Рабочая программа_Вокальный ансамбль_2024-2025_2 год обучения

Содержание

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Наименование
Пояснительная записка
Цель и задачи программы 2 года обучения
Планируемый результат 2 года обучения
Содержание программы 2 года обучения
Календарно-тематический план 2 года обучения
Условия реализации программы
Список литературы

Стр.
3
3
4
5
7
9
10

2

1.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Вокальный ансамбль».
Направленность рабочей программы - художественная.
Уровень рабочей программы: базовый
Адресат программы: обучающиеся 8-12 лет.
Количество обучающихся в группе: 4-8 человек.
Объем и срок освоения рабочей программы. 1 год обучения, 76 часов в год.
Периодичность и продолжительность занятий: 1 раз в неделю по 2 часа на группу, 1 час
равен 45 минутам.
Форма обучения: групповая.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, открытое занятие
Формы подведения результатов: беседа, наблюдение, открытое занятие, концерт.
Особенности организации образовательной деятельности:
группы формируются из обучающихся разного возраста, являющиеся основным составом
вокального ансамбля «Ассорти»; состав группы постоянный.
Учебный год начинается с 01 сентября.
Рабочую программу реализует педагог дополнительного образования.
Рабочая программа «Вокальный ансамбль» реализуется в течение всего учебного года,
включая каникулярное время.
2. Цель и задачи рабочей программы 2 года обучения
Цель программы: создание условий для развития творческого потенциала
обучающихся, через организацию занятий вокальным творчеством. Воздействие на духовный
мир средствами вокального искусства, формирование музыкально-эстетических интересов,
вокальных навыков и сценической культуры.
Задачи:
Обучающие:
- формирование вокально-хоровых навыков и умений;
- певческая установка;
- дыхание; звукообразование;
- звуковедение; фразировка;
- строй; ансамбль;
- качество звука (тембр);
- ознакомление обучающихся с элементами музыкальной грамоты и специальной
терминологией.
Развивающие:
- развитие индивидуальных и творческих способностей обучающихся;
- развитие эстетического и художественного вкуса;
- развитие музыкального слуха, чувства ритма;
- артистизма;
Воспитательные:
- воспитание общей и музыкальной культуры детей;
- привитие навыков дисциплинированности, организованности, трудолюбия,
самостоятельности, коммуникативности;
3

- организация свободного времени и профилактика асоциального поведения;
- преемственность при оказании помощи в воспитании начинающих исполнителей,
более старшими и опытными певцами;
- побудить обучающихся к творческой активности.
3. Планируемые результаты 2 год обучения
Базовый уровень
Метапредметные результаты:
- умение преодолевать мышечные зажимы;
- развитые чувство ритма и координации;
- развитое воображение;
- умение работать самостоятельно.
- сознательно относится к целям и задачам учебной деятельности, искать средства решения
поставленных задач в вокальной деятельности;
- сотрудничать, взаимодействовать с другими участниками ансамбля при решении различных
музыкально-творческих задач на аудиторных занятиях, во внеурочной и внешкольной
музыкально-эстетической деятельности;
- участвовать в коллективной работе над концепцией и художественным образом
музыкального произведения;
- позитивно оценивать свои музыкально-творческие возможности, не останавливаться на
достигнутом результате и неукоснительно развиваться.
Предметные результаты:
- знание о строении голосового аппарата, о певческом дыхании;
- знание о правильном формировании звуков: гласных и согласных;
- знание о построении фразы, предложений, кульминации в работе над песней;
- стремление к чистоте интонирования и ровности звучания;
- умение петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук;
- понимание дирижерских жестов и умение следовать им;
- умение применять навыки дыхательных упражнений в пении;
- умение эмоционально отображать музыкальное произведение.
Личностные результаты:
- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих
задач;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
- умение познавать мир через музыкальные формы и образы.
Аттестация обучающихся проходит 2 раза в год в форме: участие в конкурсах,
фестивалях, концертах. В конце каждого учебного года проводятся годовые отчётные
концерты, на которых исполняют произведения, пройденные в течение года. Проверка уровня
знаний, умений и навыков детей осуществляется на открытых уроках-концертах, публичных
выступлениях, в праздничных и тематических концертах Центра. Аттестация подтверждается
отзывами родителей и дипломами, грамотами конкурсных мероприятий. На второй, третий год
обучения по программе обучающиеся переводятся без условий.
Оценочные материалы
Критериями оценивания развития певческих навыков обучающихся выбраны основные
составляющие пения:
4

1. Интонация (чистота интонирования, координация между слухом и голосом, дыхание).
2. Звучание (манера, слитность, дикция, артикуляция, ансамбль, строй).
3. Соответствие нотному материалу (точность исполнения мелодии; соблюдение - темпа,
динамики, фразировки; соответствие стилю исполняемого произведения; убедительность
интерпретации).
4. Общее художественное впечатление (сценическая культура - выход и уход, поведение
на сцене, выразительность исполнения).
Низкий, средний и высокий уровни музыкальных способностей учащихся определяются
по следующим показателям:
Низкий уровень:
1. Обучающийся самостоятельно чисто спеть не может.
2. Проговаривает слова песни в определённом ритме.
Средний уровень:
1. Чисто пропевает лишь отрезки песни.
2. Поёт чисто с музыкальным сопровождением.
3. Обучающийся знает основы вокально-хоровых навыков и умений: певческая
установка, дыхание; элементарные сведения о строении голосового аппарата и правилах пения.
Высокий уровень:
1. Верно и чисто исполняет мелодию песни.
2. Поёт чисто без музыкального сопровождения.
3. Обучающийся знает основы вокально-хоровых навыков и умений: певческая
установка, дыхание; элементарные сведения о строении голосового аппарата и правилах пения.
4. Содержание учебного (тематического) плана
2 год обучения
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности
Теория: Знакомство с учащимися. Объяснение детям целей занятий. Прослушивание
музыкальных способностей. Задания на чувства наличие музыкального ритма, слуха и памяти,
координации движений. Выполнение творческих заданий. Знакомство обучающихся с
основными правилами поведения в музыкальном коллективе. Инструктаж.
Раздел 1 Постановка голоса
Тема 2. Постановка голоса. Певческая установка.
Теория: Положение корпуса и головы при пении, посадка. Повторение материала 1 года
обучения. Основные правила поведения на уроке, на сцене.
Практика: Выполнение упражнений для раскрепощения корпуса. Выполнение комплекса
упражнений для тренировки певческого дыхания «Надуть шарик», «Лопнуть шарик», «Свеча»,
«Трубач» и др. Элементы дыхательной гимнастики Стрельниковой. Постановка голоса,
овладению вокальными данными в эстрадной манере исполнения. Введение в распевание
вокализов.
Тема 3. Дыхательные упражнения. Развитие артикуляции. Освоение навыка
вдоха-выдоха.
Теория: Использование комплексов дыхательной гимнастики. Упражнения, развивающие
длительность выдоха, умение правильно делать вдох. Комплексы артикуляционной
гимнастики. Подвижность диафрагмы.
Практика: Фонопедические упражнения. Скороговорки, выработка чёткой дикции. Чтение
текстов вслух. Комплекс вокальных упражнений, развивающий звукообразование (губы, язык,
5

челюсти, гортань, зубы). Комплекс дыхательных упражнений. Дыхательные упражнения
«Порции». Упражнения для тренировки активного вдоха выдоха. Комплекс специальных
упражнений на развитие диафрагмы, диафрагмального дыхания.
Тема 4. Работа над дыханием. Дыхательная гимнастика Стрельниковой.
Упражнение на ровность тембрового звучания.
Теория: Координация правильного вдоха выдоха с движением головы или корпуса. Характер
окраски звучания голоса.
Практика: Упражнения с движением головы «Болванчик»; с движением корпуса «Насос»,
«Колено», «Выпад».
Тема 5. Упражнения для закрепления навыка пения на дыхания.
Теория: Упражнения на лёгкость и подвижность голоса. Комплексы дыхательных гимнастик
Стрельниковой. Комплексы дыхательных упражнений.
Практика: Элементарные музыкальные упражнения с использованием интервалов, гамм,
трезвучий. Развитие навыка кантиленного звучания. Пение вокализов.
Раздел 2 Резонаторы
Тема 6. Резонаторы. Упражнения для развития головного резонатора. Чистота
интонирования.
Теория: Виды резонаторов. Головные резонаторы. Упражнения для развития резонаторных
ощущений. Освоение и развитие головного резонатора. Знакомство с понятием «Головной
резонатор». Чистота интонирования. Упражнения звуко-высотного цикла. Типы звуковедения.
Упражнения на укрепление голосового аппарата. Продолжение освоения элементарной
музыкальной грамоты. Пение гамм, аккордов, интервалов. Цикл упражнений для закрепления
навыка пения.
Практика: Упражнения «озвученные вдохи приёмом в себя» (на 1-6 нотах); Упражнение
«Шприц», «Качели» на 1 ноте; Упражнение «Лошадка» для развития губного резонатора артикуляционного аппарата.
Раздел 3 Вокальные техники
Тема 7. Музыкальные упражнения, способствующие целостному восприятию
музыкальных произведений.
Теория: Изучение возможностей каждого из средств музыкальной выразительности в
раскрытии целостного образа произведения. Образ, звуковедение, звукообразование,
ансамблевость.
Практика: Упражнения на чистое пропевание интервалов вниз – вверх. Самостоятельное пение
после вступления, закрепление умения петь естественным голосом, добиваться лёгкого и
подвижного звучания. Использование упражнений, попевок, песен. Слуховое осознание чистой
интонации.
Тема 8. Работа над произведениями. Вокально-ансамблевая работа.
Развитие артикуляции.
Теория: Подбор и разучивание эстрадных песен для детей. Работа над вокализацией,
нюансировкой произведения, воплощением образа. Вокально- ансамблевая работа. Развитие
артикуляции. Работа над произведениями. Подстановка номера. Показ песни. Слушание, анализ
песни.
Практика: Работа над интонацией. Навыки двухголосного пения. Слуховой контроль,
воспитание сознательного отношения к песни и развитию вокального слуха. Пение отдельных
звуков, устойчивых ступеней, звукоряда, отдельных попевок, упражнений песен. Слуховое
6

осознание. Чистота интонирования. Анализ произведения: разучивание текста, мелодии. Работа
над отдельными фразами на слоги, без текста. Звуковедение. Самостоятельное определение
характер песни, вырабатывать соответственно звуковедение. Пение в унисон. Упражнять в
чистом интонировании интервалов, отдельных фраз мотива.
Раздел 4 Сценическое движение
Тема 9. Постановка танцевальных движений. Постановка номера.
Теория: Сценическое воплощение произведения. Работа на сценической площадке.
Сценические костюмы. Подбор и обсуждение сценического костюма. Эмоциональная передача
исполняемого произведения.
Практика: Поведение на сцене, умение преподнести исполняемую песню. Работа с
микрофоном. Сценическое воплощение произведения. Создание образа. Работа над
образом в произведениях.
Раздел 5 Концертная деятельность, профессиональная ориентация.
Тема 10. Подготовка и репетиции концертных номеров.
Практика: Работа с репертуаром. Развитие чувства стиля исполняемых произведений,
проработка стилей вокального исполнения. Работа с вокальным произведением. Проработка
концертных номеров в условиях сцены. Работа над вокальной партией. Выразительность
исполнения. Работа с микрофоном. Просмотр концертов, мастер классы с артистами
вокалистами.
Тема 11. Анализ концертно-исполнительской деятельности
Теория: Анализ выступлений.
Практика: Выступление на праздниках, концертах, демонстрация приобретенных навыков и
умений.

Дата

№

05.09.2024

1

12.09.2024

2

19.09.2024

3

26.09.2024

4

03.10.2024

5

10.10.2024

6

17.10.2024

7

5. Календарно-тематический план
2 год обучения
Количество
уч. часов
Форма занятия
Тема занятий
практ теор
Лекция, беседа
2
Вводное занятие. Инструктаж
по технике безопасности
Практическое
2
Дыхательных упражнения.
занятие
Развитие артикуляции.
Освоение навыка вдохавыдоха.
Практическое
2
Дыхательных упражнения.
занятие
Развитие артикуляции.
Освоение навыка вдохавыдоха.
Лекция, беседа
2
Дыхательных упражнения.
Развитие артикуляции.
Освоение навыка вдохавыдоха.
Лекция, беседа
2
Постановка голоса. Певческая
установка.
Практическое
2
Постановка голоса. Певческая
занятие
установка.
Практическое
2
Постановка голоса. Певческая

Форма
аттестации/
контроля
Обсуждение,
устный опрос
наблюдение,
обсуждение,
устный опрос
наблюдение

Обсуждениеу
стный опрос
наблюдение
Обсуждение,
устный опрос
наблюдение
наблюдение
7

24.10.2024

8

31.10.2024

9

07.11.2024

10

14.11.2024

11

21.11.2024

12

28.11.2024

13

05.12.2024

14

12.12.2024

15

19.12.2024

16

26.12.2024

17

09.01.2025

18

16.01.2025

занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Лекция, беседа
Практическое
занятие
Практическое
занятие

2
2
2
2
2

2

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Беседа

2

19

Лекция, беседа
Практическое
занятие

1

23.01.2025

20

Лекция, беседа

30.01.2025

21

Практическое
занятие

2

06.02.2025

22

2

13.02.2025

23

20.02.2025

24

27.02.2025

25

06.03.2025

26

13.03.2025

27

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Лекция, беседа

2
2
2
2

1

2

2
2
2
2
2

установка.
Постановка голоса. Певческая
установка.
Работа над произведениями
Вокально-ансамблевая работа.
Работа над произведениями
Вокально-ансамблевая работа.
Работа над произведениями
Вокально-ансамблевая работа.
Работа над произведениями
Вокально-ансамблевая работа.
Постановка танцевальных
движений. Постановка
номера.
Работа над произведениями
Вокально-ансамблевая работа.
Работа над произведениями
Вокально-ансамблевая работа.
Работа над произведениями
Вокально-ансамблевая работа.
Постановка танцевальных
движений. Постановка номера
Анализ концертно –
исполнительской
деятельности.
Резонаторы. Упражнения для
развития головного
резонатора. Чистота
интонирования.
Музыкальные упражнения,
способствующие целостному
восприятию музыкальных
произведений.
Музыкальные упражнения,
способствующие целостному
восприятию музыкальных
произведений.
Работа над произведениями
Вокально-ансамблевая работа.
Работа над произведениями
Вокально-ансамблевая работа.
Работа над произведениями
Вокально-ансамблевая работа.
Работа над произведениями
Вокально-ансамблевая работа.
Постановка танцевальных
движений. Постановка номера
Работа над дыханием.
Дыхательная гимнастика
Стрельниковой. Упражнения

наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
Обсуждение,
устный опрос
наблюдение

наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
Обсуждение,
устный опрос
обсуждение,
устный опрос
наблюдение
обсуждение,
устный опрос

наблюдение

наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
Обсуждение,
устный опрос

8

20.03.2025

28

Практическое
занятие

2

27.03.2025

29

Практическое
занятие

2

03.04.2025

30

Лекция, беседа

10.04.2025

31

17.04.2025

32

24.04.2025

33

01.05.2025

34

08.05.2025

35

15.05.2025

36

22.05.2025

37

29.05.2025

38

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Беседа

Всего

2
2
2
2
2
2
2
2
2
55ч
76ч

на ровность тембрового
звучания.
Работа над дыханием.
Дыхательная гимнастика
Стрельниковой. Упражнения
на ровность тембрового
звучания.
Работа над дыханием.
Дыхательная гимнастика
Стрельниковой. Упражнения
на ровность тембрового
звучания.
Упражнения для закрепления
навыка пения на дыхании.
Упражнения для закрепления
навыка пения на дыхании.
Упражнения для закрепления
навыка пения на дыхании.
Работа над произведениями
Вокально-ансамблевая работа.
Работа над произведениями
Вокально-ансамблевая работа.
Работа над произведениями
Вокально-ансамблевая работа.
Работа над произведениями
Вокально-ансамблевая работа.
Подготовка и репетиции
концертных номеров
Анализ концертно –
исполнительской деятельности.

наблюдение

наблюдение

Обсуждение,
устный опрос
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
Обсуждение,
устный опрос

21ч

6. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
1. Учебный класс для занятий вокалом.
2. Хореографический класс с зеркалами.
3. Сценическое пространство.
4. Магнитофон.
5. Фортепиано.
6. Звукоусиливающая аппаратура (колонка, микшерный пульт, микрофоны).

В реализации общеразвивающей программы участвует 1 специалист:
Гилева Светлана Михайловна, педагог дополнительного образования.
Квалификационная категория: высшая.
Образование:
1. Российский Государственный Профессионально Педагогический
9

Университет. Музыкально-компьютерные технологии. Бакалавр художественного образования.
2. Свердловское областное музыкальное училище имени П.И. Чайковского. Дирижерскохоровое отделение. Руководитель творческого и хорового коллектива, учитель музыки.
3. ООО «Инфоурок» Преподаватель эстрадного вокала. Профессиональная переподготовка, 270 ч
Педагогический стаж работы – 14 лет, по специальности - 14 лет, в данном учреждении - 8 лет.
Методическое обеспечение
1. Фонограммы «Плюс», «Минус».
2. Методическая литература: словари, справочники, видео-пособия.
3. Нотные сборники: вокальные упражнения, учебно-тренировочная литература, эстрадные
песни.
7. Список литературы для педагога:
1. Байкова Л. А. Психология здоровья. Социальное здоровье детей и молодежи. Учебное
пособие. - М.: Юрайт. 2019.
2. Бобченко Т. Г. Психологические тренинги. Основы тренинговой работы. Учебное пособие. М.: Юрайт. 2020.
3. Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. Харьков: «ФОЛИО», 2012.
4. Генри Смит.Тренинг прогнозирования поведения. Тренинг сенситивности. Изд.: «Речь»,
2001.
5. Гребенкин Е.В. Школьная конфликтология для педагогов и родителей. – Феникс, 2013.
6. Гримак, Л.П. Психология активности человека: психологические механизмы и приемы
саморегуляции / Л. П. Гримак. - Москва: URSS, Либроком, 2018.
7. Гришина, Н. Психология конфликта: учебное пособие / Наталия Гришина. - Санкт-Петербург
[и др.]: Питер, Питер пресс, 2018.
8. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. – СПб,:
Речь, 2008.
9. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. Практическое
пособие для психологов, педагогов и родителей / Панфилова Марина Александровна. - М.:
ГНОМ и Д, 2014.
10.Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной
адаптации под редакцией М. Алиева, Т. Гришанович, Л. Лобанова. Изд.: «Речь», 2006
Список литературы для обучающихся:
1. Армстронг Т. Ты можешь больше, чем ты думаешь. – Манн, 2018.
2. Вальдшмидт Д. Будь лучшей версией себя. – Манн, 2019.
3. Гайссельхарт Р. Память. Тренировка памяти и техники концентрации внимания. – Омега-Л,
2015.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Как бы ты поступил? Сам себе психолог. – АСТ, 2018.
5. Кострикин П.П. Большая книга тренировки внимания. – АСТ, 2013.
6. Чеснова И.В. Как стать уверенным в себе? – АСТ, 2018.
7. Рубин И. Уверенность в себе. Простые практики для обретения внутренней силы и
твердости. – Манн, 2017.
8. Умнов В.И. Я и мои друзья. Тесты для саморазвития. – Научная книга, 2017.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».