Содержание
Пояснительная записка .................................................................................................................3
Цель и задачи рабочей программы 2 года обучения ..................................................................3
1.2. Цель и задачи программы ...................................................................................................... 3
Планируемые результаты 2 год обучения. ..................................................................................4
Содержание учебного (тематического) плана 2 год обучения .................................................5
Раздел 1. «Чем и как работают художники. Художественные свойства материалов». .......... 5
Раздел 2. «Ты изображаешь, украшаешь, строишь» .................................................................. 7
Раздел 3. «Реальность и фантазия» .............................................................................................. 8
Раздел 4. «О чем говорит искусство». ......................................................................................... 9
Раздел 5. «Как говорит искусство». ............................................................................................. 9
Календарно-тематический план на 2024-2025 учебный год ...................................................10
Календарно-тематический план на 2024-2025 учебный год ...................................................14
Материально-техническое обеспечение .................................................................................... 18
Кадровое обеспечение ................................................................................................................. 18
Список литературы для педагога ............................................................................................... 20
Список литературы для обучающихся ...................................................................................... 20
2
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Росток».
Направленность рабочей программы - художественная.
Уровень рабочей программы: базовый
Адресат программы: обучающиеся 8-9лет.
Количество обучающихся в группе: 15 человек.
Объем и срок освоения рабочей программы. 2 год обучения, 152 часа в год
Периодичность и продолжительность занятий: 2 раза в неделю по 2 часа на группу, 1
час равен 45 минутам.
Форма обучения: групповая.
Виды занятий: беседа, практическое занятие.
Формы подведения результатов: просмотры работ.
Особенности организации образовательной деятельности:
группы формируются из обучающихся одного возраста; состав группы постоянный,
специального отбора в группы не проводится.
Учебный год начинается с 01 сентября (группа №3, 4)
Рабочую программу реализует педагог дополнительного образования.
Рабочая программа «Росток» реализуется в течение всего учебного года, включая
каникулярное время.
Цель и задачи рабочей программы 2 года обучения
1.2. Цель и задачи программы
Цель: развитие творческих способностей детей, способных к самовыражению через
овладение средствами изобразительного искусства.
Задачи:
Обучающие:
- знакомить с видами и особенностями жанров изобразительного искусства;
- знакомить со специальными терминами и понятиями, необходимыми для
рисования;
- знакомить с основными законами цветообразования;
- обучать основным техникам и приемам графики;
- обучать использовать различные художественные материалы;
- изучать основные закономерности размещения элементов композиции;
- изучать правила использования кроющих (гуашевых) и акварельных красок;
- формировать
навыки
безопасного
использования
инструментов
и
приспособлений.
Развивающие:
- развивать умение выразить свое отношение к произведению искусства;
- способствовать
развитию,
внимания,
наблюдательности,
творческого
воображения и фантазии;
- способствовать развитию исследовательских и логических учебных действий:
наблюдения, сравнения, анализа, обобщения.
Воспитательные:
3
-
прививать уважительное отношение к сверстникам и взрослым;
воспитывать эстетический вкус;
воспитывать уважение к культурным традициям города и страны;
формировать навыки поведения в творческом коллективе;
формировать навыки совместного творчества.
Планируемые результаты 2 год обучения.
Метапредметные:
- принимать учебную задачу и следовать инструкции педагога;
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, инструкцией
педагога и замыслом художественной работы;
- получить навык самоорганизации и самоконтроля;
- получить опыт использования наблюдения для применения в своей практической
работе;
- приобрести опыт принятия коллективного решения во время проведения
просмотра работ.
Личностные:
- получить навык коллективной работы;
- приобрести позитивный опыт эмоционального наблюдения;
- формируется готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- получено представление о искусстве древних цивилизаций, эмоциональной
отзывчивости в процессе изучения.
Предметные:
- знать разнообразные материалы, которыми можно пользоваться в
художественной деятельности и уметь пользоваться доступными (тушь, мелки, пластилин,
цветная бумага, белая бумага. Ножницы, клей);
- владеть навыком смешения красок, свободно работать кистью, мелками; без
напряжения проводить широкие мазки и тонкие линии, разминать руками пластилин и
пользоваться стеками, обрывать и наклеивать цветную бумагу, создавая аппликации,
вырезать бумагу, сгибать, подклеивать бумагу, получая объемные формы;
- иметь первые представления о передаче пространства на плоскости;
- знать три вида художественной деятельности: изображение, украшение,
постройку-и уметь в доступной форме работать в каждом из них;
- уметь в доступной форме отражать в изображении, украшении, постройке разные
стороны жизни (мир растений, животных, людей и выражать через цвет, форму, линию,
композицию различные чувства и мысли. Закреплять умения пользоваться смешением
красок, линий, элементами перспективы;
Обучающиеся должны знать:
- разнообразные выразительные средства: цвет, линия, объем композиция, ритм.
Уметь в доступной форме их выразительно использовать;
- в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в
художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое
отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей,
выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной
4
деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в
пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям
своего и других народов;
- в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о
художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в
различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты
художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной
выразительности для передачи замысла в собственной художественной
- деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с
использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
- Художников, чье творчество связано с природой и сказочно-мифологической
тематикой – И. Левитана, Н. Рериха, В. Васнецова, М. Врубеля.
Обучающиеся должны научиться:
- владеть начальными навыками выразительного использования трехцветия
(красный, желтый, синий цвета и их смеси), получать при смешении с белой и черной
краской «легкие» и «тяжелые» цвета, выразительно использовать теплые и холодные цвета,
объединять цветовые пятна, создавая ритмические чередования, подчеркивая характер
линий (линии тонкие, нежные, струящиеся или корявые, угловатые, резкие), использовать
ритмические сгущения, разрежения форм и линий, ритмически объединять объемы.
- работать с гуашью, акварелью; в живописной работе использовать основные и
составные цвета;
- работать в графике, использует тоновые градации, линии, фактуры;
- чертить развертки геометрических тел (куба, пирамиды, усеченной пирамиды,
параллелепипеда);
- лепить объемную скульптуру, скульптурный рельеф;
- составлять орнамент;
- организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность,
выбирать средства для реализации художественного замысла;
- оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и
одногруппников.
Содержание учебного (тематического) плана 2 год обучения
Раздел 1. «Чем и как работают художники. Художественные свойства
материалов».
Тема 1.1. «Цветы с натуры». Зарисовки. Гуашь.
Теория: Знакомство с тремя основными цветами и их смесями.
Практика: Составление композиции, исполнение живописными средствами
выразительности.
Тема 1.2. «Пейзаж с добавлением белой краски». Упражнение. Гуашь
Теория: Знакомство с составными цветами.
Практика: Выполнение живописной композиции.
Тема 1.3. «Пейзаж с добавлением черной краски». Упражнение. Гуашь.
Теория: Знакомство с составными цветами.
5
Практика: Выполнение живописной композиции
Тема 1.4. «Осенние листья». Живопись. Бумага, акварель.
Теория: Выразительные возможности акварели.
Практика: Выполнение живописной композиции.
Тема 1.5. «Упражнение «Корабль». Живопись. Бумага, акварель
Теория: Выразительные возможности акварели.
Практика: Выполнение живописной композиции
Тема 1.6. «Натюрморт с ракушкой». Композиция. Пастель и восковые мелки.
Теория: Знакомство с выразительными свойствами графических материалов.
Практика: Выполнение графической композиции с натуры. Компоновка в листе. Цветовое
решение композиции.
Тема 1.7. «Бабочки». Композиция. Пастель и восковые мелки.
Теория: Знакомство с выразительными свойствами графических материалов.
Практика: Выполнение графической композиции. Компоновка в листе. Цветовое решение
композиции.
Тема 1.8. «Движение осенних листьев». Аппликация. Цветная бумага.
Теория: Изучение выразительных возможностей аппликации.
Практика: Изображение движения осенних листьев под напором ветра в аппликативной
технике, наклеивание на фон.
Тема 1.9. «Орнаменты». Дизайнер – отличная специальность в большом городе.
Аппликация. Цветная бумага.
Теория: Схемы составления орнаментов. Изучение выразительных возможностей
аппликации.
Практика: Выбор мотива. Выполнение деталей, соединение элементов композиции.
Тема 1.10. «Зимний лес». Зарисовки. Графика. Карандаш.
Теория: Ознакомление с выразительными возможностями графических материалов.
Практика: Зарисовки карандашом зимнего леса и его обитателей.
Тема 1.11. «Неведомый мир». Графика. Бумага, тушь.
Теория: Ознакомление с выразительными возможностями графических материалов.
Практика: Выполнение графической композиции с опорой на изображения динозавров.
Тема 1.12. «Животные нашего зоопарка». Скульптор – одна из важных творческих
профессий. Лепка. Пластилин.
Теория: Изучение выразительных возможностей материалов для работы в объеме.
Практика: Скульптурное изображение животных с передачей деталей.
Тема 1.13. «Птица». Скульптурный рельеф. Пластилин, картон.
Теория: Изучение выразительных возможностей материалов для работы в объеме.
Практика: Изображение в технике рельеф птицы на картоне. Движение крыльев.
Тема 1.14. «Макет палат Медной Горы Хозяйки». Картон, цветная бумага.
Печать, гуашь.
Теория: Изучение выразительных возможностей бумаги.
Практика: Построение макета «под диктовку». Доработка печатными материалами.
Тема 1.15. «Портрет Медной Горы Хозяйки». Живописный портрет. Гуашь,
печать, ограниченная палитра.
Теория: Изучение способов компоновки фигур в листе, пропорции.
Практика: Компоновка фигуры в листе. Изображение фигуры гуашью с добавлением
6
печати, работа ограниченной палитрой.
Раздел 2. «Ты изображаешь, украшаешь, строишь»
Тема 2. 1. «Пейзаж. Планы». Бумага, акварель.
Теория: Знакомство с Мастером Изображения, Украшения и Постройки.
Практика: Выполнение живописного пейзажа, многоплановость.
Тема 2.2. «По мотивам уральских легенд». Гуашь. Бумага.
Теория: Изучение уральских легенд, построение многофигурной композиции.
Практика: Выполнение задания в живописной технике, доработка печатью.
Тема 2.3. «Растения». Бумага, тушь, перо, палочка, тонкая кисть.
Теория: Знакомство с Мастером Изображения.
Практика: Выполнение задания в графической технике.
Тема 2.4. «Пермский звериный стиль. Рельеф». Рельефная композиция.
Скульптурный пластилин.
Теория: Знакомство с пермским звериным стилем,
Практика: Выбор сюжета, составление композиции. Скульптурное решение. Основные
элементы композиции.
Тема 2.5. «Прялки. Орнамент из природных форм». Бумага, гуашь.
Теория: Столяр - древнейшая профессия востребованная и в современной жизни. История
и применение. Использование, значение орнамента и цвета. Мастер Украшения.
Практика: построение изображения. Выполнение прялки по собственному замыслу.
Декоративное и цветовое решение орнамента.
Тема 2.6. «Уральские сундуки». Развертка из бумаги, декоративное решение.
Зарисовки. Народная роспись.
Теория: Применение, декор. Характерные черты уральского орнамента.
Практика: Выполнение развертки.
Склеивание основных объемов. Декорирование развертки
Тема 2.7. «Лепные изразцы». Скульптурный рельеф. Скульптурный пластилин,
картон.
Теория: Профессия керамист. Изучение изразцов, их назначения.
Практика: Выполнение скульптурного рельефа, основных объемов. Фактуризация.
Тема 2.8. «Уральский костюм». Аппликация. Цветная бумага.
Теория: Изучение особенностей уральского костюма, декора.
Практика: Изображение мужской и женской уральской одежды.
Тема 2.9. «Кружевной кокошник». Композиция. Цветная бумага, фломастер.
Теория: Изучение видов кокошников. Зависимость декорирования от назначения.
Практика: Изображение кокошника. Декорирование.
Тема 2.10. «Домики которые построила природа». Бумага. Фломастеры.
Теория: Знакомство с мастером постройки.
Практика: Выбор изображения. Выполнение основных элементов с опорой на
фотографию. Фактура.
Тема 2.11. «Дом снаружи и внутри». Живопись. Гуашь.
Теория: Зависимость внешнего вида от внутреннего содержания постройки.
Практика: Выбор изображения. Выполнение основных элементов. Выполнение частей
экстерьера и интерьера с опорой на фотографии.
Тема 2.12. «Все имеет свое строение». Бумажный рельеф. Ватман.
7
Теория: Изучение особенностей бумажного рельефа
Практика: Создаем из бумажных полос одинаковой ширины объемное изображение
раковин и морских звезд.
Тема 2.13. «Строим город из пластилина». Скульптурное изображение.
Пластилин.
Теория: Мастер постройки.
Практика: Вылепить небольшое архитектурное сооружение и дополнительные
пристройки в единой стилистике.
Тема 2.14. «Композиция». Ватман. Восковые мелки.
Теория: Совместная работа Братьев – Мастеров.
Практика: Графическая композиция.
Раздел 3. «Реальность и фантазия»
Тема 3.1. «Зарисовки человеческого тела». Этюд. Карандаш.
Теория: Компоновка. Строение и пропорции человеческого тела. Манера исполнения.
Шкала тоновых градаций.
Практика: Работа под диктовку.
Тема 3.2. «Мои друзья». Работа по фотоматериалам. Гуашь.
Теория: Компоновка. Манера исполнения.
Практика: Самостоятельное выполнение работы по фотоматериалам. Манера письма
гуашью «от пятна» и «наложение»
Тема 3.3. «Птицы». Работа по фотоматериалам. Фломастеры.
Теория: Строение и пропорции. Компоновка предметов. Цветовое решение. Усиление
главных элементов.
Практика: Выполнение работы в графической манере.
Тема 3.4. «Фантастическое существо». Работа с натуры. Гуашь.
Теория: Приемы фантазирования. Компоновка предметов. Цветовое решение.
Практика: Компоновка предметов. Цветовое решение. Усиление главных элементов.
Тема 3.5. «Фантастические постройки». Живопись. Гуашь.
Теория: Приемы фантазирования. Цветовое решение.
Практика: Компоновка и построение предметов. Определение освещенных и теневых
участков. Выполнение работы в цвете.
Тема 3.6. «Русский костюм». Эскиз. Аппликация. Цветная бумага.
Теория: История и назначение одежды.
Практика: Выполнение работы в аппликативной манере.
Тема 3.7. «Морские раковины. Постройка и реальность». Бумажный рельеф.
Белая бумага.
Теория: Варианты построения бумажного рельефа.
Практика: Вычерчивание полосок из бумаги, склеивание. Выполнение объемной
композиции.
Тема 3.8. «Дом звездочета». Скульптура. Пластилин.
Теория: Варианты изображения построек. Ориентир на геометрические тела.
Практика: Выполнение скульптуры.
Тема 3.9. «Творческое задание». Материал на выбор.
Теория: Братья-Мастера работают вместе.
Практика: Выбор композиции. Компоновка в листе. Выполнение фона в живописной
8
манере. Цветовое решение композиции. Выявление главных элементов живописными
средствами выразительности.
Раздел 4. «О чем говорит искусство».
Тема 4.1. «Женский образ». Бумага, гуашь.
Теория: Выражение характера человека в изображении.
Практика: Выполнение живописного портрета.
Тема 4.2. «Мужской образ». Гуашь. Бумага.
Теория: Выражение характера человека в изображении
Практика: Выполнение задания в живописной технике, доработка печатью.
Тема 4.3. «Сказочные персонажи». Скульптурный пластилин.
Теория: Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
Практика: Слепить сказочного персонажа с ярким характером.
Тема 4.4. «Костюмы сказочных персонажей». Цветная бумага, фломастеры.
Теория: Выражение характера человека через украшение.
Практика: Нарисовать эскиз костюма сказочного персонажа.
Тема 4.5. «Замок». Бумага.
Теория: Выражение характера через конструкцию, декор. Связь облика здания с его
назначением.
Практика: конструирование в технике бумажная пластика.
Тема 4.6. «Какие бывают дворцы». Бумага, фломастеры.
Теория: Выражение характера постройки через конструкцию, декор.
Практика: Изображение дворцов, с опорой на фотографию, фактуризация
Тема 4.7. «Образ корабля». Скульптурный рельеф. Скульптурный пластилин,
картон.
Теория: Выражение намерений через украшение, декор.
Практика: Выполнение в аппликативной технике облика корабля с узнаваемым
характером.
Тема 4.8. «Хозяин дома». Художественный материал на выбор.
Теория: В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли,
настроение, свое отношение к миру.
Практика: Сделать изображение хозяина и его жилища.
Раздел 5. «Как говорит искусство».
Тема 5.1. «Упражнение». Бумага. Акварель.
Теория: Цвет как средство выражения. Холодные цвета.
Практика: Упражнение под диктовку. Цветовое решение композиции в холодной цветовой
гамме
Тема 5.2. «Подводный мир». Акварель.
Теория: Цвет как средство выражения. Холодные цвета.
Практика: Нарисовать реку и ее обитателей пользуясь цветом как средством выражения.
Выявление главных элементов живописными средствами выразительности.
Тема 5.3. «Свеча». Живопись. Акварель.
Теория: Цвет как средство выражения. Теплые цвета.
Практика: Нарисовать под диктовку горящую свечу, пользуясь цветом как средством
выражения. Выявление главных элементов живописными средствами выразительности.
Тема 5.4. «Весенний пейзаж». Живопись. Акварель.
9
Теория: Цвет как средство выражения, глухие цвета.
Практика: Нарисовать весенний пейзаж, пользуясь цветом как средством выражения.
Выявление главных элементов живописными средствами выразительности.
Тема 5.5. «Огневушка-Поскакушка». Живописная композиция, акварель.
Теория: Цвет как средство выражения, звонкие цвета.
Практика: Нарисовать живописную иллюстрацию с учетом выразительности звонких
цветов.
Тема 5.6. «Прически принцесс». Графика. Карандаш.
Теория: Линия как средство выражения. Ритм линий.
Практика: Опираясь на фотографии изобразить 6 портретов принцесс с акцентом на
прическу. Штриховка.
Тема 5.7. «Город сладкоежек». Ватман, фломастеры.
Теория: Линия как средство выражения. Характер линий.
Практика: Сочинить изображение города сладкоежек. Фактуризация.
Тема 5.8. «Силуэтная композиция». Тушь, перо, кисть.
Теория: Пятно как средство выражения.
Практика: Нарисовать композицию тушью. Главное выделить графическим пятном
Тема 5.9. «Стая». Цветная бумага.
Теория: Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Практика: Выполнение композиции из цветной бумаги.
Тема 5.10. «Дон Кихот и Санчо». Скульптура. Скульптурный пластилин.
Теория: Пропорции выражают характер.
Практика: Лепим фигуры разноформатных героев, работа в паре.
Тема 5.11. «Весна». Бумага, смешанная техника.
Теория: Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности для художника.
Практика: Рисуем по живописному подмалевку.
Календарно-тематический план на 2024-2025 учебный год
2 год обучения (группа 3)
№
Дата
Форма
занятия
Кол-во
часов
теор практ
1.
04.09.2024 Практическое
занятие
0,5
1,5
2.
05.09.2024 Практическое
занятие
11.09.2024 Практическое
занятие
0,5
1,5
0,5
1,5
12.09.2024 Практическое
занятие
18.09.2024 Практическое
занятие
19.09.2024 Практическое
занятие
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
3.
4.
5.
6.
Тема
занятия
Форма
контроля
Инструктаж по ТБ
«Три основных цвета. Цветы
с натуры».
«Составные цвета. Пейзаж с
добавлением белой краски.»
«Составные цвета. Пейзаж с
добавлением
черной
краски».
«Акварель. Осенние листья».
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
«Акварель. Корабль».
Пед.наблюдение,
выставки
«Пастель и восковые мелки. Пед.наблюдение,
Натюрморт с ракушкой»
выставки
10
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
25.09.2024 Практическое
занятие
26.09.2024 Практическое
занятие
02.10.2024 Практическое
занятие
03.10.2024 Практическое
занятие
09.10.2024 Практическое
занятие
10.10.2024 Практическое
занятие
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
16.10.2024 Практическое
занятие
17.10.2024 Практическое
занятие
0,5
1,5
0,5
1,5
23.10.2024 Практическое
занятие
24.10.2024 Практическое
занятие
30.10.2024 Практическое
занятие
31.10.2024 Практическое
занятие
06.11.2024 Практическое
занятие
07.11.2024 Практическое
занятие
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
13.11.2024 Практическое
занятие
14.11.2024 Практическое
занятие
20.11.2024 Практическое
занятие
21.11.2024 Практическое
занятие
27.11.2024 Практическое
занятие
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
28.11.2024 Практическое
занятие
04.12.2024 Практическое
занятие
05.12.2024 Практическое
занятие
11.12.2024 Практическое
занятие
12.12.2024 Практическое
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
«Пастель и восковые мелки.
Бабочки».
«Аппликация.
Движение
осенних листьев».
«Аппликация.
Создание
орнаментов».
«Графические
материалы.
Зимний лес».
«Графические
материалы.
Неведомый мир».
«Материалы для работы в
объеме. Животные нашего
зоопарка».
«Материалы для работы в
объеме. Птица»
«Материалы для работы в
объеме. Макет палат Медной
Горы Хозяйки».
Портрет Медной Горы
Хозяйки. Смешанная техника
«Мастер
Изображения.
Пейзаж. Акварель».
«По мотивам уральских
легенд».
«Растения. Тушь».
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
«Пластилин.
Рельефы. Пед.наблюдение,
Пермский звериный стиль»
выставки
«Мастер
украшения. Пед.наблюдение,
Орнамент из природных выставки
форм. Прялки».
«Уральские
сундуки. Пед.наблюдение,
Стилизация»
выставки
«Лепные изразцы. Фактура. Пед.наблюдение,
Рельеф».
выставки
«Уральский
костюм. Пед.наблюдение,
Цветная бумага».
выставки
«Кружевной
кокошник. Пед.наблюдение,
Фломастеры».
выставки
«Мастер постройки. Домики, Пед.наблюдение,
которые
построила выставки
природа».
«Дом снаружи и внутри».
Пед.наблюдение,
выставки
«Все имеет свое строение. Пед.наблюдение,
Бумажная пластика».
выставки
«Строим
город
из Пед.наблюдение,
пластилина».
выставки
«Совместная работа Братьев Пед.наблюдение,
– Мастеров. Композиция».
выставки
«Изображение и реальность. Пед.наблюдение,
11
31.
32.
33.
34.
занятие
18.12.2024 Практическое
занятие
19.12.2024 Практическое
занятие
25.12.2024 Практическое
занятие
26.12.2024 Практическое
занятие
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
35.
28.12.2024 Практическое
занятие
0,5
1,5
36.
09.01.2025 Практическое
занятие
15.01.2025 Практическое
занятие
16.01.2025 Практическое
занятие
22.01.2025 Практическое
занятие
23.01.2025 Практическое
занятие
29.01.2025 Практическое
занятие
30.01.2025 Практическое
занятие
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
05.02.2025 Практическое
занятие
06.02.2025 Практическое
занятие
12.02.2025 Практическое
занятие
13.02.2025 Практическое
занятие
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
47.
19.02.2025 Практическое
занятие
0,5
1,5
48.
20.02.2025 Практическое
занятие
0,5
1,5
49.
26.02.2025 Практическое
занятие
0,5
1,5
50.
27.02.2025 Практическое
занятие
0,5
1,5
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
Мои друзья».
«Птицы.
Строение
и
пропорции».
«Фантастическое существо».
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
«Фантастические
Пед.наблюдение,
постройки».
выставки
«Украшение и фантазия. Пед.наблюдение,
Русский
костюм. выставки
Аппликация».
Инструктаж по ТБ
Пед.наблюдение,
«Постройка и реальность выставки
Морские раковины».
«Постройка и фантазия. Дом Пед.наблюдение,
Звездочета».
выставки
«Братья – Мастера работают Пед.наблюдение,
вместе. Творческое задание» выставки
«Изображение и реальность. Пед.наблюдение,
Мои друзья».
выставки
«Птицы.
Строение
и Пед.наблюдение,
пропорции».
выставки
«Фантастическое существо». Пед.наблюдение,
выставки
«Фантастические
Пед.наблюдение,
постройки».
выставки
«Украшение и фантазия. Пед.наблюдение,
Русский
костюм. выставки
Аппликация»
«Постройка и реальность Пед.наблюдение,
Морские раковины».
выставки
«Постройка и фантазия. Дом Пед.наблюдение,
Звездочета».
выставки
«Братья – Мастера работают Пед.наблюдение,
вместе. Творческое задание» выставки
«Выражение
характера Пед.наблюдение,
человека в изображении. выставки
Женский образ».
«Выражение
характера Пед.наблюдение,
человека в изображении. выставки
Мужской образ».
«Образ человека и его Пед.наблюдение,
характер, выраженный в выставки
объеме.
Сказочные
персонажи».
«Выражение
характера Пед.наблюдение,
человека через украшение. выставки
Костюмы
сказочных
персонажей».
«Выражение характера через Пед.наблюдение,
конструкцию, декор. Образ выставки
здания и его назначение».
12
05.03.2025 Практическое
занятие
06.03.2025 Практическое
занятие
0,5
1,5
0,5
1,5
53.
12.03.2025 Практическое
занятие
0,5
1,5
54.
13.03.2025 Практическое
занятие
19.03.2025 Практическое
занятие
20.03.2025 Практическое
занятие
26.03.2025 Практическое
занятие
27.03.2025 Практическое
занятие
02.04.2025 Практическое
занятие
03.04.2025 Практическое
занятие
09.03.2025 Практическое
занятие
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
10.04.2025 Практическое
занятие
16.04.2025 Практическое
занятие
0,5
1,5
0,5
1,5
17.04.2025 Практическое
занятие
23.04.2025 Практическое
занятие
0,5
1,5
0,5
1,5
66.
24.04.2025 Практическое
занятие
0,5
1,5
67.
26.04.2025 Практическое
занятие
0,5
1,5
68.
30.04.2025 Практическое
занятие
0,5
1,5
69.
07.05.2025 Практическое
занятие
0,5
1,5
70.
14.05.2025 Практическое
занятие
0,5
1,5
51.
52.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
«Какие бывают дворцы».
Пед.наблюдение,
выставки
«Выражение
намерений Пед.наблюдение,
через украшение. Образ выставки
корабля».
«В изображении, украшении Пед.наблюдение,
и
постройке
человек выставки
выражает свое отношение к
миру. Хозяин дома».
«Как говорит искусство»
Пед.наблюдение,
выставки
«Цвет
как
средство Пед.наблюдение,
выражения. Холодные цвета» выставки
«Холодные
цвета. Пед.наблюдение,
Подводный мир».
выставки
«Теплые цвета. Свеча».
Пед.наблюдение,
выставки
«Контраст
гамм. Пед.наблюдение,
Композиция»
выставки
«Глухие цвета. Весенний Пед.наблюдение,
пейзаж».
выставки
«Звонкие
цвета. Пед.наблюдение,
«Огневушка-Поскакушка».
выставки
«Линия
как
средство Пед.наблюдение,
выражения. Ритм линий. выставки
Прически принцесс».
«Характер линий. Город Пед.наблюдение,
сладкоежек».
выставки
«Пятно
как
средство Пед.наблюдение,
выражения.
Силуэтная выставки
композиция».
«Ритм пятен. Стая».
Пед.наблюдение,
выставки
«Пропорции
выражают Пед.наблюдение,
характер. Дон Кихот и выставки
Санчо. Скульптура».
«Ритм линий и пятен, цвет, Пед.наблюдение,
пропорции
–
средства выставки
выразительности. Весна».
«Выражение
характера Пед.наблюдение,
человека в изображении. выставки
Женский образ».
«Выражение
характера Пед.наблюдение,
человека в изображении. выставки
Мужской образ».
«Образ человека и его Пед.наблюдение,
характер, выраженный в выставки
объеме.
Сказочные
персонажи».
«Выражение характера
Пед.наблюдение,
человека через украшение.
выставки
13
71.
15.05.2025 Практическое
занятие
0,5
1,5
72.
15.05.2025 Практическое
занятие
0,5
1,5
73.
17.05.2025 Практическое
занятие
0,5
1,5
74.
22.05.2025 Практическое
занятие
0,5
1,5
75.
28.05.2025 Практическое
занятие
0,5
1,5
76.
29.05.2025 Практическое
занятие
0,5
1,5
Итого:
Костюмы сказочных
персонажей».
«Выражение характера
человека через украшение.
Костюмы сказочных
персонажей».
«Выражение характера
человека через украшение.
Костюмы сказочных
персонажей».
«Выражение характера
человека через украшение.
Костюмы сказочных
персонажей».
«Выражение характера
человека через украшение.
Костюмы сказочных
персонажей».
«Выражение характера
человека через украшение.
Костюмы сказочных
персонажей».
«Выражение характера
человека через украшение.
Костюмы сказочных
персонажей».
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
38 114
152ч.
Календарно-тематический план на 2024-2025 учебный год
2 год обучения (группа 4)
№
п.п
Дата
Форма
занятия
Кол-во
часов
теор практ
1.
03.09.2024 Практическое
занятие
0,5
1,5
2.
04.09.2024 Практическое
занятие
10.09.2024 Практическое
занятие
11.09.2024 Практическое
занятие
17.09.2024 Практическое
занятие
18.09.2024 Практическое
занятие
24.09.2024 Практическое
занятие
25.09.2024 Практическое
занятие
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Тема
занятия
Форма
контроля
Инструктаж ТБ
«Три основных цвета. Цветы
с натуры».
«Составные цвета. Пейзаж с
добавлением белой краски.»
«Составные цвета. Пейзуж с
добавлением черной краски».
«Акварель.
Осенние листья».
«Акварель. Корабль».
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
«Пастель и восковые мелки. Пед.наблюдение,
Натюрморт с ракушкой»
выставки
«Пастель и восковые мелки. Пед.наблюдение,
Бабочки».
выставки
«Аппликация.
Движение Пед.наблюдение,
осенних листьев».
выставки
14
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
01.10.2024 Практическое
занятие
02.10.2024 Практическое
занятие
08.10.2024 Практическое
занятие
09.10.2024 Практическое
занятие
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
15.10.2024 Практическое
занятие
16.10.2024 Практическое
занятие
0,5
1,5
0,5
1,5
22.10.2024 Практическое
занятие
23.10.2024 Практическое
занятие
29.10.2024 Практическое
занятие
30.10.2024 Практическое
занятие
05.11.2024 Практическое
занятие
06.11.2024 Практическое
занятие
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
12.11.2024 Практическое
занятие
13.11.2024 Практическое
занятие
19.11.2024 Практическое
занятие
20.11.2024 Практическое
занятие
26.11.2024 Практическое
занятие
27.11.2024 Практическое
занятие
03.12.2024 Практическое
занятие
04.12.2024 Практическое
занятие
10.12.2024 Практическое
занятие
11.12.2024 Практическое
занятие
17.12.2024 Практическое
занятие
18.12.2024 Практическое
занятие
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
«Аппликация.
Создание
орнаментов».
«Графические
материалы.
Зимний лес».
«Графические
материалы.
Неведомый мир».
«Материалы для работы в
объеме. Животные нашего
зоопарка».
«Материалы для работы в
объеме. Птица»
«Материалы для работы в
объеме. Макет палат Медной
Горы Хозяйки».
«Портрет Медной Горы
Хозяйки Смешанная техника»
«Мастер
Изображения.
Пейзаж. Акварель».
«По мотивам уральских
легенд».
«Растения. Тушь».
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
«Пластилин.
Рельефы. Пед.наблюдение,
Пермский звериный стиль".
выставки
«Мастер
украшения. Пед.наблюдение,
Орнамент из природных выставки
форм. Прялки».
«Уральские
сундуки. Пед.наблюдение,
Стилизация»
выставки
«Лепные изразцы. Фактура. Пед.наблюдение,
Рельеф».
выставки
«Уральский костюм. Цветная Пед.наблюдение,
бумага».
выставки
«Кружевной
кокошник. Пед.наблюдение,
Фломастеры».
выставки
«Мастер постройки. Домики, Пед.наблюдение,
которые построила природа». выставки
«Дом снаружи и внутри».
Пед.наблюдение,
выставки
«Все имеет свое строение. Пед.наблюдение,
Бумажная пластика».
выставки
«Строим
город
из Пед.наблюдение,
пластилина».
выставки
«Совместная работа Братьев Пед.наблюдение,
– Мастеров. Композиция».
выставки
«Изображение и реальность. Пед.наблюдение,
Мои друзья».
выставки
«Птицы.
Строение
и Пед.наблюдение,
пропорции».
выставки
«Фантастическое существо». Пед.наблюдение,
выставки
15
24.12.2024 Практическое
занятие
25.12.2024 Практическое
занятие
0,5
1,5
0,5
1,5
35.
30.12.2024 Практическое
занятие
0,5
1,5
36.
14.01.2025 Практическое
занятие
0,5
1,5
37.
15.01.2025 Практическое
занятие
21.01.2025 Практическое
занятие
22.01.2025 Практическое
занятие
28.01.2025 Практическое
занятие
29.01.2025 Практическое
занятие
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
04.02.2025 Практическое
занятие
05.02.2025 Практическое
занятие
11.02.2025 Практическое
занятие
12.02.2025 Практическое
занятие
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
46.
18.02.2025 Практическое
занятие
0,5
1,5
47.
19.02.2025 Практическое
занятие
0,5
1,5
48.
25.02.2025 Практическое
занятие
0,5
1,5
49.
26.02.2025 Практическое
занятие
0,5
1,5
50.
04.03.2025 Практическое
занятие
05.03.2025 Практическое
занятие
0,5
1,5
0,5
1,5
33.
34.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
51.
«Фантастические
постройки».
«Украшение и фантазия.
Русский
костюм.
Аппликация».
«Постройка и реальность
Морские раковины».
«Постройка и фантазия. Дом
Звездочета».
Инструктаж ТБ
«Братья –Мастера работают
вместе. Творческое задание».
«Изображение и реальность.
Мои друзья».
«Птицы.
Строение
и
пропорции».
«Фантастическое существо».
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
фантазия. Пед.наблюдение,
костюм. выставки
«Фантастические
постройки».
«Украшение и
Русский
Аппликация».
«Постройка и реальность
Морские раковины».
«Постройка и фантазия. Дом
Звездочета».
«Братья –Мастера работают
вместе. Творческое задание».
«Выражение
характера
человека в изображении.
Женский образ».
«Выражение
характера
человека в изображении.
Мужской образ».
«Образ человека и его
характер, выраженный в
объеме.
Сказочные
персонажи».
«Выражение
характера
человека через украшение.
Костюмы
сказочных
персонажей».
«Выражение характера через
конструкцию, декор. Образ
здания и его назначение».
«Какие бывают дворцы».
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
«Выражение
намерений Пед.наблюдение,
через украшение. Образ выставки
корабля».
16
52.
11.03.2025 Практическое
занятие
0,5
1,5
53.
12.03.2025 Практическое
занятие
15.03.2025 Практическое
занятие
0,5
1,5
0,5
1,5
18.03.2025 Практическое
занятие
19.03.2025 Практическое
занятие
25.03.2025 Практическое
занятие
26.03.2025 Практическое
занятие
01.04.2025 Практическое
занятие
02.04.2025 Практическое
занятие
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
0,5
1,5
08.04.2025 Практическое
занятие
09.04.2025 Практическое
занятие
0,5
1,5
0,5
1,5
15.04.2025 Практическое
занятие
16.04.2025 Практическое
занятие
0,5
1,5
0,5
1,5
65.
22.04.2025 Практическое
занятие
0,5
1,5
66.
23.04.2025 Практическое
занятие
0,5
1,5
67.
29.04.2025 Практическое
занятие
0,5
1,5
68.
30.04.2025 Практическое
занятие
0,5
1,5
69.
06.05.2025 Практическое
занятие
0,5
1,5
70.
07.05.2025 Практическое
занятие
0,5
1,5
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
«В изображении, украшении
и постройке человек
выражает свое отношение к
миру. Хозяин дома».
«Как говорит искусство»
Пед.наблюдение,
выставки
Пед.наблюдение,
выставки
средство Пед.наблюдение,
Холодные выставки
«Цвет
как
выражения.
цвета».
«Холодные
цвета. Пед.наблюдение,
Подводный мир».
выставки
«Теплые цвета. Свеча».
Пед.наблюдение,
выставки
«Контраст
гамм. Пед.наблюдение,
Композиция».
выставки
«Глухие цвета. Весенний Пед.наблюдение,
пейзаж».
выставки
«Звонкие цвета. «Огневушка- Пед.наблюдение,
Поскакушка».
выставки
«Линия
как
средство Пед.наблюдение,
выражения. Ритм линий. выставки
Прически принцесс».
«Характер линий. Город Пед.наблюдение,
сладкоежек».
выставки
«Пятно
как
средство Пед.наблюдение,
выражения.
Силуэтная выставки
композиция».
«Ритм пятен. Стая».
Пед.наблюдение,
выставки
«Пропорции
выражают Пед.наблюдение,
характер. Дон Кихот и Санчо. выставки
Скульптура».
«Ритм линий и пятен, цвет, Пед.наблюдение,
пропорции
–
средства выставки
выразительности. Весна».
«Выражение
характера Пед.наблюдение,
человека в изображении. выставки
Женский образ».
«Выражение
характера Пед.наблюдение,
человека в изображении. выставки
Мужской образ».
«Образ человека и его Пед.наблюдение,
характер, выраженный в выставки
объеме.
Сказочные
персонажи».
«Выражение
характера Пед.наблюдение,
человека через украшение. выставки
Костюмы
сказочных
персонажей».
«Выражение
характера Пед.наблюдение,
человека через украшение. выставки
17
71.
13.05.2025 Практическое
занятие
0,5
1,5
72.
14.05.2025 Практическое
занятие
0,5
1,5
73.
20.05.2025 Практическое
занятие
0,5
1,5
74.
21.05.2025 Практическое
занятие
0,5
1,5
75.
27.05.2025 Практическое
занятие
0,5
1,5
76.
28.05.2025 Практическое
занятие
0,5
1,5
Итого:
Костюмы
персонажей».
«Выражение
человека через
Костюмы
персонажей».
«Выражение
человека через
Костюмы
персонажей».
«Выражение
человека через
Костюмы
персонажей».
«Выражение
человека через
Костюмы
персонажей».
«Выражение
человека через
Костюмы
персонажей».
«Выражение
человека через
Костюмы
персонажей».
сказочных
характера Пед.наблюдение,
украшение. выставки
сказочных
характера Пед.наблюдение,
украшение. выставки
сказочных
характера Пед.наблюдение,
украшение. выставки
сказочных
характера Пед.наблюдение,
украшение. выставки
сказочных
характера Пед.наблюдение,
украшение. выставки
сказочных
характера Пед.наблюдение,
украшение. выставки
сказочных
38 114
152 ч.
6. Условия реализации программы
М
1.
а Стул ученический (22 штук на группу)
2.
т Столы ученические – 7 парт, 10 индивидуальных столов;
3.
е Мольберты – 19 шт.
4.
р Шкафы (для хранения материалов и инструментов); витрины, планшеты (для
демонстрации
выполненных работ);
и
5.
а Наглядные пособия;
6.
л Натурный фонд.
7.
ь Музыкальный центр для прослушивания музыкальных композиций;
8.
н Компьютер.
о
К
В реализации
общеразвивающей программы аучаствует 1 специалист:
т
Щипицына
Любовь Евгеньевна, педагог дополнительного
образования.
е
д
Квалификационная
категория - первая.
х
р
Образование:
Высшее
н
о
Уральский
и государственный университет им.вА. М. Горького, 1997 год
Специальность
- культуролог
ч
о
Квалификация
– преподаватель истории и теории
культуры.
е
е
18
с
к
о
о
б
е
е
Педагогический стаж работы – 29 лет, по специальности – 29 лет, в данном учреждении - 24
года.
19
7. Список литературы
Список литературы для педагога:
1.
Адамчик М.В. Архитектура. Краткий справочник. - Минск: ООО «Харвест», 2003 г.
2.
Ардах Филипп. Мифы и легенды древних греков. - М.: Изд-во «Эгмонт Россия Лтд.»,
1997 г.
3.
Афонькин С.Ю., Афонькина А.С. Орнаменты народов мира – С - Петербург,
Кристалл.1998 г.
4.
Выготский Л.С. Психология развития ребёнка, - М, ЭКСМО, 2003 г.
5.
Горбичевский А. Дорический ордер. Архитектура СССР- 1989-№4- с. 92.
6.
Горбичевский А. Ионический ордер. Архитектура СССР- 1989-№5- с. 86.
7.
Горбичевский А. Коринфский ордер. Архитектура СССР- 1989- №6 - с.94.
8.
Гутнов А.Э., Глазычев В.Л. Мир архитектуры – М., Молодая гвардия. 1990 г.
9.
Джулиан Фриман. История искусства. - М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во
АСТ», 2003 г.
10. Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир! - М. «Просвещение», 1993.
11. Дэвид Салариа, Фиона Макдональд. Города, горожане и цивилизации. - М., «Росмэн»,
1994г.
12. Дэвид Салариа, Фиона Макдональд. Жилища: хижины, дома, дворцы. - М., «Росмэн»,
1995г.
13. Дэвид Салариа, Жаклин Морли. Одежда для работы и отдыха. -М., «Росмэн», 1994 г.
14. Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 классы. - М., «Просвещение»,
2015 г.
15. Кон И. Психология самостоятельности. Знание - сила - 1985-№7-с.43.
16. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. - М.
«Просвещение», 1987.
17. Психология процессов художественного творчества. - Ленинград «Наука», 1980.
18. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика. - Ижевск,
1992.
19. Союз художников СССР. Академия педагогических наук СССР. Педагогика
искусства и школа. - М. 1982.
20. Советский энциклопедический словарь. – «Советская энциклопедия» - М. 1981.
21. Уч. пособие «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно –
прикладного искусства». – М., «Мозаика – синтез», 1997 г.
22. Хилари Френч. История архитектуры. - М.:ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во
АСТ», 2002 г.
Список литературы для обучающихся:
Серия «Узнай мир»:
1. Афонькин С.Ю./Знакомьтесь: Европа. - СПб.: «БКК», 2009.
2. Афонькин С.Ю./Религии мира. - СПб.: «БКК», 2012.
3. Деревенский Б.Г./Древний Рим - СПб.: «БКК», 2010.
4. Дунаева Ю.А./Бабочки. - СПб.: «БКК», 2010.
5. Дунаева Ю.А./Животные из Красной книги. - СПб.: «БКК», 2012.
20