Сувенир

Содержание

1

Наименование
Комплекс основных характеристик программы

Стр.
3

1.1

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель, задачи программы

4

1.3.

Содержание программы

4

Учебный (тематический) план 1 года обучения

4

Содержание учебного (тематического) плана 1 года обучения

6

Планируемый результат 1 года обучения

7

Учебный (тематический) план 2 года обучения

8

Содержание учебного (тематического) плана 2 года обучения

9

Планируемый результат 2 года обучения

11

Учебный (тематический) план 3 года обучения

12

Содержание учебного (тематического) плана 3 года обучения

13

Планируемый результат 3 года обучения

14

Комплекс организационно-педагогических условий

15

2.1.

Условия реализации программы

15

2.2.

Формы аттестации

16

2.3.

Оценочные материалы

16

2.4.

Список литературы

17

2

1

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сувенир»
составлена в соответствии с нормативными документами:
1.Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
2.Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 04.09. 2014 № 1726-р).
3.«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Пост №
41 об утв. СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014
4.Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от
09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242.
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
Направленность программы – художественная.
Актуальность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Сувенир» соответствует государственной политике в области дополнительного
образования, социальному заказу общества и ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей.
Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на
используемые в программе техники декоративно-прикладного искусства, ориентированные
на овладение основами творческой деятельности, способствующие обогащению
эмоционально-чувственной сферы ребёнка.
Новизна программы «Сувенир» в том, что она дает возможность освоить технику
работы с различными видами материала (бумага, ткань, картон, природный материал,
бросовый материал). Умение работать с разными материалами позволяет переносить
технологические приемы с одного материала на другой, получая новые оригинальные
изделия. Кроме того, смена видов работы и материала исключает возможность уставания и
перенасыщения одним видом деятельности.
Педагогическая целесообразность образовательной программы состоит в том, что
групповые занятия декоративно-прикладным творчеством способствуют развитию
творческих способностей детей, формируют эстетический вкус, улучшают эмоциональное
состояние детей. В современных условиях социально-культурного развития общества
главной задачей образования становится воспитание растущего человека способного к
творческому саморазвитию, самореализации. Приобретая практические умения и навыки в
области декоративно-прикладного творчества, дети получают возможность удовлетворить
потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.
Уровень освоения программы:
1 год – стартовый уровень.
2 год – базовый уровень.
3 год – базовый уровень.
Адресат программы: Программа ориентирована на младший и средний школьный
возраст от 6,6 до 13 лет.
Программа разработана с учётом половозрастных и индивидуально-психологических
особенностей обучающихся. Тематика и специфика программы делает ее доступной для
смешанного контингента (мальчики и девочки) в возрасте от 6,6 до 13 лет. Данный возраст –
это возраст, когда дети наиболее активно увлечены декоративным творчеством.
Образовательная деятельность в этом возрасте стимулирует, прежде всего, развитие
психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и
восприятий. Обучающиеся данного возраста отличаются остротой и свежестью восприятия,
2

своего рода созерцательной любознательностью. Наряду с конкретными представлениями у
детей формируются и обобщенные понятия. Все это является хорошей предпосылкой для
развития творческих способностей детей на занятиях по декоративно-прикладному
искусству.
Количество обучающихся в группе 8-10 человек.
Объем освоения программы:
1 год обучения (6,6 -7 лет) – 1,5 часа в неделю, 54 часа в год;
2 год обучения (7 – 8 лет) – 2 часа в неделю, 76 часов в год;
3 год обучения (9 – 13 лет) – 2 часа в неделю, 76 часов в год.
Срок реализации программы: 3 года.
Периодичность и продолжительность занятий: 1 раз в неделю по 2 часа, 1 час равен
45 минутам.
Форма обучения: групповая.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, открытое занятие, мастер-класс.
Формы подведения результатов: беседа, практическое занятие, открытое занятие,
мастер-класс.
Особенности организации образовательной деятельности:
группы формируются из обучающихся одного возраста, являющиеся основным составом
детского объединения «Сувенир»; состав группы постоянный.
Учебный год начинается:
1 год обучения с 15 сентября;
2,3 год обучения с 01 сентября.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сувенир»
реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время.
Реализация программы планируется в три этапа.
В первый год обучения даются лёгкие задания, так как обучающая работа идёт по
готовым шаблонам, что вызывает у детей положительные эмоции удовлетворения, радости от
результатов своего труда. Рождается стойкая мотивация к данной деятельности. С
выполненными игрушками разыгрываются небольшие сценки - импровизации на заданные
темы, что способствует развитию творческого воображения детей.
На втором году обучения учащиеся изготавливают игрушки повышенной сложности.
Работа идёт как по готовым шаблонам, так и по шаблонам, изготовленным детьми
самостоятельно.
На третьем году обучения обучающиеся могут самостоятельно организовать своё
внимание, память, мышление, воображение. Поэтому обучение идёт на высоком уровне
трудности.
1.2.

Цель, задачи программы

Цель: развитие творческих способностей обучающихся, через различные виды и
формы декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Обучающиеся:
 познакомить с различными техниками декоративно-прикладного искусства.
 познакомить с особенностями работы в области декоративно- прикладного творчества.
Развивающие:
 сформировать общие и специфические учебные умения;
 научить детей видеть и понимать «прекрасное», а также научить их создавать «прекрасное»
своими руками;
 развить воображение, фантазию, творчество, наглядно-образное, ассоциативное мышление,
самостоятельное художественное осмысление сделанной работы;
Воспитательные:
 прививать уважение к «людям труда»;
 воспитывать эстетические идеалы через приобщение к художественному труду.
3

1.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план
1-й год обучения
№

Наименование раздела, темы

Всего
часов

В том числе
теория практика

1.

Инструкция по ОТ. Вводное
занятие. «Начало творческого
пути»
Работа с бумагой

1,5

1,5

-

наблюдение
обсуждение

12

4

8

Знакомство с декоративноприкладным творчеством
Мои творческие ручки

1,5

0,5

1

1,5

0,5

1

1,5

0,5

1

2.4.

Геометрические фигуры.
Поделка «Цветок-солнышко»
Поделка «Кашалот»

1,5

0,5

1

2.5.

Поделка «Совенок»

1,5

0,5

1

2.6.

Поделка «Весёлая витаминка»

1,5

0,5

1

2.7.

Поделка «Стрекоза»

1,5

0,5

1

2.8.

1,5

0,5

1

3.

Поделка «Снегурочка»
(игрушка-качалка)
Работа с картоном

12

4

8

Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение

3.1.

Игрушка «Осьминожка»

1.5

0,5

1

3.2.

Поделка «Бабочка»

1.5

0,5

1

3.3.

Поделка «Гусеница-красавица»

1.5

0,5

1

3.4.

Поделка «Улитка»

1.5

0,5

1

3.5.

Поделка «Павлин-мавлин»

1.5

0,5

1

3.6.

Поделка «Динозаврики»

1.5

0,5

1

3.7.
3.8.

Поделка «Котенок на коврике»
Подставка для Пасхального
яйца
Народная игрушка

1.5
1.5

0,5
0,5

1
1

3

1

2

Наблюдение
обсуждение

4.1.

Народная игрушка-народные
традиции

1,5

0,5

1

Наблюдение
обсуждение

4.2.

Народная куколка «Лихоманка»

1,5

0,5

1

Наблюдение

2.
2.1.
2.2.
2.3.

4.

Форма контроля/
аттестации

Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение

4

5.

Игрушка-сувенир

6

2

4

обсуждение
Наблюдение
обсуждение

5.1.

Традиция подарков. Блокнотик
«Сердечко»

1,5

0,5

1

Наблюдение
обсуждение

5.2.

Игрушка «Копилочка»

1,5

0,5

1

5.3.
5.4.
6

Новогодняя конфета
Валентинка
Закладки

1,5
1,5
3

0,5
0,5
1

1
1
2

Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение

6.1.

Закладки из бумаги

1,5

0,5

1

6.2.

Закладки из ниток

1,5

0,5

1

7.

Аппликация.

9

3

6

7.1.

«Белый медвежонок»

1,5

0,5

1

7.2.

Открытка «Цветы»

1,5

0,5

1

7.3.

«Мохнатая аппликация»

1,5

0,5

1

7.4.

Поделка «Весёлые человечки»

1,5

0,5

1

7.5

«Троллики»

1,5

0,5

1

7.6

«Корзина с цветами»

1,5

0,5

1

8.

Подарки и украшения

3

1

2

8.1.

Поделка «Браслет»

1,5

0,5

1

8.2.

Подарок другу «Семейка котов»

1,5

0,5

1

9.

Художественная лепка

3

1

2

9.1.

«Монстрики»

1,5

0,5

1

9.2.

«Аквариум»

1,5

0,5

1

10.

Я умею сделать сам!
Творческая работа

1,5

-

1,5

Всего часов

54

18,5

35,5

Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение

5

Содержание учебного (тематического) плана
1 год обучения
1. Вводное занятие.
Начало творческого пути. Основные правила техники
многогранности и разнообразии прикладного искусства.

безопасности.

Беседа

о

2. Работа с бумагой.
2.1. Знакомство с декоративно-прикладным творчеством
Теория: Беседа: История ремёсел, показ иллюстраций по теме декоративно- прикладное
творчество.
Практика: Рисунок на тему: декоративный коврик
2.2. Мои творческие ручки
Теория: Настрой на работу. Обсуждение, выбор сюжета: выделить главный элемент и
второстепенные.
Практика: Рисунок по сюжету, в контуре своей ладошки.
2.3. Геометрические фигуры. Поделка «Цветок-солнышко»
Теория: Знакомство с геометрическими фигурами (конус, треугольник, круг, прямоугольник). Навыки и приёмы конструирования плоскостных игрушек. Правила техники безопасности при работе с ножницами.
Практика: Изготовление плоских геометрических фигур. Склеивание по собственному
желанию.
2.4. Поделка «Кашалот»
Теория: Понятие о шаблонах. Показ готового образца. Техника использования шаблона.
Практика: Изготовление поделки из цветного картона. Оформление дополнительными
декоративными рисунками.
2.5. Поделка «Совенок»
Теория: Беседа про птиц. Показ иллюстраций и готового образца «Совёнок». Объяснение
технологии создания ушек совы.
Практика: Изготовление поделки по шаблону. Оформление деталями, плетение узкими
полосками (животик, крылья) Техника безопасности при работе с ножницами.
2.6. Поделка «Весёлая витаминка»
Теория: Беседа на тему «О здоровье» Для чего нужны витамины?
Практика: Изготовление поделки по шаблонам, с самостоятельным выбором цвета, размера,
дополнительных деталей.
2.7. Поделка « Стрекоза»
Теория: Беседа про насекомых. Показ иллюстраций и готового образца «Стрекоза».
Объяснение технологии создания крылышек стрекозы.
Практика: Изготовление поделки по образцу. Оформление деталями, изготовление узких
полосок для усиков. Техника безопасности при работе с ножницами.
2.8. Поделка « Снегурочка» (игрушка-качалка)
Теория: Беседа про Новый Год и символы праздника. Настрой на работу, показ узоров для
украшения костюма Снегурочки.
Практика: Изготовление игрушки – качалки по шаблону. Украшение кокошника и костюма
Снегурочки по своему желанию.
3. Работа с картоном.
3.1. Игрушка «Осьминожка»
Теория: Работа с готовыми основами. Выбор формы крыльев по собственному желанию .
Практика: Изготовление игрушки с использованием ниток .
3.2. Поделка «Бабочка»
Теория: Показ иллюстраций с изображением бабочек, разнообразие формы и цвета.
Практика: Творческая работа. Изготовление поделки на основе втулки, с использованием
цветной бумаги для крыльев.
3.3. Поделка «Гусеница-красавица»
6

Теория: Знакомство с разным видом картона. Сгибание деталей по диаметру круга.
Практика: Вырезывание кругов из картона, сборка деталей. Изготовление мелких деталей.
3.4. Поделка «Улитка»
Теория: Беседа об улитках. Использование в поделке дополнительных деталей. Выбор
шаблонов по собственному желанию.
Практика: Подбор картона по выбранному размеру, изготовление поделки с помощью
ножниц и клея-карандаша.
3.5. «Павлин-Мавлин»
Теория: Показ видео о павлинах. Разнообразие форм и цвета. Понятие о симметрии.
Практика: Изготовление нескольких элементов игрушки по шаблонам. Цвет, роспись хвоста
по своему желанию. Сборка отдельных деталей в целую игрушку.
3.6. Поделка «Динозаврики»
Теория: Беседа о динозавриках. Показ иллюстраций и готового образца. Настрой на
творческую работу с применением дополнительных материалов.
Практика: Изготовление нескольких элементов игрушки по шаблонам. Цвет, размер и форма
тела по своему желанию. Оформление , украшение на спинке динозаврика. Сборка
отдельных деталей в целую игрушку.
3.7. Поделка «Котёнок на коврике»
Теория: Беседа о домашних питомцах. Навыки и приёмы при мягком сгибании картона.
Практика: Изготовление отдельных деталей поделки (коврик, котёнок, тарелочка для
угощения) Раскрашивание коврика. Вырезывание угощения. Сборка поделки.
3.8. Подставка для Пасхального яйца.
Теория: Беседа о народных праздниках. Традиции праздника Пасхи. Навыки и приёмы
конструирования объёмных поделок. Правила техники безопасности при работе с
ножницами.
Практика: Изготовление подставки по собственному выбору шаблона. Оформление,
украшение , сборка поделки.
4. «Народная игрушка».
4.1. Народная игрушка-народные традиции
Теория: Беседа о народных промыслах. История народной игрушки и её разновидности.
Практика: Зарисовка эскиза в тетради, с изображением народной куклы на основе
просмотра иллюстраций по теме.
4.2. Народная куколка «Лихоманка»
Теория: Сведения о развитии народных промыслов в наше время. Показ репродукций
народных игрушек. Особенности костюма и цветовой гаммы при подборе ткани.
Практика: Подбор основы и ткани для куколки. Намотка ткани на основу.
5.«Игрушка - сувенир»
5.1. Традиция подарков. Блокнотик «Сердечко»
Теория: Беседа о разнообразии функциональной принадлежности поделок. Показ готовых
образцов. Стимулирование к работе. Последовательность изготовления блокнотика с
использованием ножниц, клея и ленточки.
Практика: Подготовка основы по шаблону. Оформление обложки. Сборка блокнотика с
креплением из ленточки.
5.2 . Игрушка «Копилочка»
Теория: Беседа о предназначении копилок. Показ образцов. Настрой на творческую работу.
Практика: Выбор персонажа по своему желанию. Изготовление копилочки.
5.3 Поделка «Новогодняя конфета»
Теория: Беседа про Новогодние украшения и подарки. Навыки и приёмы для стягивания
бумаги нитками. Применение декоративной ленты.
Практика: Изготовление конфеты на основе втулки. Оформление по своему желанию
.Использование декоративной ленты для подвязки игрушки.
7

5.4 «Валентинка»
Теория: Беседа о празднике Святого Валентина. Традиция подарков в этот праздник. Показ
готовых « Валентинок» Настрой на творческую работу.
Практика: Изготовление «Валентинки» по понравившемуся образцу. Использование цветной
бумаги, ножниц, клея-карандаша.
6. «Закладки».
6.1 Закладки из бумаги.
Теория: Понятие о закладках, их назначении. Показ разнообразных видов закладок.
Сгибание бумаги по технике оригами в треугольник.
Настрой на работу. Техника
безопасности при работе с ножницами.
Практика: Изготовление закладки на основе треугольника. Дополнительные детали.
6.2 Закладки из ниток.
Теория: Основные приёмы работы с нитками. Показ готового образца. Технология
изготовления косички и кисточки.
Практика: Изготовление закладки по своему желанию. На бумажную основу приклеить
косичку или сделать кисточку.
7. Аппликация.
7.1 «Белый медвежонок
Теория: Сведения о неограниченных возможностях использования бумаги, ткани, ниток при
изготовлении поделок в технике аппликации. Показ образцов. . Новый приём сгибания
бумаги «змейкой» Техника безопасности при работе с ножницами, клеем.
Практика: Изготовление аппликации на картоне. Вырезывание основы и дополнительных
деталей ( торосы, солнышко) Склеивание .
7.2 Открытка «Цветы»
Теория: Беседа о праздничных открытках. Открытки плоскостные и объёмные.
Разновидность цветов. Настрой на творческую работу.
Практика: Изготовление открытки с изображением тюльпанов. Сгибание конверта для
цветов.
7.3«Мохнатая аппликация»
Теория: Показ готового образца. Показ иллюстраций с изображением животных. Технология
изготовления, с использованием ножниц, шерстяных ниток (нарезка) и клея.
Практика: Самостоятельная работа. Выбор персонажа по собственному желанию, выбор
цвета. Изготовление, художественное оформление работы (носик, глаза)
7.4«Весёлые человечки»
Теория: Беседа о моде. Виды тканей: натуральный шёлк, шерсть, синтетические ткани.
Особенности обработки. Показ образцов. Технология изготовления ручек и ног с
использованием толстой нити.
Практика: Выбор ткани, фасона, цвета. Изготовление поделки на основе картона, с
мобильными конечностями.
7.5 «Троллики»
Теория: Беседа о мультфильмах, герои –троллики. Выбор персонажа. Поделки из контура
своей ладошки. Настрой на творческую работу.
Практика: Изготовление поделки на основе контура своей ладошки. Аппликация волос и
лица троллика. Дополнительные детали по фантазии ребёнка.
7.6 «Корзина с цветами»
Теория: Беседа о традиционном празднике -8 Марта. Традиция подарков к этому празднику.
Творческие решения по выбору и композиции цветов в корзине.
Практика: Изготовление аппликации с использованием шаблона корзинки из картона и цветов из
цветной бумаги.

8

8. Подарки и украшения.
8.1 Поделка « Браслет»
Теория: Беседа о насекомых (бабочках и паучках) Показ иллюстраций. Показ готового
образца браслета. Настрой на работу. Использование техники сгибание бумаги зиг-загом.
Практика: Самостоятельный выбор браслета. Изготовление.
8.2Подарок другу. «Семейка котов»
Теория: Беседа о дружбе. Разнообразие подарков. Показ готовых образцов. Аккуратность в
исполнении – залог успешной работы.
Практика: Творческие разработки. Изготовление поделки.

9. Художественная лепка.
9.1 «Монстрики»
Теория: Беседа о героях сказок и мультфильмов. Использование пластилина в работе на
картоне и с бумагой. Техника выполнения шариков и полосок из пластилина.
Практика: изготовление поделки на основе картона . Элементы на лице монстрика –из
пластилина.
9.2 «Аквариум»
Теория : Беседа о морских обитателях. Технология изготовления осьминожки на основе
пластмассового яйца. Показ морских водорослей, техника приклеивания пластилина к
стеклу.
Практика: Изготовление аквариума на основе стеклянной банки. Приклеивание деталей
внутри и снаружи.
10. Я умею сделать сам.
Практика: Самостоятельная работа по выбору ребенка из пройденных тем, добавляя новые
декоративные и художественные элементы.
Планируемые результаты 1 года обучения
Метапредметные:
- будут уметь планировать и организовывать свою деятельность;
- будут уметь работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать
информацию из различных информационных источников;
- освоят навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Предметные:
- будут знать историю развития народных традиций в декоративно-прикладном творчестве,
техники их изготовления;
- освоят техники из различных материалов;
- будут знать инструменты и материалы, используемые в декоративно-прикладном
творчестве, а также их назначение, и правила техники безопасности при работе с ними;
- будут знать основные способы изготовления сувениров и художественных изделий в
конкретных техниках декоративно-прикладного творчества;
- будут уметь анализировать и оценивать работу, исправлять допущенные ошибки.
Личностные:
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических
творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
9

- уважительно относиться к своему труду, а также к творчеству других людей.
В результате освоения программы 1 года обучения, обучающиеся должны
Знать:
- правила техники безопасности при работе с инструментами;
- понятие о контуре, силуэте, орнаменте;
- общие правила технологии изготовления игрушек и сувениров из различных материалов.
Уметь:
- пользоваться инструментами для бумаги;
- изготавливать ручные швы.

Учебный (тематический) план
2-й год обучения
№

Всего
часов

В том числе
теория практика

2

2

-

2.

Инструкция по ОТ.
Вводное занятие.
Начало творческого пути.
Работа с бумагой

8

2

6

2.1.

«Оригами». Плоскостные поделки

2

0,5

1,5

2.2.

«Оригами». Объёмные поделки

2

0,5

1,5

2.3.

Геометрические объёмные фигуры
(конус, цилиндр, куб)

2

0,5

1,5

2.4.

Подарочные коробочки

2

0,5

1,5

3.

Работа с тканью

8

2

6

3.1.

Волшебство из ткани. Подставка
под горячее.

2

0,5

1,5

3.2.

Аппликация из ткани.

2

0,5

1,5

3.3.

Цветы из ткани

4

1

3

4.

4

1

3

4.1.

Кукольная перчаточная
(пальчиковая) игрушка
Традиции кукольного театра

2

0,5

1,5

4.2.

Перчаточная кукла

2

0,5

1,5

5.

Игрушка объёмная

8

2

6

5.1.

История игрушек мира.
Игрушка «Грибок»
Игрушка «Месяц ясный»

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

1.

5.2.

Наименование раздела и темы

Форма
контроля/
аттестации
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
10

5.3.

Игрушка «Мой котенок»

2

0,5

1,5

5.4.

Игрушка «Добрый щенок»

2

0,5

1,5

6.

Шариковая игрушка

4

1

3

6.1.

2

0,5

1,5

6.2.

Образцы шариковых игрушек.
Поделка «Волшебный шарик»
Игрушка «Цыплёнок»

2

0,5

1,5

7.

Полунабивная игрушка

6

1,5

4,5

7.1.

2

0,5

1,5

7.2.

Образцы полунабивных игрушек.
Поделка «Ёлочка»
«Рождественские поделки»

2

0,5

1,5

7.3.

«Новогодний сюрприз»

2

0,5

1,5

8.

Оригинальная игрушка

6

1,5

4,5

8.1.

Игрушки из пластика

2

0,5

1,5

8.2.

Игрушки из картона

2

0,5

1,5

8.3.

Поделки из бросового материала

2

0,5

1,5

9.

Маска

4

1

3

9.1.

Декоративные маски

2

0,5

1,5

9.2.

Маска «Веснянка»

2

0,5

1,5

10.

Декоративная ваза

4

1

3

10.1.

Ваза из бутылки

2

0,5

1,5

10.2.

Декорирование вазы

2

0,5

1,5

11.

Шкатулка (декупаж)

6

1

5

11.1.

2

0,5

1,5

11.2.

История применение шкатулок,
образцы.
Декорирование шкатулки.

4

0,5

3,5

12.

Карандашница как подарок

4

1

3

13.

Кулон. Показ образцов кулонов.
Изготовление кулона.
Заколка для волос из ткани

4

1

3

4

1

3

14.

Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
11

15.

Путешествие в страну рукоделия

2

-

2

16.

Тайны рукоделия

2

-

2

Всего часов:

76

19

57

Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение

Содержание учебного (тематического) плана
2 год обучения
1. Вводное занятие. Начало творческого пути.
Теория: Знакомство обучающихся с целями, задачами и содержанием данного предмета.
Основные сведения о материалах и инструментах, используемых в работе. Основные правила
техники безопасности.
2. Работа с бумагой.
2.1. «Оригами». Плоскостные поделки
Теория: «Путь бумаги - от простого к сложному». Различные способы и приёмы складывания
бумаги в технике «Оригами» (схемы) Правила техники безопасности при работе с
ножницами. Показ плоскостных образцов.
Практика: Изготовление поделки по схеме сборки. Оформление мордочки с помощью
рисования (аппликации)
2.2. «Оригами». Объёмные поделки
Теория: Изготовление объёмных и полуобъёмных поделок в технике «оригами».
Использование схем и объяснений педагога. Показ образцов.
Практика: Выбор персонажа. Сборка по схеме. Оформление работы по собственному
желанию.
2.3. Геометрические объёмные фигуры (конус, цилиндр, куб)
Теория: Знакомство с геометрическими фигурами (конус, цилиндр, куб). Правила
безопасности при работе с ножницами. Использование шаблона круг, квадрат, прямоугольник
для изготовления объёмных фигур. Показ готовых образцов.
Практика: Изготовление фигуры конус. Выбор персонажа по сюжетам народных сказок,
изготовление. Оформление работы по собственному желанию.
2.4. Подарочные коробочки
Теория: Беседа: Подарок и его оформление. Разнообразие приёмов складывания подарочных
коробочек. Шаблоны, схемы сборки. Показ образцов.
Практика: Выбор схемы (шаблона) по собственному желанию. Изготовление подарочной
коробочки. Декоративное оформление.
3. Работа с тканью.
3.1. Волшебство из ткани. Подставка под горячее.
Теория: Знакомство со свойствами драповых тканей. Виды ниток. Влажно-тепловая
обработка. Характеристика швов «вперёд иглой», «через край», «петельный», «назад иглой».
Правила техники безопасности при работе с ножницами.
Практика: Выбор материала и раскрой подставки. Пришивание деталей. Творческие
разработки. Использование швов по выбору.
3.2. Аппликация из ткани.
Теория: Беседа. Процесс изготовления ткани. Виды тканей по волокну: хлопчатобумажные,
льняные. Отделка ткани. Виды ручных швов. Показ готовых образцов и иллюстраций.
12

Художественное оформление
изделия. Техника безопасности при работе с ножницами, клеем, иглой.
Практика: Выбор сюжета, ткани. Использование готовых шаблонов. Творческая работа.
Оформление.
3.3. Цветы из ткани
Теория: Беседа о цветах. Разнообразие сортов, формы и цвета. Показ иллюстраций, настрой
на работу. Использование различных приёмов в сборке цветка из ткани.
Практика: Выбор цветка по собственному желанию. Выбор ткани и цвета. Изготовление
цветка, сшивание деталей, оформление центра цветка.
4. Кукольная перчаточная (пальчиковая) игрушка.
4.1. Традиции кукольного театра
Теория: Знакомство с традициями кукольного театра. Сведения о видах кукольных игрушек.
Характерная кукольная игрушка. Демонстрация образцов готовых игрушек для просмотра.
Особенности шитья и оформление кукольной игрушки из различных материалов.
Практика: Выбор персонажа. Подготовка эскиза по демонстрационным материалам.
Подбор ткани по качеству и цвету.
4.2. Перчаточная кукла
Теория: Изучение технологии изготовления изделия. Демонстрация образцов готовых
игрушек для просмотра. Особенности шитья и оформление кукольной игрушки из различных
материалов.
Практика: Раскрой изделия. Сшивание деталей и набивка головки синтепоном. Оформление
головки. Подготовка перчатки и сшивание её с головой. Окончательное оформление куклы.
Творческие разработки.
5. Игрушка объёмная.
5.1. История игрушек мира. Игрушка «Грибок»
Теория: Рассказ об истории игрушек народов мира. Демонстрация образцов готовых
изделий. Изучение особенностей изготовления игрушек. Беседа о цветовой гамме. Сведения
о технологии изготовления игрушек цельнокроенных и с отдельно скроенными деталями.
Практика: Выбор материала и раскрой игрушки. Сшивание деталей ножка гриба и шляпка.
Набивка изделия синтепоном. Оформление игрушки «Грибок»
5.2. Игрушка «Месяц ясный»
Теория: Приёмы работы для выполнения усложненного варианта игрушки. Отражение
тематики в цвете, форме.
Практика: Создание самостоятельного шаблона для шитья игрушки. Подбор ткани. Шитьё.
Оформление.
5.3. Игрушка «Мой котенок»
Теория: Беседа «Братья наши меньшие», показ готового образца. Приёмы работы для
выполнения усложненного варианта, добавление дополнительных деталей.
Практика: Подбор ткани и декоративной отделки. Кройка деталей котёнка, их сборка.
Декоративное украшение.
5.4. Игрушка «Добрый щенок»
Теория: Беседа на тему о доброте и милосердии. Показ иллюстраций с изображением собак.
Показ готового образца. Настрой на работу. Техника выполнения операций: разметка,
вырезание по выкройке, шитьё.
Практика: Шитьё игрушки по выкройке, сшивание деталей с использованием швов «через
край», «обмёточный». Оформление игрушки декоративными элементами.
6. Шариковая игрушка.
6.1. Образцы шариковых игрушек. Поделка «Волшебный шарик»
Теория: Беседа о второй жизни вещей. Использование трикотажа и искусственного меха для
изготовления шариковых игрушек. Демонстрация образцов готовых изделий. Сведения об
13

особенностях изготовления игрушек из трикотажа и меха. Технология аккуратного окончания
работы.
Практика: Изготовление шариков из различного материала (трикотаж, хлопчатобумажная,
шелк) Подвеска на волшебный шарик. Украшение по собственному желанию.
6.2. Игрушка «Цыплёнок»
Теория: Понятие о композиции и пластическом объёме. Умение передать настроение
игрушки с помощью размещения дополнительных деталей.
Практика: Самостоятельная работа по разработке и созданию нового образа. Выбор
материала и раскрой. Сшивание шариков и набивка синтепоном. Оформление игрушки.
7. Полунабивная игрушка.
7.1. Образцы полунабивных игрушек. Поделка «Ёлочка»
Теория: Расширение знаний об истории различных промыслов народной игрушки.
Демонстрация образцов готовых изделий. Изучение особенностей шитья и оформления
полунабивной игрушки. Технология изготовления.
Практика: Самостоятельный выбор размера ёлочки, изготовление эскиза и выкройки.
Раскрой. Шитьё ёлочки. Украшение.
7.2. «Рождественские поделки»
Теория: Беседа про Новогодний праздник, про Рождество. Традиционные игрушки к этим
праздникам. Показ иллюстраций, образцов. Традиционный цвет Рождественских поделок.
Элементы украшения – минималистическая вышивка.
Практика: Выбор шаблона для работы. Выбор ткани. Раскрой, шитьё. Использование
примитивной вышивки.
7.3. «Новогодний сюрприз»
Теория: Настрой на самостоятельный выбор поделки- сюрприза, используя полученные
навыки и знания. Показ иллюстраций по теме – Новогодние поделки.
Практика: Выбор рождественской поделки, игрушки. Подбор ткани. Раскрой, шитьё,
украшение по собственному желанию.
8. Оригинальная игрушка.
8.1. Игрушки из пластика
Теория: Беседа об экологии, использование пластмассы в оригинальной игрушке.
Последовательность изготовления оригинальной игрушки из пластмассовой тары, упаковки.
Показ готового образца. Настрой на работу. Использование дополнтельных средств
информации.
Практика: Проявление фантазии, выбор пластиковых предметов для создания оригинальной
игрушки. Сборка изделия с помощью клея «Титан» и проволоки. Оформление работы
мелкими деталями из пластика.
8.2. Игрушки из картона
Теория: Последовательность изготовления оригинальной игрушки из картонной тары и
упаковочной бумаги. Принцип складывания, вырезания, разрезания. Показ образца.
Способы сборки и склеивания.
Практика: Подбор картонных коробок и картонной тары. Проявление фантазии при
создании оригинальной игрушки. Оформление работы, используя приём аппликации.
8.3. Поделки из бросового материала
Теория: Последовательность изготовления оригинальной игрушки из бросового материала.
Показ готового образца. Настрой на работу. Использование пенопласта, упаковочного
материала.
Практика: Подбор предметов из разного вида материалов, бывших в употреблении.
Создание оригинальной игрушки по собственному выбору. Декоративное оформление с
помощью мелких деталей. Самооценка по качеству выполнения работы.

14

9. Маска.
9.1. Декоративные маски
Теория: Рассказ о поверьях. Демонстрация образцов готовых изделий. Закрепление понятий
и уточнение технологии изготовления масок. Особенности оформления изделия.
Практика: Самостоятельная разработка модели маски. Подготовка шаблона. Перенос
изделия на бумагу или картон, вырезание детали. Оформление основы маски аппликацией.
9.2. Маска «Веснянка»
Теория: Беседа о народных традиционных праздниках с использованием головных
украшений. Приёмы изготовления.
Практика: Изготовление маски из картона, бумаги, ниток и ткани
10. Декоративная ваза.
10.1. Ваза из бутылки
Теория: Беседа о современных видах декоративно-прикладных изделий. Вторая жизнь
пустой бутылки. Понятие о рельефной и плоскостной аппликации. Первые шаги к понятию
«дизайнер». Понятие «декор".
Практика: Самостоятельная работа.
Выбор бутылки. Оформление
с помощью
использования ниток, ткани, бусин и других материалов. Аккуратность в работе с клеем
«Титан»
10.2. Декорирование вазы
Теория: Ознакомление с новыми материалами декорирования, показ образцов и
иллюстраций для стимулирования к работе.
Практика: Самостоятельная работа по разработке способов декорирования бутылки. Выбор
материала. Обработка основы бутылки материалом. Декоративное оформление вазочки
различными элементами. Творческие разработки. Самооценка по качеству работы.
11. Шкатулка (декупаж).
11.1. История применение шкатулок, образцы.
Теория: Знакомство с новым видом творчества – декупаж. Свойства салфетки. Технология
работы в декупаже, последовательность работы. Демонстрация образцов готовых изделий и
иллюстраций по теме. Использование дополнительных средств информации.
Практика: Выбор основы. Подготовка основы с помощью грунтовки. Выбор рисунка.
Самостоятельная работа. Декоративное оформление.
11.2. Декорирование шкатулки.
Теория: Инновационные технологии в декорировании. Применение новых материалов.
Показ иллюстраций декоративно- художественного направления. Стимулирование к работе.
Практика: Выбор материала для основы шкатулки. Подбор материала ( салфетки,
воздушный пластилин, тесьма и т.п.), оформление работы.
12. Карандашница - как подарок
Теория: Беседа «Каждой вещи - своё место». Показ готовых изделий, стимулирование к
творчеству. Разнообразие форм и композиции.
Практика: Выбор основы, покрытия, декоративное оформление, изготовление.
13. Кулон. Показ образцов кулонов. Изготовление кулона.
Теория: Экскурсия в музей камнерезного искусства. Беседа о разновидностях украшений на
подвеске. Знакомство с историей создания аппликационных художественных работ.
Демонстрация образцов готовых изделий. Использование различных материалов для
изготовления кулонов. Уточнение техники и последовательность выполнения
аппликационных работ.
Практика: Выбор материала. Подготовка деталей – вырезание аппликационных элементов.
Соединение деталей с помощью клея методом наложения одной детали на другую. Сушка,
оформление отверстия с помощью шила, подвешивание изделия на шнурок или цепочку.
Творческие разработки.
15

14. Заколка для волос из ткани
Теория: Беседа: «Волшебный мир ткани». Демонстрация готовых образцов изделий.
Приёмы работы с флисом и фетром. Уточнение выполнения технологии изготовления
заколки для волос.
Практика: Изготовление шаблонов. Раскрой деталей из фетра по шаблону. Обтяжка заколкиавтомата тканью. Оформление заколки.
15. Путешествие в страну рукоделия.
Самостоятельная работа по выбору ребенка из пройденных тем, добавляя новые
декоративные элементы. Самооценка по качеству выполнения. Обыгрывание поделки (
игрушки).
16. Тайны рукоделия.
Самостоятельная работа по личному выбору ребенка. Приветствуется
использование различных материалов, декоративное оформление работы.

фантазия,

Планируемые результаты 2 года обучения
Метапредметные:
- будут уметь планировать и организовывать свою деятельность;
- будут уметь работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать
информацию из различных информационных источников;
- освоят навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Предметные:
- будут знать историю развития народных традиций в декоративно-прикладном творчестве,
техники их изготовления;
- освоят техники из различных материалов;
- будут знать инструменты и материалы, используемые в декоративно-прикладном
творчестве, а также их назначение, и правила техники безопасности при работе с ними;
- будут знать основные способы изготовления сувениров и художественных изделий в
конкретных техниках декоративно-прикладного творчества;
- будут уметь анализировать и оценивать работу, исправлять допущенные ошибки.
Личностные:
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого
отдельного человека;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы
в команде под руководством педагога;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,
- соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений, ориентаций на искусство как
значимую сферу человеческой жизни.
В результате освоения программы 2 года обучения, обучающиеся должны
Знать:
 принцип составления композиций;
 основы материаловедения;
 основы конструирования;
 основы моделирования.
Уметь:
 свободно владеть и объяснять правила пользования инструментами и приспособлениями, необходимыми в процессе работы;
16

 разрабатывать выкройки деталей.
Учебный (тематический) план
3-ий год обучения
№

Наименование раздела, темы

Кол-во
часов

в том числе:
Форма
контроля/
теория
практика
аттестации
1
1
Обсуждение,
опрос
4,5
7,5
Наблюдение
обсуждение

Вводное занятие. Инструкция по
технике безопасности.
Работа с бумагой.

12

2.1.

Бумага, картон. Новые свойства.

2

0,5

1,5

2.2.

Орнаменты, как украшение.

2

0,5

1,5

2.3.

Орнамент в круге, в квадрате.

2

0,5

1,5

2.4.

Чудо из картона.

2

0,5

1,5

2.5.

Блокнот с секретом.

2

0,5

1,5

Работа с тканью.

10

2,5

7,5

3.1.

Волшебство из ткани

2

0,5

1,5

3.2.

Прихватка для хозяйки

2

0,5

1,5

3.3.

Панно. Аппликация из ткани.

4

1

3

3.4.

Цветок из ткани.

2

0,5

1,5

Игрушка объемная на двух конечностях.

12

3

9

4.1.

Моя первая кукла.

6

2

4

4.2.

Любимый питомец.

6

1

5

5.

Подарочная шкатулка.

6

2

4

5.1

Разнообразие шкатулок.

2

1

1

5.2.

Декоративная шкатулка

4

1

3

Косметичка.

6

2

4

6.1.

Такие разные косметички.

2

1

1

6.2.

«Косметичка для подружки»

4

1

3

Рамка для фотографий.

6

1

5

1.
2.

3.

4.

6.

7.

2

Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
17

7.1.

Подарок папе (фоторамка)

4

0,5

3,5

Наблюдение
обсуждение

7.2.

Рамка для фото на блокноте

2

0,5

1,5

Наблюдение
обсуждение

Открытка.

6

1

5

Наблюдение
обсуждение

8.1.

Открытка – аппликация.

2

0,5

1,5

8.2.

Открытка в технике «Скрабукинг».

4

0,5

3,5

Бижутерия.

6

1

5

9.1.

Брошка из кожи (фетра)

4

0,5

3,5

9.2.

Браслет из ниток (лент)

2

0,5

1,5

10.

Коллажи творчества.

8

1

7

10.1.

Коллаж «Весна».

4

0,5

3,5

10.2.

Юмористический коллаж.

4

0,5

3,5

10.3.

Чудеса рукоделия.

2

-

2

10.4.

Я и мои достижения.

2

─

2

Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение
Наблюдение
обсуждение

Всего часов:

76

17

59

8.

9.

Содержание учебного (тематического) плана 3 года обучения
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Теория. Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Инструктаж по технике
безопасности. Правила поведения на занятиях. Виды сувениров . Демонстрация сувенирных
изделий по источникам информационных технологий ( Интернет-ресурсы)
Практическая работа. Выполнение ознакомительного творческого задания по изготовлению
сувенирных изделий на свободную тему.
1. Работа с бумагой.
2.1. Бумага, картон. Новые свойства.
Теория. Последовательность изготовления картин из бумаги. Технология изготовления
объёмных деталей (конструкций). Подбор бумаги по цвету и качеству.
Практическая работа. Наложение фона на основу, изготовление объёмных деталей,
наклеивание их на фон. Оформление готовой работы в рамку. Творческие разработки.
2.2. Орнаменты, как украшение.
Теория. Особенности композиции в декоративно-прикладном искусстве. Композиционные
приёмы. Понятие декоративной композиции. Тематическая декоративная композиция.
Композиция,
как
универсальное
средство,
эмоциональной
выразительности.
Композиционное решение. Способы передачи пространства. Цвет и колорит изделия.
Технические и художественные возможности материала при изготовлении изделия. Формат и
размер изделия. Разновидности орнаментов в декоративно-прикладном творчестве. Выбор
18

орнамента и его значение.
Практическая работа. Зарисовка цветового эскиза. Использование Интернет-ресурса.
2.3. Орнамент в круге, в квадрате.
Теория. Симметрия и асимметрия формы в природе. Начальное понятие ритма в орнаменте.
Орнамент в круге, квадрате.
Практическая работа. Выбор сюжета, составление эскиза. Наложение фона на основу,
изготовление объёмных деталей, наклеивание их на фон. Оформление готовой работы в
рамку. Творческие разработки.
2.4. Чудо из картона.
Теория. Технология работы с гафрокартоном. Демонстрация способов крепления, приемов
складывания деталей по размеру, способы наклеивания их на основу.
Практическая работа. Выбор сюжета, творческая разработка. Составление эскиза, подбор
картона и цветовой гаммы. Изготовление работы.
2.5. Блокнот с секретом.
Теория. Азбука бумагопластики. Материалы, инструменты, применяемые в работе. Способы
складывания бумаги.
Практическая работа.
Изготовление блокнота. Применение полученных знаний.
Использование Интернет-ресурсов. Самооценка по качеству выполненной работы.
3. Работа с тканью.
3.1. Волшебство из ткани
Теория. Беседа, «Волшебница химия». Искусственные и синтетические ткани. Капрон.
Практическая работа.
Выбор сюжета или персонажа. Изготовление деталей из
синтетических тканей. Сборка работы.
3.2. Прихватка для хозяйки
Теория. Беседа о предназначении прихваток. Различные способы шитья. Демонстрация
готовых изделий и видео – материалов.
Практическая работа.
Составление эскиза, подбор материала и цветовой гаммы.
Изготовление выкройки прихватки по собственному желанию, шитьё.
3.3. Панно. Аппликация из ткани.
Теория. Виды аппликаций. Способы закрепления аппликаций на основе. Технология
выполнения аппликаций. Показ изображений в литературе и на интернет-ресурсах.
Практическая работа. Подбор материалов, раскрой с учётом припусков на швы и
драпировки. Подготовка основы (фона). Обтяжка тканью подготовленных персонажей из
картона. После просушки сбор панно по эскизу. Оформление в рамку.
3.4. Цветок из ткани.
Теория. Возможности и разнообразие материалов для изготовления стилизованных цветов,
их применение и разнообразие. Способы выкраивания деталей цветка. Технология изготовления цветов из кусочков ткани. Роза из сложенной ленты, из мотка ленты, из прошивной
ленты. Георгин из капроновой ленты.
Практическая работа. Выбор цветка по собственному желанию, используя имеющийся материал. Самостоятельная работа.
4. Игрушка объемная на двух конечностях
4.1. Моя первая кукла.
Теория: Беседа о развитии декоративно-прикладного искусства. Особенности шитья и
оформление объёмной игрушки на двух конечностях из различных материалов. Сведения о
технологии изготовления. Виды и значение кукол-оберегов. Технология изготовления.
Практическая работа. Выбор материала, раскрой деталей. Сшивание деталей и набивка
синтепоном. Оформление игрушки. Обыгрывание игрушки. Творческая разработка.
4.2. Любимый питомец.
Теория. Знакомство с материалами и техникой изготовления мягкой игрушки на заданную
тему. Демонстрация готовых изделий (использование Интернет-ресурсов).
Практическая работа. Подбор материалов, сшивание деталей и набивка синтепоном.
19

Оформление игрушки. Обыгрывание игрушки.
5. Подарочная шкатулка.
5.1. Разнообразие шкатулок.
Теория. Виды шкатулок, практическое применение. Демонстрация образцов готовых
изделий, иллюстраций. Использование Интернет-ресурсов.
Практическая работа. Выбор формы шкатулки. Подбор материала. Оформление
декоративными элементами.
5.2. Декоративная шкатулка
Теория. Особенность оформления шкатулки из различных материалов. Уточнение
технологии изготовления изделия. Использование пуговиц в оформлении работы. Показ
образцов, используя литературу и Интернет-ресурсы. Настрой на творческую работу.
Практическая работа. Оклеивание формы шкатулки материалом ( ткань, эко-кожа, плёнка,
мех). Подбор пуговиц для узора, наклеивание по эскизу. Окончательное оформление
шкатулки.
6. Косметичка.
6.1. Такие разные косметички. Показ.
Теория. Дополнительные знания о тканях. Искусственный мех. Особенности обработки
деталей из меха с применением петельного и потайного швов.
Практическая работа. Подбор лоскутков, подгонка по шаблону.
6.2. «Косметичка для подружки»
Теория. Особенности шитья лоскутной пластики. Экономия материала.
Практическая работа. Соединение лоскутков петельным швом. Правила пришивания
застежки-молнии. Назначение полклада. Соединение косметички с подкладом потайным
швом. Творческие разработки.
7. Рамка для фотографий.
7.1. Подарок папе (фоторамка)
Теория. Назначение рамки. Разновидность материалов, их особенности, учитываемые при
изготовлении рамки.
Практическая работа. Выбор материала, изготовление фоторамки.
7.2. Рамка для фото на блокноте
Теория. Знакомство с технологиями изготовления.
Практическая работа. Соединение деталей рамки между собой. Наклеить готовую рамку на
основу, дать подсохнуть. Вырезать из разноцветного материала различные фигурки,
наклеить.
8. Открытка.
8.1. Открытка – аппликация.
Теория. История возникновения открытки. Виды открыток. Закрепление понятия об
аппликации, как одного из видов изобразительной техники. Сведения о сюжетной
аппликации. Демонстрация готовых изделий.
Практическая работа. Выбор сюжета, творческая разработка. Составление эскиза, подбор
бумаги и цветовой гаммы. Вырисовывание и вырезание деталей, приклеивание деталей к
основе.
8.2. Открытка в технике «Скрабукинг».
Теория. Знакомство с техникой скрапбукинг, как современном виде прикладного творчества.
Технология изготовления открытки.
Практическая работа. Выбор сюжета, творческая разработка. Составление эскиза, подбор
бумаги и цветовой гаммы.
9. Бижутерия.
9.1. Брошка из кожи (фетра)
Теория. История возникновения поделок из кожи на Руси. Кожзаменитель, фетр, драп.
20

Особенности обработки. Использование различных приёмов при изготовлении украшений.
Практическая работа. Освоение различных приёмов работы с кожей (фетром): сжатие,
обжигание для придания материалу определенной формы, обрезание. Раскрой изделия из
кожи(фетра) по шаблону. Соединение деталей с помощью клея «Титан». Самостоятельное
оформление изделия.
9.2. Браслет из ниток (лент)
Теория. Знакомство с различными материалами и техниками плетения браслетов.
Демонстрация готовых изделий.
Практическая работа. Выбор модели и способа изготовления. Выполнение работы.
10. Коллажи творчества.
10.1. Коллаж «Весна».
Теория. Знакомство с искусством барельефа, его особенностями. Расширение и углубление
знаний о композиции изображения. Закрепление технических приёмов работы. Показ
образцов готовых изделий. Объяснение последовательности выполнения работы и
изготовления рамки.
Практическая работа. Выбор сюжета, творческая разработка. Презентация детьми своих
работ.
10.2. Юмористический коллаж.
Теория. Беседа о чувстве юмора, его важности для человека. Уточнение перечня материалов,
используемых в работе.
Практическая работа. Выбор сюжета, творческая разработка. Презентация детьми своих
работ.
10.3. Чудеса рукоделия.
Практическая работа. Самостоятельная работа по выбору ребенка из пройденных в течение
года тем, добавляя новые декоративные элементы, оформляя работу.
10.4. Я и мои достижения.
Практическая работа. Самостоятельная работа по личному выбору ребенка.
Приветствуется фантазия, использование различных материалов, декоративное оформление
работы.
Музей кукол. Обзор специальной литературы. Практика: Аппликация. Техника выполнения
аппликации. Панно с использованием плоской игрушки. Выбор материала, раскрой деталей.
Беседа о цветовой гамме. Оформление панно. Способы закрепления аппликации
наклеиванием.
Навыки и приёмы конструирования конусных игрушек. Практика: Техника выполнения
операций: разметка, вырезание,
склеивание, оформление. Практика: Раскрой. Сшивание деталей «потайным швом».
Окончательное оформление изделия. ( кожи). Изготовление подвескиТворческие разработки.
Теория: Экскурсия на фабрику «Мягкая игрушка Демонстрация образцов готовых изделий.
Особенности шитья и оформления игрушки из различных материаловПрактика:
«оригами»..
Теория: Посещение музея кукол и детской книги. История народной игрушки и её
разновидности. Сведения о развитии народных промыслов. Показ репродукций народных
игрушек. Особенности костюма и цветовой гаммы при подборе ткани. Изучение технологии
изготовления куклы-закрутки. Практика:
1.4.

Планируемые результаты 3 года обучения

Образовательная деятельность направлена на достижение обучающимися:
Личностных результатов:
- будут проявлять уважение к истории, культуре декоративно-прикладного творчества разных
народов и национальностей;
- будут проявлять устойчивый интерес к творческой деятельности;
- будут развивать коммуникативные навыки, трудолюбие, организованность, инициативность,
21

любознательность;
- будут уважительно относиться к своему труду, а также к труду и творчеству других людей.
Метапредметных результатов:
- будут уметь планировать и организовывать свою деятельность;
- будут уметь работать с разными источниками информации;
- будут уметь анализировать собственную художественную деятельность и работу с позиций
творческих задач конкретной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;
- освоят навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Предметных результатов:
- будут знать историю развития народных традиций в декоративно-прикладном, техники их
изготовления;
- выполнять основные швы, соблюдать технику безопасности при шитье;
- изготавливать игрушки и простейшие куклы;
- изготавливать сувениры из ниток, бесшовные традиционные куклы;
- изготавливать мягкую игрушку по выкройке, работать с различными материалами и т.д.;
- шить вручную, работать с различными материалами;
- освоят основные художественные навыки (цвет, композиция и др.) для создания
собственного эскиза игрушки;
-создавать самостоятельно полюбившийся сказочный, литературный, исторический образ
средствами изобразительного и прикладного искусства.
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
- учебный класс;
- оборудования: столы, стулья, шкафы (для хранения материалов и инструментов); витрины,
планшеты (для демонстрации выполненных работ); наглядные пособия;
- материалов: ткани, меха, кожи, проволоки для каркаса, картона и бумаги, ниток, ваты,
синтепона и т.д.;
- инструментов: ножниц, иголок, булавок, кусачек, шила, напёрстков и т.д.
Методическое обеспечение:
• методические пособия по темам программы;
• интернет-ресурсы,
• видео,
• фотографии.
2.2. Формы аттестации
Аттестация обучающихся проходит в форме: участие в постоянной (сменной)
выставке в Центре внешкольной работы «Новая Авеста», в конкурсах декоративноприкладного творчества различного уровня, в презентации индивидуальных творческих
работ. Аттестация подтверждается отзывами родителей и дипломами, грамотами конкурсных
мероприятий.
На второй, третий годы обучения по программе обучающиеся переводятся без условий.
2.3. Оценочные материалы
В качестве диагностики используются:
22

− устный опрос;
− контрольные работы по пройденным темам;
− тестирование;
− выставки (однодневные, которые проводятся после каждого занятия с
последующим обсуждением; по итогам года).
1ый
год 2ой год обучения
обучения
критерии
Работа по Самостоятельный
алгоритму и выбор,
аккуратное
шаблону
выполнение,
(%)
завершение продукта
деятельности (%)

3ий год обучения
Использование
индивидуального
проектирования
(%)

начало года низкий
достаточный
конец года низкий
достаточный

23

2.4. Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Войдинова Н.М. Куклы в доме. - М.: Профиздат, 1998.
2. Волкова Я.В. Детские куклы и обереги. - М.: Хоббитека, 2017.
3. Гаврильченко Т.В. Волшебный лоскуток. Шьём игрушки. - М.: Айрис-пресс, 2008.
4. Еременко Т.И. Рукоделие. - М.: Легпромбытиздат, 2000.
5. Зайцева И.Г. Мягкая игрушка. - М.: Издательский дом МСП, 2004.
6. Кононович Т.П, Неботова З.Л.. Мягкая игрушка. Лучшие модели и выкройки - СПб:, Сова,
2007.
7. Кузьмина Т. А. Декоративные бутылки и вазы своими руками. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
8. Леонова Н.Н. Знакомство детей с народным декоративным искусством. - СПб.: ДетствоПресс, 2015.
9. Лонтковская Р. А. Уют и комфорт в вашей квартире. - М.: Фолио, 2004.
10. Максимова М., Кузьмина М. Девичьи хлопоты. – М.: Эксмо-Пресс, 2000.
11. Максимова М.В. Кузьмина М.А. Волшебные лоскутки. - М.: Эксмо-Пресс, 1998.
12. Неботова З., Кононович Т. Мягкая игрушка: Игрушки-сувениры. - М.: Эксмо, 2004.
13. Пермякова М. Рукоделие. - М.: Премьера, 2000.
14. Соколова Ю.П., Сидорович Ю.А. Мягкая игрушка. - СПб.: Литера, 1999.
15. Шилкова Е. А. Квиллинг. Поделки из бумажных лент. - М.: РИПОЛ классик, 2014.
Список литературы для обучающихся:
1. Данилова А. Академия декора. Декпаж. Состаривание. Роспись .- СПб.: Питер, 2012.
2. Войдинова Н.М. Куклы в доме. – М.: Профиздат, 1998.
3. Волкова Я.В. Детские куклы и обереги. - М.: Хоббитека, 2016.
4. Кононович Т.П, Неботова З.Л.. Мягкая игрушка. Лучшие модели и выкройки - СПб:
Сова, 2007.
5. Коноплёва Н.П. Вторая жизнь вещей. Книга для учащихся. - М., «Просвещение», 1993.
6. Лонтковская Р. Уют и комфорт в вашей квартире. - М.,2001.
7. Максимова М., Кузьмина М. Волшебные лоскутки. - М., Эксмо-Пресс, 1998.
8. Максимова М., Кузьмина М. Девичьи хлопоты. - М.: Эксмо-Пресс, 2000.
9. Соколова Ю.П., Сидорович Ю.А. Мягкая игрушка. - СПб.: Литера, 1999.
10. Шилкова Е. А. Квиллинг. Поделки из бумажных лент. - М.: РИПОЛ классик, 2014.
Интернет-ресурсы:
http://1september.ru/ Издательский дом «Первое сентября» http://www.openclass.ru/node
интернет портал Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.
http://pedsovet.org/ Педсовет. Всероссийский интернет центр.
http://www.it-n.ru/ Сеть творческих учителей: официальный сайт
http://festival.1september.ru/ Фестиваль педагогических идей « Открытый урок»
http://talant.spb.ru Созидание талантов
http://dopedu.ru/ Информационный портал «Дополнительное образование»
http://mastercity.orgzp.com/ Творческая мастерская «Город мастеров»

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».