Екатеринбург-город в котором я живу

Содержание
Наименование

Стр.

1.

Комплекс основных характеристик программы

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель, задачи программы

5

1.3.

Содержание программы

5

Учебный (тематический) план 1 года обучения

5

Содержание учебного (тематического) плана 1 года обучения

6

Планируемые результаты 1 года обучения

9

Учебный (тематический) план 2 года обучения

9

Содержание учебного (тематического) плана 2 года обучения

10

Планируемые результаты 2 года обучения

12

Учебный (тематический) план 3 года обучения

12

Содержание учебного (тематического) плана 3 года обучения

13

Планируемые результаты 3 года обучения

15

2.

Комплекс организационно-педагогических условий

16

2.1

Календарный учебный график 1, 2, 3 годов обучения

16

2.2. Условия реализации программы

34

2.3. Формы аттестации и оценочные материалы

34

3.

Список литературы

38

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Екатеринбург-город, в котором я живу» составлена в соответствии с
нормативными документами:
1.Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации».
2.Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 04.09. 2014 № 1726-р).
3.«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей», Пост № 41 об утв. СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014
4.Приказ
Министерства
Просвещения
Российской
Федерации
(Минпросвещения России) от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 093242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Направленность программы – туристско-краеведческая.
Актуальность программы. Программа обеспечивает комплексное
изучение окружающей действительности – истории, культуры, экономики,
природы родного города, ориентированное на духовные ценности общества,
воспитание личностных качеств и развитие туристско-краеведческого и
экскурсионного мастерства.
Новизна программы состоит в предоставлении обучающимся
возможности разработки и реализации собственных экскурсионных
маршрутов.
Педагогическая
целесообразность
программы.
Туристскокраеведческая и экскурсионная деятельность способствует разностороннему
развитию личности ребенка, формированию углублённых знаний по истории
своего родного города, коммуникативных навыков.
Практическая значимость изучаемого предмета. Программа дает
возможность обучающимся расширить кругозор, попробовать себя в роли
экскурсовода, приобрести опыт работы с экскурсионной группой,
самоопределится с перспективами развития в области туристскокраеведческой и экскурсионной деятельности.
Адресат программы: обучающиеся 8-17 лет. Набор детей в группы
проводится без предварительного отбора. Программа построена с учётом
возрастных психофизических особенностей.
Количество обучающихся в группе 8-15 человек.

2

Периодичность и продолжительность занятий: 2 часа в неделю теоретическая подготовка, 2 часа в неделю - экскурсионная мастерская, 4
часа два раза в месяц - учебно-практическое занятие, 1 час равен 45 минутам.
Объем программы:
1 год обучения – 6 часов в неделю, 216 часов в год.
2 год обучения – 6 часов в неделю, 216 часов в год.
3 год обучения – 6 часов в неделю, 216 часов в год.
Срок реализации программы: 3 года.
Уровень освоения программы:
1 год обучения - стартовый;
2 год обучения - базовый;
3 год обучения - базовый.
Особенности организации образовательной деятельности:
Учебный год начинается:
1 год обучения с 15 сентября;
2 и 3 год обучения с 01 сентября.
Группы могут формироваться из разных возрастных категорий, поэтому
учебный процесс каждого года обучения строится по технологии уровневого
обучения - стартовый, базовый и углубленный. Исходя из уровня общего
развития, способностей и мотивации обучающихся согласно возрастной
категории, выстраивается индивидуальная траектория развития.
На стартовом уровне обучающиеся приобретают новые знания, умения
и навыки, накапливают систематические сведения об истории города
Екатеринбурга согласно программного курса.
На базовом уровне дополнительно принимают участие в коллективной
исследовательской деятельности по разработке маршрутов реальной или
виртуальной экскурсий, проводят разработанную экскурсию для родителей и
организованных школьных классных коллективов, участвуют в конкурсах
муниципального уровня.
На углубленном уровне обучающиеся принимают участие в
коллективной и индивидуальной исследовательской деятельности по
разработке маршрутов реальной или виртуальной экскурсий, проводят
разработанную экскурсию для родителей и организованных школьных
классных коллективов, участвуют в конкурсах различного уровня, им
делегируется наставничество при работе в малых группах.
Обучающиеся являются основным составом детского объединения
«Школа экскурсовода»; состав группы постоянный.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Екатеринбург-город, в котором я живу» реализуется в течение всего
учебного года, включая каникулярное время.
Формы обучения: групповые, коллективные, индивидуальные.
Виды занятий: беседа, теоретические и практические занятия в
кабинете, учебно-практические занятия и экскурсии по городу и области, в
том числе в музеи и театры города, природные объекты, командные тренинги
3

по туризму на природе, викторины, праздники. В каникулярные периоды туристско-краеведческие походы, экскурсии.
Формы подведения результатов: беседа, экскурсия, практическое
занятие, открытое занятие, презентация.
1.2. Цель и задачи программы











Цель программы: формирование у детей информационной
компетентности в области культурно-исторического наследия родного
города.
Задачи программы:
Обучающие:
сформировать знания, умения и навыки практической туристскокраеведческой и экскурсионной деятельности;
сформировать навыки информационной культуры и информационных
технологий;
дать представление об историческом, природном, хозяйственном,
культурном своеобразии города Екатеринбурга.
Развивающие:
способствовать развитию у детей логического мышления, наблюдательности,
внимания, воображения, памяти, культуры речи.
развить творческие способности обучающихся, коммуникативные умения.
Воспитательные:
формировать навыки культуры общения;
формировать принципы безопасности жизнедеятельности в городской и
природной среде;
патриотическое воспитание;
формировать навыки здорового образа жизни, социальные компетентности.
1.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план 1 года обучения
№ Название темы
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Вводное занятие
Экскурсионная
мастерская
Каменный пояс
Ленинский район
Чкаловский район
Верх-Исетский район
Новогодний праздник

Количество часов
Формы
Всего
Теория Практика аттестации/
контроля
2
1
1
72
2
70
2
22
14
22
2

1
10
6
10
1

1
12
8
12
1

1.Наблюдение
2. Опрос
3. Участие в
4

8
9
10
11
12

Октябрьский район
Железнодорожный
район
Орджоникидзевский
район
Кировский район
Безопасность в дни
школьных каникул и
летнего отдыха
Итого

24
16

12
8

12
8

16

8

8

20
4

8
1

12
3

216 час.

68ч.

148ч.

разработке и
проведении
экскурсий

Содержание учебного (тематический) плана 1 года обучения
Тема 1. Вводное занятие
Теория: Понятие краеведения и экскурсоведения. Экскурсоведческие
возможности Екатеринбурга. Характеристика экскурсовода. Культура речи.
Инструктаж по технике безопасности.
Практика: Знакомство с группой. Творческое задание: Буквы Екатеринбурга,
Екатеринбург для меня это..., Фото-задание.
Тема 2. Экскурсионная мастерская
Теория: Основы экскурсионной работы. Работа с экскурсантами. Методы
подготовки, разработки и проведения экскурсии. Профессиональное
мастерство - актерское мастерство, маршрут экскурсии, организация
экскурсии, подготовка экскурсионного текста. Понятие культура речи.
Коммуникативные качества речи. Этикет. Этические нормы речевой
культуры и делового общения. Скороговорки.
Практика: Скороговорки для развития речи и дикции. Игры и упражнения на
развитие культуры речи и памяти. Презентация проектов. Экскурсии по
городу и области. Реальные и виртуальные экскурсии. Викторина «7 районов
города».
Тема 3. Каменный пояс
Теория: Легенда о появлении Уральских гор, древние поселения людей в
районе Екатеринбурга, развитие металлургии на Урале.
Практика: Просмотр видеоролика. Написание эссе.
Тема 4. Ленинский район
Теория: Общая характеристика района. Делегация на Урал. Уктусский завод.
Основатели города. Строители города. Имя города. Екатерининский завод.
Екатерининский горный собор. Екатеринбургская крепость. Границы города.
Торговая площадь. Екатеринбургский полисад. Екатеринбургский монетный
двор. Шлифовальная мастерская и гранильная фабрика.
Площадь
1905
года.
Исторический
сквер
и
Плотинка.
«Екатеринбургский Арбат».
5

Промышленные предприятия района. Научный комплекс УРО РАН.
Образовательные, культурные и спортивные учреждения района. ДЮСШ
«Юность». Свердловский цирк. Свердловская государственная детская
филармония. Музеи. Парки района.
Практика:
Просмотр
видеоролика.
Написание
эссе.
Разработка
экскурсионных маршрутов. Экскурсии. Командный тренинг. Упражнения на
развитие памяти и речи.
Тема 5. Чкаловский район
Теория: Общая характеристика района. Деревня Верхний Уктус. Уктусский
завод. Крепость «Горных заводов щит». Елизавет. Валерий Чкалов.
Промышленные предприятия района. Годы войны. Эвакуированные
заводы. Аэропорт Уктус. Южный автовокзал.
Учреждения культуры. Рыночные и торговые комплексы. Спортивные
комплексы. Преображенская горка.
Практика:
Просмотр
видеоролика.
Написание
эссе.
Разработка
экскурсионных маршрутов. Экскурсии. Командный тренинг. Упражнения на
развитие памяти и речи.
Тема 6. Верх-Исетский район
Теория: Общая характеристика района. Общая характеристика микрорайона
Заречный. Улицы микрорайона. «Генеральские дачи». Михаил Малахов.
История основания завода. Заводская плотина. Кричное железо.
«Визовское» железо. Верх-Исетский пруд. Судоходство на пруду. Площадь
субботников. Годы войны. Широкореченский мемориал.
Московская застава.
Верх-Исетский бульвар. Исторические,
культурные и спортивные достопримечательности на Верх-Исетском
бульваре.
Поселок Верх-Исетск. Исторические, культурные и спортивные
достопримечательности. Храмы ВИЗа.
Достопримечательности района вдоль набережной Городского пруда и
улицы Ленина. Екатеринбург-Сити. Екатеринбург-Арена.
Практика: Просмотр видеоролика. Разработка экскурсионных маршрутов.
Написание эссе. Экскурсии. Экскурсия в музей Верх-Исетского завода,
Музей воздушно-десантных войск «Крылатая гвордия». Командный тренинг.
Упражнения на развитие памяти и речи.
Тема 7. Новогодний праздник
Теория: Праздник 1 января. История новогоднего праздника. Старый новый
год. Кремлевские куранты. Новый год в дореволюционном Екатеринбурге.
Городской пруд - главное место для народных гуляний. Любимые
развлечения. Новогодние украшения и подарки. Новогодние наряды. Дед
Мороз и мандарины. Отличия Деда Мороза от Санта-Клауса.
Практика: Просмотр видеороликов. Новогодний праздник.
6

Тема 8. Октябрьский район
Теория: Общая характеристика района. Большой вал. Ворота города.
Транспортный узел. Мушкетерский полк. Первый уральский полк.
Промышленные предприятия района. Аэропорт Кольцово - Демидова.
Деловые и бизнес-центры. Выставочный центр ЭКСПО.
Учреждения культуры. Театры. Зоопарк. Главный парк города. Парк
Лесоводов России. Метеостанция на Плешивой горе. Агафуровские дачи.
Практика:
Просмотр
видеоролика.
Написание
эссе.
Разработка
экскурсионных маршрутов. Экскурсии. Командный тренинг. Упражнения на
развитие памяти и речи.
Тема 9. Железнодорожный район
Теория: Общая характеристика района. Мельковская слобода. «Золотая
лихорадка». Мельковская механическая фабрика. Завод Ятеса. Завод
«Уралтрансмаш». Симановская мельница. Макаровский мост.
Паровоз Черепановых. Уральская горнозаводская железная дорога.
Кагановичский район. Свердловская железная дорога. Годы войны.
Вокзальная площадь.
Старая и Новая Сортировка. Улица Техническая. Рыночный холдинг
Таганский ряд. Дом Культуры ВОС. Памятник Н.Ф.Ватутину.
Хладокомбинат № 3. Взрыв на Сортировке. Северный автовокзал.
Практика:
Просмотр
видеоролика.
Написание
эссе.
Разработка
экскурсионных маршрутов. Экскурсии. Экскурсия в музей истории, науки и
техники Свердловской железной дороги. Командный тренинг. Упражнения
на развитие памяти и речи.
Тема 10. Орджоникидзевский район
Теория: Общая характеристика района. Выбор места под строительство
завода и соцгорода. Источники ресурсов. Озеро Шувакиш. Белая башня.
Линия ЛЭП. Первостроители. Соцгород - строительство жилья и объектов
инфраструктуры. П.В.Оранский. Спортивный комплекс. Поселок Эльмаш.
Проспект Космонавтов. Бульвар Культуры.
Стройка века - завод «Уралмаш». А.П.Банников. Площадь Первой
пятилетки. Завод «Уралэлектротяжмашина». Годы войны. Парк Победы.
Тропа Кузнецова.
Практика:
Просмотр
видеоролика.
Написание
эссе.
Разработка
экскурсионных маршрутов. Экскурсии. Экскурсия в музей завода.
Командный тренинг. Упражнения на развитие памяти и речи.
Тема 11. Кировский район
Теория: Общая характеристика района. История создания района.
С.М.Костриков.
Озеро и село Шарташ. Ерофей Марков. Каменные палатки. Изоплит фабрика изоляционных торфяных плит. Калиновский. Втузгородок.
7

Жилищно-строительный
кооператив
железнодорожников
«Пионер».
Комсомольский. Нижнее-Исетский завод железобетонных изделий.
Краснознамённый Приволжско-Уральский военный округ. Черный
тюльпан.
Научные и образовательные учреждения района. Храм-на-крови.
Вознесенская горка.
Практика:
Просмотр
видеоролика.
Написание
эссе.
Разработка
экскурсионных маршрутов. Экскурсии. Командный тренинг. Упражнения на
развитие памяти и речи.
Тема 12. Безопасность в дни школьных каникул и летнего отдыха
Теория: Дорожная безопасность. Безопасность на транспорте. Пожарная
безопасность. Купание в водоеме. Правила оказания первой помощи при
ссадинах, царапинах, порезах, ушибах, кровотечениях, ожогах. Единый
телефон экстренных служб.
Практика: Просмотр видеоролика. Викторина «Екатеринбург – город, в
котором я живу».
Планируемые результаты 1 года обучения
Метапредметные результаты: формирование навыка работать в
команде, ориентироваться в городском пространстве по карте, знание правил
поведения на экскурсии, в музее и театре.
Личностные результаты: развитие ценностных ориентиров и
творческих способностей обучающихся, развитие умения выражать свои
впечатления, полученные в рамках экскурсионного практикума, развитие
речи и памяти.
Предметные результаты: наличие знаний об истории строительства
завода-крепости на реке Исеть, его основателей; умение разбираться в
основных элементах городского пространства, формирование опыта в
разработке экскурсионных маршрутов.
Учебный (тематический) план 2 года обучения
№ Название темы
п/п
1
2
3
4

Вводное занятие
Экскурсионная
мастерская
Городское
ориентирование
Реки и мосты
Екатеринбурга

Количество часов
Формы
Всего
Теория Практика аттестации/
контроля
8
1
7
1.Наблюдение
2. Опрос
72
2
70
3. Участие в
разработке и
10
6
4
проведении
экскурсий
10
6
4

8

5
6
7
8

9
10
11
12

Красная линия
Екатеринбурга
Купеческий
Екатеринбург
Архитектура
Екатеринбурга
Бизнес в
дореволюционном
Екатеринбурге
В интересах революции
Улицы Екатеринбурга
Музеи Екатеринбурга
Безопасность в дни
школьных каникул и
летнего отдыха
Итого

24

8

16

24

12

12

20

8

12

2

2

2
20
16
8

2
8
8
1

12
8
7

216час.

64час.

152час.

Содержание учебного плана 2 года обучения
Тема 1. Вводное занятие
Теория: Знакомство с темами программы и планами на учебный год.
Инструктаж по технике безопасности.
Практика: Игра-викторина. Экскурсия по городу.
Тема 2. Экскурсионная мастерская
Теория: Основы экскурсионной работы. Работа с экскурсантами. Методы
подготовки, разработки и проведения экскурсии. Профессиональное
мастерство - актерское мастерство, маршрут экскурсии, организация
экскурсии, подготовка экскурсионного текста. Понятие культура речи.
Коммуникативные качества речи. Этикет. Этические нормы речевой
культуры и делового общения. Скороговорки.
Практика: Скороговорки для развития речи и дикции. Игры и упражнения на
развитие культуры речи и памяти. Презентация проектов. Экскурсии по
городу и области. Реальные и виртуальные экскурсии.
Тема 3. Городское ориентирование
Теория: Имя города. Герб города. Голова города. Песни о городе. Панорама
Екатеринбурга. Топонимы Екатеринбурга. Наука топонимика. Город история и современность в фотографиях. Праздники и традиции города.
Практика: Викторина «Знатоки». Развивающие игры.
Просмотр
видеороликов.
Тема 4. Реки и мосты Екатеринбурга
Теория: Река Исеть. Подземные реки. Городской пруд. Виды мостов в
Екатеринбурге, история строительства и значимость для города.
9

Практика: Разработка экскурсионного маршрута.
Екатеринбурга». Написание эссе. Развивающие игры.

Экскурсия

«Мосты

Тема 5. Красная линия Екатеринбурга
Теория: Пешеходный туристский маршрут. Достопримечательности на
маршруте.
Практика: Экскурсия по Красной линии. Написание эссе.
Тема 6. Купеческий Екатеринбург
Теория: История екатеринбургского купечества. Купеческие династии, их
роль в становлении и развитии Екатеринбурга. Купеческие усадьбы.
Гостиный двор. Мытный двор. Купеческий быт, традиции и легенды.
Практика: Разработка экскурсионного маршрута. Экскурсии по купеческой
«Заимке», Дом Севастьянова, усадьба Харитонова-Расторгуева. Написание
эссе. Развивающие игры.
Тема 7. Архитектура Екатеринбурга
Теория: Понятие архитектуры. Архитектурные стили – классицизм, модерн,
функционализм, конструктивизм, постмодернизм, хай-тек, деструктивизм.
Эклектика в архитектуре города. Каменные сокровища Екатеринбурга.
Деревянное зодчество. Азбука города – улицы, проспекты, площади, скверы,
парки, набережная. Садово-парковая архитектура. Современная архитектура.
Практика: Разработка экскурсионного маршрута. Экскурсия в музей
архитектуры и дизайна УрГАХУ. Написание эссе. Развивающие игры.
Тема 8. Бизнес в дореволюционном Екатеринбурге
Теория: Дореволюционные туристы, гостиницы и постоялые дворы,
именитые гости. Конный извоз, трамвайный проект. Двухколесные
велосипеды, Общество велосипедистов-любителей. Первые автомобили,
проекты колесного общественного транспорта, такси. Трактиры и рестораны,
купеческие столовые, буфеты, кондитерские, кофейные, Обжорный ряд.
Ресторанное меню, бизнес-ланч.
Тема 9 В интересах революции
Теория: Как рождаются бури. В.И.Ленин. Екатеринбургский комитет РСДРП.
Совет рабочих и солдатских депутатов.
Тема 10 Улицы Екатеринбурга
Теория: Главные улицы Екатеринбурга. Старое и новое название. История
названия. История развития улиц города. Улицы, названные в честь людей.
Жизненный путь человека.
Практика: Разработка экскурсионных маршрутов. Проведение экскурсий.

10

Тема 11. Музеи Екатеринбурга
Теория: Музей и музейное дело. История создания музеев в городе.
Уральское общество любителей естествознания. Виды музеев в нашем
городе. Правила поведения в музее. Литературный квартал. Ночь музеев.
Уральские художественные промыслы. Каслинское литье.
Практика: Экскурсия в Уральский геологический музей, Музей истории
ювелирного и камнерезного искусства, Музей изобразительного искусства,
Музей золото – платиновой промышленности города Берёзовский, Музей
истории Екатеринбурга, Объединенный музей писателей Урала,
Литературно-мемориальный дом-музей Ф. М. Решетникова, Дом-музей
П.П.Бажова. Развивающие игры.
Тема 12. Безопасность в дни школьных каникул и летнего отдыха
Теория: Дорожная безопасность. Безопасность на транспорте. Пожарная
безопасность. Купание в водоеме. Правила оказания первой помощи при
ссадинах, царапинах, порезах, ушибах, кровотечениях, ожогах. Единый
телефон экстренных служб.
Практика: Просмотр видеоролика. Викторина «Екатеринбург – город, в
котором я живу».
Планируемые результаты 2 года обучения
Метапредметные результаты: развитие навыков коммуникации в
рамках реализации совместных проектов, способность ориентироваться в
городском пространстве, развитие умения выражать свои впечатления,
полученные в рамках экскурсионного практикума.
Личностные результаты: формирование устойчивого интереса к
исследовательской деятельности в области культурно-исторического
наследия родного города, развитие речи и памяти, формирование принципов
безопасности жизнедеятельности в городской и природной среде.
Предметные результаты: наличие представлений об основных
достопримечательных объектах города, архитектурных стилях, уральских
художественных промыслах, формирование опыта практической туристскокраеведческой и экскурсионной деятельности, формирование навыков
информационной культуры и информационных технологий в процессе
разработки исследовательских проектов, индивидуальных экскурсионных
текстов, монтаже слайд или видео роликов.
Учебный (тематический) план 3 года обучения
№ Название темы
п/п
1
2

Вводное занятие
Экскурсионная

Количество часов
Формы
Всего
Теория Практика аттестации/
контроля
6
1
5
1.Наблюдение
2. Опрос
72
2
70
11

3
4
5
6
7
8

9
10
11

12

мастерская
Городской транспорт
Екатеринбург
театральный
Екатеринбург
кинематографический
Екатеринбург
спортивный
Синяя линия
Екатеринбурга
Образование в
дореволюционном
Екатеринбурге
Екатеринбург
правоохранительный
Природа и мы
Военные
достопримечательности
Екатеринбурга
Безопасность в дни
школьных каникул и
летнего отдыха
Итого

14
16

6
8

8
8

16

8

8

16

8

8

6

2

4

2

2

2

2

32
30

16
14

16
16

4

1

3

216час.

70час.

146час.

3. Участие в
разработке и
проведении
экскурсий

Содержание учебного плана 3 года обучения
Тема 1. Вводное занятие
Теория: Знакомство с темами программы и планами на учебный год.
Инструктаж по технике безопасности.
Практика: Игра-викторина. Экскурсия по городу.
Тема 2. Экскурсионная мастерская
Теория: Основы экскурсионной работы. Работа с экскурсантами. Методы
подготовки, разработки и проведения экскурсии. Профессиональное
мастерство - актерское мастерство, маршрут экскурсии, организация
экскурсии, подготовка экскурсионного текста. Понятие культура речи.
Коммуникативные качества речи. Этикет. Этические нормы речевой
культуры и делового общения. Скороговорки.
Практика: Скороговорки для развития речи и дикции. Игры и упражнения на
развитие культуры речи и памяти. Презентация проектов. Экскурсии по
городу и области. Реальные и виртуальные экскурсии.

12

Тема 3. Городской транспорт
Теория: История создания первой троллейбусной линии. Трамвайные
маршруты. Екатеринбургский метрополитен. Городская электричка.
Магистральный транспорт.
Практика: Экскурсия в городской метрополитен, Музей развития трамвайнотроллейбусного управления. Написание эссе. Развивающие игры.
Тема 4. Екатеринбург театральный
Теория: Театр как вид искусства. Виды театров. Первый городской театр.
Театры современного города. Спектакль. Театральная труппа. Правила
поведения в театре.
Практика: Просмотр видеоролика. Экскурсия в театр. Написание эссе.
Развивающие игры.
Тема 5. Екатеринбург кинематографический
Теория: История уральской кинокультуры. Вениамин Метенков.
Свердловская киностудия. Золотой фонд отечественного кинематографа.
Документальное и научно-популярное кино. Екатеринбург в кинематографе.
Городские кинотеатры.
Практика: Экскурсия на Свердловскую киностудию, Фотографический музей
«Дом Метенкова». Написание эссе. Развивающие игры.
Тема 6. Екатеринбург спортивный
Теория: Первый велодром. Развивающиеся виды спорта. Спортивные
сооружения в городе. Спортивные клубы. Спортивные мероприятия.
Олимпийские чемпионы. Детско-юношеские спортивные школы, школы
олимпийского резерва. Управление по развитию физической культуры,
спорта и туризма.
Практика: Экскурсия на стадион Екатеринбург-Арена. Написание эссе.
Развивающие игры.
Тема 7. Военные достопримечательности Екатеринбурга
Теория: Екатеринбург в горниле революции. 10-й гвардейский танковый
Уральско-Львовский добровольческий танковый корпус. Свердловская
областная общественная организация ветеранов «Союз Ветеранов».
Формирование. Состав корпуса. Боевые операции. Архивные документы.
Широкореченский мемориал «Вехи войны». Памятники воинам Великой
Отечественной войны 1941-1945 годов. День Победы.
Практика: Просмотр видеоролика. Написание эссе. Посещение Памятника
Уральского добровольческого танкового корпуса, Широкореченского
мемориала, музей военной техники в г.Верхняя Пышма.
Тема 8. Синяя линия Екатеринбурга
Теория: Пешеходный туристский маршрут. История семьи Романовых.
Достопримечательности на маршруте. Царские дни в Екатеринбурге.
13

Практика: Экскурсия по Синей линии. Развивающие игры.
Тема 9. Образование в дореволюционном Екатеринбурге
Первые городские школы. Горное училище. Первая мужская гимназия.
Первая женская гимназия. Вторая женская гимназия. Румянцевская гимназия
для девочек. Екатеринбургское реальное училище. Алексеевское реальное
училище. Екатеринбургский учительский институт. Художественнопромышленная школа. Школа для обучения девочек-сирот из семей
духовенства. Епархиальное училище. Начальные школы и училища.
Тема 10. Екатеринбург правоохранительный
Первый острог. Устав Благочиния. Заречный тын. Полицейский надзор.
Жандармское управление. Главное управление внутренних дел.
Свердловской
области.
Сыскное
отделение.
Бюро
уголовного
розыска. Главное управление Министерства внутренних дел Российской
Федерации по Уральскому федеральному округу.
Тема 11. Природа и мы
Теория: Растительный и животный мир лесопарков города. Знакомство с
растениями и животными. Охрана растительного и животного мира
человеком. Зелёная аптека. Лекарственные и ядовитые растения. Памятники
природы.
Практика: Экскурсия в Музей природы. Викторина. Развивающие игры.
Тема 12. Безопасность в дни школьных каникул и летнего отдыха
Теория: Дорожная безопасность. Безопасность на транспорте. Пожарная
безопасность. Купание в водоеме. Правила оказания первой помощи при
ссадинах, царапинах, порезах, ушибах, кровотечениях, ожогах. Единый
телефон экстренных служб.
Практика: Просмотр видеоролика. Викторина «Екатеринбург – город, в
котором я живу».
Планируемые результаты 3 года обучения
Метапредметные результаты: формирование навыков коммуникации
в рамках реализации совместных проектов, развитие навыков выражать свои
впечатления, полученные в рамках экскурсионного практикума, умения
выбрать и обобщить необходимый материал для экскурсионных маршрутов,
формирование социальных компетентностей.
Личностные результаты: развитие логического мышления, памяти,
культуры
речи,
творческих
способностей,
эстетического
вкуса,
коммуникативных умений.
Предметные результаты: наличие знаний об истории города, его
особенностей, о достопримечательных объектах, расширение знаний по
краеведению, приобретение опыта практической туристско-краеведческой и
14

экскурсионной деятельности, формирование навыков информационной
культуры и информационных технологий в процессе разработки
исследовательских проектов, индивидуальных экскурсионных текстов,
монтаже слайд или видео роликов.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график 1 года обучения
Дата
сентябрь

Кол-во часов
практ теор
1
1

Тема занятия

1

Форма
занятия
беседа

2

беседа

1.5

3

практи
ческое
занятие
практи
ческое
занятие
беседа

Ленинский
район. Заводкрепость
Экскурсионная
мастерская

№

4

5
октябрь

6

7

практи
ческое
занятие
беседа

практи
ческое
занятие
9 практи
ческое
занятие
10 беседа

2

4

1.5

0.5

2

1.5

8

11 практи
ческое
занятие
12 беседа

0.5

0.5

2

4

1.5

0.5

2

1.5

0.5

Вводное занятие

Форма
контроля
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
взаимо
контроль

Учебнопрактическое
занятие
Ленинский
район. Отцыоснователи
Экскурсионная
мастерская

наблюдение
обсуждение

Ленинский
район. Главная
площадь города
Экскурсионная
мастерская

наблюдение
обсуждение

Учебнопрактическое
занятие
Ленинский
район. Городской
цирк
Экскурсионная
мастерская

наблюдение
обсуждение

наблюдение
обсуждение
взаимо
контроль

наблюдение
обсуждение

наблюдение
обсуждение
взаимо
контроль

Ленинский
15

13 практи
ческое
занятие
14 практи
ческое
занятие
15 дистант

2

4

1.5

16 дистант
ноябрь

17 дистант

2

1.5

18 дистант
19 дистант

0.5

0.5

2
1.5

0.5

20 дистант

2

21 практи
ческое
занятие
22 дистант

4

1.5

23 дистант
24 беседа

25 практи
ческое
занятие
26 практи
ческое
занятие
27 беседа

0.5

2
1.5

0.5

2

4

1.5

0.5

район. Улица
Тургенева
Экскурсионная
мастерская
Учебнопрактическое
занятие
Чкаловский
район.
Уктусский завод
Экскурсионная
мастерская
Чкаловский
район. Улица
Грибоедова
Экскурсионная
мастерская
Чкаловский
район.
Отдаленные
территории
Экскурсионная
мастерская
Учебнопрактическое
занятие
Верх-Исетский
район. ВерхИсетский завод
Экскурсионная
мастерская
Верх-Исетский
район.
Микрорайон
Заречный
Экскурсионная
мастерская
Учебнопрактическое
занятие
Верх-Исетский

наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
индивидуаль
ная
проверка
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
взаимо
контроль
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
взаимо
контроль
наблюдение
16

декабрь

28 практи
ческое
занятие
29 беседа
30 практи
ческое
занятие
31 практи
ческое
занятие
32 беседа

33 практи
ческое
занятие
34 беседа
35 практи
ческое
занятие
36 практи
ческое
занятие
37 беседа
январь

38 практи
ческое
занятие
39 беседа

40 практи
ческое
занятие

2

1.5

0.5

2

4

1.5

0.5

2

1.5

0.5

2

4

1.5

0.5
4

1.5

0.5

2

район. ВИЗбульвар
Экскурсионная
мастерская

обсуждение

Верх-Исетский
район. Улица
Кирова
Экскурсионная
мастерская

наблюдение
обсуждение

Учебнопрактическое
занятие
Верх-Исетский
район.
Набережная
Рабочей
молодежи, улица
Ленина
Экскурсионная
мастерская

само
контроль

Октябрьский
район. Большой
вал
Экскурсионная
мастерская

наблюдение
обсуждение

Учебнопрактическое
занятие
Новогодний
праздник
Учебнопрактическое
занятие
Октябрьский
район.
Центральная
часть города
Экскурсионная
мастерская

само
контроль

наблюдение
обсуждение

наблюдение
обсуждение

наблюдение
обсуждение

наблюдение
обсуждение

наблюдение
обсуждение

наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение

17

41 беседа

1.5

42 практи
ческое
занятие
43 практи
ческое
занятие
44 беседа

февраль

45 практи
ческое
занятие
46 беседа

47 практи
ческое
занятие
48 беседа
49 практи
ческое
занятие
50 практи
ческое
занятие
51 беседа

52 практи
ческое
занятие
53 беседа
54 практи
ческое

0.5

2

4

1.5

0.5

2

1.5

0.5

2

1.5

0.5

2

4

1.5

0.5

2

1.5

0.5

2

Октябрьский
район. Театр
оперы и балета
Экскурсионная
мастерская

индивидуаль
ная
проверка
наблюдение
обсуждение

Учебнопрактическое
занятие,
экскурсия
Октябрьский
район. Улица
Декабристов
Экскурсионная
мастерская

наблюдение
обсуждение

Октябрьский
район.
Аэропорт
Кольцово
Экскурсионная
мастерская

само
контроль

Октябрьский
район. Главный
парк города
Экскурсионная
мастерская

наблюдение
обсуждение

Учебнопрактическое
занятие
Железнодорожн
ый район.
Мельковская
слобода
Экскурсионная
мастерская

наблюдение
обсуждение

Железнодорожн
ый район.
Железная дорога
Экскурсионная
мастерская

наблюдение
обсуждение

наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение

наблюдение
обсуждение

наблюдение
обсуждение

индивидуаль
ная
проверка
наблюдение
обсуждение

18

март

занятие
55 практи
ческое
занятие
56 беседа
57 практи
ческое
занятие
58 практи
ческое
занятие
59 практи
ческое
занятие
60 беседа

61 практи
ческое
занятие
62 беседа
63 практи
ческое
занятие
64 практи
ческое
занятие
65 беседа
апрель

66 практи
ческое
занятие
67 беседа
68 практи
ческое
занятие

Учебнопрактическое
занятие
Железнодорожн
ый район.
Сортировка
Экскурсионная
мастерская

наблюдение
обсуждение

2

Экскурсионная
мастерская

наблюдение
обсуждение

4

Учебнопрактическое
занятие
Железнодорожн
ый район.
Отдаленные
территории
Экскурсионная
мастерская

наблюдение
обсуждение

Орджоникидзевс
кий район. Завод
Уралмаш
Экскурсионная
мастерская

наблюдение
обсуждение

Учебнопрактическое
занятие
Орджоникидзевс
кий район.
Соцгород
Экскурсионная
мастерская

наблюдение
обсуждение

Орджоникидзевс
кий район.
Поселок Эльмаш
Экскурсионная
мастерская

наблюдение
обсуждение

4

1.5

0.5

2

1.5

0.5

2

1.5

0.5

2

4

1.5

0.5

2

1.5

0.5

2

индивидуаль
ная
проверка
наблюдение
обсуждение

наблюдение
обсуждение
взаимо
контроль

наблюдение
обсуждение

наблюдение
обсуждение
само
контроль

наблюдение
обсуждение

19

69 практи
ческое
занятие
70 беседа
71 практи
ческое
занятие
72 беседа
73 практи
ческое
занятие
74 практи
ческое
занятие
75 беседа

май

76 практи
ческое
занятие
77 беседа
78 практи
ческое
занятие
79 практи
ческое
занятие
80 беседа

81 практи
ческое
занятие
82 практи
ческое
занятие

4

1.5

0.5

2

1.5

0.5

2

4

1.5

0.5

2

1.5

0.5

2

4

1.5

0.5

2

2

Учебнопрактическое
занятие
Орджоникидзевс
кий район. Веер
и Садовый
Экскурсионная
мастерская
Кировский
район. История
создания района
Экскурсионная
мастерская

индивидуаль
ная
проверка
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение

наблюдение
обсуждение

Учебнопрактическое
занятие
Кировский
район.
Центральная
часть города
Экскурсионная
мастерская

само
контроль

Кировский
район. Каменные
палатки
Экскурсионная
мастерская

само
контроль

Учебнопрактическое
занятие
Кировский
район.
Вознесенская
горка
Экскурсионная
мастерская

наблюдение
обсуждение

Викторина
«Екатеринбург»

наблюдение
обсуждение

наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение

наблюдение
обсуждение

наблюдение
обсуждение
само
контроль

20

83 практи
ческое
занятие
84 практи
ческое
занятие
85 беседа
86 практи
ческое
занятие
87 беседа

1.5

2

Экскурсионная
мастерская

наблюдение
обсуждение

4

Учебнопрактическое
занятие
Каменный пояс

наблюдение
обсуждение

2

Экскурсионная
мастерская

наблюдение
обсуждение
само
контроль

0.5

Безопасность
летнего отдыха

само
контроль

0.5

1.5

Календарный учебный график 2 года обучения
Дата
сентябрь

№

Форма
занятия

1

беседа

2

практи
ческое
занятие
беседа

3
4

5
6

7

8

практи
ческое
занятие
беседа
практи
ческое
занятие
практи
ческое
занятие
беседа

практи
ческое
занятие
10 беседа

Кол-во
часов
прак теор
т
1
1
4

1.5

0.5
2

1.5

0.5
2

4

1.5

9

0.5
2

1.5

0.5

Тема занятия
Форма
контроля
Вводное занятие
Учебнопрактическое
занятие
Городское
ориентирование
Экскурсионная
мастерская

наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
взаимо
контроль
наблюдение
обсуждение

Городское
ориентирование
Экскурсионная
мастерская

наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение

Учебнопрактическое
занятие
Реки и мосты
Екатеринбурга
Экскурсионная
мастерская

наблюдение
обсуждение

Реки и мосты

наблюдение

наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение

21

октябрь

11 практи
ческое
занятие
12 практи
ческое
занятие
13 беседа
14 практи
ческое
занятие
15 беседа
16 практи
ческое
занятие
17 практи
ческое
занятие
18 беседа
19 практи
ческое
занятие
20 дистант

ноябрь

2

4

1.5

1.5

1.5

0.5

Екатеринбурга
Экскурсионная
мастерская

обсуждение
наблюдение
обсуждение

Учебнопрактическое
занятие
Красная линия

наблюдение
обсуждение

2

Экскурсионная
мастерская

0.5

Красная линия

2

Экскурсионная
мастерская

4

Учебнопрактическое
занятие
Красная линия

0.5
2

Экскурсионная
мастерская

0.5

Красная линия

21 дистант

2

22 практи
ческое
занятие
23 дистант

4

Экскурсионная
мастерская
Учебнопрактическое
занятие
Красная линия

1.5

1.5

24 дистант
25 дистант

0.5
2

1.5

0.5

26 дистант

2

27 практи
ческое

4

Экскурсионная
мастерская
Красная линия
Экскурсионная
мастерская
Учебнопрактическое

наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
взаимо
контроль
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
индивидуаль
ная
проверка
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
индивидуаль
ная
проверка
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
22

занятие
28 дистант

1.5

29 дистант
30 беседа
31 практи
ческое
занятие
32 практи
ческое
занятие
33 беседа
декабрь

34 практи
ческое
занятие
35 практи
ческое
занятие
36 беседа
37 практи
ческое
занятие
38 беседа
39 практи
ческое
занятие
40 практи
ческое
занятие
41 беседа

январь

0.5
2

1.5

1.5

0.5

Экскурсионная
мастерская

4

Учебнопрактическое
занятие
Купеческий
Екатеринбург
Экскурсионная
мастерская

наблюдение
обсуждение

Учебнопрактическое
занятие
Купеческий
Екатеринбург
Экскурсионная
мастерская

взаимо
контроль

Купеческий
Екатеринбург
Экскурсионная
мастерская

наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение

Учебнопрактическое
занятие
Купеческий
Екатеринбург
Экскурсионная
мастерская

индивидуаль
ная
проверка
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение

Купеческий
Екатеринбург
Купеческий
Екатеринбург
Экскурсионная

наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение

0.5

4

0.5
2

1.5

0.5
2

4

1.5

0.5

42 практи
ческое
занятие
43 беседа

1.5

0.5

44 беседа

1.5

0.5

45 практи

Экскурсионная
мастерская
Красная линия

наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение

2

2

1.5

занятие
Красная линия

2

2

наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение

наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение

23

ческое
занятие
46 практи
ческое
занятие
47 беседа
48 практи
ческое
занятие
49 беседа

февраль

50 практи
ческое
занятие
51 практи
ческое
занятие
52 беседа
53 практи
ческое
занятие
54 практи
ческое
занятие
55 беседа
56 практи
ческое
занятие
57 беседа
58 практи
ческое
занятие
59 практи
ческое
занятие
60 беседа
61 практи
ческое

мастерская

обсуждение

Учебнопрактическое
занятие
Архитектура
Екатеринбурга
Экскурсионная
мастерская

наблюдение
обсуждение

Архитектура
Екатеринбурга
Экскурсионная
мастерская

наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение

Учебнопрактическое
занятие
Архитектура
Екатеринбурга
Экскурсионная
мастерская

наблюдение
обсуждение

Учебнопрактическое
занятие
Архитектура
Екатеринбурга
Экскурсионная
мастерская

наблюдение
обсуждение

0.5

Архитектура
Екатеринбурга

2

Экскурсионная
мастерская

индивидуаль
ная
проверка
наблюдение
обсуждение

4

Учебнопрактическое
занятие
Архитектура
Екатеринбурга
Экскурсионная
мастерская

4

1.5

0.5
2

1.5

0.5
2

4

1.5

0.5
2

4

1.5

0.5
2

1.5

1.5

0.5
2

взаимо
контроль
наблюдение
обсуждение

взаимо
контроль
наблюдение
обсуждение

наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение

наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
24

март

занятие
62 беседа
63 практи
ческое
занятие
64 практи
ческое
занятие
65 практи
ческое
занятие
66 беседа
67 практи
ческое
занятие
68 практи
ческое
занятие
69 беседа
70 практи
ческое
занятие
71 беседа

апрель

72 практи
ческое
занятие
73 практи
ческое
занятие
74 беседа
75 практи
ческое
занятие
76 беседа
77 практи
ческое
занятие

1.5

0.5

Улицы
Екатеринбурга

2

Экскурсионная
мастерская

4

Учебнопрактическое
занятие
Экскурсионная
мастерская

наблюдение
обсуждение

Улицы
Екатеринбурга
Экскурсионная
мастерская

наблюдение
обсуждение
индивидуаль
ная
проверка
наблюдение
обсуждение

2

1.5

0.5
2

4

1.5

0.5
2

1.5

0.5
2

4

1.5

0.5
2

1.5

0.5
2

Учебнопрактическое
занятие
Улицы
Екатеринбурга
Экскурсионная
мастерская
Улицы
Екатеринбурга
Экскурсионная
мастерская
Учебнопрактическое
занятие
Улицы
Екатеринбурга
Экскурсионная
мастерская
Улицы
Екатеринбурга
Экскурсионная
мастерская

индивидуаль
ная
проверка
наблюдение
обсуждение

наблюдение
обсуждение

наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
индивидуаль
ная
проверка
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение

25

78 практи
ческое
занятие
79 беседа
80 практи
ческое
занятие
81 беседа

май

82 практи
ческое
занятие
83 практи
ческое
занятие
84 беседа
85 практи
ческое
занятие
86 беседа
87 практи
ческое
занятие
88 практи
ческое
занятие
89 беседа
90 практи
ческое
занятие
91 практи
ческое
занятие
92 практи
ческое
занятие
93 практи
ческое
занятие

4

1.5

0.5
2

1.5

0.5
2

4

1.5

0.5
2

1.5

0.5
2

4

1.5

Учебнопрактическое
занятие
Музеи
Екатеринбурга
Экскурсионная
мастерская

наблюдение
обсуждение

Музеи
Екатеринбурга
Экскурсионная
мастерская

наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение

Учебнопрактическое
занятие
Музеи
Екатеринбурга
Экскурсионная
мастерская

наблюдение
обсуждение

Музеи
Екатеринбурга
Экскурсионная
мастерская

наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение

Учебнопрактическое
занятие
Музеи
Екатеринбурга

наблюдение
обсуждение

взаимо
контроль
наблюдение
обсуждение

взаимо
контроль
наблюдение
обсуждение

2

Экскурсионная
мастерская

индивидуаль
ная
проверка
наблюдение
обсуждение

2

Викторина
«Екатеринбург»

наблюдение
обсуждение

2

Экскурсионная
мастерская

наблюдение
обсуждение

4

Учебнопрактическое
занятие

наблюдение
обсуждение

0.5

26

94 беседа

1.5

0.5

Безопасность
летнего отдыха

взаимо
контроль

Календарный учебный график 3 года обучения
Дата
сентябрь

№

Форма
занятия

1

беседа

2

практи
ческое
занятие
беседа

3

4

5

6

7

8

практи
ческое
занятие
практи
ческое
занятие
беседа
практи
ческое
занятие
беседа

практи
ческое
занятие
10 практи
ческое
занятие
11 беседа

Кол-во
часов
прак теор
т
1
1

Тема занятия

1

1

Экскурсионная
мастерская

1.5

0.5

Городской
транспорт.
Троллейбус
Экскурсионная
мастерская

взаимо
контроль

Учебнопрактическое
занятие
Городской
транспорт.
Трамвай
Экскурсионная
мастерская

наблюдение
обсуждение

Городской
транспорт.
Метро
Экскурсионная
мастерская

наблюдение
обсуждение

Учебнопрактическое
занятие
Екатеринбург
театральный
Экскурсионная
мастерская

наблюдение
обсуждение

Екатеринбург

наблюдение

2

4

1.5

2

1.5

9

октябрь

12 практи
ческое
занятие
13 беседа

0.5

0.5

2

4

1.5

0.5
2

1.5

0.5

Форма
контроля
Вводное занятие

наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение

наблюдение
обсуждение

наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение

наблюдение
обсуждение

наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение

27

14 практи
ческое
занятие
15 практи
ческое
занятие
16 беседа
17 практи
ческое
занятие
18 беседа
19 практи
ческое
занятие
20 практи
ческое
занятие
21 дистант

2

4

1.5

2

1.5

23 дистант

0.5
2

4

1.5

22 дистант
ноябрь

0.5

0.5
2

1.5

0.5

24 дистант

2

25 практи
ческое
занятие
26 дистант

4

1.5

27 дистант
28 дистант

0.5

2
1.5

0.5

29 дистант

2

30 практи
ческое
занятие

4

театральный
Экскурсионная
мастерская

обсуждение
наблюдение
обсуждение

Учебнопрактическое
занятие
Екатеринбург
театральный
Экскурсионная
мастерская

взаимо
контроль

Екатеринбург
театральный
Экскурсионная
мастерская

наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение

Учебнопрактическое
занятие
Екатеринбург
театральный
Экскурсионная
мастерская
Екатеринбург
театральный
Экскурсионная
мастерская
Учебнопрактическое
занятие
Екатеринбург
кинематографиче
ский
Экскурсионная
мастерская
Екатеринбург
кинематографиче
ский
Экскурсионная
мастерская
Учебнопрактическое
занятие

индивидуаль
ная
проверка
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
индивидуаль
ная
проверка
наблюдение
обсуждение

наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение

наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение

28

31 беседа

декабрь

32 практи
ческое
занятие
33 беседа
34 практи
ческое
занятие
35 беседа
36 практи
ческое
занятие
37 практи
ческое
занятие
38 беседа
39 практи
ческое
занятие
40 беседа
41 практи
ческое
занятие
42 практи
ческое
занятие
43 беседа

январь

44 практи
ческое
занятие
45 беседа
46 практи
ческое
занятие

1.5

Екатеринбург
кинематографиче
ский
Экскурсионная
мастерская

наблюдение
обсуждение

Екатеринбург
кинематографиче
ский
Экскурсионная
мастерская

наблюдение
обсуждение

Екатеринбург
спортивный
Экскурсионная
мастерская

взаимо
контроль
наблюдение
обсуждение

Учебнопрактическое
занятие
Екатеринбург
спортивный
Экскурсионная
мастерская

наблюдение
обсуждение

0.5

Екатеринбург
спортивный

2

Экскурсионная
мастерская

индивидуаль
ная
проверка
наблюдение
обсуждение

4

Учебнопрактическое
занятие
Екатеринбург
спортивный
Учебнопрактическое
занятие
Екатеринбург
спортивный
Экскурсионная
мастерская

0.5

2

1.5

0.5

2

1.5

0.5
2

4

1.5

0.5
2

1.5

1.5

0.5
4

1.5

0.5
2

наблюдение
обсуждение

наблюдение
обсуждение

наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение

наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение

29

47 беседа
48 практи
ческое
занятие
49 практи
ческое
занятие
50 беседа

февраль

51 практи
ческое
занятие
52 беседа
53 практи
ческое
занятие
54 беседа
55 практи
ческое
занятие
56 практи
ческое
занятие
57 беседа
58 практи
ческое
занятие
59 беседа

март

60 практи
ческое
занятие
61 практи
ческое
занятие
62 беседа

1.5

1.5

0.5

Синяя линия

2

Экскурсионная
мастерская

4

Учебнопрактическое
занятие
Образование в
дореволюционно
м
Екатеринбурге
Экскурсионная
мастерская

наблюдение
обсуждение

Екатеринбург
правоохранитель
ный
Экскурсионная
мастерская

взаимо
контроль

0.5

Природа и мы

2

Экскурсионная
мастерская

наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение

4

Учебнопрактическое
занятие
Природа и мы

0.5

2

1.5

0.5

2

1.5

1.5

1.5

1.5

0.5

2

Экскурсионная
мастерская

0.5

Природа и мы

2

Экскурсионная
мастерская

4

Учебнопрактическое
занятие
Природа и мы

0.5

взаимо
контроль
наблюдение
обсуждение

наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение

наблюдение
обсуждение

наблюдение
обсуждение
индивидуаль
ная
проверка
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
индивидуаль
30

63 практи
ческое
занятие
64 беседа
65 практи
ческое
занятие
66 практи
ческое
занятие
67 беседа
68 практи
ческое
занятие
69 беседа

апрель

70 практи
ческое
занятие
71 практи
ческое
занятие
72 беседа
73 практи
ческое
занятие
74 беседа

75 практи
ческое
занятие
76 практи
ческое
занятие
77 беседа

1.5

1.5

1.5

1.5

1.5

2

Экскурсионная
мастерская

0.5

Природа и мы

2

Экскурсионная
мастерская

4

Учебнопрактическое
занятие
Природа и мы

0.5
2

Экскурсионная
мастерская

0.5

Природа и мы

2

Экскурсионная
мастерская

4

Учебнопрактическое
занятие
Природа и мы

0.5

наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение
индивидуаль
ная
проверка
наблюдение
обсуждение

2

Экскурсионная
мастерская

0.5

Военные
достопримечател
ьности
Екатеринбурга
Экскурсионная
мастерская

наблюдение
обсуждение

Учебнопрактическое
занятие
Военные
достопримечател

наблюдение
обсуждение

2

4

1.5

ная
проверка
наблюдение
обсуждение

0.5

наблюдение
обсуждение

наблюдение
обсуждение
31

78 практи
ческое
занятие
79 беседа

80 практи
ческое
занятие
81 практи
ческое
занятие
82 беседа

май

83 практи
ческое
занятие
84 беседа

85 практи
ческое
занятие
86 беседа

87 практи
ческое
занятие
88 практи
ческое
занятие
89 практи
ческое
занятие
90 практи
ческое

2

1.5

взаимо
контроль

Учебнопрактическое
занятие
Военные
достопримечател
ьности
Екатеринбурга
Экскурсионная
мастерская

наблюдение
обсуждение

Военные
достопримечател
ьности
Екатеринбурга
Экскурсионная
мастерская

взаимо
контроль

Военные
достопримечател
ьности
Екатеринбурга
Экскурсионная
мастерская

наблюдение
обсуждение

2

Викторина
«Екатеринбург»

наблюдение
обсуждение

2

Экскурсионная
мастерская

4

Учебнопрактическое

индивидуаль
ная
проверка
наблюдение
обсуждение

4

0.5

2

1.5

0.5

2

1.5

наблюдение
обсуждение

Военные
достопримечател
ьности
Екатеринбурга
Экскурсионная
мастерская

0.5

2

1.5

ьности
Екатеринбурга
Экскурсионная
мастерская

0.5

2

наблюдение
обсуждение

наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение

наблюдение
обсуждение

наблюдение
обсуждение

32

занятие
91 беседа
92 практи
ческое
занятие

1

1
2

занятие
Безопасность
летнего отдыха
Экскурсионная
мастерская

наблюдение
обсуждение
наблюдение
обсуждение

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
• учебный кабинет, парты, стулья;
№п/п Наименование
1
Ноутбук
2
Мультимедиа проектор
3
Экран
4
Флэш-карта
5
Фотоаппарат
6
Видеокамера
7
Карта города

Количество, шт.
1
1
1
2
1
1
1

Информационное обеспечение:
• аудио-, видео-, фото-, Интернет источники;
• видеофильмы о городе и достопримечательных объектах.
Методические материалы:
• методические пособия по темам программы;
• географические карты города Екатеринбурга и Свердловской области;
Используются
методы
обучения:
словесный,
наглядный
практический, объяснительно-иллюстративный, игровой, дискуссионный и
методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация.
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы
Формой
аттестации
обучающихся
является
педагогическая
диагностика, участие в подготовке и проведении экскурсий, защита
творческих работ.
Показатели педагогической диагностики:
Параметры
Уровень
Характеристика уровня Методы
контроля
Формирование
высокий
Присутствует
1. Наблюдение
интереса к
устойчивый интерес,
(теория и
краеведческой
эмоциональный отклик, практика)
деятельности
обучающийся всегда
2. Опрос
проявляет желание и
(теория)
33

средний

низкий

Наличие
представления
об истории
становления
города и
городских
достопримечате
льностях

высокий

средний

низкий

интерес к обучению
Присутствует желание
изучать, однако
устойчивый интерес ещё
не сформирован,
эмоциональный отклик
проявляется не всегда.
Отсутствует интерес к
изучению истории и
культуры родного края,
эмоциональный отклик
проявляется редко
Хорошо разбирается в
основных этапах
зарождения и
становления города,
разнообразии
архитектурного облика
города, уральских
художественных
промыслах,
самостоятельно
называет все городские
достопримечательности
Имеет представление об
основных этапах
зарождения и
становления города,
разнообразии
архитектурного облика
города, уральских
художественных
промыслах, называет не
все городские
достопримечательности,
допускает ошибки
Имеет слабое
представление об
основных этапах
зарождения и
становления города,
разнообразии
архитектурного облика
города, уральских
художественных

1. Наблюдение
(теория и
практика)
2. Написание
тематических
эссе

34

высокий

Информационна
я
компетентность
в области
культурноисторического
наследия
родного города

средний

низкий

высокий

Наличие опыта
практической
туристскокраеведческой и
экскурсионной
деятельности

средний

промыслах, называет
только основные
городские
достопримечательности,
не уверен в своих
знаниях
Обучающийся
самостоятельно
высказывает свое
суждение об
историческом объекте,
основывая свое мнение,
опираясь при этом на
информационные
источники
Обучающийся
высказывает свое
суждение об
историческом объекте,
но не может обосновать
свое мнение
Обучающийся не
высказывает своих
суждений об
исторических объектах
1.Умение разработать
экскурсионный маршрут
и экскурсионный текст,
включая основные
сведения об
исторических объектах.
2.Умение передать
содержание экскурсии
сверстникам.
3.Умение легко
подготовить сообщение
1.Обучающийся умеет
разработать
экскурсионный маршрут
и экскурсионный текст,
но не умеет выделить
главные сведения об
исторических объектах.
2.Обучающийся умеет
передать содержание

1. Наблюдение
(теория и
практика)
2. Написание
тематических
эссе

1. Наблюдение
(теория и
практика)
2. Написание
тематических
эссе

35

низкий

экскурсии сверстникам,
но его рассказ имеет
хаотическое
перечисление.
3. На подготовку
сообщения требуется
длительное время,
испытывает при этом
определенные трудности
1.Обучающийся не
умеет выделить
исторические объекты
для экскурсионного
маршрута и разработать
экскурсионный текст.
2.Полное отсутствие
умения рассказать чтолибо об экскурсии.
3.С трудом готовит
сообщение, требуется
помощь взрослого

36

3. Список литературы
1. Бердников Н.Н. Город в двух измерениях. - «Уральский рабочий» 1979. –
112с.
2. Верх-Исетский район. Мы на улицах этих росли... Составитель и редактор
Н.П.Вахрушева. - ОАО «ИПП «Уральский рабочий», 2006. – 79с.
3. Екатеринбург: Листая страницы столетий (1723-2008). 2-е издание,
исправленное и дополненное.- Екатеринбург: ИД «Сократ», 2008. – 240с., ил.
4. Злоказов Л.Д., Семенов В.Б. Старый Екатеринбург: Город глазами
очевидцев/ Под общ. Ред. Г.П. Лобановой. – Екатеринбург: ИГЕММО
«Lithica»; музей истории Екатеринбурга, 2000. – с.608. – 84 ил.
5. Кулешова С. Путеводитель Неожиданный Екатеринбург. – 128с.
6. Козинец Л. Каменная летопись города. – Свердловск: Сред.-Урал. Кн. Издво, 1989. – 160с.
7. Музей истории Екатеринбурга [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://xn--80aacihbsaadt3bf2agdeshz.xn--p1ai/page391434.html
8. Путеводитель по Екатеринбургу City Guide. Инициатор проекта –
Администрация города Екатеринбурга. Оператор проекта – Музей истории
Екатеринбурга. – Издательско-полиграфический центр УрФУК, 1018. – 240с.
9. Справочник Екатеринбурга. История Верх-Исетского района
[Электронный
ресурс].
Режим
доступа:
http://www.udoma66.ru/content/news/?ELEMENT_ID=11283
10. Фотоальбом «История в фотографиях». – Екатеринбург: Некоммерческая
организация – Фонд «Фонд развития фотографии», 2014. – 208с.; ил.

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».