_Вокальный ансамбль_

Содержание
Наименование
Комплекс основных характеристик программы

1
1.1
1.2
1.3

2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5

Пояснительная записка
Цель, задачи программы
Содержание программы
Учебный (тематический) план 1 года обучения
Содержание учебного (тематического) плана 1 года обучения
Планируемый результат 1 года обучения
Учебный (тематический) план 2 года обучения
Содержание учебного (тематического) плана 2 года обучения
Планируемые результаты 2 года обучения
Учебный (тематический) план 3 года обучения
Содержание учебного (тематического) плана 3 года обучения
Планируемый результат 3 года обучения
Учебный (тематический) план 4 года обучения
Содержание учебного (тематического) плана 4 года обучения
Планируемый результат 4 года обучения
Учебный (тематический) план 5 года обучения
Содержание учебного (тематического) плана 5 года обучения
Планируемый результат 5 года обучения
Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Формы аттестации
Оценочные материалы
Методическое обеспечение
Список литературы

Стр.
3
3
6
6
6
7
9
9
9
12
12
13
15
16
17
18
19
19
21
21
21
21
21
22
23

2

Комплекс основных характеристик программы
1.1
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокальный
ансамбль» составлена в соответствии с нормативными документами:
1.Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242.
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ.
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.
8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования.
Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642.
9. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта
«Образование».
10. Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
11. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в МБУ ДО Центр «Новая Авеста».
12. Устав МБУ ДО Центр «Новая Авеста».
Направленность программы: художественная.
Приобщение обучающихся к музыкальному искусству через пение как один из
доступных видов музыкальной деятельности является важным средством улучшения их
художественного и эстетического вкуса. На современном этапе возрос интерес к новым
музыкальным синтетическим жанрам, и одна из задач педагога состоит в том, чтобы помочь
ребёнку разобраться во всём многообразии музыкальной палитры и дать возможность
каждому обучающемуся проявить себя в разных видах музыкальной деятельности.
Программа основана с учётом возраста и уровня подготовки обучающихся, режима и
временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных
результатов обучения и воспитания. Человек наделен от природы особым даром – голосом.
Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к
1.

3

различным явлениям жизни. Приобщение детей к певческому искусству способствует
развитию их творческой фантазии, погружает в мир поэзии и драматического искусства.
Актуальность программы: реализация программы заключается в формировании
общей культуры личности через пение, так как оно является важным элементом эстетического
наслаждения. Развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную
отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в
конкретных формах творческой певческой деятельности; учит анализировать музыкальные
произведения; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты.
Восприятие искусства через пение формируют взгляды. Мелодия и текст песни воздействуют
на обучающихся, формируют чувства и эмоции.
В процессе успешных выступлений на конкурсах или фестивалях конкурсант
награждается дипломом, тем самым повышает самооценку и пополняет свое портфолио.
Новизна программы: разработана для обучающихся разного возраста и с разными
стартовыми способностями. В программу включены здоровьесберегающие технологии.
Уровень освоения программы:
1 год – стартовый
2 год – базовый
3 год – базовый
4 год – базовый
5 год - базовый
Адресат программы: обучающиеся 7-16 лет.
Количество обучающихся в группе: 4-12 человек.
Объем освоения программы:
1 год обучения – 2 часа в неделю, 72 часов в год.
2 год обучения – 2 часа в неделю, 76 часов в год.
3 год обучения – 2,5 часа в неделю, 95 часов в год.
4 год обучения – 2 часа в неделю, - 76 часов в год.
5 год обучения – 2 часа в неделю, 76 часов в год.
Срок реализации программы: 5 лет.
Периодичность и продолжительность занятий:
1,2,3,4,5 год обучения – 1 раз в неделю; 1 час равен 45 минутам.
Форма
обучения:
фронтальная,
групповая,
индивидуально-групповая,
индивидуальная. Возможно сочетание групповой и индивидуальной работы, проведение
сводных репетиций, деление на подгруппы. На занятиях работа проводится по подгруппам, что
обусловлено необходимостью отработки вокальных номеров, постановка ансамблевых
номеров, сводные репетиции. Концертная деятельность осуществляется как в групповой
форме, так и в сольной форме, дуэтами, трио и т.д.
Виды занятий – беседа, практическое занятие, открытое занятие.
Формы подведения результатов – беседа, наблюдение, открытое занятие, концерт.
Особенности организации образовательной деятельности: процесса
группы формируются из обучающихся, согласно возрастным особенностям, являющиеся
основным составом вокального ансамбля.
Возрастные особенности обучающихся.
У детей 6-9 лет особенности строения голосового аппарата ограничивают их
исполнительские возможности. Для них отбирается специальный репертуар: песни с
доступным содержанием, простым построением и удобным диапазоном. Дети в этом возрасте
4

отличаются подвижностью, любознательностью, большой активностью и непоседливостью,
подражательностью и вместе с тем неумением долго концентрировать свое внимание на чемлибо. Поэтому время их занятий одним видом деятельности должно быть ограниченным по
времени.
В возрасте от 10 до 14 лет у детей наступает пора голосовой мутации. Мутационные
явления происходят не у одних только мальчиков, но и у девочек, поэтому выбрасывать из
поля зрения, это обстоятельство никак нельзя. Необходимо очень внимательно подходить к
выбору репертуара. Обучающиеся данного возрастного периода отличаются повышенной
эмоциональностью. Резко возрастает значение коллектива. Заметно проявляется стремление к
самостоятельности и независимости, к активной практической деятельности.
Подростки 15-17 лет имеют уже окрепший певческий аппарат, способны управлять
голосом. В этом возрасте уже складываются собственные моральные установки и требования.
Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности,
включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая
препятствия. Стремятся к социальному утверждению. Взаимодействие обучающихся разного
возраста внутри коллектива имеет большое воспитательное значение. Оно дает возможность
младшим детям быстрее и легче перенять опыт, знания и навыки, глядя на старших товарищей.
Общение же старших детей с малышами способствует развитию у них самостоятельности и
организаторских способностей, способствует реализации потребности в опеке или
покровительстве. Такое общение в совместной деятельности способствует гуманизации
отношений среди детей, воспитанию гражданских и нравственных качеств, взаимовлиянию и
взаимообогащению разных возрастов и в то же время - реализации особенностей каждого
возраста.
Учебный год начинается:
1 год обучения с 15 сентября;
2 год обучения с 01 сентября;
3 год обучения с 01 сентября;
4 год обучения с 01 сентября;
5 год обучения с 01 сентября.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокальный
ансамбль» реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время.
Особенностью программы является добровольность и свобода выбора; сотрудничество,
взаимопонимание, педагогическая поддержка, поэтому реализация данной программы
является целесообразной и педагогически оправданной. Существенное отличие программы
состоит в дифференциации учебного материала в зависимости от возраста и способностей
обучающихся.
Обучение строится на основе выбранного репертуара каждого конкретного учебного
года. На сводных репетициях осуществляется постановка ансамблевых номеров. Концертная
деятельность может быть представлена солистами, дуэтами, ансамблем. Занятия в
объединении органично сочетают в себе учебный процесс с концертной деятельностью
коллектива, где каждый участник на всех этапах обучения будет иметь исполнительскую
практику. То есть, возможность выступить перед зрительской аудиторией. С каждым выходом
на сцену обучающийся получает дополнительный творческий стимул к дальнейшим занятиям
и приобретает необходимую для певца эмоциональную устойчивость к публичным
выступлениям. В отчетных концертах принимают посильное участие все учащиеся вокального
ансамбля. В организации учебного процесса реализованы как разноуровневый, так и
5

разновозрастной подход. Особенности работы обусловлены и возрастными возможностями
обучающихся в воспроизведении вокального материала. Знание этих возможностей помогает
педагогу выбрать посильный для освоения музыкальный и песенный материал, вызвать и
сохранить интерес и желание заниматься эстрадным сольным и ансамблевым пением.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом
развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают
физическое развитие и эмоциональное состояние детей. Пение помогает строить плавную и
непрерывную речь, способствует гармонизации личности. В этом случае пение становится для
обучающегося эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
1.2
Цель, задачи программы
Цель программы: выявление, развитие и реализация музыкально-творческих
способностей детей посредством эстрадного вокала.
Задачи:
Обучающие:
- формирование вокальных навыков и эстрадно -исполнительских качеств;
- обучение приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля;
- обучение грамотному исполнению элементарных танцевальных движений;
- обучение навыкам ансамблевого пения, сценического мастерства, правильного певческого
дыхания.
Развивающие:
- развитие индивидуальных и творческих способностей обучающихся;
- развитие эстетического и художественного вкуса;
- развитие музыкального слуха, чувства ритма.
Воспитательные:
- воспитание общей и музыкальной культуры детей;
- привитие
навыков
дисциплинированности,
организованности,
трудолюбия,
самостоятельности, коммуникативности;
- организация свободного времени и профилактика асоциального поведения;
- воспитание ответственности за личные и коллективные успехи
- побудить обучающихся к творческой активности.

№
п/п
1

1.3 Содержание программы
Учебный (тематический) план 1 год обучения
Стартовый уровень
Название разделов и темы
Кол-во
В т.ч.
В т.ч.
часов
теория
практика
Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности

2

2

0

2

2

0

4

2

2

8

2

6

Форма
контроля
беседа
объяснение

Раздел 1 Развитие слуха
2

Охрана голоса, гигиена голоса.

3

Упражнение на координацию слуха и
голоса
Понятие унисона и пение в унисон

4

наблюдение
рефлексия
наблюдение
рефлексия
наблюдение
рефлексия
6

7

Раздел 2 Постановка голоса
Знакомство
с
диафрагмальным
дыханием, певческой позицией
Упражнения на развитие певческих
навыков.
Работа с вокальным произведением.

8

Раздел 3 Развитие чувства ритма
Скороговорки, потешки.

5
6

9

10

11
12

Упражнения и музыкальные игры на
развитие чувства ритма
Раздел 4 Сценическое движение
Основные
элементы
сценического
движения
Раздел 5 Концертная деятельность
Подготовка и репетиции концертных
номеров
Анализ концертно – исполнительской
деятельности
Итого

4

2

2

6

2

4

24

2

22

2

0

2

2

0

2

4

2

2

12

0

12

2

2

0

72 ч

18 ч

54 ч

наблюдение
рефлексия
наблюдение
рефлексия
наблюдение
рефлексия
наблюдение
рефлексия
наблюдение
рефлексия
наблюдение
рефлексия
наблюдение
рефлексия
наблюдение
рефлексия

Содержание учебного (тематического) плана
1 год обучения
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Теория: Знакомство с учащимися. Объяснение детям целей занятий. Прослушивание
музыкальных способностей. Выполнение творческих заданий. Знакомство обучающихся с
основными правилами поведения в музыкальном коллективе. Инструктаж по технике
безопасности.
Раздел 1 Развитие слуха
Тема 2. Охрана голоса, гигиена голоса.
Теория: Беседы о правильной работе голосового аппарата и соблюдении певческой установки.
Профилактика заболеваний, влияющих на работу голосового аппарата. Способы
предупреждения заболеваний. Выполнение комплекса музыкальных упражнений,
способствующих яркому восприятию отдельных средств музыкальной выразительности.
Знакомство с основными правилами охраны голоса. Знакомство с основными правилами
охраны голоса. Практические советы по гигиене голосового аппарата.
Практика: Выполнение комплекса упражнений для укрепления голоса.
Тема 3. Упражнение на координацию слуха и голоса
Теория: Образование звука. Теория образования звука. Строение и работа вокального аппарата
(в доступной для данного возраста форме). Укрепление голоса (упражнения). Освоение
практических навыков вдоха и выдоха. Особенности выполнения вдоха и выдоха.
Практика: Поступенное движение вверх и вниз. Простые интервалы
Тема 4. Понятие унисона и пение в унисон
Теория: Объяснить значение термина.
Практика: Упражнения на достижение унисона
7

Раздел 2 Постановка голоса
Тема 5. Знакомство с диафрагмальным дыханием, певческой позицией
Теория: Дать понятие о певческой позиции и диафрагмальном дыхании.
Практика: Упражнения на формирование певческой позиции и диафрагмальное дыхание.
Тема 6. Упражнения на развитие певческих навыков.
Теория: Дать понятие о певческих навыках и ровности звука
Практика: Работа над певческими навыками с помощью специализированного комплекса
упражнений.
Тема 7. Работа с вокальным произведением.
Теория: Подбор и разучивание эстрадных песен для детей. Работа над вокализацией,
нюансировкой произведения, воплощением образа. Вокально- ансамблевая работа. Развитие
артикуляции. Работа над произведениями. Подстановка номера. Показ песни. Слушание,
анализ песни.
Практика: Отработка изученного материала на примере вокального произведения.
Выразительность исполнения. Работа над закреплением технических навыков и освоением
вокального репертуара. Обучение осмысленному, выразительному, художественному
вокальному исполнительству.
Раздел 3 Развитие чувства ритма
Тема 8. Скороговорки, потешки.
Теория: Знакомство с народным творчеством. Музыкальные термины.
Практика: Поиск и составление новых собственных скороговорок. Обучению чёткому и
быстрому проговариванию текста. Игры на раскрепощение. Упражнения
на
развитие
дикции,
ритмическая работа (прохлопывание ритмического рисунка, ритмические
карточки), работа над чистотой интонирования исполняемых произведений.)
Тема 9. Упражнения и музыкальные игры на развитие чувства ритма
Теория: Понятие чувства ритма.
Практика: Упражнения и музыкальные игры на развитие чувства ритма.
Раздел 4 Сценическое движение
Тема 10. Основные элементы сценического движения
Теория: Сценическое воплощение произведения. Работа на сценической площадке.
Сценические костюмы. Подбор и обсуждение сценического костюма. Эмоциональная
передача исполняемого произведения.
Практика: Поведение на сцене, умение преподнести исполняемую песню.
Работа с микрофоном.
Раздел 5 Концертная деятельность
Тема 11. Подготовка и репетиции концертных номеров
Практика: Работа с репертуаром. Развитие чувства стиля исполняемых произведений,
проработка стилей вокального исполнения. Работа с вокальным произведением. Проработка
концертных номеров в условиях сцены. Работа над вокальной партией. Выразительность
исполнения. Работа с микрофоном.
Тема 12. Анализ концертно-исполнительской деятельности
Теория: Анализ выступлений.
Практика: Выступление на праздниках, концертах, демонстрация приобретенных навыков и
умений.

8

Планируемые результаты
1 год обучения
Стартовый уровень
Метапредметные результаты:
- получат навыки взаимодействия в коллективе;
- получат навыки самоорганизации;
- приобретут развитые чувство ритма и координации;
- приобретут навыки взаимодействия в коллективе;
Предметные результаты:
- знать основные понятия о пении (строение голосового аппарата, звукообразовании,
звукоизвлечении, дыхании, чистоте интонирования).
- знать об охране и гигиене голосового аппарата;
- знать и уметь выполнять комплексы артикуляционной гимнастики;
- знать и уметь выполнять комплексы дыхательной гимнастики;
- уметь чисто интонировать, петь на дыхании;
Личностные результаты:
- проявят интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;
- приобретут развитые навыки взаимодействия в коллективе;
- приобретут развитые навыки внимания и слушания.

№
п/п
1

2
3

4

5

6

7

Учебный (тематический) план
2 год обучения
Базовый уровень
Название разделов и темы
Кол-во
В т.ч.
часов
теория
Вводное занятие. Инструктаж по технике
2
2
безопасности
Раздел 1 Постановка голоса
Постановка голоса. Певческая
8
2
установка.
Дыхательные упражнения. Развитие
артикуляции. Освоение навыка вдоха6
2
выдоха.
Работа над дыханием.
Дыхательная гимнастика
6
2
Стрельниковой. Упражнения на ровность
тембрового звучания.
Упражнения для закрепления навыка
6
2
пения на дыхания
Раздел 2 Резонаторы
Резонаторы. Упражнения для развития
2
1
головного резонатора.
Чистота интонирования.
Раздел 3 Вокальные техники
Музыкальные упражнения,
способствующие целостному
4
2
восприятию музыкальных
произведений.

В т.ч.
Форма
практика контроля
беседа
0
объяснение
6
4

4

4

1

2

наблюдение
рефлексия
наблюдение
рефлексия
наблюдение
рефлексия
наблюдение
рефлексия
наблюдение
рефлексия
наблюдение
рефлексия

9

8

9

10
11

Работа над произведениями
Вокально-ансамблевая работа.
Раздел 4 Сценическое движение
Постановка танцевальных движений.
Постановка номера
Раздел 5 Концертная деятельность
Подготовка и репетиции концертных
номеров
Анализ концертно-исполнительской
деятельности.
Итого

30

2

28

наблюдение
рефлексия

6

0

6

наблюдение
рефлексия

2

2

0

4

4

0

76 ч

21 ч

55 ч

наблюдение
рефлексия
наблюдение
рефлексия

Содержание учебного (тематического) плана
2 год обучения
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности
Теория: Объяснение детям целей занятий. Прослушивание музыкальных способностей.
Задания на чувства наличие музыкального ритма, слуха и памяти, координации движений.
Выполнение творческих заданий. Знакомство обучающихся с основными правилами
поведения в музыкальном коллективе. Инструктаж по технике безопасности.
Раздел 1 Постановка голоса
Тема 2. Постановка голоса. Певческая установка.
Теория: Положение корпуса и головы при пении, посадка. Повторение материала 1 года
обучения. Основные правила поведения на уроке, на сцене.
Практика: Выполнение упражнений для раскрепощения корпуса. Выполнение комплекса
упражнений для тренировки певческого дыхания «Надуть шарик», «Лопнуть шарик»,
«Свеча», «Трубач» и др. Элементы дыхательной гимнастики Стрельниковой. Постановка
голоса, овладению вокальными данными в эстрадной манере исполнения. Введение в
распевание вокализов.
Тема 3. Дыхательные упражнения. Развитие артикуляции. Освоение навыка
вдоха-выдоха.
Теория: Использование комплексов дыхательной гимнастики. Упражнения, развивающие
длительность выдоха, умение правильно делать вдох. Комплексы артикуляционной
гимнастики. Подвижность диафрагмы.
Практика: Фонопедические упражнения. Скороговорки, выработка чёткой дикции. Чтение
текстов вслух. Комплекс вокальных упражнений, развивающий звукообразование (губы, язык,
челюсти, гортань, зубы). Комплекс дыхательных упражнений. Дыхательные упражнения
«Порции». Упражнения для тренировки активного вдоха выдоха. Комплекс специальных
упражнений на развитие диафрагмы, диафрагмального дыхания.
Тема 4. Работа над дыханием. Дыхательная гимнастика Стрельниковой.
Упражнение на ровность тембрового звучания.
Теория: Координация правильного вдоха выдоха с движением головы или корпуса. Характер
окраски звучания голоса.
Практика: Упражнения с движением головы «Болванчик»; с движением корпуса «Насос»,
«Колено», «Выпад».
Тема 5. Упражнения для закрепления навыка пения на дыхания.
Теория: Упражнения на лёгкость и подвижность голоса. Комплексы дыхательных гимнастик
Стрельниковой. Комплексы дыхательных упражнений.
10

Практика: Элементарные музыкальные упражнения с использованием интервалов, гамм,
трезвучий. Развитие навыка кантиленного звучания. Пение вокализов.
Раздел 2 Резонаторы
Тема 6. Резонаторы. Упражнения для развития головного резонатора. Чистота
интонирования.
Теория: Виды резонаторов. Головные резонаторы. Упражнения для развития резонаторных
ощущений. Освоение и развитие головного резонатора. Знакомство с понятием «Головной
резонатор». Чистота интонирования. Упражнения звуко-высотного цикла. Типы
звуковедения. Упражнения на укрепление голосового аппарата. Продолжение освоения
элементарной музыкальной грамоты. Пение гамм, аккордов, интервалов. Цикл упражнений
для закрепления навыка пения.
Практика: Упражнения «озвученные вдохи приёмом в себя» (на 1-6 нотах); Упражнение
«Шприц», «Качели» на 1 ноте; Упражнение «Лошадка» для развития губного резонатора артикуляционного аппарата.
Раздел 3 Вокальные техники
Тема 7. Музыкальные упражнения, способствующие целостному восприятию
музыкальных произведений.
Теория: Изучение возможностей каждого из средств музыкальной выразительности в
раскрытии целостного образа произведения. Образ, звуковедение, звукообразование,
ансамблевость.
Практика: Упражнения на чистое пропевание интервалов вниз – вверх. Самостоятельное
пение после вступления, закрепление умения петь естественным голосом, добиваться лёгкого
и подвижного звучания. Использование упражнений, попевок, песен. Слуховое осознание
чистой интонации.
Тема 8. Работа над произведениями. Вокально-ансамблевая работа.
Теория: Подбор и разучивание эстрадных песен для детей. Работа над вокализацией,
нюансировкой произведения, воплощением образа. Вокально-ансамблевая работа. Развитие
артикуляции. Работа над произведениями. Подстановка номера. Показ песни. Слушание,
анализ песни.
Практика: Работа над интонацией. Навыки двухголосного пения. Слуховой контроль,
воспитание сознательного отношения к песни и развитию вокального слуха. Пение отдельных
звуков, устойчивых ступеней, звукоряда, отдельных попевок, упражнений песен. Слуховое
осознание. Чистота интонирования. Анализ произведения: разучивание текста, мелодии.
Работа над отдельными фразами на слоги, без текста. Звуковедение. Самостоятельное
определение характер песни, вырабатывать соответственно звуковедение. Пение в унисон.
Упражнять в чистом интонировании интервалов, отдельных фраз мотива.
Раздел 4 Сценическое движение
Тема 9. Постановка танцевальных движений. Постановка номера.
Теория: Сценическое воплощение произведения. Работа на сценической площадке.
Сценические костюмы. Подбор и обсуждение сценического костюма. Эмоциональная
передача исполняемого произведения.
Практика: Поведение на сцене, умение преподнести исполняемую песню. Работа с
микрофоном. Сценическое воплощение произведения. Создание образа. Работа над образом в
произведениях.

11

Раздел 5 Концертная деятельность
Тема 10. Подготовка и репетиции концертных номеров
Практика: Работа с репертуаром. Развитие чувства стиля исполняемых произведений,
проработка стилей вокального исполнения. Работа с вокальным произведением. Проработка
концертных номеров в условиях сцены. Работа над вокальной партией. Выразительность
исполнения. Работа с микрофоном.
Тема 11. Анализ концертно-исполнительской деятельности
Теория: Анализ выступлений.
Практика: Выступление на праздниках, концертах, демонстрация приобретенных навыков и
умений.
Планируемые результаты
2 год обучения
Базовый уровень
Метапредметные результаты:
- умение преодолевать мышечные зажимы;
- развитые чувство ритма и координации;
- развитое воображение;
- умение работать самостоятельно.
- сознательно относится к целям и задачам учебной деятельности, искать средства решения
поставленных задач в вокальной деятельности;
- участвовать в коллективной работе над концепцией и художественным образом
музыкального произведения;
- позитивно оценивать свои музыкально-творческие возможности, не останавливаться на
достигнутом результате и неукоснительно развиваться.
Предметные результаты:
- знать о правильном формировании звуков: гласных и согласных;
- знать о построении фразы, предложений, кульминации в работе над песней;
- знать, как петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук;
- понимать дирижерский жест и уметь следовать им;
- уметь применять навыки дыхательных упражнений в пении;
- уметь эмоционально отображать музыкальное произведение.
Личностные результаты:
- сформируют навыки самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих
задач;
- сформируют готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории.

№
п/п
1

2

Учебный (тематический) план
3 год обучения
Базовый уровень
Название разделов и темы
Кол-во
В т.ч.
В т.ч.
Форма
часов
теория практика контроля
Вводное занятие. Инструктаж по технике
беседа
2,5
2,5
0
безопасности
объяснение
Раздел 1 Постановка голоса
Дыхательные упражнения.
7,5
0
7,5
наблюдение
рефлексия
12

6

Постановка голоса. Певческая
установка.
Дыхательные упражнения, правильное
формирование,
чистота звучания гласных. Унисон.
Физические упражнения на развитие
мышц брюшного пресса. Атака звука.
Раздел 2 Сценическая речь
Декламация на дыхании.

7

Дикция. Приёмы артикуляции.

5

1,25

3,75

8

Раздел 3 Вокальные техники
Работа над вокальными произведениями.

30

1,25

28,75

2,5

0

2,5

2,5

1,25

1,25

5

1,25

3,75

наблюдение
рефлексия

7,5

0

7,5

наблюдение
рефлексия

5

0

5

5

5

0

3
4

5

Эмоционально-оценочная
деятельность.
Слуховой контроль. Воспитание
сознательного отношения к пению и
развитию вокального слуха.
Тембровое звучание (окраска звука).

9
10

11

12

Раздел 4 Сценическое движение
Постановка танцевальных движений.
Постановка номера
Раздел 5 Концертная деятельность
Подготовка и репетиции концертных
номеров
Анализ концертно-исполнительской
деятельности.
Итого

13
14

7,5

1,25

6,25

5

1,25

3,75

5

1,25

3,75

5

1,25

3,75

95 ч

17,5 ч

наблюдение
рефлексия
наблюдение
рефлексия
наблюдение
рефлексия
наблюдение
рефлексия
наблюдение
рефлексия
наблюдение
рефлексия
наблюдение
рефлексия
наблюдение
рефлексия

наблюдение
рефлексия
наблюдение
рефлексия

77,5 ч

Содержание учебного (тематического) плана
3 год обучения
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Теория: Объяснение детям целей занятий. Прослушивание музыкальных способностей.
Задания на чувства наличие музыкального ритма, слуха и памяти, координации движений.
Выполнение творческих заданий. Знакомство обучающихся с основными правилами
поведения в музыкальном коллективе. Инструктаж по технике безопасности.
Раздел 1 Постановка голоса
Тема 2. Дыхательные упражнения.
Практика: Отработка дыхательных упражнений на основе дыхательной гимнастики: «Вдохи
в грудь», «Порции» для тренировки активного вдоха и выдоха.
Тема 3. Постановка голоса. Певческая установка.
Теория: Положение корпуса и головы при пении, посадка. Основные правила поведения на
уроке, на сцене.
Практика: Выполнение упражнений для раскрепощения корпуса. Выполнение комплекса
упражнений для тренировки певческого дыхания. Элементы дыхательной гимнастики

13

Стрельниковой. Постановка голоса, овладению вокальными данными в эстрадной манере
исполнения. Введение в распевание вокализов.
Тема 4. Дыхательные упражнения, правильное формирование, чистота звучания
гласных. Унисон.
Теория: Повторение дыхательной гимнастики Стрельниковой. Звучание гласных. Пение в
унисон.
Практика: Упражнения
для
формирования
гласных
и
чёткого
произношения согласных. Пение в унисон.
Тема 5. Физические упражнения на развитие мышц брюшного пресса. Атака
звука.
Теория: Атака звука. Виды атак (мягкая, придыхательная, твёрдая).
Практика: Работа над активной подачей звука. Работа над мягкой атакой звука. Упражнение
«Лошадка» без звука, на звуке, со скачками, на 3 нотах, на 5 нотах, скачки на составления
октав. Упражнение «Двойной звук», для развития крайних обертонов мышц брюшного пресса.
Раздел 2 Сценическая речь
Тема 6. Декламация на дыхании.
Теория: Понятие декламации. Освоение декламации на дыхании на основе изучения
произведений поэтов-классиков (басни, стихи).
Практика: Упражнения «Ветер» (на 1-2, 1-3, порыва) с использованием динамических
оттенков от «пиано» до «форте»; Упражнения «Вьюга» (на 1 -2, 1-3 порыва), приём 2-ой с
использованием музыкального сопровождения звук.
Тема 7. Дикция. Приёмы артикуляции.
Теория: Техника и логика речи (правильное произношение гласных и согласных звуков,
скороговорок, упражнений на овладение словесным действием).
Практика: Работа над дикцией и артикуляцией. Этюды и упражнения (произнесение и пение
слов и фраз громко, интонационно чисто и отчётливо).
Раздел 3 Вокальные техники
Тема 8. Работа над вокальными произведениями.
Теория: Постановка номера, разучивание текста, мелодии. Анализ произведения, раскрытие
его содержания и взаимосвязи со средствами музыкальной выразительности.
Практика: Разбор музыкального произведения (мелодия, ритм, динамика, агогика),
проучивание отдельных фраз и трудных мест на слоги, без текста, без сопровождения. Работа
над чистой интонацией, строем и звукообразованием, над отдельными фразами и трудных
мест на слоги без текста, без сопровождения, работа над текстом без мелодии, чистота
интонации, стой, ансамбль, и звукообразование. Показ-исполнение песни.
Тема 9. Эмоционально-оценочная деятельность.
Практика: Анализ произведения с точки зрения усложнения содержания музыкальных
произведений по форме, использованию музыкальных средств выразительности. Оценка роли
и значения средств музыкальной выразительности в создании целостного музыкального
образа.
Тема 10. Слуховой контроль. Воспитание сознательного отношения к пению и
развитию вокального слуха.
Теория: Слуховой контроль. Артикуляция и артикуляционный аппарат (рот, губы, зубы, язык,
челюсти, верхнее и нижнее нёбо).
Практика: Практическое изучение механизма певческого звукообразования.
14

Тема 11. Тембровое звучание (окраска звука).
Теория: Формирование гласных звуков, развитие навыков кантиленного звучания.
Практика: Упражнения на ровность тембрового звучания (окраска звука). Упражнения на
лёгкость и подвижность голоса. Развитие навыков кантиленного звучания.
Раздел 4 Сценическое движение
Тема 12. Постановка танцевальных движений. Постановка номера.
Теория: Сценическое воплощение произведения. Работа на сценической площадке.
Сценические костюмы. Подбор и обсуждение сценического костюма. Эмоциональная
передача исполняемого произведения.
Практика: Поведение на сцене, умение преподнести исполняемую песню. Работа с
микрофоном. Сценическое воплощение произведения. Создание образа. Работа над образом в
произведениях.
Раздел 5 Концертная деятельность
Тема 13. Подготовка и репетиции концертных номеров
Практика: Работа с репертуаром. Развитие чувства стиля исполняемых произведений,
проработка стилей вокального исполнения. Работа с вокальным произведением. Проработка
концертных номеров в условиях сцены. Работа над вокальной партией. Выразительность
исполнения. Работа с микрофоном.
Тема 14. Анализ концертно-исполнительской деятельности.
Теория: Анализ выступлений.
Практика: Участие в фестивалях, конкурсах, концертах обучающихся.
Планируемые результаты
3 год обучения
Базовый уровень
Метапредметные результаты:
- сознательно относится к целям и задачам учебной деятельности, искать средства решения
поставленных задач в вокальной деятельности;
- решать проблемы творческого и поискового характера в процессе слушания, исполнения
и анализа музыкальных сочинений;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и
творческой деятельности;
- участвовать в коллективной работе над концепцией и художественным образом
музыкального произведения;
- позитивно оценивать свои музыкально-творческие возможности, не останавливаться на
достигнутом результате.
Предметные результаты:
- уметь соблюдать певческую установку при пении;
- уметь владеть подвижностью голоса в соответствии со способностями и физическим
состоянием обучающегося;
- уметь петь выразительно.
- уметь при содействии педагога делать исполнительский анализ;
- уметь выявлять тембр, голосовой окраски;
- уметь чисто интонировать; петь на цепном дыхании; пользоваться мягкой атакой;
- уметь импровизировать;
15

- уметь петь с разными видами микрофонов;
- уметь соединить пение и танец, пользуясь навыками дыхания под музыку.
Личностные результаты:
- научатся использовать фантазию, воображение при выполнении учебных действий;
- сформируют духовно-нравственные основания;
- сформируют навыки сотрудничества в ходе реализации коллективных творческих
проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
- научатся сотрудничать, взаимодействовать с другими участниками ансамбля при решении
различных музыкально-творческих задач.

№
п/п
1

2
3

4

5
6

7
8
9
10

11
12

13
14

Учебный (тематический) план
4 год обучения
Базовый уровень
Название разделов и темы
Кол-во
В т.ч.
часов
теория
Вводное занятие. Инструктаж по
2
2
технике безопасности
Раздел 1 Постановка голоса
Упражнения на дыхание и певческую
4
0
позицию.
Упражнения на закрепление и
4
0
дальнейшее развитие певческих
навыков.
Работа над красотой и свободой
2
0
звучания.
Раздел 2 Развитие слуха.
Упражнения на развитие слуха и
2
0
чистоту интонации.
Двухголосное пение.
4
0
Раздел 3 Вокальные техники
Работа
над
вокальными
произведениями.
Способы звуковедения.
Комплекс упражнений на развитие
диапазона голоса
Значение дикции и артикуляции в
исполнении вокального произведения.
Раздел 4 Сценическое движение
Культура поведения на сцене. Работа
на сцене.
Постановка танцевальных движений.
Постановка номера
Раздел 5 Концертная деятельность
Подготовка и репетиции концертных
номеров
Анализ концертно-исполнительской
деятельности.
Итого

В т.ч.
практика
0

4
4
2

2
4

30

2

28

2

0

2

4

0

4

2

0

2

2

2

0

8

2

6

8

0

8

2

2

0

76 ч

10 ч

66 ч

Форма
контроля
беседа
объяснение
наблюдение
рефлексия
наблюдение
рефлексия
наблюдение
рефлексия
наблюдение
рефлексия
наблюдение
рефлексия
наблюдение
рефлексия
наблюдение
рефлексия
наблюдение
рефлексия
наблюдение
рефлексия
наблюдение
рефлексия
наблюдение
рефлексия
наблюдение
рефлексия
наблюдение
рефлексия
16

Содержание учебного (тематического) плана
4 год обучения
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Теория: Объяснение детям целей занятий. Прослушивание музыкальных способностей.
Задания на чувства наличие музыкального ритма, слуха и памяти, координации движений.
Выполнение творческих заданий. Знакомство обучающихся с основными правилами
поведения в музыкальном коллективе. Инструктаж по технике безопасности.
Раздел 1. Постановка голоса.
Тема 2. Упражнения на дыхание и певческую позицию.
Практика: дыхательные упражнения и упражнения на закрепление певческой позиции.
Тема 3. Упражнения на закрепление и дальнейшее развитие певческих навыков.
Практика: комплекс упражнений на закрепление и дальнейшее развитие вокальных навыков.
Тема 4. Работа над красотой и свободой звучания.
Практика: снятие мышечных горловых зажимов с помощью специализированного комплекса
упражнений. Работа над выявлением красоты тембра. Перенос приобретенных навыков в
работу над произведениями. Практика: отработка изученного материала на примере
вокального произведения.
Раздел 2. Развитие слуха.
Тема 5. Упражнения на развитие слуха и чистоту интонации.
Практика: комплекс упражнений с использованием интонационно сложных попевок и
интервалов.
Тема 6. Двухголосное пение.
Теория: Двухголосное пение.
Практика: Пение упражнений: простейшие двухголосные попевки, канон.
Раздел 3. Вокальные техники.
Тема 7. Работа над вокальными произведениями.
Теория: Постановка номера, разучивание текста, мелодии. Анализ произведения, раскрытие
его содержания и взаимосвязи со средствами музыкальной выразительности.
Практика: Разбор музыкального произведения (мелодия, ритм, динамика, агогика),
проучивание отдельных фраз и трудных мест на слоги, без текста, без сопровождения. Работа
над чистой интонацией, строем и звукообразованием, над отдельными фразами и трудных
мест на слоги без текста, без сопровождения, работа над текстом без мелодии, чистота
интонации, стой, ансамбль, и звукообразование. Показ-исполнение песни.
Тема 8. Способы звуковедения.
Теория: повторить способы звуковедения.
Практика: упражнения на разные способы звуковедения.
Тема 9. Комплекс упражнений на развитие диапазона голоса
Практика: упражнения на развитие диапазона голоса.
Тема 10. Значение дикции и артикуляции в исполнении вокального произведения.
Теория: понятие о важности дикции и артикуляции и их значении в вокальной работе.
Комплекс упражнений на развитие дикции и артикуляции.
Практика: комплекс упражнений для развития четкой дикции и артикуляции (чтение
скороговорок, стихов, проговаривания текста вокального произведения).

17

Раздел 4 Сценическое движение
Тема 11. Культура поведения на сцене. Работа на сцене.
Теория: Продолжение знакомства со сценой (кулисы, авансцена). Свобода исполнения
произведения. Эмоциональная передача содержания исполняемого произведения и решение
актерских задач.
Практика: Этюды на развитие актёрских способностей, импровизация. Пение под
фонограмму, разучивание танцевальных движений для постановки номера и работа с
микрофонами на сцене.
Тема 12. Постановка танцевальных движений. Постановка номера.
Теория: Сценическое воплощение произведения. Работа на сценической площадке.
Сценические костюмы. Подбор и обсуждение сценического костюма. Эмоциональная
передача исполняемого произведения.
Практика: Поведение на сцене, умение преподнести исполняемую песню. Работа с
микрофоном. Сценическое воплощение произведения. Создание образа. Работа над образом в
произведениях.
Раздел 5 Концертная деятельность
Тема 13. Подготовка и репетиции концертных номеров
Практика: Работа с репертуаром. Развитие чувства стиля исполняемых произведений,
проработка стилей вокального исполнения. Работа с вокальным произведением. Проработка
концертных номеров в условиях сцены. Работа над вокальной партией. Выразительность
исполнения. Работа с микрофоном.
Тема 14. Анализ концертно-исполнительской деятельности.
Теория: Анализ выступлений.
Практика: Участие в фестивалях, конкурсах, концертах обучающихся.
Планируемые результаты
4 год обучения
Базовый уровень
Метапредметные результаты:
- развитые навыки публичных выступлений;
- развитая артистическая смелость;
- развитые память, внимание, воображение, мышление;
- развитые коммуникативные навыки.
Предметные результаты:
- знать разные типы дыхания, о координации между слухом и голосом, об артикуляции звука
в резонаторном пространстве;
- знать об основах эстрадного вокала, о сценическом образе;
- уметь чисто интонировать;
- уметь пользоваться верхним и диафрагмальным дыханием;
- уметь создавать и воплощать сценический образ, передавать в произведениях
эмоциональное состояние;
- уметь исполнять несколько концертных номеров.
Личностные результаты:
- научатся проявлять настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность;
18

- приобретут развитое чувство ответственности перед коллективом, осознанное чувство
принадлежности к нему;
- сформируют общую культуру поведения;
- расширят диапазон голоса.

№
п/п
1

2
3
4
5

6

7

8
9

Учебный (тематический) план
5 год обучения
Базовый уровень
Название разделов и темы
Кол-во
В т.ч.
В т.ч.
часов
теория практика
Вводное занятие. Инструктаж по
2
2
0
технике безопасности
Раздел 1 Постановка голоса
Постановка голоса. Охрана голоса
4
2
2
Упражнения на дыхание и
4
0
певческую позицию
Упражнение на «сглаживание
6
0
регистров». Динамические оттенки.
Комплекс упражнений на развитие
6
0
подвижности голоса.
Раздел 2 Работа с вокальными произведениями.
Работа над вокальными
30
2
произведениями.
Раздел 3 Сценическое движение
Постановка танцевальных
10
2
движений. Постановка номера
Раздел 4 Концертная деятельность
Подготовка и репетиции
12
0
концертных номеров
Анализ концертно2
2
исполнительской деятельности.
76 ч
10 ч
Итого

4
6
6

Форма
контроля
беседа
объяснение
наблюдение
рефлексия
наблюдение
рефлексия
наблюдение
рефлексия
наблюдение
рефлексия

28

наблюдение
рефлексия

8

наблюдение
рефлексия

12
0

наблюдение
рефлексия
наблюдение
рефлексия

66 ч

Содержание учебного (тематического) плана
5 год обучения
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Теория: Объяснение детям целей занятий. Прослушивание музыкальных способностей.
Задания на чувства наличие музыкального ритма, слуха и памяти, координации движений.
Выполнение творческих заданий. Знакомство обучающихся с основными правилами
поведения в музыкальном коллективе. Инструктаж по технике безопасности.
Раздел 1. Постановка голоса.
Тема 2. Постановка голоса. Охрана голоса.
Теория: Ознакомление учащихся с рабочим кабинетом. Сведения о предмете. Техника
безопасности (техника безопасности, соответствующая инструкциям). Правила поведения на
занятиях и в образовательном учреждении (внимание, аккуратность, вежливость, форма для
занятий, сменная обувь и т.д.) Работа голосового аппарата, влияние вредных привычек на
качество звучания голоса. Беседа об охране голоса.
19

Практика: Упражнения на развитие голосового аппарата.
Тема 3. Упражнения на дыхание и певческую позицию.
Практика: дыхательные упражнения и упражнения на закрепление певческой позиции.
Отработка дыхательных упражнений на основе дыхательной гимнастики: «Вдохи в грудь»,
«Порции» для тренировки активного вдоха и выдоха. Комплекс тренировочных
интонационных упражнений. Повторение дыхательной гимнастики Стрельниковой. Звучание
гласных. Пение в унисон. Чистое и выразительное интонирование.
Тема 4. Упражнение на «сглаживание регистров». Динамические оттенки.
Теория: Резонаторно-артикуляционная деятельность голосового аппарата. Тренировочная
работа по воспитанию и овладению координированной работы дыхания, артикуляции звука в
резонаторном пространстве. Динамические оттенки: Группетто, в пассаже, форшлаги.
Практика: Импровизация – сочинение музыки на ходу, без подготовки во время самого
исполнения. Упражнения с большим диапазоном звучания - свободный язык. Добиваться
ровного звучания, чистого интонирования. Движение по малым секундам вверх и вниз.
Тема 5. Комплекс упражнений на развитие подвижности голоса.
Практика: упражнения для отработки подвижности голоса.
Раздел 2. Работа с вокальными произведениями.
Тема 6. Работа над вокальными произведениями.
Теория: Постановка номера, разучивание текста, мелодии. Анализ произведения, раскрытие
его содержания и взаимосвязи со средствами музыкальной выразительности.
Практика: Разбор музыкального произведения (мелодия, ритм, динамика, агогика),
проучивание отдельных фраз и трудных мест на слоги, без текста, без сопровождения. Работа
над чистой интонацией, строем и звукообразованием, над отдельными фразами и трудных
мест на слоги без текста, без сопровождения, работа над текстом без мелодии, чистота
интонации, стой, ансамбль, и звукообразование. Показ-исполнение песни
Раздел 3 Сценическое движение.
Тема 7. Постановка танцевальных движений. Постановка номера.
Теория: Сценическое воплощение произведения. Работа на сценической площадке.
Сценические костюмы. Подбор и обсуждение сценического костюма. Эмоциональная
передача исполняемого произведения.
Практика: Поведение на сцене, умение преподнести исполняемую песню. Работа с
микрофоном. Сценическое воплощение произведения. Создание образа. Работа над образом в
произведениях.
Раздел 4 Концертная деятельность
Тема 8. Подготовка и репетиции концертных номеров
Практика: Работа с репертуаром. Развитие чувства стиля исполняемых произведений,
проработка стилей вокального исполнения. Работа с вокальным произведением. Проработка
концертных номеров в условиях сцены. Работа над вокальной партией. Выразительность
исполнения. Работа с микрофоном.
Тема 9. Анализ концертно-исполнительской деятельности.
Теория: Анализ выступлений.
Практика: Участие в фестивалях, конкурсах, концертах обучающихся.

20

Планируемые результаты
5 год обучения
Базовый уровень
Метапредметные результаты:
- сформированный устойчивый интерес к вокально-исполнительской культуре.
Предметные результаты:
- понимать индивидуальные особенности своего голосового аппарата;
- уметь определять тип голоса;
- владеть приёмами и упражнениями для улучшения качества звучания.
- петь на длинном дыхании;
- уметь уверенно держать свою партию в многоголосных произведениях;
- обладать артистической смелостью, непосредственностью самостоятельностью,
сценическими навыками;
- знать индивидуальные особенности своего голосового аппарата;
- знать приёмы и упражнения для улучшения качества звучания.
Личностные результаты:
- приобретут сформированный навык организации и самоорганизации работы на занятиях и
дома;
- приобретут сформированное чувство долга, ответственности, самоконтроля.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Условия реализации программы

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Материально-техническое обеспечение:
Учебный класс для занятий вокалом.
Хореографический класс с зеркалами.
Сценическое пространство.
Магнитофон.
Фортепиано.
Звукоусиливающая аппаратура (колонка, микшерный пульт, микрофоны).
2.2 Формы аттестации

Аттестация обучающихся проходит 2 раза в год в форме: участие в конкурсах,
фестивалях, концертах. В конце каждого учебного года проводятся годовые отчётные
концерты, на которых исполняют произведения, пройденные в течение года. Проверка уровня
знаний, умений и навыков детей осуществляется на открытых уроках-концертах, публичных
выступлениях, в праздничных и тематических концертах Центра. Аттестация подтверждается
отзывами родителей и дипломами, грамотами конкурсных мероприятий. На второй, третий,
четвертый и пятый год обучения по программе обучающиеся переводятся без условий.
2.3 Оценочные материалы
Критериями оценивания развития, певческих навыков обучающихся выбраны
основные составляющие пения:
1. Интонация (чистота интонирования, координация между слухом и голосом, дыхание);
2. Звучание (манера, слитность, дикция, артикуляция, ансамбль, строй);
21

3. Соответствие нотному материалу (точность исполнения мелодии; соблюдение - темпа,
динамики, фразировки; соответствие стилю исполняемого произведения; убедительность
интерпретации);
4. Общее художественное впечатление (сценическая культура - выход и уход, поведение на
сцене, выразительность исполнения).
Низкий, средний и высокий уровни музыкальных способностей учащихся
определяются по следующим показателям:
Низкий уровень:
- обучающийся самостоятельно чисто спеть не может;
- проговаривает слова песни в определённом ритме.
Средний уровень:
- чисто пропевает лишь отрезки песни;
- поёт чисто с музыкальным сопровождением.
- обучающийся знает основы вокально-хоровых навыков и умений: певческая установка,
дыхание; элементарные сведения о строении голосового аппарата и правилах пения
Высокий уровень:
- верно и чисто исполняет мелодию песни;
- поёт чисто без музыкального сопровождения.
- обучающийся знает основы вокально-хоровых навыков и умений: певческая установка,
дыхание; элементарные сведения о строении голосового аппарата и правилах пения.
2.4 Методическое обеспечение
1. Фонограммы «Плюс», «Минус».
2. Методическая литература: словари, справочники, видео-пособия.
3. Нотные сборники: вокальные упражнения, учебно-тренировочная литература, эстрадные
песни.
Примерный репертуарный материал 1,2,3,4,5 годов обучения:
- популярные
песни из
мультфильмов,
кинофильмов в переложении для
унисонного ансамбля, ансамбля солиста (-ов) и «бэк-вокала», и др.
- детские эстрадные песни современных композиторов (В. Шаинского, Е. Крылатова, Г.
Гладкова, М. Дунаевского, Ю. Чичкова, Р. Паулса, Я. Дубравина, С. Баневича, Н. Карш, О.
Хромушина, Е.Зарицкой и др.), народные песни (несложное двухголосие или его элементы).

22

2.5
Список литературы
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. -СПб.:
Изд-во Михайлова В.А., 1998.
2. Агапова И.А., Давыдова М.А., 30 музыкальных занятий для начальной школы. М.:
Аквариум, ГИППВ, 2002
3. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. 3-е изд., испр. - СПб.:
Издательство «Лань», 2003.
4. Исаева И. Эстрадное пение, экспресс курс развития вокальных способностей. М.: АСТ:
Астрель, 2008.
5. Кирюшин В.В. Интонационно-слуховые упражнения для развития абсолютного
звуковысотного музыкального слуха, мышления и памяти (полный, восстановленный,
исправленный курс). – М., 1992.
6. Михайлова М.Р. Развитие музыкальных способностей детей. М., 1999.
7. Ригс С. Пойте как звёзды. Сост. и ред. Дж. Д Карателло, СПб.: Питер, 2007.
8. Тронина П.И. Из опыта педагога-вокалиста, М., Музыка 1998.
9. Хворостухина С.А. Дыхание по Стрельниковой / С.А. Хворостухина. -М.: ACT;
Владимир: ВКТ, 2008.
10. Эфрусси М. Микрофонф и их применение. – М., 1974.
11. Юдина Е.И. первые уроки музыки и творчества. – М. аквариум, 2002.
12. Юшманов В.И. Вокальная техника и её парадоксы. Изд. второе. - СПб.: Издательство
ДЕАН, 2002.
Рекомендуемая литература для обучающихся:
1. Бархатова И. Б. Гигиена голоса для певцов, Издательство: Планета музыки, 2018 г.
2. Монд Лиза. Здоровье голоса певца, Издательство: Фортуна ЭЛ, 2011 г.
3. Прянишников И. П. Советы обучающимся пению, Издательство: Планета музыки, 2017 г.
4. Соловьёва Л. Дао голоса. Голос как ваш инструмент, Издательство: Добрая книга, 2012 г.
5. Ульянов В. Быть услышанным и понятым. Техника и культура речи, Издательство: BHV,
2015 г.
6. Шестакова Е. Говори красиво и уверенно, Издательство: Питер, 2015 г.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».