Ритмика и танец

1

1

Содержание
Наименование
Комплекс основных характеристик программы

1.1

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель, задачи программы

4

1.3.

Содержание программы

5

Учебный (тематический) план

5

Содержание учебного (тематического) плана

7

Планируемый результат

11

Комплекс организационно-педагогических условий

12

1.4.
2.

Стр.
3

2.1. Календарный учебный график

12

2.2. Условия реализации программы

12

2.3. Формы аттестации

12

2.4. Оценочные материалы

13

2.5. Методическое обеспечение

13

3.

Список литературы

14

2

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы – художественная.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритмика и танец»
составлена в соответствии с нормативными документами:
1.Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242.
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ.
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.
8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642.

образования.

9. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта
«Образование».
10. Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
11. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
22.02.2022г. № 195-Д «О независимой оценке качества (общественной экспертизы)
дополнительных общеобразовательных программ»;
12. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец
Молодежи» Приказ от 01.11.2021г №934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства
Просвещения РФ от 03.09.2019г.№ 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»).
13. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО Центр «Семья и школа».
14. Устав МБУ ДО Центр «Новая Авеста».

3

Актуальность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Ритмика и танец» соответствует государственной политике в области
дополнительного образования, социальному заказу общества и ориентирована на
удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей
Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и их родителей и
вызвана повышенной потребностью современных детей в двигательной активности. Большую
часть времени они проводят за уроками и работой на компьютере, что не позволяет растущему
организму получать физическую нагрузку в нужном объеме. Хореографические занятия
совершенствуют детей физически, укрепляют их здоровье. Они способствуют правильному
развитию костно-мышечного аппарата, избавлению от физических недостатков, максимально
исправляют нарушения осанки, формируют красивую фигуру. Эти занятия хорошо снимают
напряжение, активизируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и, в целом, повышают
жизненный тонус ребенка. Занятия хореографией вырабатывает в детях стремление к познанию
прекрасного мира танца, что позволяет раскрывать творческие способности детей: техничное
исполнение хореографического материала, артистичное исполнение концертных номеров,
создание собственных номеров – импровизаций. Способствуют разрешению у детей проблем
физического и эмоционального характера через развитие координации и передачи эмоций с
помощью движений. Движение и музыка, одновременно влияя на ребенка, формируют его
эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, воздействуют на
двигательный аппарат, развивают слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память.
Занятия хореографией объединяет детей, формирует навыки общения в коллективе, воспитывает
доброжелательность, чувство взаимопомощи, прививает манеры поведения в обществе,
закладывает основы этикета. Занятия хореографией совершенствуют координацию движений,
способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата, формируют правильную осанку,
прививают основы этикета и манеры поведения в обществе.
Новизна программы: программа включает в себя различные тематические блоки:
гимнастика, ритмика, танец. Новизна программы состоит в том, что в ней учтены и адаптированы
возможности обучающихся разного возраста (8-9 лет). Такой подход направлен на раскрытие
творческого потенциала и темперамента каждого ребенка, а также на развитие его сценической
культуры. Танец является одним из основных предметов, развивающих физические данные
обучающихся, укрепляет мышцы ног и спины, развивает подвижность суставно-связочного
аппарата, формирует технические навыки и основы правильной осанки, тренирует сердечнососудистую и дыхательную системы, корректирует физические недостатки строения тела – в
этом его значение и значимость. Введены упражнения для профилактики сколиоза и других
недостатков физического развития. Программа имеет вариативный характер, построена по
принципу постепенного усложнения материала.
Уровень освоения программы: 1 год обучения – стартовый.
Адресат программы: обучающиеся 8 - 9 лет. Набор детей в группы проводится без
предварительного отбора. Программа построена с учётом возрастных и психофизических
особенностей.
Количество обучающихся в группе 17-20 человек.
Объем освоения программы:
1 год обучения (8-9лет) – 4 часа в неделю, 152 часа в год.
Срок реализации программы: 1 год.
Периодичность и продолжительность занятий: 2 раза в неделю, 1 час равен 45 минутам.
Форма обучения: групповая.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, тренинг, открытое занятие.
4

Форма подведения результатов: открытое занятие, отчётный концерт.
Особенности организации образовательной деятельности:
группы формируются из обучающихся одного возраста, являющиеся основным составом
хореографического ансамбля «Вдохновение»; состав группы постоянный.
Учебный год начинается:
1 год обучения с 01 сентября.
Программу реализует педагог дополнительного образования и концертмейстер.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритмика и танец»
реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время.

1.2. Цель, задачи программы
Цель: раскрытие творческих и физических способностей детей, возможность
самореализации и социализации ребенка через освоение хореографического искусства.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить обучающихся с историей хореографии и танца;
- обучить их танцевальным навыкам: формировать координацию движений, танцевальную
выразительность, чувство ритма;
- познакомить с традициями народного танца;
- дать необходимый комплекс знаний, умений и навыков в области танца;
- научить грамотно, музыкально, красиво и выразительно исполнять танцы;
- способствовать профессиональному самоопределению учащихся;
- обучить правилам исполнения изучаемых элементов.
Развивающие:
- развивать у воспитанников выносливость, силу, устойчивость;
- эмоциональную выразительность, артистичность, музыкальность, художественное
воображение, ассоциативную память;
- способствовать развитию профессиональных физических данных; развивать и
совершенствовать творческие способности обучающихся.
Воспитательные:
- прививать любовь к танцу;
- воспитывать у детей художественный вкус;
- воспитывать чувство локтя, взаимопонимание, дружелюбие;
- вырабатывать в детях чувство ансамбля;
воспитывать у обучающихся интерес к народному танцу;
- воспитывать культуру поведения и общения.

1.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план
№

I.
1.

Танцевальные направления,
разделы, темы
ГИМНАСТИКА
Теория дисциплины.
Партерная гимнастика – подготовка к
классическому экзерсису.

Всего

50

из них
теория
2
2

Форма
контроля

практика
48
беседа
объяснение

5

II.
1.
2.
3.
4.

5.
6.
7.

III.
1.
2.
3.
4.
I.
1.
2.
II.
1.
2.
3.
4.
5.

I.
1.
II.

1.

Элементы партерной гимнастики
(исполняются на гимнастических
ковриках).
Упражнения, укрепляющие мышцы
спины.
Упражнения, развивающие подъем
стопы.
Упражнения, развивающие гибкость
позвоночника.
Упражнения, укрепляющие мышцы
брюшного пресса.
Упражнения,
развивающие
подвижность
тазобедренных
суставов.
Упражнения,
развивающие
выворотность ног.
Упражнения на растягивание мышц и
связок и развитие балетного шага.
Упражнения
на
развитие
отдельных
групп
мышц
и
подвижности суставов
(исполняются на середине зала).
Упражнения для развития шеи и
плечевого пояса.
Упражнения для развития плечевого
сустава и рук.
Упражнения на развитие поясничного
пояса.
Упражнения на развитие силы мышц
и подвижности суставов ног.
РИТМИКА
Теория дисциплины.
Строение
музыкального
произведения
Маршевая и танцевальная музыка.
Музыкально-ритмические игры.
Упражнения, игры и метр.
Упражнения, игры и фразировка.
Упражнения, игры и темп.
Упражнения, игры и динамика.
Упражнения, игры и характер
музыкального произведения.
ТАНЕЦ
Теория дисциплины.
Музыкально-хореографическая,
образная выразительность.
Ориентационнопронстранственные упражнения.
Изучение
одноплановых
и
многоплановых рисунков и фигур:
линейных-плоскостных
(шеренга,

2

наблюдение
рефлексия

2
4
4
4
4
4

6

наблюдение
рефлексия

6
6
6
44

4

40
беседа
объяснение

2
2
8
8
8
8

наблюдение
рефлексия

8
58

2

56
беседа
объяснение

2

16

наблюдение
рефлексия
6

III.
1.
2.
3.

колонна),
объемных
(круг,
«цепочка»).
Танцевальные элементы.
Танцевальные шаги и ходы.
Реверанс для девочек и поклон для
мальчиков на 2/4.
Танцевальные этюды с элементами
актерского мастерства.

16
2
22
152

Всего часов:

Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Гимнастика
I. Теория дисциплины
Партерная гимнастика – подготовка к классическому экзерсису.
Комплекс партерной гимнастики выполняется на гимнастических ковриках. Упражнения
на полу, или партерный экзерсис, позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу
трёх целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу
мышц. Мышцы и суставы подготавливаются к традиционным классическому и народносценическому экзерсисам у станка, требующим высокого физического напряжения.
II. Элементы партерной гимнастики.
1.
Повторение и закрепление материала 1 года обучения. Более сложные комбинации
движений. Четкое воспроизведение всех элементов в характере музыкального сопровождения.
2.
Упражнения, укрепляющие мышцы спины: «Группировка» «Карандаш»
3.
Упражнения, развивающие подъем стопы:
Разворот стопы из VI позиции в I позицию
4.
Упражнения, развивающие гибкость позвоночника. «Корзиночка» «Полумостик»
«Мостик»
5.
Упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса. «Плуг» «Уголок»
6.
Упражнения, развивающие подвижность тазобедренных суставов. «Неваляшка»
«Passe' с разворотом колена»
7.
Упражнения, развивающие выворотность ног. «Лягушка» во всех положениях
«Солнышко»
8.
Упражнения на растягивание мышц и связок и развитие балетного шага.
«Шпагат» вперед с обеих ног. «Шпагат» поперечный.
III.
Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов.
Упражнение для развития шеи и плечевого пояса в ускоренных (по сравнению с первым
годом обучения) музыкальных раскладках:
 повороты головы в положении «направо», «прямо», «налево»;
 наклоны и подъёмы головы в положениях «прямо», «направо», «налево»;
 круговые движения головой по кругу и целому кругу;
 поднимание и опускание плеч;
 поочередное поднимание и опускание плеч.
Упражнение для развития плечевого сустава и рук в ускоренном
разведении рук в стороны:

подъёмы рук вперёд на высоту 90°

отведение рук назад;

подъёмы рук вверх и опускания вниз через стороны;

подъёмы рук вверх–вперёд и опускания вниз–вперёд;
7


сгибание рук в локтях в направлении: вверх – в стороны и вниз – в
стороны;

сгибание рук в локтях в направлении: вверх–вперёд и вниз–вперёд;

сгибания кистей в подготовительном положении: в стороны, вперёд, назад;

сгибание кистей с руками, раскрытыми в стороны: вверх–в стороны–вниз,
вперёд – в стороны - назад;

сгибание кистей с руками, поднятыми вверх: в стороны–вверх–в стороны, вперёд–
вверх–назад;

вращение кистями (наружу, внутрь) в подготовительном положении;

вращения кистями во II позиции;

вращения кистями с руками, поднятыми вверх.
Упражнения на развитие поясничного пояса

перегибы корпуса назад;

повороты корпуса вокруг вертикальной оси;

круговые движения корпуса.
Упражнения на развитие силы мышц и подвижности суставов ног:

отведение ноги в сторону на носок с полуприседанием

отведение ноги вперёд на носок с полуприседанием;

отведение ноги вперёд на каблук с полуприседанием;

отведение ноги в сторону с чередованием: позиция – носок – каблук – носок –
позиция с полуприседанием;

отведение ноги вперёд с чередованием: позиция – носок – каблук – носок – позиция
с полуприседанием;

подъёмы согнутой в колене ноги в сторону;

отведение ноги назад на носок с полуприседанием;

отведение ноги назад с чередованием: позиция – носок ноги в сторону на каблук;
– каблук – позиция;

отведение ноги назад с чередованием: позиция – носок – каблук, позиция с
полуприседанием;

назад с чередованием: позиция – носок – выпад – носок – позиция;

отведение ноги назад с чередованием: – позиция – носок – выпад – носок – позиция
с полуприседанием;

прыжки на одной ноге (не более 4-х раз);

прыжки на двух ногах с переменой позиций (напр. чередование VI и II позиций);

перескоки с ноги на ногу с отведением работающей ноги в сторону на носок;

перескоки с ноги на ногу с отведением работающей ноги в сторону на каблук;

подъёмы на полупальцы опорной ноги с одновременным подведением натянутой
стопы согнутой в колене работающей ноги к колену опорной;

поочередные подскоки с подведением натянутой стопы согнутой в колене
работающей ноги к колену толчковой;

бег с подъёмом согнутых в коленях ног вперёд.
Раздел 2. Ритмика
1.Теория дисциплины
1.
Строение музыкального произведения. Знакомство со строением музыкального
произведения. Понятия: вступление, части, музыкальная фраза. Умение менять движение в
зависимости от смены музыкальных частей, фраз.
2.
Маршевая и танцевальная музыка.
Особенности танцевальных жанров: вальса, польки, галопа.
II.
Музыкально-ритмические игры.
1.
Упражнения, игры и метр.
8


Сильные доли и такт:
Здесь используются упражнения и игры с акцентированием сильных долей такта при
меняющихся музыкальных размерах (2\4, 3\4, 4\4).
Здесь используются упражнения и игры на соотношение резких и спокойных движений с
сильными и слабыми долями музыки.
2.
Упражнения, игры и фразировка.

Соотношение движений с музыкальной фразой (музыкальное соотношение
характеров музыки и движения; размеры 2\4, 3\4, 4\4):

Соотношение движений с музыкальной фразой (муз. размеры 2\4, 3\4, 4\4):

Соотношение движений с музыкальным предложением (муз. размеры 2\4, 3\4, 4\4):

Соотношение движений с музыкальным периодом (муз. размеры 2\4, 3\4, 4\4):
3.
Упражнения, игры и темп

Сохранение темпа движения во время музыкальной паузы;

Соотношение темпа движения с постепенно изменяющимся темпом музыки;

Соотношение резко меняющегося темпа музыки с хореографическим движением;

Ускорение и замедление темпа движения в 2 раза при неизменном музыкальном
темпе;
4.
Упражнения, игры и динамика.

Соотношения
резко
меняющейся
силы
музыкального
звучания
с
хореографическим движением:

Соотношение усиления и ослабления силы звучания музыки с хореографическим
движением:
5.
Упражнения, игры и характер музыкального произведения.
Раздел 3. Танец
I.
Теория дисциплины.
1.
Музыкально-хореографическая, образная выразительность.
II.
Ориентационно-пространственные упражнения.
1.
Изучение одно плановых и многоплановых рисунков и фигур: линейных —
плоскостных (шеренга, колонна), объемных (круг, «цепочка»).

Повторение материала 1 год обучения;

Изучение многоплановых рисунков и фигур:

линейных (плоскостных):

2 шеренги («в затылок», «в шахматном порядке»);

2 вертикальные колонны;

2 горизонтальные колонны;

объёмных:

2 круга;

«круг в круге»;

2 «цепочки.
2.
Изучение приёмов перестроения из одно плановых рисунков и фигур в
многоплановые:

из линейных в линейные:

из шеренги в 2 шеренги;

из шеренги в 2 колонны;

из колонны в 2 шеренги»;

из колонны в 2 колонны;

из линейных в объёмные:

из шеренги в 2 круга;

из колонны в 2 круга;

из шеренги в 2-е «цепочки»;
9


из колонны в 2-е «цепочки» и т.д.
3.
Изучение приёмов перестроения из многоплановых рисунков и фигур в одно
плановые – выполнение заданий раздела IV в обратном порядке.
4.
Изучение приёмов построения из многоплановых рисунков и фигур в
многоплановые рисунки:

из линейных в линейные:

из 2 шеренг в 2 горизонтальные колонны;

из 2 шеренг в 2 вертикальные колонны;

из 2 шеренг в 2 диагональные колонны.

из объёмных в объёмные:

из 2-х кругов в 2-е «плетня»;

из 2-х «плетней» в 2-а круга и т.д.

из линейных в объёмные:

из 2-х колонн горизонтальных в 2-а круга;

из 2-х шеренг горизонтальных в 2-а круга и т.д.

из объёмных в линейные:

из 2-х «плетней» в 2-е горизонтальных колонны;

из 2-х кругов в 2-е горизонтальных шеренги и т.д.
5.
Повторение различного вида шагов темы 2. Изучение шагов на полупальцах с
руками, находящимися во II позиции.
III.
Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов в
младшей группе.
1.
Упражнение для развития шеи и плечевого пояса в ускоренных (по сравнению с
первым годом обучения) музыкальных раскладках:

повороты головы в положении «направо», «прямо», «налево»;

наклоны и подъёмы головы в положениях «прямо», «направо», «налево»;

круговые движения головой по кругу и целому кругу;

поднимание и опускание плеч;

поочередное поднимание и опускание плеч.
2.
Упражнение для развития плечевого сустава и рук в ускоренных раскладках:

разведение рук в стороны;

подъёмы рук вперёд на высоту 90°;

отведение рук назад;

подъёмы рук вверх и опускания вниз через стороны;

подъёмы рук вверх–вперёд и опускания вниз–вперёд;

сгибание рук в локтях в направлении: вверх–в стороны и вниз–в стороны;

сгибание рук в локтях в направлении: вверх–вперёд и вниз–вперёд;

сгибания кистей в подготовительном положении: в стороны, вперёд, назад;

сгибание кистей с руками, раскрытыми в стороны: вверх–в стороны–вниз, вперёд–в
стороны–назад;

сгибание кистей с руками, поднятыми вверх: в стороны–вверх–в стороны, вперёд–
вверх–назад;

вращение кистями (наружу, внутрь) в подготовительном положении;

вращения кистями во II позиции;

вращения кистями с руками, поднятыми вверх.
3.
Упражнения на развитие поясничного пояса:

перегибы корпуса назад;

повороты корпуса вокруг вертикальной оси;

круговые движения корпуса.
4.
Упражнения на развитие силы мышц и подвижности суставов ног:
10


отведение ноги в сторону на носок с полуприседанием;

отведение ноги вперёд на носок с полуприседанием;

отведение ноги вперёд на каблук с полуприседанием;

отведение ноги в сторону с чередованием: позиция – носок – каблук – носок –
позиция с полуприседанием;

отведение ноги вперёд с чередованием: позиция – носок – каблук – носок – позиция
с полуприседанием;

подъёмы согнутой в колене ноги в сторону;

отведение ноги назад на носок с полуприседанием;

отведение ноги назад с чередованием: позиция – носок ноги в сторону на каблук –
каблук – позиция;

отведение ноги назад с чередованием: позиция – носок – каблук, позиция с
полуприседанием;

отведение ноги назад с чередованием: позиция – носок – выпад – носок – позиция;

отведение ноги назад с чередованием: – позиция – носок – выпад – носок – позиция
с полуприседанием;

прыжки на одной ноге (не более 4-х раз);

прыжки на двух ногах с переменой позиций (напр. чередование VI и II позиций);

перескоки с ноги на ногу с отведением работающей ноги в сторону на носок;

перескоки с ноги на ногу с отведением работающей подъёмы на полупальцы
опорной ноги с одновременным подведением натянутой стопы, согнутой в колене работающей
ноги к колену опорной;

поочередные подскоки с подведением натянутой стопы согнутой в колене
работающей ноги к колену толчковой;

бег с подъёмом согнутых в коленях ног вперёд.
IV.











Танцевальные элементы.
Танцевальные шаги и ходы:
Скользящий шаг (pas glisse');
Па польки вперед и боковое;
Pas chasse' вперёд, назад
Русский переменный ход.
Русский дробный ход (по 1/8).
Реверанс для девочек и поклон для мальчиков на 2/4.
В ритме полонеза;
В ритме польки.
Танцевальные этюды с элементами актерского мастерства.

1.4.

Планируемые результаты

В конце года обучения, обучающиеся должны
Знать:

основные и сходные положения для корпуса, рук, ног, головы.

элементы азбуки классического танца;

простейшие особенности и отличия лексики разных танцев, различать на
слух их музыкальное сопровождение;
Уметь:

выполнять движения в ритме мелодии, соединять танец и музыку;

реализовывать навыки пространственной ориентации: держаться на сцене,
танцевать в паре, в линии, в кругу и в других рисунках;

исполнять движение свободно, естественно без напряжения;
11


правильно занять исходное положение, следить за осанкой и координацией
движений руки ног;

приставной шаг с приседанием;

изобразить в танцевальном шаге повадки кошки, лисы, медведя, зайца.

плавно поднимать и опускать руки вперед и в стороны, двигаться в парах,

отходить спиной от своей пары;

двигаться с правой и левой ноги вперед, в сторону, делать по ворот в правую
и левую сторону;

выразить образ в разном эмоциональном состоянии веселья, грусти;

участвовать в концертной деятельности в рамках школы.
Метапредметные результаты: определять наиболее эффективные способы достижения
результата; продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при
решении задач на занятиях и во внеурочной и внешкольной деятельности.
Личностные качества: дисциплинированность; формирование чувства ответственности;
развитие аккуратности в хореографическом исполнительстве.
Предметные результаты: выполнение жизненно важных двигательных навыков и
умений разными способами, в различных условиях; оказание посильной помощи и моральной
поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное
отношение при объяснении ошибок и способов их устранения.

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Год
обучения

Дата
начала
обучения

1

01.09.23

Дата
Количество Количество Количество
окончания
учебных
учебных
учебных
обучения
недель
дней
часов

31.05.24

36

76

152

Режим
занятий

2 занятия по
2 часа в
неделю

2.2. Условия реализации программа
Материально-техническое обеспечение: танцевальный зал (кабинет №5), зеркала по
периметру зала, танцевальный станок, гимнастические коврики (15 штук), пианино,
музыкальный центр.

2.3. Формы аттестации
Аттестация обучающихся проходит 2 раза в год в форме: открытого занятия для
родителей, участие в фестивалях, конкурсах и концертах различного уровня. Аттестация
подтверждается отзывами родителей и дипломами, грамотами конкурсных мероприятий.
На второй год обучения по программе обучающиеся переводятся без условий.

12

2.4. Оценочные материалы
1. Координация движений.
Высокий уровень оценки - ребёнок хорошо умеет согласовывать движения различных
частей тела, точность движений.
Средний уровень оценки – не всегда присутствует точность движений.
Низкий уровень оценки - ребѐнок не может согласовать движения различных частей тела,
движения не точные.
2. Эмоциональное восприятие.
Высокий уровень оценки - ребенок отзывчив, ярко реагирует на музыки.
Средний уровень оценки - реагирует, но не очень ярко самовыражается.
Низкий уровень оценки - не реагирует на музыку, эмоционально не отзывчив.
3. Чувство музыкального ритма.
Высокий уровень оценки выполняют ритмические движения соответствуют ритму
музыки.
Средний уровень оценки - выполняют ритмические движения периодически соответствуя
ритму музыки.
Низкий уровень оценки - движения не соответствуют ритму музыки.
4. Гибкость.
Высокий уровень оценки - в полном объеме выполняет все упражнения партерной
гимнастики.
Средний уровень оценки - выполняет большинство упражнений партерной гимнастики.
Низкий уровень оценки - слабое выполнение упражнений.

2.5. Методическое обеспечение
1. Нотный материал.
2. Учебники и методические пособия по всем разделам хореографической деятельности.
Методы и приёмы обучения, используемые в хореографической работе с обучающимися,
можно условно разделить на наглядные, словесные и практические.
Кроме того, в методическом арсенале педагога есть методы с ярко-выраженной
психолого-педагогической доминантой, а также более локальные, частные, специфические
приёмы, в которых преобладает хореографическая составляющая (постановочные и
исполнительские).

13

3. Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Акулова Н.В. Классический тренаж в коллективе народного танца (метод. Письмо). – НМЦ,
1981.
2.Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб. пособие для студ. высш.
учеб. заведений. - М.: гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2004.-128 с.
3. Базарова Н.П. Классический танец. – Л.: Искусство, 1975.
4. Базарова Н.П. и Мей В.П. Азбука классического танца Л - М., 1964.
5. Батырев А., Бурцева Г. Композиция танца. – Барнаул, НМЦ, 1991. – 34 с.
6.Буйлова Л.Н., Буданова Г.П. Дополнительное образование: норматив. док. и материалы. — М.:
Просвещение, 2008.
7.Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей: Учеб.пособие.-СПб.:Издательство
«Музыкальная палитра»,2004.-36с.
8.Ваганова А.Я. Основы классического танца. – Л.: Искусство. 1980.
9. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. – М.: Искусство, 1968,64
10. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб.
Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: ВЛАДОС, 2004.
11.Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации
на середине зала: Учеб. Пособие для студ. Вузов культуры и искусств. - М.: Гуманит. Изд. Центр
ВЛАДОС,2003
12. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Этюды: учеб. пособие для студ.
хореограф.фак. вузов культуры и искусств / Г.П. Гусев. - М.: Гуманитар. изд. Центр
ВЛАДОС,2004.
13.Дополнительное образование детей: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина.
Вып. 3. — М.: Народное образование, 2007.
14.Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., Фарманьянц Е. Народно-сценический танец.
М., 1976.
15. Зимина А.Н.образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом развитии детей 4-8
лет.-М.,1991.
16.Ильина Г.А. Особенности развития музыкального ритма у детей. - Киев,1961.
17.Сценическое воспитание на уроке хореографии//Учитель.- №3, май-июнь 2003
18. Казаринова Т.А. Хороводы и кадрили Пермской области: Учебное пособие.- Пермь,2002.
19. Казаринова Т. Магическая сила пространства сцены // Сов. Балет, 1991 № 5.
20.Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования// Библиотека
журнала «Воспитание школьников» — Изд. доп. Вып. 77. — М.: Школьная Пресса, 2008.
21. Климов А. Основы русского народного танца. – М.: Искусство, 1975,1981
22.Климов А.А. Основы русского народного танца: Учебник для ВУЗов культуры и искусств. –
М.: МГИК, 1994.
23. Климов А.А. Основы русского народного танца: Учебник для хореогр. отд. инст. культуры. –
М.: Искусство, 1981.
24. Комарова Т.С.Условия и методика развития детского творчества.-М.,1994.
25. Королева Э., Курбет В, Мардарь М. Молдавский народный танец. – М., 1984.
26.Критерии эффективности реализации образовательных программ дополнительного
образования детей в контексте компетентностного подхода. 27.Материалы к учебнометодическому пособию / Под ред. проф. Н.Ф. Радионовой. — СПб.: Издательство ГОУ
«СПбГДТЮ», 2005.
28. Мочалов Ю. Композиция сценического пространства: Поэтика мизансцены. – М.:
Просвещение, 1981.
29. Овчаренко Е. Народно-сценический танец. – Барнаул, 1996.
30. Овчаренко Е., Смолянинова Н. История и теория народно-сценического танца. – Барнаул,
2000.
14

31. Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей:
компетентностный подход. Методические рекомендации / Под ред. проф. Н.Ф. Радионовой. —
СПб.: Издательство ГОУ «СПб ГДТЮ», 2005.
32. Смирнов Е.В. Северная кадриль: (шесть танцев). – Петрозаводск. Карелия, 1977.
33.Хворост И. Белорусские народные танцы. – Минск, 1977.27. Шутиков Ю.Н. Учебнометодические рекомендации работы с целым классом в начальной школе по ритмике,
ритмопластике и бальным танцам:Учебно-методическое пособие.-Санкт-Петербург:изд.ООО
«Синус Пи»,136с.,с ил. Шашкова Т.В.

Список литературы для обучающихся:
1.Пасютинская В.М. Волшебный мир танца. – Москва. Просвещение, 1985.
2.Балет. Энциклопедия. Москва. Современная энциклопедия. 1986.
3.Энциклопедия обрядов и праздников. СПб, «Респек», 1996.
4.Дашкова И. Загадки Терпсихоры. Москва. Детская литература, 1989.
5.Блок Д.Д. Классический танец. История и современность. Искусство, 1987.
6.Погодина Е.В. 16 уроков для будущих джентльменов и принцесс. Харьков,
«Фимео», 1997.

Рекомендуемые сайты:
1. www.edu.ru/ Российское образование федеральный портал
2. http://www.fipi.ru Федеральный институт педагогических измерений.
3. http://ps.1september.ru Газета «Первое сентября»
4. http://www.globaldance.info/
5. www.dancesport.ru - самый популярный сайт о спортивных бальных танцах.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».