Рабочая программ Учиться легко 1 год

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр внешкольной работы «Новая Авеста»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
социально-гуманитарной направленности
«Учиться легко»
на 2022-2023 учебный год

Возраст обучающихся: 8 - 10 лет
1 год обучения (72 часа)
№ групп: 2, 5, 12
Уровень: стартовый

Автор-составитель:
Калгина Елена Александровна,
педагог-психолог

г. Екатеринбург, 2022

Содержание
Наименование

Стр.

1.

Пояснительная записка

3

2.

Цель и задачи программы 1 года обучения

3

3.

Планируемый результат 1 года обучения

3

4.

Содержание программы 1 года обучения

4

5.

Календарно-тематический план 1 года обучения

7

6.

Условия реализации программы

12

7.

Список литературы

12

Приложения

14

1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Учиться легко».
Направленность рабочей программы - социально-гуманитарная.
Уровень рабочей программы: стартовый
Адресат программы: обучающиеся 8-10 лет.
Количество обучающихся в группе: 8-12 человек.
Объем и срок освоения рабочей программы: 72 часа в год.
Периодичность и продолжительность занятий: 1 раз в неделю по 2 часа на группу, 1 час
равен 45 минутам.
Форма обучения: групповая.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, тренинг, игровая деятельность с
использованием
различных
нейропсихологических,
арт-терапевтических
и
здоровьесберегающих технологий.
Формы подведения результатов: беседа, тестовые задания, открытое занятие.
Особенности организации образовательной деятельности:
группы формируются из обучающихся одного возраста; состав группы постоянный,
специального отбора в группы не проводится.
Учебный год начинается с 15 сентября.
Рабочую программу реализует педагог-психолог.
Рабочая программа «Учиться легко» реализуется в течение всего учебного года,
включая каникулярное время.
2. Цель и задачи рабочей программы 1 года обучения
Цель программы: развитие личностных качеств обучающихся через освоение
конструктивных навыков для социализации в обществе и профилактики школьной
дезадаптации.
Задачи программы:
Обучающие:
- обучить теоретическим и практическим знаниям, умениям и навыкам, необходимым
для социально-психологической адаптации и продуктивной жизнедеятельности.
Развивающие:
- развить контроль импульсивных реакций;
- развить коммуникативные навыки: общение и взаимодействие в группе сверстников.
Воспитательные:
- воспитать общую культуру личности, привить обучающимся этические и
нравственные норм поведения через развитие коммуникативных навыков.
3. Планируемые результаты 1 года обучения
Метапредметные результаты:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии;
- давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности группы;
- анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- строить понятные для партнера высказывания;
- оценивать результаты своей работы.
Личностные результаты:
- выстраивать свое поведение в зависимости от социальной ситуации;
- оценивать свое поведение и поведение окружающих с точки зрения социальных
норм;
- выполнять различные роли при совместной работе.

Предметные результаты:
- обучающиеся будут иметь представление о разнообразии человеческих чувств и их
влиянии на жизнь человека;
- иметь представление о понятии «конструктивное общение», законах взаимодействия
в команде;
- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта.
В процессе реализации рабочей программы используются формы аттестаци/контроля
(индивидуальная и групповая) и методы (беседа, тестовые задания).
При оценке результативности программы используется три вида диагностики: текущая,
промежуточная, итоговая, позволяющие проследить динамику развития тех или иных
личностных качеств, достижений обучающихся. Оценочные материалы. Приложение 1.
4. Содержание программы 1 года обучения
Тема 1. Создание группы. Сплочение коллектива.
Теория: задачи программы. Правила ТБ. Правила группы. Беседа о правилах: где они
присутствуют в жизни? Для чего они нужны? Утверждение перечня правил. Торжественный
ритуал принятия правил.
Практика: упражнения: «Оригинальное знакомство» (с использованием мячика), «Все
новое и хорошее», «Угадай, кто позвал». Рефлексия занятия.
Раздел I. Развитие эмоциональной сферы
Тема 2. «Эмоции. Какие они бывают»
Теория: знакомство с понятиями «эмоции».
Практика: Упражнения: «Моё настроение сегодня», «Песок», «Солнышко и тучка»,
«Новая планета». Игра «Черепашьи бега». Рефлексия занятия.
Тема 3. «Я себя знаю!»
Теория: знакомство с понятиями «самоконтроль» и «общение». Анализ взаимосвязи
понятий.
Практика: Упражнения: «Реклама», на самоанализ «О себе», на релаксацию,
формирование навыка произвольного расслабления, эмоционального самоконтроля. «Лучшее
место на земле», «Встреча инопланетян» на взаимодействие. Анализ ситуаций общения.
Рефлексия занятия.
Тема 4. «Волшебство эмоций»
Практика: Упражнения: «Пожалуйста», на развитее адекватной самооценки
«Интервью», «Цветок», «Приглашение на бал», ««Руки-ноги-голова». Анализ ситуаций.
Рефлексия занятия.
Тема 5. «Я могу!»
Практика: Упражнения: «Гора с плеч», «Замри», «Качели», «Спящий котенок».
Анализ ситуаций. Рефлексия занятия.
Тема 6. «Я тебя понимаю!»
Теория: знакомство с понятием «эмпатия».
Практика: Упражнения: «Передача чувств», «Цвета эмоций», «Подарок
другу», «Передай улыбку по кругу», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся».
Рефлексия занятия.
Раздел II. Развитие навыков работы в команде
Тема 7. «Команда. Как она создается»
Теория: обсуждение понятия «команда», основных принципов работы в команде.
Практика: игра «Коварный лис». Упражнения: «Образуем круг», «Город группы».
Рефлексия занятия.
Тема 8. «Работа в команде»
Практика: Упражнения: «Вавилонская башня», «Узелок», «Дух группы», «Тропинка»,
«Волшебная лампа». Рефлексия занятия.
Тема 9. «Мое - общее»
Теория: знакомство с понятиями «личное», «чужое».
Практика: «Нет!», «Я сильный - я слабый». Рефлексия занятия.

Тема 10. «У нас много общего»
Практика: Упражнения: «7 факторов», «Шишки», «Воздушный шар», «Путаница»,
«Расскажите историю». Рефлексия занятия.
Тема 11. «Мы – одно целое»
Практика: Упражнения: «Связующая нить», «Да здравствует команда!», «Мост»,
«Доверие», «Час пик», «Солнечная система». Рефлексия занятия.
Раздел III. Развитие внимания
Тема 12. «Внимание. Что это?»
Теория: знакомство с понятием «внимание», свойства внимания.
Практика: настольные игры «Мэмо», «Веселый зоопарк». Упражнения: «Волшебный
клубок», «Минутка», «Живая картинка». Рефлексия занятия.
Тема 13. «Мое внимание»
Теория: знакомство с понятием «внимание», свойства внимания.
Практика: настольные игры «Спящие королевы», «УНО». Упражнения: «Слова–
невидимки», «Восстановить пропущенное слово», «Счет по командам». Рефлексия занятия.
Тема 14. «Развиваем наше внимание»
Практика: настольные игры «Свинтус», «Мэмо». Упражнения: «Четыре числа», «Кто
старше?», «Анаграммы». Рефлексия занятия.
Тема 15. «Кто самый внимательный?»
Практика: настольные игры «Веселый зоопарк», «Спящие королевы». Упражнения:
«Опаздывающее зеркало», «Придумай предмет», «Небо – земля – вода». Рефлексия занятия.
Раздел IV. Развитие памяти
Тема 16. «Память. Что это?»
Теория: знакомство с понятием «память», виды памяти.
Практика: настольная игра «Мэмо». Упражнения: «Поезд», «Небылицы», «10 слов».
Рефлексия занятия.
Тема 17. «Моя память»
Теория: знакомство с понятием «память», виды памяти.
Практика: настольная игра «Таракан». Упражнения: «Пиктограмма», «Складнонеладно», «Снежный ком». Рефлексия занятия.
Тема 18. «Как запомнить больше?»
Практика: настольная игра «Ничего человеческого». Упражнения: «Воспроизведение
рассказов», «Испорченный видеомагнитофон», «Сантики – фантики – Лимпопо», «Живое
домино». Рефлексия занятия.
Тема 19. «Развиваем память»
Практика: настольная игра «УНО». Упражнения: «Открытка», «Запомни все»,
«Раскрась одним цветом одинаковые фигуры», «Испорченный телефон», «Летает – не летает».
Рефлексия занятия.
Раздел V. Развитие воображения
Тема 20. «Воображение. Что это?»
Теория: знакомство с понятием «воображение».
Практика: настольная игра «Диксит». Упражнения: «Животные», «Говори наоборот»,
«Море волнуется – раз…», «Квадраты». Рефлексия занятия.
Тема 21. «Моя фантазия»
Практика: настольная игра «Крокодил». Упражнения: «Нарисуй чувства», «Составь
предложение», «Составление рассказа по картинке», «Почему это произошло?». Рефлексия
занятия.
Тема 22. «Как развить воображение»
Теория: знакомство со способами развития воображения.
Практика: настольная игра «Вето». Упражнения: «Отгадывай-показывай», «Облаказагадки», «Чтение цветов», «Силуэты фигур». Рефлексия занятия.
Тема 23. «Развиваем воображение»
Практика: настольная игра «Диксит». Упражнения: «Что может произойти?», «Не
может быть!», «Заколдованный лес», «Придумай зарядку». Рефлексия занятия.
Раздел VI. Развитие восприятия
Тема 24. «Восприятие. Что это?»

Теория: знакомство с понятием «восприятие».
Практика: настольная игра «Веселый зоопарк». Упражнения: «Отгадай фигуру»,
«Покажи дорожку», «Воспроизведение геометрических фигур», «Что в свертке». Рефлексия
занятия.
Тема 25. «Секреты восприятия»
Практика: настольная игра «Друг-Утюг». Упражнения: «Дорисуй фигуры»,
«Срисовывание по клеточкам», «От маленького к большому», «Сравни по длине, ширине,
высоте». Рефлексия занятия.
Тема 26. «Удивительный мир нашего восприятия»
Практика: настольная игра «Диксит». Упражнения: «Спрятанные изображения»,
«Собери картинку», «Выложи из палочек», «Кто (что) где?». Изографы. Рефлексия занятия.
Раздел VII. Развитие мышления
Тема 27. «Мышление. Что это?»
Теория: знакомство с понятием «мышление», виды мышления.
Практика: настольная игра «Веселый зоопарк». Упражнения: «Сравнение предметов»,
«Найди окончание», «Продолжи узор». Ребусы. Рефлексия занятия.
Тема 28. «Особенности нашего мышления»
Теория: знакомство с понятием «мышление», виды мышления.
Практика: настольная игра «Крокодил». Упражнения: «Назови слова», «Инструкция»,
«Наведем порядок», «Правда и ложь». Логические задачи. Рефлексия занятия.
Тема 29. «Как развивать мышление?»
Теория: знакомство со способами развития мышления.
Практика: настольная игра «Крокодил». Упражнения: «Подбери слово», «Назови
одним словом», «Земля, вода, огонь, воздух», «Домики». Логические задачи. Рефлексия
занятия.
Тема 30. «Развиваем мышление»
Практика: настольная игра «Вето». Упражнения: «Закончи предложение», «Слованевидимки», «Другая буква». Ребусы. Рефлексия занятия.
Раздел VIII. Развитие устной речи
Тема 31. «Устная речь. Что это?»
Теория: знакомство с понятием «речь», виды речи.
Практика: настольная игра «Друг-утюг». Упражнения: «Хлоп-хлоп», «Играем со
словом», «Придумай новое слово». Рефлексия занятия.
Тема 32. «Моя речь. Учимся красиво говорить»
Практика: настольная игра «Вето». Упражнения: «Кружок», «Длиннее - короче»,
«Вторая половинка», «Кто? Что?». Рефлексия занятия.
Тема 33. «Речь и культура общения»
Теория: знакомство с понятием «речь». Речь и общение.
Практика: настольная игра «Крокодил». Упражнения: «Закончи предложение»,
«Составь фразу», «Пропавшие слова», «Объясни», «Что имеется в виду?». Рефлексия занятия.
Тема 34. «Развиваем устную речь»
Практика: настольная игра «Диксит». Упражнения: «Правильно или нет?», «Подбери
рифму», «Игра в слова», «Признаки», «Слова – приятели». Рефлексия занятия.
Раздел IX. Подведение итогов
Тема 35. «Познай себя»
Практика: методика «Что мне нравится в школе» (рисунок), методика «Краски».
Диагностика мотивации учения, внимания, памяти, воображения, мышления, уровня
тревожности.
Тема 36. «Чему мы научились за год?»
Практика: групповой коллаж «Наша группа» (техника Арт-терапии). Рефлексия
занятия. Ритуал прощания.

5. Календарно-тематический план 1 года обучения
Календарно-тематический план
2 группа
№

Месяц

Форма занятия

Количество
уч. часов
теория
практ
0,5
1,5

Тема занятия

1.

19
сентября

Практическое
занятие

Создание группы.
Сплочение коллектива

2.

26
сентября

Практическое
занятие

0,5

1,5

Эмоции.
Какие они бывают

3.

03
октября

Практическое
занятие

0,5

1,5

Я себя знаю!

4.

10
октября

Практическое
занятие

-

2

Волшебство эмоций

5.

17
октября

Практическое
занятие

-

2

«Я могу!»

6.

24
октября

Практическое
занятие

0,5

1,5

Я тебя понимаю!

7.

31
октября

Дистанционное
занятие

1

1

Команда.
Как она создается

8.

07
ноября

Дистанционное
занятие

-

2

Работа в команде

9.

14
ноября

Практическое
занятие

0,5

1,5

10.

21
ноября

Практическое
занятие

-

2

У нас много общего

11.

28
ноября

Практическое
занятие

-

2

«Мы – одно целое»

12.

05
декабря

Практическое
занятие

0,5

1,5

Внимание. Что это?

13.

12
декабря

Практическое
занятие

0,5

1,5

Мое внимание

Мое - общее

Форма
контроля
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия

14.

19
декабря

Практическое
занятие

-

2

Развиваем наше внимание

15.

26
декабря

Практическое
занятие

-

2

Кто самый внимательный?

16.

09
января

Практическое
занятие

0,5

1,5

Память. Что это?

17.

16
января

Практическое
занятие

0,5

1,5

Моя память

18.

23
января

Практическое
занятие

-

2

Как запомнить больше?

19.

30
января

Практическое
занятие

-

2

Развиваем память

20.

06
февраля

Практическое
занятие

1

1

Воображение. Что это?

21.

13
февраля

Практическое
занятие

-

2

Моя фантазия

22.

20
февраля

Практическое
занятие

0,5

1,5

23.

27
февраля

Практическое
занятие

-

2

Развиваем воображение

24.

06
марта

Практическое
занятие

1

1

Восприятие. Что это?
Секреты восприятия

25.

13
марта

Практическое
занятие

-

2

Удивительный мир нашего
восприятия

26.

20
марта

Практическое
занятие

0,5

1,5

Мышление. Что это?

27.

27
марта

Практическое
занятие

0,5

1,5

Особенности нашего
мышления

28.

03
апреля

Практическое
занятие

0,5

1,5

Как развивать мышление?

Как развить воображение

Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия

29.

10
апреля

Практическое
занятие

0,5

1,5

Развиваем мышление

30.

17
апреля

Практическое
занятие

0,5

1,5

Устная речь. Что это?

31.

24
апреля

Практическое
занятие

-

2

Моя речь.
Учимся красиво говорить

32.

08
мая

Практическое
занятие

0,5

1,5

Речь и культура общения

33.

15
мая

Практическое
занятие

-

2

Развиваем устную речь

34.

22
мая
29
мая

Практическое
занятие
Практическое
занятие

-

2

Познай себя

-

2

Чему мы научились за год

35.

Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
диагностика
Открытое
занятие

Календарно-тематический план
5 группа
№

Месяц

Форма занятия

Количество
уч. часов
теория
практ
0,5
1,5

Тема занятия

1.

1 21
сентября

Практическое
занятие

Создание группы.
Сплочение коллектива

2.

28
сентября

Практическое
занятие

0,5

1,5

Эмоции.
Какие они бывают

3.

05
октября

Практическое
занятие

0,5

1,5

Я себя знаю!

4.

12
октября

Практическое
занятие

-

2

Волшебство эмоций

5.

19
октября

Практическое
занятие

-

2

«Я могу!»

6.

26
октября

Дистанционное
занятие

0,5

1,5

Я тебя понимаю!

7.

02
ноября

Дистанционное
занятие

1

1

Команда.
Как она создается

Форма
контроля
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия

8.

09
ноября

Дистанционное
занятие

9.

16
ноября

10.

Работа в команде

-

2

Практическое
занятие

0,5

1,5

23
ноября

Практическое
занятие

-

2

У нас много общего

11.

30
ноября

Практическое
занятие

-

2

«Мы – одно целое»

12.

07
декабря

Практическое
занятие

0,5

1,5

Внимание. Что это?

13.

14
декабря

Практическое
занятие

0,5

1,5

Мое внимание

14.

21
декабря

Практическое
занятие

-

2

Развиваем наше внимание

15.

28
декабря

Практическое
занятие

-

2

Кто самый внимательный?

16.

11
января

Практическое
занятие

0,5

1,5

Память. Что это?

17.

18
января

Практическое
занятие

0,5

1,5

Моя память

18.

25
января

Практическое
занятие

-

2

Как запомнить больше?

19.

01
февраля

Практическое
занятие

-

2

Развиваем память

20.

08
февраля

Практическое
занятие

1

1

Воображение. Что это?

21.

15
февраля

Практическое
занятие

-

2

Моя фантазия

22.

22
февраля

Практическое
занятие

0,5

1,5

Мое - общее

Как развить воображение

Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия

23.

01
мартя

Практическое
занятие

-

2

Развиваем воображение

24.

15
марта

Практическое
занятие

1

1

Восприятие. Что это?

25.

22
марта

Практическое
занятие

-

2

Секреты восприятия

26.

29
марта

Практическое
занятие

-

2

Удивительный мир нашего
восприятия

27.

05
апреля

Практическое
занятие

0,5

1,5

Мышление. Что это?
Особенности нашего
мышления

28.

12
апреля

Практическое
занятие

0,5

1,5

Как развивать мышление?
Развиваем мышление

29.

19
апреля

Практическое
занятие

0,5

1,5

Устная речь. Что это?

30.

26
апреля

Практическое
занятие

-

2

Моя речь.
Учимся красиво говорить

31.

17
мая

Практическое
занятие

0,5

1,5

Речь и культура общения.
Развиваем устную речь

32.

24
мая
31
мая

Практическое
занятие
Практическое
занятие

-

2

Познай себя

-

2

Чему мы научились за год

33.

Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
диагностика
Открытое
занятие

Календарно-тематический план
12 группа
№

Месяц

Форма занятия

Количество
уч. часов
теория
практ
0,5
1,5

Тема занятия

1.

16
сентября

Практическое
занятие

Создание группы.
Сплочение коллектива

2.

23
сентября

Практическое
занятие

0,5

1,5

Эмоции.
Какие они бывают

3.

30
сентября

Практическое
занятие

0,5

1,5

Я себя знаю!

Форма
контроля
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия

4.

07
октября

Практическое
занятие

-

2

Волшебство эмоций

5.

14
октября

Практическое
занятие

-

2

«Я могу!»

6.

21
октября

Дистанционное
занятие

0,5

1,5

Я тебя понимаю!

7.

28
октября

Дистанционное
занятие

1

1

Команда.
Как она создается

8.

11
ноября

Дистанционное
занятие

-

2

Работа в команде

9.

18
ноября

Практическое
занятие

0,5

1,5

10.

25
ноября

Практическое
занятие

-

2

У нас много общего

11.

02
декабря

Практическое
занятие

-

2

«Мы – одно целое»

12.

09
декабря

Практическое
занятие

0,5

1,5

Внимание. Что это?

13.

16
декабря

Практическое
занятие

0,5

1,5

Мое внимание

14.

23
декабря

Практическое
занятие

-

2

Развиваем наше внимание

15.

30
декабря

Практическое
занятие

-

2

Кто самый внимательный?

16.

13
января

Практическое
занятие

0,5

1,5

Память. Что это?

17.

20
января

Практическое
занятие

0,5

1,5

Моя память

18.

27
января

Практическое
занятие

-

2

Мое - общее

Как запомнить больше?

Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия

19.

03
февраля

Практическое
занятие

-

2

Развиваем память

20.

10
февраля

Практическое
занятие

1

1

Воображение. Что это?

21.

17
февраля

Практическое
занятие

-

2

Моя фантазия

22.

24
февраля

Практическое
занятие

0,5

1,5

23.

03
мартя

Практическое
занятие

-

2

Развиваем воображение

24.

10
марта

Практическое
занятие

1

1

Восприятие. Что это?

25.

17
марта

Практическое
занятие

-

2

Секреты восприятия

26.

24
марта

Практическое
занятие

-

2

Удивительный мир нашего
восприятия

27.

31
мартя

Практическое
занятие

0,5

1,5

Мышление. Что это?

28.

07
апреля

Практическое
занятие

-

2

Особенности нашего
мышления

29.

14
апреля

Практическое
занятие

0,5

1,5

30.

21
апреля

Практическое
занятие

-

2

Развиваем мышление

31.

28
апреля

Практическое
занятие

0,5

1,5

Устная речь. Что это?

32.

05
мая

Практическое
занятие

-

2

Моя речь.
Учимся красиво говорить

33.

12
мая

Практическое
занятие

0,5

1,5

Речь и культура общения.
Развиваем устную речь

Как развить воображение

Как развивать мышление?

Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия
Наблюдение,
рефлексия
результатов
занятия

34.
35.

19
мая
26
мая

Практическое
занятие
Практическое
занятие

-

2

Познай себя

-

2

Чему мы научились за год

Наблюдение,
диагностика
Открытое
занятие

7. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
- Мяч резиновый (2 штуки)
- Канцелярские принадлежности: ручки гелевые/шариковые, простой карандаш, линейка,
ластик (12 комплектов)
- Инвентарь для рисования: альбом, простой карандаш, ластик, цветные карандаши,
фломастеры, краски (10 комплектов)
- Парта школьная одноместная (12 единиц)
- Стул ученический (12 штук на группу).
Кадровое обеспечение:
В реализации общеразвивающей программы участвует 1 специалист:
Калгина Елена Александровна, педагог-психолог.
Квалификационная категория: первая.
Образование: Высшее. НОУ ВПО «Гуманитарный университет», специальность
«Психолог. Преподаватель психологии», 2010 г.
Педагогический стаж работы – 10 лет, по специальности – 7 лет, в данном учреждении - 1 год.
Методическое обеспечение:
Настольные игры с инструкциями:
Игры на развитие координации: «Башня», «Твистер»
Игры на развитие внимания: «Веселый зоопарк», «Кто быстрее»; «Уно»; «Свинтус»;
«Катавасия».
Стратегия: «Гномы-вредители», «Спящие королевы».
Словесные игры: «Крокодил», «Друг-утюг».
Игры на развитие зрительной памяти: «Мемо. Весь мир», «Мемо. Природные чудеса
России», «Мемо. Великие художники».
8. Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения:
нейропсихологический подход. – СПб.: Питер, 2008.
2. Визель Т. Г. Нейропсихологическое блиц-обследование. - М.: В. Секачев, 2005.
3. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста. – М., 2009.
4. Гуткин Н.И. Психологическая готовность к школе. – СПб, 2004.
5. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в
общеобразовательной школе. – М., 2008.
6. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие – СПб :
Питер, 2008.
7. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность
ребенка к школе. – М., 2002.
8. Практическая нейропсихология: помощь неуспевающим школьникам / Под ред.
Ж. М. Глозман. – М.: Эксмо, 2010.
9. Полонская Н.Н. Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного
возраста. – М., 2007.

10. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс / сост. Е.В. Языканова. –
М., 2010.
11. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 4 класс / сост. Е.В. Языканова. –
М., 2010.
12. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., 2002.
13. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей
дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2007.
14. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод
замещающего онтогенеза. М., 2007.
15. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., 2001.
16. Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Решаем школьные проблемы. Советы
нейропсихолога. М., 2009.

Приложение 1
Оценочные материалы
Мотивация учения
Анкета для оценки уровня школьной мотивации (1-4 кл.)/ методика Н. Г. Лускановой,
1993г.
Воображение
Методика Е. Торренса «Неполные фигуры».
Уровень тревожности
Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М.Прихожан).
Эмоциональный интеллект
Ассоциативный вербальный тест «Словарь эмоций» и методика «Тест лицевой
экспрессии» (Иванова Е. С.).
Зрительный гнозис
1. Пробы на предметный гнозис
1.1. узнавание реалистических изображений
1.2. узнавание перечеркнутых изображений
2. Интерпретация сюжетных картин
2. Зрительно-пространственный гнозис
2.1. самостоятельный рисунок (стол, куб)
2.2. копирование рисунка (стол, куб)
Рисунок выполняется последовательно каждой рукой.
2.3. копирование фигур Рея, Остеррайха
2.4. копирование рисунка с поворотом на 180о (перешифровка)
Пробы на акустический гнозис и слухо-моторную координацию
1.1. оценка простых и акцентированных ритмических структур
1.2. воспроизведение простых и акцентированных ритмических структур
Сомато-сенсорный гнозис (тактильное восприятие)
1.1. чувство Ферстера (дермолексия)
1.2. проба на локализацию прикосновения
1.3. проба на дискриминацию (проба Тойбера)
1.4. схема тела (соматогнозис)
Исследование речи. При исследовании речи используются следующие пробы: оценка
спонтанной речи в диалоге и при описании картинок; называние предметных изображений;
пробы на автоматизированную речь (числовые ряды в прямом и обратном порядке, дни
недели, месяцы); задания на понимание логико-грамматических конструкций.
1. Оценка спонтанной речи
1.1. оценка спонтанной речи в диалоге
1.2. оценка спонтанной речи при описании картинок
2. Называние предметных изображений
3. Пробы на автоматизированную речь
4. Задания на понимание логико-грамматических конструкций
4.1. экспериментатор на рисунке просит испытуемого показать: бочку за ящиком, в
ящике бочку, ящик на бочке и т.д.
4.2. экспериментатор просит испытуемого выполнить следующие действия: показать
кисточку карандашом, положить ручку справа от тетради, положить карандаш в книгу,
держать ручку над головой и др.
4.3. экспериментатор просит испытуемого решить задачу: Колю ударил Петя. Кто
драчун? Или: Брат отца и отец брата – это одно и то же? Солнце освещается Землёй или Земля
освещается Солнцем? И т.п.
4.4. Испытуемого просят ответить, правильно ли говорит экспериментатор: за летом
осень, перед весной лето, облако под землёй, над деревом трава. Верные грамматические
конструкции чередуются с неправильными.
Исследование памяти включает: запоминание 5/6 слов (не связанных по смыслу) в
заданном порядке за 5 предъявлений, запоминание двух групп по три слова, запоминание

рассказа, запоминание 5/6 зрительных стимулов (фигур). В каждой пробе анализируется
непосредственное и отсроченное (после интерференции) воспроизведение.
1. Запоминание 5/6 слов (не связанных по смыслу) в заданном порядке
2. Запоминание двух групп по три слова
3. Запоминание рассказа
4. Запоминание 5/6 зрительных стимулов (фигур)
Исследование интеллекта. При исследовании интеллекта используются пробы на
понимание смысла рассказов и сюжетных картин, исследование письма и счета (в пределах
10, с переходом через десяток, серийный счет /100 – 7, 30 – 1/2), решение задач, аналогий,
понимание пословиц и метафор.
Исследование письма включает: пробы на автоматизированное письмо – собственное
имя, фамилия, мама и др.; письмо под диктовку – букв, простых (типа «кот») и фонетически
сложных слов (типа «кораблекрушение», «кораблестроение»), словосочетаний («Мишина
машина» и др.), фраз («В саду за высоким забором росли яблони» и др.). Все задания
выполнялись правой и левой рукой.
Исследование чтения включает: прочтение простых и наложенных букв; прочтение
слогов, высоко- и малочастотных слов, неверно написанных слов; прочтение рассказа.
Исследование движений и действий
При исследовании двигательных функций применяются следующие пробы: на
реципрокную координацию, на праксис позы (пальцев руки), перенос позы, на динамический
праксис («кулак-ребро-ладонь» и графическая проба), на пространственную организацию
движений (пробы Хэда).
1. Реципрокная координация
2. Праксис позы (пальцев руки)
3. Перенос позы (по кинестетическому образцу) - для оценки межполушарного
взаимодействия в сфере кинестетического праксиса.
4. Динамический праксис (кинетический)
4.1. «кулак-ребро-ладонь»
4.2. графическая проба («забор»)
Испытуемому даётся образец:
И.: Продолжи забор, постарайся карандаш от
бумаги не отрывать.1 Поочерёдно обследуются обе руки.
5. Пространственная организация движений (пробы Хэда)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».