Программа воспитания (pdf.io)

Содержание

Введение

3

Раздел 1. Особенности организации воспитательной деятельности в учреждении
дополнительного образования

4

Раздел 2. Цель и задачи воспитания

5

Раздел 3. Виды, формы и содержание деятельности

6

Раздел 4. Основные направления самоанализа воспитательного процесса, организуемого в
учреждении дополнительного образования

14

Приложения

15

Приложение 1. План мероприятийпо реализации модуля «Детское объединение»
Приложение 2. План мероприятийпо реализации модуля «Воспитательная среда»
Приложение 3. План мероприятийпо реализации модуля «Работа с родителями»
Приложение 4. План мероприятийпо реализации модуля «Наставничество тьюторство»
Приложение 5. План мероприятийпо реализации модуля «Самоопределение»
Приложение 6. План мероприятийпо реализации модуля «Профилактика»

Введение
Рабочая Программа воспитания МБУ ДО Центра внешкольной работы «Новая
Авеста» на 2021-2023 годы разработана в соответствии с Федеральным законом от 31
июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
Ориентиром для разработки Программы воспитания является Примерная
программа воспитания, разработанная Институтом стратегии развития образования PAO
для системы общего образования. Специфика дополнительного образования отражена
в его определении как особого вида образования, который направлен на всестороннее
удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовнонравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не
сопровождается повышением уровня образования. Это вызывает необходимость
определения актуального для учреждений дополнительного образования содержания
воспитательной деятельности.
Нормативно-правовой основой для разработки программы воспитания послужили:
•
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29
декабря 2012 года с изменениями 2020 года (включает все изменения до 6 февраля 2020
г.);
•
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утверждена 29 мая 2015г. № 996-p.;
•
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России;
•
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта
«Образование»;
•
Концепция развития дополнительного образования;
•
Примерная программа воспитания и пакет методических материалов по ее
разработке.
Назначение Программы воспитания - решение проблем гармоничного вхождения,
обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с
окружающими их людьми. Программа показывает, каким образом педагогические
работники реализуют воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности и
тем самым делают Центр «Новая Авеста» воспитывающей организацией.
Программа воспитания - это описание системы возможных форм и способов
работы с детьми.

Раздел 1. Особенности организации воспитательной деятельности
Ведущая роль в решении задач воспитания принадлежит воспитательной
системе образовательного учреждения, определяющей ценностно-смысловую
направленность воспитательной деятельности, ее технологичность и результативность.
В дополнительном образовании воспитание неразделимо с образовательным
процессом. Единство учебно- воспитательного процесса определяется как
целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации
дополнительных общеобразовательных программ.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование»,
проект Концепции развития дополнительного образования до 2030г. предусматривают
включение в содержание дополнительных общеобразовательных программ всех
направленностей воспитательного компонента, направленного на формирование у
детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма,
гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, воспитание культуры
межнационального общения.
Воспитательная система Центра «Новая Авеста» сочетает в себе традиционные
ценности и инновационные подходы к воспитанию подрастающего поколения,
реализует модель воспитания детей с использованием культурного наследия Урала,
традиций народов Российской Федерации, направленных на сохранение и развития
этнокультурного и языкового многообразия страны.
Воспитательный процесс в Центре основывается на специфике дополнительного
образования:
- деятельность педагогов дополнительного образования строится на основе интеграции
основного и дополнительного образования, которое не подлежит регулированию
ФГОС;
- дополнительное образование детей - институт взросления и развития
функциональной грамотности, формирования метапредметных компетенций и
проектирования, обеспечения и сопровождения личностных результатов обучающихся;
- возможность объединения в творческие коллективы, разновозрастные группы, исходя
из интересов и склонностей к какому-либо виду творческой деятельности;
- участие в занятиях основываются на принципе добровольности;
- разнообразие
форм организации деятельности детей зависимости
от направленности образовательных программ;
- осуществление тесной взаимосвязи обучения и воспитания;
- реализация совместных творческих инициатив детей, педагогов и родителей
(законных представителей);
- деятельность учреждений дополнительного образования позволяет реализовывать
разнообразные программы, рассчитанные на разные категории детей (творчески
одаренные дети, дети с OB3 и т.д).

Раздел 2. Цель и задачи воспитания
Современное дополнительное образование обеспечивает добровольный выбор
деятельности ребёнком, выражающийся в удовлетворении его интересов, предпочтений,
склонностей и способствующий его развитию, самореализации, самоопределению и
социокультурной адаптации. Оно обладает особым потенциалом. Этот потенциал состоит
в возможности обеспечения условий для приобщения обучающихся к личностнозначимым, социально-культурным ценностям через участие в различных видах
созидательной деятельности; самоактуализации, как способа воплощения собственных
индивидуальных творческих интересов, а также саморазвития и личностного роста в
социальных и культурно-значимых сферах жизнедеятельности общества.
Цель
программы
воспитания:
создать
единое
воспитательное
пространства учреждения для развития, саморазвития и самореализации личности
обучающегося, психически
и
физически
здоровой,
гуманной,
духовной,
свободной, социально мобильной и востребованной в современном обществе.
Задачи программы:
- приобщать детей к общечеловеческим ценностям, формировать у обучающихся
основы культуры и общения, умений построения межличностных отношений;
- привлекать обучающихся к здоровому образу жизни, формировать чувство осознания
здоровья, как одной из главных жизненных ценностей;
- создавать условия для открытого воспитательного пространства, в котором родители
принимают активное участие;
- способствовать формированию гражданского самосознания, ответственности за
судьбу Родины, любви к своему краю;
- способствовать развитию игровой культуры детей в современных социальных
условиях;
- использовать новые педагогические формы, методы и технологии проведения
учебных занятий для обучающихся;
- создавать условия для самореализации детей.
Ключевая идея программы воспитания – развитие воспитательного потенциала
Учреждения позволит создать условия, способствующие формированию у обучающихся
жизненно необходимых компетенций: гражданственности, ответственности, умения
работать в команде и целенаправленности.

Раздел 3. Виды, формы и содержание деятельности
Модульный принцип построения программы воспитания отражает практику
реализации цели и задач воспитания в соответствии с направлениями воспитательной
деятельности Центра «Новая Авеста». Каждый модуль ориентирован на решение
конкретной задачи воспитания, соответствует одному из направлений воспитательной
деятельности и опирается на реальную деятельность Центра.
Структура модуля включает в себя:
- краткую информацию о потенциале направления деятельности;
- задачу;
- виды, формы, содержание деятельности;
- план мероприятий по реализации модуля на предстоящий учебный год.
Набор инвариантных модулей обусловлен специфическими формами
организации дополнительного образования, через которые успешно решаются задачи
воспитания, и приоритетными направлениями, которые определяет государственная
политика в области образования. Данные модули тесно связаны с деятельностью
педагогов в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ.
Инвариантные модули: «Учебное занятие», «Детское
объединение»,
«Воспитательная
среда»,
«Работа
с
родителями»,
«Самоопределение»,
«Наставничество и тьюторство», «Профилактика».
Инвариантные модули
1. Модуль «Учебное занятие».
Учебное занятие отражает специфику и потенциал системы дополнительного
образования, является структурным элементом, своеобразным «кирпичиком», из
совокупности которых складывается весь образовательный процесс в учреждении
дополнительного образования. В занятии проецируется новое качество образования,
его эффективность и результативность, программная и технологическая
обеспеченность. Занятие можно рассматривать как лабораторию, где происходит
развитие
личности
ребенка,
его
социализация,
где
совершенствуется
профессиональное мастерство и компетентность педагога, где ребенок и педагог
выступают равноправными субъектами образовательного процесса.
Реализация педагогами воспитательного потенциала занятия предполагает
создание условий для развития познавательной активности учащихся, их творческой
самореализации. Педагогам важно ориентироваться на целевые приоритеты, связанные
с возрастными особенностями учащихся.
Задача: использовать в воспитании детей возможности занятия по
дополнительным общеобразовательным программам как источник поддержки и
развития интереса к познанию и творчеству.
Виды, формы и содержание деятельности:
- демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности;
- подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения на занятиях;

- применение интерактивных форм работы, которые дают учащимся возможность
приобрести опыт ведения конструктивного диалога, командной работы и
взаимодействия с другими детьми;
- включение в занятие игровых технологий, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в
объединении помогают установлению доброжелательной атмосферы во время занятия;
- включение проектных технологий, позволяющих учащимся приобрести навык
генерирования и оформления собственных идей, навык самостоятельного решения
проблемы, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения и т.д.;
- применение ролевого подхода к созданию организационной структуры детского
творческого коллектива.
- включение в образовательный процесс технологий самодиагностики, рефлексии,
позволяющих ребенку освоить навык выражения личностного отношения к различным
явлениям и событиям.
Содержание деятельности:
- актуализация воспитательных практик (мероприятий, дел, игр и пр.) в процессе
реализации ДООП;
- организация игровых учебных пространств;
- обновление содержания совместной творческой деятельности педагога и учащихся,
- разработка современного образовательного и воспитательного контента;
- содействие в становлении детско-взрослых сообществ;
- проектирование дискуссионных образовательных пространств;
- проектирование игровых образовательных пространств;
- организация и педагогическая поддержка социально-значимой деятельности и
социальных проб учащихся;
- формирование и развитие сетевых (наука, бизнес, образование и т.д.)
образовательных детско-взрослых сообществ;
- организация и педагогическая поддержка просветительской, исследовательской,
поисковой, практико-ориентированной, рефлексивной деятельности учащихся,
направленной на освоение социальных знаний, формирование позитивного отношения
к общественным ценностям, приобретения опыта социально значимых дел.
2. Модуль «Детское объединение».
В Центре «Новая Авеста» деятельность обучающихся осуществляется в
одновозрастных и/или разновозрастных детских творческих объединениях.
Детские творческие объединения (коллективы): кружок или группа - традиционная
форма объединений детей по интересам. Для них приоритетны предметнопрактические задачи освоения конкретного профиля деятельности, изучения одного
учебного курса, соответствующего требованиям ДООП.
Задачи функционирования детских творческих объединений:
- использовать в воспитании детей возможности занятий по дополнительным
общеобразовательным программам как источник поддержки и развития интереса к
познанию и творчеству;
- содействовать развитию и активной деятельности детских общественных

объединений;
- содействовать приобретению опыта личностного и профессионального
самоопределения на основе личностных проб в совместной деятельности и социальных
практиках;
- поддерживать и развивать формы детской активности через развитие ученического
самоуправления.
Виды, формы и содержание деятельности
Содержание деятельности определяется приоритетными направлениями
государственной
образовательной
политики,
особенностями
региональной
образовательной и культурной политики, интересами, памятными событиями,
традициями, государственными и народными праздниками, деятельностью учреждения
дополнительного образования.
Возможны следующие формы воспитательной работы:
- коллективные формы: ярмарки, праздники, фестивали, слеты, акции, флэшмобы,
батлы.
- групповые формы: а) досуговые, развлекательные: тематические вечера, б) игровые
программы: конкурсы, квесты, театрализации, интеллектуальные игры; в)
информационно-просветительские познавательного характера: выставки, экскурсии,
круглые столы, мастер-классы, тематические программы;
- индивидуальны формы: беседы, консультации, наставничество, тьюторство.
План мероприятий по реализации модуля «Детское объединение» представлен в
приложении 1.
3. Модуль «Воспитательная среда».
Воспитательная среда как педагогическое явление есть совокупность условий, в
которых разворачивается воспитательный процесс и с которыми вступают во
взаимодействие включенные в него люди.
Структура воспитательной среды:
- воспитательный компонент дополнительных общеобразовательных программ,
учебно-методические разработки педагогов по вопросам воспитания;
- духовный или субъектный компонент - сложившиеся в учреждении отношения,
ценности, традиции, привлекательные для учащихся, педагогов, родителей;
- предметно-материальный компонент учреждения.
Воспитательная среда должна как можно больше соответствовать запросам и
интересам обучающихся, быть средой личностного роста, душевного комфорта и
социальной защищенности для участников образовательного процесса.
Спецификой осуществления воспитательного процесса в Центре является
создание особой воспитательной среды, которая задает нравственные нормы и
интеллектуальный фон жизни, формирует уровень притязаний личности и ее
достижений; среды, в которой ребенок учится уважительному и продуктивному
взаимодействию с другими людьми, получает опыт социально-значимой коллективной
творческой деятельности.
Основой организации воспитательного процесса в Центре является совместная
деятельность (социально-значимая, исследовательская, досуговая и т.д.) педагогов и
обучающихся, направленная на приобретение опыта решения жизненно важных
проблем, коллективной заботы, творческих поисков и улучшения окружающего мира.

Усиление воспитательного потенциала дополнительного образования детей
происходит через включение учащихся в коллективные общественно полезные
практики, создание новых возможностей для использования получаемых знаний.
Задача: создавать воспитательное пространство возможностей для приобретения
опыта социального взаимодействия и продуктивной деятельности, личного
самоопределения.
Виды, формы, содержание деятельности
Виды и формы деятельности можно разделить на два больших блока.
1 блок. Формы коллективной деятельности детей и взрослых, где
воспитательное взаимодействие осуществляется скрыто, незаметно по ходу общей
работы: коллективные творческие дела, коллективные творческие праздники,
коллективные творческие игры. Они эмоционально и ценностно привлекательны для
ребят и предоставляют возможность каждому внести свой личный вклад в общее дело,
позволяют приобретать разнообразный социальный опыт в различных видах
деятельности. Все это создает творческую природу, особую природу социального
творчества, когда дети и взрослые создают форму нового, лучшего способа
взаимодействия.
2 блок. Формы прямого открытого воспитательного воздействия воспитательные мероприятия и воспитательные занятия, где педагог целенаправленно
формирует какое-либо общественно значимое нравственно обусловленное свойство
личности или конкретное мнение (например, проектная и исследовательская
деятельность).
Воспитание в Центре строится как целенаправленно организованная
деятельность детей, вовлекающая их во взаимодействие с социальной и природной
средой и формирующая у них систему ценностных отношений.
В воспитательном процессе ЦДЮТТ большую роль играют традиции,
сложившиеся в детских творческих объединениях и учреждении - традиции чести и
сплоченности коллектива; традиции, позволяющие продолжать и углублять освоение
содержания ДООП, устанавливать, развивать, усложнять позитивные воспитательные
отношения. Рождение и закрепление традиций, их поддержание реализуется как во
внешних формах (эмблема, форма, символы и ритуалы жизни), так и в событийных
(традиционные дела к определенным датам и событиям жизни коллектива и
учреждения).
План мероприятий по реализации модуля «Воспитательная среда» представлен
в приложении 2.
4. Модуль «Работа с родителями».
Система дополнительного образования согласно закону об образовании в
Российской Федерации, является составляющей всей системы образования, что
определяет необходимость для педагогического коллектива создавать условия для
содержательного партнерства образовательного учреждения и семьи, при этом семья
выступает уже не только как потребитель и заказчик образовательных услуг, но и как
основной партнер.
В связи с этим в качестве одной из целей, стоящей перед педагогом, является
необходимость осуществления психолого-педагогической поддержки семьи и
повышение
педагогической
компетентности
родителей,
психологического

сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения.
Успешное достижение обозначенной цели возможно при условии выбора оптимальных
форм взаимодействия с родителями по вопросам обучения и воспитания ребенка.
Для достижения высоких результатов необходимо объединять усилия педагогов
и родителей. Создание союза: педагог - дети - родители — один из актуальных
вопросов на сегодняшний день.
Задача: обеспечить согласованность позиций семьи и образовательного
учреждения для более эффективного достижения цели воспитания, оказать
методическую помощь в организации взаимодействия с родителями (законными
представителями) учащихся в системе дополнительного образования, повысить
уровень коммуникативной компетентности родителей (законных представителей) в
контексте семейного общения, исходя из ответственности за детей и их социализацию.
Виды, формы и содержание деятельности.
Разработка стратегии взаимодействия Центра как учреждения дополнительного
образования с родителями (законными представителями) учащихся направлена на
создание оптимальных условий совершенствования культурно-образовательного
пространства.
Содержательным аспектом модуля является:
1. Создание условий для постоянного совершенствования педагогической
деятельности, приведение ее в соответствие с современными достижениями науки и
практики.
2. Объединение содержания обучения и воспитания в целостную систему на основе
преемственности учреждений дополнительного образования детей и молодежи.
3. Интеграция основного и дополнительного образования, способствующая сближению
процессов взаимодействия семьи и учреждений дополнительного образования.
4. Получение теоретических и практических знаний, обоснований собственных
умозаключений путем изучения научной и методической литературы и создание
наилучших возможностей для взаимодействия семьи и Центра как учреждения
дополнительного образования.
5. Функционирование в режиме открытой социально-педагогической системы
(поддержание партнерских связей и развитие взаимодействия с другими социальными
институтами).
В Центре используются различные виды и формы взаимодействия с родителями
(законными представителями) учащихся.
На групповом уровне:
- родительский комитет учреждения, участвующий в управлении образовательной
организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
- родительские дни, во время которых родители могут посещать занятия для получения
представления о ходе учебно-воспитательного процесса в учреждении;
- организация на базе учреждения семейных праздников, конкурсов, соревнований,
направленных на сплочение семьи и учреждения;
- организация на базе учреждения совместной познавательной, трудовой, культурнодосуговой деятельности, направленной на сплочение семьи;
- родительские собрания, чаты, площадки, на которых обсуждаются интересующие
родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и
педагогов.

На индивидуальном уровне:
- работа специалистов и педагогов по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;
- помощь
со
стороны
родителей
в
подготовке
и
проведении
мероприятий воспитательной направленности;
- индивидуальное консультирование с целью координации воспитательных усилий
педагогов и родителей.
План мероприятий по реализации модуля «Работа с родителями» представлен в
приложении 3.
5. Модуль «Наставничество и тьюторство».
Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний,
формирования навыков, компетенций и ценностей через неформальное
взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве наставника и
наставляемого.
Технология наставничества позволяет получать опыт, знания, формировать
навыки, компетенции и ценности быстрее, чем другие способы передачи (учебные
пособия, система занятий, самостоятельная и проектная работа, формализованное
общение).
Скорость
и
продуктивность
усвоения
нового
обусловлены
непосредственной передачей живого опыта от человека к человеку, доверительными
партнерскими отношениями.
Задача: реализовывать потенциал наставничества в воспитании обучающихся
как основу взаимодействия людей разных поколений, мотивировать к саморазвитию и
самореализации на пользу людям.
Наставничество и тьюторство тесно взаимосвязаны. Тьюторство в образовании
часто рассматривается как закрепление за ребенком наставника, который сможет
помочь ребенку достичь значимых результатов и скорректировать развитие. В данном
случае речь идет не об отдельной должности тьютор, а об особой педагогической
позиции - тьютор.
Тьюторство - это способ организации процесса обучения, проявляющийся в
особым образом организованном проведении учебных занятий, ориентированных на
личностное развитие обучающихся, и выступлении педагога в роли сопровождающего
учебного процесса, а обучающегося в роли его подопечного.
Основные задачи тьюторского сопровождения:
- выявление и развитие образовательных интересов и мотивов обучающегося;
- использование актуальных и современных образовательных ресурсов, необходимых
для разработки индивидуальной образовательной программы;
- работа с образовательных заказом, поступающим от семьи обучающегося;
- формирование у обучающегося учебной и образовательной рефлексии.
Тьюторское сопровождение может осуществляться только на основе совместной
с учащимися деятельности по определению интересов, возможностей, постановке
целей, интеграции для ее достижения. различных ресурсов образования, а в итоге - в
процессе управления образовательной деятельностью, освоением способов развития
способностей, формированием определенных качеств. Сопровождаемые - одаренные
дети различного возрастного уровня, дети с особыми образовательными

потребностями.
Виды, формы и содержание деятельности
Модель наставничества предусматривает - независимо от форм наставничества две основные роли: наставляемый и наставник. В роли наставника могут выступать:
педагоги Центра, родители обучающихся (родитель не может быть наставником для
своего ребенка), сотрудники иных предприятий и организаций, некоммерческих
организаций и иных организаций любых форм собственности, студенты, выпускники,
обучающиеся Центра.
Для организации наставничества необходимо:
- сформировать пары/группы подходящих друг другу наставников и наставляемых.
Основные критерии: профиль наставника должен соответствовать запросам
наставляемого, а у наставнической пары/группы должен сложиться взаимный интерес
и симпатия, так как наставничество — это в первую очередь основанные на доверии,
уважительные и эмоционально окрашенные отношения;
- создать условия для установления гармоничных и продуктивных отношений в
наставнической паре/группе так, чтобы они были максимально комфортными,
стабильными и результативными для обеих сторон;
- сформулировать цели на ближайший период работы.
Тьюторское сопровождение не является обязательным для всех. Оно
предполагает работу с мотивированными детьми, стремящимися к самостоятельной
деятельности - сопровождать можно только идущего.
Содержание деятельности:
- установление партнерских отношений;
- изучение необходимого и достаточного информационного поля об устройстве
образовательного пространства (объединения, курсы, кружки и т.д.);
- поддержка процессов самоопределения и самореализации обучающегося;
- корректировка самоопределения обучающегося;
- повышение образовательной мотивации обучающегося;
- активизация творческой инициативы обучающегося и др.
План мероприятий по реализации модуля «Наставничество и тьюторство»
представлен в приложении 4.
6. Модуль «Самоопределение».
Модуль «Самоопределение» строится на опыте педагогической поддержки
самоопределения, саморазвития и самореализации личности ребенка.
Задача: содействовать приобретению опыта личностного и профессионального
самоопределения на основе личностных проб в совместной деятельности и социальных
практиках.
Виды, формы и содержание деятельности:
- мероприятия (беседы, лекции, диспуты, дискуссии, экскурсии, культпоходы,
прогулки, обучающие занятия и т.д.);
- события (общие по учреждению, дни единых действий, приуроченные к праздникам и
памятным датам, акции, ярмарки, фестивали, флэш-мобы, челленджи т.д.);
- игры (сюжетно-ролевые, деловые, интеллектуальные и т.д.).
Совместная деятельность педагогов и обучающихся по направлению

«самоопределение» включает в себя профессиональное просвещение, диагностику и
консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных
проб учащихся:
- освоение обучающимися основ профессии в рамках обучения по дополнительной
общеобразовательной программе;
- реализация профориентационных досуговых программ, направленных на подготовку
обучающихся к осознанному планированию и реализацию своего профессионального
будущего;
- профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов
(ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию),
расширяющие знания учащихся о типах профессий, о способах выбора профессий, о
достоинствах и недостатках той или иной интересной обучающимся профессиональной
деятельности;
- экскурсии на предприятия города, дающие обучающимся начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
- посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, дней открытых
дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;
- организация творческих профориентационных смен, где учащиеся могут глубже
познакомиться с теми или иными профессиями, получить представление об их
специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развить в себе
соответствующие навыки;
- совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору
профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение
онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениях образования;
Содержание деятельности:
- педагогическая поддержка обучающихся в осознании вызовов времени, связанных с
многообразием выбора;
- вовлечение детей и подростков в рефлексивную деятельность через определение и
согласование
границ
свободы
и
ответственности
(нормы
и
правила
жизнедеятельности), принятие индивидуальности другого, развитие самоуважения и
взаимоуважения;
- педагогическое сопровождение обучающихся в осознании личностных
образовательных смыслов через создание ситуаций выбора, осуществление
индивидуальных проб в совместной деятельности и социальных практиках;
- сопровождение в развитии способностей, одаренности, творческого потенциала,
определяющих векторы жизненного самоопределения, развитие способностей
отстаивать индивидуально значимые выборы в социокультурной среде;
- помощь и поддержка потребностей и интересов детей и подростков, направленных на
освоение ими различных способов деятельности;
- организация деятельности учащихся по расширению опыта проектирования и
реализации индивидуального маршрута саморазвития, содействие в освоении
конструктивных способов самореализации;
- поиск эффективных форм и методов содействия детям в решении актуальных
проблем.
План мероприятий по реализации модуля «Самоопределение» представлен в
приложении 5.

7. Модуль «Профилактика»
Дополнительное образование детей по своей сути обладает социальнопедагогическими особенностями, значимыми для профилактики отклоняющегося
поведения детей и подростков, безопасности дорожного движения, пожарной
безопасности, информационной безопасности и др.
Профилактическая работа — это один из значимых пунктов работы каждого
педагога дополнительного образования в рамках воспитательной деятельности,
каждый педагог дополнительного образования проводит профилактическую работу в
своих детских творческих объединениях.
Задача: формирование у детей и подростков нравственных ценностей,
мотивации и способности к духовно-нравственному развитию, интересов и
личностных качеств, обеспечивающих конструктивную, социально приемлемую
самореализацию,
позитивную
социализацию,
противодействие
возможному
негативному влиянию среды.
Виды, формы и содержание деятельности
В целях профилактики Центр:
- разрабатывает и реализовывает ДООП, формирующие мотивы, установки и навыки,
препятствующие правонарушениям несовершеннолетних;
- включает методы социально-педагогических тренингов с целью повышения уровня
конструктивного поведения в конфликтной ситуации, противостояния манипуляциям,
формирования у подростков социальной компетентности;
- способствует участию обучающихся в конкурсах, соревнованиях, фестивалях,
олимпиадах, тем самым создавая ситуацию успеха, возможность самоутвердиться,
повысить личностную самооценку.

Раздел 4. Основные направления самоанализа воспитательного
организуемого в учреждении дополнительного образования

процесса,

Анализ воспитательного процесса в Центре осуществляется ежегодно в рамках
проведения самообследования и процедуры мониторинга оценки качества. Ежегодно
итоги представляются в публичном докладе. Корректировка программы проходит на
педагогическом совете Центра. Анализ воспитательной деятельности проводится с
целью выявления основных проблем организации воспитательного процесса и
последующего их решения. Процедура оценки качества образования производится с
применением мониторинга. В качестве основных способов получения информации
используются анкеты участников образовательного процесса, а также анализ
показателей деятельности организации по решению основных вопросов воспитания и
социализации учащихся в рамках освоения образовательных программ.
Механизмом реализации Рабочей программы воспитания становятся действия
по исполнению Плана реализации программы воспитания на учебный год. Основными
направлениями анализа воспитательного процесса являются направления деятельности
каждого модуля программы.
Основными принципами, на основе которых осуществляется анализ
воспитательного процесса в Учреждении, являются:
- принцип гуманистической направленности, ориентирующий экспертов на
уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим
воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий
экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как
содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между
учащимися и педагогами;
- принцип развивающего характера анализа, ориентирующий экспертов на
использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности
педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования
своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
учащихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие
детей - это результат как социального воспитания, так и стихийной социализации и
саморазвития детей.

Приложение 1.
Направление деятельности
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Проведение
мониторинга
результативности
реализации
образовательных программ
Проведение открытых занятий
Реализация форм предъявления
результатов
образовательных
программ
Обновление
предметноэстетических зон образования
Реализация планов воспитательной
работы в течение года
Анализ
и
диагностика
воспитательного компонента в
учебном занятии

Сроки
реализации
декабрьянварь

Ответственные
Администрация,
педагоги

декабрь,
апрель
в течение года

Администрация,
педагоги
Администрация,
педагоги

в течение года

Администрация,
педагоги
Администрация,
педагоги
Администрация,
педагоги

в течение года
в течение года

Приложение 2.
Направление деятельности
1.
2.
3.
4.

Организация и проведение
мероприятий
Реализация социально-значимых
проектов
Участие в районных, городских,
региональных и Всероссийских
мероприятиях
Выездные формы работы

Сроки
реализации
в течение года
в течение года
в течение года
в течение года

Ответственные
Администрация,
педагоги
Администрация,
педагоги
Администрация,
педагоги
Администрация,
педагоги
Приложение 3.

Направление деятельности
1.

Внедрение форм самоуправления
в детских объединениях

Сроки
реализации
в течение года

Ответственные
Администрация,
педагоги

2.

Использование потенциала города

в течение года

3.

Развитие социального партнерства
в течение года
Организация
работы
с
выпускниками

в течение года

4.

в течение года

Администрация,
педагоги
Администрация,
педагоги
Администрация,
педагоги

Приложение 4.
Направление деятельности
1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Организация информационной
среды для родительской
общественности
Организация форм социального
партнерства с родителями
Проведение родительских собраний

Сроки
реализации
в течение года

Ответственные
Администрация,
педагоги

в течение года

Администрация,
педагоги

в течение года

Администрация,
педагоги
Администрация,
педагоги

Проведение совместных
мероприятий родителей и учащихся
Организация семейных праздников

в течение года

Организация процедуры оценки
качества образования
Организация работы с письмами и
обращениями
Консультирование родителей

в течение года

в течение года

Администрация,
педагоги
Администрация,
педагоги

в течение года

Администрация,
педагоги

в течение года

Администрация,
педагоги
Приложение 5.

Направление деятельности
1.

Развитие социального партнерства

2.

Реализация форм работы
организации наставничества

по

Сроки
реализации
в течение года
в течение года

Ответственные
Администрация,
педагоги
Администрация,
педагоги
Приложение 6.

Направление деятельности
1.

Организация и проведение
мероприятий по

Сроки
реализации
в течение года

Ответственные
Администрация,
педагоги

2.
3.

4.

5.

профессиональной ориентации
Реализация принципа
преемственности
образовательных программ
Проектирование и реализация
краткосрочных программ (иных
форматов дополнительного
образования)
Организация и проведение
мероприятий, направленных на
личностное и профессиональное
определение
Участие в районных, городских,
региональных и Всероссийских
мероприятиях

в течение года

Администрация,
педагоги

в течение года

Администрация,
педагоги

в течение года

Администрация,
педагоги

в течение года

Администрация,
педагоги
Приложение 7.

Направление деятельности
2.
3.
4.
5.

Создание информационной среды
профилактической работы
Организация и проведение
профилактических мероприятий
Проведение тематических
мониторингов в течение года
Создание условий безопасной
среды

Сроки
реализации
в течение года

Ответственные
Администрация,
педагоги

в течение года

Администрация,
педагоги

в течение года

Администрация,
педагоги

в течение года

Администрация,
педагоги


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».