Рабочая программа Путешествие по внутреннему миру

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр внешкольной работы «Новая Авеста»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
социально-гуманитарной направленности
«Путешествие по внутреннему миру»
на 2022-2023 учебный год

Возраст обучающихся: 9 - 10 лет
(72 часа)
№ групп: 1, 2
уровень: базовый

Автор-составитель:
Мусихина Светлана Ивановна,
педагог-психолог

г. Екатеринбург, 2022

Содержание
наименование
1
2
3
4
5
6
7

Пояснительная записка
Цель, задачи программы
Планируемые результаты
Содержание программы
Календарно-тематический план
Условия реализации программы
Список литературы
Приложения

стр.
3
3
3
4
6
9
10

1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Путешествие по внутреннему миру».
Направленность рабочей программы - социально-гуманитарная.
Уровень рабочей программы: базовый
Адресат программы: обучающиеся 9 - 10 лет.
Количество обучающихся в группе: 8-12 человек.
Объем и срок освоения рабочей программы. 1 год обучения, 72 часа в год.
Периодичность и продолжительность занятий: 1 раз в неделю по 2 часа на группу, 1 час
равен 45 минутам.
Форма обучения: групповая.
Виды занятий: беседа, занятие-игра, «мозговой штурм», практическое занятие, тренинг.
Формы подведения результатов: беседа, практическое занятие.
Особенности организации образовательной деятельности:
группы формируются из обучающихся одного возраста; состав группы постоянный,
специального отбора в группы не проводится.
Учебный год начинается с 15 сентября.
Рабочую программу реализует педагог-психолог.
Рабочая программа «Путешествие по внутреннему миру» реализуется в течение всего
учебного года, включая каникулярное время.
2. Цель и задачи рабочей программы
Цель: формирование и профилактика нарушений психологического здоровья детей в
соответствии с его трёхкомпонентной структурой:
 Аксиологический – ценность собственного «Я» и ценность «Я» других людей.
 Инструментальный – владение рефлексией как способом самопознания.
 Потребностно-мотивационный – наличие у человека внутренней потребности в
саморазвитии.
Задачи:
обучающие:
- научить анализировать, понимать поведение других людей;
- научить управлять своими эмоциями;
- сформировать умения взаимодействовать в коллективе;
развивающие:
- развить самостоятельность детей;
- развивать способность к рефлексии;
- развить самосознания детей через совершенствование рефлексии;
воспитательные:
- привить уважение к чувствам другого человека;
- воспитать эмоционально-ценностное отношение к миру, другим людям;
- открыть в ребёнке положительное отношение к себе.
3. Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
- смогут соблюдать нормы и правила, способствующие психологическому благополучию в
социуме;
- смогут при взаимодействии учитывать чувства, интересы других людей;
- будут обладать умением эмоционально-ценностного отношения к миру, другим людям;
Личностные результаты:
- смогут понимать свои эмоции, эмоции других людей;
- будут обладать умением адекватно выражать свои чувства;
Предметные результаты:
- приобретут навык слушать собеседника;

- будут обладать умением формировать внутренний план действий.
- будут знать свои слабые и сильные стороны личности;
- будут обладать умением самоанализа (рефлексии);
4. Содержание программы
Тема №1 «Инструктаж по ОТ, правила поведения в Центре. Я – третьеклассник!».
Цель: осознание своей роли третьеклассника.
Теория. Правила поведения. Сравнение личностных, индивидуальных характеристик
учащихся 2х и 3х классов.
Практика. Психогимнастика, упражнения: «Я в прошлом и Я сейчас», «послание в будущее».
Тема №2 «Портрет третьеклассника».
Цель: осознание своей роли третьеклассника.
Практика. Психогимнастика, упражнение: «портрет третьеклассника», работа в командах,
«дерево качеств».
Тема №3 «Что такое самостоятельность?».
Цель: познакомить с понятием самостоятельности.
Теория. Понятие самостоятельности.
Практика. Работа с текстом, работа в командах, нейропсихологические техники.
Тема №4 «Зачем нужна самостоятельность?».
Цель: показать детям для чего нужна самостоятельность.
Практика. Психогимнастика, упражнение: «конференция по проблеме».
Тема №5 «Моя самостоятельность».
Цель: Рефлексия собственной самостоятельности.
Практика. Психогимнастические упражнения, нейропсихологические психотехники.
Тема №6 «Развиваем самостоятельность».
Цель: Развить навыки самостоятельности.
Практика. Психогимнастические упражнения, нейропсихологические психотехники.
Тема №7 «Кто я».
Цель: Помочь детям разобраться в своём внутреннем мире.
Теория. Понятие о внутреннем мире.
Практика. Психогимнастические упражнения: «мой мир», «разговор частей «Я»».
Тема №8 «Мои увлечения».
Цель: Показать какие бывают увлечения и для чего они существуют.
Теория. Понятие об увлечениях. Для чего они нужны.
Практика. Психогимнастические упражнения: «Увлечения», «Угадай чьё?», «Сценка
увлечений».
Тема №9 «Мои роли».
Цель: Познакомить с понятием «роль».
Теория. Понятие роли. Какие бывают роли.
Практика. Нейропсихологические техники, упражнение: «композиция ролей».
Тема №10 «Осваиваем новые роли».
Цель: Научить распознавать роли, пользоваться другими ролями.
Практика. Психогимнастика, упражнения: «Беседа из разных ролей», «Плюсы и минусы
ролей», «Листок пожеланий».
Тема №11 «Мои разные качества».
Цель: Помочь детям познакомиться со своими качествами. Показать какие качества помогают
в жизни.
Теория. Понятие о качествах человека. Их проявление в жизни.
Практика. Психогимнастические упражнения: «Я состою из разных качеств», «Качествапомощники», «Разговор о качествах».
Тема №12 «Я глазами Других».
Цель: Показать детям, как их могут видеть и оценивать другие люди.
Практика. Нейропсихологические психотехники, упражнения: «изобрази меня», «каким меня
видят».
Тема №13 «Преодолеваем себя!».
Цель: Научить преодолевать себя, искать в другом человеке хорошие качества.

Практика. Психогимнастика, упражнения: «Разговор о трудностях», «Ищем хорошее в
другом», «Что я преодолел».
Тема №14 «Я могу, я умею!».
Цель: Показать детям, что они могут быть успешными.
Практика. Психогимнастические упражнения: «знания и умения третьеклассника», «рисунок
умений».
Тема №15 «Мои достижения».
Цель: Научить гордиться своими достижениями.
Практика. Упражнения: «круговые хвасталки», «области достижений».
Тема №16 «Мои ресурсы».
Цель: Показать какие существуют ресурсы и что они значат для нас.
Теория. Понятие о ресурсах. Источники наших сил. Потенциальные возможности.
Практика. Нейропсихологические психотехники, упражнение «наши ресурсы».
Тема №17 «Что такое общение?».
Цель: Познакомить с понятием «общение».
Теория. Понятие и виды общения. Приёмы общения.
Практика. Психогимнастика, упражнение: «общение в тройках».
Тема №18 «Умение общаться».
Цель: Научиться общаться.
Практика. Психогимнастика, упражнения: «Тренировка терпения», «Тренировка
доброжелательности», «Спасибо тебе».
Тема №19 «Стили общения».
Цель: Научиться понимать стили общения.
Теория. Стили общения. Определённые правила общения для разных стилей.
Практика. Психогимнастические упражнения.
Тема №20 «Ведущий - ведомый».
Цель: Дать представление о том как в общении проявляются позиции ведущего и ведомого.
Практика. Нейропсихологические техники, упражнения: «Совместный рисунок», «Спина к
спине», «Тюльпан».
Тема №21 «Я терпим к Другому».
Цель: Научить проявлять терпимость к другому и понимать в каких ситуациях она больше
всего нужна.
Теория. Понятие терпимости. Определение характера. Черты характера.
Практика. Психогимнастические упражнения.
Тема №22 «Мои границы».
Цель: Обсудить, что такое границы в общении.
Теория. Границы в общении.
Практика. Психогимнастические упражнения.
Тема №23 «Наше сотрудничество».
Цель: Показать, что значит сотрудничать. Совместно с детьми выделить качества,
необходимые для сотрудничества.
Теория. Понятие сотрудничества. Качества человека, необходимые для создания
сотрудничества.
Практика. Психогимнастика, игра: «наше сотрудничество».
Тема №24 «Наша дружба».
Цель: Обсудить и дать понимание того, что помогает дружбе, а что может ей помешать.
Научить создавать ситуации, предполагающие дружественную обстановку.
Теория. Понятие дружбы. Личностные черты и поведение, которые помогают дружбе и
мешают ей.
Практика. Нейропсихологические техники, работа с текстом, игра: «ассоциации».
Тема №25 «Мы - коллектив».
Цель: Научить распознавать признаки «коллектива».
Теория. Понятие коллектива. Его признаки.
Практика. Нейропсихологические техники, психогимнастика.
Тема №26 «Мои компетенции».
Цель: Вспомнить важные акценты проведённых занятий.

Практика. Психогимнастика, важные акценты занятий.
5. Календарно-тематический план
Группа № 1 (вторник, 2 часа)
дата

№

форма
занятия

20.09.22

1

беседа

27.09.22

2

04.10.22

3

11.10.22

4

работа в
микрогруппах
групповая
дискуссия
тренинг

18.10.22

5

25.10.22

6

01.11.22

7

кол-во
тема занятия
уч. часов
практ теор
1
1
Инструктаж по ОТ,
правила поведения в
Центре.
Я – третьеклассник!
2
Портрет третьеклассника.
Что такое
самостоятельность?
Зачем нужна
самостоятельность?
Моя самостоятельность.

1

1

2

-

практическое
занятие
игра

2

-

2

-

1

1

08.11.22

8

групповая
дискуссия
беседа

Развиваем
самостоятельность.
Кто я?

2

-

Кто я?

15.11.22

мозговой
штурм, игра
10 практическое
занятие
11 практическое
занятие
12 беседа

1

1

Мои увлечения.

1

1

Мои роли.

2

-

Осваиваем новые роли.

1

1

Мои разные качества.

2

-

Я глазами Других.

20.12.22

13 практическое
занятие
14 беседа

2

-

Преодолеваем себя!

27.12.22

15 тренинг

2

-

Преодолеваем себя!

10.01.23

16 практическое
занятие
17 практическое
занятие
18 тренинг

2

-

Я могу, я умею!

2

-

Я могу, я умею!

2

-

Мои достижения.

19 коллективная
творческая
деятельность
20 игры упражнения

1

1

Мои ресурсы.

2

-

Мои ресурсы.

21 работа в
микрогруппах

1

1

Что такое общение?

22.11.22
29.11.22
06.12.22
13.12.22

17.01.23
24.01.23
31.01.23

07.02.23

14.02.23

9

форма
аттестации/
контроля
входная
диагностика.
проективные
методы
проективные
методы
проективные
методы
метод
наблюдения
метод
наблюдения
метод
наблюдения
рефлексивные
методы
рефлексивные
методы
рефлексивные
методы
рефлексивные
методы
метод
наблюдения
метод
наблюдения
метод
наблюдения
рефлексивные
методы
рефлексивные
методы
рефлексивные
методы
рефлексивные
методы
рефлексивные
методы
рефлексивные
методы,
наблюдение
рефлексивные
методы,
наблюдение

21.02.23

22 групповая
дискуссия

2

-

Умение общаться.

28.02.23

23 практическое
занятие

2

-

Умение общаться.

07.03.23

24 беседа

1

1

Стили общения.

14.03.23

25 тренинг

0

0

Стили общения.

21.03.23

2

-

Ведущий – ведомый.

1

1

Я терпим к Другому.

метод
наблюдения

2

-

Я терпим к Другому.

11.04.23

26 коллективная
творческая
деятельность
27 «мозговой
штурм»,
беседа
28 игры упражнения
29 тренинг

1

1

Мои границы.

18.04.23

30 беседа

1

1

Наше сотрудничество.

25.04.23

31 игры упражнения
32 практическое
занятие
33 практическое
занятие
34 игра

2

-

Наше сотрудничество.

1

1

Наша дружба.

2

-

Наша дружба.

1

1

Мы – коллектив.

23.05.23

35 практическое
занятие

2

-

Мы – коллектив.

30.05.23

36 практическое
занятие

2

-

Мои компетенции.

метод
наблюдения
метод
наблюдения
метод
наблюдения
проективные
методы
проективные
методы
проективные
методы
проективные
методы
рефлексивные
методы,
наблюдение
рефлексивные
методы,
итоговая
диагностика

28.03.23

04.04.23

02.05.23
09.05.23
16.05.23

рефлексивные
методы,
наблюдение
рефлексивные
методы,
наблюдение
метод
наблюдения
метод
наблюдения
метод
наблюдения

Группа № 2 (четверг, 2 часа)
дата

№

15.09.22

1

22.09.22

2

29.09.22

3

06.10.22

4

13.10.22

5

форма
занятия

кол-во
тема занятия
форма
уч. часов
аттестации/
контроля
практ теор
беседа
1
1
Инструктаж по ОТ,
входная
правила поведения в
диагностика.
Центре.
Я – третьеклассник!
работа в
2
Портрет третьеклассника. проективные
микрогруппах
методы
групповая
1
1
Что такое
проективные
дискуссия
самостоятельность?
методы
тренинг
2
Зачем нужна
проективные
самостоятельность?
методы
практическое
2
Моя самостоятельность.
метод
занятие
наблюдения

20.10.22

6

игра

2

-

27.10.22

7

1

1

03.11.22

8

групповая
дискуссия
беседа

Развиваем
самостоятельность.
Кто я?

2

-

Кто я?

10.11.22

мозговой
штурм, игра
10 практическое
занятие
11 практическое
занятие
12 беседа

1

1

Мои увлечения.

1

1

Мои роли.

2

-

Осваиваем новые роли.

1

1

Мои разные качества.

2

-

Я глазами Других.

15.12.22

13 практическое
занятие
14 беседа

2

-

Преодолеваем себя!

22.12.22

15 тренинг

2

-

Преодолеваем себя!

29.12.22

16 практическое
занятие
17 практическое
занятие
18 тренинг

2

-

Я могу, я умею!

2

-

Я могу, я умею!

2

-

Мои достижения.

19 коллективная
творческая
деятельность
20 игры упражнения

1

1

Мои ресурсы.

2

-

Мои ресурсы.

09.02.23

21 работа в
микрогруппах

1

1

Что такое общение?

16.02.23

22 групповая
дискуссия

2

-

Умение общаться.

23.02.23

23 практическое
занятие

2

-

Умение общаться.

02.03.23

24 беседа

1

1

Стили общения.

09.03.23

25 тренинг

2

-

Стили общения.

16.03.23

26 коллективная
творческая
деятельность
27 «мозговой
штурм»,
беседа
28 игры упражнения
29 тренинг

2

-

Ведущий – ведомый.

1

1

Я терпим к Другому.

метод
наблюдения

2

-

Я терпим к Другому.

1

1

Мои границы.

метод
наблюдения
метод
наблюдения

17.11.22
24.11.22
01.12.22
08.12.22

12.01.23
19.01.23
26.01.23

02.02.23

23.03.23

30.03.23
06.04.23

9

метод
наблюдения
метод
наблюдения
рефлексивные
методы
рефлексивные
методы
рефлексивные
методы
рефлексивные
методы
метод
наблюдения
метод
наблюдения
метод
наблюдения
рефлексивные
методы
рефлексивные
методы
рефлексивные
методы
рефлексивные
методы
рефлексивные
методы
рефлексивные
методы,
наблюдение
рефлексивные
методы,
наблюдение
рефлексивные
методы,
наблюдение
рефлексивные
методы,
наблюдение
метод
наблюдения
метод
наблюдения
метод
наблюдения

13.04.23

30 беседа

1

1

Наше сотрудничество.

20.04.23

31 игры упражнения
32 практическое
занятие
33 практическое
занятие
34 игра

2

-

Наше сотрудничество.

1

1

Наша дружба.

2

-

Наша дружба.

1

1

Мы – коллектив.

18.05.23

35 практическое
занятие

2

-

Мы – коллектив.

25.05.23

36 практическое
занятие

2

-

Мои компетенции.

27.04.23
04.05.23
11.05.23

метод
наблюдения
проективные
методы
проективные
методы
проективные
методы
проективные
методы
рефлексивные
методы,
наблюдение
рефлексивные
методы,
итоговая
диагностика

6. Условия реализации программы
Материально-техническое
обеспечение:
наличие в
учебных кабинетах,
соответствующим образом, оборудованных мест для реализации тренинговых занятий, столы,
стулья, бумага, цветные карандаши, фломастеры и др., книжные методические пособия,
аудиотехника, интернет источники.
Кадровое обеспечение: в реализации общеразвивающей программы участвует 1
специалист: Мусихина Светлана Ивановна, педагог-психолог, 1КК.
Образование: высшее, Гуманитарный университет, специальность – психология,
квалификация – психолог, преподаватель, 1999г.
Педагогический стаж работы – 24 года, по специальности – 24 года, в данном учреждении –
14 лет.
Методическое обеспечение: организация образовательного процесса – очная. Форма
организации – групповая.
В процессе реализации программы используются словесные, наглядные и
практические методы обучения (беседа, объяснение, показ педагогом приёмов исполнения,
тренинг) – по способу организации занятия; частично-поисковые методы обучения (участие
детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом) – по
уровню деятельности детей.
Методы, используемые в работе:
 Игровые методы. Ролевые, ситуационные игры.
 Элементы групповой дискуссии.
 Элементы психогимнастики.
 Рисуночные методы.
 Метод направленного воображения.
Структура занятия:
1. Разминка.
2. Основное содержание.
3. Завершение занятия.

7. Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник и практикум для академического
бакалавриата. – М., 2014,
2. Абрамова Г.С. Практическая психология. – М., 2018,
3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб., 2002,
4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1999,
5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Мастер сказок. – СПб., 2019,
6. Изард К.Е. Психология эмоций. – СПб., 2003,
7. Кипнис М.Ш. Большая книга лучших игр и упражнений для любого тренинга. – М., 2015,
8. Настольная книга школьного психолога. 1-4 классы Л.М. Новикова, И.В. Самойлова. – М.,
2008,
9. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. – М., 2003,
10. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М., 1995,
11. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М., 1995


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».