Рабочая программ Учиться легко 2 год

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр внешкольной работы «Новая Авеста»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
социально-гуманитарной направленности
«Учиться легко»
на 2022-2023 учебный год

Возраст обучающихся: 8 - 10 лет
2 год обучения (76 часов)
№ групп: 4, 8, 9
Уровень: базовый

Автор-составитель:
Калгина Елена Александровна,
педагог-психолог

г. Екатеринбург, 2022

Содержание
Наименование

Стр.

1.

Пояснительная записка

2

2.

Цель и задачи программы 2 года обучения

2

3.

Планируемый результат 2 года обучения

2

4.

Содержание программы 2 года обучения

3

5.

Календарно-тематический план 2 года обучения

7

6.

Условия реализации программы

15

7.

Список литературы

15

Приложения

17

1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Учиться легко».
Направленность рабочей программы - социально-гуманитарная.
Уровень рабочей программы: базовый
Адресат программы: обучающиеся 8-10 лет.
Количество обучающихся в группе: 8-12 человек.
Объем и срок освоения рабочей программы: 76 часов в год.
Периодичность и продолжительность занятий: 1 раз в неделю по 2 часа на группу, 1 час
равен 45 минутам.
Форма обучения: групповая.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, тренинг, игровая деятельность с
использованием
различных
нейропсихологических,
арт-терапевтических
и
здоровьесберегающих технологий.
Формы подведения результатов: беседа, тестовые задания, открытое занятие.
Особенности организации образовательной деятельности:
группы формируются из обучающихся одного возраста; состав группы постоянный,
специального отбора в группы не проводится.
Учебный год начинается с 1 сентября.
Рабочую программу реализует педагог-психолог.
Рабочая программа «Учиться легко» реализуется в течение всего учебного года,
включая каникулярное время.
2. Цель и задачи рабочей программы 2 года обучения
Цель программы: развитие личностных качеств обучающихся через освоение
конструктивных навыков для социализации в обществе и профилактики школьной
дезадаптации.
Задачи программы:
Обучающие:
- обучить новым моделям поведения в ситуации взаимодействия.
Развивающие:
- развить эмоциональный интеллект;
- развить коммуникативные навыки: общение и взаимодействие в группе сверстников;
- развить способность к рефлексии, самопознанию.
Воспитательные:
- воспитать бережное отношение к своим чувствам и чувствам других людей;
- воспитать психологическую культуры личности для обеспечения эффективного
взаимодействия в социуме.
3. Планируемые результаты 2 года обучения
Метапредметные результаты:
- анализировать и объективно оценивать результаты собственной деятельности;
- управлять своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и
взрослыми;
- оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Личностные результаты:
- будет воспитана привычка анализировать свою деятельность, находить ее
достоинства и недостатки;
- приобретут навыки саморегулирования, саморазвития, личностной рефлексии;
- научатся осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и
смысловых установок;

- умение ставить задачи и достигать их.
Предметные результаты:
Обучающиеся будут
- иметь представление о разнообразии человеческих чувств, их оттенков;
- иметь представление о понятии «конструктивное общение», законах взаимодействия
в команде;
- осознавать свои «сильные» и «требующие развития» качества.
В процессе реализации рабочей программы используются формы аттестаци/контроля
(индивидуальная и групповая) и методы (беседа, тестовые задания).
При оценке результативности программы используется три вида диагностики: текущая,
промежуточная, итоговая, позволяющие проследить динамику развития тех или иных
личностных качеств, достижений обучающихся. Оценочные материалы. Приложение 1.
4. Содержание программы 2 года обучения
Тема 1. Создание группы. Сплочение коллектива
Теория: задачи программы. Правила ТБ. Правила группы. Беседа о правилах: где они
присутствуют в жизни? Для чего они нужны? Утверждение перечня правил. Торжественный
ритуал принятия правил.
Практика: упражнения: «Кто ты?», «Поменяйтесь местами…», «Любимая игра».
Рефлексия занятия.
Раздел I. Развитие эмоционального самоконтроля
Тема 2. Что такое эмоции и чувства?
Теория: знакомство с понятиями «эмоции» и «чувства». Какие они бывают. В чем их
отличие. Знакомство с понятиями «самоконтроль» и «саморегуляция».
Практика: упражнения, направленные на формирование способности выражать
собственные эмоции, различать положительные и отрицательные эмоции, различать чувства и
настроения окружающих, обучение навыкам саморегуляции, отреагирование негативных
эмоций, коррекция детских обид.
Упражнения: «Мое настроение». Беседа на тему «Какое мое настроение сегодня?».
Беседа: От чего настроение может измениться? На что оно похоже? Упражнение «Я и мои
эмоции». Рефлексия занятия.
Тема 3. Я и мои эмоции
Практика: Беседа на тему: «Эмоции. Какие бывают эмоции». Рисование собственной
эмоции. Упражнение «Звезда чувств». Беседа на тему: «Положительные и отрицательные
эмоции». Рисование «Обида. Злость». Упражнение «Прощание с обидой и злостью».
Упражнение «Слушание окружающего мира». Упражнение «Рисуем человека». Рисование
состояния покоя, защищенности (К. Дебюсси «Танец снежинок»). Рефлексия занятия.
Тема 4. «Диалог с самим собой»
Практика: упражнение «Свободный рисунок в круге». Упражнение «Парное
рисование». Упражнение «Рисуем человека». Упражнение «Прощание со страхами».
Рисование карандашами. Беседа на тему «Страхи». Упражнение «Нитки». Упражнение
«Снежинка». Обучающиеся вырезают снежинки из бумаги. Предлагается каждому
рассмотреть свою снежинку и рассказать, что она чувствует. Рисование конечного
эмоционального состояния (Г. Свиридов Вальс «Метель»). Рефлексия занятия Рисование
состояния покоя, защищенности (К. Дебюсси «Танец снежинок»).
Упражнение «Снежинка». Обучающиеся вырезают снежинки из бумаги. Предлагается
каждому рассмотреть свою снежинку и рассказать, что она чувствует. Рефлексия занятия.
Тема 5. Я умею себя контролировать
Практика: упражнения, направленные на снятие эмоционального напряжения, развитие
у обучающихся ощущения свободы, воображения, умения расслабляться.
Упражнение «Живые облака», «Кляксы». Упражнение на релаксацию «Плаваем на
облаках». Рефлексия занятия.
Тема 6. Мои корни

Практика: Упражнение для релаксации «Безопасное место», «Гора с плеч», «Качели»,
«Спящий котенок». Рефлексия занятия.
Тема 7. Я чувствую!
Практика: Упражнение «Каракули», «Цветок», «Путаница». Релаксация. Рефлексия
занятия.
Тема 8. Размываем обиду красками
Теория: знакомство с понятиями «обида» и «гнев».
Практика: упражнение «Облачко обиды». Релаксация. Рефлексия занятия.
Тема 9. Прощание с негативными эмоциями
Практика: упражнение «Выговариваем печаль чёрным цветом».
Упражнение
«Ниточная фантазия». Релаксация. Рефлексия занятия.
Раздел II. Развитие навыков эффективного социального взаимодействия
Тема 10. Что такое общение и дружба?
Теория: знакомство с понятиями «дружба», «общение».
Практика: беседа «Что такое дружба?». Упражнения «Карандаши», «Пять добрых
слов», «Цветок». Рефлексия занятия.
Тема 11. Как завести друзей?
Практика: упражнения «Мой идеальный друг», «Дружба», «Встреча глазами», игра
«Пойми меня», «Лотерея вопросов» (о дружбе). Рефлексия занятия.
Тема 12. Я умею дружить
Практика: упражнения «Выступ скалы», «Согласованные движения». Игра «Найди
друга» Притча о дружбе. Рефлексия занятия.
Тема 13. Мои особенности
Теория: обсуждение понятия «самооценка».
Практика: упражнения, направленные на формирование у обучающихся критериев
оценки положительных и отрицательных качеств, способности к самоанализу, формирование
положительной самооценки, развитие коммуникативных навыков.
Упражнение «Я не такой как все, и все мы разные». Психологическая игра «Подбор
ассоциаций». Рефлексия занятия.
Тема 14. Все мы разные
Практика: Беседа на тему «Что ты знаешь о своем друге». Упражнение «Корзина
дружеских качеств». Анализ сказки «О ссоре птиц». Упражнение «Чья ладонь?». Упражнение
«Рисование ладонями». Рефлексия занятия.
Раздел III. Развитие эмоционально-личностной сферы обучающихся (раскрытие
потенциальных возможностей обучающихся)
Тема 15. Мой мир
Теория: знакомство с понятиями «потенциал», «индивидуальные особенности»,
«саморазвитие».
Практика: упражнения, направленные на раскрытие потенциальных возможностей
обучающихся, развитие положительных эмоциональных переживаний, творческое
саморазвитие. Создание группового коллажа «Мой мир». Просмотр картинок с изображением
коллажей. Рефлексия занятия.
Тема 16. Я и мой мир
Практика: Просмотр картинок с изображением коллажей. Рассказ «Я и мой мир». На
основе полученных коллажей обучающиеся составляют рассказ, историю о получившихся
мирах. Рассказ о местных жителях, их жизни и т.д. Рефлексия занятия.
Тема 17. Чего я боюсь?
Теория: знакомство с понятиями «страх». Виды страхов.
Практика: Беседа на тему «Мои страхи». Упражнение «Как я?». Рефлексия занятия.
Тема 18. Я - личность
Теория: обсуждение понятий «личность», «уникальность».
Практика: упражнения, направленные на эмоционально-личностное развитие,
осознание ценности и уникальности собственной личности, развитие положительного,
целостного образа «Я», самопринятия, развитие креативности, творческого мышления.
Упражнения «Мое дерево», «Прошлое /настоящее/ будущее», «Я - глазами других»,
«Маски», «Я в натуральную величину», «Карта моего внутреннего мира». Рефлексия занятия.

Тема 19. Я глазами других
Практика: упражнения «Мой портрет глазами группы», «Мой сосуд», «Наполняем
сосуд», «Разукрась свой сосуд», «Зеркало», «Мое имя», «Портреты имен». Рефлексия занятия.
Тема 20. Мое здоровье
Теория: обсуждение понятия «здоровье».
Практика: упражнения, направленные на формирование базисных основ культуры
здоровья: Анализ сказки «Два ручья». Коллаж «Я и мое здоровье». Упражнение «Опасности,
которые нас подстерегают». Беседа «Что может вредить вашему организму?» Упражнение
«Рисунок «Мои полезные привычки». Рефлексия занятия.
Раздел IV. Укрепление семейных ценностей
Тема 21. Моя семья
Теория: знакомство с понятиями «семья». В чем ценность семьи.
Практика: упражнения, направленные на то, чтобы зафиксировать позитивное
отношение к родителям, осознать родственные чувства, чувства безопасности.
Упражнения: «История», «Моя школа». Рефлексия занятия.
Тема 22. Я и моя семья
Практика: упражнения «Мир, в котором я живу». Упражнение «Моя семья», «Я и мои
друзья», «Эмоциональные связи». Рефлексия занятия.
Тема 23. Мое будущее
Практика: упражнения «Мое будущее», «Цветок добрых слов», «Все, что я люблю».
Упражнение «Герб моей семьи». «Наша группа». Рефлексия занятия.
Раздел V. Развитие навыков работы в команде
Тема 24. Я и другие
Теория: обсуждение понятий «группа, «индивид».
Практика: упражнения, направленные на создание положительного эмоционального
состояния, дружественной атмосферы, формирование социального доверия, сплоченности,
принадлежности к группе.
Упражнение «Прошепчи имя», «Двое с одним мелком». Рефлексия занятия.
Тема 25. Мы – друзья!
Практика: Проблемная ситуация. «Кто всех глупее». Беседа на тему «Когда мы
обижаем тех, кто слабее нас?». Рефлексия занятия.
Тема 26. Общение в группе
Практика: Рисование «Обиды». Совместное составление советов, которые могут
пригодиться в тех случаях, когда бывает трудно честно и открыто сказать о своих чувствах.
Упражнение «Сочинение сказок». Рефлексия занятия.
Тема 27. Я тебя слышу!
Практика:
Упражнения,
направленные
на
налаживание
межличностного
взаимодействия, развитие умения высказываться и слушать своего собеседника.
Упражнение «Интервью в парах». Упражнение «Мозаика». Упражнение «Рукавички».
Рефлексия занятия.
Тема 28. Командный дух
Практика: Упражнения: «Вавилонская башня», «Узелок», «Дух группы», «Тропинка»,
«Волшебная лампа». Рефлексия занятия.
Тема 29. Мы – команда!
Практика: Упражнения: «7 факторов», «Шишки», «Воздушный шар», «Путаница»,
«Расскажите историю». Рефлексия занятия.
Тема 30. «Наш мир»
Практика: упражнения, направленные на развитие навыков коммуникации, работы в
команде, сплоченности группы. Упражнение «Котелок отличного настроения». Рисование
эмблемы группы «Цветной мир». Вопросы для обсуждения: «Что вам удалось изобразить?
Что понравилось в работе? Что бы хотелось изменить? Какое участие каждый принимал в
создании работы?». Рефлексия занятия.
Раздел VI. Развитие коммуникативных навыков
Тема 31. Давай общаться!
Теория: обсуждение понятия «общение». Виды общения.

Практика: упражнения, направленные на формирование навыков невербального
общения, общения при помощи мимики и жестов.
Беседа на тему «Невербальное общение». Игра-активатор «Невербальное
приветствие». Игра-упражнение «Разговор через стекло». Рефлексия занятия.
Тема 32. Пойми меня без слов
Практика: Игра - активатор «Стыковка». Настольная игра «Крокодил». Упражнения:
«Объясни», «Что имеется в виду?». Рефлексия занятия.
Тема 33. Секреты общения
Практика: упражнения «Подарки», «Пойми меня», «Бездомный заяц». Настольная игра
«Крокодил». Рефлексия занятия.
Раздел VII. Обучение навыкам конструктивного решения конфликтных ситуаций
Тема 34. Что такое конфликт
Теория: обсуждение понятия «конфликт». Виды конфликтов.
Практика: упражнения, направленные на актуализацию конфликтной ситуации,
исследование своего поведения в ней, осознание собственных чувств, переживаний.
Обсуждение темы «Причины и содержание конфликта». Упражнения «Разговор двух линий»,
«Я на твоём месте», «Правда или ложь?». Рефлексия занятия.
Тема 35. Линии конфликта
Теория: обсуждение понятия «конфликт». Виды конфликтов.
Практика: упражнения «Робот», «Гомеостаз», «Учимся понимать друг друга»,
«Стыковка». Рефлексия занятия.
Тема 36. Мир без конфликтов
Теория: обсуждение понятия «примирение». Способы выхода из конфликтных
ситуаций.
Практика: упражнения «Акробат», «Он – эмоция», «Я - эмоция», «Каким я тебя вижу»,
«Мнение обо мне». Рефлексия занятия.
Раздел VIII. Подведение итогов
Тема 37. Познай себя
Практика: диагностика личностных качеств обучающихся.
Тема 38. Чему мы научились за год
Практика: групповой коллаж «Наша группа» (техника Арт-терапии). Рефлексия
занятия. Ритуал прощания.
5. Календарно-тематический план 2 года обучения
Календарно-тематический план
4 группа
№

Месяц

Форма занятия

Количество
уч. часов
теория
практ
0,5
1,5

Тема занятия

1.

05
сентября

Практическое
занятие

Создание группы.
Сплочение коллектива

2.

12
сентября

Практическое
занятие

0,5

1,5

Что такое эмоции и
чувства?

3.

19
сентября

Практическое
занятие

0,5

1,5

Я и мои эмоции

4.

26
сентября

Практическое
занятие

-

2

«Диалог с самим собой»

Форма
контроля
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия

5.

03
октября

Практическое
занятие

-

2

Я умею себя
контролировать

6.

10
октября

Практическое
занятие

-

2

Мои корни

7.

17
октября

Практическое
занятие

-

2

Я чувствую!

8.

24
октября

Дистанционное
занятие

0,5

1,5

9.

31
октября

Дистанционное
занятие

-

2

Прощание с негативными
эмоциями

10.

07
ноября

Практическое
занятие

1

1

Что такое общение и
дружба?

11.

14
ноября

Практическое
занятие

-

2

Как завести друзей?

12.

21
ноября

Практическое
занятие

-

2

Я умею дружить

13.

28
ноября

Практическое
занятие

1

1

Мои особенности

14.

05
декабря

Практическое
занятие

-

2

Все мы разные

15.

12
декабря

Практическое
занятие

1

1

Мой мир

16.

19
декабря

Практическое
занятие

-

2

Я и мой мир

17.

26
декабря

Практическое
занятие

0,5

1,5

18.

09
января

Практическое
занятие

1

1

Я - личность

19.

16
января

Практическое
занятие

-

2

Я глазами других

Размываем обиду красками

Чего я боюсь?

Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия

20.

23
января

Практическое
занятие

0,5

1,5

Мое здоровье (развитие
основ культуры здорового
образа жизни)

21.

30
января

Практическое
занятие

1

1

Моя семья

22.

06
февраля

Практическое
занятие

-

2

Я и моя семья

23.

13
февраля

Практическое
занятие

-

2

Мое будущее

24.

20
февраля

Практическое
занятие

1

1

Я и другие

25.

27
февраля

Практическое
занятие

-

2

Мы – друзья!

26.

06
марта

Практическое
занятие

-

2

Общение в группе.
Я тебя слышу!

27.

13
марта

Практическое
занятие

-

2

Командный дух

28.

20
марта

Практическое
занятие

-

2

Мы – команда!

29.

27
марта

Практическое
занятие

-

2

«Наш мир»

30.

03
апреля

Практическое
занятие

1

1

Давай общаться!

31.

10
апреля

Практическое
занятие

-

2

Пойми меня без слов

32.

17
апреля

Практическое
занятие

-

2

Секреты общения.

33.

24
апреля

Практическое
занятие

-

2

Что такое конфликт

34.

08
мая

Практическое
занятие

0,5

1,5

Линии конфликта.

Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия

35.

15
мая

Практическое
занятие

0,5

1,5

36.

22
мая
29
мая

Практическое
занятие
Практическое
занятие

-

37.

Мир без конфликтов

Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия

2

Познай себя

2

Чему мы научились за год

Наблюдение,
диагностика
Открытое
занятие

Календарно-тематический план
8 группа
№

Месяц

Форма занятия

Количество
уч. часов
теория
практ
0,5
1,5

Тема занятия

1.

07
сентября

Практическое
занятие

Создание группы.
Сплочение коллектива

2.

14
сентября

Практическое
занятие

0,5

1,5

Что такое эмоции и
чувства?

3.

21
сентября

Практическое
занятие

0,5

1,5

Я и мои эмоции

4.

28
сентября

Практическое
занятие

-

2

«Диалог с самим собой»

5.

05
октября

Практическое
занятие

-

2

Я умею себя
контролировать

6.

12
октября

Практическое
занятие

-

2

Мои корни

7.

19
октября

Практическое
занятие

-

2

Я чувствую!

8.

26
октября

Практическое
занятие

0,5

1,5

9.

02
ноября

Дистанционное
занятие

-

2

Прощание с негативными
эмоциями

10.

09
ноября

Дистанционное
занятие

1

1

Что такое общение и
дружба?

11.

16
ноября

Практическое
занятие

-

2

Как завести друзей?

12.

23

Практическое

-

2

Я умею дружить

Размываем обиду красками

Форма
контроля
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,

ноября

занятие

13.

30
ноября

Практическое
занятие

1

1

Мои особенности

14.

07
декабря

Практическое
занятие

-

2

Все мы разные

15.

14
декабря

Практическое
занятие

1

1

Мой мир

16.

21
декабря

Практическое
занятие

-

2

Я и мой мир

17.

28
декабря

Практическое
занятие

0,5

1,5

18.

11
января

Практическое
занятие

1

1

Я - личность

19.

18
января

Практическое
занятие

-

2

Я глазами других

20.

25
января

Практическое
занятие

0,5

1,5

21.

01
февраля

Практическое
занятие

1

1

Моя семья

22.

08
февраля

Практическое
занятие

-

2

Я и моя семья

23.

15
февраля

Практическое
занятие

-

2

Мое будущее

24.

22
февраля

Практическое
занятие

1

1

Я и другие

25.

01
марта

Практическое
занятие

-

2

Мы – друзья!

26.

15
марта

Практическое
занятие

-

2

Общение в группе

27.

22

Практическое

-

2

Я тебя слышу!

Чего я боюсь?

Мое здоровье (развитие
основ культуры здорового
образа жизни)

рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,

марта

занятие

28.

29
марта

Практическое
занятие

-

2

Командный дух.
Мы – команда!

29.

05
апреля

Практическое
занятие

-

2

«Наш мир»

30.

12
апреля

Практическое
занятие

1

1

Давай общаться!

31.

19
апреля

Практическое
занятие

-

2

Пойми меня без слов
Секреты общения

32.

26
апреля

Практическое
занятие

0,5

1,5

Что такое конфликт.
Линии конфликта

33.

17
мая

Практическое
занятие

0,5

1,5

Мир без конфликтов

34.

24
мая
31
мая

Практическое
занятие
Практическое
занятие

-

2

Познай себя

-

2

Чему мы научились за год

35.

рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия

Наблюдение,
диагностика
Открытое
занятие

Календарно-тематический план
9 группа
№

Месяц

Форма занятия

Количество
уч. часов
теория
практ
0,5
1,5

Тема занятия

1.

02
сентября

Практическое
занятие

Создание группы.
Сплочение коллектива

2.

09
сентября

Практическое
занятие

0,5

1,5

Что такое эмоции и
чувства?

3.

16
сентября

Практическое
занятие

0,5

1,5

Я и мои эмоции

4.

23
сентября

Практическое
занятие

-

2

«Диалог с самим собой»

5.

30
сентября

Практическое
занятие

-

2

Я умею себя
контролировать

6.

07

Практическое

-

2

Мои корни

Форма
контроля
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,

октября

занятие

7.

14
октября

Практическое
занятие

8.

21
октября

9.

Я чувствую!

-

2

Дистанционное
занятие

0,5

1,5

28
октября

Дистанционное
занятие

-

2

Прощание с негативными
эмоциями

10.

11
ноября

Дистанционное
занятие

1

1

Что такое общение и
дружба?

11.

18
ноября

Практическое
занятие

-

2

Как завести друзей?

12.

25
ноября

Практическое
занятие

-

2

Я умею дружить

13.

02
декабря

Практическое
занятие

1

1

Мои особенности

14.

09
декабря

Практическое
занятие

-

2

Все мы разные

15.

16
декабря

Практическое
занятие

1

1

Мой мир

16.

23
декабря

Практическое
занятие

-

2

Я и мой мир

17.

30
декабря

Практическое
занятие

0,5

1,5

18.

13
января

Практическое
занятие

1

1

Я - личность

19.

20
января

Практическое
занятие

-

2

Я глазами других

20.

27
января

Практическое
занятие

0,5

1,5

21.

03

Практическое

1

1

Размываем обиду красками

Чего я боюсь?

Мое здоровье (развитие
основ культуры здорового
образа жизни)
Моя семья

рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,

февраля

занятие

22.

10
февраля

Практическое
занятие

-

2

Я и моя семья

23.

17
февраля

Практическое
занятие

-

2

Мое будущее

24.

24
февраля

Практическое
занятие

1

1

Я и другие

25.

03
марта

Практическое
занятие

-

2

Мы – друзья!

26.

10
марта

Практическое
занятие

-

2

Общение в группе

27.

17
марта

Практическое
занятие

-

2

Я тебя слышу!

28.

24
марта

Практическое
занятие

-

2

Командный дух

29.

31
марта

Практическое
занятие

-

2

Мы – команда!

30.

07
апреля

Практическое
занятие

-

2

«Наш мир»

31.

14
апреля

Практическое
занятие

1

1

Давай общаться!

32.

21
апреля

Практическое
занятие

-

2

Пойми меня без слов

33.

28
апреля

Практическое
занятие

-

2

Секреты общения

34.

05
мая

Практическое
занятие

0,5

1,5

Что такое конфликт.
Линии конфликта

35.

12
мая

Практическое
занятие

0,5

1,5

Мир без конфликтов

36.

19

Практическое

-

2

Познай себя

рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия

Наблюдение,

37.

мая
26
мая

занятие
Практическое
занятие

-

2

Чему мы научились за год

диагностика
Открытое
занятие

7. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
- Мяч резиновый (2 штуки)
- Канцелярские принадлежности: ручки гелевые/шариковые, простой карандаш, линейка,
ластик (12 комплектов)
- Инвентарь для рисования: альбом, простой карандаш, ластик, цветные карандаши,
фломастеры, краски (10 комплектов)
- Парта школьная одноместная (12 единиц)
- Стул ученический (12 штук на группу).
Кадровое обеспечение:
В реализации общеразвивающей программы участвует 1 специалист:
Калгина Елена Александровна, педагог-психолог.
Квалификационная категория: первая.
Образование: Высшее. НОУ ВПО «Гуманитарный университет», специальность
«Психолог. Преподаватель психологии», 2010 г.
Педагогический стаж работы – 10 лет, по специальности – 7 лет, в данном учреждении - 1 год.
Методическое обеспечение:
Игры на развитие координации: «Башня», «Твистер»
Игры на развитие внимания: «Средневековый переполох», «Веселый зоопарк», «Кто
быстрее»; «Уно»; «Свинтус»; «Катавасия».
Стратегия: «Гномы-вредители», «Спящие королевы», «Каркассон»,
Словесные игры: «Крокодил», «Друг-утюг»
Игры на развитие зрительной памяти: «Мемо. Весь мир», «Мемо. Природные чудеса
России», «Мемо. Великие художники».
Игры на развитие воображения: «Диксит».

8. Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения:
нейропсихологический подход. – СПб.: Питер, 2008.
2. Визель Т. Г. Нейропсихологическое блиц-обследование. - М.: В. Секачев, 2005.
3. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста. – М., 2009.
4. Гуткин Н.И. Психологическая готовность к школе. – СПб, 2004.
5. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в
общеобразовательной школе. – М., 2008.
6. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие – СПб :
Питер, 2008.
7. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность
ребенка к школе. – М., 2002.
8. Практическая нейропсихология: помощь неуспевающим школьникам / Под ред.
Ж. М. Глозман. – М.: Эксмо, 2010.
9. Полонская Н.Н. Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного
возраста. – М., 2007.
10. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс / сост. Е.В. Языканова. –
М., 2010.

11. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 4 класс / сост. Е.В. Языканова. –
М., 2010.
12. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., 2002.
13. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей
дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2007.
14. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод
замещающего онтогенеза. М., 2007.
15. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., 2001.
16. Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Решаем школьные проблемы. Советы
нейропсихолога. М., 2009.

Приложение 1
Оценочные материалы
Мотивация учения
Анкета для оценки уровня школьной мотивации (1-4 кл.)/ методика Н. Г. Лускановой,
1993г.
Воображение
Методика Е. Торренса «Неполные фигуры».
Уровень тревожности
Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М.Прихожан).
Эмоциональный интеллект
Ассоциативный вербальный тест «Словарь эмоций» и методика «Тест лицевой
экспрессии» (Иванова Е. С.).
Зрительный гнозис
1. Пробы на предметный гнозис
1.1. узнавание реалистических изображений
1.2. узнавание перечеркнутых изображений
2. Интерпретация сюжетных картин
2. Зрительно-пространственный гнозис
2.1. самостоятельный рисунок (стол, куб)
2.2. копирование рисунка (стол, куб)
Рисунок выполняется последовательно каждой рукой.
2.3. копирование фигур Рея, Остеррайха
2.4. копирование рисунка с поворотом на 180о (перешифровка)
Пробы на акустический гнозис и слухо-моторную координацию
1.1. оценка простых и акцентированных ритмических структур
1.2. воспроизведение простых и акцентированных ритмических структур
Сомато-сенсорный гнозис (тактильное восприятие)
1.1. чувство Ферстера (дермолексия)
1.2. проба на локализацию прикосновения
1.3. проба на дискриминацию (проба Тойбера)
1.4. схема тела (соматогнозис)
Исследование речи. При исследовании речи используются следующие пробы: оценка
спонтанной речи в диалоге и при описании картинок; называние предметных изображений;
пробы на автоматизированную речь (числовые ряды в прямом и обратном порядке, дни
недели, месяцы); задания на понимание логико-грамматических конструкций.
1. Оценка спонтанной речи
1.1. оценка спонтанной речи в диалоге
1.2. оценка спонтанной речи при описании картинок
2. Называние предметных изображений
3. Пробы на автоматизированную речь
4. Задания на понимание логико-грамматических конструкций
4.1. экспериментатор на рисунке просит испытуемого показать: бочку за ящиком, в
ящике бочку, ящик на бочке и т.д.
4.2. экспериментатор просит испытуемого выполнить следующие действия: показать
кисточку карандашом, положить ручку справа от тетради, положить карандаш в книгу,
держать ручку над головой и др.
4.3. экспериментатор просит испытуемого решить задачу: Колю ударил Петя. Кто
драчун? Или: Брат отца и отец брата – это одно и то же? Солнце освещается Землёй или Земля
освещается Солнцем? И т.п.
4.4. Испытуемого просят ответить, правильно ли говорит экспериментатор: за летом
осень, перед весной лето, облако под землёй, над деревом трава. Верные грамматические
конструкции чередуются с неправильными.
Исследование памяти включает: запоминание 5/6 слов (не связанных по смыслу) в
заданном порядке за 5 предъявлений, запоминание двух групп по три слова, запоминание

рассказа, запоминание 5/6 зрительных стимулов (фигур). В каждой пробе анализируется
непосредственное и отсроченное (после интерференции) воспроизведение.
1. Запоминание 5/6 слов (не связанных по смыслу) в заданном порядке
2. Запоминание двух групп по три слова
3. Запоминание рассказа
4. Запоминание 5/6 зрительных стимулов (фигур)
Исследование интеллекта. При исследовании интеллекта используются пробы на
понимание смысла рассказов и сюжетных картин, исследование письма и счета (в пределах
10, с переходом через десяток, серийный счет /100 – 7, 30 – 1/2), решение задач, аналогий,
понимание пословиц и метафор.
Исследование письма включает: пробы на автоматизированное письмо – собственное
имя, фамилия, мама и др.; письмо под диктовку – букв, простых (типа «кот») и фонетически
сложных слов (типа «кораблекрушение», «кораблестроение»), словосочетаний («Мишина
машина» и др.), фраз («В саду за высоким забором росли яблони» и др.). Все задания
выполнялись правой и левой рукой.
Исследование чтения включает: прочтение простых и наложенных букв; прочтение
слогов, высоко- и малочастотных слов, неверно написанных слов; прочтение рассказа.
Исследование движений и действий
При исследовании двигательных функций применяются следующие пробы: на
реципрокную координацию, на праксис позы (пальцев руки), перенос позы, на динамический
праксис («кулак-ребро-ладонь» и графическая проба), на пространственную организацию
движений (пробы Хэда).
1. Реципрокная координация
2. Праксис позы (пальцев руки)
3. Перенос позы (по кинестетическому образцу) - для оценки межполушарного
взаимодействия в сфере кинестетического праксиса.
4. Динамический праксис (кинетический)
4.1. «кулак-ребро-ладонь»
4.2. графическая проба («забор»)
Испытуемому даётся образец:
И.: Продолжи забор, постарайся карандаш от
бумаги не отрывать.1 Поочерёдно обследуются обе руки.
5. Пространственная организация движений (пробы Хэда)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».