Екатеринбург - город, в котором я живу

Содержание
Наименование

Стр.

1.

Комплекс основных характеристик программы

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель, задачи программы

6

1.3.

Содержание программы

7

Учебный (тематический) план 1 года обучения

7

Содержание учебного (тематического) плана 1 года обучения

7

Планируемые результаты 1 года обучения

9

Учебный (тематический) план 2 года обучения

9

Содержание учебного (тематического) плана 2 года обучения

10

Планируемые результаты 2 года обучения

11

Учебный (тематический) план 3 года обучения

12

Содержание учебного (тематического) плана 3 года обучения

13

Планируемые результаты 3 года обучения

14

2.

Комплекс организационно-педагогических условий

14

2.1

Календарный учебный график

14

2.2.

Условия реализации программы

14

2.3.

Формы аттестации и оценочные материалы

15

3.

Список литературы

18

2

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы – туристско-краеведческая.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Екатеринбург город, в котором я живу» составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-p.
5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-p).
6. Постановление Главного государственногосанитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых».
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
12. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства
просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об утверждении Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ».
13. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе
с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
14. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 №АК-2563/05 «О методических рекомендациях»
(вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ»).

3

15. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № BK-641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению
детей
с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
16. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
17. Методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец
Молодежи» Приказ от 26.10.2023 №1104-Д.
18. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в МБУ ДО Центр «Новая Авеста».
19. Устав МБУ ДО Центр «Новая Авеста».
Актуальность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Екатеринбург - город, в котором я живу» соответствует государственной политике в
области дополнительного образования, социальному заказу общества и ориентирована на
удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей. Программа обеспечивает
комплексное изучение окружающей действительности – истории, культуры, экономики, природы
родного города, ориентирована на духовные ценности общества, воспитание личностных качеств
и развитие туристско-краеведческого и экскурсионного мастерства.
Новизна программы состоит в предоставлении обучающимся возможности разработки и
реализации собственных экскурсионных маршрутов.
Педагогическая
целесообразность
программы.
Туристско-краеведческая
и
экскурсионная деятельность способствует разностороннему развитию личности ребенка,
формированию углублённых знаний по истории своего родного города, коммуникативных
навыков.
Практическая значимость. Программа дает возможность обучающимся расширить
кругозор, попробовать себя в роли экскурсовода, приобрести опыт работы с экскурсионной
группой, самоопределиться с перспективами развития в области туристско-краеведческой и
экскурсионной деятельности.
Адресат программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Екатеринбург - город, в котором я живу» адресована детям 8 - 17 лет. Программа построена с
учётом возрастных и психофизических особенностей детей и подростков. Набор детского
коллектива свободный, без учета индивидуальных способностей и уровня подготовки. Количество
детей в группе 8-15 человек.
Возрастные особенности. Программа предназначена для детей в возрасте от 8 до 17 лет.
В среднем школьном возрасте (8-14 лет) ведущими видами деятельности являются учебная,
общественно-организационная, спортивная, творческая, трудовая. Важнейшая задача среднего
школьного возраста – самосознание и самоопределение в системе ценностей и отношений между
людьми. Средний школьный возраст — самый благоприятный для творческого развития. В этом
возрасте обучающимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие,
определять причину и следствие. Подросткам интересны мероприятия, в ходе которых можно
высказать свое мнение и суждение. Самостоятельно решать проблему, участвовать в дискуссии,
отстаивать и доказывать свою правоту. Поэтому в программе предусмотрено участие детей в

4

обсуждении процесса и результатов деятельности: как коллектива, так и каждого ребенка. И чем
чаще дети участвуют в совместном анализе, рефлексии, тем больше шансов для формирования у
каждого из них адекватной самооценки, умения договариваться друг с другом, обосновывать своё
мнение и суждение, слушать других. В 15-17 лет ведущей является учебно-профессиональная
деятельность. Социальная ситуация развития в старшем подростковом возрасте приводит к
необходимости самоопределения и планированию собственного будущего. Познавательная
деятельность направлена на познание профессий – в данном случае освоение «жёстких»
компетенций. Новообразования возраста – абстрактное мышление, самосознание, автономная
мораль, определение собственных ценностей и планов на будущее, формирование мировоззрения,
навыков самообразования. Преимущественно развивается познавательная сфера психики. В
мышлении «старших подростков» происходит переход от словесно-логического к гипотетикорассуждающему мышлению, что приводит в перспективе к обобщенности и абстрактности.
Реализация программы предполагает принцип максимального учёта возрастных
особенностей детей в разновозрастных группах и использование здоровьесберегающих
технологий. Здоровьесберегающая деятельность реализуется через:
– создание безопасных материально–технических условий;
– включение в занятие динамических пауз, периодической смены деятельности обучающихся;
– контроль соблюдения правил работы с техническими средствами;
– создание благоприятного психологического климата в учебной группе в целом.
Режим занятий.
Продолжительность одного академического часа - 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 6 часов.
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.
Объем общеразвивающей программы - общее количество учебных часов, запланированных
на один год обучения, необходимых для освоения программы - 216 часов.
Срок освоения общеразвивающей программы – 3 года, продолжительность
образовательного процесса: 36 учебных недель.
Особенности организации образовательной деятельности:
Учебный год начинается:
1 год обучения с 15 сентября;
2 и 3 год обучения с 01 сентября.
На стартовом уровне обучающиеся приобретают новые знания, умения и навыки,
накапливают систематические сведения об истории города Екатеринбурга согласно программе.
На базовом уровне дополнительно принимают участие в коллективной исследовательской
деятельности по разработке маршрутов реальной или виртуальной экскурсий, проводят
разработанную экскурсию для родителей и организованных школьных классных коллективов,
участвуют в конкурсах муниципального уровня.
На продвинутом уровне обучающиеся принимают участие в коллективной и
индивидуальной исследовательской деятельности по разработке маршрутов реальной или
виртуальной экскурсий, проводят разработанную экскурсию для родителей и организованных
школьных классных коллективов, участвуют в конкурсах различного уровня, им делегируется
наставничество при работе в малых группах.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Екатеринбург-город,
в котором я живу» реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время.
Форма обучения – очная.

5

Перечень форм обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Виды занятий: беседа, теоретические и практические занятия в кабинете, учебнопрактические занятия и экскурсии по городу и области, в том числе в музеи и театры города,
природные объекты, командные тренинги по туризму на природе, викторины, праздники. В
каникулярные периоды - туристско-краеведческие походы, экскурсии.
Перечень форм подведения итогов: беседа, экскурсия, практическое занятие, открытое
занятие, презентация.

1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: формирование у обучающихся проектно-исследовательские
компетенции посредством активного освоения краеведческого материала и историко-культурного
наследия
города
Екатеринбурга
с
использованием
современных
информационнокоммуникационных технологий.
Задачи программы:
Обучающие:
– расширять знания о Екатеринбурге, его истории, географии, традициях и культуре;
– знакомить обучающихся с музейными коллекциями, отдельными уникальными экспонатами,
документами, архивами, материалами экскурсий, картами и т.д.;
– обучать основным этапам создания виртуальных туров, интерактивных маршрутов, карт,
рабочих тетрадей, краеведческих открыток и настольных краеведческих игр с дополненной
реальностью;
– формировать навыки поиска информации (поиск, анализ, использование информации в сети
Интернет).
Развивающие:
– способствовать
развитию
навыков
проектно-исследовательской деятельности;
– способствовать
развитию
личностных свойств
и
качеств: самостоятельности,
аккуратности, настойчивости в достижении цели;
– способствовать
развитию
познавательных
интересов
и
творческих
способностей обучающихся в процессе проектно-исследовательской деятельности.
Воспитательные:
– формировать активную гражданскую позицию;
– формировать
целеустремлённость,
организованность, ответственное отношение к
труду, толерантность и уважительное отношение к окружающим;
– формировать
мотивацию к
получению качественного
законченного
результата;
– формировать устойчивый интерес к выбранному виду деятельности.

6

1.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план 1 года обучения
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Название раздела, темы

9
10
11
12
13

Октябрьский район
Железнодорожный район
Орджоникидзевский район
Кировский район
Безопасность в дни
школьных каникул и
летнего отдыха
Итого:

Вводное занятие
Профориентация
Экскурсионная мастерская
Каменный пояс
Ленинский район
Чкаловский район
Верх-Исетский район
Новогодний праздник

Количество часов
Всего
Теория
Практика
2
1
1
4
2
2
72
2
70
2
1
1
22
10
12
14
6
8
22
10
12
2
1
1
20
16
16
20
4

10
8
8
8
1

10
8
8
12
3

216

68

148

Формы аттестации/
контроля
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
1.Наблюдение
2. Опрос
3. Участие в
разработке и
проведении
экскурсий

Содержание учебного (тематического) плана 1 года обучения
Тема 1. Вводное занятие
Теория: Понятие краеведения и экскурсоведения. Экскурсоведческие возможности Екатеринбурга.
Характеристика экскурсовода. Культура речи. Инструктаж по технике безопасности.
Практика: Знакомство с группой. Творческое задание: Буквы Екатеринбурга, Екатеринбург для
меня это..., фото-задание.
Тема 2. Профориентация
Теория: Основы экскурсионной работы. Работа с экскурсантами. Методы подготовки, разработки
и проведения экскурсии.
Практика: Посещение экскурсии. Написание эссе.
Тема 3. Экскурсионная мастерская
Теория: Профессиональное мастерство - актерское мастерство, маршрут экскурсии, организация
экскурсии, подготовка экскурсионного текста. Понятие культура речи. Коммуникативные качества
речи. Этикет. Этические нормы речевой культуры и делового общения. Скороговорки.
Практика: Скороговорки для развития речи и дикции. Игры и упражнения на развитие культуры
речи и памяти. Презентация проектов. Экскурсии по городу и области. Реальные и виртуальные
экскурсии. Викторина «7 районов города».
Тема 4. Каменный пояс
Теория: Легенда о появлении Уральских гор, древние поселения людей в районе Екатеринбурга,
развитие металлургии на Урале.
Практика: Просмотр видеоролика. Написание эссе.
Тема 5. Ленинский район
Теория: Общая характеристика района. Делегация на Урал. Уктусский завод. Основатели города.
Строители города. Имя города. Екатерининский завод. Екатерининский горный собор.
Екатеринбургская крепость. Границы города. Торговая площадь. Екатеринбургский полисад.
Екатеринбургский монетный двор. Шлифовальная мастерская и гранильная фабрика. Площадь

7

1905 года. Исторический сквер и Плотинка. «Екатеринбургский Арбат». Промышленные
предприятия района. Научный комплекс УРО РАН. Образовательные, культурные и спортивные
учреждения района. ДЮСШ «Юность». Свердловский цирк. Свердловская государственная
детская филармония. Музеи. Парки района.
Практика: Просмотр видеоролика. Написание эссе. Разработка экскурсионных маршрутов.
Экскурсии. Командный тренинг. Упражнения на развитие памяти и речи.
Тема 6. Чкаловский район
Теория: Общая характеристика района. Деревня Верхний Уктус. Уктусский завод. Крепость
«Горных заводов щит». Елизавет. Валерий Чкалов.
Промышленные предприятия района. Годы войны. Эвакуированные заводы. Аэропорт Уктус.
Южный автовокзал.
Учреждения культуры. Рыночные и торговые комплексы. Спортивные комплексы.
Преображенская горка.
Практика: Просмотр видеоролика. Написание эссе. Разработка экскурсионных маршрутов.
Экскурсии. Командный тренинг. Упражнения на развитие памяти и речи.
Тема 7. Верх-Исетский район
Теория: Общая характеристика района. Общая характеристика микрорайона Заречный. Улицы
микрорайона. «Генеральские дачи». Михаил Малахов.
История основания завода. Заводская плотина. Кричное железо. «Визовское» железо. ВерхИсетский пруд. Судоходство на пруду. Площадь субботников. Годы войны. Широкореченский
мемориал.
Московская застава.
Верх-Исетский бульвар. Исторические, культурные и спортивные
достопримечательности на Верх-Исетском бульваре.
Поселок Верх-Исетск. Исторические, культурные и спортивные достопримечательности. Храмы
ВИЗа.
Достопримечательности района вдоль набережной Городского пруда и улицы Ленина.
Екатеринбург-Сити. Екатеринбург-Арена.
Практика: Просмотр видеоролика. Разработка экскурсионных маршрутов. Написание эссе.
Экскурсии. Экскурсия в музей Верх-Исетского завода, Музей воздушно-десантных войск
«Крылатая гвордия». Командный тренинг. Упражнения на развитие памяти и речи.
Тема 8. Новогодний праздник
Теория: Праздник 1 января. История новогоднего праздника. Старый новый год. Кремлевские
куранты. Новый год в дореволюционном Екатеринбурге. Городской пруд - главное место для
народных гуляний. Любимые развлечения. Новогодние украшения и подарки. Новогодние наряды.
Дед Мороз и мандарины. Отличия Деда Мороза от Санта-Клауса.
Практика: Просмотр видеороликов. Новогодний праздник.
Тема 9. Октябрьский район
Теория: Общая характеристика района. Большой вал. Ворота города. Транспортный узел.
Мушкетерский полк. Первый уральский полк.
Промышленные предприятия района. Аэропорт Кольцово - Демидова. Деловые и бизнес-центры.
Выставочный центр ЭКСПО.
Учреждения культуры. Театры. Зоопарк. Главный парк города. Парк Лесоводов России.
Метеостанция на Плешивой горе. Агафуровские дачи.
Практика: Просмотр видеоролика. Написание эссе. Разработка экскурсионных маршрутов.
Экскурсии. Командный тренинг. Упражнения на развитие памяти и речи.
Тема 10. Железнодорожный район
Теория: Общая характеристика района. Мельковская слобода. «Золотая лихорадка». Мельковская
механическая фабрика. Завод Ятеса. Завод «Уралтрансмаш». Симановская мельница. Макаровский
мост.
Паровоз Черепановых. Уральская горнозаводская железная дорога. Кагановичский район.
Свердловская железная дорога. Годы войны. Вокзальная площадь.

8

Старая и Новая Сортировка. Улица Техническая. Рыночный холдинг Таганский ряд. Дом
Культуры ВОС. Памятник Н.Ф.Ватутину. Хладокомбинат № 3. Взрыв на Сортировке. Северный
автовокзал.
Практика: Просмотр видеоролика. Написание эссе. Разработка экскурсионных маршрутов.
Экскурсии. Экскурсия в музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги.
Командный тренинг. Упражнения на развитие памяти и речи.
Тема 11. Орджоникидзевский район
Теория: Общая характеристика района. Выбор места под строительство завода и соцгорода.
Источники ресурсов. Озеро Шувакиш. Белая башня. Линия ЛЭП. Первостроители. Соцгород строительство жилья и объектов инфраструктуры. П.В.Оранский. Спортивный комплекс. Поселок
Эльмаш. Проспект Космонавтов. Бульвар Культуры.
Стройка века - завод «Уралмаш».
А.П.Банников. Площадь Первой пятилетки. Завод
«Уралэлектротяжмашина». Годы войны. Парк Победы. Тропа Кузнецова.
Практика: Просмотр видеоролика. Написание эссе. Разработка экскурсионных маршрутов.
Экскурсии. Экскурсия в музей завода. Командный тренинг. Упражнения на развитие памяти и
речи.
Тема 12. Кировский район
Теория: Общая характеристика района. История создания района. С.М.Костриков.
Озеро и село Шарташ. Ерофей Марков. Каменные палатки. Изоплит - фабрика изоляционных
торфяных
плит.
Калиновский.
Втузгородок.
Жилищно-строительный
кооператив
железнодорожников «Пионер». Комсомольский. Нижнее-Исетский завод железобетонных
изделий.
Краснознамённый Приволжско-Уральский военный округ. Черный тюльпан.
Научные и образовательные учреждения района. Храм-на-крови. Вознесенская горка.
Практика: Просмотр видеоролика. Написание эссе. Разработка экскурсионных маршрутов.
Экскурсии. Командный тренинг. Упражнения на развитие памяти и речи.
Тема 13. Безопасность в дни школьных каникул и летнего отдыха
Теория: Дорожная безопасность. Безопасность на транспорте. Пожарная безопасность. Купание в
водоеме. Правила оказания первой помощи при ссадинах, царапинах, порезах, ушибах,
кровотечениях, ожогах. Единый телефон экстренных служб.
Практика: Просмотр видеоролика. Викторина «Екатеринбург – город, в котором я живу».
Планируемые результаты 1 года обучения
Метапредметные результаты: формирование навыка работать в команде,
ориентироваться в городском пространстве по карте, знание правил поведения на экскурсии, в
музее и театре.
Личностные результаты: развитие ценностных ориентиров и творческих способностей
обучающихся, развитие умения выражать свои впечатления, полученные в рамках экскурсионного
практикума, развитие речи и памяти.
Предметные результаты: наличие знаний об истории строительства завода-крепости на
реке Исеть, его основателей; умение разбираться в основных элементах городского пространства,
формирование опыта в разработке экскурсионных маршрутов.
Учебный (тематический) план 2 года обучения
№
п/п
1
2
3

Название раздела, темы
Вводное занятие
Профориентация
Экскурсионная мастерская

Количество часов
Всего
Теория
Практика
8
1
7
6
2
4
72
2
70

Формы аттестации/
контроля
1.Наблюдение
2. Опрос
3.
Участие
в

9

4
5

Городское ориентирование 10
Реки
и
мосты 10
Екатеринбурга

6
6

4
4

6

Красная
линия
Екатеринбурга
Купеческий Екатеринбург
Архитектура
Екатеринбурга
Улицы Екатеринбурга
Музеи Екатеринбурга
Безопасность
в
дни
школьных
каникул
и
летнего отдыха
Итого:

24

8

16

22
20

10
8

12
12

20
16
8

8
8
1

12
8
7

216

64

152

7
8
9
10
11

разработке
и
проведении экскурсий

Содержание учебного (тематического) плана 2 года обучения
Тема 1. Вводное занятие
Теория: Знакомство с темами программы и планами на учебный год. Инструктаж по технике
безопасности.
Практика: Игра-викторина. Экскурсия по городу.
Тема 2. Профориентация
Теория: Основы экскурсионной работы. Работа с экскурсантами. Методы подготовки, разработки
и проведения экскурсии.
Практика: Посещение экскурсии. Написание эссе. Посещение «Музея истории Екатеринбурга»
Тема 3. Экскурсионная мастерская
Теория: Основы экскурсионной работы. Работа с экскурсантами. Методы подготовки, разработки
и проведения экскурсии. Профессиональное мастерство - актерское мастерство, маршрут
экскурсии, организация экскурсии, подготовка экскурсионного текста. Понятие культура речи.
Коммуникативные качества речи. Этикет. Этические нормы речевой культуры и делового
общения. Скороговорки.
Практика: Скороговорки для развития речи и дикции. Игры и упражнения на развитие культуры
речи и памяти. Презентация проектов. Экскурсии по городу и области. Реальные и виртуальные
экскурсии.
Тема 4. Городское ориентирование
Теория: Имя города. Герб города. Голова города. Песни о городе. Панорама Екатеринбурга.
Топонимы Екатеринбурга. Наука топонимика. Город - история и современность в фотографиях.
Праздники и традиции города.
Практика: Викторина «Знатоки». Развивающие игры. Просмотр видеороликов.
Тема 5. Реки и мосты Екатеринбурга
Теория: Река Исеть. Подземные реки. Городской пруд. Виды мостов в Екатеринбурге, история
строительства и значимость для города.
Практика: Разработка экскурсионного маршрута. Экскурсия «Мосты Екатеринбурга». Написание
эссе. Развивающие игры.
Тема 6. Красная линия Екатеринбурга
Теория: Пешеходный туристский маршрут. Достопримечательности на маршруте.

10

Практика: Экскурсия по Красной линии. Написание эссе.
Тема 7. Купеческий Екатеринбург
Теория: История екатеринбургского купечества. Купеческие династии, их роль в становлении и
развитии Екатеринбурга. Купеческие усадьбы. Гостиный двор. Мытный двор. Купеческий быт,
традиции и легенды.
Практика: Разработка экскурсионного маршрута. Экскурсии по купеческой «Заимке», Дом
Севастьянова, усадьба Харитонова-Расторгуева. Написание эссе. Развивающие игры.
Тема 8. Архитектура Екатеринбурга
Теория: Понятие архитектуры. Архитектурные стили – классицизм, модерн, функционализм,
конструктивизм, постмодернизм, хай-тек, деструктивизм. Эклектика в архитектуре города.
Каменные сокровища Екатеринбурга. Деревянное зодчество. Азбука города – улицы, проспекты,
площади, скверы, парки, набережная. Садово-парковая архитектура. Современная архитектура.
Практика: Разработка экскурсионного маршрута. Экскурсия в музей архитектуры и дизайна
УрГАХУ. Написание эссе. Развивающие игры.
Тема 9. Улицы Екатеринбурга
Теория: Главные улицы Екатеринбурга. Старое и новое название. История названия. История
развития улиц города. Улицы, названные в честь людей. Жизненный путь человека.
Практика: Разработка экскурсионных маршрутов. Проведение экскурсий.
Тема 10. Музеи Екатеринбурга
Теория: Музей и музейное дело. История создания музеев в городе. Уральское общество
любителей естествознания. Виды музеев в нашем городе. Правила поведения в музее.
Литературный квартал. Ночь музеев. Уральские художественные промыслы. Каслинское литье.
Практика: Экскурсия в Уральский геологический музей, Музей истории ювелирного и
камнерезного искусства, Музей изобразительного искусства, Музей золото – платиновой
промышленности города Берёзовский, Музей истории Екатеринбурга, Объединенный музей
писателей Урала, Литературно-мемориальный дом-музей Ф. М. Решетникова, Дом-музей
П.П.Бажова. Развивающие игры.
Тема 11. Безопасность в дни школьных каникул и летнего отдыха
Теория: Дорожная безопасность. Безопасность на транспорте. Пожарная безопасность. Купание в
водоеме. Правила оказания первой помощи при ссадинах, царапинах, порезах, ушибах,
кровотечениях, ожогах. Единый телефон экстренных служб.
Практика: Просмотр видеоролика. Викторина «Екатеринбург – город, в котором я живу».
Планируемые результаты 2 года обучения
Метапредметные результаты: развитие навыков коммуникации в рамках реализации
совместных проектов, способность ориентироваться в городском пространстве, развитие умения
выражать свои впечатления, полученные в рамках экскурсионного практикума.
Личностные результаты: формирование устойчивого интереса к исследовательской
деятельности в области культурно-исторического наследия родного города, развитие речи и
памяти, формирование принципов безопасности жизнедеятельности в городской и природной
среде.
Предметные результаты: наличие представлений об основных достопримечательных
объектах города, архитектурных стилях, уральских художественных промыслах, формирование
опыта практической туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности, формирование
навыков информационной культуры и информационных технологий в процессе разработки

11

исследовательских проектов, индивидуальных экскурсионных текстов, монтаже слайд или видео
роликов.
Учебный (тематический) план 3 года обучения
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12

13

Название раздела, темы
Вводное занятие
Профориентация
Экскурсионная мастерская
Городской транспорт
Екатеринбург театральный
Екатеринбург
кинематографический
Екатеринбург спортивный
Синяя
линия
Екатеринбурга
Образование
в
дореволюционном
Екатеринбурге
Екатеринбург
правоохранительный
Природа и мы
Военные
достопримечательности
Екатеринбурга
Безопасность
в
дни
школьных
каникул
и
летнего отдыха
Итого

Количество часов
Всего
Теория
Практика
6
1
5
8
1
7
72
2
70
14
6
8
16
8
8
16
8
8
16
6

8
2

2

2

2

2

32
22

16
10

16
12

4

1

3

216

70

146

Формы аттестации/
контроля
1.Наблюдение
2. Опрос
3.
Участие
в
разработке
и
проведении
экскурсий

8
4

Содержание учебного (тематического) плана 3 года обучения
Тема 1. Вводное занятие
Теория: Знакомство с темами программы и планами на учебный год. Инструктаж по технике
безопасности.
Практика: Игра-викторина. Экскурсия по городу.
Тема 2. Профориентация
Теория: Основы экскурсионной работы. Работа с экскурсантами. Методы подготовки, разработки
и проведения экскурсии.
Практика: Проведение экскурсии. Написание эссе. Посещение «Музея истории Екатеринбурга»
Тема 2. Экскурсионная мастерская
Теория: Основы экскурсионной работы. Работа с экскурсантами. Методы подготовки, разработки
и проведения экскурсии. Профессиональное мастерство - актерское мастерство, маршрут
экскурсии, организация экскурсии, подготовка экскурсионного текста. Понятие культура речи.
Коммуникативные качества речи. Этикет. Этические нормы речевой культуры и делового
общения. Скороговорки.

12

Практика: Скороговорки для развития речи и дикции. Игры и упражнения на развитие культуры
речи и памяти. Презентация проектов. Экскурсии по городу и области. Реальные и виртуальные
экскурсии.
Тема 3. Городской транспорт
Теория: История создания первой троллейбусной линии. Трамвайные маршруты.
Екатеринбургский метрополитен. Городская электричка. Магистральный транспорт.
Практика: Экскурсия в городской метрополитен, Музей развития трамвайно-троллейбусного
управления. Написание эссе. Развивающие игры.
Тема 4. Екатеринбург театральный
Теория: Театр как вид искусства. Виды театров. Первый городской театр. Театры современного
города. Спектакль. Театральная труппа. Правила поведения в театре.
Практика: Просмотр видеоролика. Экскурсия в театр. Написание эссе. Развивающие игры.
Тема 5. Екатеринбург кинематографический
Теория: История уральской кинокультуры. Вениамин Метенков. Свердловская киностудия.
Золотой фонд отечественного кинематографа. Документальное и научно-популярное кино.
Екатеринбург в кинематографе. Городские кинотеатры.
Практика: Экскурсия на Свердловскую киностудию, Фотографический музей «Дом Метенкова».
Написание эссе. Развивающие игры.
Тема 6. Екатеринбург спортивный
Теория: Первый велодром. Развивающиеся виды спорта. Спортивные сооружения в городе.
Спортивные клубы. Спортивные мероприятия. Олимпийские чемпионы. Детско-юношеские
спортивные школы, школы олимпийского резерва. Управление по развитию физической культуры,
спорта и туризма.
Практика: Экскурсия на стадион Екатеринбург-Арена. Написание эссе. Развивающие игры.
Тема 7. Военные достопримечательности Екатеринбурга
Теория: Екатеринбург в горниле революции. 10-й гвардейский танковый Уральско-Львовский
добровольческий танковый корпус. Свердловская областная общественная организация ветеранов
«Союз Ветеранов». Формирование. Состав корпуса. Боевые операции. Архивные документы.
Широкореченский мемориал «Вехи войны». Памятники воинам Великой Отечественной войны
1941-1945 годов. День Победы.
Практика: Просмотр видеоролика. Написание эссе. Посещение Памятника Уральского
добровольческого танкового корпуса, Широкореченского мемориала, музей военной техники в
г.Верхняя Пышма.
Тема 8. Синяя линия Екатеринбурга
Теория: Пешеходный туристский маршрут. История семьи Романовых. Достопримечательности на
маршруте. Царские дни в Екатеринбурге.
Практика: Экскурсия по Синей линии. Развивающие игры.
Тема 9. Образование в дореволюционном Екатеринбурге
Первые городские школы. Горное училище. Первая мужская гимназия. Первая женская
гимназия. Вторая женская гимназия. Румянцевская гимназия для девочек. Екатеринбургское
реальное училище. Алексеевское реальное училище. Екатеринбургский учительский институт.
Художественно-промышленная школа. Школа для обучения девочек-сирот из семей духовенства.
Епархиальное училище. Начальные школы и училища.
Тема 10. Екатеринбург правоохранительный
Первый острог. Устав Благочиния. Заречный тын. Полицейский надзор. Жандармское управление.
Главное управление внутренних дел. Свердловской области. Сыскное отделение. Бюро уголовного

13

розыска. Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по
Уральскому федеральному округу.
Тема 11. Природа и мы
Теория: Растительный и животный мир лесопарков города. Знакомство с растениями и
животными. Охрана растительного и животного мира человеком. Зелёная аптека. Лекарственные и
ядовитые растения. Памятники природы.
Практика: Экскурсия в Музей природы. Викторина. Развивающие игры.
Тема 12. Безопасность в дни школьных каникул и летнего отдыха
Теория: Дорожная безопасность. Безопасность на транспорте. Пожарная безопасность. Купание в
водоеме. Правила оказания первой помощи при ссадинах, царапинах, порезах, ушибах,
кровотечениях, ожогах. Единый телефон экстренных служб.
Практика: Просмотр видеоролика. Викторина «Екатеринбург – город, в котором я живу».
Планируемые результаты 3 года обучения
Метапредметные результаты: формирование навыков коммуникации в рамках
реализации совместных проектов, развитие навыков выражать свои впечатления, полученные в
рамках экскурсионного практикума, умения выбрать и обобщить необходимый материал для
экскурсионных маршрутов, формирование социальных компетентностей.
Личностные результаты: развитие логического мышления, памяти, культуры речи,
творческих способностей, эстетического вкуса, коммуникативных умений.
Предметные результаты: наличие знаний об истории города, его особенностей, о
достопримечательных объектах, расширение знаний по краеведению, приобретение опыта
практической туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности, формирование навыков
информационной культуры и информационных технологий в процессе разработки
исследовательских проектов, индивидуальных экскурсионных текстов, монтаже слайд или видео
роликов.
2.

Год
обучения
1

Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарно-учебный график на 2024-2025 учебный год
Дата
Дата
Количество Количество Количество
Режим занятий
начала
окончания
учебных
учебных
учебных
обучения обучения
недель
дней
часов
3 занятия по 2 часа в
15.09.24
31.05.25
36
108
216
неделю

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
- учебный кабинет, парты, стулья;
№п/п
Наименование
Количество, шт.
1
Ноутбук
1
2
Мультимедиа проектор
1
3
Экран
1
4
Флэш-карта
2
5
Фотоаппарат
1

14

6
Видеокамера
7
Карта города
Информационное обеспечение:
• аудио-, видео-, фото-, интернет источники;
• видеофильмы о городе и достопримечательных объектах.

1
1

Методические материалы:
• методические пособия по темам программы;
• географические карты города Екатеринбурга и Свердловской области;
Используются методы обучения: словесный, наглядный практический, объяснительноиллюстративный, игровой, дискуссионный и методы воспитания: убеждение, поощрение,
стимулирование, мотивация.

2.3. Формы аттестации и оценочные материалы
Формой аттестации обучающихся является педагогическая
подготовке и проведении экскурсий, защита творческих работ.
Показатели педагогической диагностики:
Параметры
Уровень
Характеристика уровня
Формирование
высокий
Присутствует
устойчивый
интереса
к
интерес,
эмоциональный
краеведческой
отклик, обучающийся всегда
деятельности
проявляет желание и интерес к
обучению
средний
Присутствует желание изучать,
однако устойчивый интерес ещё
не
сформирован,
эмоциональный
отклик
проявляется не всегда.
низкий
Отсутствует
интерес
к
изучению истории и культуры
родного края, эмоциональный
отклик проявляется редко
Наличие
высокий
Хорошо
разбирается
в
представления об
основных этапах зарождения и
истории
становления
города,
становления города
разнообразии архитектурного
и
городских
облика
города,
уральских
достопримечательн
художественных
промыслах,
остях
самостоятельно называет все
городские
достопримечательности
средний
Имеет
представление
об
основных этапах зарождения и
становления
города,

диагностика, участие в

Методы контроля
1.
Наблюдение
(теория и практика)
2. Опрос (теория)

1.
Наблюдение
(теория и практика)
2.
Написание
тематических эссе

15

низкий

высокий

Информационная
компетентность в
области культурноисторического
средний
наследия родного
города
низкий

высокий

Наличие
опыта
практической
туристскокраеведческой
и
средний
экскурсионной
деятельности

разнообразии архитектурного
облика
города,
уральских
художественных
промыслах,
называет не все городские
достопримечательности,
допускает ошибки
Имеет слабое представление об
основных этапах зарождения и
становления
города,
разнообразии архитектурного
облика
города,
уральских
художественных
промыслах,
называет
только
основные
городские
достопримечательности,
не
уверен в своих знаниях
Обучающийся самостоятельно
высказывает свое суждение об
историческом
объекте,
основывая
свое
мнение,
опираясь
при
этом
на
информационные источники
Обучающийся
высказывает
свое суждение об историческом
объекте,
но
не
может
обосновать свое мнение
Обучающийся не высказывает
своих
суждений
об
исторических объектах
1.Умение
разработать
экскурсионный маршрут и
экскурсионный текст, включая
основные
сведения
об
исторических
объектах.
2.Умение передать содержание
экскурсии сверстникам.
3.Умение легко подготовить
сообщение
1.Обучающийся
умеет
разработать
экскурсионный
маршрут
и экскурсионный
текст, но не умеет выделить
главные
сведения
об
исторических
объектах.
2.Обучающийся умеет передать
содержание
экскурсии

1.
Наблюдение
(теория и практика)
2.
Написание
тематических эссе

1.
Наблюдение
(теория и практика)
2.
Написание
тематических эссе

16

низкий

сверстникам, но его рассказ
имеет
хаотическое
перечисление.
3. На подготовку сообщения
требуется длительное время,
испытывает
при
этом
определенные трудности
1.Обучающийся
не
умеет
выделить исторические объекты
для экскурсионного маршрута и
разработать
экскурсионный
текст.
2.Полное отсутствие умения
рассказать
что-либо
об
экскурсии.
3.С трудом готовит сообщение,
требуется помощь взрослого

17

3. Список литературы
Нормативные документы:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее - ФЗ).
2.
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3.
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-p.
5.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-p).
6.
Постановление
Главного
государственного санитарного врача
Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20«Санитарноэпидемиологические
требования к организациям воспитания
и
обучения,
отдыха и оздоровления
детей и молодежи» (далее СанПиН).
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания».
8.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
9.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 №
298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых».
10.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее — Порядок).
11.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
12.
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об утверждении
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ».
13.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с
«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
14.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 №АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной
деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
15.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № BK-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-

18

психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»).
16.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
Литература для педагога:
1. Гладкова И.М. Екатеринбургские тайны. Встречи, поиска, воспоминания журналиста / Инна
Гладкова; под общ. ред. Э. Гильмана. Екатеринбург: ОО «Урал. Землячество»; Издательство
«АМБ», 2012.
2. Данилюк А.Я. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на
ступени начального общего образования / А.Я. Данилюк, А.А. Логинова. Москва: Просвещение,
2012.
3. Каталог экскурсионных образовательных маршрутов для обучающихся общеобразовательных
организаций Свердловской области, Екатеринбург, 2015.
4. Корепанов Н.С., Блинов В.А. Город посредине России: Культурно-исторические очерки.
Екатеринбург: СОКРАТ, 2005.
5. Копылова В.И. Ювелирное искусство Урала (XVIII-XX вв.). Екатеринбург: Банк культурной
информации, 2000.
6. Мажоров П. В. Сопровождение организованных школьных групп в городской среде:
методические и справочные материалы для педагогов, родителей и волонтеров в организации
школьных экскурсионных и туристических поездок. Москва, Издательские решения, 2022.
7. Матвеев А.К. Географические названия Свердловской области. Топонимический словарь.
Екатеринбург: Уральское литературное агентство, 2000.
8. Мурзина И.Я. Художественная культура Урала: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов
общеобразовательных учреждений, гимназий, лицеев / И.Я. Мурзина. Екатеринбург: Центр
«Учебная книга», 2003.
9. Нечаева М.Ю., Шкерин В.А. Путеводитель по старому Екатеринбургу. Екатеринбург: Дом
учителя,1998.
10. Организация и управление исследовательской и проектной деятельностью учащихся: сборник
программ и методических разработок / ред.-сост. А. С. Обухов. – М.: Исследователь/Researcher,
2018.
11. Официальные символы Свердловской области и составляющих её муниципальных
образований / А.К. Грефенштейн, В.К. Кондюрин, Е.Ю. Рукосуев. Екатеринбург: СреднеУральское книжное издательство, 2007.
12. Учебно-методические материалы по организации экскурсионных образовательных маршрутов
для обучающихся общеобразовательных организаций Свердловской области. 5-9 класс. ФГБОУ
ВПО «УрГПУ». Екатеринбург, 2015.
13. Якубова Н.И. Екатеринбург. Исторический центр и окрестности. Москва, Бомбора, 2023.
Литература для учащихся и родителей (законных представителей):
1. Алексеев Е.П., Черепов В.А., Ярков С.П. Памятники монументального искусства
Свердловской области. Екатеринбург: Сократ, 2008.
2. Бажов П.П. Сказы. Издательство «АСТ», Москва, 2013 г. Бажовская энциклопедия/Редакторысоставители: В.В. Блажес, М.А. Литовская. Екатеринбург: Сократ, 2007.
3. Ворошилин С.И. Храмы Екатеринбурга. Екатеринбург, 1995.

19

4. Горкунова Т.В. Медные птицы самоцветной горы. Три века истории Екатеринбурга и до
того. Екатеринбург, Сократ, 2024.
5. Екатеринбург: Фотоальбом. Екатеринбург: Сократ, 2008.
6. Крапивин В.П. Мальчик со шпагой. Москва, Энас-книга, 2022.
7. Лаврова С.А. Потешные прогулки по Уралу. Москва: Рипол классик, 2011.
8. Лаврова С.А. Славянская мифология. Москва, Белый город, 2011.
9. Лаврова С.А. Удивительный Урал. Екатеринбург: Сократ, 2013.
10. Лаврова С.А. Урал. Кладовая земли. Москва, Белый город, 2007.
11. Лукьянин В.П., Никулина М.П. Прогулки по Екатеринбургу. Екатеринбург: Банк культурной
информации, 1997.
12. Мамин-Сибиряк Д.Н. Екатеринбург. Исторический очерк. Екатеринбург: Банк культурной
информации, 1998.
13. Мурзина И.Я., Кряжева Н.Г. Екатеринбург – мой любимый город. Книга для чтения. 5 – 7
класс, Екатеринбург: Сократ, 1999.
14. Предания и
легенды
Урала. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство,
1991.
15. Рассказы об уральской истории. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1990.
16. Рыжков А.М. Нарисованный город. Екатеринбург: МБУ «Столица Урала»; Творческое
объединение «Уральский меридиан», 2011.
17. Сказания о Древнем Урале. Книга для чтения в начальной школе / авт.-сост. А.Н. Шигина.
Екатеринбург: Банк культурной информации, 2000.
18. Стариков А.А., Симиненко В.И., Поздникин В.М. Знаменитые памятники архитектуры
Свердловской области. Екатеринбург: Сократ, 2007.
19. Хрестоматия по литературе Урала для начальной школы. С методическими подсказками для
педагогов и родителей / Сост. М.А. Литовская, Е.К. Созина. Екатеринбург: У-Фактория, 2002.
20. Человек пришел на Урал: мифы, легенды, были и былички. Екатеринбург: Банк культурной
информации, 1998.
Интернет-ресурсы:
1. 300 лет Екатеринбургу: как Татищев и де Геннин основали город золота.
https://ren.tv/longread/1133944-300-let-ekaterinburgu-kak-tatishchev-i-de-gennin- osnovali-gorod-zolota
2. Годы истории Екатеринбурга и уральских заводов. https://ekbconnection.ru/istoriyaekaterinburg/годы-истории-екатеринбурга/
3. Город Екатеринбург. История и достопримечательности. https://uraloved.ru/gorod-ekaterinburg
Екатеринбург от А до Я. Авторский путеводитель по городу и его окрестностям
https://www.litres.ru/book/nataliya-repkina/ekaterinburg-ot-a-do-ya- avtorskiy-putevoditel-po-gorodu-i65087141/chitat-onlayn/
4.
История
Екатеринбурга.
Библиография.
http://semantic.uraic.ru/post/postbrowse.aspx?
postid=1788&f=p&q2=false&index=true&plus=true&project=1
5. История Екатеринбурга. Самое важное. https://www.memorialromanovyh.info/istoriaekaterinburgasamoe-vaznoe
6. Литература Екатеринбурга https://dic.academic.ru/dic.nsf/ekaterinburg/276/ЛИТЕРАТУРА
7. Основание Екатеринбурга. https://histrf.ru/read/articles/osnovaniie-iekatierinburgha-event
8. Писатели, поэты, драматурги https://ekbconnection.ru/persons/писатели-поэты-екатеринбург/

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».