Рабочая программа_Росток_4 год обучения

Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………………………..3
Цель и задачи рабочей программы 4 года обучения ...............................................................3
Планируемые результаты 4 год обучения. ...............................................................................4
Содержание учебного плана 4 год обучения ............................................................................5
Календарно-тематический план на 2024-2025 учебный год ..................................................8
Материально-техническое обеспечение .................................................................................11
Кадровое обеспечение ..............................................................................................................11
Список литературы для педагога .............................................................................................13
Список литературы для обучающихся ....................................................................................13

2

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Росток».
Направленность рабочей программы - художественная.
Уровень рабочей программы: базовый
Адресат программы: обучающиеся 10 - 11 лет.
Количество обучающихся в группе: 12-18 человек.
Объем и срок освоения рабочей программы: 4 год обучения, 152 часа в год
Периодичность и продолжительность занятий: 2 раза в неделю по 2 часа на группу, 1 час
равен 45 минутам.
Форма обучения: групповая.
Виды занятий: беседа, практическое занятие.
Формы подведения результатов: просмотры работ.
Особенности организации образовательной деятельности:
группы формируются из обучающихся одного возраста; состав группы постоянный,
специального отбора в группы не проводится.
Учебный год начинается с 01сентября (группа №7).
Рабочую программу реализует педагог дополнительного образования.
Рабочая программа «Росток» реализуется в течение всего учебного года, включая
каникулярное время.
Цель и задачи рабочей программы 4 года обучения
1.2. Цель и задачи программы
Цель: развитие творческих способностей детей, способных к самовыражению через
овладение средствами изобразительного искусства.
Задачи:
Обучающие:
- знакомить с видами и особенностями жанров изобразительного искусства;
- знакомить со специальными терминами и понятиями, необходимыми для рисования;
- знакомить с основными законами цветообразования;
- обучать основным техникам и приемам графики;
- обучать использовать различные художественные материалы;
- изучать основные закономерности размещения элементов композиции;
- изучать правила использования кроющих (гуашевых) и акварельных красок;
- формировать навыки безопасного использования инструментов и приспособлений.
Развивающие:
- развивать умение выразить свое отношение к произведению искусства;
- способствовать развитию, внимания, наблюдательности, творческого воображения
и фантазии;
- способствовать развитию исследовательских и логических учебных действий:
наблюдения, сравнения, анализа, обобщения.
Воспитательные:
- прививать уважительное отношение к сверстникам и взрослым;
3

- воспитывать эстетический вкус;
- воспитывать уважение к культурным традициям города и страны;
- формировать навыки поведения в творческом коллективе;
- формировать навыки совместного творчества.
Планируемые результаты 4 год обучения.
Метапредметные:
- получен навык самоорганизации и самоконтроля;
- получен опыт использования наблюдения для применения в своей практической
работе;
- приобретен опыт принятия коллективного решения во время проведения просмотра
работ.
Личностные:
- получен навык коллективной работы;
- приобретен позитивный опыт эмоционального наблюдения;
- формируется готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- получено представление о искусстве древних цивилизаций, эмоциональной
отзывчивости в процессе изучения.
Предметные:
- владеет навыком компоновки в листе, при выполнении композиций и зарисовок;
- имеет навык вычерчивания разверток геометрических тел: куба, пирамиды,
усеченной пирамиды, параллелепипеда, цилиндра;
- имеет представление о достижениях искусства разных периодов Древнего мира.
Обучающиеся должны знать:
- в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и
общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в
произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств,
характеризовать их специфику; сформированность представлений о искусстве Древнего мира,
о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
- в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе,
человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах
искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение
эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного);
проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
- в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных
особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных
состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой
деятельности;
в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной
выразительности для передачи замысла в собственной художественной
- деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с
использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
4

Обучающиеся должны научиться:
- работать с гуашью, акварелью; в живописной работе использовать основные и
составные цвета;
- работать в графике, использует тоновые градации, линии, фактуры;
- чертить развертки геометрических тел (куба, пирамиды, усеченной пирамиды,
параллелепипеда);
- лепить объемную скульптуру, скульптурный рельеф;
- составлять орнамент;
- организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность,
выбирать средства для реализации художественного замысла;
- оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и
одногруппников.
Содержание учебного плана 4 год обучения
I.
«Искусство Древнего мира»
1. «Семь чудес света». Зарисовки. Графика.
Теория: Знакомство с памятниками древнего искусства.
Практика:
Составление
композиции,
исполнение
графическими
средствами
выразительности.
2. «Сфинкс». Скульптура. Пластилин.
Теория: Ознакомление с древней скульптурой.
Практика: Выполнение объемной скульптуры.
3. «Храмовая архитектура Древнего Египта». Зарисовки. Карандаш.
Теория: Изучение особенностей храмовой архитектуры Египта
Практика: Зарисовки архитектурных элементов
4. «Врата храма». Макет. Бумага, картон.
Теория: Изучение форм и пропорций. Изучение скульптурных, декоративных элементов.
Практика: Вычерчивание разверток частей врат. Склеивание частей. Выполнение
дополнительных элементов. Соединение частей. Выполнение основы.
5. «Одежда Египтян». Зарисовки. Фломастер.
Теория: Изучение видов одежды египтян.
Практика: Изображение видов одежды египтян.
6. «Мифы Древнего Египта». Композиция. Акварель.
Теория: Знакомство с мифологией.
Практика: Выбор сюжета. Компоновка в листе. Цветовое решение композиции.
7. «Зодчий Хесира». Скульптурный рельеф. Пластилин.
Теория: Изучение скульптурного наследия Древнего Египта. Изучение пропорций фигуры.
Практика: Выполнение методом налепа фигуры зодчего. Выполнение элементов одежды,
прически, инструментов зодчего.
8. «Царский головной убор». Прорезная графика. Бумага.
Теория: Изучение формы, пропорций и составляющих элементов.
Практика: Изображение головы и убора. Выполнение прорезных деталей, наклеивание на
фон.
9. «Орнаменты». Аппликация. Цветная бумага.
Теория: Схемы составления орнаментов.
5

Практика: Выбор мотива. Выполнение деталей, соединение элементов композиции.
10. «Ордерная система». Зарисовки. Графика.
Теория: Ознакомление с системой ордеров.
Практика: Зарисовки элементов ордерной системы.
11. «Храм Ники». Макет. Бумага, картон.
Теория: Ознакомление с памятником Древнего мира.
Практика: Выполнение разверток основных объемов. Склеивание основных объемов.
Выполнение разверток дополнительных объемов и элементов. Склеивание, соединение
деталей макета.
12. «Одежда древних греков». Зарисовки. Фломастеры.
Теория: Изучение видов одежды древних греков.
Практика: Изображение видов одежды древних греков.
13. «Причёски, головные уборы». Зарисовки. Карандаш.
Теория: Изучение причесок и головных уборов греков.
Практика: Изображение причесок и головных уборов греков.
14. «Оружие, доспех». Зарисовки. Карандаш.
Теория: Изучение доспеха и оружия древних греков.
Практика: Изображение доспеха и оружия древних греков.
15. «Древнегреческие воины». Графическая композиция. Тушь, перо.
Теория: Изучение способов компоновки фигур в листе; движения и пропорций.
Практика: Компоновка фигур в листе. Изображение фигур графическими средствами
выразительности. Тоновое решение композиции.
16. «Скульптура Древней Греции». Кариатида. Пластилин.
Теория: Ознакомление с портиком кариатид храма Эрехтейон.
Практика: Выполнение круглой скульптуры на вертикальной основе. Офактуривание,
проработка мелких деталей.
17. «ДПИ Древней Греции». Амфора. Цветная бумага.
Теория: Изучение формы древне-греческой амфоры.
Практика: Выполнение задания в технике аппликации или прорезной графики.
18. «Орнаменты». Цветная бумага.
Теория: Изучение древне-греческих орнаментов.
Практика: Выполнение задания в технике аппликации или прорезной графики.
19. «Герои Эллады». Живописная композиция. Акварель.
Теория: Ознакомление с древне – греческой мифологией.
Практика: Выбор сюжета, составление композиции. Живописное решение фона. Цветовое
решение основных элементов композиции.
20. «Древнегреческий театр». Маска. Бумажная пластика.
Теория: История возникновения театра. Использование и значение масок.
Практика: Методы работы в технике бумажный рельеф. Выполнение маски по собственному
замыслу. Декоративное решение элементов маски.
21. «Архитектура Древнего Рима». Зарисовки. Графика.
Теория: Римская архитектурная ячейка – арка. Виды построек.
Практика: Зарисовки римских построек.
22. «Триумфальная арка». Макет. Бумага, картон.
Теория: Изучение видов арок, их назначения.
6

Практика: Выполнение разверток основных объемов.
Склеивание основных объемов. Выполнение разверток дополнительных объемов.
Склеивание дополнительных объемов. Соединение частей макета.
23. «Римская тога». Линейная графика. Тушь, перо.
Теория: Изучение особенностей римской тоги.
Практика: Изображение мужской и женской тоги.
24. «Римские воины». Композиция. Смешанная техника.
Теория: Изучение видов оружия и доспеха.
Практика: Изображение воинов. Выполнение подмалевка.
Выполнение графической части работы.
25. «Римские геммы». Скульптурный рельеф. Пластилин.
Теория: Ознакомление с видами римской геммы.
Практика: Выбор изображения. Выполнение основных элементов методом налепа.
Офактуривание.
26. «Римский скульптурный портрет». Скульптура. Пластилин.
Теория: Ознакомление с видами скульптурного портрета.
Практика: Выбор изображения. Выполнение основных элементов.
Выполнение частей лица, прически, головного убора.
27. «Фаюмский портрет». Подражание фаюмским мастерам. Гуашь.
Теория: Изучение особенностей изображения лица.
Практика: Компоновка головы в листе, выполнение живописного фона.
Цветовое решение лица, одежды, прически.
II.
Обще художественная подготовка:
1. «Осенний букет». Этюд. Акварель.
Теория: Компоновка. Манера исполнения.
Практика: Работа под диктовку. Манера письма акварелью «от пятна» и «наложение»
2. «Яблоки. Цветы». Работа по фотоматериалам. Акварель.
Теория: Компоновка. Манера исполнения.
Практика: Самостоятельное выполнение работы по фотоматериалам. Манера письма
акварелью «от пятна» и «наложение»
3. «Ветка боярышника. Бабочка боярышница». Работа по фотоматериалам.
Пастель.
Теория: Компоновка предметов. Цветовое решение.
Цветовое решение. Усиление главных элементов.
Практика: Выполнение работ в графической и живописной манерах.
4. «Натюрморт с овощами». Работа с натуры. Пастель.
Теория: Компоновка предметов. Цветовое решение.
Практика: Компоновка предметов. Цветовое решение. Усиление главных элементов.
5. «Умозрительный натюрморт». Графика. Карандаш.
Теория: Компоновка предметов. Цветовое решение.
Практика: Компоновка и построение предметов. Определение освещенных и теневых
участков. Выполнение работы в тоне (штриховка).
6. «Тоновые градации». Композиция. Карандаш.
Теория: Шкала тоновых градаций.
Практика: Выполнение работы в тоне.
7

7. «Куб с открытыми гранями». Макет. Белая бумага.
Теория: Варианты внутреннего пространства куба.
Практика: Вычерчивание развертки куба с открытыми гранями, склеивание.
Выполнение объемной композиции внутреннего пространства куба.
8. Упражнение на совмещение манер письма «от пятна» и «наложение». Акварель.
Теория: Варианты совмещения.
Практика: Выполнение упражнений по образцу.
9. «Весеннее настроение». Композиция с птицами. Акварель.
Теория: Строение птиц. Компоновка. Цветовое решение.
Практика: Выбор композиции. Компоновка в листе. Выполнение фона в живописной манере.
Цветовое решение композиции. Выявление главных элементов живописными средствами
выразительности.
III.
Творческая студия.
Практика: Выполнение работ по собственному замыслу.
IV.
Обобщение темы:
Практика: Просмотр, анализ работ, отбор работ на выставку.
Календарно-тематический план на 2024-2025 учебный год
4 год обучения. (группа 7)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Дата
Месяц

Форма
занятия

03.09.2024 Практическое
занятие
05.09.2024 Практическое
занятие
10.09.2024 Практическое
занятие
12.09.2024 Практическое
занятие
17.09.2024 Практическое
занятие
19.09.2024 Практическое
занятие
24.09.2024 Практическое
занятие
26.09.2024 Практическое
занятие
01.10.2024 Практическое
занятие
03.10.2024 Практическое
занятие
08.10.2024 Практическое
занятие
10.10.2024 Практическое
занятие
15.10.2024 Практическое

Кол-во час
теор

практ

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

0,3

1,57

0,2

1,8

0,3

1,7

0,2

1,8

0,5

1,5

0,3

1,7

0,2

1,8

0,3

1,7

0,2

1,8

1,0

1,0

Тема занятия

Форма контроля

Инструктаж по ТБ
«Осенний букет»
«Яблоки. Цветы».

Пед. наблюдение,
выставки
Пед. наблюдение,
выставки
«Ветка
боярышника. Пед. наблюдение,
Бабочка боярышница».
выставки
«Натюрморт с
Пед. наблюдение,
овощами».
выставки
«Натюрморт с
Пед. наблюдение,
овощами».
выставки
«Умозрительный
Пед. наблюдение,
натюрморт».
выставки
«Умозрительный
Пед. наблюдение,
натюрморт».
выставки
«Тоновые градации».
Пед. наблюдение,
выставки
«Законы цветового
Пед. наблюдение,
круга».
выставки
«Законы цветового
Пед. наблюдение,
круга».
выставки
«Куб с открытыми
Пед. наблюдение,
гранями».
выставки
«Куб с открытыми
Пед. наблюдение,
гранями».
выставки
Обобщение
темы Пед. наблюдение,
8

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38

занятие
17.10.2024 Творческая
студия
22.10.2024 Творческая
студия
24.10.2024 Практическое
занятие
29.10.2024 Практическое
занятие
31.10.2024 Практическое
занятие
05.11.2024 Практическое
занятие
07.11.2024 Практическое
занятие
12.11.2024 Практическое
занятие
14.11.2024 Практическое
занятие
19.11.2024 Практическое
занятие
21.11.2024 Практическое
занятие
26.11.2024 Практическое
занятие
28.11.2024 Практическое
занятие
03.12.2024 Практическое
занятие
05.12.2024 Практическое
занятие
10.12.2024 Практическое
занятие
12.12.2024 Практическое
занятие
17.12.2024 Практическое
занятие
19.12.2024 Практическое
занятие
24.12.2024 Практическое
занятие
26.12.2024 Практическое
занятие
07.01.2025 Практическое
занятие
09.01.2025 Практическое
занятие
14.01.2025 Практическое
занятие
16.01.2025 Практическое
занятие

2,0

четверти.
Творческая студия

2,0

Творческая студия

0,5

1,5

«Семь чудес света».

0,5

1,5

«Сфинкс».

0,5

1,5

0,3

1,7

«Храмовая архитектура
Древнего Египта».
«Врата храма».

0,3

1,7

«Врата храма».

0,2

1,8

«Врата храма».

0,2

1,8

«Врата храма».

0,5

1,5

«Одежда Египтян».

0,3

1,7

0,2

1,8

0,5

1,5

«Мифы
Древнего
Египта».
«Мифы
Древнего
Египта».
«Зодчий Хесира».

0,3

1,7

0,2

1,8

0,5

1,5

0,5

1,5

1,0

1,0

«Царский
головной
убор».
«Царский
головной
убор».
«Орнаменты».

2,0

«Воины
Древнего
Египта»
Обобщение
темы
четверти.
Творческая студия

0,5

1,5

«Ордерная система».

0,3

1,7

«Храм Ники».

0,2

1,8

«Храм Ники».

2,0

«Храм Ники».

0,5

1,5

0,5

1,5

«Одежда
греков».
«Причёски,
уборы».

древних
головные

выставки
Пед. наблюдение,
выставки
Пед. наблюдение,
выставки
Пед. наблюдение,
выставки
Пед. наблюдение,
выставки
Пед. наблюдение,
выставки
Пед. наблюдение,
выставки
Пед. наблюдение,
выставки
Пед. наблюдение,
выставки
Пед. наблюдение,
выставки
Пед. наблюдение,
выставки
Пед. наблюдение,
выставки
Пед. наблюдение,
выставки
Пед. наблюдение,
выставки
Пед. наблюдение,
выставки
Пед. наблюдение,
выставки
Пед. наблюдение,
выставки
Пед. наблюдение,
выставки
Пед. наблюдение,
выставки
Пед. наблюдение,
выставки
Пед. наблюдение,
выставки
Пед. наблюдение,
выставки
Пед. наблюдение,
выставки
Пед. наблюдение,
выставки
Пед. наблюдение,
выставки
Пед. наблюдение,
выставки
9

39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64

21.01.2025 Практическое
занятие
23.01.2025 Практическое
занятие
28.01.2025 Практическое
занятие
30.01.2025 Практическое
занятие
04.02.2025 Практическое
занятие
06.02.2025 Практическое
занятие
11.02.2025 Практическое
занятие
13.02.2025 Практическое
занятие
18.02.2025 Практическое
занятие
20.02.2025 Практическое
занятие
25.02.2025 Практическое
занятие
27.02.2025 Практическое
занятие
04.03.2025 Практическое
занятие
06.03.2025 Практическое
занятие
11.03.2025 Практическое
занятие
13.03.2025 Практическое
занятие
18.03.2025 Практическое
занятие
20.03.2025 Практическое
занятие
25.03.2025 Практическое
занятие
27.03.2025 Практическое
занятие
01.04.2025 Практическое
занятие
03.04.2025 Практическое
занятие
08.04.2025 Практическое
занятие
10.04.2025 Практическое
занятие
15.04.2025 Практическое
занятие
17.04.2025 Практическое

0,5

1,5

«Оружие, доспех».

0,3

1,7

0,2

1,8

0,3

1,7

0,2

1,8

0,5

1,5

«Древнегреческие
воины».
«Древнегреческие
воины».
«Скульптура
Древней
Греции».
«Скульптура
Древней
Греции».
«ДПИ Древней Греции».

0,5

1,5

«Орнаменты».

0,3

1,7

«Герои Эллады».

0,2

1,8

«Герои Эллады».

2,0

«Герои Эллады».

0,3

1,7

0,2

1,8

1,0

1,0

0,5

1,5

«Древнегреческий
театр».
«Древнегреческий
театр».
Обобщение
темы
четверти.
Творческая студия

2,0

Творческая студия

2,0

Творческая студия

0,5

1,5

0,3

1,7

«Архитектура Древнего
Рима».
«Триумфальная арка».

0,2

1,8

«Триумфальная арка».

2,0

«Триумфальная арка».

0,5

1,5

«Римская тога».

0,3

1,7

«Римские воины».

0,2

1,8

«Римские воины».

1,5

«Римские геммы».

0,3

1,7

0,2

1,8

«Римский скульптурный
портрет».
«Римский скульптурный

Пед. наблюдение,
выставки
Пед. наблюдение,
выставки
Пед. наблюдение,
выставки
Пед. наблюдение,
выставки
Пед. наблюдение,
выставки
Пед. наблюдение,
выставки
Пед. наблюдение,
выставки
Пед. наблюдение,
выставки
Пед. наблюдение,
выставки
Пед. наблюдение,
выставки
Пед. наблюдение,
выставки
Пед. наблюдение,
выставки
Пед. наблюдение,
выставки
Пед. наблюдение,
выставки
Пед. наблюдение,
выставки
Пед. наблюдение,
выставки
Пед. наблюдение,
выставки
Пед. наблюдение,
выставки
Пед. наблюдение,
выставки
Пед. наблюдение,
выставки
Пед. наблюдение,
выставки
Пед. наблюдение,
выставки
Пед. наблюдение,
выставки
Пед. наблюдение,
выставки
Пед. наблюдение,
выставки
Пед. наблюдение,
10

65
66
67

занятие
22.04.2025 Практическое
занятие
24.04.2025 Практическое
занятие
29.04.2025 Практическое
занятие

0,3

1,7

0,2

1,8

0,3

1,7

68

01.05.2025 Практическое
занятие

0,2

1,8

69

06.05.2025 Практическое
занятие
08.05.2025 Практическое
занятие
13.05.2025 Практическое
занятие

0,3

1,7

0,2

1,8

0,5

1,5

72

15.05.2025 Практическое
занятие

0,3

1,7

73

20.05.2025 Практическое
занятие

0,2

1,8

74

22.05.2025 Практическое
занятие
27.05.2025 Практическое
занятие
29.05.2025 Практическое
занятие
Итого

0,5

1,5

70
71

75
76

2,0
0,5

1,5

портрет».
«Фаюмский портрет».

выставки
Пед. наблюдение,
выставки
«Фаюмский портрет».
Пед. наблюдение,
выставки
Упражнение
на Пед. наблюдение,
совмещение
манер выставки
письма «от пятна» и
«отрывистый мазок».
Упражнение
на Пед. наблюдение,
совмещение
манер выставки
письма «от пятна» и
«наложение».
«Весеннее настроение». Пед. наблюдение,
Композиция с птицами.
выставки
«Весеннее настроение». Пед. наблюдение,
Композиция с птицами.
выставки
«Весенние
хлопоты Пед. наблюдение,
питомцев».
Домашние выставки
животные
«Весенние
хлопоты Пед. наблюдение,
питомцев».
Домашние выставки
животные
«Весенние
хлопоты Пед. наблюдение,
питомцев».
Домашние выставки
животные
Обобщение
темы Пед. наблюдение,
четверти.
выставки
Посещение мастерской Пед. наблюдение
художника.
Обобщение
темы Пед. наблюдение,
четверти.
выставки

23,5 128,5
152 ч.

6. Условия реализации программы
М
1. Стул ученический (22 штук на группу)
а
2. Столы ученические – 7 парт, 10 индивидуальных
столов;
т
3. Мольберты – 19 шт.
е
4. Шкафы (для хранения материаловр и инструментов); витрины, планшеты (для
демонстрации выполненных работ);
и
5. Наглядные пособия;
а
6. Натурный фонд.
л
7. Музыкальный центр для прослушивания
музыкальных композиций;
ь
8. Компьютер.
н
о
т
11
е
х
н

В реализации общеразвивающей программы участвует 1 специалист:
Щипицына Любовь Евгеньевна, педагог дополнительного образования.
Квалификационная категория - первая.
Образование: Высшее
Уральский государственный университет им. А. М. Горького, 1997 год
Специальность - культуролог
Квалификация – преподаватель истории и теории культуры.
Педагогический стаж работы – 29 лет, по специальности – 29 лет, в данном учреждении - 24
года.

12

7. Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Адамчик М.В. Архитектура. Краткий справочник. - Минск: ООО «Харвест», 2003 г.
2. Ардах Филипп. Мифы и легенды древних греков. - М.: Изд-во «Эгмонт Россия Лтд.», 1997 г.
3. Афонькин С.Ю., Афонькина А.С. Орнаменты народов мира – С - Петербург,
Кристалл.1998 г.
4. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка, - М, ЭКСМО, 2003 г.
5. Горбичевский А. Дорический ордер. Архитектура СССР- 1989-№4- с. 92.
6. Горбичевский А. Ионический ордер. Архитектура СССР- 1989-№5- с. 86.
7. Горбичевский А. Коринфский ордер. Архитектура СССР- 1989- №6 - с.94.
8. Гутнов А.Э., Глазычев В.Л. Мир архитектуры – М., Молодая гвардия. 1990 г.
9. Джулиан Фриман. История искусства. - М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ»,
2003 г.
10. Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир! - М. «Просвещение», 1993.
11. Дэвид Салариа, Фиона Макдональд. Города, горожане и цивилизации. - М., «Росмэн»,
1994г.
12. Дэвид Салариа, Фиона Макдональд. Жилища: хижины, дома, дворцы. - М., «Росмэн»,
1995г.
13. Дэвид Салариа, Жаклин Морли. Одежда для работы и отдыха. -М., «Росмэн», 1994 г.
14. Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 классы. - М., «Просвещение»,
2015 г.
15. Кон И. Психология самостоятельности. Знание - сила - 1985-№7-с.43.
16. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. - М.
«Просвещение», 1987.
17. Психология процессов художественного творчества. - Ленинград «Наука», 1980.
18. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика. - Ижевск, 1992.
19. Союз художников СССР. Академия педагогических наук СССР. Педагогика искусства и
школа. - М. 1982.
20. Советский энциклопедический словарь. – «Советская энциклопедия» - М. 1981.
21. Уч. пособие «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно –
прикладного искусства». – М., «Мозаика – синтез», 1997 г.
22. Хилари Френч. История архитектуры. - М.:ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ»,
2002 г.
Список литературы для обучающихся:
Серия «Узнай мир»:
1. Афонькин С.Ю./Знакомьтесь: Европа. - СПб.: «БКК», 2009.
2. Афонькин С.Ю./Религии мира. - СПб.: «БКК», 2012.
3. Деревенский Б.Г./Древний Рим - СПб.: «БКК», 2010.
4. Дунаева Ю.А./Бабочки. - СПб.: «БКК», 2010.
5. Дунаева Ю.А./Животные из Красной книги. - СПб.: «БКК», 2012.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».