Путешествие по внутреннему миру

Содержание
1
1.1.
1.2.
1.3.

1.4.
2
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
3

Наименование
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Цель, задачи программы
Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
Содержание учебного (тематического) плана
Планируемые результаты
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Формы аттестации
Оценочные материалы
Список литературы

Стр.
3
3
4
5
5
6
8
8
8
10
11
11
11

1

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Путешествие
по внутреннему миру» составлена в соответствии с нормативными документами:
1.Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
2.Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 04.09. 2014 № 1726-р).
3.«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Пост
№ 41 об утв. СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014
4.Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России)
от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242.
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
Направленность программы – социально-гуманитарная.
Актуальность
программы
определяется
необходимостью
сохранения
психологического здоровья человека.
По мнению О.В.Хухлаевой, психологическое здоровье представляет собой
динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию
между потребностями индивида и общества. Оно, с одной стороны, является условием
адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, а
с другой – обеспечивает личности возможность непрерывного развития на протяжении всей
жизни.
Психологическое здоровье напрямую связано с физическим здоровьем: первое
является предпосылкой второго. Об этом свидетельствуют данные и психологии здоровья,
и психосоматической медицины. Психологическое здоровье предполагает наличие
определённых личностных характеристик. Примерный «портрет» психологически
здорового человека выглядит как набор следующих качеств: креативность, спонтанность,
жизнерадостность, открытость, стремление к познанию мира через разум и интуицию,
принятие себя и окружающих людей, ответственность, доверие к миру,
стрессоустойчивость, способность приспосабливаться как к благоприятным, так и
неблагоприятным условиям среды.
О.В.Хухлаева выделяет такую структуру психологического здоровья личности:
 Аксиологический компонент – ценность собственного «Я» и ценность «Я» других
людей. Развитый аксиологический компонент выражается у человека в принятии
себя и принятии других людей.
 Инструментальный компонент – это владение рефлексией как способом
самопознания. Рефлексия позволяет человеку понимать и определять свои
эмоциональные состояния и состояния других людей, свободно и открыто выражать
чувства без причинения вреда другим (качества эмоционального интеллекта), а
также осознавать причины и последствия своего поведения и поведения других.
 Потребностно-мотивационный компонент – наличие у человека внутренней
потребности в саморазвитии.
Если говорить о формировании психологического здоровья ребёнка, то для этого
важно не только удовлетворение его познавательных интересов, которое происходит в
школе, но и насыщение его социальной потребности в общении и психологической
потребности в уважении к его достоинству, чувствам, способностям. Только в этом случае
психологическое здоровье постепенно взращивает в личности самодостаточность и
2

духовность, которые воспитываются в постоянной заботе и внимании к внутреннему миру
ребёнка.
Новизна программы: программа имеет вариативный характер; включены
нейропсихологические упражнения и техники.
Уровень освоения программы: базовый.
Адресат программы: обучающиеся 9-10 лет.
Количество обучающихся в группе 8-12 человек.
Объём освоения программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения - 76 часов в год.
Срок реализации программы: 1 год.
Периодичность и продолжительность занятий: 1-2 раза в неделю по два, одному
часу соответственно, один час равен 45 минутам.
Форма обучения: групповая.
Виды занятий: беседа, занятие-игра, «мозговой штурм», практическое занятие,
тренинг.
Формы подведения результатов: беседа, практическое занятие.
Особенности организации образовательной деятельности: группы формируются
из обучающихся одного возраста; учебный год начинается с 01 сентября.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Путешествие по
внутреннему миру» реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное
время.
1.2. Цель, задачи программы
Целью общеразвивающей программы является формирование и профилактика
нарушений психологического здоровья детей в соответствии с его трёхкомпонентной
структурой:
 Аксиологический – ценность собственного «Я» и ценность «Я» других людей.
 Инструментальный – владение рефлексией как способом самопознания.
 Потребностно-мотивационный – наличие у человека внутренней потребности в
саморазвитии.
Задачи:
обучающие:
- научить анализировать, понимать поведение других людей;
- научить управлять своими эмоциями;
- сформировать умения взаимодействовать в коллективе;
развивающие:
- развить самостоятельность детей;
- развивать способность к рефлексии;
- развить самосознания детей через совершенствование рефлексии;
воспитательные:
- привить уважение к чувствам другого человека;
- воспитать эмоционально-ценностное отношение к миру, другим людям;
- открыть в ребёнке положительное отношение к себе.

3

1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№

название раздела, темы

1

5
6

Инструктаж по ОТ, правила
поведения в Центре.
Я–
третьеклассник!
Портрет третьеклассника.
Что такое самостоятельность?
Зачем нужна
самостоятельность?
Моя самостоятельность.
Развиваем самостоятельность.

7
8
9
10

количество
часов
всег теор пра
о
ия
кти
ка
2
1
1

формы аттестации/
контроля

входная диагностика,
проективные методы

2
2
2

1
-

2
1
2

метод наблюдения
рефлексивные методы
метод наблюдения

2
2

-

2
2

Кто я?
Мои увлечения.
Мои роли.
Осваиваем новые роли.

4
2
2
2

1
1
1
-

3
1
1
2

11

Мои разные качества.

2

1

1

12

Я глазами Других.

2

-

2

13

Преодолеваем себя!

4

-

4

14

Я могу, я умею!

4

-

4

15

Мои достижения.

2

-

2

16

Мои ресурсы.

4

1

3

17

Что такое общение?

2

1

1

18

Умение общаться.

4

-

4

19

Стили общения.

4

1

3

20

Ведущий – ведомый.

2

-

2

21

Я терпим к Другому.

4

1

3

22

Мои границы.

4

1

3

23

Наше сотрудничество.

4

1

3

рефлексивные методы
рефлексивные
методы, наблюдение
метод наблюдения
метод наблюдения
проективные методы
проективные методы,
наблюдение
рефлексивные
методы, наблюдение
рефлексивные
методы, наблюдение
рефлексивные
методы, наблюдение
рефлексивные
методы, наблюдение
рефлексивные
методы, наблюдение
рефлексивные
методы, наблюдение
рефлексивные
методы, наблюдение
рефлексивные
методы, наблюдение
рефлексивные
методы, наблюдение
рефлексивные
методы, наблюдение
рефлексивные
методы, наблюдение
рефлексивные
методы, наблюдение
рефлексивные
методы, наблюдение

2
3
4

4

24

Наша дружба.

4

1

3

25

Мы – коллектив.

6

2

4

26

Мои компетенции.

2

-

2

Итого:

76

15

61

рефлексивные
методы, наблюдение
рефлексивные
методы, наблюдение
рефлексивные
методы,
итоговая
диагностика

Содержание учебного (тематического) плана
Тема №1 «Инструктаж по ОТ, правила поведения в Центре. Я – третьеклассник!».
Цель: осознание своей роли третьеклассника.
Теория. Правила поведения. Сравнение личностных, индивидуальных характеристик
учащихся 2х и 3х классов.
Практика. Психогимнастика, упражнения: «Я в прошлом и Я сейчас», «послание в
будущее».
Тема №2 «Портрет третьеклассника».
Цель: осознание своей роли третьеклассника.
Практика. Психогимнастика, упражнение: «портрет третьеклассника», работа в командах,
«дерево качеств».
Тема №3 «Что такое самостоятельность?».
Цель: познакомить с понятием самостоятельности.
Теория. Понятие самостоятельности.
Практика. Работа с текстом, работа в командах, нейропсихологические техники.
Тема №4 «Зачем нужна самостоятельность?».
Цель: показать детям для чего нужна самостоятельность.
Практика. Психогимнастика, упражнение: «конференция по проблеме».
Тема №5 «Моя самостоятельность».
Цель: Рефлексия собственной самостоятельности.
Практика. Психогимнастические упражнения, нейропсихологические психотехники.
Тема №6 «Развиваем самостоятельность».
Цель: Развить навыки самостоятельности.
Практика. Психогимнастические упражнения, нейропсихологические психотехники.
Тема №7 «Кто я».
Цель: Помочь детям разобраться в своём внутреннем мире.
Теория. Понятие о внутреннем мире.
Практика. Психогимнастические упражнения: «мой мир», «разговор частей «Я»».
Тема №8 «Мои увлечения».
Цель: Показать какие бывают увлечения и для чего они существуют.
Теория. Понятие об увлечениях. Для чего они нужны.
Практика. Психогимнастические упражнения: «Увлечения», «Угадай чьё?», «Сценка
увлечений».
Тема №9 «Мои роли».
Цель: Познакомить с понятием «роль».
Теория. Понятие роли. Какие бывают роли.
Практика. Нейропсихологические техники, упражнение: «композиция ролей».
Тема №10 «Осваиваем новые роли».
Цель: Научить распознавать роли, пользоваться другими ролями.
Практика. Психогимнастика, упражнения: «Беседа из разных ролей», «Плюсы и минусы
ролей», «Листок пожеланий».
5

Тема №11 «Мои разные качества».
Цель: Помочь детям познакомиться со своими качествами. Показать какие качества
помогают в жизни.
Теория. Понятие о качествах человека. Их проявление в жизни.
Практика. Психогимнастические упражнения: «Я состою из разных качеств», «Качествапомощники», «Разговор о качествах».
Тема №12 «Я глазами Других».
Цель: Показать детям, как их могут видеть и оценивать другие люди.
Практика. Нейропсихологические психотехники, упражнения: «изобрази меня», «каким
меня видят».
Тема №13 «Преодолеваем себя!».
Цель: Научить преодолевать себя, искать в другом человеке хорошие качества.
Практика. Психогимнастика, упражнения: «Разговор о трудностях», «Ищем хорошее в
другом», «Что я преодолел».
Тема №14 «Я могу, я умею!».
Цель: Показать детям, что они могут быть успешными.
Практика. Психогимнастические упражнения: «знания и умения третьеклассника»,
«рисунок умений».
Тема №15 «Мои достижения».
Цель: Научить гордиться своими достижениями.
Практика. Упражнения: «круговые хвасталки», «области достижений».
Тема №16 «Мои ресурсы».
Цель: Показать какие существуют ресурсы и что они значат для нас.
Теория. Понятие о ресурсах. Источники наших сил. Потенциальные возможности.
Практика. Нейропсихологические психотехники, упражнение «наши ресурсы».
Тема №17 «Что такое общение?».
Цель: Познакомить с понятием «общение».
Теория. Понятие и виды общения. Приёмы общения.
Практика. Психогимнастика, упражнение: «общение в тройках».
Тема №18 «Умение общаться».
Цель: Научиться общаться.
Практика. Психогимнастика, упражнения: «Тренировка терпения», «Тренировка
доброжелательности», «Спасибо тебе».
Тема №19 «Стили общения».
Цель: Научиться понимать стили общения.
Теория. Стили общения. Определённые правила общения для разных стилей.
Практика. Психогимнастические упражнения.
Тема №20 «Ведущий - ведомый».
Цель: Дать представление о том как в общении проявляются позиции ведущего и ведомого.
Практика. Нейропсихологические техники, упражнения: «Совместный рисунок», «Спина к
спине», «Тюльпан».
Тема №21 «Я терпим к Другому».
Цель: Научить проявлять терпимость к другому и понимать в каких ситуациях она больше
всего нужна.
Теория. Понятие терпимости. Определение характера. Черты характера.
Практика. Психогимнастические упражнения.
Тема №22 «Мои границы».
Цель: Обсудить, что такое границы в общении.
Теория. Границы в общении.
Практика. Психогимнастические упражнения.

6

Тема №23 «Наше сотрудничество».
Цель: Показать, что значит сотрудничать. Совместно с детьми выделить качества,
необходимые для сотрудничества.
Теория. Понятие сотрудничества. Качества человека, необходимые для создания
сотрудничества.
Практика. Психогимнастика, игра: «наше сотрудничество».
Тема №24 «Наша дружба».
Цель: Обсудить и дать понимание того, что помогает дружбе, а что может ей помешать.
Научить создавать ситуации, предполагающие дружественную обстановку.
Теория. Понятие дружбы. Личностные черты и поведение, которые помогают дружбе и
мешают ей.
Практика. Нейропсихологические техники, работа с текстом, игра: «ассоциации».
Тема №25 «Мы - коллектив».
Цель: Научить распознавать признаки «коллектива».
Теория. Понятие коллектива. Его признаки.
Практика. Нейропсихологические техники, психогимнастика.
Тема №26 «Мои компетенции».
Цель: Вспомнить важные акценты проведённых занятий.
Практика. Психогимнастика, важные акценты занятий.
1.4. Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
- смогут соблюдать нормы и правила, способствующие психологическому благополучию в
социуме;
- смогут при взаимодействии учитывать чувства, интересы других людей;
- будут обладать умением эмоционально-ценностного отношения к миру, другим людям.
Личностные результаты:
- смогут понимать свои эмоции, эмоции других людей;
- будут обладать умением адекватно выражать свои чувства.
Предметные результаты:
- приобретут навык слушать собеседника;
- будут обладать умением формировать внутренний план действий.
- будут знать свои слабые и сильные стороны личности;
- будут обладать умением самоанализа (рефлексии).
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
№

дата

1

сентябрь

2

сентябрь

3

сентябрь

4

сентябрь

формы
занятия
беседа

практическое
занятие
групповая
дискуссия
тренинг

кол-во
часов
2

2
2
2

тема
Инструктаж по ОТ,
правила поведения в
Центре.
Я–
третьеклассник!
Портрет
третьеклассника.
Что такое
самостоятельность?
Зачем нужна
самостоятельность?

формы
контроля
входная
диагностика.
проективные
методы
проективные
методы
проективные
методы
7

5

октябрь

практическое
занятие
игра

2

групповая
дискуссия
беседа

2

Моя
самостоятельность.
Развиваем
самостоятельность.
Кто я?

6

октябрь

7

октябрь

8

октябрь

2

Кто я?

9

октябрь

мозговой
штурм, игра
практическое
занятие
практическое
занятие
беседа

2

Мои увлечения.

10

ноябрь

2

Мои роли.

11

ноябрь

2

Осваиваем новые роли.

12

ноябрь

2

Мои разные качества.

13

ноябрь

2

Я глазами Других.

декабрь

практическое
занятие
беседа

14

2

Преодолеваем себя!

15

декабрь

тренинг

2

Преодолеваем себя!

16

декабрь

2

Я могу, я умею!

17

декабрь

2

Я могу, я умею!

18

декабрь

практическое
занятие
практическое
занятие
тренинг

2

Мои достижения.

19

январь

беседа

2

Мои ресурсы.

20

январь

игры упражнения

2

Мои ресурсы.

21

январь

беседа

2

Что такое общение?

22

февраль

групповая
дискуссия

2

Умение общаться.

23

февраль

практическое
занятие

2

Умение общаться.

24

февраль

беседа

2

Стили общения.

25

февраль

тренинг

2

Стили общения.

26

март

тренинг

2

Ведущий – ведомый.

27

март

«мозговой
штурм»,
беседа

2

Я терпим к Другому.

2

метод
наблюдения
метод
наблюдения
метод
наблюдения
рефлексивные
методы
рефлексивные
методы
рефлексивные
методы
рефлексивные
методы
метод
наблюдения
метод
наблюдения
метод
наблюдения
рефлексивные
методы
рефлексивные
методы
рефлексивные
методы
рефлексивные
методы
рефлексивные
методы
рефлексивные
методы,
наблюдение
рефлексивные
методы,
наблюдение
рефлексивные
методы,
наблюдение
рефлексивные
методы,
наблюдение
метод
наблюдения
метод
наблюдения
метод
наблюдения
метод
наблюдения
8

28

март

игры упражнения
тренинг

2

Я терпим к Другому.

29

март

2

Мои границы.

30

апрель

практическое
занятие
беседа

2

Мои границы.

31

апрель

2

Наше сотрудничество.

32

апрель

игры упражнения
практическое
занятие
практическое
занятие
игра

2

Наше сотрудничество.

33

апрель

2

Наша дружба.

34

апрель

2

Наша дружба.

35

май

2

Мы – коллектив.

36

май

практическое
занятие

2

Мы – коллектив.

37

май

практическое
занятие

2

Мы – коллектив.

38

май

практическое
занятие

2

Мои компетенции.

Итого

метод
наблюдения
метод
наблюдения
метод
наблюдения
метод
наблюдения
проективные
методы
проективные
методы
проективные
методы
проективные
методы
рефлексивные
методы,
наблюдение
рефлексивные
методы,
наблюдение
рефлексивные
методы,
итоговая
диагностика

76 часов
2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение: наличие в учебных кабинетах,
соответствующим образом, оборудованных мест для реализации тренинговых занятий,
столы, стулья, бумага, цветные карандаши, фломастеры и др.
Информационное обеспечение: книжные методические пособия, аудиотехника,
интернет источники.
Методические материалы: организация образовательного процесса – очная. Форма
организации – групповая.
В процессе реализации программы используются словесные, наглядные и
практические методы обучения (беседа, объяснение, показ педагогом приёмов исполнения,
тренинг) – по способу организации занятия; частично-поисковые методы обучения (участие
детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом) – по
уровню деятельности детей.
Методы, используемые в работе:
 Игровые методы. Ролевые, ситуационные игры.
 Элементы групповой дискуссии.
 Элементы психогимнастики.
 Рисуночные методы.
 Методы, развивающие воображение.

9

Структура занятия:
1. Разминка.
2. Основное содержание.
3. Завершение занятия.
2.3. Формы аттестации
Формы проведения занятий: беседа, занятие-игра, «мозговой штурм»,
практическое занятие, тренинг.
Отработка навыков проходит в три этапа:
- получение информации о содержании того или иного навыка;
- применение полученных знаний в конкретных ситуациях (отработка навыка);
- перенос навыков, освоенных на занятиях, в повседневную жизнь ребёнка.
Формами аттестации являются материалы анкетирования и тестирования.
2.4. Оценочные материалы
- результаты наблюдения;
- методика исследования уровня самооценки «Дембо-Рубинштейн»;
- методика определения уровня саморегуляции («последовательность единиц и тире»);
- проективные методы («Несуществующее животное»).

10

3. Список литературы
1 Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник и практикум для академического
бакалавриата. – М., 2014,
2 Абрамова Г.С. Практическая психология. – М., 2018,
3 Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностики. – СПб., 2002,
4 Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1999,
5 Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Мастер сказок. – СПб., 2019,
6 Изард К.Е. Психология эмоций. – СПб., 2003,
7 Кипнис М.Ш. Большая книга лучших игр и упражнений для любого тренинга. – М.,
2015,
8 Настольная книга школьного психолога. 1-4 классы Л.М. Новикова, И.В. Самойлова. –
М., 2008,
9 Овчарова Р.В. Практическая психология образования. – М., 2003,
10 Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М., 1995,
11 Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М., 1995.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».