Я учусь владеть собой

Содержание
1
1.1.
1.2.
1.3.

1.4.
2
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
3

Наименование
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Цель, задачи программы
Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
Содержание учебного (тематического) плана
Планируемые результаты
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Формы аттестации
Оценочные материалы
Список литературы

Стр.
3
3
4
4
4
5
6
6
6
8
8
9
9

1

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я учусь
владеть собой» составлена в соответствии с нормативными документами:
1.Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
2.Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 04.09. 2014 № 1726-р).
3.«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Пост
№ 41 об утв. СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014
4.Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России)
от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242.
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
Направленность программы – социально-гуманитарная.
Актуальность программы определяется:
- необходимостью психолого-педагогической адаптации детей к школе;
- сензитивностью возраста ребёнка к развитию эмоционально-волевой сферы личности,
адекватному выражению чувств, развитию сознательного регулирования собственного
поведения.
Начало школьной жизни – серьёзное испытание для большинства детей,
приходящих в первый класс. Они должны привыкать к новому коллективу, к новым
требованиям, к повседневным обязанностям. Как правило, ребята стремятся стать
школьниками, но для многих из них школьный распорядок слишком регламентирован и
строг. Особенно сложно «перестроиться» тем детям, которые ещё эмоционально не готовы
к роли школьника – для них период адаптации к школе может быть травмирующим.
Особенность психологии ребёнка младшего школьного возраста заключается в том,
что он ещё мало осознаёт свои переживания и далеко не всегда способен понять причины,
их вызывающие. На трудности в школе ребёнок чаще всего отвечает эмоциональными
реакциями – гневом, страхом, обидой. Чтобы младший школьник мог сознательно
регулировать поведение, нужно научить его адекватно выражать чувства, находить
конструктивные способы выхода из сложных ситуаций. Если не сделать этого,
неотреагированные чувства будут долго определять жизнь ребёнка, создавая всё новые
субъективные трудности.
В младшем школьном возрасте у детей особенно активно происходит формирование
произвольности, внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к
рефлексии. Поэтому, именно на этом этапе, ребёнок может успешно овладевать средствами
и способами анализа своего поведения и поведения других людей.
Предлагаемая программа формирования эмоциональной стабильности и
положительной самооценки у детей направлена на решение этих задач.
Данная
программа
социально-педагогической
направленности
является
модифицированной, при её разработке за основу была взята программа Н.П.Слободяник.
Содержание программы организовано по базовому уровню сложности.
Новизна программы: программа имеет вариативный характер; включены
нейропсихологические упражнения и техники.
Уровень освоения программы: базовый.
Адресат программы: обучающиеся 6,6 - 8 лет.
Количество обучающихся в группе 8-12 человек.

2

Объём освоения программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения, 2 часа в неделю, 72 часа в год.
Срок реализации программы: 1 год.
Периодичность и продолжительность занятий: 1-2 раза в неделю, один час равен
45 минутам.
Форма обучения: групповая.
Виды занятий: беседа, занятие-игра, «мозговой штурм», практическое занятие,
тренинг.
Формы подведения результатов: беседа, практическое занятие.
Особенности организации образовательной деятельности: группы формируются
из обучающихся одного возраста; учебный год начинается с 15 сентября.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я учусь владеть
собой» реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время.
1.2. Цель, задачи программы
Целью общеразвивающей программы является помощь детям в адаптации к
школе. Развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение
тревожности и страхов, повышение уверенности в себе.
Задачи:
обучающие:
- научить средствам и способам анализа своего поведения и поведения других людей;
развивающие:
- сформировать произвольность, внутренний план действий;
- развить способность к рефлексии;
воспитательные:
- привить уважение к чувствам другого человека.

№

1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
название раздела, темы
количество часов

1

Такие разные настроения.
Инструктаж по ТБ в Центре.

2
3

Управляем своим
настроением.
Как стать уверенным в себе?

4
5

формы
аттестации/
контроля

всего теория практика
8
2
6
входная
диагностика,
проективные
методы
6
6
метод наблюдения
8

1

7

Как делать выбор?
Как добиваться успеха?

6
10

1
2

5
8

6

Трудное слово «нет».

8

1

7

7

Чем мы отличаемся друг от
друга?

8

2

6

рефлексивные
методы
метод наблюдения
рефлексивные
методы
рефлексивные
методы,
наблюдение
метод наблюдения

3

8

1

7

метод наблюдения

9

Учимся говорить себе
«стоп».
Как победить свой страх?

8

1

7

10

Чему мы научились?

2

-

2

проективные
методы
рефлексивные
методы, итоговая
диагностика

72

11

61

8

Итого:

Содержание учебного (тематического) плана
Тема №1 «Такие разные настроения. Инструктаж по ТБ в Центре».
Теория. Понятие настроения. Определение эмоций. Взаимосвязь между мыслями и
настроением. Способы выражения эмоций. Правила поведения.
Практика. Психогимнастика, работа с текстом рассказа «Памси грустит», упражнение:
«мысли и настроение».
Тема №2 «Управляем своим настроением».
Практика. Психогимнастика, работа с текстом рассказа «Вот если бы всё было не так…»,
упражнения: «подарим друг другу улыбку», «я справился».
Материалы: текст рассказа.
Тема №3 «Как стать уверенным в себе?».
Теория. Мысли и поведение. Позитивные мысли. Саморегуляция. Понятие «доброта».
Практика. Психогимнастика, работа с текстом рассказа «Мне плохо», упражнения:
«мусорное ведро», «рисуем картинки в уме», «волшебная чашка».
Тема №4 «Как делать выбор?».
Цель: Ознакомить детей с понятием «выбор». Учить анализировать свои поступки и
поступки других людей.
Теория. Понятие «выбор». Ответственность за свой выбор.
Практика. Психогимнастика, работа с текстом рассказа «Памси выбирает», упражнения:
«Догадайся из какой коробки?», «догадайся о выборе, если…».
Тема №5 «Как добиваться успеха?».
Цель: Дать представление о понятии «успех».
Теория. Понятие «успех». Его составляющие. Достижение успеха.
Практика. Психогимнастика, работа с текстом рассказа «Контрольная работа», упражнение:
«рисуем картинки в уме».
Тема №6 «Трудное слово «нет»».
Цель: Учить детей говорить «нет», используя приобретённые знания о выборе и успехе.
Теория. Достижение успеха.Трудное слово «нет».
Практика. Психогимнастика, игра-упражнение.
Тема №7 «Чем мы отличаемся друг от друга?».
Цель: Дать представление об индивидуальности, неповторимости каждого из них.
Развивать коммуникативные навыки.
Теория. Определение индивидуальности, коммуникации. Что такое самооценка.
Практика. Психогимнастика, игра-упражнение «если нравится тебе, то делай так».
Тема №8 «Учимся говорить себе «стоп»».
Цель: Тренировать умение останавливаться, регулировать своё агрессивное поведение.
Теория. Представление о саморегуляции. Агрессивное поведение и его регуляция.
Практика. Психогимнастика, работа с текстом рассказа «Кто хозяин в песочнице», игровые
ситуации.
Тема №9 «Как победить свой страх?».
Цель: Предупреждение и коррекция страхов.
Теория. Определение страха. Его предупреждение и коррекция.
4

Практика. Психогимнастика, работа с текстом рассказа «ночные страхи», работа с
рисунками.
Тема №10 «Чему мы научились?».
Цель: обобщить и закрепить полученные знания и навыки.
Практика. Психогимнастика, важные акценты занятий.
1.4. Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
- будут обладать умением находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций;
- будут обладать умением формировать эмоционально-ценностное отношение к миру;
Личностные результаты:
- смогут преодолевать неуверенность, страх;
- будут обладать умением адекватно выражать свои чувства;
Предметные результаты:
- смогут оценивать результаты своих действий, деятельности;
- будут обладать умением объяснять свои действия;
- будут обладать умением формировать внутренний план действий.

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
№

месяц

1

сентябрь

формы
занятия
беседа

кол-во
часов
2

2

сентябрь

тренинг

2

3

октябрь

групповая
дискуссия

2

4

октябрь

игра

2

5

октябрь

практическое
занятие

2

6

октябрь

игра

2

7

октябрь

групповая
дискуссия

2

8

ноябрь

беседа

2

9

ноябрь

мозговой
штурм

2

10

ноябрь

практическое
занятие

2

тема
Такие разные
настроения.
Инструктаж по ТБ в
Центре.
Такие разные
настроения.
Такие разные
настроения.
Такие разные
настроения.
Управляем своим
настроением.
Управляем своим
настроением.
Управляем своим
настроением.
Как стать уверенным в
себе?
Как стать уверенным в
себе?
Как стать уверенным в
себе?

формы
контроля
входная
диагностика.

проективные
методы
проективные
методы
проективные
методы
метод
наблюдения
метод
наблюдения
метод
наблюдения
рефлексивные
методы
рефлексивные
методы
рефлексивные
методы

5

11

ноябрь

практическое
занятие

2

12

декабрь

беседа

2

Как стать уверенным в
себе?
Как делать выбор?

13

декабрь

2

Как делать выбор?

14

декабрь

групповая
дискуссия
тренинг

2

Как делать выбор?

15

декабрь

беседа

2

Как добиваться успеха?

16

январь

2

Как добиваться успеха?

2

Как добиваться успеха?

2

Как добиваться успеха?

18

январь

практическое
занятие
практическое
занятие
игра

19

январь

игра

2

Как добиваться успеха?

20

февраль

беседа

2

Трудное слово «нет».

21

февраль

тренинг

2

Трудное слово «нет».

22

февраль

групповая
дискуссия

2

Трудное слово «нет».

23

февраль

практическое
занятие

2

Трудное слово «нет».

24

март

беседа

2

25

март

тренинг

2

26

март

тренинг

2

27

март

игры упражнения

2

28

апрель

2

29

апрель

«мозговой
штурм»,
беседа
тренинг

Чем мы отличаемся
друг от друга?
Чем мы отличаемся
друг от друга?
Чем мы отличаемся
друг от друга?
Чем мы отличаемся
друг от друга?
Учимся говорить себе
«стоп».

30

апрель

практическое
занятие

2

31

апрель

игры упражнения

2

32

апрель

беседа

2

17

2

Учимся говорить себе
«стоп».
Учимся говорить себе
«стоп».
Учимся говорить себе
«стоп».
Как победить свой
страх?

рефлексивные
методы
метод
наблюдения
метод
наблюдения
метод
наблюдения
рефлексивные
методы
рефлексивные
методы
рефлексивные
методы
рефлексивные
методы
рефлексивные
методы
рефлексивные
методы,
наблюдение
рефлексивные
методы,
наблюдение
рефлексивные
методы,
наблюдение
рефлексивные
методы,
наблюдение
метод
наблюдения
метод
наблюдения
метод
наблюдения
метод
наблюдения
метод
наблюдения
метод
наблюдения
метод
наблюдения
метод
наблюдения
проективные
методы
6

33

май

практическое
занятие

2

34

май

практическое
занятие

2

35

май

игра

2

36

май

практическое
занятие

2

Итого

Как победить свой
страх?
Как победить свой
страх?
Как победить свой
страх?
Чему мы научились?

проективные
методы
проективные
методы
проективные
методы
рефлексивные
методы,
итоговая
диагностика

72 часа
2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение: наличие в учебных кабинетах,
соответствующим образом, оборудованных мест для реализации тренинговых занятий,
столы, стулья, бумага, цветные карандаши, фломастеры и др., книжные методические
пособия, аудиотехника, интернет источники.
Методическое обеспечение: организация образовательного процесса – очная.
Форма организации – групповая.
В процессе реализации программы используются словесные, наглядные и
практические методы обучения (беседа, объяснение, показ педагогом приёмов исполнения,
тренинг) – по способу организации занятия; частично-поисковые методы обучения (участие
детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом) – по
уровню деятельности детей.
Методы, используемые в работе:
 Игровые методы. Ролевые, ситуационные игры.
 Элементы групповой дискуссии.
 Элементы психогимнастики.
 Рисуночные методы.
 Метод направленного воображения.
Структура занятия:
1. Разминка.
2. Основное содержание.
3. Завершение занятия.

2.3. Формы аттестации
Формы проведения занятий: беседа, занятие-игра, «мозговой штурм»,
практическое занятие, тренинг.
Отработка навыков проходит в три этапа:
- получение информации о содержании того или иного навыка;
- применение полученных знаний в конкретных ситуациях (отработка навыка);
- перенос навыков, освоенных на занятиях, в повседневную жизнь ребёнка.
Формами аттестации являются материалы анкетирования и тестирования.

7

2.4. Оценочные материалы
- результаты наблюдения;
- методика исследования уровня самооценки «Лесенка»;
- методика исследования уровня саморегуляции «Волевая готовность»;
- методика изучения отношения детей со сверстниками «Рукавички» (Г.А. Цукерман);
- проективные методы («Несуществующее животное»).
3. Список литературы
1 Ахмадуллин Ш.Т. Как легко учиться в младшей школе! От 7 до 12. – М., 2020,
2 Бендас Г.В., Нагаев В.В. Психология чувств и их воспитание. – М., 1982,
3 Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребёнка. – СПб., 2000,
4 Изард К.Е. Психология эмоций. – СПб., 2003,
5 Казанский О.А. Игры в самих себя. – М., 1994,
6 Кипнис М.Ш. Большая книга лучших игр и упражнений для любого тренинга. – М.,
2015,
7 Чистякова Г.И. Психогимнастика. – М., 1995.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».