Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы «Новая Авеста» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Вокальный ансамбль» на 2023-2024 учебный год Возраст обучающихся: 11 - 15 лет 3 год обучения (95 часов) № групп: 2 Уровень: базовый Автор-составитель: Гилева Светлана Михайловна, Педагог дополнительного образования г. Екатеринбург, 2023 1 Содержание 1. Пояснительная записка 3 2. Цель и задачи программы 3 года обучения 3 3. Планируемый результат 3 года обучения 4 4. Содержание программы 3 года обучения 5 5. Календарно-тематический план 3 года обучения 7 6. Условия реализации программы 9 7. Список литературы 10 2 1 Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Вокальный ансамбль». Направленность рабочей программы - художественная. Уровень рабочей программы: базовый Адресат программы: обучающиеся 11-15 лет. Количество обучающихся в группе: 4-8 человек. Объем и срок освоения рабочей программы. 1 год обучения, 95 часов в год. Периодичность и продолжительность занятий: 1 раз в неделю по 2,5 часа на группу, 1 час равен 45 минутам. Форма обучения: групповая. Виды занятий: беседа, практическое занятие, открытое занятие Формы подведения результатов: беседа, наблюдение, открытое занятие, концерт. Особенности организации образовательной деятельности: группы формируются из обучающихся разного возраста, являющиеся основным составом вокального ансамбля «Ассорти»; состав группы постоянный. Учебный год начинается с 01 сентября. Рабочую программу реализует педагог дополнительного образования. Рабочая программа «Вокальный ансамбль» реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время. 2. Цель и задачи рабочей программы 3 года обучения Цель программы: создание условий для развития творческого потенциала обучающихся, через организацию занятий вокальным творчеством. Воздействие на духовный мир средствами вокального искусства, формирование музыкально-эстетических интересов, вокальных навыков и сценической культуры. Задачи: Обучающие: - формирование вокально-хоровых навыков и умений; - певческая установка; - дыхание; звукообразование; - звуковедение; фразировка; - строй; ансамбль; - качество звука (тембр); - ознакомление обучающихся с элементами музыкальной грамоты и специальной терминологией. - Развивающие: развитие индивидуальных и творческих способностей обучающихся; развитие эстетического и художественного вкуса; развитие музыкального слуха, чувства ритма; артистизма; Воспитательные: воспитание общей и музыкальной культуры детей; привитие навыков дисциплинированности, организованности, трудолюбия, самостоятельности, коммуникативности; организация свободного времени и профилактика асоциального поведения; преемственность при оказании помощи в воспитании начинающих исполнителей, более старшими и опытными певцами. побудить обучающихся к творческой активности. 3 3 Планируемые результаты 3 год обучения Базовый уровень Метапредметные результаты: - сознательно относится к целям и задачам учебной деятельности, искать средства решения поставленных задач в вокальной деятельности; - решать проблемы творческого и поискового характера в процессе слушания, исполнения и анализа музыкальных сочинений; - определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности; - сотрудничать, взаимодействовать с другими участниками ансамбля при решении различных музыкально-творческих задач на аудиторных занятиях, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности; - участвовать в коллективной работе над концепцией и художественным образом музыкального произведения; - позитивно оценивать свои музыкально-творческие возможности, не останавливаться на достигнутом результате и неукоснительно развиваться. Предметные результаты: - умение соблюдать певческую установку при пении; - умение владеть подвижностью голоса в соответствии со способностями и физическим состоянием обучающегося; - умение петь выразительно. - умение при содействии педагога делать исполнительский анализ; - умение выявлять тембр, голосовой окраски; - умение чисто интонировать; петь на цепном дыхании; пользоваться мягкой атакой; - умение импровизировать; - умение петь с разными видами микрофонов; - умение соединить пение и танец, пользуясь навыками дыхания под музыку. - Личностные результаты: творческая самореализация на занятии; эмоциональное осознание себя и окружающего мира; использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий; формирование духовно-нравственных оснований; сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач. Аттестация обучающихся проходит 2 раза в год в форме: участие в конкурсах, фестивалях, концертах. В конце каждого учебного года проводятся годовые отчётные концерты, на которых исполняют произведения, пройденные в течение года. Проверка уровня знаний, умений и навыков детей осуществляется на открытых уроках-концертах, публичных выступлениях, в праздничных и тематических концертах Центра. Аттестация подтверждается отзывами родителей и дипломами, грамотами конкурсных мероприятий. На второй, третий год обучения по программе обучающиеся переводятся без условий. Оценочные материалы Критериями оценивания развития певческих навыков обучающихся выбраны основные составляющие пения: 1. Интонация (чистота интонирования, координация между слухом и голосом, дыхание). 4 2. Звучание (манера, слитность, дикция, артикуляция, ансамбль, строй). 3. Соответствие нотному материалу (точность исполнения мелодии; соблюдение темпа, динамики, фразировки; соответствие стилю исполняемого произведения; убедительность интерпретации). 4. Общее художественное впечатление (сценическая культура - выход и уход, поведение на сцене, выразительность исполнения). Низкий, средний и высокий уровни музыкальных способностей учащихся определяются по следующим показателям: - Низкий уровень: 1) обучающийся самостоятельно чисто спеть не может; 2) проговаривает слова песни в определённом ритме. - Средний уровень: 1) чисто пропевает лишь отрезки песни; 2) поёт чисто с музыкальным сопровождением. 3) обучающийся знает основы вокально-хоровых навыков и умений: певческая установка, дыхание; элементарные сведения о строении голосового аппарата и правилах пения - Высокий уровень: 1) верно и чисто исполняет мелодию песни; 2) поёт чисто без музыкального сопровождения. 3) обучающийся знает основы вокально-хоровых навыков и умений: певческая установка, дыхание; элементарные сведения о строении голосового аппарата и правилах пения. Содержание учебного (тематического) плана 3 год обучения Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Теория: Знакомство с учащимися. Объяснение детям целей занятий. Прослушивание музыкальных способностей. Задания на чувства наличие музыкального ритма, слуха и памяти, координации движений. Выполнение творческих заданий. Знакомство обучающихся с основными правилами поведения в музыкальном коллективе. Инструктаж. Раздел 1 Постановка голоса Тема 2. Дыхательные упражнения. Практика: Отработка дыхательных упражнений на основе дыхательной гимнастики: «Вдохи в грудь», «Порции» для тренировки активного вдоха и выдоха. Тема 3. Постановка голоса. Певческая установка. Теория: Положение корпуса и головы при пении, посадка. Основные правила поведения на уроке, на сцене. Практика: Выполнение упражнений для раскрепощения корпуса. Выполнение комплекса упражнений для тренировки певческого дыхания. Элементы дыхательной гимнастики Стрельниковой. Постановка голоса, овладению вокальными данными в эстрадной манере исполнения. Введение в распевание вокализов. Тема 4. Дыхательные упражнения, правильное формирование, чистота звучания гласных. Унисон. Теория: Повторение дыхательной гимнастики Стрельниковой. Звучание гласных. Пение в унисон. Практика: Упражнения для формирования гласных и чёткого произношения согласных. Пение в унисон. Тема 5. Физические упражнения на развитие мышц брюшного пресса. Атака звука. Теория: Атака звука. Виды атак (мягкая, придыхательная, твёрдая). 5 Практика: Работа над активной подачей звука. Работа над мягкой атакой звука. Упражнение «Лошадка» без звука, на звуке, со скачками, на 3 нотах, на 5 нотах, скачки на составления октав. Упражнение «Двойной звук», для развития крайних обертонов мышц брюшного пресса. Раздел 2 Сценическая речь Тема 6. Декламация на дыхании. Теория: Понятие декламации. Освоение декламации на дыхании на основе изучения произведений поэтов-классиков (басни, стихи). Практика: Упражнения «Ветер» (на 1-2, 1-3, порыва) с использованием динамических оттенков от «пиано» до «форте»; Упражнения «Вьюга» (на 1 -2, 1-3 порыва), приём 2-ой с использованием музыкального сопровождения звук. Тема 7. Дикция. Приёмы артикуляции. Теория: Техника и логика речи (правильное произношение гласных и согласных звуков, скороговорок, упражнений на овладение словесным действием). Практика: Работа над дикцией и артикуляцией. Этюды и упражнения (произнесение и пение слов и фраз громко, интонационно чисто и отчётливо). Раздел 3 Вокальные техники Тема 8. Работа над вокальными произведениями. Теория: Постановка номера, разучивание текста, мелодии. Анализ произведения, раскрытие его содержания и взаимосвязи со средствами музыкальной выразительности. Практика: Разбор музыкального произведения (мелодия, ритм, динамика, агогика), проучивание отдельных фраз и трудных мест на слоги, без текста, без сопровождения. Работа над чистой интонацией, строем и звукообразованием, над отдельными фразами и трудных мест на слоги без текста, без сопровождения, работа над текстом без мелодии, чистота интонации, стой, ансамбль, и звукообразование. Показ-исполнение песни. Тема 9. Эмоционально-оценочная деятельность. Практика: Анализ произведения с точки зрения усложнения содержания музыкальных произведений по форме, использованию музыкальных средств выразительности. Оценка роли и значения средств музыкальной выразительности в создании целостного музыкального образа. Тема 10. Слуховой контроль. Воспитание сознательного отношения к пению и развитию вокального слуха. Теория: Слуховой контроль. Артикуляция и артикуляционный аппарат (рот, губы, зубы, язык, челюсти, верхнее и нижнее нёбо). Практика: Практическое изучение механизма певческого звукообразования. Тема 11. Тембровое звучание (окраска звука). Теория: Формирование гласных звуков, развитие навыков кантиленного звучания. Практика: Упражнения на ровность тембрового звучания (окраска звука). Упражнения на лёгкость и подвижность голоса. Развитие навыков кантиленного звучания. Раздел 4 Сценическое движение Тема 12. Постановка танцевальных движений. Постановка номера. Теория: Сценическое воплощение произведения. Работа на сценической площадке. Сценические костюмы. Подбор и обсуждение сценического костюма. Эмоциональная передача исполняемого произведения. Практика: Поведение на сцене, умение преподнести исполняемую песню. Работа с микрофоном. Сценическое воплощение произведения. Создание образа. Работа над образом в произведениях. Раздел 5 Концертная деятельность Тема 13. Подготовка и репетиции концертных номеров Практика: Работа с репертуаром. Развитие чувства стиля исполняемых произведений, проработка стилей вокального исполнения. Работа с вокальным произведением. Проработка 6 концертных номеров в условиях сцены. Работа над вокальной партией. Выразительность исполнения. Работа с микрофоном. Тема 14. Анализ концертно-исполнительской деятельности. Теория: Анализ выступлений. Практика: Участие в фестивалях, конкурсах, концертах обучающихся. 4. № заня тия Форма занятия 07.09.2023 1 Лекция, беседа 14.09.2023 2 21.09.2023 3 28.09.2023 4 05.10.2023 5 12.10.2023 6 19.10.2023 7 Практическое занятие Практическое занятие Лекция, беседа Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Лекция, беседа Практическое занятие 26.10.2023 8 02.11.2023 9 09.11.2023 10 16.11.2023 11 23.11.2023 12 30.11.2023 13 07.12.2023 14 14.12.2023 15 21.12.2023 16 28.12.2023 17 Дата Лекция, беседа Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Лекция, беседа Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое Календарно-тематический план 3 года обучения Количество уч. часов практ Тема занятий теор Форма аттестации/ контроля Обсуждение, устный опрос 2,5 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Дыхательные упражнения. 2,5 Дыхательные упражнения. наблюдение 1,25 Постановка голоса. Певческая установка. 1,25 1,25 1,25 1,25 Постановка голоса. Певческая установка. Постановка голоса. Певческая установка. Слуховой контроль. Воспитание сознательного отношения к пению и развитию вокального слуха. Работа над произведениями Вокально-ансамблевая работа. Обсуждение, устный опрос наблюдение наблюдение 2,5 1,25 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 1,25 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 1,25 Работа над произведениями Вокально-ансамблевая работа. Работа над произведениями Вокально-ансамблевая работа. Постановка танцевальных движений. Постановка номера Дикция. Приёмы артикуляции. Дикция. Приёмы артикуляции. Работа над произведениями Вокально-ансамблевая работа. Работа над произведениями Вокально-ансамблевая работа. Работа над произведениями Вокально-ансамблевая работа. Постановка танцевальных наблюдение наблюдение Обсуждение, устный опрос наблюдение Обсуждение, устный опрос наблюдение наблюдение наблюдение Обсуждение, устный опрос наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение 7 занятие 11.01.2024 18 Беседа 18.01.2024 19 Лекция, беседа Практическое занятие 1,25 25.01.2024 20 Практическое занятие 2,5 01.02.2024 21 1,25 08.02.2024 22 15.02.2024 23 22.02.2024 24 29.02.2024 25 07.03.2024 26 14.03.2024 27 21.03.2024 28 Лекция, беседа Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Лекция, беседа Практическое занятие Практическое занятие 28.03.2024 29 1,25 04.04.2024 30 Лекция, беседа Практическое занятие Лекция, беседа 11.04.2024 31 2,5 18.04.2024 32 25.04.2024 33 02.05.2024 34 09.05.2024 35 16.05.2024 36 Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие 2,5 1,25 1,25 движений. Постановка номера. Анализ концертно – исполнительской деятельности. Дыхательные упражнения, правильное формирование, чистота звучания гласных. Унисон. Дыхательные упражнения, правильное формирование, чистота звучания гласных. Унисон. Декламация на дыхании. 2,5 Декламация на дыхании. 2,5 Работа над произведениями Вокально-ансамблевая работа. Работа над произведениями Вокально-ансамблевая работа. Работа над произведениями Вокально-ансамблевая работа. Постановка танцевальных движений. Постановка номера Физические упражнения на развитие мышц брюшного пресса. Атака звука. Физические упражнения на развитие мышц брюшного пресса. Атака звука. Эмоционально-оценочная деятельность. Тембровое звучание (окраска звука). 2,5 2,5 2,5 1,25 1,25 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 1,25 Тембровое звучание (окраска звука). Дыхательные упражнения Эмоционально-оценочная деятельность. Работа над произведениями Вокально-ансамблевая работа. Работа над произведениями Вокально-ансамблевая работа. Работа над произведениями Вокально-ансамблевая работа. Подготовка и репетиции концертных номеров. Обсуждение, устный опрос Обсуждение, устный опрос наблюдение наблюдение Обсуждение, устный опрос наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение Обсуждение, устный опрос наблюдение наблюдение Обсуждение, устный опрос наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение Обсуждение, устный опрос наблюдение наблюдение наблюдение 8 23.05.2024 37 30.05.2024 38 Практическое занятие Беседа Всего 2,5 2,5 Подготовка и репетиции наблюдение концертных номеров. Концертно – исполнительская Обсуждение, деятельность. устный опрос 77,5 ч 17,5 ч 95 ч 6. Условия реализации программы 1. 2. 3. 4. 5. 6. Материально-техническое обеспечение: Учебный класс для занятий вокалом. Хореографический класс с зеркалами. Сценическое пространство. Магнитофон. Фортепиано. Звукоусиливающая аппаратура (колонка, микшерный пульт, микрофоны). В реализации общеразвивающей программы участвует 1 специалист: Гилева Светлана Михайловна, педагог дополнительного образования. Квалификационная категория: первая. Образование: 1. Российский Государственный Профессионально Педагогический Университет. Музыкально-компьютерные технологии. Бакалавр художественного образования. 2. Свердловское областное музыкальное училище имени П.И. Чайковского. Дирижерскохоровое отделение. Руководитель творческого и хорового коллектива, учитель музыки. 3. ООО «Инфоурок» Преподаватель эстрадного вокала. Профессиональная переподготовка, 270ч Педагогический стаж работы - 13 лет, по специальности - 13 лет, в данном учреждении - 7 лет. Методическое обеспечение 1. Фонограммы «Плюс», «Минус». 2. Методическая литература: словари, справочники, видео-пособия. 3. Нотные сборники: вокальные упражнения, учебно-тренировочная литература, эстрадные песни. 7. Список литературы для педагога: 1. Байкова Л. А. Психология здоровья. Социальное здоровье детей и молодежи. Учебное пособие. - М.: Юрайт. 2019. 2. Бобченко Т. Г. Психологические тренинги. Основы тренинговой работы. Учебное пособие. - М.: Юрайт. 2020. 3. Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. Харьков: «ФОЛИО», 2012. 4. Генри Смит.Тренинг прогнозирования поведения. Тренинг сенситивности. Изд.: «Речь», 2001. 5. Гребенкин Е.В. Школьная конфликтология для педагогов и родителей. – Феникс, 2013. 6. Гримак, Л.П. Психология активности человека: психологические механизмы и приемы саморегуляции / Л. П. Гримак. - Москва: URSS, Либроком, 2018. 7. Гришина, Н. Психология конфликта: учебное пособие / Наталия Гришина. - СанктПетербург [и др.]: Питер, Питер пресс, 2018. 8. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. – СПб,: Речь, 2008. 9. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. Практическое 9 пособие для психологов, педагогов и родителей / Панфилова Марина Александровна. - М.: ГНОМ и Д, 2014. 10.Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации под редакцией М. Алиева, Т. Гришанович, Л. Лобанова. Изд.: «Речь», 2006 Список литературы для обучающихся: 1. Армстронг Т. Ты можешь больше, чем ты думаешь. – Манн, 2018. 2. Вальдшмидт Д. Будь лучшей версией себя. – Манн, 2019. 3. Гайссельхарт Р. Память. Тренировка памяти и техники концентрации внимания. – Омега-Л, 2015. 4. Гиппенрейтер Ю.Б. Как бы ты поступил? Сам себе психолог. – АСТ, 2018. 5. Кострикин П.П. Большая книга тренировки внимания. – АСТ, 2013. 6. Чеснова И.В. Как стать уверенным в себе? – АСТ, 2018. 7. Рубин И. Уверенность в себе. Простые практики для обретения внутренней силы и твѐрдости. – Манн, 2017. 8. Умнов В.И. Я и мои друзья. Тесты для саморазвития. – Научная книга, 2017. 10