Содержание
Наименование
Стр.
1.
Пояснительная записка
3
2.
Цель и задачи программы 5 года обучения
3
3.
Планируемый результат 5 года
4
4.
Содержание программы 5 года обучения
4
5.
Календарно-тематический план 5 года обучения
6
6.
Условия реализации программы
10
7.
Список литературы
11
Приложения
12
2
1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Современная хореография».
Направленность рабочей программы - художественная.
Уровень рабочей программы: базовый
Адресат программы: обучающиеся 17-18 лет.
Количество обучающихся в группе: 15 человек.
Объем и срок освоения рабочей программы. 5 год обучения, 152 часа в год.
Периодичность и продолжительность занятий: 2 раза в неделю по 2 часа на группу, 1 час
равен 45 минутам.
Форма обучения: групповая.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, тренинг, открытое занятие.
Форма подведения результатов: педагогическое наблюдение, упражнения, открытое
занятие, отчётный концерт.
Особенности организации образовательной деятельности:
группы формируются из обучающихся одного возраста; состав группы постоянный,
специального отбора в группы не проводится.
Учебный год начинается с 1 сентября.
Рабочую программу реализует педагог дополнительного образования и
концертмейстер.
Рабочая программа «Современная хореография» реализуется в течение всего учебного
года, включая каникулярное время.
2. Цель и задачи рабочей программы
Цель: формирование у подростков вкуса и системы ценностей в восприятии
современной культуры, ознакомление воспитанников с различными стилями исполнения
современного танца.
Задачи:
Обучающие:
- обучить основам современного танца;
- обучить основам народного танца;
- изучить историю развития хореографического искусства.
Развивающие:
- развивать мышечный аппарат, осанку, стопы, координацию, музыкально-двигательную
память, физическую выносливость и силу;
- укрепление здоровья обучающихся путём повышения уровня их физических
возможностей;
- развивать память, внимание, творческое мышление.
Воспитательные:
- воспитать умение распознавать «прекрасное» и «безобразное» в общем потоке
современной индустрии;
- воспитать культуру исполенения современного танца;
- привить бытовую и сценическую культуру.
3
3. Планируемые результаты
5 год обучения
Личностные:
- формирование эстетической и художественной культуры;
- стремление развиваться самостоятельно;
- развитие навыков исполнения танцев разных жанров.
Метапредметные:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления в разных формах и видах хореографии.
Предметные:
- формирование знаний о роли хореографии для укрепления здоровья (физического,
социального и психического), о положительном влиянии танца на развитие человека
(физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о хореографии и здоровье как
факторах успешной учёбы и социализации.
4. Содержание программы
5 год обучения
РАЗДЕЛ 1. СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ.
1.1 История возникновения современного танца. Появление современного танца
в России.
Теория: Современный танец зародился на рубеже XIX–XX веков. Своё развитие как
самостоятельное направление он получил только в XX веке. В России интерес к свободным
формам танца появился в 1910-х годах. В обеих столицах появилось множество студий
пластического, ритмопластического танца и свободного движения. Их основатели
провозглашали свободу и естественность танцующего тела в противовес строгим канонам
классического танца.
1.2 Техника изоляции.
Теория: Рассказ и проработка о изоляции.
Практика: изолированные движения всех частей тела: голова, плечи, руки, ноги, корпус, бедра.
1.3 Основные шаги.
Теория: Изучение основных шагов в современном танце.
Практика: приставной шаг с plie, выпады в сторону.
1.4 Основные движения корпуса.
Теория: Знакомство с различными движениями корпуса.
Практика: раскачивание корпусом вперёд-назад, из стороны в сторону.
1.5 Прыжки.
Теория: Правильное и безопасное исполнение прыжков.
Практика: прыжки на месте, прыжки вперёд-назад, прыжки «ноги вместе - ноги врозь.
1.6 Танцевальные комбинации.
Практика: Изучение различных комбинаций в стиле современного танца.
РАЗДЕЛ 2. ДЖАЗОВЫЙ ТАНЕЦ.
2.1 История возникновения джазового танца.
Теория: художественные особенности, знаменитые исполнители и хореографы, знаменитые
факты из их биографии.
4
2.2 Изучение основных позиций рук.
Теория: Правильное исполнение позиций рук.
Практика: вытянутое, округлённое положение локтя, сокращённое flex-положение кисти или
jazzhand- пальцы напряжены и расставлены.
2.3 Изучение основных позиций ног.
Теория: Правильное исполнение позиций ног.
Практика: 5 основных позиций ног.
2.4 Изучение элементов джазового танца.
Теория: Знакомство с элементами джазового танца.
Практика: Plie, Battement tendu.
2.5 Основные положения корпуса в джазовом танце.
Теория: Правильная работа корпуса.
Практика: Rolldown/up, Flatback, Deepbodybend.
2.6 Прыжки.
Теория: Правильное и безопасное исполнение прыжков.
Практика: jamp, hop, leap.
2.7 Вращения.
Теория: Использование вращений в разных направлениях.
Практика: поворот на трёх шагах.
РАЗДЕЛ 3. НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ.
3.1 Народный танец как вид хореографического искусства.
Теория: Некоторые характерные черты народной хореографии: связь с народными
традициями, выразительность, содержательность и реализм. Народное танцевальное
искусство занимает большое место в современном хореографическом процессе. Народные
танцы составляют основу репертуара многих профессиональных художественных
коллективов, занимают ведущее положение в творчестве любительских ансамблей и
участников хореографической самодеятельности.
3.2 Русский танец.
Теория: Знакомство с русским танцем.
Практика: основные позиции рук, ног , корпуса, головы.
3.3 Элементарные шаги и проходки.
Теория: Правильное исполнение шагов.
Практика: основной шаг с продвижением назад, основной шаг с притопом, шаг на ребро
каблука с притопом, шаг на ребро каблука с проскальзывающим ударом.
3.4 «Моталочки».
Теория: Знакомство с новым движением и правильным его исполнением.
Практика: одной ногой без подскока с двойным притопом.
3.5 Дробные выстукивания.
Теория: Знакомство с новым движением и правильным его исполнением.
Практика: удары по полу пальцами, удары каблуком, двойные притопы.
РАЗДЕЛ 4. ПОДГОТОВКА РЕПЕРТУАРА.
4.1 Беседа о хореографическом произведении, выбранном к постановке.
Теория: Знакомство с произведением, разговор с детьми и их мнение.
4.2 Знакомство с музыкальным материалом постановки.
Теория: Внимательное слушание и представление (воображение) детей по музыкальному
5
материалу.
4.3 Создание сценического образа.
Теория: Обсуждение с детьми образ, который им предстоит показывать.
Практика: «Пантомима», «Создание образа», «Составь историю»
4.4 Изучение танцевальных движений.
Теория/Практика: Разучивание движений для постановки.
4.5 Соединение движений в танцевальные комбинации.
Теория: Изучение, как из танцевальных движений получаются комбинации.
Практика: Разучивание танцевальных комбинаций к постановке.
4.6 Разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах.
Теория: Изучение рисунков, переходов и образов.
Практика: Расположение и перемещение исполнителей по сценической площадке в рисунках,
переходах, образах в определенной последовательности.
4.7 Отработка элементов.
Теория: Беседа о рисунке танца.
Практика: Отработка согласованности, единства и синхронности исполнения танца.
4.8 Работа над музыкальностью.
Теория: Приобретение знаний и их запоминание и накопление.
Практика: Прохлопать ритмические рисунки, проговаривать их с помощью ритмослогов.
4.9 Развитие пластичности.
Теория/Практика: «баланс», «мышечная сила», «подвижность суставов».
4.10 Синхронность в исполнении.
Теория/Практика: Отработка синхронности в комбинациях.
4.11 Работа над техникой исполнения.
Теория/Практика: Отработка постановки.
4.12 Отработка четкости и чистоты рисунков, построений и перестроений.
Теория/Практика: Отработка чёткости и чистоты рисунков, построений и перестроений
методом многократного повторения с использованием специальных тренинговых упражнений
на ориентирование в пространстве.
4.13 Выразительность и эмоциональность исполнения.
Теория/Практика: Создание законченного образа.
РАЗДЕЛ 5. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Теория и практика:
- изучение основ музыкальной грамоты;
- изучение основ актерского мастерства.
Дата
№
02.09.24
1
06.09.24
2
5. Календарно-тематический план
5 год обучения
Форма
Количество
Тема занятия
занятия
уч. часов
практ теор
Практическое
2
Инструктаж по ТБ.
занятие
История возникновения
современного танца
Практическое
1,5
0,5
Техника изоляции
занятие
Форма
контроля
Наблюдение
Наблюдение
6
09.09.24
3
13.09.24
4
16.09.24
5
20.09.24
6
23.09.24
7
27.09.24
8
30.09.24
9
04.10.24
10
07.10.24
11
11.10.24
12
14.10.24
13
18.10.24
14
21.10.24
15
25.10.24
16
28.10.24
17
01.10.24
18
04.11.24
19
08.11.24
20
11.11.24
21
15.11.24
22
18.11.24
23
22.11.24
24
25.11.24
25
29.11.24
26
02.12.24
27
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
2
Техника изоляции
Наблюдение
2
Техника изоляции
Наблюдение
Основные шаги
Наблюдение
2
Основные шаги
Наблюдение
2
Основные шаги
Наблюдение
2
Основные шаги
Наблюдение
Основные
корпуса
Основные
корпуса
Основные
корпуса
Прыжки
Наблюдение
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
2
1,5
1,5
0,5
0,5
2
2
1,5
0,5
движения Наблюдение
движения Наблюдение
движения Наблюдение
2
Прыжки
Наблюдение
2
Прыжки
Наблюдение
2
Танцевальная
комбинация
Танцевальная
комбинация
Наблюдение
Танцевальная
комбинация
Танцевальная
комбинация
История возникновения
джазового танца
Изучение
основных
позиций рук
Изучение
основных
позиций рук
Изучение
основных
позиций ног
Изучение
основных
позиций ног
Изучение
элементов
джазового танца
Изучение
элементов
джазового танца
Изучение
элементов
джазового танца
Изучение
элементов
джазового танца
Наблюдение
2
2
2
1,5
0,5
2
1,5
0,5
2
1,5
2
2
2
0,5
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
7
06.12.24
28
Практическое
занятие
1,5
09.12.24
29
Практическое
занятие
2
13.12.24
30
Практическое
занятие
2
16.12.24
31
Практическое
занятие
2
20.12.24
32
1,5
23.12.24
33
27.12.24
34
30.12.24
35
10.01.25
36
13.01.25
37
17.01.25
38
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
20.01.25
39
1,5
0,5
24.01.25
40
Практическое
занятие
Практическое
занятие
1,5
0,5
Элементарные шаги и Наблюдение
проходки
27.01.25
41
1,5
0,5
«Моталочки»
Наблюдение
31.01.25
42
1,5
0,5
Дробные выстукивания
Наблюдение
03.02.25
43
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
2
Наблюдение
07.02.25
44
Практическое
занятие
10.02.25
45
14.02.25
46
17.02.25
47
21.02.25
48
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Беседа
о
хореографическом
произведении,
выбранном
к
постановке
Знакомство
с
музыкальным
материалом постановки
Создание сценического
образа
Создание сценического
образа
Создание сценического
образа
Изучение танцевальных
движений
0,5
0,5
Основные
корпуса в
танце
Основные
корпуса в
танце
Основные
корпуса в
танце
Основные
корпуса в
танце
Прыжки
положения Наблюдение
джазовом
положения Наблюдение
джазовом
положения Наблюдение
джазовом
положения Наблюдение
джазовом
Наблюдение
2
Прыжки
Наблюдение
2
Прыжки
Наблюдение
Вращения
Наблюдение
1,5
0,5
Инструктаж
Вращения
Вращения
2
2
2
2
1,5
0,5
2
2
1,5
0,5
по
ТБ. Наблюдение
Наблюдение
Народный танец как вид Наблюдение
хореографического
искусства
Русский танец
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
8
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
2
52
Практическое
занятие
2
10.03.25
53
Практическое
занятие
1,5
14.03.25
54
Практическое
занятие
2
17.03.25
55
Практическое
занятие
2
21.03.25
56
1,5
24.03.25
57
28.03.25
58
31.03.25
59
04.04.25
60
07.04.25
61
11.04.25
62
14.04.25
63
18.04.25
64
21.04.25
65
25.04.25
66
28.04.25
67
02.05.25
68
05.05.25
69
12.05.25
70
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
24.02.25
49
28.02.25
50
03.03.25
51
07.03.25
Изучение танцевальных
движений
Изучение танцевальных
движений
Соединение движений в
танцевальные
комбинации
Соединение движений в
танцевальные
комбинации
Разводка танцевальных
комбинаций в рисунках,
переходах, образах
Разводка танцевальных
комбинаций в рисунках,
переходах, образах
Разводка танцевальных
комбинаций в рисунках,
переходах, образах
Отработка элементов
Наблюдение
2
Отработка элементов
Наблюдение
2
Отработка элементов
Наблюдение
2
1,5
1,5
0,5
0,5
0,5
0,5
2
1,5
0,5
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Работа
над Наблюдение
музыкальностью
Работа
над Наблюдение
музыкальностью
Развитие пластичности Наблюдение
2
Развитие пластичности
Наблюдение
2
Развитие пластичности
Наблюдение
Синхронность
в
исполнении
Синхронность
в
исполнении
Синхронность
в
исполнении
Работа над техникой
танца
Работа над техникой
танца
Работа над техникой
танца
Отработка четкости и
чистоты
рисунков,
построений
и
перестроений
Наблюдение
1,5
0,5
2
2
1,5
0,5
2
2
1,5
0,5
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
9
16.05.25
71
Практическое
занятие
2
19.05.25
72
Практическое
занятие
2
23.05.25
73
Практическое
занятие
23.05.25
74
Практическое
занятие
75
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Всего
26.05.25
30.05.25
76
2
2
2
2
124
Отработка четкости и
чистоты
рисунков,
построений
и
перестроений
Отработка четкости и
чистоты
рисунков,
построений
и
перестроений
Выразительность
и
эмоциональность
исполнения
Выразительность
и
эмоциональность
исполнения
Изучение
основ
музыкальной грамоты
Изучение
основ
актерского мастерства
Наблюдение
Наблюдение
Открытое
занятие
Наблюдение
Наблюдение
28
152
6. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
- хореографический станок;
- гимнастические коврики (20 штук);
- музыкальный инструмент (фортепиано);
- колонка;
- музыкальный центр.
Кадровое обеспечение:
В реализации общеразвивающей программы участвует 2 специалиста:
Попова Полина Евгеньевна, педагог дополнительного образования.
Квалификационная категория: первая.
Образование: средне-специальное. ГАПОУ СО Свердловский областной педагогический
колледж, специальность «Педагог дополнительного образования в области хореографии»,
Педагогический стаж работы – 2 года, по специальности – 2 года, в данном учреждении – 2
года.
Гилева Светлана Михайловна, концертмейстер.
Квалификационная категория: высшая.
Образование: высшее. ОГОУ СПО «Свердловское областное училище им. П.И.Чайковского»,
специальность «Руководитель хора и творческого коллектива, учитель музыки», 2005 г.
Педагогический стаж работы – 12 лет, по специальности – 9 лет, в данном учреждении – 4 года.
Методическое обеспечение:
- нотный материал.
10
7. Список литературы
Список литературы для педагога
1. Барышникова, Т.К. Азбука хореографии / Т.К. Барышникова. - М.: АйрисПресс Рольф,
1999. – 262с.
2. Березина, В. А. Дополнительное образование детей России / В. А. Березин; Министерство
образования и науки Российской Федерации. - Москва: Диалог культур, 2007. - 511, с.
3. Евладова, Е. Б. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студентов
учреждений проф. образования, обучающихся по специальности 0317 "Педагогика
доп.образования" / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова. - М. Владос, 2002.
4. Ерохина, О. В. Школа танцев для детей [Фольклор, классика, модерн] / Ерохина О.В. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 223 с.
5. Никитин, В.Ю. Модерн-джаз танец: История. Методика. Практика/В.Ю.Никитин. - М.:
ГИТИС, 2000. - 438с.
6. Никитин, В.Ю. Модерн-джаз танец: Методика преподавания / В.Ю. Никитин. - М.: Всерос.
Центр худож. творчества учащихся и работников нач. проф. образования, 2002. -158 с.
7. От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей: Сб. нормат. И метод.
материалов для доп. образования детей / [Ред.-сост. И.В. Калиш]; Науч. ред. А.К.Бруднов. М.: ВЛАДОС, 1999. - 541.
8. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: учеб.
пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 050711 (031300) - Социал.
педагогика / [Б.В. Куприянов и др.]; Под ред. А. В. Мудрика. - М: Academia, 2004. - 240 с.
9. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студентов вузов / [Лебедев О.Е. и
др.]; Под ред. О. Е. Лебедева. - М.Владос, 2003 (Петрозаводск: ГП Тип.им. П.Ф.Анохина). 254 с.
Список литературы для обучающихся:
1. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца. – Москва. Просвещение, 1985.
2. Балет. Энциклопедия. Москва. Современная энциклопедия. 1986.
3. Энциклопедия обрядов и праздников. СПб, «Респек», 1996.
4. Дашкова И. Загадки Терпсихоры. Москва. Детская литература, 1989.
5. Блок Д.Д. Классический танец. История и современность. Искусство, 1987.
6. Погодина Е.В. 16 уроков для будущих джентльменов и принцесс. Харьков, «Фимео»,
1997.
11
Приложение
Оценочные материалы 1 года обучения
Начало года
№
Имя
Конец года
Знание
Знание
основных
основных
Шпагат «Мостик»
терминов
Шпагат «Мостик»
терминов
современного
современного
танца
танца
в-высокий уровень
д-достаточный уровень
н-низкий уровень
12