимания,
наблюдательности,
творческого
- способствовать развитию исследовательских и логических учебных действий:
3
наблюдения, сравнения, анализа, обобщения.
Воспитательные:
- прививать уважительное отношение к сверстникам и взрослым;
- воспитывать эстетический вкус;
- воспитывать уважение к культурным традициям города и страны;
- формировать навыки поведения в творческом коллективе;
- формировать навыки совместного творчества.
Планируемые результаты 1 год обучения.
Метапредметные:
- принимать учебную задачу
- получить навык самоорганизации и самоконтроля;
- получить опыт использования наблюдения для применения в своей
практической работе;
- оценивать совместно с одногруппниками и учителем результат своей
художественно – творческой деятельности;
- понимать выделенные педагогом ориентиры;
- адекватно воспринимать предложения педагога.
Личностные:
- получен навык коллективной работы;
- приобретен позитивный опыт эмоционального наблюдения;
- формируется готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- интерес к русской художественной культуре на основе знакомства с
произведениями И. И. Шишкина, И.И. Левитана, З.Е. Серебряковой и др.
- сформирована основа для восприятия художественного произведения,
определения его основного настроения;
- эмоциональное восприятие образов природы, в том числе растительного и
животного мира, отраженных в рисунке, картине;
- первоначальное представление о поликультурности изобразительного искусства;
- положительное отношение к занятиям изобразительным искусством, интерес к
отдельным видам художественно-творческой деятельности;
- чувство гордости за свой народ через знакомство с народным творчеством;
- интерес к человеку, его чувствам, мыслям через восприятие портретов, в том
числе детских образов, автопортретов известных художников;
- основа для развития чувства прекрасного через доступные для детского
восприятия художественные произведения.
Предметные:
- владеет навыком компоновки в листе, при выполнении композиций и зарисовок;
- использовать рисуночные и простые символические варианты выполнения
работы ;
- понимать содержание художественных произведений;
- читать простое схематическое изображение.
Обучающиеся должны знать:
4
- в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и
общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в
произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических
искусств, характеризовать их специфику;
- в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в
художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое
отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей,
выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной
деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в
пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям
своего и других народов;
- в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о
художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в
различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты
художественно-творческой деятельности;
- в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства
художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной
деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с
использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Обучающиеся должны научиться:
- владеть гуашевыми красками, графическими материалами, пластилином;
- учиться изображать особенности разных времен года (выбор соответствующей
техники, средств выражения;
- учиться изображать человека во взаимодействии с природой;
- лепить объемную скульптуру, скульптурный рельеф;
- составлять орнамент;
- организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность,
выбирать средства для реализации художественного замысла;
- оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и
одногруппников.
Содержание учебного (тематического) 1 года обучения
Раздел 1. «Чем и как работают художники».
Тема 1.1. Вводное занятие. Знакомство с правилами по ТБ.
Теория: Знакомство с учащимися. Объяснение детям целей занятий. Выполнение
творческих заданий. Знакомство обучающихся с основными правилами поведения в
творческом коллективе. Инструктаж.
Практика: Выполнение задания диагностической направленности, чтобы выявить
уровень и характер дошкольной подготовки. Изображаем большое радостное солнце.
Тема 1.2. Волшебные краски.
Теория: Знакомство с красками.
Практика: Проба всех цветов красок на палитре. Обучение навыкам работы кистью на
всём листе бумаги. Изображение пятен, линий, точек.
Тема 1.3. Листья летят.
5
Теория: Составление композиции с передачей настроения, знакомство с понятием
локальный цвет.
Практика: Обрывная аппликация, графическое изображение фломастером.
Тема 1.4. Цвета осенней листвы.
Теория: Работа тремя основными цветами и составление новых сочетаний красок.
Равномерное заполнение листа.
Практика: Изображение на листе бумаги яркой осенней листвы. Работа тремя основными
цветами (синим, жёлтым, красным).
Тема 1.5. Какой самый большой праздник осенью?
Теория: Закрепление навыков создания сложных композиций. Передача цветом
праздничности: оживляющий акцент в пассивном сочетании
Практика: Коллаж на тему празднования Дня города.
Тема 1.6. Осенний день.
Теория: Организация листа. Овладение навыком работы над композицией с
многоплановым изображением. Выделение главного размером и цветом. Работа по
подмалёвку.
Практика: Изображение по наблюдению осеннего пейзажа.
Тема 1.7. Поздняя осень.
Теория: Закрепление навыков рельефной лепки. Обучение технике налепа из жгута.
Практика: Изображение деревьев.
Тема 1.8. Осенний натюрморт.
Теория: Сочинение натюрморта. Использование художественных средств красочной
палитры.
Практика: Изображение, составление натюрморта.
Тема 1.9. Как живут деревья.
Теория: Обучение навыкам рисования дерева. Знакомство с работой тушью, пером.
Практика: Графическое изображение деревьев.
Тема 1.10. Какие они, вечерние закаты Урала?
Теория: Обучение композиционному размещению. Изображения на листе бумаги
(многоплановость). Передача образа линией, силуэтом, решение красочной палитры
подмалёвка в тёплой или холодной гамме.
Практика: Изображение неба и деревьев по подмалёвку.
Тема 1.11. Что-то случилось… Что тревожит природу?
Теория: Создание фантастического образа средствами графики. Композиционное
объединение предметов единым содержанием.
Практика: Графическое изображение деревьев.
Тема 1.12. Осень идёт – дожди за собой ведёт.
Теория: Обучение навыкам работы над многофигурной композицией с передачей
движения. Изучение свойств графических материалов.
Практика: Изображение фигурок людей под дождём, ветром.
Тема 1.13. Осень хоть дождлива – да сыта.
Теория: Решение в цвете и объёме образа предмета. Освоение навыков декоративной
лепки, рисунка пластилином.
Практика: Вылепить изразец.
Тема 1.14. Цветы на подносе.
6
Теория: Декоративное решение композиции в цвете. Закрепление навыков заполнения
листа в убывающем ритме.
Практика. Изображение цветов в технике жостовского письма (нижнетагильского)
Тема 1.15. Осенний натюрморт.
Теория: Создание индивидуально-коллективных работ, композиционное решение листа,
цветовых отношений. Натюрморт из плодов, овощей, фруктов.
Практика: Пишем натюрморт из плодов, овощей, фруктов.
Тема 1.16. Символы России.
Теория: Символы России. Знакомство с государственными символами России. Освоение
способов их изображения.
Практика: Выполнение аппликации – символов Российской Федерации (Герб).
Тема 1.17. Посиделки – Кузьминки.
Теория: Знакомство с традициями Урала, его песенным творчеством, старинным русским
этикетом, уральским костюмом, предметами ДПИ.
Практика: Изображаем праздник, живопись.
Раздел 2. «Ты изображаешь, украшаешь, строишь. Зима в искусстве»
Тема 2.1. Первый снег.
Теория: Выделение композиционного центра линиями, штрихами, пятнами, точками.
Изучение графических материалов, освоение работы тушью, пером(палочкой).
Практика: Изображение на цветном листе бумаги (холодных оттенков) зимнего пейзажа.
Тема 2.2. Налетели метели.
Теория: Освоение навыков работы «по-сырому». Обучение навыкам смешения красок с
передачей тонких нюансов».
Практика: Пишем этюд «ограниченной палитрой»
Тема 2.3. Сказочный город.
Тория: Знакомство с архитектурой русских городов. Освоение навыков работы в технике
«бумажная пластика».
Практика: Конструирование сказочного города.
Тема 2.4. Храмы нашего города.
Теория: Знакомство с архитектурой и интерьером церкви. Поиск композиционного
решения (загораживание). Навыки работы в технике граттаж.
Практика: Графическое изображение храмов города.
Тема 2.5. На улицах нашего города.
Теория: Знакомство с понятием «организация листа». Выделение главного крупным
планом. Освоение графических материалов. Пространственное расположение на листе
бумаги: загораживание предметов.
Практика: Изображение улицы.
Тема 2.6. Крепок уральский морозец.
Теория: Обучение навыкам работы в смешанных техниках. Равномерное заполнение
листа.
Практика: Рисунок по мотивам ледяных зимних узоров.
Тема 2.7. Уральская зима.
Теория: Знакомство с монохромной гаммой. Обучение приёмам мягких переходов одного
цвета в другой (нюанс). Работа с одним цветом по выбору.
Практика: Нарисовать зимний пейзаж
7
Тема 2.8. Волшебная сказка.
Теория: Формирование умения составлять сюжет. Работа ограниченной палитрой (четыре
цвета). Выбор композиционного решения на горизонтальном или вертикальном листе
бумаги.
Практика: Иллюстрирование сказки.
Тема 2.9. Мы рисуем новогодний праздник.
Теория: Композиционное выделение цветом и линией главного в рисунке. Работа всей
палитрой красок.
Практика: Нарисовать новогодний праздник (Рождество)
Раздел 3. «Урал - край народных промыслов»
Тема 3.1. Уральские сказы П. Бажова.
Теория: Знакомство с историей Урала через краеведческую литературу. Освоение
смешанных техник. Освоение элементов загораживания в пространстве.
Практика: Рисунок по мотивам сказов П. Бажова («Серебряное Копытце»)
Тема 3.2. Уральские сказы.
Теория: Освоение рельефного изображения из цветного пластилина. Выделение главного
рельефом. Знакомство с сочетанием приёмов живописи и лепки.
Практика: Вылепить персонажей сказки П. Бажова «Малахитовая шкатулка».
Тема 3.2. Уральские сказы.
Теория: Злые и добрые образы. Работа в технике «мозаика». Передача цветом категории
искусства: «добро и зло». Создание образов сказов в соответствии с их литературными
характеристиками.
Практика: Создать образ доброго и злого человека по мотивам сказов П. Бажова
Тема 3.3. Уральские были. Костюм.
Теория. Изучение уральского костюма. Освоение полуобъёмной аппликации. Знакомство
со способом ограничения цветовой палитры.
Практика: Аппликация на тему «Уральский костюм».
Тема 3.4. Уральские мастера – ювелиры.
Теория: Знакомство с ювелирным искусством Урала и понятием «декоративность» и
«ритмичность». Обучение навыкам работы в смешанной технике.
Практика: Изготовление гарнитура ювелирных украшений. Пластилин, бисер, стеклярус.
Тема 3.5. «Бабушкины сказки».
Теория: Меры безопасности в заведении. Лепка сюжетная по мотивам народных сказок.
Самостоятельно определяем способы и приёмы лепки, в зависимости от характера
персонажа придаём героям сказочные черты, развивать способности к сюжетосложению.
Практика: вылепить в объеме главных персонажей любимой сказки.
Тема 3.6. «Избушка на курьих ножках».
Теория: Аппликация по замыслу. Многоплановая композиция, Поиск средств
художественной выразительности.
Практика: Создаем аппликативную композицию с использованием журнальных фактур.
Раздел 4. «Живу я в глубине России»
Тема 4.1. Подводный мир.
Теория: Составление сюжетной композиции с элементами загораживания. Использование
бумаги в создании полуобъёмных форм на плоскости.
Практика: Изображение морских растений и рыб в подводном мире аппликацией и
8
бумажной пластикой
Тема 4.2. На выставке собак.
Теория: Решение образа и акцентирование характерных особенностей пород собак.
Передача статики.
Практика: Изображение животных.
Тема 4.3. Мой лучший друг щенок, котёнок.
Теория: Создание образа животного с передачей движения, повадок, поведения в
различных живописных техниках. Кадровое освоение листа бумаги.
Практика: Изображение животных.
Тема 4.4. Портреты моих друзей.
Теория: Знакомство с дружеским шаржем. Передача сходства и характера
портретируемого. Закрепление навыков работы в графике.
Практика: Графический портрет друга. Дружеский шарж. Кляксография, рисунок пером.
Тема 4.5. Чудеса из бабушкиного сундука.
Теория: Знакомство с кружевом, историей его возникновения. Рисование художественновыразительными средствами графики (линией, штрихом, точкой).
Практика: Нарисовать кружево.
Тема 4.6. Радуга на полу.
Теория: Освоение приёмов плетения по мотивам русского половика. Выбор контрастных
и сближенных цветов. Использование простого ритма.
Практика: Сплести коврик из полосок цветной бумаги.
Тема 4.7. Русское узорочье.
Теория: Знакомство с вышивкой, её символикой.
Практика: Нарисовать простой узор для вышивки тамбурным швом (графика).
Тема 4.8. Ниточка играет, узор завивает.
Теория: Освоение техники «нитяная пластика». Пространственное заполнение листа.
Практика: Изображение животного в технике «нитяная пластика» (пейзаж, портрет).
Тема 4.9. Готовим подарок нашим папам и дедушкам.
Теория: Создание портрета от живописного пятна. Закрепление понятий о пропорциях
лица.
Практика: Изображение воинов Древней Руси, Великой Отечественной войны или
современных войн.
Тема 4.10. «Аквалангисты фотографируют кораллы».
Теория Аппликация сюжетная.
Практика: создание аппликативного сюжета с участием морских животных и человека.
Тема 4.11. Портрет дедушки Буканушки.
Теория: Создание полуобъёмного сказочного образа. Освоение приёмов бумажной и
нитяной пластик.
Практика: создаем портрет дедушки.
Тема 4.12. Мы рисуем музыку.
Теория; Освоение художественно-выразительных средств живописи, поэзии и музыки.
Практика: Живописный этюд на музыкальное или поэтическое произведение.
Тема 4.13. Самая лучшая мама на свете.
Теория: Выражение характера при создании женского образа. Использование тёплой и
холодной гамм цветов. Создание творческой работы по замыслу. Обучение планированию
9
действий при создании работ из случайных материалов.
Практика: Изобразить портрет мамы или выполнить подарок – сувенир.
Тема 4.14. «Чудо – цветы».
Теория: Лепка рельефная декоративная по мотивам народной керамики.
Практика: Лепим изразцы
Тема 4.15. Голуби на черепичной крыше
Теория: Совершенствование техники аппликации. Сочетаем способы – силуэтная,
ленточная и обрывная аппликация.
Практика: из цветной и фактурной бумаги создаем аппликативный образ крыши дома и
голубей на ней.
Тема 4.16. Ситцевая бабушка.
Теория: Освоение технических приёмов лоскутной пластики. Создание выразительных
образов.
Практика: Портрет бабушки.
Тема 4.17. Портрет моей куклы.
Теория: Изображение сходства в портрете. Использование всей палитры красок. Работа
по всему листу.
Практика: Графический портрет куклы.
Тема 4.18. Наши друзья из мультфильмов
Теория Знакомство с образами, созданными художниками – аниматорами. Закрепление
умения передавать движение в рисунке. Освоение графических материалов.
Практика: Графическое изображение своего любимого героя мультфильма.
Тема 4.19. Артисты цирка Калуша и Бутявка
Теория: Создание объёмного образа на вспомогательной форме. Передача настроения
путём выделения отдельных частей фигуры (голова, нос, руки, глаза, губы и т.д.)
Практика: Создать скульптурный портрет циркача (лепка на банке). Создание объёмного
образа на вспомогательной форме. Передача настроения путём выделения отдельных
частей фигуры (голова, нос, руки, глаза, губы и т.д.)
Тема 4.20. Артисты цирка.
Теория: Создание образа циркача контрастными цветами. Освоение навыков работы в
бумажной пластике, аппликации.
Практика: Маска циркача.
Тема 4.21. Мой друг. Цветок моего рождения.
Теория: Обучение изображению реальных предметов символами и цветом. Передача
эмоциональных состояний.
Практика: Нарисовать глаз, обвести и украсить руку свою и друга(графика).
Тема 4.22. Плат узорный.
Теория: Освоение росписи по ткани. Знакомство с техникой росписи тушью.
Использование символики цвета. Работа над композицией узора.
Практика: Роспись ткани.
Тема 4.23. Пуховый платок.
Теория: Знакомство с пуховязальным промыслом. Особенность закрытого и
полуоткрытого узора.
Практика: Графическое изображение ритмичного узора каймы или платка
Тема 4.24. «Скопинская керамика».
10
Теория: Создание образов животных с помощью подсобных форм. Освоение различных
навыков лепки.
Практика: Изображение животных.
Раздел 5. «Мы ждем весну. Мир реальности и фантазии».
Тема 5.1. Птицы прилетели.
Теория: Композиционное решение пространства с элементами загораживания. Освоение
навыков работы в бумажной пластике.
Практика: Создание композиции, силуэтное вырезание птиц из бумаги.
Тема 5.2. Мы ждём весну.
Теория: Использование холодных и тёплых оттенков в живописном этюде. Поиск
композиционного решения.
Практика: Изображение весеннего пейзажа(живопись).
Тема 5.3. Красота весеннего неба.
Теория: Создание композиции ограниченной палитрой.
Практика: Освоение техники мазка в подмалёвке (пастозной, полусухой, кистью,
примакивание и т. д.)
Тема 5.4. Весенняя земля.
Теория: Формирование навыков эмоционального владения цветом (сближенные цвета и
оттенки). Освоение различных техник мазка кистью.
Практика: Дописать начатый на прошлом занятии этюд.
Тема 5.5. Голубая весна.
Теория: Обучение композиционному решению изображения с передачей движения.
Навыки владения линией, цветом.
Практика: Изображение деревьев.
Тема 5.6. Звери – птицы – небылицы.
Теория: Формирование умения создавать фантастические образы. Передача движений в
композиции. Формирование умения создавать фантастические образы.
Практика: Изображение диковинных птиц и зверей (кляксография). Передача движений
в композиции.
Тема 5.7. День и ночь.
Теория: понятия - контраст и нюанс. Двухчастная контрастная композиция.
Практика: Раскрываем тему в стилистике и по мотивам декоративно-прикладного
искусства.
Тема 5.8. Мы рисуем сказку.
Теория: Освоение технических приёмов работы в техниках диатипия или монотипия.
Композиционное решение темы.
Практика: Создание сказочных композиций.
Тема 5.9. Разноцветные лоскуты.
Теория: Создание полуобъёмного изображения на плоскости. Освоение техники
лоскутной пластики.
Практика: Иллюстрирование сказок – фантазий.
Тема 5.10. Яблоня в цвету.
Теория: Композиционное решение скульптурного рельефа по формам и силуэтам.
Моделирование рельефов.
Практика: Изготовление лепного барельефа растений.
11
Тема 5.11. Здравствуй, лето красное.
Теория: Составление сюжета в композиции. Использование всей палитры красок.
Практика: Изобразить лето (свободный выбор композиции).
Тема 5.12. Летняя гроза.
Теория: Отразить в рисунке свои представления о стихийных явлениях природы – таких,
как буря, ураган, гроза. Поиск средств художественной выразительности.
Практика: рисуем грозу.
Календарно-тематический план на 2024-2025 учебный год.
1 год обучения (группы 1, 2)
№
п.п
Месяц
Форма
занятия
Колич.
часов
теор
практ
Тема
занятия
1.
16.09.2024
Практическое
занятие
0,5
1,5
2.
18.09.2024
0,5
1,5
3.
23.09.2024
0,5
1,5
Листья летят.
4.
25.09.2024
0,5
1,5
Цвета осенней листвы.
5.
30.10.2024
0,5
1,5
6.
02.10.2024
0,5
1,5
Какой самый большой
праздник осенью?
Осенний день.
7.
07.10.2024
0,5
1,5
Поздняя осень.
8.
09.10.2024
0,5
1,5
Осенний натюрморт.
9.
14.10.2024
0,5
1,5
Как живут деревья.
10.
16.10.2024
0,5
1,5
11.
21.10.2024
0,5
1,5
12.
23.10.2024
0,5
1,5
13.
28.10.2024
0,5
1,5
14.
30.10.2024
0,5
1,5
Какие они , вечерние
закаты Урала.
Что-то случилось… Что
тревожит природу?
Осень идёт – дожди за
собой ведёт.
Осень хоть дождлива – да
сыта.
Цветы на подносе.
15.
06.11.2024
0,5
1,5
Осенний натюрморт.
16.
11.11.2024
0,5
1,5
Символы России.
17.
13.11.2024
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Инструктаж по технике
безопасности
Бабочки – красавицы.
Волшебные краски.
0,5
1,5
Посиделки – Кузьминки.
Форма
контроля
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
12
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
0,5
1,5
Первый снег.
0,5
1,5
Налетели метели.
0,5
1,5
Сказочный город.
0,5
1,5
Храмы нашего города.
0,5
1,5
На улицах нашего города.
0,5
1,5
0,5
1,5
Уральские сказы П.
Бажова.
Уральские сказы.
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
29.01.2025
Практическое
занятие
0,5
1,5
39.
03.02.2025
0,5
1,5
40.
05.02.2025
0,5
1,5
Подводный мир.
41.
10.02.2025
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
«Бабушкины сказки».
Лепка сюжетная по
мотивам народных сказок.
«Избушка на курьих
ножках». Аппликация по
замыслу.
Наши зимние забавы.
0,5
1,5
На выставке собак.
18.
16.11.2024
19.
18.11.2024
20.
20.11.2024
21.
25.11.2024
22.
27.11.2024
23.
02.12.2024
24.
04.12.2024
25.
09.12.2024
26.
11.12.2024
27.
16.12.2024
28.
18.12.2024
29.
23.12.2024
30.
25.12.2024
31.
30.12.2024
32.
13.01.2025
33.
15.01.2025
34.
20.01.2025
35.
22.01.2025
36.
25.01.2025
37.
27.01.2025
38.
Уральские сказы. Злые и
добрые образы.
Уральские были. Костюм.
Уральские мастера –
ювелиры.
Крепок уральский
морозец.
Уральская зима.
Подготовка к новому
году.
Подготовка к Новому
Году
Инструктаж по технике
безопасности
Волшебная сказка.
Волшебная сказка
Мы рисуем новогодний
праздник.
Мы рисуем новогодний
праздник.
Творческая встреча.
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
13
42.
12.02.2025
43.
17.02.2025
44.
19.02.2025
45.
24.02.2025
46.
26.02.2025
47.
03.03.2025
48.
05.03.2025
49.
10.03.2025
50.
12.03.2025
51.
17.03.2025
52.
19.03.2025
53.
24.03.2025
54.
26.03.2025
55.
31.03.2025
56.
02.04.2025
57.
07.04.2025
58.
09.04.2025
59.
14.04.2025
60.
16.04.2025
61.
21.04.2025
62.
23.04.2025
63.
28.04.2025
64.
30.04.2025
65.
05.05.2025
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
0,5
1,5
Мой лучший друг щенок,
котёнок.
Портреты моих друзей.
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
Чудеса из бабушкиного
сундука.
Радуга на полу.
0,5
1,5
Русское узорочье.
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
Ниточка играет, узор
завивает.
Готовим подарок нашим
папам и дедушкам.
«Аквалангисты
фотографируют кораллы».
Портрет дедушки
Буканушки.
Мы рисуем музыку.
0,5
1,5
0,5
1,5
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
0,5
1,5
0,5
1,5
Самая лучшая мама на
свете.
«Чудо – цветы» Лепка
рельефная декоративная
по мотивам
народнойкермики.
Голуби на черепичной
крыше.
Ситцевая бабушка.
0,5
1,5
Портрет моей куклы.
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
Наши друзья из
мультфильмов.
Артисты цирка Калуша и
Бутявка.
Артисты цирка.
0,5
1,5
0,5
1,5
Мой друг. Цветок моего
рождения.
Плат узорный.
0,5
1,5
Пуховый платок.
0,5
1,5
«Скопинская керамика».
0,5
1,5
«Скопинская керамика».
0,5
1,5
Птицы прилетели.
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
14
66.
07.05.2025
67.
12.05.2025
68.
14.05.2025
69.
19.05.2025
70.
21.05.2025
71.
26.05.2025
72.
28.05.2025
Итого:
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
0,5
1,5
Мы ждём весну.
0,5
1,5
Красота весеннего неба.
0,5
1,5
Весенняя земля
0,5
1,5
Голубая весна.
0,5
1,5
Голубая весна.
2,0
Голубая весна.
2,0
Голубая весна.
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
34
110
144 ч.
6. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
1. Стул ученический (22 штук на группу)
2. Столы ученические – 7 парт, 10 индивидуальных столов;
3. Мольберты – 19 шт.
4. Шкафы (для хранения материалов и инструментов); витрины, планшеты (для
демонстрации выполненных работ);
5. Наглядные пособия;
6. Натурный фонд.
7. Музыкальный центр для прослушивания музыкальных композиций;
8. Компьютер.
Кадровое обеспечение:
В реализации общеразвивающей программы участвует 1 специалист:
Щипицына Любовь Евгеньевна, педагог дополнительного образования.
Квалификационная категория - первая.
Образование: Высшее
Уральский государственный университет им. А. М. Горького, 1997 год
Специальность - культуролог
Квалификация – преподаватель истории и теории культуры.
Педагогический стаж работы – 29 лет, по специальности – 29 лет, в данном учреждении 24 года.
15
7. Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Адамчик М.В. Архитектура. Краткий справочник. - Минск: ООО «Харвест», 2003 г.
2. Ардах Филипп. Мифы и легенды древних греков. - М.: Изд-во «Эгмонт Россия Лтд.»,
1997 г.
3. Афонькин С.Ю., Афонькина А.С. Орнаменты народов мира – С - Петербург,
Кристалл.1998 г.
4. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка, - М, ЭКСМО, 2003 г.
5. Горбичевский А. Дорический ордер. Архитектура СССР- 1989-№4- с. 92.
6. Горбичевский А. Ионический ордер. Архитектура СССР- 1989-№5- с. 86.
7. Горбичевский А. Коринфский ордер. Архитектура СССР- 1989- №6 - с.94.
8. Гутнов А.Э., Глазычев В.Л. Мир архитектуры – М., Молодая гвардия. 1990 г.
9. Джулиан Фриман. История искусства. - М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во
АСТ», 2003 г.
10. Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир! - М. «Просвещение», 1993.
11. Дэвид Салариа, Фиона Макдональд. Города, горожане и цивилизации. - М., «Росмэн»,
1994г.
12. Дэвид Салариа, Фиона Макдональд. Жилища: хижины, дома, дворцы. - М., «Росмэн»,
1995г.
13. Дэвид Салариа, Жаклин Морли. Одежда для работы и отдыха. -М., «Росмэн», 1994 г.
14. Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 классы. - М., «Просвещение»,
2015 г.
15. Кон И. Психология самостоятельности. Знание - сила - 1985-№7-с.43.
16. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. - М.
«Просвещение», 1987.
17. Психология процессов художественного творчества. - Ленинград «Наука», 1980.
18. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика. - Ижевск,
1992.
19. Союз художников СССР.
Академия педагогических наук СССР. Педагогика
искусства и школа. - М. 1982.
20. Советский энциклопедический словарь. – «Советская энциклопедия» - М. 1981.
21. Уч. пособие «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно –
прикладного искусства». – М., «Мозаика – синтез», 1997 г.
22. Хилари Френч. История архитектуры. - М.:ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во
АСТ», 2002 г.
Список литературы для обучающихся:
Серия «Узнай мир»:
1. Афонькин С.Ю./Знакомьтесь: Европа. - СПб.: «БКК», 2009.
2. Афонькин С.Ю./Религии мира. - СПб.: «БКК», 2012.
3. Деревенский Б.Г./Древний Рим - СПб.: «БКК», 2010.
4. Дунаева Ю.А./Бабочки. - СПб.: «БКК», 2010.
5. Дунаева Ю.А./Животные из Красной книги. - СПб.: «БКК», 2012.
16