Ритмика и танец

1

Содержание
Наименование
Комплекс основных характеристик программы

1.1

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель, задачи программы

4

1.3.

Содержание программы

5

Учебный (тематический) план 1 года обучения

5

Содержание учебного (тематического) плана 1 года

5

Стр.
3

обучения
Планируемый результат 1 года обучения

7

Учебный (тематический) план 2 года обучения

7

Содержание учебного (тематического) плана 2 года

9

обучения

2

Планируемый результат 2 года обучения

13

Комплекс организационно-педагогических условий

14

2.1. Календарный учебный график

14

2.2. Условия реализации программы

24

2.3. Формы аттестации

24

2.4. Оценочные материалы

24

2.5. Методическое обеспечение

25

2.6. Список литературы

25

1

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритмика и
танец» составлена в соответствии с нормативными документами:
1.Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
2.Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 04.09. 2014 № 1726-р).
3.«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Пост №
41 об утв. СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014
4.Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от
09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242.
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
Направленность программы – художественная.
Актуальность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Ритмика и танец» соответствует государственной политике в области
дополнительного образования, социальному заказу общества и ориентирована на
удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей
Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и их родителей и
вызвана повышенной потребностью современных детей в двигательной активности. Большую
часть времени они проводят за уроками и работой на компьютере, что не позволяет растущему
организму получать физическую нагрузку в нужном объеме. Хореографические занятия
совершенствуют детей физически, укрепляют их здоровье. Они способствуют правильному
развитию костно-мышечного аппарата, избавлению от физических недостатков, максимально
исправляют нарушения осанки, формируют красивую фигуру. Эти занятия хорошо снимают
напряжение, активизируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и, в целом,
повышают жизненный тонус ребенка. Занятия хореографией вырабатывает в детях
стремление к познанию прекрасного мира танца, что позволяет раскрывать творческие
способности детей: техничное исполнение хореографического материала, артистичное
исполнение концертных номеров, создание собственных номеров – импровизаций.
Способствуют разрешению у детей проблем физического и эмоционального характера через
развитие координации и передачи эмоций с помощью движений. Движение и музыка,
одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию,
музыкальность и артистичность, воздействуют на двигательный аппарат, развивают
слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память. Занятия хореографией объединяет
детей, формирует навыки общения в коллективе, воспитывает доброжелательность, чувство
взаимопомощи, прививает манеры поведения в обществе, закладывает основы этикета.
Занятия хореографией совершенствуют координацию движений, способствуют укреплению
опорно-двигательного аппарата, формируют правильную осанку, прививают основы этикета
и манеры поведения в обществе.
Новизна программы: программа включает в себя различные тематические блоки:
гимнастика, ритмика, танец. Новизна программы состоит в том, что в ней учтены и
адаптированы возможности обучающихся разного возраста (6,6-9 лет). Такой подход
направлен на раскрытие творческого потенциала и темперамента каждого ребенка, а также на
2

развитие его сценической культуры. Танец является одним из основных предметов
развивающих физические данные обучающихся, укрепляет мышцы ног и спины, развивает
подвижность суставно-связочного аппарата, формирует технические навыки и основы
правильной осанки, тренирует сердечно-сосудистую и дыхательную системы, корректирует
физические недостатки строения тела – в этом его значение и значимость. Введены
упражнения для профилактики сколиоза и других недостатков физического развития.
Программа имеет вариативный характер, построена по принципу постепенного усложнения
материала.
Уровень освоения программы: 1 год обучения - стартовый;
2 год обучения – базовый.
Адресат программы: обучающиеся 6,6 - 9 лет. Набор детей в группы проводится без
предварительного отбора. Программа построена с учётом возрастных и психофизических
особенностей.
Количество обучающихся в группе 17-20 человек.
Объем освоения программы:
1 год обучения (6,6-7,5 лет) – 2 часа в неделю, 72 часа в год.
2 год обучения (7,5-9 лет) – 4 часа в неделю, 152 часа в год.
Срок реализации программы: 2 года.
Периодичность и продолжительность занятий: 2 раза в неделю, 1 час равен 45
минутам.
Форма обучения: групповая.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, тренинг, открытое занятие.
Форма подведения результатов: открытое занятие, отчётный концерт.
Особенности организации образовательной деятельности:
группы формируются из обучающихся одного возраста, являющиеся основным составом
хореографического ансамбля «Вдохновение»; состав группы постоянный.
Учебный год начинается:
1 год обучения с 15 сентября;
2 год обучения с 01 сентября.
Программу реализует педагог дополнительного образования и концертмейстер.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритмика и
танец» реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время.

1.2. Цель, задачи программы
Цель: раскрытие творческих и физических способностей детей, возможность
самореализации и социализации ребенка через освоение хореографического искусства.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить обучающихся с историей хореографии и танца;
- обучить их танцевальным навыкам: формировать координацию движений, танцевальную
выразительность, чувство ритма;
- познакомить с традициями народного танца;
- дать необходимый комплекс знаний, умений и навыков в области танца;
- научить грамотно, музыкально, красиво и выразительно исполнять танцы;
- способствовать профессиональному самоопределению учащихся;
- обучить правилам исполнения изучаемых элементов.
Развивающие:
- развивать у воспитанников выносливость, силу, устойчивость;
- эмоциональную выразительность, артистичность, музыкальность, художественное
воображение, ассоциативную память;
- способствовать развитию профессиональных физических данных; развивать и
совершенствовать творческие способности обучающихся.
3

Воспитательные:
- прививать любовь к танцу;
- воспитывать у детей художественный вкус;
- воспитывать чувство локтя, взаимопонимание, дружелюбие;
- вырабатывать в детях чувство ансамбля;
воспитывать у обучающихся интерес к народному танцу;
- воспитывать культуру поведения и общения.

1.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план
1 год обучения
№
1.
1.1.
1.2.

1.3.

2.
2.1.

Наименование раздела, темы
ГИМНАСТИКА
Теория дисциплины.
Элементы партерной гимнастики
(исполняются на гимнастических
ковриках).
Упражнения
на
развитие
отдельных групп мышц и
подвижности
суставов
(исполняются на середине зала)
РИТМИКА

3.2.

из них
теория практика

25

3

22

1

1

-

15

1

14

9

1

8

24

4

20

Теория дисциплины.

2

2

-

Музыкально-ритмические игры.
ТАНЕЦ

22

2

20

23

3

20

Теория дисциплины.
Ориентационнопространственные упражнения.

1

1

-

10

1

9

12

1

11

72

10

62

2.2.
3.
3.1.

Всего
часов

3.3.
Танцевальные элементы.
Всего часов

Форма
контроля/
аттестации
беседа
объяснение
наблюдение
рефлексия
наблюдение
рефлексия

беседа
объяснение
наблюдение
рефлексия
беседа
объяснение
наблюдение
рефлексия
наблюдение
рефлексия

Содержание учебного (тематического) плана
1 года обучения
Раздел 1. Гимнастика
1.1. Теория дисциплины. Инструктаж по ТБ. Знакомство с коллективом. Внешний вид
и правила поведения на занятиях. Основные задачи гимнастики.
1.2. Элементы партерной гимнастики.
4

Теория: правила исполнения движений, техника безопасности при выполнении
упражнений.
Практика: разучивание и выполнение упражнений укрепляющих:
- мышцы спины («Змейка», «Мостик», «Кошечка», «Планка»);
- брюшного пресса (подъём ног над полом, «Ножницы», «Ступеньки», «Велосипед»).
Развивающих:
- подъём стопы (вытягивание и сокращение стоп, стойка на полупальцах, стойка на
подъёме);
- гибкость позвоночника («Лодочка», «Складочка», «Колечко», «Корзиночка»,
«Кузнечик»);
- подвижность тазобедренного сустава («Бабочка», «Французская лягушка»);
- выворотность ног («Цапля», «Русалочка», «Спиралька»).
Упражнения на растягивание мышц и связок и развитие балетного шага («Часы», махи ногами,
боковая растяжка, растяжка с наклоном вперёд).
1.3. Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов.
Теория: правила исполнения движений, техника безопасности при выполнении
упражнений.
Практика: Выполняем упражнения для развития:
- шеи и плечевого пояса (повороты головы, круговые движения головой по полукругу
и целому кругу);
- плечевого сустава и рук (поднимание и опускание плеч, вращение плечами,
разведение рук в стороны, вращения кистями);
-поясничного пояса (наклоны корпуса в стороны, наклоны корпуса вперед и назад,
приседания);
- силы мышц и подвижности суставов ног (отведение ноги в сторону, вперёд и назад на
носок и на каблук, понятие согнутой в колене ноги).
Раздел 2. Ритмика
2.1. Теория дисциплины. Понятие «Ритмика», знакомство с комплексом упражнений,
правила их исполнения.
2.2. Музыкально-ритмические игры.
Теория: изучение характера музыкального произведения, его темп, динамические
оттенки, акценты, музыкальный размер.
Практика: использование упражнений, игр с акцентированием сильных долей такта при
меняющихся музыкальных размерах (2/4, 3/4, 4/4). Соотношение темпа движения с
постепенно меняющимся темпом музыки, соотношение характера музыки и движения.
Раздел 3. Танец
3.1. Теория дисциплины. Понятия «мелодия», «поза», «движение».
3.2.Ориентационно-пространственные упражнения.
Теория: позиции рук, позиции ног. Техника перестроения. Виды танцевальных
рисунков.
Практика: изучение одноплановых рисунков и фигур: линейных (шеренга, колонна),
объёмных (круг, цепочка).
Изучение приёмов перестроения из линейных в линейные, из объёмных в объёмные, из
линейных в объёмные и наоборот.
3.3 Танцевальные элементы.
5

Теория: виды ходьбы, прыжков. Техника и методика исполнения танцевальных
элементов.
Практика: изучение и выполнение танцевальных шагов, бега, прыжков, подскоков.
Танцевальный шаг с носка, маршевый шаг на месте, шаги на полупальцах, лёгкий бег с
поджатыми ногами, прыжки с вытянутыми ногами, подскоки на месте и с продвижением.
Разучивание реверанса для девочек и поклона для мальчиков на 4/4.
Исполнение танцевальных этюдов с элементами актёрского мастерства. Примеры этюдов:
«Ширма», «Птичий двор».

Планируемые результаты
Личностные:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и
доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных
(нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных
целей;
- оказывать помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные:
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- организовать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности;
- находить ошибки при выполнении заданий, отбирать способы их исправления;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях
человека;
- оценивать красоту телосложения и осанки;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять сдержанность и
рассудительность.
Предметные:
- знание терминологии основ классического, историко-бытового и народного танцев;
- знание характерных особенностей народных танцев;
- умение исполнять освоенный материал (классический экзерсис) в разных комбинациях;
- уметь исполнять простейшие элементы народно-сценического танца;
- владеть культурой исполнения;
- понимать танец как гармоничное сочетание движений ног, рук, корпуса и головы;
- уверенно, свободно держаться на сцене;
- танцевать в ансамбле синхронно, ровно.

Учебный (тематический) план
2 год обучения
№

I.
1.

Танцевальные направления,
разделы, темы
ГИМНАСТИКА
Теория дисциплины.
Партерная гимнастика – подготовка к
классическому экзерсису.

Всего

50

из них
теория
2
2

Форма
контроля

практика
48
беседа
объяснение
6

II.
1.
2.
3.
4.

5.
6.
7.

III.
1.
2.
3.
4.
I.
1.
2.
II.
1.
2.
3.
4.
5.

I.
1.
II.

1.

Элементы партерной гимнастики
(исполняются на гимнастических
ковриках).
Упражнения, укрепляющие мышцы
спины.
Упражнения, развивающие подъем
стопы.
Упражнения, развивающие гибкость
позвоночника.
Упражнения, укрепляющие мышцы
брюшного пресса.
Упражнения,
развивающие
подвижность
тазобедренных
суставов.
Упражнения,
развивающие
выворотность ног.
Упражнения на растягивание мышц и
связок и развитие балетного шага.
Упражнения
на
развитие
отдельных
групп
мышц
и
подвижности суставов
(исполняются на середине зала).
Упражнения для развития шеи и
плечевого пояса.
Упражнения для развития плечевого
сустава и рук.
Упражнения на развитие поясничного
пояса.
Упражнения на развитие силы мышц
и подвижности суставов ног.
РИТМИКА
Теория дисциплины.
Строение
музыкального
произведения
Маршевая и танцевальная музыка.
Музыкально-ритмические игры.
Упражнения, игры и метр.
Упражнения, игры и фразировка.
Упражнения, игры и темп.
Упражнения, игры и динамика.
Упражнения, игры и характер
музыкального произведения.
ТАНЕЦ
Теория дисциплины.
Музыкально-хореографическая,
образная выразительность.
Ориентационнопронстранственные упражнения.
Изучение
одноплановых
и
многоплановых рисунков и фигур:
линейных-плоскостных
(шеренга,

2

наблюдение
рефлексия

2
4
4
4
4
4

6

наблюдение
рефлексия

6
6
6
44

4

40
беседа
объяснение

2
2
8
8
8
8

наблюдение
рефлексия

8
58

2

56
беседа
объяснение

2

16

наблюдение
рефлексия
7

III.
1.
2.
3.

колонна),
объемных
(круг,
«цепочка»).
Танцевальные элементы.
Танцевальные шаги и ходы.
Реверанс для девочек и поклон для
мальчиков на 2/4.
Танцевальные этюды с элементами
актерского мастерства.

16
2
22
152

Всего часов:

Содержание учебного (тематического) плана
2 год обучения
Раздел 1. Гимнастика
I. Теория дисциплины
Партерная гимнастика – подготовка к классическому экзерсису.
Комплекс партерной гимнастики выполняется на гимнастических ковриках.
Упражнения на полу, или партерный экзерсис, позволяют с наименьшими затратами энергии
достичь сразу трёх целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок,
нарастить силу мышц. Мышцы и суставы подготавливаются к традиционным классическому
и народно-сценическому экзерсисам у станка, требующим высокого физического напряжения.
II. Элементы партерной гимнастики.
1.
Повторение и закрепление материала 1 года обучения. Более сложные
комбинации движений. Четкое воспроизведение всех элементов в характере музыкального
сопровождения.
2.
Упражнения, укрепляющие мышцы спины: «Группировка» «Карандаш»
3.
Упражнения, развивающие подъем стопы:
Разворот стопы из VI позиции в I позицию
4.
Упражнения,
развивающие
гибкость
позвоночника.
«Корзиночка»
«Полумостик» «Мостик»
5.
Упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса. «Плуг» «Уголок»
6.
Упражнения,
развивающие
подвижность
тазобедренных
суставов. «Неваляшка» «Passe' с разворотом колена»
7.
Упражнения, развивающие выворотность ног. «Лягушка» во всех положениях
«Солнышко»
8.
Упражнения на растягивание мышц и связок и развитие балетного шага.
«Шпагат» вперед с обеих ног. «Шпагат» поперечный.
III.
Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов.
Упражнение для развития шеи и плечевого пояса в ускоренных (по сравнению с первым
годом обучения) музыкальных раскладках:
 повороты головы в положении «направо», «прямо», «налево»;
 наклоны и подъёмы головы в положениях «прямо», «направо», «налево»;
 круговые движения головой по кругу и целому кругу;
 поднимание и опускание плеч;
 поочередное поднимание и опускание плеч.
Упражнение для развития плечевого сустава и рук в ускоренном
разведении рук в стороны:

подъёмы рук вперёд на высоту 90°

отведение рук назад;

подъёмы рук вверх и опускания вниз через стороны;

подъёмы рук вверх–вперёд и опускания вниз–вперёд;
8


сгибание рук в локтях в направлении: вверх – в стороны и вниз – в
стороны;

сгибание рук в локтях в направлении: вверх–вперёд и вниз–вперёд;

сгибания кистей в подготовительном положении: в стороны, вперёд, назад;

сгибание кистей с руками, раскрытыми в стороны: вверх–в стороны–вниз,
вперёд – в стороны - назад;

сгибание кистей с руками, поднятыми вверх: в стороны–вверх–в стороны,
вперёд– вверх–назад;

вращение кистями (наружу, внутрь) в подготовительном положении;

вращения кистями во II позиции;

вращения кистями с руками, поднятыми вверх.
Упражнения на развитие поясничного пояса

перегибы корпуса назад;

повороты корпуса вокруг вертикальной оси;

круговые движения корпуса.
Упражнения на развитие силы мышц и подвижности суставов ног:

отведение ноги в сторону на носок с полуприседанием

отведение ноги вперёд на носок с полуприседанием;

отведение ноги вперёд на каблук с полуприседанием;

отведение ноги в сторону с чередованием: позиция – носок – каблук – носок –
позиция с полуприседанием;

отведение ноги вперёд с чередованием: позиция – носок – каблук – носок –
позиция с полуприседанием;

подъёмы согнутой в колене ноги в сторону;

отведение ноги назад на носок с полуприседанием;

отведение ноги назад с чередованием: позиция – носок ноги в сторону на каблук;
– каблук – позиция;

отведение ноги назад с чередованием: позиция – носок – каблук, позиция с
полуприседанием;

назад с чередованием: позиция – носок – выпад – носок – позиция;

отведение ноги назад с чередованием: – позиция – носок – выпад – носок –
позиция с полуприседанием;

прыжки на одной ноге (не более 4-х раз);

прыжки на двух ногах с переменой позиций (напр. чередование VI и II позиций);

перескоки с ноги на ногу с отведением работающей ноги в сторону на носок;

перескоки с ноги на ногу с отведением работающей ноги в сторону на каблук;

подъёмы на полупальцы опорной ноги с одновременным подведением
натянутой
стопы согнутой в колене работающей ноги к колену опорной;

поочередные подскоки с подведением натянутой стопы согнутой в колене
работающей ноги к колену толчковой;

бег с подъёмом согнутых в коленях ног вперёд.
Раздел 2. Ритмика
1.Теория дисциплины
1.
Строение музыкального произведения. Знакомство со строением музыкального
произведения. Понятия: вступление, части, музыкальная фраза. Умение менять движение в
зависимости от смены музыкальных частей, фраз.
2.
Маршевая и танцевальная музыка.
Особенности танцевальных жанров: вальса, польки, галопа.
II.
Музыкально-ритмические игры.
1.
Упражнения, игры и метр.

Сильные доли и такт:
9

Здесь используются упражнения и игры с акцентированием сильных долей такта при
меняющихся музыкальных размерах (2\4, 3\4, 4\4).
Здесь используются упражнения и игры на соотношение резких и спокойных движений
с сильными и слабыми долями музыки.
2.
Упражнения, игры и фразировка.

Соотношение движений с музыкальной фразой (музыкальное соотношение
характеров музыки и движения; размеры 2\4, 3\4, 4\4):

Соотношение движений с музыкальной фразой (муз. размеры 2\4, 3\4, 4\4):

Соотношение движений с музыкальным предложением (муз. размеры 2\4, 3\4,
4\4):

Соотношение движений с музыкальным периодом (муз. размеры 2\4, 3\4, 4\4):
3.
Упражнения, игры и темп

Сохранение темпа движения во время музыкальной паузы;

Соотношение темпа движения с постепенно изменяющимся темпом музыки;

Соотношение резко меняющегося темпа музыки с хореографическим
движением;

Ускорение и замедление темпа движения в 2 раза при неизменном музыкальном
темпе;
4.
Упражнения, игры и динамика.

Соотношения резко меняющейся силы музыкального звучания с
хореографическим движением:

Соотношение усиления и ослабления силы звучания музыки с
хореографическим движением:
5.
Упражнения, игры и характер музыкального произведения.
Раздел 3. Танец
I.
Теория дисциплины.
1.
Музыкально-хореографическая, образная выразительность.
II.
Ориентационно-пространственные упражнения.
1.
Изучение одно плановых и многоплановых рисунков и фигур: линейных —
плоскостных (шеренга, колонна), объемных (круг, «цепочка»).

Повторение материала 1 год обучения;

Изучение многоплановых рисунков и фигур:

линейных (плоскостных):

2 шеренги («в затылок», «в шахматном порядке»);

2 вертикальные колонны;

2 горизонтальные колонны;

объёмных:

2 круга;

«круг в круге»;

2 «цепочки.
2.
Изучение приёмов перестроения из одно плановых рисунков и фигур в
многоплановые:

из линейных в линейные:

из шеренги в 2 шеренги;

из шеренги в 2 колонны;

из колонны в 2 шеренги»;

из колонны в 2 колонны;

из линейных в объёмные:

из шеренги в 2 круга;

из колонны в 2 круга;

из шеренги в 2-е «цепочки»;
10


из колонны в 2-е «цепочки» и т.д.
3.
Изучение приёмов перестроения из многоплановых рисунков и фигур в одно
плановые – выполнение заданий раздела IV в обратном порядке.
4.
Изучение приёмов построения из многоплановых рисунков и фигур в
многоплановые рисунки:

из линейных в линейные:

из 2 шеренг в 2 горизонтальные колонны;

из 2 шеренг в 2 вертикальные колонны;

из 2 шеренг в 2 диагональные колонны.

из объёмных в объёмные:

из 2-х кругов в 2-е «плетня»;

из 2-х «плетней» в 2-а круга и т.д.

из линейных в объёмные:

из 2-х колонн горизонтальных в 2-а круга;

из 2-х шеренг горизонтальных в 2-а круга и т.д.

из объёмных в линейные:

из 2-х «плетней» в 2-е горизонтальных колонны;

из 2-х кругов в 2-е горизонтальных шеренги и т.д.
5.
Повторение различного вида шагов темы 2. Изучение шагов на полупальцах с
руками, находящимися во II позиции.
III.
Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов в
младшей группе.
1.
Упражнение для развития шеи и плечевого пояса в ускоренных (по сравнению с
первым годом обучения) музыкальных раскладках:

повороты головы в положении «направо», «прямо», «налево»;

наклоны и подъёмы головы в положениях «прямо», «направо», «налево»;

круговые движения головой по кругу и целому кругу;

поднимание и опускание плеч;

поочередное поднимание и опускание плеч.
2.
Упражнение для развития плечевого сустава и рук в ускоренных раскладках:

разведение рук в стороны;

подъёмы рук вперёд на высоту 90°;

отведение рук назад;

подъёмы рук вверх и опускания вниз через стороны;

подъёмы рук вверх–вперёд и опускания вниз–вперёд;

сгибание рук в локтях в направлении: вверх–в стороны и вниз–в стороны;

сгибание рук в локтях в направлении: вверх–вперёд и вниз–вперёд;

сгибания кистей в подготовительном положении: в стороны, вперёд, назад;

сгибание кистей с руками, раскрытыми в стороны: вверх–в стороны–вниз,
вперёд–в стороны–назад;

сгибание кистей с руками, поднятыми вверх: в стороны–вверх–в стороны, вперёд–
вверх–назад;

вращение кистями (наружу, внутрь) в подготовительном положении;

вращения кистями во II позиции;

вращения кистями с руками, поднятыми вверх.
3.
Упражнения на развитие поясничного пояса:

перегибы корпуса назад;

повороты корпуса вокруг вертикальной оси;

круговые движения корпуса.
4.
Упражнения на развитие силы мышц и подвижности суставов ног:
11


отведение ноги в сторону на носок с полуприседанием;

отведение ноги вперёд на носок с полуприседанием;

отведение ноги вперёд на каблук с полуприседанием;

отведение ноги в сторону с чередованием: позиция – носок – каблук – носок –
позиция с полуприседанием;

отведение ноги вперёд с чередованием: позиция – носок – каблук – носок –
позиция с полуприседанием;

подъёмы согнутой в колене ноги в сторону;

отведение ноги назад на носок с полуприседанием;

отведение ноги назад с чередованием: позиция – носок ноги в сторону на каблук
– каблук – позиция;

отведение ноги назад с чередованием: позиция – носок – каблук, позиция с
полуприседанием;

отведение ноги назад с чередованием: позиция – носок – выпад – носок – позиция;

отведение ноги назад с чередованием: – позиция – носок – выпад – носок –
позиция с полуприседанием;

прыжки на одной ноге (не более 4-х раз);

прыжки на двух ногах с переменой позиций (напр. чередование VI и II позиций);

перескоки с ноги на ногу с отведением работающей ноги в сторону на носок;

перескоки с ноги на ногу с отведением работающей подъёмы на полупальцы
опорной ноги с одновременным подведением натянутой стопы, согнутой в колене работающей
ноги к колену опорной;

поочередные подскоки с подведением натянутой стопы согнутой в колене
работающей ноги к колену толчковой;

бег с подъёмом согнутых в коленях ног вперёд.
IV.











Танцевальные элементы.
Танцевальные шаги и ходы:
Скользящий шаг (pas glisse');
Па польки вперед и боковое;
Pas chasse' вперёд, назад
Русский переменный ход.
Русский дробный ход (по 1/8).
Реверанс для девочек и поклон для мальчиков на 2/4.
В ритме полонеза;
В ритме польки.
Танцевальные этюды с элементами актерского мастерства.

Планируемые результаты 2 года обучения
В конце 2 года обучения, обучающиеся должны
Знать:

основные и сходные положения для корпуса, рук, ног, головы.

элементы азбуки классического танца;

простейшие особенности и отличия лексики разных танцев, различать на
слух их музыкальное сопровождение;
Уметь:

выполнять движения в ритме мелодии, соединять танец и музыку;

реализовывать навыки пространственной ориентации: держаться на
сцене, танцевать в паре, в линии, в кругу и в других рисунках;

исполнять движение свободно, естественно без напряжения;
12


правильно занять исходное положение, следить за осанкой и
координацией движений руки ног;

приставной шаг с приседанием;

изобразить в танцевальном шаге повадки кошки, лисы, медведя, зайца.

плавно поднимать и опускать руки вперед и в стороны, двигаться в парах,

отходить спиной от своей пары;

двигаться с правой и левой ноги вперед, в сторону, делать по ворот в
правую и левую сторону;

выразить образ в разном эмоциональном состоянии веселья, грусти;

участвовать в концертной деятельности в рамках школы.
Метапредметные результаты: определять наиболее эффективные способы
достижения результата; продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со
сверстниками при решении задач на занятиях и во внеурочной и внешкольной деятельности.
Личностные
качества:
дисциплинированность;
формирование
чувства
ответственности; развитие аккуратности в хореографическом исполнительстве.
Предметные результаты: выполнение жизненно важных двигательных навыков и
умений разными способами, в различных условиях; оказание посильной помощи и моральной
поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное
отношение при объяснении ошибок и способов их устранения.

2. Комплекс организационно-педагогических условий

№

Дата

Форма
занятия

1

Сентябрь Лекция,
беседа

2

Сентябрь

3

Сентябрь

4

Сентябрь

5

Сентябрь

6

Сентябрь

Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие

2.1. Календарный учебный график
1 год обучения
Количеств
Тема занятия
о уч. часов
прак теор
т
1
Охрана труда. Правила
поведения на занятиях
хореографии. Знакомство.
Основные задачи
гимнастики.
1
Упражнения, укрепляющие
мышцы спины

Форма
контроля
Обсуждение

Наблюдение

1

Упражнения, укрепляющие
мышцы спины

Наблюдение

1

Упражнения, развивающие
подъем стопы.

Наблюдение

1

Упражнения, развивающие
подъем стопы.

Наблюдение

1

Упражнения, развивающие
гибкость позвоночника.

Наблюдение

13

7

Октябрь

8

Октябрь

9

Октябрь

10

Октябрь

11

Октябрь

12

Октябрь

13

Октябрь

14

Октябрь

15

Ноябрь

16

Ноябрь

17

Ноябрь

18

Ноябрь

19

Ноябрь

20

Ноябрь

21

Ноябрь

Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие

1

Упражнения, развивающие
гибкость позвоночника.

Наблюдение

1

Упражнения, укрепляющие
мышцы брюшного пресса.

Наблюдение

1

Упражнения, укрепляющие
мышцы брюшного пресса.

Наблюдение

1

Упражнения, развивающие Наблюдение
подвижность тазобедренных
суставов.
Упражнения, развивающие Наблюдение
подвижность тазобедренных
суставов.
Упражнения, развивающие
Наблюдение
выворотность ног.

1

1

1

Упражнения, развивающие
выворотность ног.

Наблюдение

1

Упражнения на растягивание
мышц и связок и развитие
балетного шага.
Упражнения на растягивание
мышц и связок и развитие
балетного шага.
Упражнения на растягивание
мышц и связок и развитие
балетного шага.
Упражнения для развития
шеи и плечевого пояса.

Наблюдение

1

Упражнения для развития
шеи и плечевого пояса.

Наблюдение

1

Упражнения для развития
плечевого сустава и рук.

Наблюдение

1

Упражнения для развития
плечевого сустава и рук.

Наблюдение

1

Упражнения на развитие
поясничного пояса.

Наблюдение

1

1

1

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

14

22

Ноябрь

Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Лекция,
беседа

23

Декабрь

24

Декабрь

25

Декабрь

26

Декабрь

27

16.12.20

Лекция,
беседа

28

Декабрь

29

Декабрь

30

Декабрь

31

Декабрь

32

Январь

33

Январь

34

Январь

35

Январь

36

Январь

Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Занятиеигра
Практиче
ское
занятие

1

Упражнения на развитие
поясничного пояса.

Наблюдение

1

Упражнения на развитие
поясничного пояса.

Наблюдение

1

Наблюдение

1

Упражнения на развитие
силы мышц и подвижности
суставов ног.
Упражнения на развитие
силы мышц и подвижности
суставов ног.
Характер музыкального
произведения, его темп,
динамические оттенки
(легато – стаккато).
Длительности, ритмический
рисунок, акценты,
музыкальный размер.
Упражнения, игры и метр

1

Упражнения, игры и метр

Наблюдение

1

Упражнения, игры и метр

Наблюдение

1

Упражнения, игры и метр

Наблюдение

1

Упражнения, игры и
фразировка.

Наблюдение

1

Упражнения, игры и
фразировка.

Наблюдение

1

Упражнения, игры и
фразировка.

Наблюдение

1

Упражнения, игры и
фразировка.
Упражнения, игры и темп.

Наблюдение

1

1

1

1

Наблюдение
Обсуждение,
устный опрос
Обсуждение,
устный опрос
Наблюдение

Наблюдение

15

37

Январь

38

Февраль

39

Февраль

40

Февраль

41

Февраль

42

Февраль

43

Февраль

44

Февраль

45

Февраль

46

Март

47

Март

48

Март

49

Март

50

Март

51

Март

52

Март

Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Занятиеигра
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Занятиеигра
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Занятиеигра
Лекция,
беседа
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие

1

Упражнения, игры и темп.

Наблюдение

1

Упражнения, игры и темп.

Наблюдение

1

Упражнения, игры и темп.

Наблюдение

1

Упражнения, игры и
динамика.

Наблюдение

1

Упражнения, игры и
динамика.

Наблюдение

1

Упражнения, игры и
динамика.

Наблюдение

1

Упражнения, игры и
Наблюдение
динамика.
Упражнения, игры и характер Наблюдение
музыкального произведения.

1

1

Упражнения, игры и характер Наблюдение
музыкального произведения.

1

Упражнения, игры и характер Наблюдение
музыкального произведения.

1

Упражнения, игры и характер Наблюдение
музыкального произведения.

1

Упражнения, игры и характер Наблюдение
музыкального произведения.

1

Упражнения, игры и характер
музыкального произведения.
Понятия «мелодия», «поза»,
«движение».
Изучение одноплановых
рисунков и фигур: линейных
– плоскостных, объемных.
Изучение одноплановых
рисунков и фигур: линейных
– плоскостных, объемных.

1
1

1

Наблюдение
Обсуждение,
устный опрос
Наблюдение

Наблюдение

16

53

Март

54

Март

55

Апрель

56

Апрель

57

Апрель

58

Апрель

59

Апрель

60

Апрель

61

Апрель

62

Апрель

63

Май

64

Май

65

Май

66

Май

67

Май

Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие

Изучение одноплановых
рисунков и фигур: линейных
– плоскостных, объемных.
Изучение одноплановых
рисунков и фигур: линейных
– плоскостных, объемных.
Изучение одноплановых
рисунков и фигур: линейных
– плоскостных, объемных.
Изучение одноплановых
рисунков и фигур: линейных
– плоскостных, объемных.
Изучение одноплановых
рисунков и фигур: линейных
– плоскостных, объемных.
Изучение одноплановых
рисунков и фигур: линейных
– плоскостных, объемных.
Изучение одноплановых
рисунков и фигур: линейных
– плоскостных, объемных.
Изучение одноплановых
рисунков и фигур: линейных
– плоскостных, объемных.
Танцевальные шаги, бег,
прыжки, подскоки

Наблюдение

1

Танцевальные шаги, бег,
прыжки, подскоки

Наблюдение

1

Танцевальные шаги, бег,
прыжки, подскоки

Наблюдение

1

Танцевальные шаги, бег,
прыжки, подскоки

Наблюдение

1

Танцевальные шаги, бег,
прыжки, подскоки

Наблюдение

1

Реверанс для девочек и
поклон для мальчиков на 4/4.

Наблюдение

1

Танцевальные этюды с
элементами актерского
мастерства.

Наблюдение

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

17

68

19.05.21

69

Май

70

Май

71

Май

72

Май

Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие

Танцевальные этюды с
элементами актерского
мастерства.
Танцевальные этюды с
элементами актерского
мастерства.
Танцевальные этюды с
элементами актерского
мастерства.
Танцевальные этюды с
элементами актерского
мастерства.
Танцевальные этюды с
элементами актерского
мастерства.

1

1

1

1

1

68

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Открытое
занятие

4
72

№

Дата

Форма
занятия

1

Сентябрь Лекция,
беседа

2

Сентябрь Практиче
ское
занятие
Сентябрь Практиче
ское
занятие
Сентябрь Практиче
ское
занятие
Сентябрь Практиче
ское
занятие
Сентябрь Практиче
ское
занятие

3

4

5

6

2 год обучения
Количеств
Тема занятия
о уч. часов
прак теор
т
2
Охрана труда. Правила
поведения на занятиях
хореографии. Партерная
гимнастика – подготовка к
классическому экзерсису.
2
Упражнения, укрепляющие
мышцы спины.

Форма
контроля
Обсуждение

Наблюдение

2

Упражнения, развивающие
подъем стопы.

Наблюдение

2

Упражнения, развивающие
гибкость позвоночника.

Наблюдение

2

Упражнения, развивающие
гибкость позвоночника.

Наблюдение

2

Упражнения, укрепляющие
мышцы брюшного пресса.

Наблюдение

18

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

Сентябрь Практиче
ское
занятие
Сентябрь Практиче
ское
занятие
Сентябрь Практиче
ское
занятие
Октябрь Практиче
ское
занятие
Октябрь Практиче
ское
занятие
Октябрь Практиче
ское
занятие
Октябрь Практиче
ское
занятие
Октябрь Практиче
ское
занятие
Октябрь Практиче
ское
занятие
Октябрь Практиче
ское
занятие
Октябрь Практиче
ское
занятие
Ноябрь Практиче
ское
занятие
Ноябрь Практиче
ское
занятие
Ноябрь Практиче
ское
занятие
Ноябрь Практиче
ское
занятие

2

Упражнения, укрепляющие
мышцы брюшного пресса.

Наблюдение

2

Упражнения, развивающие
подвижность тазобедренных
суставов.
Упражнения, развивающие
подвижность тазобедренных
суставов.
Упражнения, развивающие
выворотность ног.

Наблюдение

2

Упражнения, развивающие
выворотность ног.

Наблюдение

2

Упражнения на растягивание
мышц и связок и развитие
балетного шага.
Упражнения на растягивание
мышц и связок и развитие
балетного шага.
Упражнения для развития
шеи и плечевого пояса.

Наблюдение

2

Упражнения для развития
шеи и плечевого пояса.

Наблюдение

2

Упражнения для развития
шеи и плечевого пояса.

Наблюдение

2

Упражнения для развития
плечевого сустава и рук.

Наблюдение

2

Упражнения для развития
плечевого сустава и рук.

Наблюдение

2

Упражнения для развития
плечевого сустава и рук.

Наблюдение

2

Упражнения на развитие
поясничного пояса.

Наблюдение

2

Упражнения на развитие
поясничного пояса.

Наблюдение

2

2

2

2

Наблюдение
Наблюдение

Наблюдение
Наблюдение

19

22

Ноябрь

23

Ноябрь

24

Ноябрь

25

Ноябрь

26

Декабрь

27

Декабрь

28

Декабрь

29

Декабрь

30

Декабрь

31

Декабрь

32

23.12.20

33

Декабрь

34

Декабрь

35

Январь

36

Январь

37

Январь

Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Лекция,
беседа
Лекция,
беседа
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Занятиеигра
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Занятиеигра
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие

2

Упражнения на развитие
поясничного пояса.

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Упражнения на развитие
силы мышц и подвижности
суставов ног.
Упражнения на развитие
силы мышц и подвижности
суставов ног.
Упражнения на развитие
силы мышц и подвижности
суставов ног.
Строение музыкального
произведения
Маршевая и танцевальная
музыка.
Упражнения, игры и метр.

2

Упражнения, игры и метр.

Наблюдение

2

Упражнения, игры и метр.

Наблюдение

2

Упражнения, игры и метр.

Наблюдение

2

Упражнения, игры и
фразировка.

Наблюдение

2

Упражнения, игры и
фразировка.

Наблюдение

2

Упражнения, игры и
фразировка.

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Упражнения, игры и
фразировка.
Упражнения, игры и темп.

2

Упражнения, игры и темп.

Наблюдение

2

2

2
2

Наблюдение
Наблюдение
Обсуждение,
устный опрос
Обсуждение,
устный опрос
Наблюдение

Наблюдение

20

38

Январь

39

Январь

40

Январь

41

Февраль

42

Февраль

43

Февраль

44

Февраль

45

Февраль

46

Февраль

47

Февраль

48

Февраль

49

Март

50

Март

51

Март

52

Март

53

Март

Практиче
ское
занятие
Занятиеигра
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Занятиеигра
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Занятиеигра
Лекция,
беседа

2

Упражнения, игры и темп.

Наблюдение

2

Упражнения, игры и темп.

Наблюдение

2

Упражнения, игры и
динамика.

Наблюдение

2

Упражнения, игры и
динамика.

Наблюдение

2

Упражнения, игры и
динамика.

Наблюдение

2

Упражнения, игры и
Наблюдение
динамика.
Упражнения, игры и характер Наблюдение
музыкального произведения.

Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие

2

2

2

Упражнения, игры и характер Наблюдение
музыкального произведения.

2

Упражнения, игры и характер Наблюдение
музыкального произведения.

2

Упражнения, игры и характер
музыкального произведения.
Музыкальнохореографическая, образная
выразительность.
Изучение одноплановых и
многоплановых рисунков и
фигур.
Изучение одноплановых и
многоплановых рисунков и
фигур.
Изучение одноплановых и
многоплановых рисунков и
фигур.
Изучение одноплановых и
многоплановых рисунков и
фигур.
Изучение одноплановых и
многоплановых рисунков и
фигур.

2

2

2

2

2

Наблюдение
Обсуждение,
устный опрос
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

Наблюдение
Наблюдение

21

54

Март

55

Март

56

Март

57

Март

58

Апрель

59

Апрель

60

Апрель

61

Апрель

62

Апрель

63

Апрель

64

Апрель

65

Апрель

66

Май

67

Май

68

Май

Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие

Наблюдение

2

Изучение одноплановых и
многоплановых рисунков и
фигур.
Изучение одно плановых и
многоплановых рисунков и
фигур.
Изучение одноплановых и
многоплановых рисунков и
фигур.
Танцевальные шаги и ходы.

2

Танцевальные шаги и ходы.

Наблюдение

2

Танцевальные шаги и ходы.

Наблюдение

2

Танцевальные шаги и ходы.

Наблюдение

2

Танцевальные шаги и ходы.

Наблюдение

2

Танцевальные шаги и ходы.

Наблюдение

2

Танцевальные шаги и ходы.

Наблюдение

2

Танцевальные шаги и ходы.

Наблюдение

2

Реверанс для девочек и
поклон для мальчиков на 2/4.

Наблюдение

2

Танцевальные этюды с
элементами актерского
мастерства.
Танцевальные этюды с
элементами актерского
мастерства.
Танцевальные этюды с
элементами актерского
мастерства.

Наблюдение

2

2

2

2

2

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

Наблюдение
Наблюдение

22

69

Май

70

Май

71

Май

72

Май

73

Май

74

Май

75

Май

76

Май

Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Практиче
ское
занятие
Итого

Танцевальные этюды с
элементами актерского
мастерства.
Танцевальные этюды с
элементами актерского
мастерства.
Танцевальные этюды с
элементами актерского
мастерства.
Танцевальные этюды с
элементами актерского
мастерства.
Танцевальные этюды с
элементами актерского
мастерства.
Танцевальные этюды с
элементами актерского
мастерства.
Танцевальные этюды с
элементами актерского
мастерства.
Танцевальные этюды с
элементами актерского
мастерства.

2

2

2

2

2

2

2

2

144

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

Открытое
занятие

8
152

2.2. Условия реализации программа
Материально-техническое обеспечение: танцевальный зал (кабинет №5), зеркала по
периметру зала, танцевальный станок, гимнастические коврики (15 штук), пианино,
музыкальный центр.

2.3. Формы аттестации
Аттестация обучающихся проходит 2 раза в год в форме: открытого занятия для
родителей, участие в фестивалях, конкурсах и концертах различного уровня. Аттестация
подтверждается отзывами родителей и дипломами, грамотами конкурсных мероприятий.
На второй год обучения по программе обучающиеся переводятся без условий.

2.4. Оценочные материалы
1. Координация движений.
Высокий уровень оценки - ребёнок хорошо умеет согласовывать движения различных
частей тела, точность движений.
23

Средний уровень оценки – не всегда присутствует точность движений.
Низкий уровень оценки - ребѐнок не может согласовать движения различных частей
тела, движения не точные.
2. Эмоциональное восприятие.
Высокий уровень оценки - ребенок отзывчив, ярко реагирует на музыки.
Средний уровень оценки - реагирует, но не очень ярко самовыражается.
Низкий уровень оценки - не реагирует на музыку, эмоционально не отзывчив.
3. Чувство музыкального ритма.
Высокий уровень оценки выполняют ритмические движения соответствуют ритму
музыки.
Средний уровень оценки - выполняют ритмические движения периодически
соответствуя ритму музыки.
Низкий уровень оценки - движения не соответствуют ритму музыки.
4. Гибкость.
Высокий уровень оценки - в полном объеме выполняет все упражнения партерной
гимнастики.
Средний уровень оценки - выполняет большинство упражнений партерной гимнастики.
Низкий уровень оценки - слабое выполнение упражнений.

2.5. Методическое обеспечение
1. Нотный материал.
2. Учебники и методические пособия по всем разделам хореографической
деятельности.
Методы и приёмы обучения, используемые в хореографической работе с
обучающимися, можно условно разделить на наглядные, словесные и практические.
Кроме того, в методическом арсенале педагога есть методы с ярко-выраженной
психолого-педагогической доминантой, а также более локальные, частные, специфические
приёмы, в которых преобладает хореографическая составляющая (постановочные и
исполнительские).

24

2.6. Список литературы
1. Акулова Н.В. Классический тренаж в коллективе народного танца (метод. Письмо). – НМЦ,
1981.
2.Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб. пособие для студ.
высш. учеб. заведений. - М.: гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2004.-128 с.
3. Базарова Н.П. Классический танец. – Л.: Искусство, 1975.
4. Базарова Н.П. и Мей В.П. Азбука классического танца Л - М., 1964.
5. Батырев А., Бурцева Г. Композиция танца. – Барнаул, НМЦ, 1991. – 34 с.
6.Буйлова Л.Н., Буданова Г.П. Дополнительное образование: норматив. док. и материалы. —
М.: Просвещение, 2008.
7.Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей: Учеб.пособие.-СПб.:Издательство
«Музыкальная палитра»,2004.-36с.
8.Ваганова А.Я. Основы классического танца. – Л.: Искусство. 1980.
9. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. – М.: Искусство, 1968,64
10. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования:
учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: ВЛАДОС, 2004.
11.Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и
комбинации на середине зала: Учеб. Пособие для студ. Вузов культуры и искусств. - М.:
Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2003
12. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Этюды: учеб. пособие для студ.
хореограф.фак. вузов культуры и искусств / Г.П. Гусев. - М.: Гуманитар. изд. Центр
ВЛАДОС,2004.
13.Дополнительное образование детей: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И.
Невдахина. Вып. 3. — М.: Народное образование, 2007.
14.Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., Фарманьянц Е. Народно-сценический танец.
М., 1976.
15. Зимина А.Н.образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом развитии детей 4-8
лет.-М.,1991.
16.Ильина Г.А. Особенности развития музыкального ритма у детей. - Киев,1961.
17.Сценическое воспитание на уроке хореографии//Учитель.- №3, май-июнь 2003
18. Казаринова Т.А. Хороводы и кадрили Пермской области: Учебное пособие.- Пермь,2002.
19. Казаринова Т. Магическая сила пространства сцены // Сов. Балет, 1991 № 5.
20.Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования//
Библиотека журнала «Воспитание школьников» — Изд. доп. Вып. 77. — М.: Школьная
Пресса, 2008.
21. Климов А. Основы русского народного танца. – М.: Искусство, 1975,1981
22.Климов А.А. Основы русского народного танца: Учебник для ВУЗов культуры и искусств.
– М.: МГИК, 1994.
23. Климов А.А. Основы русского народного танца: Учебник для хореогр. отд. инст. культуры.
– М.: Искусство, 1981.
24. Комарова Т.С.Условия и методика развития детского творчества.-М.,1994.
25. Королева Э., Курбет В, Мардарь М. Молдавский народный танец. – М., 1984.
26.Критерии эффективности реализации образовательных программ дополнительного
образования детей в контексте компетентностного подхода. 27.Материалы к учебнометодическому пособию / Под ред. проф. Н.Ф. Радионовой. — СПб.: Издательство ГОУ
«СПбГДТЮ», 2005.
28. Мочалов Ю. Композиция сценического пространства: Поэтика мизансцены. – М.:
Просвещение, 1981.
29. Овчаренко Е. Народно-сценический танец. – Барнаул, 1996.
30. Овчаренко Е., Смолянинова Н. История и теория народно-сценического танца. – Барнаул,
2000.

25

31. Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей:
компетентностный подход. Методические рекомендации / Под ред. проф. Н.Ф. Радионовой.
— СПб.: Издательство ГОУ «СПб ГДТЮ», 2005.
32. Смирнов Е.В. Северная кадриль: (шесть танцев). – Петрозаводск. Карелия, 1977.
33.Хворост И. Белорусские народные танцы. – Минск, 1977.27. Шутиков Ю.Н. Учебнометодические рекомендации работы с целым классом в начальной школе по ритмике,
ритмопластике и бальным танцам:Учебно-методическое пособие.-Санкт-Петербург:изд.ООО
«Синус Пи»,136с.,с ил. Шашкова Т.В.

Рекомендуемые сайты
1. www.edu.ru/ Российское образование федеральный портал
2. http://www.fipi.ru Федеральный институт педагогических измерений.
3. http://ps.1september.ru Газета «Первое сентября»
4. http://www.globaldance.info/
5. www.dancesport.ru - самый популярный сайт о спортивных бальных танцах.

Литература для детей
1.Пасютинская В.М. Волшебный мир танца. – Москва. Просвещение, 1985.
2.Балет. Энциклопедия. Москва. Современная энциклопедия. 1986.
3.Энциклопедия обрядов и праздников. СПб, «Респек», 1996.
4.Дашкова И. Загадки Терпсихоры. Москва. Детская литература, 1989.
5.Блок Д.Д. Классический танец. История и современность. Искусство, 1987.
6.Погодина Е.В. 16 уроков для будущих джентльменов и принцесс. Харьков,
«Фимео», 1997.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».